Что означает рассеянная буря
Анализ стихотворения «Последняя туча рассеянной бури» (А.С. Пушкин)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 16.07.2020 · Обновлено 16.07.2020
Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт, ярчайший представитель Золотого века российской литературы. Поэт тонко и умело работает со средствами выразительности, передавая в лирике через природу внутренне эмоции и состояние человека. А.С. Пушкин очень любил и ценил природу России, она часто вдохновляла поэта на создание шедевров литературы — таких произведений, как «Осень», «Зимний вечер», «Деревня» и так далее. Отдельно разберем небольшое стихотворение «Последняя туча рассеянной бури». Анализ по плану от Многомудрого Литрекона поможет Вам разобраться в прочитанном.
История создания
Смысл произведения Пушкина «Туча» отражается в истории его создания. Стихотворение было написано в 1835 году — в достаточно тяжелое и волнительное время для А.С. Пушкина. Тогда поэт ожидал разрешение на издание газеты. На следующий день после написания стихотворения А.С Пушкин был приглашен к начальнику III отделения Собственной Его Императорского Величества, по решению которого в этом же году стихотворение «Туча» было опубликовано в журнале «Московский наблюдатель».
Поэт был взволнован на протяжении всего периода ожидания и все свои переживания выразил в строках стихотворения, показывая в последней строке надежду: «Довольно, сокройся! Пора миновалась…». Туча олицетворяет человека, подверженного множеством жизненных испытаний, но который верит в наступающую «белую полосу» и питает надежды на светлое будущее.
Жанр и направление
Лирическое стихотворение «Последняя туча рассеянной бури» относится к пейзажной лирике. Поэт одушевляет погодные явления, наделяет их эмоциями, обрисовывает их прошлое, настоящее и будущее. В пейзажной лирике творец описывает то, что видит вокруг себя, при этом накладывая картину природы на свой портретный облик. Данный жанр помогает более подробно и эмоционально описать внутренние чувства и переживания героев через красоту и характер природы.
Размер стихотворения «Последняя туча рассеянной бури» — четырехстопный амфибрахий.
Композиция и конфликт
Композицию стихотворения «Последняя туча рассеянной бури» можно разделить на три части — в соответствии с числом четверостиший.
Через образ тучи поэт изобразил главный внутри личностный конфликт человека с самим собой. Туча, гром, молния, дождь – внутренние переживания человека, которые сменяются «спокойным ветром» — душевной стабильностью и покоем.
Смысл названия
А.С. Пушкин выбрал для названия стихотворения главный образ произведения – Тучу. В этот собирательном образе и спрятаны душевные переживания и муки героя.
Поэт выбрал небольшое, но четкое название, которое совмещает в себе все описанные в стихотворение природные явления. Ведь именно туча являлась затейником и «унылой тени» и молний и прошедшего в итоге спокойствия.
Образы и символы
Самым важным лицом является сам лирический герой, ведь через образ тучи А.С. Пушкин изобразил свою «душевную бурю», переживания и волнения. С приходом «спокойствия ветра» автор надеется на положительный ответ издательства на его предложение.
Суть стихотворения выражается в олицетворении образа тучи. Данным стихотворением Пушкин сам изливает душу читателю, переживает и надеется на светлое будущее. Произведение можно считать своеобразным «криком души» поэта.
Некоторые же считают данное стихотворение выражением уважения по отношению к событию, произошедшему 14 декабря 1825 года – Восстанию декабристов. Поэт считает себя «последней тучей рассеянной бури», ведь он по-прежнему верен идеалом бунтующих.
Темы, проблемы и настроение
Основная тема стихотворения «Последняя туча рассеянной бури» – душевные терзания человека, его сомнения и воспоминания о прошлом, на смену которым приходит вера в начало лучшей жизни. Автор рассказал читателю, используя художественные средства, о своем духовном кризисе, своих проблемах и сомнениях. Но при этом автор не теряет надежды.
Еще одна тема — природа. Автор подметил, что многие явления природы тождественны тому, что происходит в душе человека. Возможно, за описанием пейзажа скрываются бунтующие люди на Сенатской площади. Бунт тучи имеет много общего с восстанием декабристов.
Проблематика произведения А.С. Пушкина «Туча» скрывает в себе глубокий философский контекст. Автор связывает природных цикл и закономерность с человеческой жизнью, ведь в судьбе человека бывают как спокойные светлые дни, так и тяжелые бури с ураганами.
Главной моралью стихотворения является принятие жизни со всеми её «природными явлениями». Возможно, сейчас у вас над головой тучи, но ведь за любым градом и ливнем, из-за облаков выглянет солнце, а на небе появится радуга. Оптимизм и смелость — это то, что хотел донести автор до читателя, призывая нас к вере в светлое будущее. Также стихотворение А.С. Пушкина, бесспорно, учит читателя видеть красоту природы в полной мере, ощущая через глубокий смысл, насколько ясна и красива природа родного края.
Основная идея
Существует два толкования стихотворения «Последняя туча рассеянной бури». Первая, где туча – это собирательный образ несчастного человека, с неудачами и чередой плохих событий. Молния, гром, тучи – все житейские проблемы, которые ходят по пятам за человеком. Но погода, как и жизнь, переменчива, и на смену всему плохому приходят чистое небо с облаками. И кажется, что все уже не так плохо, как казалось. Человек воодушевляется и наполняется новыми жизненными силами. Такова главная мысль стихотворения «Последняя туча рассеянной бури».
Возможно, стихотворение посвящено десятилетию с дня восстания декабристов. А.С. Пушкин словно сравнивает тучи с декабристами, для которых «таинственный гром» был их точкой зрения на смену общественного строя. Поэт разделяет идеалы бунтующих, но общество не приняло их взгляды, поэтому «ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес…». Восстание потерпело поражение, а последствия быстро пытались скрыть за привычным образом жизни и мышления. Таков смысл стихотворения «Последняя туча рассеянной бури», если мы допускаем политический подтекст.
Средства выразительности
К 1835 году слава и народное обожание поэта стали постепенно угасать, более того, некоторые критики того времени начали говорить, что Пушкин «потерял форму». Новые произведения не считались шедеврами. Однако многие современники А.С. Пушкина не сомневались в таланте поэта. Так, например, П.И. Шаликов говорил:
«Пушкин не может писать дурных стихов — это всем известно, это многими сказано, и это неоспоримо: следовательно, не о стихах Пушкина говорить должно…».
Вне зависимости какой смысл стихотворения принимать, а какой отвергать, неоспоримо красивым делают произведение эпитеты, метафоры и прочие художественные средства. Например,
Все тропы обогащают стихотворение «Туча» и делают его более простым для понимания.
анализ стихотворения А.С Пушкина «Туча»!Пожалусто. 10 балов за хорошый ответ!
Вот вопрос.
О чём стихотворение :о природе или за пейзажной зарисовкой стоит какой-то иной,более глубокий смысл?Какой?Выскажите своё предположение.
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
В данном стихотворении 3 четверостишия.
В 1-м идет описание текущей ситуации, которую автор видит перед собой.
Это одинокая туча, которая осталась последним напоминанием о былой бури. Очень сильно чувствуется контраст: туча (как осколок бушевавшей стихии) и ясная лазурь, по которой туча несется словно некое напоминание о недавно бушевавшей стихии.
Так же контраст в 1м четверостишии дается следующими сравнениями:
«Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день. «
Есть спокойный пейзаж, есть ликующий день с его ясной лазурью, и лишь туча его омрачает. Особое внимание следует обратить на то, что автор обращается к туче как к живому существу. (ты обращение).
Александр Пушкин по праву считается одним из первых русских поэтов, который в своих стихах использовал весьма распространенный сегодня литературный прием отождествления природы с живым существом. Примером этому может служить лирическое произведение «Туча», написанное в 1835 году и ставшее своеобразным гимном летнему дождю.
С первых его строк автор обращается в туче, которая после бури одиноко несется по лазурному небу, словно бы ища пристанища. Наблюдая за ней, Пушкин восхищается тем, насколько продуманно устроен наш мир, но при этом напоминает небесной страннице, что ее миссия уже завершена, и теперь пришло время покинуть небо. «Одна ты наводишь унылую тень, одна ты печалишь ликующий день», — отмечает поэт.
Пытаясь прогнать тучу, которая так омрачает ему настроение, Пушкин, тем не менее, прекрасно понимает, что все в этом мире взаимосвязано, и еще недавно эта небесная странница была такой необходимой и долгожданной. Поэт подчеркивает, что именно она «алчную землю поила водой», когда все вокруг нуждалось в живительной влаге. А гром и молнии, сопровождающие этой удивительное явление, служили всем нам напоминанием о том, что даже к обычной туче нужно относиться трепетно, возвышенно и с определенной долей уважения.
Однако автор тут же зам себе противоречит и обращается к своей собеседнице достаточно фамильярно: «Довольно, сокройся! Пора миновалась», — призывает поэт, подчеркивая при этом, что свою миссию туча уже выполнила, и теперь «ветер, лаская листочки древес, тебя с успокоенных гонит небес». Этим обращением Пушкин хочет подчеркнуть не только тот факт, что мир переменчив и многообразен, но и обратить внимание читателей на простую истину – все в жизни должно подчиняться определенным законам, установленным не людьми, а некими высшими силами. Автор подчеркивает, что их нарушение лишает и природу, и человека той удивительной гармонии, которая и дарит ощущение подлинного счастья. Ведь если безобидная тучка смогла омрачить настроение поэта, что уж говорить о человеческих мыслях и поступках, которые могут принести гораздо больше боли и разочарования? Понимая это, Пушкин на простом и очень доступном для понимания примере объясняет, насколько важно делать все своевременно, чтобы потом не сожалеть о произошедшем и не быть изгнанным, как дождевая тучка, оказавшаяся не к месту и не ко времени на небесном небосклоне.
В данном стихотворении 3 четверостишия.
В 1-м идет описание текущей ситуации, которую автор видит перед собой.
Это одинокая туча, которая осталась последним напоминанием о былой бури. Очень сильно чувствуется контраст: туча (как осколок бушевавшей стихии) и ясная лазурь, по которой туча несется словно некое напоминание о недавно бушевавшей стихии.
Так же контраст в 1м четверостишии дается следующими сравнениями:
«Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день. «
Есть спокойный пейзаж, есть ликующий день с его ясной лазурью, и лишь туча его омрачает. Особое внимание следует обратить на то, что автор обращается к туче как к живому существу. (ты обращение).
В данном стихотворении 3 четверостишия.
В 1-м идет описание текущей ситуации, которую автор видит перед собой.
Это одинокая туча, которая осталась последним напоминанием о былой бури. Очень сильно чувствуется контраст: туча (как осколок бушевавшей стихии) и ясная лазурь, по которой туча несется словно некое напоминание о недавно бушевавшей стихии.
Так же контраст в 1м четверостишии дается следующими сравнениями:
«Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день. «
Есть спокойный пейзаж, есть ликующий день с его ясной лазурью, и лишь туча его омрачает. Особое внимание следует обратить на то, что автор обращается к туче как к живому существу. (ты обращение).
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Туча»
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
Сочетание этих согласных очень удачно. Благодаря этому приему читателю кажется, что лирический герой произносит эти слова легко, нараспев; они словно музыка льются из его сердца.
Своеобразен синтаксис стихотворения. В первых двух абзацах наблюдаем анафору:
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день…
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Анафора «одна ты» задает стихотворению определенный ритм. За троекратным повтором слов звучит упрек и негодование. Анафора на «И» показывает нанизывание простых предложений в составе сложного. Такая стилистическая фигура называется многосоюзием. Троекратное употребление союза здесь не случайно, а намеренно. Благодаря этому приему речь замедляется вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.
В тексте два восклицательных предложения, причем первое из них номинативное. Это предложение-обращение «Последняя туча рассеянной бури!». Второе – побудительное восклицательное предложение «Довольно, сокройся!». Риторическое обращение и риторическое восклицание создают содержательный центр произведения, передают настроение поэта, испытывающего чувство негодования по отношению к тем, кто лишает его возможности свободно творить.
Предложения первого абзаца построены четко и лаконично, по определенной схеме: подлежащее – сказуемое – второстепенные члены (определение – дополнение).
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Такая же строгость в построение предложений наблюдается и в последней строфе: подлежащее-сказуемое:
… Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась…
Целостность текста достигается благодаря сочинительным союзам «и», а также бессоюзным предложениям, соединенным по смыслу.
В тексте присутствуют эпитеты, обозначающие внутреннее состояние: «последняя туча», « рассеянной бури», «ясной лазури», «унылую тень», «ликующий день», «таинственный гром», «алчную землю», «с успокоенных небес». Своеобразен эпитет «алчную землю». Чтобы усилить впечатление читателя, поэт использует гиперболизированное слово «алчную». Перед нами предстает преувеличенная жадность, желание, что-либо поглотить. Неожиданная сочетаемость лексико-семантических слов ясная лазурь, успокоенные небеса, рассеянная буря, таинственный гром наполняет их новым содержанием.
Одушевленность тучи проступает не только в четком пейзажно-символическом характере стихотворения, но и в наличии олицетворений «ты несешься», «ты наводишь», «ты печалишь», «ты облегала», «молния. обвивала», «ты издавала… поила», «ветер… гонит», «земля освежилась», «пора миновалась». Туча – это живое существо, символизирующее душу лирического героя, которая проходит через бурные чувственные искушения, обновляется и возрождается, приобщается к гармонии и красоте окружающего мира.
Таким образом, эта лирическая миниатюра – возможность поговорить о мире человека, его душе. Проанализировав текст, нетрудно заметить, что в основе стихотворения лежит прием иносказания – аллегория. В образах тучи и бури нашли отражение социальные потрясения и невзгоды, которые пришлось пережить поэту. Лексические средства, синтаксические конструкции, морфологические особенности, средства выразительности содействуют этому, делают текст более богатым и неповторимым. Метрика, рифма и тип рифмовки вводят в стихотворение элемент философского размышления.