Что означает рациональное поведение хозяйствующих субъектов
О рациональном поведении потребителя
В 2020 году Всемирная организация потребителей призывает обратить внимание на проблемы чрезмерного производства и нерационального потребления, что влечет за собой глобальное изменение климата, ухудшение состояния окружающей среды, приводит к утрате уникальных природных объектов.
15 марта 2020 года Всемирный день прав потребителей пройдет под девизом «Рациональный потребитель».
Рациональное потребление направлено на повышение эффективности использования ресурсов и развитие справедливой торговли при одновременном снижении уровня бедности и предоставлении каждому возможности иметь хорошее качество жизни, доступ к еде, воде, энергии, медицине и многим другим благам. Именно выбор потребителей способен повлиять на повсеместное внедрение бережливых подходов к производству товаров и услуг.
Рациональное поведение потребителя — это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами. Например, если гражданин потратил немало денег на покупку дорогих и ненужных вещей при невысоких доходах и теперь испытывает затруднения в приобретении жизненно важных продуктов, то это будет нерациональным поведением. Наоборот, если человек контролирует свои расходы и соотносит их с доходами — это будет примером рационального поведения.
В рыночной экономике потребитель обладает свободой экономического поведения — так называемым суверенитетом потребителя. Этапы рационального поведения потребителя:
— поиск информации о товаре или услуге;
— оценка возможных вариантов покупки;
Защита прав потребителя осуществляется в соответствии с одноименным законом. Он устанавливает требования к качеству товара, правилам его продажи и обслуживания. На товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель вправе устанавливать срок службы — период, в течение которого он обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, т.е. обеспечивать наличие в продаже комплектующих, расходных материалов, запасных частей. Если срок службы товара не установлен, то он приравнивается к десяти годам.
На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности — период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Изготовитель вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок — период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель, продавец или уполномоченная организация обязаны удовлетворить требования потребителя, которые ему предоставлены законом «О защите прав потребителя». К таковым правам относят право потребителя по своему выбору:
— потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
— потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
— потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
— потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом. Срок гарантийного ремонта при этом не может составлять более 45 дней. На время ремонта покупатель вправе потребовать предоставить ему товар с теми же основными характеристиками во временное пользование;
— отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
В отношении технически сложного товара вышеуказанные действия потребитель может осуществить только в течение двух недель со дня покупки. После двух недель в течение гарантийного ремонта технически сложный товар можно потребовать отремонтировать за счет продавца или изготовителя. Во всех случаях это можно осуществить только при обнаружении в товаре недостатков, т.е. в отношении товара ненадлежащего качества.
Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества (т.е. качественный товар) на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, в течение 14 дней, не считая дня его покупки. Однако не все товары можно обменять. К товарам надлежащего качества, которые не подлежат обмену, относят технических сложные товары, бытовую химию, лекарства, книги и т.п.
Интересные факты. Закон «О защите прав потребителей» многократно расширяет права покупателя в сравнении с теми, которые предоставлены ему Гражданским кодексом РФ. Обычно при возникновении споров иски подаются в суд по месту жительства или нахождения ответчика и при этом облагаются судебной пошлиной. Иски о защите прав потребителей истец-покупатель вправе подать по своему выбору по собственному месту жительства, месту совершения сделки купли- продажи, месту нахождения продавца. Такие иски, кроме того, не облагаются судебной пошлиной.
Рациональное поведение участников экономических отношений
Экономическим поведением называют действия субъектов экономической деятельности – потребителей, производителей, работников, руководителей. Оно связано с выбором наиболее выгодного варианта среди множества возможных. Рациональное поведение – способность иметь ясные цели и достигать их наилучшим способом. Рациональное экономическое поведение – поведение участников экономических отношений, направленное на достижение наилучших результатов в условиях имеющихся ограничений. Это поведение рознится в зависимости от роли участника отношений.
Рациональное поведение потребителя
Потребление – приобретение и использование товаров, услуг для удовлетворения потребностей. Потребитель – гражданин, приобретающий и использующий различные блага для личных нужд. Рациональное экономическое поведение потребителя заключается в продуманности действий для достижения максимальной пользы при имеющихся ограничениях. У каждого человека есть желания, потребности, цели – эти факторы первичны в его экономической деятельности. Рациональное поведение индивидуума включает следующие этапы:
В своем выборе человек руководствуется правом свободно распоряжаться финансовыми ресурсами, что называется суверенитетом потребителя. На выбор потребителя оказывает влияние еще ряд факторов:
Человек всегда находится в ситуации ограниченного количества доступных ресурсов, что определяет необходимость делать выбор. Свободу потребителя также ограничивают цены и ассортимент товаров и услуг. Рациональный человек способен:
Существует 2 типа рационального поведения потребителя:
В основе рационального экономического поведения лежит контроль над расходами и соотнесение их с доходами. Потребительские расходы делятся на обязательные и произвольные. Первые – предназначены для элементарного жизнеобеспечения человека: покупки еды, одежды, лекарств, оплаты транспорта и т.д. Вторые – идут на приобретение благ, без которых человек может существовать. Доходы физического лица – это денежные средства или материальные ценности, получаемые в результате его деятельности. Соотношение обязательных и произвольных расходов при имеющихся доходах определяет уровень жизни людей в стране. Уровень жизни человека зависит не только от размера его доходов и сбережений, но и от того, насколько он разумен и последователен в своих расходах.
Рациональное поведение производителя
Для производителя (предпринимателя) главной целью является получение максимальной прибыли при минимальных затратах. Рационализация производства ставит перед предпринимателем проблему эффективного использования ресурсов. Это главный фактор повышения производительности и максимизации прибыли. Способы повышения производительности труда:
Производитель всегда должен быть осведомлен о ситуации на рынке, анализировать спрос, формировать оптимальную цену.
Рациональное поведение собственника
Собственник – физическое или юридическое лицо, обладающее материальной или интеллектуальной собственностью, а также использующее их полезные свойства для личных целей. Частная собственность имеет разновидности:
Обладание собственностью предполагает расходы, покрывающие:
Собственник может распоряжаться своим имуществом и извлекать доход любым законным способом по собственному усмотрению:
Рациональное поведение собственника заключается в максимально эффективной эксплуатации принадлежащей ему собственности и сокращении сопутствующих издержек.
Рациональное поведение семьянина, работника, гражданина
Семьянин – глава семьи, ответственный за распределение доходов. Рациональное экономическое поведение семьянина представляет собой:
Работник – физическое лицо, работающее по трудовому договору на работодателя и получающий заработную плату. Рациональное поведение работника состоит в выборе действий, которые принесут ему наибольшую выгоду – это касается и дохода, и карьерного, личностного роста. Для реализации своих целей работник должен:
Гражданин – лицо, принадлежащее на правовой основе определенному государству. Отношения гражданина с государством состоят из его прав и обязанностей. Экономические права реализуются в создании материальной базы для жизни и деятельности. Гражданин имеет право:
Экономические обязанности гражданина состоят в отчислении части дохода в пользу государства. Он должен владеть полнотой информации о налогах и льготах и своевременно их выплачивать. Рациональное поведение гражданина заключается в выборе оптимальных решений в его экономических взаимоотношениях с государством.
Заключение
Человек – главный субъект экономических отношений в обществе. Он обладает свободой выбора, принимает решения согласно своим целям и предпочтениям с учетом своих возможностей и всех имеющихся условий. Концепция рациональности базируется на утверждении, что в экономических отношениях выигрывает только тот, кто придерживается рационального поведения. При этом существует понимание, что человек далеко не всегда поступает рационально. Принимая решения, он часто руководствуется не разумом, а эмоциями, испытывает влияние сложившихся традиций, общественных установок, сиюминутного порыва. Тем не менее, роль рациональности в поведении людей очень велика.
4. Экономика
Читать 0 мин.
4.706. Рациональное экономическое поведение
Рациональное экономическое поведение – поведение субъектов экономики в сфере экономических отношений направленное исключительно на максимизацию собственной выгоды.
I Рациональное поведение потребителя.
Рациональное поведение потребителя – поведение, направленное на то, чтобы на ограниченную сумму денег приобрести максимально полезный набор благ для удовлетворения потребностей. (т.е. на максимизацию полезности от использования ограниченных денежных средств).
Для того, чтобы сформировать максимально полезный набор благ, потребитель:
При этом, на выбор потребителя влияет ряд факторов:
Данные факторы являются ограничениям при осуществлении потребительского выбора и формировании набора благ. (Данные факторы ограничивают возможности потребителя по формированию набора благ)
Также на выбор потребителя влияют такие факторы, как:
Основной проблемой потребительского выбора является ограниченность дохода потребителя.
Доход потребителя – сумма денег, которую получает потребитель за определённый период времени.
Источники дохода:
Потребители по-разному могут использовать свой доход. Часть дохода направляется на потребление, а часть дохода на сбережение.
Потребление
Сбережение
— часть дохода, направляемая на приобретение благ
— часть дохода, которая откладывается для будущего потребления или в качестве резерва
ВАЖНО! Невозможно полностью отказаться от потребления.
Всегда существует минимальный уровень необходимый для
выживания (питание, медикаменты, одежда и др…)
Наиболее распространенные способы сбережения:
· Хранение денег дома
· Открытие банковского депозита/вклада
· Вложения в ценные бумаги
· Вложение в драгоценные металлы
· Вложения в недвижимость
· Вложение в другие реальные ценности
Доход потребителя стоит разделять на номинальный и реальный доход:
Номинальный доход потребителя – доход, выраженный в сумме денег, полученной потребителем.
Реальный доход потребителя – количество товаров, которое потребитель способен приобрести на полученную сумму денег. Т.е. реальный доход отражает номинальный доход с учётом реальной стоимости денег – т.е. с учетом инфляции.
Поведение потребителя в условиях высокой инфляции
Инфляция создает определенные сложности для потребителя. Наиболее пагубно высокая инфляция сказывается на сбережениях. Поэтому в условиях значительной инфляции можно наблюдать следующие особенности рационального поведения потребителя:
II Рациональное поведение собственника (предпринимателя)
Рациональное поведение предпринимателя – поведение, направленное на максимизацию получаемой прибыли.
Прибыль – экономический показатель характеризующий результат деятельности компании и равный разнице выручке (дохода) и издержек (расхода).
Выручка (Доход) – сумма денег, полученная предприятием от реализации (продажи) произведенной продукции.
Издержки (Расход) – сумма денег, затраченная предприятием на производство продукции.
Для того чтобы повысить (максимизировать) прибыль, предприниматель должен либо повысить выручку либо снизить издержки, либо добиться и того и другого. Рассмотрим изменения этих показателей.
Повышение выручки может быть достигнуто двумя путями:
Повышение количества проданного товара
Повышение цены товара
Инструменты, используемые для повышения количества продаваемого товара:
(стоит учитывать, что данные методы могут вызывать увеличение издержек, например выделение денег на рекламу)
Действует только на товары с неэластичным спросом (ситуация, когда изменение цены не вызывает изменение спроса при прочих равных), т.к. действие закона спроса снизит
количество продаваемого товара, что может отрицательно сказаться на получаемой прибыли.
Уменьшение издержек:
Для того, чтобы уменьшить издержки, предприниматель должен сделать производство более эффективным – то есть повысить производительность труда.
Методы повышения производительности труда:
Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
Содержание:
Экономическое поведение – тип поведения индивида в экономических реалиях. Если выгода превосходит затраты, то действие называется рациональным.
Типы рационального поведения
Главный постулат рациональности – получение прибыли при минимальных усилиях.
Рациональность можно разделить на:
Полная | – комплекс информации, доступный человеку, будет задействован для получения прибыли. |
Ограниченная | – совокупность неполных сведений представляет некие препятствия, в ходе не владения всей информацией человек не достигнет максимальной выгоды. |
Органическая | – формальные и неформальные своды ограничивают рациональность выбора. |
Потребитель – человек или круг лиц, приобретающих продукт и использующий услуги для удовлетворения нужд, не приносящих доход. Потребитель представлен индивидом, фирмой, организацией, государством. Потребление – использование товаров для личных целей.
Виды потребления
Цель потребителя – достижение максимальной пользы в ходе использования товара или услуги. Ограничениями достижения цели представлены: бюджет, ценовая категория, разнообразие предлагаемых товаров.
Рациональное поведение потребителя – обдуманное поведение индивида, представленное сопоставлением товара и издержками.
Суверенитет потребителя – владелец ресурсов единолично принимает решения об использовании собственности.
Этапы рационального поведения
Доход потребителя – финансовая прибыль, которую получает индивид за определённое время для удовлетворения базовых потребностей. Номинальный доход – финансовая прибыль в чистом виде без учёта инфляций и ценовой категории на рынке.
Источники денежного дохода потребителя
Реальный доход – объём приобретённой продукции или услуг за денежный доход.
Виды потребительских расходов
Уровень жизни – индексы удовлетворённости жизнедеятельности населения.
Индекс развития человеческого потенциала – оценивание экономического состояния и возможностей страны. Во время подсчёта статистики во внимания берутся показатели продолжительности жизни, образованности населения и т.д.
Качество жизни определяется уровнем государственной безопасности, образованности, культурного развития, экономической осведомлённости.
Рациональное поведение производителя
Цель производителя в рыночной экономике – максимальный доход при минимальных усилиях. Производитель должен определится какими методами ограничивать ресурсы и добиваться высоких показателей, как увеличить количество выпускаемого продукта при минимальных затратах ресурсов. Производительность – показатель, отражающий низкий или высокий уровень эффективности при создании итогового продукта.
Производительность можно увеличить посредствам: улучшение путей пользования экономическими ресурсами, улучшение эффективности пользования ресурсов.
Производительность труда – результат изготовительного процесса, измеряемый в единице продукта за назначенный временной промежуток.
Факторы роста производительности: разделение по трудовой деятельности, внедрение новых технологий, улучшение квалификации работников, эффективные методы управления.
Бизнес – трудовая деятельность, направленная на постоянное получение прибыли.
Предпринимательство – осознанная трудовая деятельность индивида, происходящая от собственного имени, направленная на увеличение финансового состояния при продаже готового товара или оказания услуг.
Виды предпринимательства
Формы предпринимательства
Предпринимательство заключает в себе следующие функции:
Рациональное экономическое поведение
Рациональность и ее типы. Основные модели человека в экономической теории. Теория рационального выбора потребителя. Особенности рационального экономического поведения в России. Переходная экономика: поведенческие аспекты нестабильности, пути стабилизации.
Рациональное экономическое поведение уже давно является предметом изучения для экономистов. Такое значение оно приобрело, как только ученые-экономисты задумались о редкости ресурсов, которыми располагает человечество. С этого момента предмет экономической теории изменился: от причин роста материального благополучия людей к поведению человека в условиях ограниченности ресурсов.
В этой курсовой работе предстоит разобраться, чего же успели достичь экономисты в изучении данного вопроса: какие трактовки рациональности поведения существуют, как его анализируют, в каких областях эти исследования находят применение (главы 1 и 2). Отдельная глава посвящена анализу экономического поведения в России (глава 3).
Очевидно, что в реальном мире экономическое поведение выходит за рамки моделей и стереотипов. Для каждого менталитета характерны свои особенности и принципы поведения на рынке. Население России не исключение. За свою многовековую историю российский народ пережил множество потрясений, смен политико-экономических режимов, что не могло не сказаться на его поведении и степени его рациональности. В этой же главе изложены основные проблемы, с которыми сталкивается экономика страны в связи с особенностями поведения граждан, и пути их решения.
рациональность потребитель переходный нестабильность
Глава 1. Понятие рациональности поведения
1.1 Экономическое поведение как предмет экономической теории
1.2 Рациональность и ее типы
Рациональный человек совершает определенное действие, пока выгоды превышают издержки. Существует два типа рационального поведения:
1. Рациональное поведение, диктуемое личным интересом, при котором учитываются издержки и выгоды, относящиеся непосредственно к субъекту.
2. Рациональное поведение, диктуемое сиюминутной целью, при котором преследуются цели, стоящие непосредственно в момент выбора.
В экономическом анализе используются оба эти понятия. При применении любого из них необходимо достичь компромисса, так как в первом случае не учитываются неэгоистические мотивы, а именно альтруизм, чувство долга, желание справедливости и т.п.
Следует отметить, что личный интерес имеет несколько уровней: сильный (оппортунизм), полусильный (собственно следование личному интересу) и слабый или его отсутствие (послушание).
В целом рациональность предполагает получение максимальной выгоды при минимальных затратах. Для полноты анализа ее принято делить на несколько типов:
1. Полная (неограниченная, сильная) рациональность
2. Ограниченная (полусильная) рациональность
3. Органическая (процессуальная, слабая) рациональность
Полная рациональность (неоклассическая экономическая теория) предполагает, что человек использует всю имеющуюся информацию наилучшим образом и максимизирует свою выгоду. Например, при создании организации все обязательства прописаны в контракте, каждая сторона ограничивается действиями, максимизирующими общую прибыль, контракт является долгосрочным и всеобъемлющим. В сфере торговли приоритетными являются большее число степеней свободы (методов торговли).
Ограниченная рациональность отражает трудности в сборе и анализе информации и ограниченности познавательных способностей человека, что приводит к использованию не всей полноты имеющейся информации. Ограничения могут быть вызваны физическими, биологическими и социальными факторами. Индивидуум, тем не менее, стремится к достижению наилучшего варианта. Полезность не максимизируется, но идет поиск первого доступного уровня удовлетворения. Человек прибегает к использованию личного опыта, интуиции. В частности экономические организации изучаются в условиях ограниченной рациональности. Концепция ограниченной рациональности является ключевой в теории трансакционных издержек. Она расширяет спектр применения экономического образа мышления. В то же время концепция подвергается критике как со стороны экономистов, так и обществоведов. Первые усматривают в подходе отсутствие рациональности (иррациональность), вторые воспринимают его как уступку исследовательскому подходу экономистов, основанному на принципе максимизации.
Органическая рациональность предполагает, что рациональность выбора может быть ограничена формальными и неформальными правилами. Термин «процессуальная» был введен представителями эволюционных экономических теорий при рассмотрении эволюционных процессов в рамках одной и более фирм. Эволюция является динамическим процессом, в результате которого в течение долгого периода времени изменяются правила поведения и экономические системы.
Некоторые экономисты (Ч.Барнард, О.Уильямсон) выделяют также преднамеренную рациональность. В соответствии с этой теорией человек ведет себя преднамеренно рационально, но обладает этой способностью в ограниченной степени. Г.Саймон относит это определение к ограниченному типу рациональности.
1.3 Основные модели человека в экономической теории
В соответствии с вышеописанными типами рационального поведения были разработаны модели человека. В создании абстрактного образа человека есть необходимость, так как экономический анализ предполагает определенную упорядоченность событий и действий. Как мы убедимся в дальнейшем, живой человек для подобного анализа непригоден в силу сложности и многогранности своей сущности. Абстрактные модели позволяют оценить роль человека в экономике и формировать направления в экономической политике.
Первой еще в XVIII веке была разработана модель “homo economicus”, то есть экономический человек. Этой модели придерживаются классики, неоклассики и маржиналисты. Из одного названия следует, что это индивидуум односторонний, реализующий себя исключительно в хозяйственной сфере. Этот человек обладает определенными качествами:
1. Он максимизирует полезность в рамках своего денежного дохода
2. Обладает всей полнотой информации
Вторая модель присуща кейнсианской, исторической школе и институционализму. Здесь учитываются условия неполноты информации и ограниченности возможностей субъекта. В поведении важную роль играют такие факторы как интуиция, альтруизм, групповой интерес, традиции и привычки, которые могут радикально повлиять на выбор человека. В отличие от первой модели, в этом случае нельзя описать поведение, опираясь на функцию индивидуальной полезности. Структура общества сложнее и требует вмешательства государства в экономические отношения.
В соответствии с современными реалиями (демократическое общество с развитыми межгрупповыми связями и размытыми границами между социальными общностями) разработана третья концепция «экономического человека», чьи мотивы поведения существенно отличаются от рациональной максимизации. Возрастает роль духовных потребностей, они становятся многообразными и динамичными.
Глава 2. Проявления рациональности в поведении на практике
2.1 Теория рационального выбора потребителя
1. Составить различные комбинации товаров, которые потребитель способен купить.
2. Выбрать конкретную комбинацию, предпочитаемую всем остальным.
Для упрощения исследования принято брать два товара. Соответственно конкретная комбинация из двух товаров будет называться ассортиментом или набором. Задача заключается в том, чтобы выбрать наилучший с точки зрения рациональности.
1. Укомплектованность. Потребитель может ранжировать все возможные комбинации товаров.
2. Транзитивность. Логическая последовательность: если товар А предпочтительнее товара Б и товар Б предпочтительнее товара В, то товар А предпочтительнее товара В.
3. «Чем больше, тем лучше». При прочих равных условиях потребитель предпочитает иметь товара больше, а не меньше.
4. Уменьшение предельной нормы замещения. Чем большее количество товара имеется у потребителя, тем большим его количеством он согласен пожертвовать на единицу другого товара.
Наглядно предпочтения потребителя относительно двух товаров отображает кривая безразличия. Рис.3
Каждый набор на кривой одинаково предпочтителен для потребителя. Она имеет форму гиперболы, но есть и исключения. Для товаров-абсолютных комплементов характерна иная ситуация:
А для абсолютных заменителей:
Лучший из достижимых наборов товаров находится путем совмещения кривой безразличия и линии бюджетного ограничения. На графике это изображается следующим образом:
2.2 Спрос: индивидуальный и рыночный
Итак, изменения цен на товары влияют на бюджетные ограничения покупателя. Как же изменения в бюджете окончательно повлияют на решение покупателя?
Кривая индивидуального потребительского спроса показывает количество товара, которое потребитель будет покупать по различным ценам. Для ее построения необходим предварительный анализ кривой зависимости потребления от цены товара (PCC), которая характеризует ряд оптимальных количеств товара X на карте безразличия при различных ценах на X и неизменных доходах и ценах на композитный товар Y.
Далее регистрируются соответствующие цены и количества товаров. В итоге получаем график индивидуального спроса потребителя.
Кривая имеет отрицательный наклон при рассмотрении большинства товаров. Исключение составляют «товары Гиффена», эффект от роста цен на которые выражается в увеличении, а не в сокращении его покупок.
Аналогичный способ используется для оценки реакции потребителя на изменение дохода при неизменных ценах. Эту функцию выполняет кривая зависимости потребления от дохода (ICC).
У влияния цен на выбор потребителя имеются некоторые закономерности:
Но есть случаи, когда применение подобной кривой спроса неправомерно. Речь идет о случаях полной компенсации потребителю эффекта дохода от изменения цены. Отображаются такие ситуации с помощью кривой спроса с компенсацией дохода. На практике различие между двумя видами кривых спроса уместно только для товаров, эффекты дохода для которых больше соответствующих эффектов замещения, то есть товар должен составлять значительную долю в общих расходах потребителя.
Линия рыночного спроса получается в результате объединения отдельных, индивидуальных линий спроса. Для ее построения складываются количества потребляемого блага каждым покупателем по установленной цене. Этот метод называется перекрестным суммированием.
Существует три категории эластичности спроса:
Ценовая эластичность в случае, если линия спроса имеет вид прямой, имеет следующие свойства:
1. Она различна в каждой точке линии спроса
2. Она не является положительной величиной, так как угол наклона линии спроса отрицательный, а отношение P/Q положительно
3. Она обратно пропорциональна угловому коэффициенту линии спроса
Геометрический подход определения эластичности называется методом отношения сегментов В точке С. Используя этот метод, можно построить трафик ценовой эластичности.
Выделяют два полярных случая эластичности:
На величину эластичности влияют следующие факторы:
2.3 Экономический подход к поведению человека Г.С. Беккера
До сих пор экономическая теория изучала поведение человека в сфере экономики, занимаясь поиском ответа на вопросы: «Что, для кого и как производить?». Нобелевский лауреат Г.С.Беккер в своих исследованиях использует экономический подход для изучения поведения людей в сферах, как правило, не интересующих экономистов.
В социальной сфере выделяется понятие экономики дискриминации. Если человек имеет предпочтение иметь дело с определенными группами людей, то его склонность к этому можно измерить, сопоставив с затратами на контакт с конкретной группой. Соответственно коэффициент дискриминации (DC) является связующим звеном между денежными и чистыми издержками сделки между предпринимателем и работником. Дискриминация способна порождать различия в уровнях заработной платы между двумя группами. Коэффициент рыночной дискриминации (MDC) можно определить как соотношение между этими уровнями:
На графике отображены предельные издержки общества от единичного прироста числа преступлений О: снижение p отчасти уменьшает издержки общества на борьбу с преступностью, поэтому предельные издержки роста О будут меньше, чем в случае снижения f. Для минимизации потерь MC должны быть равны MR, оптимальное значение еp должно быть меньше единицы, что возможно только в случае достаточно великого Cp. Этот случай прямо противоположен условию равновесия фирмы, которое заключается в том, что эластичность спроса должна превышать единицу.
Таким образом, выработка оптимальной политики борьбы с противоправным поведением является общей задачи по аллокации ресурсов.
Наконец, Беккер предлагает использовать экономический подход к изучению семьи в экономической сфере. Трактовка брака как процесса сортировки мужчин и женщин для создания малых партнерств позволяет анализировать то, как рабочие и управляющие распределяются по различным фирмам. Рассмотрение развода в качестве обоюдного решения, основанного на информации, полученной во время совместной жизни, способствует тому, что в исследованиях о прерывании отношений между фирмами и рабочими на рынке труда различие между добровольными и вынужденными увольнениями оказывается сглаженным и подчеркивается роль информации об условиях и производительности труда, накапливаемой за время пребывания на рабочем месте. Выбор, осуществленный семьями, необходимо учитывать и в других разделах экономической науки.
2.4 Рациональное поведение в коллективе
Ранее было сказано, что человек не может жить без общества себе подобных. Из этого следует, что нельзя оставлять без внимания как поведение человека внутри коллектива, так и поведение коллектива как единого целого, ведь на практике зачастую люди представляют не столько личные, сколько групповые (коллективные) интересы. По какой причине люди так поступают? Если считать, что их поведение носит рациональный характер, то напрашивается вывод, что действия в коллективе представляются индивидам более эффективными, нежели поодиночке.
В теории и на практике свою эффективность доказывают малые группы, для которых характерны непосредственные личные контакты и определенные эмоциональные отношения между участниками. В малой группе каждый индивид осознает значимость своих усилий в работе ради общего дела и осознанно стремится к повышению производительности своего труда. Это одна из главных причин, по которым руководство большой группы (например, крупной компании) стремится разделить ее на более мелкие внутренние (комитеты), которые в свою очередь играют решающую роль в функционировании и деятельности этой группы. Наиболее в этом плане эффективен федеральный тип группы, в которой каждая из малых групп имеет причины воссоединяться с остальными. Как отмечает американский экономист М. Олсон, человеком в группе руководят не только экономические, но и социальные мотивы. В данном случае есть вероятность возникновения столкновения экономических и социальных мотивов. Группа может выиграть экономически, потерпев при этом поражение в социальном плане. Например, все участники группы являются хорошими знакомыми (друзьями), и для повышения эффективности группы возникает острая необходимость в исключении одного из участников. В результате личные отношения могут ухудшиться, но оставшиеся участники коллектива получат дополнительную экономическую выгоду. Помимо этого Олсон также утверждает, что для эффективной деятельности субъектам группы необходима социальная мотивация, чтобы они вносили вклад в достижение общегрупповых целей. Даже если индивиду группы приходится жертвовать своими собственными интересами, он не станет вносить вклад в обеспечение коллективного блага, если его вклад не будет замечен всеми. Поведение индивида может быть сугубо эгоистичным или обладать долей альтруизма, но в любом случае оно должно быть рациональным, то есть цели должны достигаться эффективными методами в каждом конкретном случае.
2.5 Психологические мотивы
В монографии «Безрадостная экономика», точно характеризуемой подзаголовком «Исследование человеческого удовлетворения и потребительской неудовлетворенности», экономист Т. Скитовски занимается исследованием принципа суверенитета потребителя: он сравнил понимание экономистами рационального поведения потребителей со свидетельствами бихевиоризма в психологии и, сопоставив эти оценки, пришел к выводу, что экономистам следует кое-чему поучиться у психологов, то есть к тому, что экономисты всегда отрицали. В своей книге Скитовски утверждал, что во многих случаях поведение потребителей можно объяснить, только предположив, что хозяйственный человек страстно стремится к новизне и разнообразию и готов за них платить: он не просто удовлетворяет определенные желания, но активно ищет новых стимулов и нередко жертвует своим комфортом (и доходом), чтобы получить товары и услуги, которых он раньше не имел.
Основная идея экономики заключается в том, что потребитель сам знает, что ему нужно, и что экономическая система действует лучше всего тогда, когда удовлетворяет желания потребителя, которые проявляются в его поведении на рынке. Возможно, основная причина, почему мы считаем, что сам потребитель лучше всех может оценить свое благополучие, состоит в том, что в ином случае возникает явно неразрешимая проблема. Огромное количество экспертов учат потребителя, как ему организовать его собственный бюджет, что для него хорошо и что плохо. Однако экономисты твердо уверены, что он и сам знает, как это сделать. Это кажется не совсем правильным, и мнения по поводу способности потребителя самому разобраться в своем бюджете разноречивы. Однако еще более важным и очевидным является то, что невозможно найти объективным способом выработанный образец расходования средств, поскольку любая норма, даже выведенная специалистами, неизбежно будет иметь произвольный характер. Можно принять во внимание мнение и профессиональные знания специалиста об улучшении домашнего хозяйства, либо о покупке лучшей еды, либо деликатесов на данную сумму, но нет объективных и универсальных стандартов, определяющих, как лучше разделить бюджет между конкурирующими статьями расходов: пища, домашнее хозяйство, одежда, или как наилучшим образом поделить свои средства на приобретение насущно необходимого и на радости жизни.
Вторым возможным источником нерационального поведения потребителя может быть случайный конфликт между инстинктом и удовольствием. Инстинктивное поведение не всегда приносит величайшее удовольствие, и если это так, то для получения большего удовлетворения требуется идти против своих инстинктов, проявляя самодисциплину и искушенность в житейских делах. Потребитель имеет выбор между удовольствием и комфортом, он зачастую не может сделать рациональный выбор, потому что и его инстинкт, и все современное общество склоняют его к выбору комфорта как более легкой альтернативы, а не к удовольствию, что может потребовать дисциплины, искушенности и предусмотрительности.
Глава 3. Особенности рационального экономического поведения в России
3.1 Переходная экономика: поведенческие аспекты нестабильности
Вступив в конце XX века на новый путь развития, Россия столкнулась с большим количеством до этого не возникавших проблем. Произошла резкая смена ценностей и норм, представлений о степени важности тех или иных благ. Новые ценности во многом противоречат исторически сложившейся сущности российского менталитета. Противоречия приводят к деформации, деструктивному экономическому поведению людей, процесс выбора становится непредсказуемым, что неприемлемо для экономического анализа. Чтобы экономическая трансформация страны проходила успешно, необходимо грамотно оценивать и учитывать ее специфику, ее национальное хозяйство, особенности психологического склада людей.