Что означает проскомидия в церкви

Что означает проскомидия в церкви

Что означает проскомидия в церкви. Смотреть фото Что означает проскомидия в церкви. Смотреть картинку Что означает проскомидия в церкви. Картинка про Что означает проскомидия в церкви. Фото Что означает проскомидия в церквиЧто означает проскомидия в церкви. Смотреть фото Что означает проскомидия в церкви. Смотреть картинку Что означает проскомидия в церкви. Картинка про Что означает проскомидия в церкви. Фото Что означает проскомидия в церквиЧто означает проскомидия в церкви. Смотреть фото Что означает проскомидия в церкви. Смотреть картинку Что означает проскомидия в церкви. Картинка про Что означает проскомидия в церкви. Фото Что означает проскомидия в церкви

«Проскомидия» — слово греческое и значит принесение. Так называется первая часть Литургии от обычая древних христиан приносить хлеб, вино и все нужное для совершения Литургии; поэтому, и самый хлеб, употребляемый на ней, называется просфорою, что значит приношение. Хлеб (просфора) должен быть квасный (поднявшийся), чистый, пшеничный. Сам Господь Иисус Христос для совершения Таинства Св. Причащения взял квасный, а не пресный хлеб. Просфора должна быть круглою и состоять из двух частей во образ двух естеств Иисуса Христа — Божеского и человеческого; на верхней части просфоры имеется печать с изображением креста и по углам его — начальных букв имени Христа Спасителя: IС-ХС и греческого слова NI-КА ; это означает: Иисус Христос побеждает. Вино для Таинства требуется виноградное, красное, потому что красный цвет напоминает цвет крови; вино смешивается с водой в воспоминание того, что из прободенного ребра Спасителя на кресте истекли кровь и вода. Для проскомидии употребляется пять просфор в воспоминание чудесного насыщения Христом пятью хлебами более пяти тысяч человек, каковое обстоятельство дало Иисусу Христу повод учить народ о духовном насыщении и о нетленной, духовной пище, подаваемой в Таинстве Св. Причащения (Ин. 6, 22—58). Но собственно для причащения употребляется одна просфора (Агнец), по слову апостола: «Один хлеб, и мы многие — одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10, 17), а потому по своей величине эта просфора должна соответствовать числу причастников.

Из второй просфоры, называемой «богородичною», священник вынимает одну частицу в честь Божией Матери и полагает ее по правую сторону Агнца на дискосе. Из третьей просфоры, называемой «девятичинной», вынимается девять частиц в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, Богоотец Иоакима и Анны, святых, чья память совершается в нынешний день, и того святителя, имени которого совершается Литургия; эти части полагаются по левую сторону Агнца на дискосе, по три частицы в ряд. Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых и полагаются ниже Агнца на дискосе; из пятой — за умерших и полагаются ниже частиц, вынутых за живых. Наконец вынимаются частицы из просфор, подаваемых верующими; одновременно прочитываются соответствующие «поминания» о здравии и спасении живых и об упокоении усопших рабов Божиих; частицы из этих просфор полагаются вместе с частицами, вынутыми из четвертой и пятой просфор.

В конце проскомидии священник благословляет кадило с фимиамом и, покадив звездицу, ставит ее на дискосе над Агнцем и частицами, чтобы сохранить их в положенном порядке, покрывает дискос и потир двумя небольшими покровцами и поверх них еще одним, несколько больших размеров, называемым «воздухом», кадит пред Дарами и молит Господа благословить предложенные Дары, помянуть принесших эти Дары и тех, за кого они принесены, самого же его соделать достойным для священнодействия божественных Таин.

Проскомидия совершается священником на жертвеннике, при закрытом алтаре, вполголоса. Завершается она, когда на клиросе читаются 3-й и 6-й (а иногда и 9-й) часы по Часослову.

Источник

Что такое проскомидия?

Что означает проскомидия в церкви. Смотреть фото Что означает проскомидия в церкви. Смотреть картинку Что означает проскомидия в церкви. Картинка про Что означает проскомидия в церкви. Фото Что означает проскомидия в церкви

Ст. 26-28 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов

Что такое проскомидия

Каждый, кто регулярно посещает богослужения в храме, знает, что Божественную Литургию предваряет проскомидия. Что же происходит во время проскомидии? Проскомидия — это тот этап богослужения, во время которого заготваливают для таинства Евхаристии хлеб и вино. Очень часто, особенно во время Причащения детей, им говорят, что они попробуют «компотик» или «булочку», что приводит к профанации важнейшего Таинства для всех Христиан. Таинства, которое заповедывал сам Христос — Причастие. Хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа нашего. Именно поэтому проскодмидия — такая важная часть службы.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 26-27 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все

После того как Иуда вышел, Спаситель преподает одиннадцати [ученикам] спасительное таинство. Ведь, поскольку немного спустя Христу предстояло, воскреснув вместе с Собственной плотью, взойти к Отцу, то, дабы мы имели Его телесное присутствие (ибо без присутствия Христова человеку невозможно спастись и избавиться от смерти и греха, если с нами нет Жизни), Он дал нам свое Тело и Кровь (Мф. 26:28), чтобы через них сокрушилась власть тления, Он вселился в наши души Духом Святым, мы стали причастниками освящения и были наречены небесными и духовными людьми.

Порядок совершения проскомидии

Проскомидия совершается священником

Что означает проскомидия в церкви. Смотреть фото Что означает проскомидия в церкви. Смотреть картинку Что означает проскомидия в церкви. Картинка про Что означает проскомидия в церкви. Фото Что означает проскомидия в церквиТайна, которая окружает проскомидию, напоминает нам о таком же тайном, но важном Рождестве. Рождение Младенца Иисуса в свое время не было общеизвестным событием. Господь пришел в мир тихо и неведомо для мира.

Из остальных просфор вынимают части

Все вынутые из просфор частицы выкладываются на дискосе в определенном порядке, как бы окружая Агнца: слева от него — «богородичная» частица; справа — девять частиц «святительских»; снизу — за живых священнослужителей, а еще ниже — за усопших.

Записки на проскомидию

Вслед за этим священник приступает к обычным просфорам. Прочитав каждое указанное в записке имя, он вынимает частичку со словами: «Помяни, Господи, (имя)».

