Что означает профессиональный статус
Классификация профессионального статуса
4. Специалисты—гуманитарии: умственный характер труда, требующий наличия специализированного образования – учителя, врачи, экономисты, юристы и т.п.
5. Лица творческих профессий: художники, поэты, музыканты, актеры, модельеры и т.п.
6. Работники сферы обслуживания: продавцы, буфетчики, официанты, парикмахеры и т.п.
8. Руководители: директора предприятий, заместители директоров, и т.п.
9. Предприниматели: лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
Профессия (должность)
Указывается наименование основной профессии работника. Если у пострадавшего несколько профессий, то указывается та, при работе по которой произошел несчастный случай. Наименование профессии (должности) должно соответствовать Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, для служащих – приводится в соответствии с наименованиями должностей, указанными в Единой номенклатуре должностей служащих, или в соответствии со штатным расписанием и записью в трудовой книжке.
Если несчастный случай произошел при выполнении другой работы (не соответствующей профессии пострадавшего), то не допускается отмечать ее как профессию пострадавшего.
Стаж работы, при выполнении которой произошел несчастный случай
Указывается число полных лет и месяцев. Если стаж работы менее года, то указывается только число полных месяцев. Если стаж работы менее месяца – указывается число календарных дней.
Если работник пострадал при выполнении работ, не соответствующих профессии, то о стаже делается запись «отсутствует».
В том числе в данной организации
Заполняется аналогично вышесказанному.
Пункт 6. Сведения о проведении инструктажей и обучения по охране труда
Водный инструктаж
Указываются число, месяц, год проведения вводного инструктажа на основании записи, имеющейся в журнале регистрации вводного инструктажа. Например, 17 мая 2003 г.
Если дату проведения вводного инструктажа по документам установить не удалось, то вместо даты делается запись «сведений нет».
Инструктаж на рабочем месте: первичный, повторный, внеплановый, целевой (нужное подчеркнуть) по профессии или виду работы, при выполнении которой произошел несчастный случай
Указывается число, месяц, год последнего инструктажа по охране труда (по профессии, виду работ), предшествующего несчастному случаю.
Если несчастный случай произошел при выполнении другой работы, не соответствующей основной профессии пострадавшего, то указывается дата проведения инструктажа при выполнении этой работы, подчеркивается вид инструктажа и то, что он проведен по виду работы, при выполнении которой произошел несчастный случай.
Если инструктаж по охране труда не проводился, то делается запись «не проводился».
Стажировка с «___»_____200__г. по «___»_____200__г.
Сведения о стажировке указываются только при проведении первичного инструктажа на рабочем месте или когда несчастный случай произошел в период освоения работником новой профессии. Если стажировка не проводилась, то указывается «не проводилась».
Если проводился повторный или внеплановый инструктаж, то в сведениях о стажировке делается запись «не требуется».
Обучение по охране труда по профессии или виду работы, при выполнении которой произошел несчастный случай, с «___»______200__г. по «__»_____200__г.
Указывается период, в течение которого работник обучался по охране труда, на основании соответствующих подтверждающих документов (журналы посещения занятий и др.).
Если обучение не проводилось, то указывается «не проводилось».
Профессиональные признаки как ведущие критерии социальной дифференциации
Важнейшей составляющей социальной организации является социальная стратификация как дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Расположение в социальной структуре страт основано на различных критериях, среди которых видное место занимают признаки, связанные с разделением труда, т.е. профессиональные признаки. К их числу относятся:
— сфера приложения, виды и характер труда;
— иерархия профессиональных статусов;
— уровень квалификации, степень овладения профессиональными навыками;
Каждой определенной профессиональной группе присущ свой смысл деятельности, своя система ценностей, определяемые, прежде всего, направленностью деятельности на ее объект.
Для идентификации социальных слоев современного российского общества Заславской использовались следующие статусные переменные: основное занятие; основной род деятельности; отрасль занятости; сектор экономики; размер организации; профессионально-должностное положение; уровень образования; самооценка квалификации; уровень доходов. Все эти профессиональные критерии являются социокультурными признаками личности, они связаны друг с другом, но вместе с тем образуют относительно самостоятельные «оси» стратификационного пространства.
