Что означает прогнозирование индивидуального преступного поведения
Прогнозирование индивидуального преступного поведения
В самостоятельный вид выделяется прогнозирование индивидуального преступного поведения, под которым понимается определение вероятности совершения преступления в будущем тем или иным конкретным лицом.В индивидуальном криминологическом прогнозировании следует выделить два его основных направления: определение вероятности совершения преступления лицами, которые ранее уже совершили преступления, и определение вероятности преступного поведения со стороны лиц, ранее не совершавших преступлений. Опыт прогнозирования индивидуального преступного поведения показывает, что наиболее полные данные о ранее судимых лицах можно получить на основе их комплексного изучения на всех стадиях уголовного судопроизводства, в ходе отбывания наказания, а также после отбытия наказания.Дополнительные трудности возникают при прогнозировании поведения лица, хотя ранее и не совершавшего преступлений, но криминогенная направленность которого не вызывает сомнений. В этом случае объем прогностической работы значительно увеличивается, а сама она усложняется. Отклоняющееся поведение (в частности, такие его формы, как аморальные поступки, систематические нарушения общественного порядка, злостное уклонение от общественно полезного труда, пьянство) при определенных условиях с большой степенью вероятности может перерасти в совершение преступления. Таким образом, индивидуальное прогнозирование важно для профилактики преступности конкретного человека, а в итоге и преступности в целом.
59.понятие индивидуальной профилактики преступлений и ее основныестадии.
общая профилактика преступлений – направлена на предупреждение преступности в целом (например, против пьянства, наркомании); В рамках общей профилактики решаются проблемы оптимального физического, духовного, нравственного развития общества.
специальная профилактика преступлений – направленная на устранение причин и условий отдельных видов преступлений (например, преступлений несовершеннолетних), воздействие на повышенно-криминогенные, повышенно-виктимные социальные группы, сферы деятельности и объекты;
индивидуальная профилактика преступлений – ориентирована на воздействие на конкретного субъекта (лицо, склонное к совершению преступлений), а также на окружающую его социальную среду;
общесоциальные меры профилактики – деятельность государства и общества, направленная на развитие или на решение культурных, социальных, экономических проблем; Суть – управление обществом. Имеет антикриминологический потенциал в качестве побочного результата. Основная цель общесоциальных мероприятий заключается в улучшении различных сфер общественной жизни, создании и поддержании в обществе атмосферы стабильности и гражданской активности. Особое значение для предупреждения преступности имеют общесоциальные мероприятия по поддержке развития образования и культуры в обществе, сохранению и развитию духовно-нравственного наследия. Достоверно установлена четкая зависимость между образовательным и культурным уровнем людей, их воспитанностью и риском совершения преступлений.
специальные меры профилактики – оказывают влияние непосредственно на причины и условия преступлений (чаще всего это мера индивидуальной профилактики). Направлены на конкретные причины и условия преступности в целом или отдельных ее видов.
Общесоциальные меры профилактики реализуются в деятельности всех органов.Специальные – направлены на конкретные условия совершения преступления.Судьба преступности в конечном счёте определяется уровнем развития общесоциальных мер профилактики.Специальные меры профилактики подразделяются в свою очередь на:
— (так называемое) раннее предупреждение;
— предупреждение преступлений на стадии формирования преступных намерений;
— пресечение преступлений (приостановление начатой преступной деятельности).
Криминология
Прогнозирование индивидуального преступного поведения
В основе прогнозирования индивидуального преступного поведения лежит тщательный анализ личности человека, изучение закономерностей его поведения, особенностей реакции на определенные обстоятельства.
Прогнозирование методом экстраполяции основано на сходности поведенческих реакций в сходных условиях. Конечно, личность человека может измениться, а соответственно будут меняться и реакции. Но этот процесс обычно носит длительный характер, поэтому погрешность при кратковременном прогнозировании будет невелика. Долговременное прогнозирование индивидуального преступного поведения нецелесообразно в связи с низкой точностью.
Наиболее эффективен при прогнозировании индивидуального преступного поведения метод экспертных оценок. В качестве экспертов могут выступать специалисты-психологи и медики, родители, родственники, знакомые человека, руководители и сослуживцы. Метод экспертных оценок широко используется при криминологическом прогнозировании в процессе принятия решений по уголовному делу (избрание меры пресечения, освобождение от уголовного наказания, назначение меры наказания и д.р.).
Метод моделирования также может применяться при прогнозе индивидуального преступного поведения. В криминологии принято рассчитывать усредненную вероятность совершения преступлений на основе коэффициента преступности. В нашей стране ежегодно совершает преступление 1 из 50 человек. Соответственно усредненная вероятность — 1/50. В процессе совершения преступления вероятность равна 1. Это значит, что, для того чтобы человек совершил преступление, усредненная вероятность должна повыситься в 50 раз. Эту вероятность повышают криминогенные качества и криминогенные обстоятельства. Наиболее криминогенные качества могут повысить вероятность совершения преступления в 2-3 раза.
Выявив у человека криминогенные качества, можно делать прогноз вероятности совершения им преступления. Если криминогенных качеств не более трех, прогноз должен быть осторожным — «преступление маловероятно». Если от трех до десяти — «преступление вероятно». При выявлении более десяти криминогенных качеств — «преступление весьма вероятно». Такие прогнозы ложатся в основу оперативных и криминалистических учетов правоохранительных органов, а также позволяют выдвигать следственные версии в рамках уголовного процесса.
Следует подчеркнуть, что криминологический прогноз носит вероятностный характер: в отношении любого человека нельзя со стопроцентной гарантией сказать, что он совершит или не совершит преступление. Поэтому на основе прогноза можно делать выводы лишь о необходимости принятия мер воспитательного характера.
Прогнозирование индивидуального преступного поведения
Прогнозирование методом экстраполяции основано на сходности поведенческих реакций в сходных условиях. Конечно, личность человека может измениться, а соответственно будут меняться и реакции. Но этот процесс обычно носит длительный характер, поэтому погрешность при кратковременном прогнозировании будет невелика. Долговременное прогнозирование индивидуального преступного поведения нецелесообразно в связи с низкой точностью.
Метод моделирования также может применяться при прогнозе индивидуального преступного поведения. В криминологии принято рассчитывать усредненную вероятностью совершения преступлений на основе коэффициента преступности. В нашей стране ежегодно совершает преступление 1 из 50 человек. Соответственно, усредненная вероятность — 1/50. В процессе совершения преступления вероятность равна 1. Это значит, что для того чтобы человек совершил преступление, усредненная вероятность должна повыситься в 50 раз. Эту вероятность повышают криминогенные качества и криминогенные обстоятельства. Наиболее криминогенные качества могут повысить вероятность совершения преступления в 2-3 раза.
Следует подчеркнуть, что криминологический прогноз носит вероятностный характер: в отношении любого человека нельзя со стопроцентной гарантией сказать, что он совершит или не совершит преступление. Поэтому на основе прогноза можно делать выводы лишь о необходимости принятия мер воспитательного, некарательного характера.
§5. Планирование и программирование предупреждения преступности
Эффективность предупреждения преступности в значительной степени определяется набором средств и способов воздействия на нее как на социальное явление. Непродуманное, эпизодическое, недостаточно ресурсно и материально-технически обеспеченное воздействие на преступность и поддерживающие ее факторы может дать лишь видимые и недолговременные результаты. При подобном воздействии преступность как явление, способное быстро изменяться в зависимости от ряда окружающих обстоятельств, лишь перераспределится из неблагоприятных условий в благоприятные или нейтральные по отношению к ней.
Поэтому при разработке мер предупреждения преступности необходимо обеспечить наличие ряда условий их эффективности. К таким условиям относятся: 1) обоснование проблемы; 2) обоснование наличных возможностей ее разрешения; 3) познание проблемного явления как предполагаемого объекта рассматриваемой деятельности; 4) разработка способов воздействия на это явление; 5) определение предполагаемых (ожидаемых) результатов такого воздействия.
Обоснование проблем борьбы с преступностью включает в себя обозначение: 1) причин и условий преступности; 2) неблагоприятных для общества последствий существования и развития этого явления; 3) причин недостаточной эффективности до сих пор применявшихся мер профилактики; 4) возможностей улучшения деятельности субъектов борьбы с преступностью.
Процесс установления перечисленных факторов требует научного подхода с привлечением высококвалифицированных специалистов, способных выполнять заказы на проведение криминологических экспертиз. Их комплексное заключение позволит в последующем сориентироваться на цели, задачи, направления, объекты, оптимальные затраты по организации борьбы с преступностью.
От наличия возможностей разрешения проблемы борьбы с преступностью зависят результаты воздействия на нее. Обозначение таких возможностей включает перечень: субъектов данной деятельности; их функций (основных и специфических относительно мер борьбы с преступностью); финансовых и других источников обеспечения этой деятельности; составляющих механизма реализации предполагаемых мер борьбы с преступностью.
Познание проблемного явления необходимо для: установления направленности криминологического воздействия; конкретизации объектов такого воздействия; установления восприимчивости этих объектов; предвидения их возможных изменений; определения качества и количества необходимых затрат, обеспечивающих достижение намечаемых результатов; определения способов воздействия на преступность.
Подобное познание включает: собирание сведений о преступности (криминологической информации) с соблюдением требований своевременности, полноты и достоверности информации; обработку полученных сведений (обобщение, систематизация); анализ информации (выводы, характеризующие преступность по необходимым показателям); предположения, характеризующие развитие преступности в будущем в конкретных временных пределах (прогноз); предвидение реагирования преступности на меры борьбы с нею (результативности криминологического воздействия на преступность).
Прогнозирование преступности теснейшим образом связано с планированием борьбы с преступностью, хотя они и отличаются по целям и задачам. Прогнозирование преследует цель выявить возможные варианты изменения преступности в будущем, обстоятельства, которые могут способствовать сокращению (либо увеличению) преступности; план устанавливает, что в связи с этим надо сделать, в какой срок, какие нужны ресурсы, средства и т.д. Прогнозирование преступности предшествует формированию плана во времени, определяет его сущность и содержание. Прогнозирование является научной основой для составления планов предупреждения преступности. Причем имеется прямая связь между надежностью прогноза и обоснованностью плана; чем точнее прогноз, тем больше оснований для обеспечения оптимальности плана.
Современный план борьбы с преступностью представляет собой управленческий документ, который должен содержать следующее:
1. Обоснование проблемы, включающее: описание ее наличности; обозначение ее угрозы для общества; объяснения неотложности разрешения проблемы; разъяснение населению неизбежности определенных затрат на ее разрешение.
2. Сведения о преступности (или ее части): криминологическая информация и источники ее получения; анализ показателей преступности (выводы о ее неблагоприятном для общества развитии).
3. Предвидение ее развития в будущем (прогноз): в случае отсутствия криминологического воздействия на нее; по результатам осуществления намечаемых мероприятий.
4. Перечень мероприятий: необходимых для заметного сокращения преступности; намечаемых с учетом имеющихся возможностей.
5. Сроки реализации: всего плана в целом; отдельных мероприятий.
6. Перечень исполнителей, ответственных за реализацию: всего плана; конкретных мероприятий.
7. Механизм реализации плана, включающий: ресурсное обеспечение, в том числе источники финансирования всего плана в целом и каждого мероприятия в отдельности; последствия неисполнения мероприятий для субъектов, ответственных за их выполнение; порядок обеспечения взаимодействия исполнителей и координации их усилий; резервные силы и средства для реагирования на неожиданные изменения преступности (маневренный фонд).
8. Обозначение ожидаемых результатов реализации планируемых мероприятий.
Необходимо учитывать зависимость эффективности планирования от качества прогнозирования: чем точнее прогноз, тем больше возможностей для оптимизации планируемых мероприятий.
По масштабу планируемой деятельности планы можно классифицировать на:
— общегосударственные (например, федеральная программа борьбы с преступностью);
— региональные (региональная программа борьбы с преступностью – на уровне области, федерального округа, района);
— локальные (план профилактики преступлений в отдельном населенном пункте, муниципальном образовании, на предприятии);
— индивидуальные (план выявления причин и условий преступления по уголовному делу).
По длительности планируемой деятельности планирование можно подразделить на:
— перспективное, охватывающее несколько отчетных периодов (несколько месяцев, кварталов, лет);
— текущее (оперативное планирование в зависимости от изменений криминологической ситуации).
Планирование делает деятельность органов государственной власти по предупреждению преступности более рациональной, системной и эффективной. Оно позволяет заранее предусмотреть определенные трудности и либо избежать их, либо подготовиться к ним. Становится с минимумом потерь сопрягать различные виды деятельности (например, доказывание состава преступления с расследованием причин и условий преступной деятельности).
Помимо планирования мер борьбы с преступностью, разработка способов воздействия на нее должна учитывать апробационные действия, предшествующие составлению плана. Оптимизация таких способов обеспечивается путем составления модели комплексной программы действий и проведения эксперимента по проверке результативности способов криминологического воздействия. Подобным образом разрешаются такие вопросы, как: разделение пригодных и непригодных мероприятий; определение их иерархии (более и менее значимых направлений, приоритетных и вспомогательных мероприятий); последовательность реализации мероприятий (первоочередные и последующие).
Оптимизация плана в целом предполагает определение:
1) сроков реализации плана: краткосрочный (1—3 года); среднесрочный (5 лет); долгосрочный (10-15 лет);
2) привязанных к плану и выбранных с учетом сроков: видов и методов прогнозирования;
3) предполагаемых (с учетом имеющихся возможностей) затрат;
4) способов воздействия на конкретные проявления преступности с научным обоснованием их выбора в зависимости от: масштабности планирования (федеральное, региональное, районное или на конкретном объекте); по направленности планирования (территориальное, межотраслевое или отраслевое); по объекту воздействия (на преступность в целом, на отдельный вид или группу преступлений либо на определенную категорию совершающих преступления лиц); по составу и роли исполнителей (комплексно-территориальное, межведомственное, ведомственное или функционально-ведомственное);
5) ожидаемых результатов использования тех или иных способов для обоснования предпочтительности выбранного варианта.
Криминологическое программирование представляет собой разработку целей и задач борьбы с преступностью, направлений, путей и средств решения этих задач, их нормативного, информационного, организационного, методического, ресурсного обеспечения на определенный период. Программы разрабатываются на стратегическом уровне управления борьбой с преступностью. Они предусматривают цели (программируемые результаты) и основные задачи на относительно длительный период, их приоритеты и увязку с другими целями специального управления, систему субъектов и средств борьбы с преступностью, ресурсы, которые может выделить общество и т.п.
В программы целесообразно включать сведения, на основе которых проводился анализ и осуществлялось прогнозирование, с чем увязываются программные мероприятия. Это позволит в случае необходимости выявить в качестве одной из причин низкой эффективности мероприятий несоответствие прогнозов реальной обстановке, а не искать иные причины. Такая программа также дает возможность исполнителям, задействованным в ее реализации, воспринимать прогнозы как предполагаемый ориентир, уточняемый при сопоставлении с реальной обстановкой, и маневрировать выделенными средствами.
В противоборстве с преступностью верные прогнозы позволяют решить проблему опережения в пользу правоохранительных органов. В этом случае программы борьбы с преступностью, основанные на таких прогнозах, приобретают упреждающее значение. Запаздывание программных мероприятий свидетельствует об их недостаточной проработке. Вытекающие из этого отрицательные последствия выражаются в потере затраченных напрасно средств и в допущении дальнейшего роста преступности на тех направлениях, где предполагался явный успех.
Разработка государственных программ борьбы с преступностью является важной мерой, от которой во многом зависит нравственно-политический климат в обществе. Такая программа может охватывать проблему борьбы с преступностью в целом и отдельные направления этой борьбы. В любом случае она носит базовый, ориентирующий и межведомственный характер, предусматривая комплекс социально-экономических, политических, воспитательных и правовых мер. При разработке программ максимально учитываются программы экономического и социального развития возможности использования общесоциальных мероприятий (например, по управлению миграцией, устройству беженцев, развитию культурного досуга и т.д.) для одновременного устранения, ослабления, ограничения криминогенных процессов и явлений.
В республиках, областях и других национально-территориальных субъектах Российской Федерации разрабатываются детализированные региональные программы борьбы с преступностью и по отдельным направлениям этой борьбы, учитывающие специфику социальной и криминологической ситуации (например, по борьбе с преступностью несовершеннолетних, рецидивной преступностью, наркоманией и т.д.). На муниципальном уровне по общему правилу необходимо и достаточно разрабатывать годовые планы борьбы с преступностью, так как их вычленение из демографических, экономических, политических, социально-психологических, управленческих структур региона, в который они входят, носит достаточно условный характер.
Органы внутренних дел осуществляют планирование предупреждения преступности постоянно. Наиболее ярко это выражено в деятельности подразделений МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ. В соответствии с Наставлением о деятельности ОВД по предупреждению преступлений, утвержденным Приказом МВД РФ №490 от 11 августа 1998 года, они:
— проводят ежеквартальный анализ и прогноз состояния оперативной обстановки, подготавливают управленческие решения, направленные на совершенствование работы по предупреждению преступлений, разрабатывают и обеспечивают проведение комплексных оперативно-профилактических мероприятий;
— организуют разработку и реализацию комплексных и целевых программ по предупреждению преступности, а также специальных планов по профилактике преступности либо пресечению отдельных категорий преступлений.
Таким образом, программирование и планирование предупреждения преступности является одним из важнейших направлений деятельности государства в сфере борьбы с преступностью, и его следует активно развивать, прежде всего, на основе теоретических положений криминологии.
Прогнозирование индивидуального преступного поведения
Индивидуальные прогнозы служат гуманным целям раннего предупреждения преступлений путем целенаправленной воспитательной работы с определенной категорией граждан и устранения причин антиобщественного поведения, но отнюдь не могут быть основанием для применения уголовно-правовых или административных мер превентивного характера.
Прогноз будущего поведения лиц, уже совершивших преступления, обязателен для следователей, прокуроров и суда в следующих случаях:
Прогнозирование первичного преступного поведения и прогнозирование рецидива укладываются в четыре условные ситуации:
Индивидуальное прогнозирование — далеко не решенная проблема и в науке, и в практике. Судебная практика, например, переполнена случаями ареста подозреваемых и освобождения их из-под стражи по формальным основаниям (по тяжести совершенного деяния, по внесенному залогу и т. д.). Наличие формальных оснований освобождает от ответственности следователей, прокуроров, судей, но не решает проблемы по существу. Поэтому следственные изоляторы переполнены неопытными случайными преступниками, которые признали себя виновными и не могут профессионально защищаться или «откупиться». Доказать вину опасного, опытного и богатого преступника, на которого работают несколько адвокатов, сложнее. А если и появляются основания для их ареста, суды освобождают таких подозреваемых или обвиняемых под крупные залоги и они спокойно исчезают из поля зрения правоохранительных органов (и даже из страны) или «разваливают» дело путем запугивания либо подкупа свидетелей.
Решение проблемы лежит в более четком и непосредственном правовом регулировании индивидуального прогнозирования путем более глубокого изучения личности виновного, мотивации его поведения и разработанных на этой основе относительно доступных методов индивидуального прогнозирования.
К ним относятся методы:
Совпадая по названиям с методами прогнозирования преступности, они имеют иное конкретное содержание.
Метод экстраполяции в том виде, в каком он применяется для прогнозирования преступности, пригоден при прогнозировании индивидуального преступного поведения лишь на уровне дедуктивного подхода при отборе наиболее криминогенных (маргинальных) групп граждан. На уровне же индуктивного подхода его применение специфично. Он представляет собой не что иное, как распространение ранее проявленных субъектом своих асоциальных наклонностей на возможное будущее поведение. В основе такой экстраполяции лежит известное положение: «человек есть не что иное, как ряд его поступков». Продолжение этого ряда на будущее и есть прогнозирование путем своеобразной экстраполяции. А поскольку поступки человека — результат внутренних устремлений, то индивидуальное прогнозирование, построенное на экстраполяции предшествующего отклоняющегося поведения, особенностей его мотивации и характеристики ближайшего окружения, может быть достаточно надежным. Точность прогноза зависит от содержания и полноты прогнозной информации. Экстраполяция в этом случае строится на эвристических приемах, логических суждениях и не требует строгих количественных оценок прогнозной информации. Данный метод широко распространен среди практических работников правоохранительных органов и судов, хотя они и не называют его таковым.
Эвристический метод групповых (экспертных) оценок дополняет экстраполяцию. В отличие от прогнозирования преступности он представляет собой специфическую форму прогностического опроса должностных и других лиц (родителей, учителей, воспитателей, руководителей, начальников, представителей общественных организаций, работников полиции, товарищей по работе или учебе и т. д.), которые обязаны были (или могли) изучать и фактически знают деловые, психологические и моральные качества изучаемых граждан. Суждение этих лиц (которых условно назовем группой экспертов) могут иметь важное диагностическое и прогностическое значение.
Такой метод экспертных оценок может быть использован для прогнозирования преступного поведения отдельных лиц работниками правоохранительных органов. А в специфически трансформированном виде — в форме допросов, производимых на основе уголовно-процессуального законодательства, этот метод применим в деятельности следователей, прокуроров и судей для прогнозирования возможного поведения виновного после совершения преступления. Оценка прогнозной информации следователем, прокурором или судом производится на основании процессуальных норм, как любое другое доказательство по делу.
Метод моделирования преступного поведения в прогностических целях предполагает построение соответствующих моделей, изучение которых может заменить в известных пределах исследуемый объект. Под прогностической моделью понимается модель объекта прогнозирования, исследование которой позволяет получить информацию о возможных состояниях объекта в будущем. Этот «заместитель», построенный по принципу структурного или функционального подобия реального преступного поведения, может давать информацию о возможном поведении моделируемого объекта.