В конце Литургии эти частицы погружаются в Святую Чашу, при этом священник читает молитву:

«Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

Значение проскомидии

Слово «Проскомидия» произошло от греческого «приготовление», что наиболее точно отражает значение этой части богослужения. Еще одно значение слова — «принесение». В древние времена христиане сами выпекали просфоры и приносили их с собой, вместе с вином, для совершения Таинства Евхаристии.

Читайте также:

Источник

История возникновения и символическое значение проскомидии, последование

Христианские церковные службы полны глубокого смысла, проводятся по заветам Христа. Литургия в храмах начинается с особого обряда, называемого Проскомидией, во время которого, по предписанным церковью канонам, заготавливаются хлеб и вино для Евхаристии. Осмысленное исполнение ритуалов помогает полнее отдаться молитве. Рассмотрим, в чем состоит глубинный смысл проскомидии, и каково ее символическое значение.

Понятие и история происхождения проскомидии

История возникновения традиции проскомидии относится к первым векам становления христианства. Верующие свято исполняли ветхозаветные предписание «не появляться перед ликом Божьим с пустыми руками». На Литургию приходили с вином и хлебами. Часть приношений отделяли на церковные таинства, оставшиеся дары использовали во время общих трапез (агапы) во славу Христа. Принесенные дары готовили особым образом для службы.

Слово «проскомидия» имеет греческие корни и означает «принесение». Со временем от общих трапез отказались, к 4 веку проскомидия стала проводиться в середине литургии, в более поздние времена стала начальной частью службы. Сегодня Проскомидия – особый обряд, символ вечной жизни, смысл которого объяснил Христос. Православные заказывают сорокоусты с выниманием небольших кусочков просфор за здравие своих близких. Они исполняют завет Иисуса, погрузившего хлеб в вино и угостившего апостолов на трапезе.

Причащаясь хлебом с вином, люди очищаются пролитой кровью Спасителя и Его телом. Старообрядческая традиция совершения проскомидии отличается незначительно – числом просфор и начертанием печатей.

Значение в православии

Что означает проскомидия в церкви. Смотреть фото Что означает проскомидия в церкви. Смотреть картинку Что означает проскомидия в церкви. Картинка про Что означает проскомидия в церкви. Фото Что означает проскомидия в церкви

Когда совершается

В соответствии с православными традициями, проскомидия совершается в первую половину дня, не ранее 9 часов. Священник не должен приступать к таинству, пока не пробил час, в который Иисус был приговорен к казни. Во второй половине дня проскомидия разрешена в случае совмещения вечерней и дневной служб, но обязательно до наступления темноты.

Справка: Проскомидия, как составная часть Литургии, по православным канонам, не совершается в оговоренные уставом дни.

Имеются также ограничения проведения обряда для священников по чину и последованию, изложенные в Служебнике. Запрещено совершать таинство в нетрезвом виде и с неочищенным грехом.

Где должна проводиться

Последовательность, время и место проведения проскомидии оговорены церковными правилами и строго соблюдаются. Место проведения – православная церковь.

Церковь, разрешенная для проведения обряда, должна быть освящена епископом или священником, получившим особое благословение. Для обряда подходит только «чистый» храм, не поруганный еретиками, прочим непотребством. Изредка, по особому позволению церковных иерархов, разрешается проведение проскомидии в домах.

Отметим известные случаи исключения из церковных правил:

Что означает проскомидия в церкви. Смотреть фото Что означает проскомидия в церкви. Смотреть картинку Что означает проскомидия в церкви. Картинка про Что означает проскомидия в церкви. Фото Что означает проскомидия в церкви

Святым отцам, нарушающим предписания церкви по проведению проскомидии, грозит отлучение от сана.

Жертвенник

Проскомидию проводят на специальном столе, который, по традиции, называют жертвенником. Изначально в древних храмах это была особая комната, сейчас стол ставят по левую сторону от престола в алтаре. Предписанные церковными правилами атрибуты на жертвеннике и вокруг него:

В некоторых церквах сохраняется традиция особой комнаты для жертвенника.

Атрибуты

При ритуале подготовки просфор и вина используют специальные предметы, которые называют утварью для Евхаристии. Атрибуты в глазах участников таинства символизируют рождение Спасителя и Его мученическую кончину.

Потир

Для приготовления вина для святого причастия используют особый бокал на высокой ножке. Его именуют потиром (чаша с греческого). Первые христиане использовали потиры из дерева, в 3 веке их заменили стеклянные чаши.

Основание потира по диаметру больше чаши, на ножке часто присутствует утолщение в форме яблока. Сосуд является символом чаши, которую Иисус дал апостолам на Тайной вечере, завещав всем пить из нее как Кровь Его Нового Завета во искупление грехов.

Что означает проскомидия в церкви. Смотреть фото Что означает проскомидия в церкви. Смотреть картинку Что означает проскомидия в церкви. Картинка про Что означает проскомидия в церкви. Фото Что означает проскомидия в церкви

Потир хранится на жертвеннике. В церквах обычно используют несколько потиров – из большой чаши переливают в более мелкие сосуды для причащения прихожан. Сейчас в храмах используют металлические потиры с изображениями Христа, Богоматери, Иоанна Крестителя.

Справка: в торжественных случаях используют потиры, богато украшенные камнями, росписью, выполненные из драгоценных металлов.

Дискос

Важный атрибут подготовки к Евхаристии в православных храмах – большое круглое блюдо на основании, которое называют дискос. Этот сосуд служит для положения средней, особым образом вырезанной части просфоры, символизирующей превращение хлеба в тело Христово.

Середина просфоры именуется агнцем, как и сам жертвенный хлеб. На церемонии дискос держат за края. Символическое значение – ясли, в которых Христос пришел в мир, и место Его погребения после снятия с креста.

В древние времена дискос делали из дерева, затем использовали стекло, сейчас литургический сосуд, в большинстве случаев, металлический. На дне обычно рисунок – сцены из Нового Завета, чаще Иисус-младенец в яслях.

Звездица

Богослужебный предмет символизирует Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к Христу. Это две дуги, сцепленные винтом, принимающие форму звезды. Служат на проскомидии для защиты освещенных просфор от покрова и неосторожного прикосновения.

Что означает проскомидия в церкви. Смотреть фото Что означает проскомидия в церкви. Смотреть картинку Что означает проскомидия в церкви. Картинка про Что означает проскомидия в церкви. Фото Что означает проскомидия в церкви

Использовать звездицу во время проскомидии начали, по преданию, по инициативе Иоанна Златоуста. Во время канона Евхаристии звездицей осеняют дискос, это символизирует служение Господу Небесного Воинства.

Копие

Покровцы и воздух

Для защиты святого Агнца от насекомых и соринок используют тканевые покровы, которые являются атрибутами литургии и называются покровцы и воздух. Покровца два – отдельно для дискоса и потира, большим покрывалом (воздухом) накрывают сразу оба литургических сосуда.По Симеону Солунскому, воздух символизирует небесную твердь и плащаницу. Обряд потрясания воздухом при чтении «Символа Веры» принято толковать как вездесущий и благодатный Святой Дух.

Кадильница

Сосуд для воскурения благовонных смесей (ладана) используется во время церковных служб. Согласно ветхозаветным источникам, Господь повелел использовать фимиам иудеям. Ароматические вещества используют также в языческих культах для воскурения во славу Богов.

Молитва читается во время каждения. Кадильница – сосуд из металла на цепочке. В нем разжигают уголек, сверху помещают ладан. Символический смысл кадильницы, используемой при проскомидии, – память о дарах, которые были принесены волхвами в день появления Христа на свет.

Что означает проскомидия в церкви. Смотреть фото Что означает проскомидия в церкви. Смотреть картинку Что означает проскомидия в церкви. Картинка про Что означает проскомидия в церкви. Фото Что означает проскомидия в церкви

Грецкие губки

Используются для подбора раскрошившихся Святых Даров с литургических сосудов, обтирания рук священников, исполняющих проскомидию. Грецкие губки изготавливают из морских губок. Они напоминают о том, что римский воин напоил с помощью губки Христа уксусом. Грецкие губки делают круглой формы, освящают перед использованием, хранят, завернутыми в антиминс.

Ковш, блюдо, сосуды для вина и воды

При совершении таинства Проскомидии используется посуда для хранения просфор и жидкостей, которая лишена сакрального значения, помогает в исполнении предписанного ритуала:

Полноценной утварью для евхаристии эти предметы не являются, выполняют вспомогательные функции.

Вещество для проскомидии

Христос через апостолов передал указание пастве – считать хлеб, воду и вино Его телом и кровью, причащаться ими как Святыми дарами. По канонам православной церкви, эти вещества используют в проскомидии многие века.

Для проскомидии выпекаются специальные хлеба, называемые просфорами. Для выпечки используются только 2 ингредиента – пшеничная мука и вода. Никакие иные компоненты в тесто не включают.

Что означает проскомидия в церкви. Смотреть фото Что означает проскомидия в церкви. Смотреть картинку Что означает проскомидия в церкви. Картинка про Что означает проскомидия в церкви. Фото Что означает проскомидия в церкви

Указание на вид хлеба дано в Новом Завете – артос (вскисший). Просфоры составлены из 2-х частей, символизирующих человеческую и Божественную природу Спасителя.

Именно Христос приказал использовать вино для причащения. Во время трапезы Спаситель вместе с учениками пил красное вино, разведенное водой, оно лучше других жидкостей напоминает пролитую кровь. За долгие века делались попытки заменить вино медом, водой, молоком, но отцы церкви строго указали, что завет Христа должен исполняться неукоснительно. Для проскомидии берется качественное красное виноградное вино – чистое и свежее.

Во времена Христа разведение вина водой было традиционным в восточных странах. Спаситель с учениками пили не ради опьянения. Традиция связана еще с именем Моисея, который смесью вина с водой кропил Завет. В Новом Завете сказано, что из ран Иисуса натекла кровь с водой. Учитывая указание Иисуса, вино для проскомидии разводят сырой водой.

Кто совершает

Проскомидию, которая является частью литургии, проводит только священник или архипастырь. Диакон может только помогать святому отцу, выполнять вспомогательные работы. Существуют строгие церковные правила на этот счет:

Что означает проскомидия в церкви. Смотреть фото Что означает проскомидия в церкви. Смотреть картинку Что означает проскомидия в церкви. Картинка про Что означает проскомидия в церкви. Фото Что означает проскомидия в церкви

Службы проводят в предписанном церковном облачении священника – полном, диакон помогает в своих обычных одеждах.

Подготовка к обряду

В процессе подготовки к проскомидии выполняются определенные действия, предписанные правилами православной церкви.

Входные молитвы

Любое дело добрый христианин предваряет молитвой. Священники при входе в храм и подготовке к литургии творят входные молитвы. Церковью прописан необходимый ритуал и последовательность чтения молитв для священника и диакона:

Далее в ризнице оба участника проскомидии облачаются для службы.

Облачение

Одежды для священника хранятся в ризнице или в углу алтаря. Святой отец дает благословение диакону, сам начинает облачаться. Исполняются следующие правила при облачении:

Что означает проскомидия в церкви. Смотреть фото Что означает проскомидия в церкви. Смотреть картинку Что означает проскомидия в церкви. Картинка про Что означает проскомидия в церкви. Фото Что означает проскомидия в церкви

Священник и диакон облачаются рядом, в тесных помещениях – по очереди.

Умовение рук

Традиция мыть руки перед началом проскомидии относится к ветхозаветным временам. Священники в древние времена мыли руки и ноги перед совершением таинств, специальные чаши стояли на входе в храм для прихожан. Омовение рук – символическое очищение не только тела от грязи, но и души от грехов. Во время омовения читаются стихи 25 псалма.

Приготовление жертвенника и сосудов

Завершив омовение, священник переходит к подготовке евхаристической утвари для проскомидии. Он идет к жертвеннику, снимает покровы, защищающиеся сосуды, зажигает светильник – лампадку или свечку. Сосуды расставляются определенным образом, повернув к себе стороной с изображением Христа:

Вино, вода, просфоры подготовлены и расставлены на жертвеннике.

Справка: в церковном Служебнике не оговаривается, в какое время должна готовиться утварь для проскомидии. Подготовку часто проводят до облачения.

Чинопоследование

Что означает проскомидия в церкви. Смотреть фото Что означает проскомидия в церкви. Смотреть картинку Что означает проскомидия в церкви. Картинка про Что означает проскомидия в церкви. Фото Что означает проскомидия в церкви

Молитвы произносятся священником, проводящим ритуальные действия тихо, вполголоса. Во время проскомидии проводят исповедь, чтение Часов напоминает о земном бытии Христа.

Начало

В начале церемонии священник с помощником встают перед жертвенником и трижды кланяются, творят молитву с просьбой об отпущении грехов и благословении на проведение проскомидии. Тропарь читают особым образом – при произнесении определенных слов молитвы целуют евхаристическую утварь. Так священник выражает благоговение перед готовящейся жертвой и уважение к святым предметам.

Святой Агнец должен напомнить православным о великой жертве, принесенной Христом на Голгофе, крестной муке и погребении.

Священнодействие с Агничной просфорой

Взятие священником в руки главной, Агничной просфоры совмещено с чтением 3-го Часа. Все действия святого отца проводятся с произнесением молитвы. Ритуал вырезания сердцевины просфоры и подготовки жертвенного агнца совершается строго по правилам:

Каждое действие с Агничной просфорой имеет символическое значение. Благодаря произносимым молитвам часть просфоры претворяется в Агнца, тело Спасителя, благодаря Святому Духу. Произносимый текст молитвы описывает этапы зачатия, рождения, мучений на кресте и смерти Иисуса, во время которой из подреберья пошла кровь с водой.

Что означает проскомидия в церкви. Смотреть фото Что означает проскомидия в церкви. Смотреть картинку Что означает проскомидия в церкви. Картинка про Что означает проскомидия в церкви. Фото Что означает проскомидия в церкви

Соединение вина с водой

Когда в молениях поминают об убиении Христа, истекшей крови, диакон просит и получает благословение на приготовление в потире разбавленного водой вина. Смешение двух жидкостей в потире называют святым соединением. Смысл действия – напомнить христианам о муках и смерти Спасителя, истечении из раны алой крови, которую в Евхаристии символизирует виноградное красное вино с небольшим количеством воды.

Священнодействие с Богородичной просфорой

Далее священник начинает готовить Богородичную просфору в честь Пречистой Девы, читается молитва, прославляющая Богородицу. Копием святой отец отделяет от второй просфоры треугольную часть печати, укладывает ее на дискос рядом со святым Агнцем. Царица Небесная занимает почетное место рядом со Спасителем, уложение части Богородичной просфоры напоминает о великой чести быть Матерью Христа.

Священнодействие с девятичинной просфорой

Подвиг святых во славу Господа напоминает девятичинная просфора, из хлеба извлекают 9 частичек. Кусочки вырезают копием из печати ровными рядами, укладывают в установленной последовательности на дискос вокруг Агнца. Во время изъятия поминаются заслуги и подвиги святых, начиная с Иоанна Предтечи.

Святых называют во время молитвы по именам, при этом славить могут также местных святых. 9 частиц отбирают, исходя из количества чинов Небесной иерархии. Все святые доказали свое единство с Господом, прославляли Христа своей жизнью и смертью.

Священнодействие с заздравной просфорой

Далее святой отец берет в руки заздравную просфору, из которой вырезает 2 частицы с бочка:

Кусочки кладут на дискос под Агнцем. Переходят к просфорам, поданным за здравие паствой. Вырезая кусочек, каждого упоминают по имени, прося у Господа милости к православному. Имеются также церковные служебные просфоры, из которых нарезают куски за архипастырей, священников и клир.

Что означает проскомидия в церкви. Смотреть фото Что означает проскомидия в церкви. Смотреть картинку Что означает проскомидия в церкви. Картинка про Что означает проскомидия в церкви. Фото Что означает проскомидия в церкви

К заздравной просфоре священник еще вернется, чтобы с прошением о милости и прощении вырезать из стенки кусочек за себя. Это делают после поминания за упокой.

Священнодействие с заупокойной просфорой

За умерших христиан вырезают частицы из последней, заупокойной просфоры. Берется кусок с печати, поминаются церковные иерархи, патриархи, архиереи. Далее священник начинает поминать умерших православных, вырезая кусочки из поданных мирянами просфор. Церковь допускает использование одной просфоры за умерших и за здравие. Кусочки за упокой располагают на дискосе ниже заздравных. Священник просит Господа Самого помянуть православных умерших по Своей милости.

Каждение

В кадиле уже находится разожженный уголек, в него кладут ладан, диакон передает кадильницу священнику. С молитвой окуривают по очереди:

Жертвенные дары закрываются звездицей и покрывалами. Затем проводится общее каждение жертвенника с троекратным благословением. Смысл каждения – изливание Божественной благодати и любви, осенение Святым Духом.

Окончание

Священник передает кадильницу диакону, читает молитву и завершает проскомидию отпустом. Это считается завершением. По окончании проскомидии все кусочки опускают в потир с приготовленным вином. Иисус обещал, что после вкушения Его тела и крови искупительная жертва будет принята, и христиане очистятся от грехов. Молитвы на Проскомидию считают самыми важными и действенными.

Пока не завершено произнесение Часов, чтение записок и поминовение за здравие и упокой могут продолжаться, Проскомидия не завершена. Православная церковь напоминает, что подавать записки за некрещеных не разрешается.

Христос принес себя в жертву, искупил прегрешения людские Своей кровью. Проскомидия дает возможность православным вспомнить жизнь и подвиг Христа, очиститься Его кровью и телом, освободиться от тяжести грехов. Священник совершает на глазах верующих жертвоприношение, святой Агнец во время церемонии искупает людские грехи.

Источник

Настольная книга священнослужителя

Литургия условно разделяется на три части: проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных.

Совершению проскомидии предшествуют входные молитвы и облачение священнослужителей.

Входные молитвы

Перед началом литургии, утром в назначенное время священнослужители, подготовившиеся накануне к совершению Божественной литургии, приходят в храм и, став пред царскими вратами, трижды осеняют себя крестным знамением, совершая три поклона, и читают входные, то есть приготовительные к совершению литургии, молитвы (стоя с покрытой головой, в скуфье или камилавке,– до чтения тропаря «Пречистому Твоему образу…»).

[По сложившейся практике приготовившийся совершать литургию священнослужитель входит в алтарь, совершает по Уставу два земных или поясных поклона пред престолом, целует его, совершает третий поклон, возлагает на себя епитрахиль, снимает покрывало с престола и северной дверью выходит из алтаря на солею для совершения входных молитв. Если совершают литургию несколько священнослужителей, то старший надевает епитрахиль, остальные – в рясах.]

Диакон: Благослови, владыко.

Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Диакон: Аминь. Царю Небесный… Трисвятое по «Отче наш».

Священник: Яко Твое есть Царство…

Далее оба читают: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумéюще, сию΄ Ти молитву, яко Влады΄це, грешнии приносим: помилуй нас.

Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповáхом, не прогневайся на ны зело́, нижé помяни΄ беззаконий наших, но при΄зри и ныне, яко Благоутробен, и избави ны от враг наших. Ты бо еси Бог наш, и мы – лю΄дие Твои, вси – делá руку́ Твоею, и имя Твое призываем.

И ныне: Милосердия двéри отвéрзи нам, Благословенная Богородице, надéющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианскаго.

Потом, подойдя к иконе Христа Спасителя, молятся, читая тропарь:

Пречистому Твоему образу покланя΄емся, Благи΄й, прося΄ще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволи΄л еси΄ плотию взы΄ти на Крест, да избáвиши, я΄же создáл еси, от рабо́ты врáжия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси΄ вся, Спасе наш, пришéдый спасти мир.

Сделав поклонение иконе Спасителя, они целуют ее. Затем, подойдя к иконе Пресвятой Богородицы, совершают поклонение иконе и также целуют ее, читая тропарь:

Милосердия су́щи источник, милости сподоби нас, Богородице, при΄зри на люди согреши΄вшия, яви΄, яко при΄сно, силу Твою, на Тя бо уповающе,– радуйся, вопием Ти, я΄коже иногда Гавриил, Бесплотных Архистрати΄г.

Став снова пред царскими вратами и преклонив главы, они, в сознании своего недостоинства и немощи, устами священника возносят Господу молитву, прося укрепляющей и восполняющей помощи Божией к совершению Божественной литургии:

Господи, низпосли΄ руку Твою с высоты΄ святáго жили΄ща Твоего и укрепи мя в предлежáщую службу Твою, да несуждéнно предстáну страшному Престолу Твоему и безкровное священнодействие совершу. Яко Твоя есть сила и слава во веки веков. Аминь.

По произнесении этой молитвы священнослужители кланяются друг другу и, обратившись лицом к молящимся, кланяются им, делают по одному поклону к северной и южной сторонам солеи (хорам певчих), произнося: «Простите и благословите, отцы и братие», и входят в алтарь при чтении 8-го – 13-го стихов 5-го псалма:

1. Чтением этого псалма они выражают свое благоговение пред святостью храма Божия, молясь, чтобы Господь исправил их путь к достойному совершению Святой Евхаристии.

2. В дни Недели Святой Пасхи и в отдание Пасхи после начального возгласа и троекратного «Христос воскресе…» принято читать: «Предвари΄вшия утро…», «Во гробе пло́тски…», «Слава» – «Яко Живоносец, яко рая΄ краснéйший…», «И ныне» – «Вышняго освященное…», «Пречистому Твоему образу…»; далее – в обычном порядке. От Антипасхи (Недели о Фоме) до отдания Пасхи после начального возгласа и троекратного «Христос воскресе…» следует читать Трисвятое по «Отче наш…», далее – обычный порядок. «Царю Небесный…» в это время не читается – до Дня Святой Троицы (Пятидесятницы).

В первый день Святой Пасхи входные молитвы читаются до так называемой пасхальной полунощницы, когда пасхальные молитвословия читать еще рано, а «Царю Небесный» на полунощнице уже не читается,– входные молитвы начинаются с «Святый Боже».

Последование облачения

Войдя в алтарь южной (правой) дверью после входных молитв, священнослужители благоговейно совершают троекратное поклонение пред престолом, целуют Евангелие, Крест, а также престол, воздавая этим честь Самому Господу. После этого они начинают облачаться в священные одежды.

Священник берет подризник, а диакон – стихарь, и, делая три поклона к горнему месту, каждый говорит про себя: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя».

Облачение диакона

Диакон подходит к священнику и, держа в правой руке стихарь и орарь, говорит ему, преклонив главу: Благослови, владыко, стихарь со орарéм.

Священник, благословляя, произносит: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Диакон говорит: «Аминь», целует крест, изображенный на стихаре, и благоговейно облачается в стихарь, произнося:

Возрадуется душа моя о Господе, облечé бо мя в ризу спасения и одеждею веселия одéя мя, яко жениху, возложи ми венец и, яко невесту, украси΄ мя красото́ю.

Затем он берет орарь и, поцеловав изображенный на нем крест, возлагает его на левое плечо. После целования креста на поручах диакон возлагает их себе на руки при чтении – на правую руку:

Десни΄ца Твоя, Господи, прослáвися в крепости, деснáя Твоя рука, Господи, сокруши΄ враги, и множеством славы Твоея стерл еси супостáты;

на левую руку – Ру́це Твои сотвори΄сте мя и создáсте мя, вразуми мя, и научу́ся зáповедем Твоим.

Облачение священника

Держа в левой руке подризник (стихарь), священник, после троекратного поклонения к горнему месту, благословляет подризник, произнося:

Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Облачаясь в подризник, он читает ту же молитву, что́ и диакон (на стихарь): «Возрадуется душа моя о Господе…» И также предварительно целует крест на подризнике. (Вообще, при облачении священника в каждую священную одежду он благословляет ее и целует изображенный на ней крест.)

При возложении на себя епитрахили священник читает: Благословен Бог, изливáяй благодать Свою на священники Своя, яко миро на главé, сходящее на браду́, браду́ Ааро́ню, сходящее на омéты одежды его.

После епитрахили священник обычно надевает, если имеет на них благословение, набедренник и палицу со словами:

Препоя΄ши меч Твой по бедрé Твоей, Сильне, красотою Твоею и добро́тою Твоею, и наляцы΄ и успевай и царствуй истины ради, и кротости, и правды, и настáвит Тя дивно десни΄ца Твоя всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Затем, опоясуя себя поясом, он читает: Благословен Бог, препоясу́яй мя силою, и положи΄ непорочен путь мой, совершáяй но́зе мои яко елéни, и на высоких поставля΄яй мя.

Надевая поручи, священник читает то же, что́ и диакон: Десни΄ца Твоя, Господи, пpocлáвиcя в крепости, деснáя Твоя рука, Господи, сокруши΄ враги, и множеством славы Твоея΄ стерл еси супостáты.

Ру́це Твои сотвористе мя и создасте мя, вразуми мя, и научуся зáповедем Твоим.

При облачении в фелонь священник читает:

Священницы Твои, Господи, облеку́тся в правду, и преподобнии Твои радостию возрадуются всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Во все одежды полностью, как для служения литургии, священник также облачается на пасхальную заутреню, на пасхальную вечерню, в вечерню Великого пятка – перед выносом Плащаницы, на утрене Великой субботы, пред крестным ходом с Плащаницей; на утренях 1 августа, 14 сентября и Крестопоклонную Неделю (перед выносом Честнаго и Животворящего Креста). Однако положенные при этом молитвы в то время не читаются, кроме как перед облачением на пасхальную заутреню, так как в данном случае это облачение есть и предлитургийное.

Не читаются молитвы на облачение и перед служением литургии Преждеосвященных Даров (только «Господу помолимся» перед каждой одеждой).

I. ПРОСКОМИДИЯ

Понятие о проскомидии

Проскомидией называется первая часть литургии, на которой, чрез особые священнодействия, из принесенных хлеба и вина приготовляется вещество для Святой Евхаристии и при этом совершается поминовение членов Церкви Христовой – Небесной и земной.

От древнего обычая приносить в храм хлеб и вино для таинства Святой Евхаристии первая часть литургии и называется проскомидией – приношением. Хлеб, требуемый для Святого таинства, должен быть чистым, пшеничным и квасным (т. е. вскисшим).

На проскомидии употребляются в настоящее время в Русской Церкви пять хлебцев, именуемых просфорами. По внешнему виду просфора должна быть кругловидной и двухсоставной, в таинственное ознаменование двух естеств в Господе Иисусе Христе – Божеского и человеческого, с изображением на ней (обычно) креста, в знак того, что эта просфора назначена для священного употребления; по сторонам креста она имеет надпись:

ИС. ХС. ­­ Иисус Христос. НИ. КА ­­ Победитель (побеждает)

Просфора со знаком креста употребляется для изъятия Агнца на проскомидии. На прочих просфорах могут быть изображения Божией Матери или святых.

Просфоры для проскомидии приготовляются несколько больше других просфор. Выпекаются просфоры особо назначенными для этого церковнослужителями.

Вино должно быть виноградным, красным и, по примеру Самого Господа, употребившего на Тайной вечери вино с водой, соединяется с водой, в воспоминание Крови и воды, истекших из прободенного ребра Спасителя во время Его страданий. Никаких фруктовых соков вместо виноградного вина употреблять не положено.

Значение священнодействий проскомидии

Крестообразное разрезание Агнца и прободение Его означают распятие Иисуса Христа и излияние Его Крови, в это время читаются слова пророка Исаии, пророчески указывавшие на страдания Спасителя: «Яко овчá на заколение ведéся…»

Соединение всех частиц вокруг Святого Агнца на дискосе символизирует Церковь Божию, Глава которой Господь Иисус Христос.

Чинопоследование проскомидии

По облачении священник и диакон при чтении 25-го псалма умывают свои руки в знак душевной чистоты, с которой они начинают богослужение. Словами этого псалма они выражают любовь к храму Божию и молятся, чтобы Господь не погубил их с творящими нечестие:

Умы΄ю в неповинных ру́це мои и обы΄ду жертвенник Твой, Господи, éже услышати ми глас хвалы΄ Твоея΄ и повéдати вся чудесá Твоя. Господи, возлюби΄х благолепие до́му Твоего и место селения славы Твоея. Да не погуби΄ши с нечестивыми душу мою и с мужи кровéй живота моего: и΄хже в рукáх беззакония, десни΄ца их испо́лнися мзды. Аз же незло́бием моим ходих: избáви мя, Господи, и помилуй мя. Ногá моя ста на правотé, в цéрквах благословлю Тя, Господи.

Далее диакон приготовляет все необходимое для совершения Святой Евхаристии: снимает покрывала с престола и жертвенника, зажигает на жертвеннике свечу или лампаду, ставит дискос (слева) и чашу (справа), а также копие, лжи΄цу, покровцы, возду́х, просфоры, вино, ковшичек, тарелочку и губку.

Приготовив для проскомидии все потребное, священник и диакон подходят к жертвеннику и, благоговейно совершив пред ним троекратное поклонение, молятся об очищении своих грехов, читая:

Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя, и тропарь Великого пятка, напоминающий о смерти Господней и плодах ее – нашем искуплении:

Искупи΄л ны еси΄ от клятвы зако́нныя честно́ю Твоею Кро́вию, на Кресте пригвозди΄вся и копием пробо́дся, безсмертие источи΄л еси΄ человеком, Спасе наш, слава Тебе.

По долгу благоговения к евхаристическим сосудам священник при чтении этого тропаря обычно целует их. При произнесении слов «Искупил ны еси от клятвы законныя» он целует дискос, при словах «честно́ю Твоею Кровию» – чашу. Произнося «на Кресте пригвоздився», целует звезди΄цу, «и копием прободся» – копие и, наконец, при словах «безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе» – лжицу.

Чтение этого тропаря знаменует, что священник приступает к приготовлению таинственной жертвы Богу – Евхаристии в воспоминание великой Господней Жертвы на Голгофе.

Затем диакон тихо говорит: Благослови, владыко.

Священник возглашает: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Чтец после возгласа священника начинает на клиросе чтение часов и во время совершения проскомидии прочитывает 3-й и 6-й часы, которые по содержанию находятся в тесной связи с проскомидией. В псалмах, тропарях и других молитвах часов прообразовательно, как и на проскомидии, изображается земная жизнь Господа Иисуса Христа.

Священник по возгласе «Благословен Бог наш» берет левой рукой просфору со знаком креста для Агнца и, держа в правой руке копие, троекратно благословляет ее им, творя знамение креста над печатью просфоры, с троекратным же произнесением слов: В воспоминание Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа.

И копием надрезает лежащую на тарелочке просфору с правой стороны ее (от себя – с левой) со словами: Яко овчá на заколение ведéся.

[Для удобства допускается повернуть просфору так, чтобы ее правая сторона была обращена к правой стороне совершителя.]

Делая надрез с левой стороны (от себя – с правой), священник говорит: И яко Агнец непорочен, пря΄мо стригу́щаго Его безгласен, тако не отверзáет уст Своих.

Верхняя сторона просфоры надрезается со словами: Во смирении Его суд Его взя΄тся.

Нижняя сторона надрезается со словами: Род же Его кто исповéсть?

Диакон, взирая с благоговением на приготовление Агнца, при каждом надрезании священником Агнца говорит:

Господу помолимся, держа орарь в руке, как при чтении ектений.

После надрезания просфоры диакон говорит: Возьми΄, владыко.

Священник надрезает просфору с нижней ее части и вынимает Агнца от надрезанных нижней и четырех внешних сторон ее, произнося слова: Яко взéмлется от земли΄ живот Его, и полагает его на дискос печатью вниз.

Диакон: Пожри΄, владыко (от слав. слова «пожрéти» – принести в жертву).

При этих словах диакона священник делает на нижней стороне Агнца глубокий крестообразный надрез (до печати), говоря: Жрéтся Агнец Божий, вземля΄й грехи΄ мира, за мирски΄й живот и спасение.

Затем обращает (переворачивает) Агнец печатью вверх.

Диакон: Прободи΄, владыко.

При этих словах диакона священник прободает Агнец копием с правой Его стороны, говоря: Един от во́ин копием рéбра Его прободé, и áбие изы΄де кровь и вoдá, и ви΄девый свидéтельствова, и истинно есть свидетельство его.

Диакон: Благослови, владыко, святое соединение.

Получив благословение, диакон вливает в потир вино, соединенное с небольшим количеством воды.

Священник, взяв вторую просфору, говорит: В честь и память Преблагословенныя Владычицы нáшея Богородицы и Приснодевы Марии, Ея΄ же молитвами приими, Господи, жертву сию΄ в пренебесный Твой Жертвенник.

Вынув из просфоры частицу, священник кладет ее на дискос с правой стороны Агнца (от себя – с левой), вблизи от его средины, произнося: Предстá Царица одесну́ю Тебе, в ри΄зы позлащéнны одéяна, преукрашéнна.

Священник, взяв третью просфору, произносит:

1. Честнáго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна,– и отделяет от просфоры частицу, кладя ее на дискосе с левой стороны Агнца (от себя – с правой), ближе к верхней его части, начиная этой частицей первый ряд.

Затем священник говорит:

2. Святых славных пророков Моисея и Ааро́на, Илии и Елисея, Давида и Иессéя, святых триéх отроко́в, и Даниила пророка, и всех святых пророков,– и, отделив от просфоры вторую частицу, полагает ее ниже первой, на такое же расстояние от Агнца.

Далее священник говорит:

3. Святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла и прочих всех святых апостолов,– и, отделив от просфоры третью частицу, полагает ее ниже второй, оканчивая ею первый вертикальный ряд частиц.

Затем священник произносит:

4. Иже во святых отец наших, святителей Василия Великаго, Григория Богословаи Иоанна Златоустаго, Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийскаго, Мефодия, учителя Словенскаго, Михаила Киевскаго, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Московских, Никиты, епископа Новгородскаго, Леонтия, епископа Ростовскаго, и всех святых святителей,– и, отделив четвертую частицу, полагает ее на одном уровне с первой частицей, начиная ею второй ряд.

Потом священник говорит:

5. Святаго апостола первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников Димитрия, Георгия, Федора Ти΄рона, Феодора Стратилата и всех святых мученик, и мучениц Феклы, Варвары, Кириаки΄и, Евфимии и Параскевы, Екатерины и всех святых мучениц,– и, отделив пятую частицу, полагает ее ниже первой частицы второго ряда.

Затем священник говорит:

6. Преподобных и богоносных отец наших Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонскаго, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежскаго, Варлаама Ху́тынскаго, Серафима Саровскаго и всех преподобных отец; и преподобных мáтерей Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Еги΄птяныни и всех святых преподобных мáтерей,– и, отделив шестую частицу, полагает ее ниже второй, заканчивая второй ряд.

Продолжая, священник произносит:

7. Святых и чудотворцев бессребреник Космы΄ и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая и всех святых бессребреников,– и, отделив седьмую частицу, полагает ее вверху, начиная ею третий ряд.

Далее священник говорит:

8. Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и святаго (его же есть храм и день), и всех святых, ихже молитвами посети ны, Боже,– и, отделив восьмую частицу, полагает ее ниже первой третьего ряда. 20

Затем священник говорит:

9. Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопо́льскаго, Златоустаго (или: «Иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския»,– если совершается его литургия),– и, отделив девятую частицу, полагает ее в конце третьего ряда, заканчивая ею этот ряд.

Взяв четвертую просфору и вынимая первую большую частицу, священникговорит:

Помяни, Владыко Человеколюбче, всякое епископство православных, Святейшаго Патриарха Алексия, митрополиты, архиепископы, епископы (поминается и епархиальный архиерей: Господина нашего Преосвященнейшаго имя рек), честно́е пресвитерство, во Христе диаконство и весь священнический чин (в монастыре: архимандрита или игумена нашего имя рек), братию и сослужéбники наша священники, диаконы и всю братию нашу, я΄же призвал еси во Твое общение Твоим благоутробием, Всеблаги΄й Владыко.

Вынимая вторую большую частицу из четвертой просфоры, священникпроизносит:

Помяни, Господи, Богохранимую страну нашу и православных людей ея – и потом, вынимая из нее же и затем из принесенных народом на проскомидию просфор частицы, поминает живых членов Церкви с произнесением слов: Помяни, Господи, о здравии и спасении раба Божия, или рабов Божиих, имя рек.

[Пред тем, как вынуть из поданной на проскомидию просфоры частицу, священник по обычаю знаменует просфору крестообразно копием.]

Все вынутые о здравии частицы полагаются с нижней стороны Агнца, причем две из них – за Святейшего Патриарха и епархиального епископа – полагаются выше остальных частиц, вынутых о здравии.

Наконец, взяв пятую просфору и вынимая из нее частицы, священникговорит:

О памяти и оставлении грехов святейших патриархов православных, и блаженных создателей святаго храма сего (в обители: святыя обители сея).

В это время священник поминает также рукоположившего его архиерея, если тот скончался. Из этой же пятой просфоры или из просфор, поданных верующими, священник вынимает частицы о упокоении почивших, произнося: Помяни, Господи, о упокоении и оставлении грехов раба Божия, или рабов Божиих, имя рек.

Заканчивая поминовение, священник произносит:

Помяни, Господи, и всех в надежди воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших православных отец и братий наших, Человеколюбче Господи.

Частицы из просфор об упокоении он полагает на дискосе, ниже частиц, вынутых за живых.

Закончив поминовение усопших, священник снова берет четвертую просфору и вынимает из нее частицу за себя со словами: Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное.

После этого при помощи губки священник собирает с краев дискоса частицы, чтобы ни одна из них не могла упасть с него.

Диакон берет кадильницу и, вложив в нее ладан, приносит к священнику, говоря: Благослови, владыко, кадило. Господу помолимся.

Священник, благословляя кадило, читает молитву:

Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню΄ благоухáния духовнаго, éже приемь в пренебесный Твой Жертвенник, возниспосли΄ нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.

Диакон, держа кадило на уровне жертвенника, говорит: Господу помолимся.

Священник, взяв развернутую звездицу, надносит ее над кадилом так, чтобы она была окурена дымом кадильным, поставляет ее на дискосе, над Агнцем, и произносит при этом слова: И пришéдши, звезда ста верху́, идеже бе Отрочá.

Диакон: Господу помолимся.

Священник надносит над кадильницей первый покровец и, покрывая им дискос, говорит:

Господь воцари΄ся, в лéпоту облечéся, облечéся Господь в силу и препоя΄сася, ибо утверди΄ вселенную, я΄же не подви΄жится. Готов престол Твой отто́ле, от века Ты еси΄. Воздвиго́ша реки, Господи, воздвигоша реки глáсы своя, во́змут рéки сотрéния своя, от гласо́в вод многих. Ди΄вны высоты΄ μ орски΄я, дивен в высоких Господь. Свидéния Твоя увéришася зело. Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.

Диакон: Господу помолимся. Покрый, владыко.

Священник надносит над кадильницей второй покровец и покрывает им потир (чашу) со словами: Покры΄ небесá добродетель Твоя, Христе, и хвалы΄ Твоея΄ испо́лнь земля.

Диакон: Господу помолимся. Покрый, владыко.

Священник надносит над кадильницей возду́х и, покрывая им вместе дискос и потир, произносит:

Покры΄й нас кровом крилу́ Твоéю, отжени΄ от нас всякаго врага и супостата, умири΄ нашу жизнь, Господи, помилуй нас и мир Твой и спаси΄ душы наша, яко Благ и Человеколюбец.

Потом священник берет кадило и, покадив жертвенник, произносит (трижды): Благословен Бог наш, сице благоволи΄вый, слава Тебе.

Диакон же каждый раз молитву священника заканчивает словами: Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Произнося это, священник и диакон благоговейно поклоняются при каждом славословии.

Диакон, приняв кадильницу от священника, глаголет:

О предложéнных Честны΄ υ Дарех Господу помолимся.

Священник читает молитву предложения:

Боже, Боже наш, Небесный Хлеб, Пищу всему миру, Господа нашего и Бога Иисуса Христа пославый, Спаса и Избáвителя, и Благодетеля, благословя΄ща и освящáюща нас, Сам благослови΄ предложение сиé и приими΄ е в пренебесный Твой Жертвенник.

Помяни, яко Благ и Человеколюбец, принесших и и΄хже ради принесо́ша, и нас неосуждéны сохрани во священнодействии Божественных Твоих Таин.

Яко свети΄ся и прославися пречестно́е и великолéпое Имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

По прочтении этой молитвы священник оканчивает проскомидию славословием, произнося: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.

Диакон: Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови.

В заключение проскомидии священник произносит краткий отпу́ст:

Воскресы΄й из мертвых (только в день воскресный, в седмичные дни отпуст начинается прямо со слов: Христос, истинный Бог наш) Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречи΄стыя Своея΄ Мáтере, и΄же во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопо́льскаго, Златоу́стаго, и всех святых, помилует и спасéт нас, яко Благ и Человеколюбец.

На литургии святого Василия Великаго поминается:

Иже, во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесари΄и Каппадоки΄йския.

Частные просфоры

После совершения проскомидии священник вынимает частицы о живых и умерших из подаваемых мирянами просфор, причем он вынимает особую частицу за каждого из живых и умерших отдельно, а не должен ограничиваться изыманием одной частицы за многих.

Изымание частиц о здравии и упокоении из одной и той же подаваемой кем-либо из молящихся просфоры нигде не запрещается и допускается практикой. Когда на проскомидии подаются одни помянники (записки) без просфор, тогда о здравии или упокоении вынимаются частицы из служебных просфор.

Священник может вынимать частицы за живых и умерших не только на проскомидии, но и на самой литургии до великого входа, до перенесения Даров с жертвенника на престол, особенно когда он служит литургию с диаконом и когда, следовательно, имеет свободное для этого время. После же великого входа поминовение с изыманием частиц не может быть допускаемо как действие, не оправдываемое смыслом проскомидии, древнехристианской практикой и противоречащее Уставу (см. в чине литургии молитву проскомидии – приношения по поставлении Божественных Даров на святой трапезе; сравни эту молитву с молитвой предложения в конце проскомидии).

Обычно при изымании частиц помянники читаются диаконами или церковнослужителями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *