Что означает продуктивный диалог

Зачем нужен продуктивный диалог и как его правильно провести?

Виды диалога

Мы приехали на полянку, где познакомимся с разновидностями русского диалога!

Прочтите надписи на цветах.

Что означает продуктивный диалог. Смотреть фото Что означает продуктивный диалог. Смотреть картинку Что означает продуктивный диалог. Картинка про Что означает продуктивный диалог. Фото Что означает продуктивный диалог

Как мы видим, в русском языке три вида диалога

— Мы приняли решение о введении нового закона.

— Вам необходимо оформить решение в письменном виде.

— Маша, твоя кофта слишком яркая!

— Такой цвет не подходит для школы.

— Да, вы правы, все носят серую форму, а моя кофта красная и с цветами.

— Молодец, Маша, ты все правильно поняла!

— Извините, я буду носить правильные вещи, а в этой кофте к подружке схожу.

— О, ты также красива как и умна?

— Ах, вы мне правду ль говорите?

Наш привал на полянке подошел к концу, пора ехать дальше!

Видео

В каких случаях диалог не нужен?

Возможно, в больших залах, на очень торжественных, официальных мероприятиях можно обойтись без диалога. Если у вас продающая презентация или информация о принятии решения — диалог обязателен. Однако чем больше в презентации от формальной лекции или от развлечения на стадионе, тем меньше потребность в диалоге. Моноспектакли чаще всего не предусматривают диалога, как и нобелевские лекции. Хотя почему бы и нет? Я бы попробовал.

В любом случае никто не запрещает задавать вопросы залу — просто не ждите на них ответа. Такие вопросы без ответа называются (уверен, вы знали) риторическими. Знаменитое выступление Саймона Синека «Начните с почему» — более 44 млн просмотров — начинается с вопросов: «Почему некоторые люди способны достичь результатов, которые бросают вызов всем представлениям о возможном?» и «Почему Apple настолько инновационны?» Разумеется, никто не ждёт, что аудитория сейчас же бросится отвечать на эти вопросы, это просто приём, чтобы привлечь внимание, заинтересовать, заставить задуматься.

У риторических вопросов скверная репутация. Мы говорим «ну, это риторический вопрос», когда имеем в виду, что это какой‑то скучный, глупый, проходной вопрос. Но вообще‑то ничего плохого в риторических вопросах нет. Вопрос как форма привлекает больше внимания, чем утверждение. Просто не любой. В вопросе, увы, должно быть ещё какое‑то содержание.

Диалог и стили речи

Диалог – это суть человеческого общения. Оно может происходить на разных уровнях, в устном и письменном виде.

С точки зрения языка, удобно рассмотреть диалоговые проявления в разных стилях речи. Напомним, что традиционно выделяют 5 стилей:

В разговорной речи диалог представить легче всего. Это дружеская беседа, спор, бытовой обмен этикетными или ситуативными репликами (например, при встрече знакомых на улице, в магазине, общественных местах).

Письменный диалог принимает форму живой или электронной переписки. Это и обмен записочками, оставленными на холодильнике или зеркале, и милая болтовня в мессенджере.

В официальной обстановке диалог представляет собой обмен документами. Письменный ответ на официальный запрос, приказ, составленный на основании заявления, — это взаимодействие разных инстанций, организаций, учреждений, физических или юридических лиц.

Такой диалог строго задокументирован, каждая его часть (деловая бумага) составляется строго по образцу.

В публицистике диалоговое начало несёт в себе полемика (что это такое?). Полемичность – важная черта информационного сообщения, основной целью которого считается воздействие на читателя или слушателя.

Если статья, репортаж, выступление с трибуны не вызывают вопросов и противоречивых откликов, можно констатировать неуспех оратора или журналиста.

В науке диалогом называют научную дискуссию, прения после представления научного открытия сообществу специалистов.

О диалоге в художественной литературе стоит сказать отдельно.

