Что означает прозвище вещий
Почему народ прозвал Олега Вещим?
«Песнь о Вещем Олеге» — одно из произведений Александра Пушкина, которое многие учили в школе наизусть. Но вопрос о том, почему его назвали «вещим», до сих пор остается для некоторых людей загадкой.
Он пришел к власти в Новгороде как опекун Игоря — сына умершего Рюрика в 879 году нашей эры. Имя Олег имело скандинавские корни и у русских князей встречалось довольно часто. Вещий Олег был первым из них. За несколько лет он смог покорить Смоленск и установить столицу «земель русских» в Киеве.
Сам Олег притворился больным. Он передал через своих послов, что привез богатый подарок, на что и клюнули Аскольд и Дир. Они взошли на корабль, где им был предъявлен Игорь, как истинный правитель Киева, а затем их убили.
Свое прозвище Олег получил в 907 году. Он отправился в поход на Царьград, который известен сейчас как Стамбул. В то время этот город был столицей Византийской империи.
После этого события Олега и назвали вещим. Нынешнее значение этого слова отличается от старославянского. У нас под ним подразумевается предсказатель, а в те времена вещими называли людей мудрых, дальновидных и проницательных.
Рассказ о походе 907 года на Царьград не подтверждается другими источниками, кроме «Повести временных лет». Академик Дмитрий Лихачев предположил, что в первоисточниках этого путешествия не было. Однако история гибели опекуна Игоря, которая легла в основу «Песни о вещем Олеге» Александра Пушкина, встречается во многих документах.
В основе произведения Пушкина лежала версия, изложенная в Повести временных лет: «. и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица». В Новгородской первой летописи, Олега похоронили недалеко от Ладоги. Норвежские же саги рассказывают о герое Одде Стреле, который правил огромной территорией на Востоке. По скандинавской версии, в старости Одд-Олег вернулся в родную Норвегию, где его и укусила змея, которая пряталась среди костей коня. Тело героя по традиции викингов предали огню.
Что означает прозвище вещий
Языческое скандинавское имя Олег было родовым для русских князей и активно использовалось даже после принятия христианства вплоть до XV века. Под прозвищем Вещий стал известен первый князь Олег, преемник Рюрика. Согласно «Повести временных лет», он правил с 879 по 912 годы. Скандинав Рюрик княжил в Новгороде, а его соплеменник Олег пошел дальше: покорил Смоленск, а в 882 году и Киев. Именно Олегу летописец приписал знаменитую фразу: «Да будет это мать городам русским».
В современном русском языке это слово означает «предвидящий будущее», в древнерусском же «вѣштии» означало «мудрый». Монах-летописец XII века толковал прозвище Вещий как сравнение с языческими волхвами и даже осуждал его: «И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными».
Академик Алексей Шахматов доказал, что Повесть временных лет была не первой русской летописью. Она лишь содержит пересказ более ранних летописных сводов, самый древний из которых относился к 1037–1039 годам, когда правил Ярослав Мудрый. Это был период расцвета Киевского государства: открывались школы и библиотеки, строились монументальные соборы, слагались былины, воспевавшие идею единой могучей Руси. В такой атмосфере и составили первое письменное изложение русской истории. Оно основывалось на иностранных документах, а также на устных сказаниях и легендах. Сведения о князьях-язычниках, в том числе об Олеге, создатели летописи почерпнули в основном из устной традиции и «отредактировали» их в соответствии с текущей политической ситуацией и православным мировоззрением. Поэтому историки сомневаются в достоверности многих фактов, описанных в Повести.
Рассказ о походе 907 года на Царьград не подтверждается другими источниками. Академик Дмитрий Лихачев предположил, что в самых ранних летописях этого эпизода не было. Зато рассказ о гибели Олега, который лег в основу «Песни о вещем Олеге» Александра Пушкина, встречается во многих документах.
В «Песни», услышав предсказание о смерти «от своего коня», Олег больше не садился на скакуна. Спустя несколько лет князь узнал, что конь умер.
Языческое скандинавское имя Олег было родовым для русских князей и активно использовалось даже после принятия христианства вплоть до XV века. Под прозвищем Вещий стал известен первый князь Олег, преемник Рюрика. Согласно «Повести временных лет», он правил с 879 по 912 годы. Скандинав Рюрик княжил в Новгороде, а его соплеменник Олег пошел дальше: покорил Смоленск, а в 882 году и Киев. Именно Олегу летописец приписал знаменитую фразу: «Да будет это мать городам русским».
В современном русском языке это слово означает «предвидящий будущее», в древнерусском же «вѣштии» означало «мудрый». Монах-летописец XII века толковал прозвище Вещий как сравнение с языческими волхвами и даже осуждал его: «И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными».
Академик Алексей Шахматов доказал, что Повесть временных лет была не первой русской летописью. Она лишь содержит пересказ более ранних летописных сводов, самый древний из которых относился к 1037–1039 годам, когда правил Ярослав Мудрый. Это был период расцвета Киевского государства: открывались школы и библиотеки, строились монументальные соборы, слагались былины, воспевавшие идею единой могучей Руси. В такой атмосфере и составили первое письменное изложение русской истории. Оно основывалось на иностранных документах, а также на устных сказаниях и легендах. Сведения о князьях-язычниках, в том числе об Олеге, создатели летописи почерпнули в основном из устной традиции и «отредактировали» их в соответствии с текущей политической ситуацией и православным мировоззрением. Поэтому историки сомневаются в достоверности многих фактов, описанных в Повести.
Рассказ о походе 907 года на Царьград не подтверждается другими источниками. Академик Дмитрий Лихачев предположил, что в самых ранних летописях этого эпизода не было. Зато рассказ о гибели Олега, который лег в основу «Песни о вещем Олеге» Александра Пушкина, встречается во многих документах.
В «Песни», услышав предсказание о смерти «от своего коня», Олег больше не садился на скакуна. Спустя несколько лет князь узнал, что конь умер.
В основе произведения Пушкина лежала версия, изложенная в Повести временных лет: «…и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица (гора в Киеве. — Прим. авт.)». По сведениям Новгородской первой летописи, Олега похоронили недалеко от Ладоги (ныне — Старая Ладога). Норвежские же саги рассказывают о герое Одде Стреле, который правил огромной территорией на Востоке. По скандинавской версии, в старости Одд-Олег вернулся в родную Норвегию, где его и укусила змея, которая пряталась среди костей коня. Тело героя по традиции викингов предали огню.
Почему вещего Олега прозвали вещим.
Существует две версии происхождения прозвища «Вещий Олег». По одной версии Вещий происходит от индоевропейского корня вед, что означает владение тайным знанием. По другой версии от перевода с древнескандинавского:
Лига историков
8.3K постов 36.3K подписчика
Правила сообщества
— уважение к читателю и открытость
— регулярность и качество публикаций
— умение учить и учиться
— бездумный конвейер копипасты
— публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
— простановка тега [моё] на компиляционных постах
— неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
— видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
— дискуссии на тему постов
— уважение к труду автора
— личные оскорбления и провокации
— неподкрепленные фактами утверждения
По наиболее распространённой версии, имя произошло от древнескандинавского имени Hælgi (Хе́льги) образованного от прилагательного др.-сканд. heilagr — «святой»; в языческие времена — «посвящённый богам»[4][с 1]; его перевод на древнерусский язык — Ольгъ.
По другой версии имя Олег – славянское имя. Этой версии придерживает польский языковед С.Роспонд, который отмечает, что такие имена как Олег и другие неправильно признаваемые нордическими формами имена – Ольга, Игорь, Глеб – не встречаются в каких-либо иных местах, что подтверждается античными источниками. Женская форма имени Олег – Ольга.
Он просто из походов всегда привозил много вещей, поэтому его назвали Вещим
Щит на ворота царьграда повесил вот и вещий
А может наоборот, скандинавское имя Олег, хотя есть версия, что это титул, а не имя, перевод славянского имени Вещий?
Интересно, что на английский «Вещий Олег» переводится как Prophetic Oleg или Oleg the Seer. (Олег-пророк).
Второй вариант понадежнее будет. Как соберетесь, и меня возьмите, пж. Не бесплатно.
Чёрное солнце Нанкина
«Повсеместное мародерство, изнасилования женщин, убийства мирных жителей, выселение китайцев из их домов, массовые казни военнопленных превратили Нанкин в город террора…»
Фрэнк Тиллман Дурдин, американский журналист, корреспондент The New York Times
Отправной точкой Второй мировой войны принято считать 1 сентября 1939 г., когда германские войска вторглись в Польшу, но полномасштабная война в Азии началась задолго до этого.
В апреле 1927 г. новым политическим центром объединяющегося Китая стал Нанкин – древняя столица империи Мин. Военное объединение Китая под властью Гоминьдана означало окончание «военного периода» национальной революции и переход к «периоду политической опеки», в ходе которого в стране должно было быть установлено конституционное правление.
Уже через три недели, 28 июля, японские войска захватили Пекин и начали продвижение на юг и запад. В августе 1937 года японцы вступили в Шанхай, им противостояла более крупная армия китайцев, которая впервые с начала войны смогла дать хоть какой-то значимый отпор. Однако, понеся большие потери, японцы всё же смогли взять город. В боях за Шанхай китайцы потеряли 60% личного состава. За одно сражение было потеряно 25 тысяч младших офицеров.
Следующей целью на пути к покорению Китая стала его столица – Нанкин. Незадолго до начала штурма Китайское правительство спешно покинуло город и за этим последовала ужасная паника. Тысячи людей погибли в толкучке, пытаясь пересечь единственные узкие ворота, падая с городских стен, утопая в ледяной воде Янцзы, а кто-то погиб от огня японской флотилии, уже стоявшей на реке. В сложившихся условиях у китайцев не было ни средств, ни желания контратаковать противника. Город пал 13 декабря 1937 г., утонув в насилии, продолжавшемся шесть недель.
2. Для понимания следующей версии стоит разобраться в том, какая идеология установилась в Японии того времени. В конце 30-х годов ХХ века страна быстро приближалась к модели, представленной Италией и Германией. Происходило усиление тоталитарных, милитаристских и ультранационалистических настроений. Именно подобные настроения могли привести к повсеместному насилию, захлестнувшему Китай. Но стоит учитывать тот факт, что в Японии, как и в Италии, расизм не занимал центральное место в государственной идеологии, но он применялся как метод самооправдания для самых ужасных злодеяний.
3. Согласно теории американского историка Джорджа Моссе резня в Нанкине была вызвана «военной культурой» Японии. Особое внимание в данном случае уделялось обучению солдат, их жизни, среде, боевым навыкам и идеологии. В 1930-х гг. в Японии также развился мистицизм «нового самурая» с его увлечением самурайским мечом, абсолютным презрением к капитуляции или «гуманитарным» соображениям. Групповой дух привел к множеству распрей внутри самой армии, но на войне он, возможно, породил банды мародеров.
Так или иначе то, что произошло в Нанкине после его взятия полностью противоречило законам войны и, в частности, Женевской конвенции 1929 года об «улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» и об «обращении с военнопленными», подписанной, но не ратифицированной Японией. Резня была хладнокровной и преднамеренной. С точки зрения японского командования это, вероятно, было продолжением битвы, которая должна была привести к полному разгрому сил Чан Кайши.
Самым масштабным преступлением, имевшим место в Нанкине, была систематическая резня безоружных китайских солдат, в том числе, которые сдавались без боя. Руководящим офицерам японской армии казалось намного проще арестовать всех тех, кто мог быть солдатом по принципу: «лучше десять невинных мертвецов, чем бывший солдат на свободе». 13 декабря также была издана директива: «…Вы должны рассматривать каждого взрослого (боеспособного) мужчину как заблудшего солдата или солдата в штатском, задерживать и арестовывать его». Что касается приказов об исполнении, большинство из них, вероятно, были переданы устно или написаны двусмысленно, что характерно для разработчиков «окончательных решений». Китайских военных закалывали штыками, обезглавливали мечами, расстреливали, а тела сжигали. Жертвами подобных расправ стали свыше 30 000 китайских солдат. Большинство из них были казнены в период с 12 по 18 декабря. Немногим удалось избежать смерти, но благодаря тем кто выжил, став свидетелями тех акций, мы имеем достаточно сведений о событиях тех дней.
Все было хорошо организовано: офицеры высшего ранга вели своих людей в бесславные экспедиции, не чувствуя стыда забирали то, что «по праву силы», принадлежит им. Генерал-лейтенант Накадзима Кэсаго ответил своему главнокомандующему генералу Иванэ Мацуи, обвинявшему его в жадности и мародерстве: «Почему воровство произведений искусства так важно, когда мы крадем страну и человеческие жизни? Кому будут полезны эти предметы, даже если мы их оставим?». Помимо цинизма, этот ответ кое-что говорит об истинных намерениях как минимум части японцев: обнищание китайского населения, распад общества, разрушение прочных политических структур и культуры. Все это хорошо сочетается с первоначальной попыткой Японии разделить Китай на как можно большее количестве территориальных образований независимых друг от друга.
Женщин часто похищали в места, где располагались японские пункты и отпускали только на следующее утро, а иногда и через несколько дней или недель. В ряде случаев женщин подстрекали или принуждали к проституции. Данные события побудили Императорский штаб к организации борделей на оккупированных территориях, называемых «центрами отдыха» или «домами комфорта».
Как говорилось ранее, трудно установить точную цифру количества жертв Нанкинской резни.
Одним из достоверных источников могут являться записи Общества Красного Креста Китая. В период с декабря 1937 г. по апрель 1938 г. эта организация дала пристанище 42 000 тел, но это никоим образом не означает, что японцы убили свыше 40 000 человек. Фактически, к этой цифре следует добавить неизвестное, но большое количество тел, сброшенных в Янцзы и вычесть столь же неизвестное количество китайских солдат, которые действительно погибли во время боя.
Большой спор касается гибели мирных жителей. Конечно, их не могло быть больше, чем количество жителей Нанкина на 13 декабря 1937 г. Вступая в качестве свидетеля на Токийском процессе вице-президент Нанкинского университета, историк Минер Сирл Батес, отмечал, что число убитых в мирных жителей составило 12 000 человек.
Таким образом, можно сделать вывод, что в стенах Нанкина было убито около 5-8% мирных жителей.
Важное значение в истории Нанкина того времени сыграли европейские жители, являвшиеся журналистами, торговцами, врачами, миссионерами и бизнесменами. Когда японская армия приблизилась к столице, большинство европейцев были вынуждены покинуть город, но были и те, кто предпочли остаться, их было немного, всего 20 – 30 человек и почти все они стали членами Международного комитета Нанкинской зоны безопасности во главе которого встал немецкий предприниматель Йон Рабе. Зона безопасности стала укрытием для десятков тысяч китайцев.
Членам комитета было разрешено принимать эффективные контрмеры против изнасилований и насилия. Японское посольство выделило им нескольких охранников, которые помогали останавливать мародерствующих солдат. Несомненно, члены Комитета были людьми храбрыми, и даже в одиночку им почти всегда удавалось прогнать мародеров и не погибнуть. Важно и то, что Йон Рабе являлся членом НСДАП и не стеснялся пользоваться данным положением. Несмотря на неоднократные требования германских властей, Рабе долгое время не покидал зону безопасности, так как от его присутствия зависело будут ли жить обитатели зоны. Рабе смог наладить снабжение свободной зоны продовольствием и медикаментами. По прибытии в Германию его ждал арест со стороны гестапо, которое проверяло его на благонадёжность: было мнение, что он симпатизирует коммунистам. В ходе проверки было решено, что он не вызывает никаких подозрений и его отпустили.
Однако было и то, чего предотвратить члены Комитета не могли – даже внутри Зоны безопасности лагеря беженцев прочесывались снова и снова, с целью отлова возможных китайских военных. 26 декабря все Китайцы, находящиеся на территории Нанкинской зоны безопасности должны были пройти процедуру регистрации, по словам Рабе это привело к аресту около 20 000 человек. Также совершенно очевидно, что солдатам были даны очень строгие инструкции никогда не атаковать и даже не контратаковать жителей Запада: будучи американцами или немцами они принадлежали к странам, наиболее важным для внешних отношений Японии. Даже будучи пьяным, ни один японский солдат никогда не забывал этих инструкций.
В январе 1938 года японские войска заставили всех жителей, прибывающих в Нанкинской зоне безопасности, покинуть её и вернуться в свои дома, заявив, что порядок в городе восстановлен. Порядок действительно вернулся в Нанкин, было образовано Реформированное правительство Китайской республики (марионеточное правительство), количество японских зверств серьёзно уменьшилось.
почему Князя Олега прозвали вещим
покопалась в интернете и нашла две версии:
Первый Киевский князь из рода Рюриковичей.
Летопись говорит, что Рюрик, умирая, передал власть родственнику своему, Олегу,
так как сын Рюрика, Игорь был в то время очень мал.
Три года Олег княжил в Новгороде, а затем, набрав войско из варягов и подвластных
ему племен чуди, ильменских славян, мери, веси, кривичей, двинулся на юг.
Рассказ о Вещем Олеге в летописи Нестора «Повесть временных лет»
Нестор называет Олега родичем новгородского князя Рюрика.
Но из других источников известно, что Олег не имел родственных связей с князем,
а был его воеводой и достиг высокого положения лишь благодаря своим личным достоинствам.
Он обладал выдающимся ТАЛАНТОМ полководца, а его мудрость и предусмотрительность были столь велики, что казались сверхъестественными.
Удачливый князь-воин прозван «ВЕЩИМ», т. е. ВОЛШЕБНИКОМ
(правда, при этом летописец-христианин не преминул подчеркнуть, что прозвище
дали Олегу язычники, «людие погани и невеголоси»), но и ему не удается уйти от своей судьбы.
Это предание имеет законченный сюжет, который раскрывается в лаконичном драматическом повествовании.
В нём ярко выражена мысль о силе судьбы, избежать которой никто из смертных,
и даже «ВЕЩИЙ» князь, не в силах.
Возможно, что народная память о ВЕЩЕМ Олеге отразилась в образе былинного
князя-кудесника Вольги: Похотелося Вольге много мудрости:
Щукой-рыбою ходить
ему в глубоких морях,
Птицей-соколом летать под оболока,
Серым волком рыскать в
чистых полях.
В 879 году скончался Рюрик. Умирая, он завещал княжение Олегу и оставил на его попечение своего малолетнего сына Игоря.
Три года правил Олег в Новгороде, а затем, собрав сильную дружину и взяв с собой
Игоря, отправился покорять новые земли.
В то время обширные пространства РУССКОЙ земли были заселены многочисленными племенами.
РУСЬ не имела четких границ и не знала единых законов.
Киевский князь осуществлял свою власть только в нескольких узловых пунктах, контролировавших торговые пути.
Завершив войну выгодным миром, Олег со славой возвратился в Киев.
Поход этот создал ему огромную популярность в глазах не только Руси, но и славян, которые прозвали своего князя Вещим.
Легендарного князя ОЛЕГА можно назвать первым русским деятелем общенационального масштаба.
О князе ОЛЕГЕ было сложено много песен, легенд и преданий.
Что означает прозвище вещий
Имя Вещий Олег знакомо многим. Но при этом вряд ли кто сможет ответить почему его так прозвали. Правда, что он мог предвидеть будущее или дело здесь в неправильном толковании старинного значения слова. Чтобы узнать правду, нужно ознакомиться с историей жизни князя.
О личности Олега известно очень мало. Первые упоминания о нем появляются в летописях, описывающих события после смерти князя Рюрика. Умирающий правитель пожелал, что Олег стал опекуном его сына Игоря. Летописец Нестор в «Повести временных лет» рассказывает о нем, как о храбром воине, который затем стал воеводой и соправителем малолетнего князя.
Впоследствии Олег стал новгородским князем, и все свои силы посвятил расширению своего княжества. Он захватил Смоленск, и принял решение захватить Киев. Князь проявил смекалку и хитростью выманил правителей города за его стены. Воины Олега расправились с ними, после чего князь стал правителем киевского княжества.
Но Вещим Олега стали называть только после похода на Византию в 907 году. А до этой поры он объявил себя князем Киева и начал проводить политику объединения славянских земель.
Согласно толковому словарю слово Вещий означало «предсказатель», но и «рассудительный». Такую славу Олег получил после успешного похода на Византийское государство. Для выполнения задачи по расширению границ своего государства он собрал огромную армию. В результате проявленной смекалки и рассудительности, после окончания войны Олег стал называться в народе Вещим.
Таким образом становится понятно, почему Олега прозвали Вещим – за его ум, смекалку, умение противостоять своим врагам.