Профессиональные признаки стали одним из ведущих критериев социальной дифференциации не только потому, что представители профессиональных групп демонстрируют сходное социальное поведение и занимают близкие, часто совпадающие социальные позиции, но и по той причине, что в современном стратификационном обществе члены профессиональной группы в существенной степени подвержены влиянию своей среды.
Основные методологические принципы исследования профессиональной дифференциации общества были заложены П. Сорокиным, который выделял три основные формы стратификации — экономическую, политическую и профессиональную. Как правило, все они тесно переплетены: люди, принадлежащие к высшему слою в одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам, и наоборот. Однако это не всегда верно: взаимозависимость трех форм социальной стратификации далека от совершенства, поскольку различные слои каждой из форм совпадают друг с другом не полностью, а лишь частично, т.е. до определенной степени. «Если члены какого-то общества разделены на различные группы по роду их деятельности, занятиям, а некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими, и если члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и на подчиненных, то такая группа профессионально дифференцирована».
Существование профессиональной стратификации, по Сорокину, устанавливается из двух основных групп фактов; соответственно, выделяются две формы профессиональной стратификации:
Профессиональная стратификация, таким образом, проявляется в этих двух основных формах: а именно в форме иерархии основных профессиональных групп (межпрофессиональная стратификация) и в форме стратификации внутри каждого профессионального класса (внутрипрофессиональная стратификация).
Межпрофессиональная стратификация в обществе состоит в иерархии основных профессиональных сфер, она выражается в существовании т.н. «высших» и «низших» профессиональных групп. Исследуя это явление на разнообразных исторических примерах (кастовый строй в Древней Индии, Европейское Средневековье, американское общество первой половины XX в.) П. Сорокин делает следующий вывод: на вершине «социального конуса» всегда находились социально значимые профессии, т.е. те, которые связаны с функциями организации и контроля группы. Профессиональный статус указывает место в социальном сплетении профессиональных отношений, с которыми связаны определенные общественные ролевые ожидания. Статус (ранг) одной работы, по сравнению со статусом (рангом) другой работы, зависит от меры, в какой она позволяет реализовать человеку определенные ценности. Ранг индивида внутри профессиональной группы также зависит от степени, с какой выполняемая деятельность позволяет реализовать определенные ценности, т.е. представления о том, что является желательным. Основа ранжирования работ существует в той мере, в какой факты, касающиеся данных работ, признаются, а ценности разделяются людьми, которых они затрагивают.
Основываясь на различии межпрофессиональной и внутрипрофессиональной стратификации, следует различать социально-профессиональный и личностно-профессиональный статус индивида. Социально-профессиональный статус означает место определенной профессиональной группы в профессиональной структуре общества, а также определяет оценку и самооценку той роли, которую играет эта профессиональная группа в системе профессиональных отношений. Личностно-профессиональный статус характеризуется степенью включенности индивида в отношения профессиональной группы, уровнем квалификации и мастерства, признанием в профессиональной среде, уровнем развития профессионального самосознания. В обобщенном виде можно отметить, что личностно-профессиональный статус индивида определяется уровнем развития профессионализма. Именно профессионализм определяет положение человека внутри профессиональной группы, т.е. является критерием внутрипрофессиональной стратификации.
В то же время можно отметить, что уровень профессионализма личности не только определяет ее положение в профессиональном сообществе, но и существенно влияет на социальный статус в целом, определяя его социальный престиж. Социальный престиж профессионального статуса включает в себя элементы общественного сознания. Он связан с оценкой положения той или иной профессиональной группы, т.е. с престижем профессии, но не определяется произвольно: он зависит от социального контекста — господствующей в данном обществе системы ценностей, от уровня развития духовной культуры. В постиндустриальном обществе одной из важнейших ценностей, определяющих престиж социального статуса личности, является профессионализм. Именно профессионалы в различных сферах деятельности претендуют на принадлежность к высшим социальным слоям и составляют основу средних слоев. По данным социологических исследований, стратификационная модель современного российского общества выглядит следующим образом:
Таким образом, высокая квалификация и профессионализм становятся значимыми критериями социального расслоения современного российского общества. Профессионалы принадлежат к российской элите и среднему слою. Кроме того, наиболее многочисленный базовый социальный слой, который представлен специалистами, обладает потенциальным профессионализмом: при наличии соответствующей трудовой мотивации составляющие этот слой специалисты могут включиться в процесс вторичной профессионализации и совершенствовать свое профессиональное мастерство.
Понятие престижа применительно к профессиональной деятельности можно определить как соотносительную оценку общественной значимости профессиональной категории, которую разделяют члены определенного сообщества и социального слоя, группы на основе сложившейся и господствующей системы ценностей. В общем плане понятие престижа синтезирует в себе оценку значимых факторов, которые характеризуют позицию данной профессиональной категории в обществе: экономическое положение, образование и квалификация, степень участия в управлении, особенности стиля жизни и т.д.
Престиж профессии определяется на основании сложившейся системы ценностей и является феноменом общественного сознания, в котором отражается существующая в обществе иерархия профессий. Последняя выстраивается в результате оценки имеющихся различий в степени сложности и важности разных видов трудовой деятельности, необходимого для их осуществления уровня образования, ответственности, величины оплаты труда и т.д.
В социологии престиж профессии измеряется посредством шкал, полученных в результате социологических опросов, в которых респонденты соотносят социальную значимость или привлекательность различных профессий и выстраивают их относительно друг друга. Шкалы престижа профессии обладают относительной устойчивостью. Поскольку молодежь не имеет своего собственного опыта в сфере труда, она заимствует шкалу престижа профессии у работающего населения, у более старшего поколения. Формирование престижа профессии обусловлено различиями в труде и его последствиях для представителей различных профессий. Престиж профессии представляет собой оценку социальной значимости профессии, выработанную группой и является составным элементом представления о профессии, тесно связанным с социальным аспектом самоопределения. Дифференциация профессиональной деятельности обусловлена социальной востребованностью различных профессий: если данная профессия существует и развивается в настоящее время, следовательно, она имеет социальное значение и необходима для развития и функционирования общества. Поэтому профессионализм в любой сфере профессиональной деятельности всегда социально значим, востребован, а значит, и обладает социальным престижем.
Примечательно, что ранговые характеристики престижа почти не меняются с течением времени. В 1966 г. группа исследователей пришла к выводу, что с 1925 г. в США не произошло существенных изменений в оценках профессионального престижа — врачи и другие специалисты остаются наверху пирамиды, чистильщики обуви и уборщики по-прежнему занимают место у ее основания. В 1977 г. Трейман проанализировал 85 исследований ученых из 53 стран о профессиональном престиже и сделал вывод, что оценки престижа очень похожи во всем мире.
Что означает профессиональный статус
Зарегистрирован: Чт окт 02, 2008 11:17 am
Сообщений: 537
Откуда: Москва
Мисс Охрана труда-2011 и 2012 |
Зарегистрирован: Пн ноя 22, 2010 1:34 pm
Сообщений: 8749
Откуда: Лучший город Земли
_________________ |
Зарегистрирован: Пн окт 04, 2010 11:47 am
Сообщений: 170
Откуда: СПб
у меня конфликт с инспектором по разным вопросам. Дошли до того, что буду попунктно обосновывать что надо не так, как заполнил инспектор. Проблема в том, что н.с. в регионе и я дистанционно рулю ситуацию. Должно членов комиссии убедить в своей правоте аргументированно. Инспектор пишет: административно-управленческий персонал |
Зарегистрирован: Пн окт 04, 2010 11:47 am
Сообщений: 170
Откуда: СПб
полагаю, что ноги растут от ст. 143 ТК РФ: «Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.» и соответственно из ЕТКС. |
Мисс Охрана труда-2011 и 2012 |
Зарегистрирован: Пн ноя 22, 2010 1:34 pm
Сообщений: 8749
Откуда: Лучший город Земли
_________________ | |
Зарегистрирован: Пт окт 30, 2009 2:14 pm
Сообщений: 590
Откуда: Ярославль
Зарегистрирован: Пт май 22, 2009 9:41 am
Сообщений: 4713
Откуда: ЦЧР
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 1:55 pm
Сообщений: 212
Откуда: г. СПб
найти бы его как-нибудь этот документ. нужная штука! |
Зарегистрирован: Пт май 22, 2009 9:41 am
Сообщений: 4713
Откуда: ЦЧР
Зарегистрирован: Пт май 22, 2009 9:41 am
Сообщений: 4713
Откуда: ЦЧР
Зарегистрирован: Чт июн 08, 2006 5:31 pm
Сообщений: 2226
Откуда: Наша Russia
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 1:55 pm
Сообщений: 212
Откуда: г. СПб
данный документ имеет силу в РФ? |
Мисс Охрана труда-2011 и 2012 |
Зарегистрирован: Пн ноя 22, 2010 1:34 pm
Сообщений: 8749
Откуда: Лучший город Земли
_________________ Что означает профессиональный статус
Социальные группыУправление конфликтами
Профессиональный статус и престижРолевая теория личности описывает ее социальное поведение с помощью понятий «социальный статус» и «социальна роль». Каждый человек в социальной системе занимает насколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает, что этот главный статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор) или профессией (артист, писатель). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне, знаках профессиональной принадлежности, и т.д.), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.). И если в социологии под социальным статусом понимают оценку объективного положения человека или социальной группы в иерархической системе социальной стратификации, то под профессиональным статусом понимают оценку объективного положения в профессиональной иерархии. Обычно, этот термин используется когда говорят о повышении, улучшении положения личности или группы, или наоборот о снижении. И, наконец, с этим понятием связан такой термин как престиж, который характеризует положение человека в обществе. Это относится и к понятию профессионального статуса. Например в англоязычных странах престижнее всего быть юристом, конкретнее — адвокатом, хотя существует много др. профессий не менее оплачиваемых. В какой-то мере это может быть связано с тем, что у адвоката больше свободы действия, больше самостоятельности. Социальный статус это объективная и всесторонняя характеристика положения человека в социальной системе, или, как аргументировал Сорокин: «Социальный статус — это место в социальном пространстве». Каждый индивид занимает в обществе одно, самое главное место, и имеет один главный или генеральный статус, это есть оценка его положения в обществе в целом. Но человек объективно включен в различные группы и общности и вместе с ними он также занимает определенное место в обществе, причем в раках какой-то группы или общности его статус место могут быть различными. Главный статус определяется в первую очередь его родом деятельности, потому, что в общественном сознании любой род деятельности характеризуется доходом, следовательно его материальными возможностями. Каждый статус и главный и неглавный предполагает определенное поведение человека, которое от него ожидают в соответствии с его статусом. Чем больше человек включен в общественную жизнь, тем больше у него статусов. Кроме деления статусов на главные и неглавные существует еще 2 типа статусов: предписанный и приобретенный. Предписанный — статус, который получает человек при рождении, но большинство статусов являются приобретенными, к ним относится и профессиональный статус. Как правило люди стремятся приобрести статус более высокий, чем они имеют. Этому способствует профессиональное образование. Наряду с понятием профессионального статуса вводится понятие профессионально-должностного статуса, который более точно отражает положение человека в профессиональной иерархии. К понятию профессионального статуса прежде всего применимо понятие формализованного статуса. Формализованный статус — это статус где поведение, действия человека заранее определены инструкциями, правилами, законами (прежде всего профессиональный статус, гражданский и т.д.). Есть профессии и виды деятельности, где высока степень формализации (например, армия, государственный служащий и т.д.). Профессионально-должностной статус — это базисный статус личности для взрослого человека. В нем фиксируется социальное, экономическое и профессиональное положение — например, банкир, адвокат, инженер. Социально-профессиональный статус.Выдающийся немецкий социолог Макс Вебер выделял шесть больших профессиональных групп: рабочие, бизнесмены и торговцы, технические и интеллектуальные работники, менеджеры, крупные собственники, предприниматели. При проведении маркетинговых исследований имеет смысл выделять все-таки не более 6—8 больших профессиональных групп. Выбор можно сделать из нижеследующего списка. 1. Занятые сельским, лесным, рыбным хозяйством. 2. Квалифицированные рабочие промышленности. 3. Неквалифицированные работники промышленности и сферы услуг. 4. Самостоятельно занятые лица физического труда — «мастера». 5. Предприниматели (средние и крупные) — «бизнесмены». 6. Инженерно-технические работники (ИТР) и другие служащие. 7. Самостоятельно занятые лица умственного труда — «интеллектуалы». 8. Государственные служащие, в том числе — военнослужащие. 9. Лица, занятые в домашнем хозяйстве: пенсионеры, студенты, безработные, домохозяйки, взрослые иждивенцы. Характер труда, несомненно, накладывает определенный отпечаток на потребительские предпочтения. Например, как показали результаты иссле дований за рубежом, а также проведенных журналом «Эксперт», рабочие, мастера и инженерно-технические работники при прочих равных условиях чаще оказывают предпочтение продукции отечественного (российского) производства, в то время как интеллектуалы, предприниматели и военнослужащие — импортным. По социально-профессиональному статусу можно выделить три основные группы работников: • «руководителей» — людей, принимающих решение (ЛПР) и имеющих непосредственных подчиненных, в зависимости от количества последних руководителей можно разделить на «очень крупных», «крупных» и «средних»; • «исполнителей» — работников, вовсе не имеющих подчиненных, зато имеющих непосредственных начальников; • «независимых» работников, у которых нет ни начальников, ни подчиненных, или отношения по вертикали не формализованы. Кроме того, важен престиж профессии. До последней четверти XX века маркетологи в основном довольствовались классификацией потребителей и сегментированием рынка по основным социально-демографическим признакам. Но затем этого оказалось недостаточно. И к социально-демографической классификации добавилась психографическая: по быстроте принятия новинки, по степени приверженности марке, по психологическому типу личности, по стилю жизни, по мотивации. Быстрота реакции на новую информацию или товар у различных потребителей различна. Исследования западных маркетологов показывают, что с точки зрения быстроты реакции на товарную новинку потребителей можно разделить на пять основных типов. 1. «Новаторы» — от 2 до 5% всех конечных потребителей первыми пробуют новинку с риском, если не для жизни, то для репутации. До 1987 г. «Кока-Колу» в России пили лишь «пижоны», покупавшие ее за валюту в «Березке» и гостиницах. 2. «Адепты» — ранние последователи, от 10 до 15% потребителей, лидеры мнений в своей среде, делают товар известным и модным. В конце 1980-х гг. число поклонников «Кока-колы» пополнилось гражданами, покупавшими ее в кафе и ресторанах. 3. «Прогрессисты» — раннее большинство, от 25 до 35% всех потребителей, обеспечивают массовый сбыт на стадии роста. В начале 1990-х годов «Кока-колу» начали ввозить в Россию и продавать в обычных магазинах. 4. «Скептики» — запоздалое большинство, от 35 до 45% конечных потребителей, обеспечивают сбыт на стадии насыщения. В первой половине 1990-х «Кока-колу» начали разливать в России в 2-литровые бутылки, стоимость сравнялась с «Пепси». 5. «Консерваторы» — от 12 до 18% всех конечных потребителей, воспринимают «новинку» только тогда, когда она становится «традиционным» товаром. Важной характеристикой потребителя является интенсивность потребления, понимаемая как частота и объем покупок. Вот два примера действия «великого принципа 20 на 80». 80% всех американцев употребляют напитки типа «Кола», но половина из них делает это лишь изредка, и на их долю приходится менее 10% всего потребляемого объема. Зато на долю 20% наиболее активных потребителей приходится более 90% совокупного объема. Еще рельефней ситуация на рынке пива. Его потребляет лишь треть взрослых американцев, и па 15% активных любителей приходится 85% сбыта. Однажды выбрав фирму или бренд (торговую марку) и удовлетворившись приобретенным товаром, потребители, как правило, впоследствии сохраняют приверженность этой фирме или марке до тех пор, пока она их не разочарует. Приверженность может быть: • безоговорочной — только сигареты «Кемел», и никаких других, или только видеотехника «Панасоник», или только «Индезит»; • узкой — «Кемел» или «Винстон» (обе марки фирмы ЯХНеупсЛск), «Панасоник» или «Нейшнл» (обе принадлежат фирме «Мацушита»), «Индезит» или «Аристон» (обе принадлежат фирме «Мерлони Элеттро-доместичи»); • широкой — дорогие сигареты ведущих производителей, японская видеотехника, итальянская сантехника, германо-французские бытовые приборы. Потребители, которые в силу своего характера не могут остановить свой выбор на нескольких производителях и марках, встречаются не часто и на зываются «странниками». Поскольку превратить их в приверженцев практически невозможно, не стоит даже отвлекать на них силы и финансовые ресурсы. Но не следует путать со странниками «ищущих» — потребителей, которые, меняя марки и производителей, ищут наиболее приемлемый для себя баланс соотношений двух важнейших параметров: цены и качества товара. Превратить ищущих в приверженцев, предложив им наиболее устраивающий вариант, — дело чести любой уважающей себя фирмы.
|