Источник

Продуктивное общение

У каждого разговора, особенно делового, есть цель непосредственная, конкретная, а также цели, ей сопутствующие. Это – получение информации общего характера о собеседнике, предоставление сведений о себе и создание впечатления. То есть, разговор – это сложный двухсторонний процесс. Не получится продуктивного диалога, если сам процесс представляет сложности или доставляет неприятные ощущения обеим сторонам. Охотнее слушают людей, которые умеют четко, ясно, логично и в меру образно выражать свою мысль. Скудость словарного запаса оставляет плохое впечатление, так же, как и слова, которые приходится «вытягивать» из собеседника. Однако быстрая, неорганизованная, перескакивающая с темы на тему и слишком быстрая речь также не будет услышана должным образом. Кроме того, быстрая речь иногда заставляет собеседника усомниться в Вашей искренности и честности Ваших намерений. Медленная речь, а особенно речь с повторениями, заиканием и запинанием вообще очень трудно воспринимается и действует, как зубная боль. Тон разговора и тембр голоса также следует контролировать. Резкие звуки, повелительные, или, наоборот, подобострастные нотки неприятны.

Если Вы бываете недовольны тем, как Вам удаются переговоры, то попробуйте тезисно набрасывать план разговора, делайте пометки. Репетируйте, в конце концов.

Умение вести разговор складывается из умения слушать, умения говорить, а также умения уловить настроение собеседника, контролировать направление беседы. Сам разговор состоит из приветствия, которое может включать знакомство, самого содержания, в процессе которого происходит основной обмен между собеседниками, завершение его, которое подытожит результат переговоров, и прощания.

Начинается разговор с приветствия.

Если Вы идете с запланированным визитом к незнакомому человеку, например, на собеседование, то постарайтесь заранее узнать его имя. Лучшее обращение, если Вы рассчитываете на дальнейшее общение – это обращение по имени-отчеству. Если Вы хотите подчеркнуть официальность посещения, то можно ограничиться фамилией с обращением, или должностью. Но эта форма, например, «господин инспектор», не прижилась еще в нашем обществе настолько, чтобы можно было считать ее общеупотребительной. Правда, отдельным господам она очень нравится. Если Вы собрали и использовали такие сведения – большой плюс Вам, как карьеристу.

Но вообще, обращение по имени или имени-отчеству открывает большие перспективы. Не забывайте о том, что имя – это сакральная метка человека и часть его сущности. Безличное обращение гораздо менее эффективно. Людям нравится, когда их имя звучит уважительно и значимо. Эта симпатия к своему имени переходит на того, кто его произносит, и активизирует внимание собеседника. Если вы не знаете имени человека, можно сказать что-то вроде: «очень приятно», представиться, и сделать паузу.

Никогда не начинайте говорить, пока на Вас не обратят внимание, если Вы вошли в кабинет. Подождите.

О паузе. В начале разговора она необходима. Пауза может быть после приветствия или после названия собственного имени. Пауза помогает оценить друг друга, не комкать начало разговора, скорректировать намерения. Но она не должна длиться более полутора минут. После этого уже трудно разговаривать. Сумейте прочувствовать момент, когда молчать уже нельзя. Обычно тот, кто выдержал паузу длиннее, перехватывает инициативу разговора. Исключение составляют случаи, когда нужно срочно исправить негативное впечатление или настрой собеседника. В этом случае уместно вставить неожиданную нейтральную фразу, которая снимет негатив.

Имя собеседника следует употреблять почаще, это поможет установлению контакта.

Существуют правила для слушающих и правила для говорящих.

Говорящий должен начинать с легкой, нейтральной темы, чтобы логически подвести разговор к главному. При этом для стимуляции интереса собеседника рекомендуется вставлять в речь обороты, которые положительно характеризуют того, кто слушает. Естественно, это должно делаться с достоинством и без подобострастия, так как оно раздражает и создает впечатление неискренности. Уместны будут выражения вроде «зная Вашу компетентность» – эта фраза поможет выяснить отношение к вопросу и получить информацию, «если я Вас правильно понял»– этот оборот тактично напомнит о данном обещании, и тому подобные вставки.

Говорящий правильно поступит, если без крайней необходимости не станет высказываться категорично, а вместо этого пригласит собеседника к выработке общего мнения. «Мне кажется» с успехом можно заменить «не кажется ли Вам». Смысл один и тот же, а впечатление и результат могут быть противоположными. Делайте паузы, чтобы дать осознать то, что говорите.

В то время, когда слушателем являетесь Вы, также не следует забывать о правилах. Во-первых, слушать нужно внимательно, потому что иногда информация находится между строк. Прерывать без надобности не стоит. Тем более использовать паузы в разговоре, чтобы сказать о чем-то, не относящемся к разговору. Это в высшей степени некорректно. Некоторые используют этот прием для того, чтобы контролировать спор и выбить собеседника из колеи. Это иногда удается, но при этом потери в виде негативного отношения к себе могут отразиться на дальнейшем общении. Не стоит пренебрегать с такой легкостью людьми, иначе можно, преследуя минутные цели, остаться без поддержки когда-нибудь в дальнейшем. Кроме того, если Вы чувствуете внутренний протест или хотите указать на слабое место в аргументах противной стороны, достаточно бывает просьбы более подробно изложить момент, который показался Вам спорным или вызвал сомнения. Возвращение к вопросу может прояснить ситуацию или выявить неправоту собеседника. Но делайте все для того, чтобы он сам это признал. Уточняющие вопросы, переспрашивание, и, наконец, предложение обсудить это позднее, точно так же позволит уйти от нежелательного конфликта и избежать давления. Чем спокойней Вы это научитесь делать, тем больше вероятность, что, в конце концов, договоренность будет достигнута.

Окончание разговора и само прощание также важно, как и начало разговора. Как правило, заключительная фраза помнится дольше всего и кажется отражением всего разговора. Если Вам свойственно упрямство, достойное настоящего карьериста, то Вы обязательно используете эту последнюю возможность даже в конце разговора, который не оправдал ваших надежд. «И все-таки подумайте, возможно, Вы измените свое мнение». Это фраза ничего Вам не будет стоить, и в то же время – а вдруг действительно этот шанс оправдается? Во всяком случае, вы сможете вернуться к разговору при более благоприятных обстоятельствах.

Отдельный вид разговора – телефонный. Люди независимые и уверенные в себе любят этот вид коммуникации. Обычно он нравится тем, кто легко облекает свои мысли в слова. Но некоторым этот вид общения труден. Почему, и как это изменить?

Не видя собеседника, иногда трудно просчитать его реакцию. Но ведь он тоже не видит Вас, так что не думайте об этом. То, что ценится в телефонном разговоре – вежливый, энергичный тон, внятная лаконичная речь, отсутствие длинных отступлений. Если Вам не удаются телефонные разговоры, то нужно поработать над голосом. Он должен звучать приятно и естественно, без режущих или тянущих интонаций. Дикция должна быть хорошей.

Тот, кто звонит, должен обязательно представиться. Даже если Вам ответит хорошо подготовленный офис-менеджер или секретарь, или сам руководитель или тот сотрудник, который Вам нужен, представьтесь обязательно. Напомните о себе, повторите тему разговора, даже если вы договаривались заранее. Говорите свободно, старайтесь грамотно и понятно выражать свои мысли. Старайтесь произвести хорошее впечатление. Если разговор не клеится, перейдите на нейтральную тему, можете разыграть непонимание, найти причину для назначения встречи. Обязательно вежливо попрощайтесь перед тем, как закончить разговор. Если вам предлагают перезвонить позже, перехватите инициативу и возьмите телефон, по которому перезвоните сами. Самому звонить удобнее, чем ждать звонка. К тому же, его может и не последовать, и вы только потеряете время.

Для чего все это нужно? Общение – это одно из главных средств карьериста.

НАУЧИТЕСЬ ВЫГЛЯДЕТЬ, КАК ЧЕЛОВЕК, ДЕЛАЮЩИЙ КАРЬЕРУ – И ВЫ ЕЕ СДЕЛАЕТЕ.

НЕ МЕНЕЕ ВАЖНО НАУЧИТЬСЯ СЕБЯ ВЕСТИ, КАК ТОТ, КОМУ КАРЬЕРА ПОД СИЛУ

Как стать замеченным, рассмотрим позже, а сейчас поговорим о самом главном – как наилучшим образом войти в новый коллектив.

Новичка, пришедшего в любую компанию, в первую очередь волнуют проблемы взаимоотношений с начальством, а также с коллегами по работе.

Тем более что эти проблемы часто неразделимы. Неудачно сложившийся первый день, глупый конфликт или просто неосторожное высказывание могут заметно подпортить вашу репутацию в глазах начальства. И наоборот, даже поддержка руководства может не спасти человека, у которого хронически не складываются отношения с остальными членами дружного коллектива. В большинстве же случаев люди увольняются именно потому, что не «приживаются» в компании.

Слово «прижиться» нередко вызывает в сознании образ только что посаженного в почву растения. И чаще всего именно оно отражают суть вхождения человека в новый коллектив. К счастью, адаптация сотрудника на новом месте работы зависит все-таки в большей степени от самого человека, нежели от его начальника. А иначе статистика ухода новобранцев из фирм была бы еще более печальной.

Хороший совет – представьте себя на месте старожила компании, и подумайте, какой бы новый работник понравился Вам. Достаточно просто ответить на этот вопрос. Вот описание человека, который не вызывает ни у кого в старом коллективе неприязни:

Аккуратный, немногословный, вежливый сотрудник, который ведет себя с достоинством, демонстрирует желание узнать, как остальным работникам было бы удобнее с ним сотрудничать. Он готов к тому, чтобы принять правила, которые сложились до его прихода, но не позволит собой помыкать.

Такой человек спросит, в чем заключается его работа и к кому следует обращаться за указаниями. Он не должен приставать с расспросами. Но произведет хорошее впечатление, если новый работник не станет сразу же рассказывать свою биографию, начиная с ясельного возраста. Неприятно также слышать, какие глупые и непорядочные люди окружали его на прошлом месте работы. Рассказ, как человека «съели», но как он потом всем отомстил, вызывает опасения и осторожность и никак не способствует установлению контакта. Прямые расспросы о личных качествах сотрудников и начальства – также дурной тон.

Еще хуже, если, только переступив порог учреждения, человек начинает расписывать планы, согласно которым он все изменит и перестроит. Такие высказывания обеспечат новобранцу множество врагов.

К сожалению, некоторые новоиспеченные работники склонны уповать на поддержку руководства. Человек считает, что если он прошел конкурс, и его сочли пригодным для данной должности, то он может рассчитывать а то, что руководство ему поможет в установлении контакта с коллективом, поддерживать все начинания. Действительно, логика в таких рассуждениях есть. Любой нормальный руководитель заинтересован в плодотворной работе своего подразделения, а значит, и каждого его сотрудника. Но в жизни не всегда есть место стройным логическим рассуждениям.

Бывает и так: в погоне за новыми нестандартными решениями, некоторые руководители высшего и среднего звена иногда просто не знают, чего хотят. А, как известно, угодить такому человеку чрезвычайно сложно. Поэтому Вы сами в первую очередь должны определиться, чего же хотите Вы. От этой компании, от этой должности, а также от сослуживцев. И тогда можно выстроить свою линию поведения таким образом, чтобы выйти из ситуации с наименьшими потерями. Поверьте, через полгода вопрос выживания уже не будет для вас таким острым и болезненным. Если, конечно, Вы снова не решите сменить место работы.

Часто люди вынуждены увольняться по истечении испытательного срока. Причин для увольнения обычно всего две. Либо специалисты не оправдали надежд руководства, либо не сумели за это время правильно построить отношения с коллективом. И предпосылки для таких неудач часто кроются в первых днях пребывания в компании.

Во многих организациях и фирмах существует корпоративный кодекс.

Лучше всего ознакомиться с ним сразу после того, как Вас приняли в фирму, или в первый же рабочий день. Главное – в подробностях ознакомиться с тем, что можно делать в компании, а что нет. Ни в коем случае не критикуйте его вслух. Правила игры, которые, как известно, определяет работодатель, нужно уважать. И к тому же, о Вашем негативном отношении сразу станет известно начальству. Вы сделаете сразу три ошибки: дадите повод для доноса, продемонстрируете свою недалекость и невежливо поступите по отношению к новым коллегам, которые этот кодекс соблюдают. В любом случае, вам придется им подчиниться или же отказаться от идеи работать на этом месте.

Не всегда в корпоративном кодексе правила изложены исчерпывающе ясно. Если у вас появятся вопросы, касающиеся корпоративных правил, не задавайте их сразу. Подумайте, в какой форме это лучше сделать и к кому из сотрудников следует обратиться. Желательно сразу же определить, кто в компании наиболее опытный и уважаемый человек. Именно он лучше всех знает, что нужно и можно делать в компании, а возникающие у вас вопросы – прекрасный повод пойти на контакт.

Бывает, что нового сотрудника провоцируют. Следует тактично уклоняться от высказывания каких-то суждений, пока не сориентируетесь в обстановке.

В действительно хороших фирмах за вновь пришедшим сотрудником вне зависимости от его квалификации обязательно закрепляют консультанта из числа опытных сотрудников. Так что если вы уже топ-менеджер, а вам вдруг приставляют какого-то наставника, не торопитесь обижаться. Это свидетельство реальной заботы руководства о вашем будущем. По крайней мере, вам уже не придется ломать голову над тем, кого побеспокоить по интересующему вас вопросу. Кроме того «опекун» может в будущем оказать вам добрую услугу. Быть может, он и окажется тем самым человеком, который будет способствовать сокращению вашего испытательного срока. И потом, вы же ищете союзников, разве не так?

Завяжите теплые отношения с более старшим сотрудником компании, попросите его стать Вашим наставником. Это вовсе не означает, что Вы будете выполнять его поручения и служить ему «мальчиком на побегушках», просто в случае каких-либо неудач Вам будет к кому обратиться и спросить совета. К тому же в ситуации, когда необходимо будет решить какие-то карьерные вопросы, Ваш «наставник», возможно, сможет Вам помочь одной только силой своего авторитета.

Займите выжидательную позицию, осмотритесь. В предыдущих главах Вы узнали достаточно о способах коммуникации, получили представление о том, как моделировать отношение к себе, надеемся, что немного научились читать информацию между строк разговора.

Присмотреться нужно и к коллегам, и к начальству, и к отношениям между ними.

Многое можно почерпнуть, побывав в приемной. Если секретарь постоянно занята и говорит ледяным голосом, скорее всего, у шефа трудный характер. Если в приемной всегда толпятся люди, то по выражению тех, кто выходит из кабинета, можно примерно составить себе представление о том, каков начальник в общении. Но к такого рода выводам следует подходить статистически. Ведь день на день не приходится, да и посетители бывают разные. Но особенно нужно быть осторожным, если еще в приемной Вас встречает атмосфера «супер» – длинноногая секретарша, которая смотрит на Вас как на моль, но бодро носит подносы с кофе. Если везде ковры, цветы, шикарная дверь, и никогда нет шефа. Если приемная выглядит таким образом в то время, когда остальные отделы все в мыле и постоянно не хватает бумаги для принтера, возможно, Вы выбрали не ту фирму.

Убранство кабинета босса может рассказать о некоторых его чертах, но для полноты картины следует пообщаться с его хозяином. Возможно, что это вообще кабинет от прошлого владельца, а нынешнему просто все равно, он слишком занят работой. И вообще, не торопитесь делать выводы.

Итак, тем, кто только пришел в коллектив, можно посоветовать:

Источник

Что такое продуктивное общение?

Что означает продуктивный диалог. Смотреть фото Что означает продуктивный диалог. Смотреть картинку Что означает продуктивный диалог. Картинка про Что означает продуктивный диалог. Фото Что означает продуктивный диалог

Большинство проблем с окружающими мы наживаем по одной причине – неумение правильно общаться. В результате отношения складываются не так, как нам хотелось бы, или не складываются вовсе. Однако ситуацию можно изменить, если помнить о некоторых простых правилах продуктивного общения, которые работают по крайней мере при первом знакомстве. Об этом можно прочитать в книгах американского психолога Джима Фаннинга, но данная информация наверняка будет полезна и нашим соотечественникам.

Будьте позитивными

Если начинаете с кем-то разговаривать, мысленно скажите собеседнику: «Я очень рад встретиться с вами».
Как ни странно, люди чувствуют даже мысленный позитивный посыл.

Чаще улыбайтесь, даже если нет особого повода. Что бы ни говорили об искренности улыбок, обычно они поднимают другим настроение.

Если есть повод порадоваться чему-то вместе, посмеяться над чем-то, сделайте это. Совместно пережитые положительные эмоции сближают людей.

Старайтесь делать собеседнику комплименты, хотя бы по мелочам

Если это женщина, то можно сказать, как она сегодня хорошо выглядит, какая у нее красивая прическа, платье или туфли. Если мужчина, то придется проявить фантазию, так как комплименты мужской внешности не всегда уместны. Но зато любому понравится, если вы хорошо отзоветесь о его профессиональной деятельности или других занятиях – например, скажете, что вам пришлись по душе статьи, книги или картины этого человека, его кулинарные способности (если он угощает вас лично приготовленными блюдами). Есть беспроигрышный вариант, если даже вы очень мало знаете собеседника – мимоходом сказать, что вам очень приятно или интересно с ним общаться.

Ищите точки соприкосновения

У большинства людей находятся какие-то общие интересы. Постарайтесь их нащупать.

Обязательно скажите, что разделяете интересы собеседника, даже если речь зайдет о какой-то совсем незначительной сфере типа любви к розам. Это всем и всегда импонирует, так как любой мечтает встретить родственную душу.

Не спешите также сообщать, что не разделяете интересов собеседника, какие бы они ни были, хоть любовь к ужастикам, например. Это всегда подсознательно настраивает против человека, даже если суждение преподносится в безобидной и корректной форме. Если не хотите обидеть, лучше просто слегка улыбнуться и промолчать.

Разговаривайте корректно

Ваш тон должен быть вежливым и спокойным, если ситуация не требует другого. Не обязательно высказывать собственную точку зрения или комментировать слова собеседника, особенно если ваше мнение отлично от его мнения. Тем более не стоит подчеркивать собственное превосходство. Если вас что-то не устраивает, и вы считаете, что собеседник неправ, подождите полторы минуты, прежде чем высказаться. За это время вы сможете подобрать более верный тон.

Старайтесь избегать сарказма, даже если он не направлен на вашего собеседника: часто люди принимают такие вещи на свой счет и обижаются.

Стоит также следить за беседой и вовремя сменить тон или тему разговора, если почувствуете, что он направляется в негативное русло.

Не стоит кого-то судить или, напротив, выставлять себя жертвой в глазах собеседника, даже если это не имеет отношения лично к нему. Люди не любят резких негативных высказываний, даже в чужой адрес.

Избегайте критики в адрес собеседника

Не говорите человеку, что с ним что-то не так. Даже если он начинает сам себя критиковать, не соглашайтесь. По возможности хвалите его. Это сразу добавит вам очков в его глазах.

Не перебивайте

Люди высоко ценят умение слушать. Если вы прервете речь собеседника, то он, скорее всего, подумает, что вам неинтересно то, о чем он говорит, или вы не уважаете его как личность. Сначала дайте вашему визави высказаться, а потом уж говорите о своем.

Старайтесь не затрагивать «скользких» тем

Старайтесь прощаться с собеседником как можно теплее и сердечнее

Скажите, что вам было очень приятно с ним познакомиться или пообщаться, и вы будете рады продолжению общения. Одарите на прощание теплым взглядом и улыбкой. Не нужно смотреть на часы и с озабоченным видом говорить: «Мне пора, до свидания». Иначе у человека создастся впечатление, что общение не доставило вам удовольствия и вы пытаетесь быстрее от него отделаться.

Разумеется, здесь речь идет только об общих принципах, не все из которых могут оказаться применимы к конкретным ситуациям, например, таким, как конфликт, деловая встреча или любовное свидание. Для каждой из таких ситуаций существуют свои определенные правила общения.

Источник

Продуктивный диалог в старшем дошкольном возрасте: проблемы и пути решения

Что означает продуктивный диалог. Смотреть фото Что означает продуктивный диалог. Смотреть картинку Что означает продуктивный диалог. Картинка про Что означает продуктивный диалог. Фото Что означает продуктивный диалог Мария Попова
Продуктивный диалог в старшем дошкольном возрасте: проблемы и пути решения

Сегодня уже стали привычными высказывания, что у детей необходимо развивать ключевые компетентности, среди которых особенно выделяют коммуникативные. Под наличием сформированных коммуникативных навыков подразумевают хорошо развитую речь, умение вступать с диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения, отстаивать ее, принимать чужую точку зрения и т. д. Всему этому в процессе обучения уделяется большое внимание, но факт остается фактом – даже выпускники школ в большинстве своем не обладают перечисленными свойствами.

Для того чтобы эти умения у ребенка сформировались, педагоги усиленно работают над развитием речи. Они убеждены, что если эта деятельность успешна, то умение выслушать, поспорить, привести аргументы, распределить роли в группе «придут» сами собой. Педагог уверен, что, работая над словарным запасом детей и развивая их связную речь, он сможет вывести детей на уровень свободного общения в диалоге. При этом он надеется на активное участие детей в диалоге, самостоятельность в суждениях, рефлексию, но, увы, мы наблюдаем обратное. Почему?

Наверное, стоит поискать объективные причины такого явления, как неумение детей взаимодействовать друг с другом, участвовать в диалоге, адекватно оценивать себя и других. Рассмотрим и сравним понятия «развитие речи» и «развитие речевой деятельности», так часто отождествляемые педагогами.

Говорят о формировании коммуникативных умений и имея в виду в первую очередь диалогические навыки, вспомним, что диалог – первичная, наиболее естественная форма речи в дошкольном возрасте. Но входит ли она в понятие «развитие речи»? Сначала некоторые определения.

Речь – способность формулирования и формирования мысли посредством языка. Речевая деятельность – форма коммуникативно-общественной деятельности (вербального общения, представляющая собой взаимодействие людей при помощи речи.Любая деятельность человека имеет следующую структуру:

Потребности и мотивы;

Условия и средства достижения целей;

Действия, операции, входящие в способы;

Следовательно, речевой деятельностью можно назвать активный целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи и (или) приема сформированной и сформулированной посредством языка и мысли, направленный на удовлетворение коммутативно-познавательной потребности человека в процессе общения.

Под развитием речи подразумеваются:

Обогащение словарного запаса (увеличение активного словаря, работа под употреблением синонимов, антонимов и др.);

Развитие связной речи (обучение построению различных типов текста – описание, повествование, рассуждение).

Этим и занимается каждый педагог, организуя свою педагогическую работу и деятельность детей. Мы видим, что задача развития диалогической речи ребенка даже не ставится. Считается, что он должен сначала овладеть переделенными речеведческими знаниями, чтобы участвовать в диалоге, а потом уже в него вступать. Подавляющее большинство педагогов перекладывают обучение диалогу на школьный период. Они полагают, что, если обогатить словарный запас ребенка, научить уместному употреблению синонимов, дать схему построения текста (высказывания, то в дальнейшем, при обучении в школе, он сможет участвовать в диалоге и свободно владеть всеми навыками его ведения. Однако нельзя забывать о том, что диалог – особая форма речи дошкольника, которая не возникает автоматически.

Педагоги ДОУ надеются на то, что в начальной школе детей научат продуктивному диалогу. Педагоги среднего звена негодуют на работников начального образования – не научили воспитанников дискутировать, выражать свою точку зрения, элементарно взаимодействовать со сверстниками (не говоря о продуктивном сотрудничестве, и пытаются сходу навязать детям диалог в 5-м и последующих классах. А ведь именно со среднего звена школы появляются такие модные формы и методы обучения, как проектные, исследовательские работы и т. д.

Так откуда же диалогу взяться самостоятельно? «Готовых» диалогичных детей не бывает. Здесь важно не путать с детьми, умеющими поддержать беседу о погоде и ответить на вопросы фронтального характера. Представим, что у ребенка богатый словарный запас, он знает, что говорить и как, умеет подобрать синонимы,построить предложение, текс. Но что делать дальше, если он упорно «не говорит»? Что же еще необходимо для диалога? В первую очередь это мотивы, потребности говорить. К сожалению, мы придерживаемся своих тематических планов и не учитываем потребность ребенка в диалоге, не поддерживаем и не развиваем ее.

Мы забываем, что диалогу учат. Учат, не ожидая, когда маленький человек будет готов к нему. Ребенок изначально настроен на диалог, мотивирован к нему в силу психологических особенностей дошкольного возраста, в силу того, что диалог для него является естественной формой речи. Мы же ждем некоего взросления воспитанника, когда диалог станет доступен. А он ждет диалога от нас, взрослых. Он проявляет инициативу, хочет говорить, а мы его осаждаем, не доверяя его субъективному опыту. Чего ждать потом от ребенка, если его останавливали, не поддерживали инициативу говорить, когда он хотел чем-то поделиться.

А далее мы сталкиваемся с тем, что дети не хотят участвовать в диалоге, они разучились (парадокс) при якобы развитой речи высказываться в группе, в классе, отстаивать свое мнение, не хотят вступать в дебаты, потому что ранее их никто и ни о чем не спрашивал. Получается, мы развиваем лишь речь детей (как средство речевой деятельности, с помощью которой, как нам кажется, они заговорят, а развивать надо речевую деятельность. И это – важнейшая задача педагога дошкольного учреждения.

Анализ познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте В старшем дошкольном возрасте мы используем познавательно-исследовательскую деятельность с целью развития детей. Так как дети нашей группы.

Детские страхи в старшем дошкольном возрасте и пути их преодоления Актуальность темы. Проблема эмоционального неблагополучия детей, в частности, проблема детских страхов, несмотря на достаточную изученность.

Что означает продуктивный диалог. Смотреть фото Что означает продуктивный диалог. Смотреть картинку Что означает продуктивный диалог. Картинка про Что означает продуктивный диалог. Фото Что означает продуктивный диалогДежурство в старшем дошкольном возрасте В этом возрасте дети могут самостоятельно под присмотром взрослых накрыть столы и убрать с них, приведя в порядок столы и пространство,.

Что означает продуктивный диалог. Смотреть фото Что означает продуктивный диалог. Смотреть картинку Что означает продуктивный диалог. Картинка про Что означает продуктивный диалог. Фото Что означает продуктивный диалогФотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Консультация «Проблемы современной семьи и пути их решения» Проблемы современной семьи и пути их решения Все дети нуждаются в эмоциональном контакте с родителями, и последним нужно уметь организовывать.

Педсовет «Организация работы по речевому развитию дошкольников: проблемы, пути решения» Педагогический совет Педсовет на тему «Организация работы по речевому развитию дошкольников: проблемы, пути решения» Цель: Обобщить и.

Педсовет в форме педагогического путешествия на тему «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения» В работе с педагогическим коллективом в ДОУ используются разнообразные формы методической работы: педагогические советы, семинары, консультации,.

Проект «Лето» в старшем дошкольном возрасте Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №49» г. Сыктывкара Проект «Лето» в старшей группе.

Что означает продуктивный диалог. Смотреть фото Что означает продуктивный диалог. Смотреть картинку Что означает продуктивный диалог. Картинка про Что означает продуктивный диалог. Фото Что означает продуктивный диалогСюжетно — ролевая игра в старшем дошкольном возрасте Сюжетно- ролевая игра в старшем дошкольном возрасте В чем же заключается принцип обучения в дошкольный период? Игра- залог успеха. Вспомним.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *