Что означает прозвище кукушка
Почему Бунин назвал рассказ «Кукушка», главные герои, основная мысль?
Чему учит рассказ «Кукушка»
Главный герой Бунина, «Кукушка», является подкидышем. Вот отсюда и прозвище этого неприкаянного человека. Он воспитывался в приемной семье, которой был не нужен. Поэтому бедный крестьянин Кукушка не умеет любить. Семью он создать не сумел. Не приучен он и к труду.
Горькая, тяжелая судьба досталась этому человеку и не его в этом вина.
Главной мысль этого рассказа в том, что детей надо любить и не бросать их на произвол судьбы. Ведь любят детей и в приемных семьях. Кукушке же не повезло с самого рождения. Таким невезучим он и остался на всю жизнь. Это очень актуальное произведение и для нашего времени. Сейчас многие родители тоже не занимаются воспитанием детей и из них вырастают кукушата. Они не умеют любить и трудиться.
И.А.Буни в данном произведении фамилию»Кукушка» дал главному герою не случайно.»Кукушка»-без дома,без семьи,без ответственности.
В рассказе»Кукушка»красной нитью проходит тема-отсутствие жизненной цели.
«Человек без цели-что корабль без штурвала,носимый ветрами по волнам из стороны в сторону».
Так и»Кукушка»живет день за днем и год за годом без цели,без воли,без стремления к успеху и желания что либо изменить в своей жизни к лучшему.И финал его жизни безвестен и печален.
Хирургия. Рассказ Антона Павловича Чехова. Лично по моему мнению, каждый читатель может найти для себя свою мораль в этом произведении и может выделить то своё главное, что он усвоил и что вынес из этого рассказа.
Так вот, лично мне оказалось, что здесь явно прослеживается мысль о том, что люди перестали быть настоящими, а носят маски. Фельдшер Курятин пытается казаться тем, кем не является, то есть надевает на себя образ интеллигента-професс ионала с аристократичнми манерами и деталями в одежде.
Он курит дешёвые сигары и сыплет заумными терминами, понимая, что собеседник врядли в курсе дела того, о чём идёт речь.На деле же, Курятин малоквалифицированны й, малокультурный человек.
То же самое касается дьячка Вонмигласова, который изображает из себя благообразного, всепрощающего христианина, а на деле- обычный обыватель, который при первой же боли готов всех прилюдно и громогласно предать анафеме.
Рассказы Драгунского отличные и всегда в них есть что почерпнуть детям. Вот например «Тайное становится явным» напомнил мне меня в детстве. Но мы жили на первом этаже и у нас под окном было много котов (для БВ), вот им то я и выкидывала еду, которую есть не хотела. Однако Дениске из рассказа так же не повезло и его каша (для БВ), которую он кушать не захотел угодила прямо на человека, который мимо проходил. Тот пожаловался милиционеру и они вместе заявились к Дениске домой. Мальчику за свой поступок было очень стыдно (для БВ). Произведение учит тому, что надо кушать что дают взрослые и не хитрить, потому что ложь часто явной становится.
Рассказ «Кукушка» Бунина поднимает проблему человеческого одиночества.
Главный герой рассказа одинокий и нищий старик, который всю свою жизнь одинок. Ему посчастливилось устроиться на службу к барину. После долгого времени скитаний и нищеты, он счастлив что у него есть крыша над головой, но его счастье длится не долго.
План к рассказу можно написать так:
1 Появление Кукушки в сторожке.
2 Старый солдат знакомится с сыновьями барина.
3 Кукушка обещает подарить волчат.
4 Обход леса в поисках волчат.
5 Волчата найдены, выполнение своего обещания.
6 Неприятный сюрприз, кража деревьев.
7 Барин решает выгнать старика.
8 Кукушка навещает детей барина и узнает, что волчонок погиб.
9 Просьба отпустить второго волчонка на волю. Предсказание своей смерти.
10 Кукушка найден мертвым.
Слишком легкое дыхание, желание роскошной и легкой жизни. Маленькая девочка осознала только то, что она красавица, но не поняла, что она так-же отвечает за свои поступки, как любой другой человек. Её легкое дыхание привело к трагедии.
Главная мысль этой смешной и поучительной истории в том, что квартира не подходит для подвижных игр. Что дома следует играть в более спокойные игры. И конечно не следует в чужой квартире вести себя как у себя дома, заходить в комнаты и прятаться под кроватью или в шкафу.
Это еще хорошо, что Дениска просто вылез и его забрал папа, а то ведь мог и в Нарнию попасть.
расскажите о жизни главного героя. откуда его прозвище. в произведение кукушка Бунин
В 17 лет Иван Алексеевич написал первые стихи, в которых он подражал творчеству Лермонтова и Пушкина. В 1887 году состоялся первый дебют молодого поэта в печати. Его произведение опубликовали в журнале «Родина». Еще через год стихи Бунина взяли для печати в издание «Книжки недели», где публиковались произведения Щедрина, Толстого и Полонского.
С 1889 года, переехав в Орел, Бунин начинает самостоятельную жизнь. В Орле выходят первые сборники писателя: «Под открытым небом», «Стихотворения», «Листопад». Тогда же, после печати в 1900 году произведения «Антоновские яблоки», приходит и первая известность. Здесь же Бунин жениться, но брак длиться недолго, после чего в 1906 году Иван Алексеевич вступает в гражданские отношения с Верой Муромцевой, племянницей председателя Госдумы Российской империи первого созыва. В начале семейной жизни супруги много путешествовали по восточным странам, побывав в Египте, Сирии, Палестине и других странах Востока. Официально свои отношения супруги зарегистрировали только в 1922 году. В 1909 году писателя признают академиком изящного слова, а еще через два года Бунин получает звание почетного члена Общества любителей словесности, которое возглавляет в 1914 году.
Революцию 1917 года писатель воспринимает очень негативно, что заставляет его эмигрировать за границу во Францию. В Париже писатель ведет активную общественную и политическую жизнь, выступая с лекциями и сотрудничая с русскими политическими организациями, хотя в силу своего характера с трудом находит «общий язык» с видными представителями русской эмиграции.
Вдали от родины вышли самые известные произведения писателя: «Митина любовь», «Жизнь Арсеньева», «Солнечный удар» и др. Во время второй мировой войны Бунин категорически отказывается от всяческих контактов с нацистами, перебравшись в 1939 году в Грассе (Приморские Альпы), где и провел всю войну, активно интересуясь судьбой своей покинутой Родины. Бунин кукушка краткое содержание В военные годы Бунин написал серию «Темные аллеи», которая стала новым веянием не только в творчестве самого писателя, но и во всей русской литературе. В 1945 году семья Буниных возвращается в Париж.
За все время эмиграции Бунин не раз говорил о своем желание вернуться на родину, но, несмотря на указ правительства СССР, разрешающий ему осуществить свое мечту, в России Иван Алексеевич так и не вернулся. Отчасти на это повлияли гонения на А. Ахматову и М. Зощенко. Умер писатель в достаточно преклонном возрасте 8 ноября 1953 года, оставив великий вклад в русскую литературу. Бунин кукушка краткое содержание
Как мало бы уцелело дружб, если бы каждый вдруг узнал, что говорят друзья за его спиной, хотя как раз тогда они искр
Кукушка-это прозвище старого отставного солдата, который не имеет семьи, ни кола, не двора у старика нет. Пастух в юности, после прохождения службы вернулся домой, женился, но жизнь не сложилась, он не умеет работать, заботиться о ком-либо, не умеет жить вольной жизнью. Жена ушла, а «своего гнезда»,как у кукушки, у старика никогда не было. Он нищенствует, побираясь по сёлам, а получив работу у барина-счастлив.
Живя в казённой сторожке, старик рад одиночеству, он привык. Вокруг природа, ему всё близко и понятно, в природе всё гораздо проще, чем у людей. Кукушка любуется деревьями, слушает зверей. Он считает себя частью природы, леса,» звериное житьё» у него. Он не смог найти себя среди людей, а с животными он нашёл общий язык, он их понимает. Кукушка-это дитя природы, бесхитростный и неприспособленный к жизни, заботясь о животных, он отдаёт волчат на погибель, бездумно и жестоко. Но увидя, что натворил, он спасает одного волчонка, отпускает его на свободу. Как зверь, Кукушка «чует свою погибель»,но замерзает зимой, как и предсказывал.
Образ кукушки в в славянской мифологии
Образ кукушки связан с целым рядом примет, обрядов и представлений. Кукушку, наши предки считали птицей вещей. Но образ кукушки очень двоякий. С одной стороны кукушка это женский образ. Такое сопоставление кукушка получила из-за того что она связана с мотивом одиночества. Кукушка всегда одна, она подкидывает своих детей в чужие гнёзда. Поэтому правомерно сопоставлять кукушку с девушкой только в случае её одиночества, вдовства. Поэтому, образ кукушки не объемлющий все ипостаси девушек.
Кукушка считается навьей птицей которая предсказывает людям судьбину в явном мире. Поэтому на кукушкины ку-ку, человек гадал на срок жизни и на лихие годины. Это, в понятии предков, был вопросом не к самой кукушке а к богам, которые через образ кукушки передают весть. В данном случае эта птица выступает как вестница богов.
Кукушка в славянской мифологии закреплена как вещей персонаж, поэтому она выступает героем ряда былин и сказаний. Чаще всего как вестник плохого. Видимо это отголоски христианского понимания данного образа.
В южнорусском весеннем обряде похорон “кукушки” участвуют главным образом девушки. Фигурку “кукушки”, изготовленную из растений, одевали в сарафан, повязывали платком, чаще черным, потому что считали КУКУШКУ вдовой.
Связь КУКУШКИ со смертью обнаруживается в поверьях и приметах. Кукование часто расценивается как зловещее предсказание: “Кукушка кукует, горе вещует”. Поэтому, услышав КУКУШКУ, говорят: “Хорошо кукуешь, да на свою б голову!”.
Кукование КУКУШКИ часто воспринимается как горестное причитание и оплакивание. У слова “куковать” имеется значение “плакать, горевать, причитать, жаловаться”. В виде Кукушки представляют себе душу умершего. В похоронных причитаниях к покойнику обращаются со словами: “Прилетай же ко мне кукушечкой, прокукуй мне свою волюшку”. В облике КУКУШКИ душа как бы слетает на землю побеседовать с родными. Либо в КУКУШКЕ видят вестницу с “того света”. В районах, пограничных с Белоруссией, существует обычай голосить с КУКУШКОЙ: женщины, потерявшие близких или находящиеся в разлуке с ними, уходят подальше в лес и там, услышав КУКУШКУ, общаются наедине с ней, причитая и выплакивая ей свою боль. КУКУШКА, как считают, сама подлетает к такой женщине и начинает “подголашивать”. КУКУШКА выступает здесь в роли посредника между этим и “тем светом”. У нее выспрашивают новости с “того” света о своих близких, через нее передают им наказы и просьбы. Например:
“Прилятай-ка. мой дружок милый,/
За мной поскорей’”.
“Узлетай, кукушечка шерая!
Злетай на чужую дальнюю сторонушку!
Покукуй-передай моим братчикам родным
Привет от меня низенький”.
Значение слова кукушка
Словарь Ушакова
кук у шка, кукушки, жен. Лесная птица, издающая крик «куку», кладущая яйца в чужие гнезда.
Фразеологический словарь русского языка
Библейская энциклопедия арх. Никифора
Тюркизмы в русском языке
ж лесная птица Cuculus canorus, кладущая яйца в чужие гнёзда, издающая крик «кунку»; (южн. и зап.) зозуля; стар. зегзица (Даль, 2, 214). Др.-рус. кукавица (с 16 в.) кукушка, ср. лат. cuculus кукушка; Вейсманн, 1731 кукушка; Рос. Целлариус, 1771 кукушечка; Сл. Акад., 1792 кукушка, кокушка, кукушечий, кокушечий, кукушкин, кокушкин (Сл. Акад., 19, 56, 5, 1807). Фасмер приводит тюркские примеры, а также морд, kuku, kuk’ov, kuk’o в знач. кукушка и калм. kokoh кукушка (Фасмар, 2, 407). Радлов кдкбк (каз.) = квк кукушка (2, 1223); кук (тел.) кукушка; куку (тур.), куку кушу кукушка (2, 896); кукук (боен.) (2, 897). Тат. куке то же.
Словарь Ожегова
КУКУШКА, и, ж.
1. Лесная перелётная птица, обычно не вьющая своего гнезда и кладущая яйцо в чужое гнездо. К. хвалит петуха (о неумеренных и неоправданных похвалах друг другу; ирон.). Ночная к. дневную всегда перекукует (посл. о том, что влияние жены на мужчину сильнее материнского влияния). Кукушку на ястреба сменять (плохое на ещё худшее; разг.).
2. Небольшой маневровый паровоз, а также поезд местного назначения на железнодорожных ветках (прост.).
| прил. кукушечий, ья, ье (к 1 знач.).
Кукушка
Содержание
Дефиниция
Одна из самых загадочных и мифологизированных птиц, персонаж целого ряда примет, поверий и обрядовых действий. На формирование символического образа кукушки оказывают влияние:
Значительное число связанных с кукушкой поверий касается любовных и брачных отношений, плодовитости и т. п.. Кукованию приписывается не только пророческое значение, но и магическое воздействие на здоровье, счастье или богатство того, кто впервые слышал кукушку. Кукованию и первому появлению кукушки приписывалась способность излечивать болезни и изгонять паразитов.
кукушке приписывались такие как вещий дар, мудрость, долгожительства, способность исцелять; она считалась вестницей беды и смерти, связывалась с богатством;
Шаманизм
Селькупы – священная птица, покровительница рождения. Кеты и гиляки не убивают кукушек.
У якутов – шаманская птица (как и ворон), которая служит вехой на дороге к Улуутуйар Улуу Тойону – обитающему на западном небосклоне отцу и главе шаманов [1, с.326].
В текстах шаманских камланий и олонхо кукушка устойчиво связана в пространстве с задней стороной и вписывается в локус, соотносимый с миром предков, родовой горой [3, с.8, 286, 2, с. 114].
Как посредник (между жизнью и смертью, летом и зимой) она связывается с даром предвидения, идеей возрождения жизни и, одновременно, мотивом смерти.
Через соотнесением кукушки в жилище с местом расположения супружеского ложа хозяев дома прослеживается её связь с плодородием/плодовитостью.
Кукушка связывается также с идеями изобилия и богатства [4, с.183].
Согласно древним приметам, перелетевшая дорогу кукушка предвещает путнику смерть; появление птицы вблизи жилища также знак беды [5, с. 55; 6, с. 399; 7, с. 77].
Особенности поведения и пения кукушки объясняются в якутской этиологической сказке «Почему кукушка перестала вить гнездо». (цитата 004)
Башкирия
Индия
Божество Индра превращалось в кукушку (. ). Символ и вестница благополучия, охраняющая от злых людей и всяких опасностей, дарующая благоденствие, долголетие и счастливое потомство.
В индийской поэзии выполняет роль соловья у поэтов Европы: она – «похититель сердец», а её пение удостаивается самых изысканных эпитетов. Говорится, что в дождливую пору летает над родниками и пьет воду любви.
Северная традиция
В германской мифологии считается птицей бога грома Донара. Как его посланец она выступает вестником весны, устроителем и предсказателем погоды. Ее крик влиял на плодовитость, погоду, урожай. Крик кукушки – благоприятное знамение для новобрачных. По верованиям финнов, кукушка своим кукованием сособствует плодородию. (Штернберг, 1936).
Европа
В Зальцбурге (Австрия) говорили: «Когда кричит кукушка, приходит время любви». Кукушка делает брак плодовитым. В Богемии во время свадебного выезда специально прислушивались к голосу кукушки, чтобы определить предзнаменования для будущей семейной жизни. В Ломбардии кукушку спрашивали о времени и результате свадьбы. В других странах у нее интересовались продолжительностью холостяцкой жизни (Gattiker E., Gattiker L. (1989). Die Vogel im Volksglauben. — Wiesbaden: AULA-Verlag. — 589 р.). Многочисленные варианты подобных поверий распространены по всей Европе.
У поляков кукушка — символ сиротства, вдовства, траура, боли, поэзии, печали, жалости, тоски, отчаяния. В польской песне поется: И кукушка прилетела: Ку-ку! — закричала, — Подай, милый, ладонь с могилы, Буду здесь ждать (Majewski E. (1898). Kilka slow o naturze kukulki // Wisla. Warszawa, 12 (3). — Р. 385–408). В свадебных польских песнях кукушка символизирует молодую, насильно выданную за старика. Очень много любовных песен в Польше связано с кукушкой: Кукушка кукует На высокой круче Выспался Ясю На моей подушке.
В Западной Европе считают, что кукушка никогда не умирает. А поскольку она бессмертна, то должна знать все. В Англии весну называют кукушкиным временем. В германских землях в день, когда послышалось первое кукование, устраивали празднество. Дети, которые принесли это известие, получали в подарок яйцо. А в Эрлингаузене услышавший впервые кукование всем встречным вместо «добрый день» говорил: «кукушка закуковала». В Шлезвиг-Гольштейне она даже занимала место аиста и приносила младенцев.
Много гаданий было связано со сроком прилета кукушки. В разных местах Европы были свои «оптимальные» дни, и если птица появлялась не вовремя, это служило дурным предзнаменованием. Французы считали, что если кукушка прилетит до появления листьев на деревьях, это предвещает позднюю весну и холодное лето. Цыгане верили, что если слышишь кукование до пасхи и при этом сидишь или лежишь, будешь весь год болеть или страдать. Чтобы избежать этого, нужно было девять раз обойти вокруг дерева, на котором сидела птица, и съесть немного коры (Gattiker E., Gattiker L. (1989). Die Vogel im Volksglauben. — Wiesbaden: AULA-Verlag. — 589 р.).
В народной шотландской песне поется: Кукушка — прекрасная птица. Она поет в полете, Она приносит хорошие вести, Она никогда не врет (. ) И когда она кукует — лето близко (Gubernatis A. (1972). Zooligical mythology, 2. — 430 р.). А в Гнезно в Польше считалось даже что тот, кто трижды услышит кукование, выиграет в лотерею. На Цюрихском озере верили: если впервые слыша кукушку ты имеешь деньги в кармане и полный желудок, значит твои дела на протяжении года будут идти хорошо. В швейцарском кантоне Фрайбург нужно было услышав кукушку быстро потрясти карманы. Если там что-то находилось, значит все лето в кармане будут водиться деньги. Во Франции в XVII в. делали так: услышав первое кукование брали землю из-под правой ноги, затем ее рассыпали в доме. Это считалось хорошим средством против блох. В Тюрингии делали немного по-другому: услышав первое кукование, нужно было сразу же остановиться и не оглядываясь схватить то, что находится сзади. Первый попавшийся под руки предмет помогал против клопов. В Бельгии чтобы избавиться от многих болезней нужно было услышав кукование покататься по земле. В Богемии услышать первое кукование с востока считалось хорошим предзнаменованием, с запада — можно было ожидать несчастья (Gattiker E., Gattiker L. (1989). Die Vogel im Volksglauben. — Wiesbaden: AULA-Verlag. — 589 р.).
Балтия
В Литве полагают, что в кукушку превратилась сестра, оплакивающая своих братьев (Majewsky, 1898). В литовской песне к погибшему воину прилетали 3 кукушки. Одна села у его ног, вторая возле головы, третья — пестрая — возле сердца. У ног была жена, возле головы — сестра, матерь — возле сердца. Жена тосковала три недели, сестра три года, а мать — до смерти.
В Литве справлялся праздник в честь кукушки.
Кукушка «кукует» золото, серебро — старая эстонская поэма.
Польская Живье, она же Зива балтийских славян, почитавшаяся как «высочайшая владычица вселенной», могла, согласно поверьям, принимать облик кукушки.
Античность
Изображения кукушки венчают царские скипетры у финикийцев.
Однако, объекты с изображением кукушки относятся ещё к доэллинскому периоду:
Вероятно, кукушка — изначальный символ Геры как великой богини, а соотнесение птицы с Зевсом вторично: потому, что он «как бы выбросил всех остальных божеств из гнезда», присвоил скипетр Геры, etc.
При рассмотрении Геры как богини календарного года кукушка выступает символом весны, а спелый гранат — поздней осени и смерти года.
Еще Элиан называл эту птицу посланцем весны.
Славяне
В традиционной культуре восточных славян кукушка наделена женской символикой, связана с досвадебным и дородовым периодами жизни девушек и молодых женщин. Её роль источника или носителя продуцирующей силы прослеживается в южнорусском весеннем обряде крещения и похорон «кукушки». Голос кукушки в некоторых приметах и мифопоэтических текстах соотносился с идеей свадьбы. Например, в белорусских и полесских петровских обрядовых песнях так поется о куковании кукушки:
Да Пятра зязюльцы кукаваци, Да восени дзеваньцы пагуляци. Пятро пройдзе — зязюлька у вырай пойдзе, Восень прыйдзе — дзеванька замуж выйдзе.
Постоянная тема в обрядах, легендах и поверьях — одиночество или вдовство кукушки. Отсутствие у неё пары объясняют тем, что:
Отсутствие у кукушки пары породило представления о спаривании её с удодом, самцом вороны, ястребом или петухом. Особое место занимают представления о связи кукушки и соловья, отражённые в обрядах, поверьях и приметах, приуроченных как к их прилёту, так и умолканию на Петров день (см. ниже). В Калужской губернии верили, что она спаривается с соловьем, а в Курской объясняли это тем, что у кукушки нет мужа, а у соловья — жены. Существует также предание о замужестве кукушки.
Другой постоянный мотив — одиночество, неустроенность и вечные скитания кукушки. Отсутствие у неё гнезда имеет разные объяснения:
Наказана кукушка и тем, что потеряла детей, и с тех пор весь век кукует — плачет.
Кукушка более из других птиц «способна» на метаморфозы.
У всех славян распространены представления о её человеческой природе. В многочисленных легендах рассказывающих о появлении кукушки, ею обычно становятся женщины при нарушении семейно-родственных связей и отношений. По разным версиям, кукушкой стала:
Я. Я. Никифоровский (1897) пишет: «Кукушка была когда-то замужней женщиною. После несправедливой сдачи в солдаты любимого мужа, она стала так убиваться, что Бог преобразил ее в такую птицу, которая среди других напоминала бы несправедливым людям, что, по их милости, она сделалась «ни вдова, ни мужняя жена».
Нередко превращение в кукушку связано с мотивами наказания, изгнания или проклятия. В этих историях часто обыгрывается особенность её крика.:
Распространено также поверье о превращении кукушки в ястреба или коршуна:
В мифологических представлениях о связи кукушки со смертью она выступает в двух ипостасях: души умершего и/или посредника между этим и «тем светом». В последнем случае также ярко проявляется её роль предвестницы, которой, по народным представлениям, известны все судьбы.
В смоленских похоронных плачах душа умершего кукушкой слетает на землю побеседовать с родными. Причитая, к умершему обращались:
Прилетай же ко мне кукушечкой, Прокукуй мне свою волюшку.
Дочь, собираясь умирать, просит посадить на ее могиле калину, на калину сядет кукушка и расскажет матери всю правду, и дочери будет легко лежать в земле.
В свадебной песне невеста-сирота посылает кукушку за своими умершими родственниками, чтобы они пришли с того света благословить ее на новую счастливую жизнь.
В Черногории на могильных крестах изображали столько кукушек, сколько родственников и особенно сестер скорбело по умершему.
В районах по обе стороны границы России и Белоруссии, известен обычай «голосить с кукушкой». Женщина, потерявшая близких или разлучённая с кем-нибудь, уходит подальше в лес и там, услышав кукушку, обращается к ней и причитает:
Узлетай, кукушечка шерая! Злетай на чужую дальнюю сторонушку! Покукуй-передай моим братчикам родным Привет от меня низенький.
На Псковщине бытует поверье, что кукушка сама подлетает к такой женщине и начинает ей «подголашивать».
В конечном итоге в народном сознании кукование кукушки стало восприниматься как горькое причитание или оплакивание:
По другим поверьям, кукушка вынуждена улетать последней, заботиться по дороге о других птицах и нести на своих крыльях тех, кто устал, в наказание за подкидывание яиц в чужие гнезда.
В образе кукушки прослеживаются очевидные хтонические черты:
Множество представлений и предзнаменований связано в народной культуре с кукованием кукушки, которое само по себе рассматривалось как явление неординарное:
Особое внимание уделялось началу и прекращению кукования. Прилет кукушки и начало её кукования приурочивались обычно к Благовещенью, Чистому четвергу, Пасхе, за две недели до Юрьева дня, к Николе Вешнему. На Благовещенье существовал обычай к прилёту кукушки, печь зозульку из теста — Полесье.
Прекращение кукования у восточных славян почти повсеместно приурочено к Петрову дню — времени созревания ячменя. Молчание кукушки объясняется тем, что:
В народном восприятии кукушка — пророческая птица, говорящая правду, какой бы она ни была. Как небесная посланница кукушка сообщает о наступлении лета, начале гроз и дождей, по её голосу судили о будущем урожае.
— «Зозуля кувала, правдоньку казала; Щ вона кувала, то правду казала».
Часто её голос сам по себе часто расценивается как зловещее предзнаменование: — «Кукушка кукует, горе вещует». Поэтому, заслышав ее, старались отвести беду заклинанием: — «Куковала кукушка на свою голову!» / «Хорошо кукуешь, да на свою б голову!» Но, предсказывая дурное, кукушка жалеет о человеке, предостерегает его и оплакивает его гибель. Она же, согласной с одной из песен, связана с получением и счастливой доли:
Ой боровая зозуленько, Чому ти рано не кувала, Чому правды не казала? Чужи дивки рано встали, Счастя-долю розибрали, А я молода опизнилася, — Лиха доля зъустрилася.
Особое внимание обращалось на прилёт кукушки и её первое кукование, с которыми связаны многие приметы и магические действия. Как правило, раннее кукование кукушки считается плохой приметой.
Важны и обстоятельства при которых кукушка «окукует» человека в первый раз:
Но и продолжение кукования после Петрова дня указывает, что грозит неурожайный год (Калужская губ.).
Опасались появления кукушки и вблизи жилья:
Особенно опасным считалось трехразовое кукование.
Повсеместно известно и распространено гадание по кукованию о сроке наступления смерти, для этого к кукушке обращались с вопросом: «Кукушка сера, загадывай смело, сколько лет жить и когда помереть» или «Кукушица, кукушица, сколько мне годов жить?». Считается также, что человеку столько лет осталось жить, сколько раз кукушка «окукует» его натощак, (Ярославская губ.). Чтобы кукушка не улетала и куковала подольше, подкрадывались незаметно к дереву и перевязывали его поясом (Смоленская губ., южнорусские губб.). Девушки по кукованию кукушки гадали о том, сколько лет им осталось до выхода замуж. Предвестьем свадьбы служил иногда и голос кукушки возле жилья: «Ноне кокушка у нас на дому куковала — не пришлось бы Натаху замуж отдавать» (Ярославская губ.). Гадали по кукованию и на желания — сколько раз прокует кукушка, через столько лет и сбудется желание.
Поскольку считается, что кукушка произошла от человека, поэтому ее нельзя убивать. У поляков это считалось преступлением. Поляки также говорят, что кукушку есть нельзя, иногда добавляя: потому, что она соленая, или что произошла из девы.
С кукушкой и её прилётом связан ряд магических обрядов.
Положительные магические свойства как оберегу от несчастья приписывались также сучку, на котором сидела и куковала кукушка. Например, в Ярославской губернии:
С представлениями о кукушке связана и практика использования травы [кукушкины слёзки]]
Связанные с кукушкой приметы:
Мезоамерика
священная птица племен майя называется кики
Иудаизм
Иудейские предписания отмечают кукушку в числе ‘нечистых’ птиц, которых запрещается употреблять в пищу.
Тибет
В тибетской «Книге птиц» (содержит религиозную медитативную лирику) кукушка — тайная формой бодхисаттвы Авалокитешвары (Ченресига), который обычно воплощается в далай-ламе.
Китай
Согласно традиционным представлениям, кукушка — птица смерти, приносящая беду.
Япония
Кукушка (хототогису) играет роль в синтоистских ритуалах как посредница между миром живых и мертвых (вариант сопровождающего души умершего психопомпа).
Считалось, что кукушка зимует в дальних горах, то есть в глубинах гор, а в мае прилетает в «селенье» — в столицу. Кукушку обычно с нетерпением ждали, особенно ее «первого голоса», а запевала она в полночь, и потому старались не проспать. Считалось, что в первые дни кукушка поет еще несмело, негромко — пока не привыкнет к новому месту.
Образ кукушки очень популярен в японской поэзии, например, в «Манъёсю» кукушка — самый частый животный символ, составляющий более 16 % от всех упоминаемых в антологии животных.
традиционно связана с миром мертвых, с луной, которая ярче всего светит в конце лета, начале осени; кукушка таким образом становится «сезонным словом» и указывает не только на время года, но и на на конец жизни. В этот ряд могут быть включены и белые цветы померанца, связанные с августовской жарой.
Кукование кукушки, напоминающее о царстве мертвых, майский дождь, заставляющий сердце сжиматься от тоски, крик гуся, побуждающий листья и травы краснеть, «Цикады» соотносятся с белым цветом и грустью, крик оленя с кустарником хаги, цветущем осенью,
эти образы, хотя и могут показаться искусственными, но именно так образом люди традиции видели природу в ее неразрывности. Они видели и воспринимали то, что происходило на их глазах не метафорически, а непосредственно. Подобное интуитивное познание природы не подразумевает многословия, оно необычайно предметно и лаконично. Таким образом, проясняется глубина образов, имеющих давнюю предысторию и связанных со вполне внятными носителю традиции чувствами, закрепленными, «записанными» за изображенными вещами. Так кукушка будет напоминать о загробном мире и свежести белых померанцевых цветов, а значит о печали, даже если две последние «вещи» не упоминаются в стихотворении. все эти связи заранее известны в традиции, а стихи их только еще раз призывают к жизни.
Название «Хототогису» носила поэтическая группа, основанная Масаока Сики (болел туберкулёзом).
Ad vocem
В Европе распространённое обозначение глупца, возможно, из-за её монотонных криков:
В Англии имеет значение «не в своем уме, сумасшедший», также служит для обозначения рогоносца.
«Кукуша» — ласковое называние женщины (некоторые местности России).
«Кукушонок» — ребёнок от неизвестного отца, подкидыш.
Пословицы и поговорки:
Литература
Черновая и требующая проверки информация
У славянских народов кукушка была посвящена Живе — Богине раннего лета.