Что означает разделить по составу
Как разобрать слово по составу – объясняю порядок разбора и комментирую сложные случаи, на которых постоянно ошибаются ученики
Выделить окончание, потом основу, корень, приставку и суффиксы. На деле все сложнее, поэтому давайте разбираться.
Чтобы разобрать слово по составу, надо выделить все морфемы, которые в него входят. В теории это кажется очень простым, но на самом деле при разборе возникает куча трудностей. Я постараюсь описать порядок разбора и параллельно буду давать советы и рекомендации, которые помогут вам не ошибиться.
Вот на этой картинке я показал, как надо выделять каждую морфему: приставку (красным), корень (синим), суффиксы (желтым), окончание (коричневым), постфикс (розовым), основу (фиолетовым).
Запомните это и пойдем дальше – к процессу разбора.
Окончание
Теперь пошли лайфхаки.
Если слово никак не изменяется, то окончания у него нет. Депо, кино, ножницы – как не изменяй, всегда депо, кино и ножницы. Пальто, очки – то же самое. У подобных слов вы окончания просто не выделяете.
Если окончания нет, но при изменении вашего слова оно появляется – значит оно нулевое. Чтобы показать нулевое окончание – просто нарисуйте пустой квадрат. Например, в слове «друг» – нулевое окончание. «Сказал» – тоже нулевое. Окончания появятся, если мы будем изменять эти слова: «друга», «сказали».
Идем дальше. Если у вас в окончании есть гласные, которые обозначают два звука, то есть «й» и еще какой-то – поизменяйте слова и послушайте, пропадает ли «й». Например: «вдохновениjэ», «вдоховениjу», «вдохновениjа». Видите, «й» никуда не пропадает. Значит он не в окончании.
В таких случаях надо поделить окончание посередине пунктирной линией и показать, что в нем два звука – «й» (более правильно – «j») и еще какой-то. Затем нужно выделить второй звук в окончание, а первый вообще не трогать.
Наречия – неизменяемые слова. Деепричастия – тоже неизменяемые. Поэтому у них окончаний никогда нет. Деепричастие можно узнать так – к нему одновременно задаются два вопроса: как, что делая. Например: Я ел (как? что делая?) слушая Познера. Слушая – деепричастие.
Вот с наречиями сложнее. Прочитайте мою статью на эту тему, потому что вам надо научиться отличать наречия от прилагательных. Это обязательно надо сделать, иначе будете ошибаться вплоть до ЕГЭ в 11 классе.
«Ть» у глаголов – всегда окончание. Но есть некоторые школьные программы, например программа Бабайцевой, где это суффикс. Спросите у своего учителя и выделяйте так, как она прикажет.
«Чь» в глаголах – часть корня. Поэтому в словах «беречь», «печь», «мочь», «стеречь» корнем будет все слово.
Как запомнить, что «чь» – часть корня
Не знаю, как помочь Вам это запомнить, но смотрите, тут дело вот в чем. Раньше у этих слов было окончание «ти», а потом оно отпало. Древнерусские формы этих слов: пекти, стерегти, берегти.
То есть окончание тут именно «ти», но у вас его нет, поэтому вы его не выделяете. Вы выделяете все слово как корень.
Надеюсь, кому-то это поможет не ошибиться.
Всё, с окончаниями закончили.
Основа
Сразу подчеркивайте все то, что остается после окончания, как основу.
Важный момент тут вот какой. Постфиксы «ся», «то», «либо», «нибудь» тоже входят в основу, хотя часто стоят после окончания. В этом случае вам надо основу прервать на окончании, а потом продолжить.
Больше с основой слова сложностей никаких не возникает, все просто.
Корень
Вы наверняка помните, что для его выделения надо «подбирать однокоренные слова». В принципе, да. Давайте найдем корень у слова «подводный»: водный, вода – корень «вод».
Тут надо учитывать одну тонкость. Корень должен сразу вызвать у вас в голове образ того, о чем говорится. То есть вы должны по корню легко понять лексическое значение слова.
Вот разбираете вы «квартиру». Что это такое? Это часть многоквартирного дома, где живут люди. Какой тут корень? «Квартир». Вы его произнесли и сразу себе представили, например, однокомнатную квартирку.
А почему корень не «кварт»? Потому что: кварт, кварты, квартов, квартами – что это такое? О чем вы думаете, когда произносите эти слова? Ни о чем. Не о квартире точно. Значит, «кварт» тут никак не может быть корнем. В корне всегда заключено лексическое значение слова, и если оно в голове у вас не всплывает, значит, вы корень нашли неправильно.
Когда выделите корень, попробуйте поизменять его, например, по числам, падежам. И посмотрите, что будет «всплывать» у вас в голове.
Какой корень в слове «богатый»? «Богат» или «бог»? Когда я произношу «богат», у меня ассоциация сразу с богатством, с богатыми, с богачами. Я сразу улавливаю лексическое значение.
А если я начну изменять слово бог? Боги, богам, о богах, с богами – я начинаю думать о Боге – то есть о Творце, Всевышнем. Никакой связи с богатством нет.
Вывод – корень «богат».
По этой же причине в слове «работа» корень «работ», а не «раб». Работа сейчас уже не то же самое, что удел рабов.
Приставка
Это то, что всегда располагается перед корнем. Приставки почти всегда одинарные, но иногда бывают двойные, например: «перезаписать». Тут приставка «пере» и «за», корень – «запис».
Разделительный твердый знак всегда относится к приставке. Например, в слове «въезд» вы должны выделить приставку «въ».
Суффикс
Вот тут сложнее всего. Суффикс находится после корня, но иногда он один, а иногда нет. И дети не знают, как правильно выделять.
Чтобы это сделать, надо запоминать «популярные» суффиксы. Например, суффикс основы инфинитива – тот, который стоит перед окончанием «ть»: «играть» – корень тут «игр», а суффикс – «а». Поэтому в слове «играя» два суффикса – «а» и «я».
«Ений» – суффикс, с помощью которого от глагола образуются существительные. Например: потепление, вдохновение, измерение, оледенение. Обратите внимание, в окончании йотированная буква, поэтому мы ее делим пунктиром, гласный звук убираем в окончание, а «й» оставляем суффиксу.
«Тель» – суффикс, который обозначает человека, выполняющего какую-то профессиональную деятельность: учитель, строитель, потребитель, хранитель и пр. Давайте разберем слово «учитель» – «тель» – суффикс, обозначающий человека по профессии, «и» – глагольный суффикс (потому что в инфинитиве «учить» он стоит перед «ть»), корень «уч».
Постфикс
Он выделяется так же, как суффикс, но, в отличие от суффикса, стоит всегда после окончания. Чаще всего встречаются такие постфиксы как:
Самая важная рекомендация
Гуглите каждое слово. Пишите, например: «намурлыкаться морфемный разбор» – и смотрите, какие морфемы в слове. Это надо делать, потому что морфемику и словообразование дети в школе знают чудовищно плохо. Но если будете постоянно сверяться со справочниками и интернетом – вам будет проще запоминать основные морфемы и разбирать слова правильно.
И еще. Смотрите не только морфемы, но и способы словообразования. Выясняйте, как конкретное слово появилось в языке. Если запомните основные принципы словообразования – меньше будете делать ошибок в морфемном разборе.
Полезные материалы по теме
Пробегитесь еще раз глазами по статье и прочитайте те тексты, на которые я ссылаюсь. Статьи относительно небольшие, я в каждой из них даю советы о правильном выделении морфем.
Подпишитесь на мою рассылку. О русском языке можно писать бесконечно, поэтому в ближайшее время о нем выйдет много новых статей. Я постараюсь сделать их максимально полезными и простыми, чтобы понятно было и школьникам, и родителям, которые учат уроки со своими детьми.
Посмотрите мои подборки с курсами по русскому. Их на данный момент три: для подготовки к ВПР во всех классах, подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Я надеюсь, вы сможете там найти для себя классный курс и будете тратить в разы меньше денег на репетиторов. Еще я там даю несколько бесплатных электронных книг и справочников для скачивания. Я подбирал их лично, они все очень хорошие.
Из учебников я вам очень рекомендую вот этот: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Это учебник Бабайцевой. Он хорош тем, что в нем собрана вся теория русского и все правила, которые изучаются в 5-9 классе. Это самая лучшая книга для подготовки к экзамену.
Материалы там могут немного отличаться от вашего школьного учебника. Например, у вас может быть сказано, что «ть» окончание, а у Бабайцевой – суффикс. У вас причастия могут быть отдельными частями речи, а у Бабайцевой – формами глагола. Но вот эти лингвистические тонкости на экзамены вообще никогда не выносятся, поэтому просто не думайте о них. Книга отличная.
Заключение
Я постарался объяснить вам, как разбирать слова по составу. Это бывает трудно, но надо регулярно практиковаться, чтобы делать меньше ошибок.
Напишите, пожалуйста, в комментарии, понравилась ли вам эта статья. Скажите мне о ее недостатках, чтобы я мог их оперативно подправить.
Я желаю вам удачи, хороших оценок и высоких баллов. Ну и просто счастья по жизни.
Разбор слова по составу
Разобрать слово по составу − значит указать, из каких частей оно состоит. К значимым частям слова (морфемам) относятся:
Приставка − значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
Лететь − вы лететь, пере лететь, при лететь, у лететь.
Основа − это часть слова без окончания, в которой заключено его лексическое значение. Основа слова включает в себя корень, а также приставку(-и) и суффикс(-ы) (если они есть).
Если слово не изменяется, то у него нет окончания и всё слово составляет основу. Например, при разборе по составу неизменяемого существительного «пони» получаем: корень − пони, окончания нет, основа слова − пони.
Порядок разбора слова по составу
а) задать вопрос;
б) определить, что означает слово.
а) отделить часть слова перед корнем;
б) образовать другие слова с этой частью;
в) проверить, действительно ли этот отрезок — одна приставка (получается ли целое слово, если убрать приставку — часть слова, стоящую перед корнем);
г) отделить значимую часть (или части) перед корнем. Это и есть приставка (или приставки). Обозначить приставку условным значком: -.
Образец устного разбора слова по составу
На придорожной 2 траве блестят росинки.
Читайте также другие темы раздела «Русский язык для начальной школы»:
Морфемный разбор слов
Разобрать слово по составу или сделать его морфемный анализ означает указать, из каких морфем оно состоит. Под морфемой понимается минимально значимая часть слова.
В русском языке существуют следующие морфемы:
Каждая часть слова имеет графическое обозначение. Посмотреть, как обозначаются части слова, можно в учебнике по русскому языку, в морфемном словаре или в Интернете.
Правила и исключения при разборе по составу
Разбор слова по составу онлайн несложен, если знать правила, по которым он делается. На начальном этапе можно пользоваться морфемно-орфографическим словарем — он поможет не делать ошибок.
Обязательно в слове должен присутствовать только корень — один или несколько. Слов без корня не бывает. Не бывает слов и без основы. А вот слова без суффиксов, приставок или окончаний очень даже бывают. Этому не стоит удивляться.
Часто бывает, что все слово представляет собой основу. Так бывает, например, у наречий. Они относятся к неизменяемым частям речи. Слово «быстро» не имеет окончания («о» в слове — это суффикс), а потому все слово будет основой.
В проведении морфемного анализа ученику поможет словообразовательный словарь Тихонова. Этот учебник содержит информацию о составе 100 тыс. слов русского языка. Словарем удобно пользоваться, и в период обучения в начальной школе он должен стать твоей настольной книгой.
Тем же, кто обладает навыками работы в сети Интернет, будут полезными ресурсы, на которых можно сделать морфемный разбор слова онлайн. Тренируйся, если занятий в школе на уроках русского языка тебе недостаточно.
Краткая шпаргалка (план) по морфемному разбору слов
Морфемный разбор состоит из следующих этапов:
Примеры морфемного разбора
Для примера ниже подобраны слова с наиболее интересными вариантами разбора по составу: кляузничать, срываться, поозорничать, скопиться, денационализироваться, срядиться, умыкаться, сдаваться, сравниваться, стираться, для выполнения разбора других слов воспользуйтесь формой поиска.
Разбор слова по составу онлайн
Правильно разобрать слово по составу — легко, главное соблюдать принцип «матрешки». Данный принцип означает то, что, разбирая слово очень важно учитывать, что один слог или буква может быть только одной частью. Постепенно, как бы снимая одежки, вы придете к окончанию разбора. Методом исключения очень легко пользоваться, в том числе в случае морфемного анализа.
Существует общепринятый порядок разбора слова, который поможет разобрать любое слово:
Удостовериться в верности разбора поможет морфемный словарь, для этого необходимо выбрать дополнительное слово с аналогичным составом.
Как узнать строение слова?
Строение слова возможно узнать при разборе его по составу, который называется морфемным анализом. Морфема — это наименьшая значимая часть словоформы.
Разберем на разберем на примере какие части бывают у слова:
Разберем на примере:
В русском языке существуют слова, состоящие из корней:
только из него: кот, лес, крот, рот;
из двух: пешеход, самоход, самовар, телефон;
Из трех: электроаппаратостроение, хромолитограф, биогеохимический.
Из четырех: биомагнитогидродинамика.
Суффикс — Морфема, стоящая сразу за корнем, являющаяся словообразовательной частью. Она присутствует не во всех словах. Эта часть обозначается крышечкой вверху слова.
Разберем на примере:
Существуют случаи, когда в слове присутствуют несколько суффиксов:
Один: чемоданчик, футлярчик, портфельчик;
Два: сыроватость, брезгливость, высказывание;
Три: бесхитростность, хранилище, сеялка.
Приставка — Морфема, находящаяся до корня, являющаяся словообразовательной частью. Она присутствует не во всех словах. Эта часть обозначается лежащей буквой «Г» вверху слова.
Разберем на примере:
В русском языке существуют слова, состоящие из приставки:
Окончание — Морфема связующая слова в речи благодаря своей изменчивости. Эта часть обозначается рамкой, окружающей окончание.
Разберем на примере:
Слово может быть с окончанием:
Порядок разбора слова по составу
Окончание в составе слова
Окончание поможет понять род, число, лицо и падеж слова.
Разберем на примере: ваза — вазы — вазу.
Окончание никогда не участвует в словообразовании, оно применяется при изменении форм одной словоформы.
Род, число, падеж. В словах, имеющих окончание с помощью его определяются данные признаки (к ним относятся: существительные, прилагательные, причастия, отдельные местоимения, отдельные числительные);
Падеж — Определяется с его помощью у определенных местоимений и числительных;
Лицо, число — Определяется у глаголов за исключением прошедшего времени;
Род, число — Определяется исключительно у глаголов прошедшего времени.
Нулевое окончание бывает у:
4. В большинстве случаев окончание расположено в самом конце слова после всех морфем.
Однако существуют исключения:
Виды разборов
В русском языке существуют множество анализов слова по различным признакам, необходимых для различных целей. Для понимания в чем у них отличая друг от друга разберем их на примерах:
Фонетический разбор
При фонетическом разборе — разбираемая часть разбирается на звуки и определяются их характеристики.
Разберем на примере слова подъезд
ударение: подъе́зд
Слоги: подъ—езд (2 слога)
Можно перенести как: подъ—езд, по—дъезд.
Фонетическая запись: [падй’эзт]
Подробный анализ звук и букв:
Буква | Звук | Характеристики звука |
п | [п] | согл., глух. парн., тв., шумный |
о | [а] | гласн., безуд. |
д | [д] | согл., зв. парн., тв., шумный |
ъ | — | не имеет звука |
е | [й’] | согл., звонк. Непар., мягк. |
[э] | гласн., уд. | |
з | [з] | согл., зв. парн., тв., шумный |
д | [т] | согл., глух. парн., тв., шумный |
Количество букв и звуков: Из сделанного выше разбора делаем вывод, что данное слово имеет семь букв и семь звуков. Буквы: две гласных, четыре согласных, одна не означает звука. Звуки: два гласных, пять согласных.
Разбор слова по составу (морфемный анализ)
Главной задачей морфемного анализа — разбор слова на его составляющие минимальные составляющие (морфемы).
Разберем на примере:
Морфологический разбор имени существительного
Разберем на примере: Кошка ходит по дому
Пост. признаки: нариц., одуш., женск. р. 1-е скл.;
Непост. признаки: Им. П, ед. ч.
3. подлежащее
Морфологический разбор глагола
Разберем на примере: Кошка ходит по дому
Пост. признаки: 2-е спряжение, непереходный, несов. вид;
Непост. признаки: изъяв. накл., ед. ч., Н.В., 3-е лицо.
Морфологический разбор имени прилагательного
Разберем на примере: Красивая девушка идет неспеша в сторону деревни.
Пост. признаки: качественное;
Непост. признаки: Им. П, ед. Ч. Женск. р., полная форма.
Морфологический разбор имени числительного
Разберем на примере: Три кота шумно играют:
Пост. признаки: количественное, простое;
Непост. признаки: Им.П..
Морфологический разбор наречия
Разберем на примере: Три кота шумно играют:
Морфологический разбор причастия
Разберем на примере: Пишущий редактор сайта
Пост. признаки: настоящее время, действительное, несовер. вид;
Непост. признаки: Им. П, ед. Ч. муж. р., полная форма.
Разберем на примере: Увлекшись игрой Аня не заметила подкрадывающуюся опасность:
Неизменяемая форма, соверш. вид, прошедшее время;
Морфологический разбор предлога
Разберем на примере: Котенок у кошки
Морфологический разбор союза
Разберем на примере: Иван да Марья
Морфологический разбор частицы
Разберем на примере: Даже она не знала, что с этим делать:
Синтаксический разбор простого предложения:
Пастух вел стадо в сторону деревни
Синтаксический разбор сложного предложения:
Я поставила корзинку и увидела, что вся она заполнилась жучками.
Лексический разбор слова
Образец лексического разбора слова.
Закончив вышивать свой платок, она принялась помогать другим девочкам в классе.
Орфографический разбор
Срубле(н/нн)ое дерево л…жит поперек дороги.
Срубленное — правописание суффиксов причастий.
Лежит — проверочное слово лежа.
Что нужно учитывать, чтобы не делать ошибок в разборе слова по составу?
Чтобы не совершать ошибок важно знать и понимать значение слов и морфем. Если есть сомнения, то необходимо найти слова с аналогичным корнем и проверить правильность обозначения морфем.
Однако сейчас можно проверить себя или выполнить задание, которое вы непоняли с помощью онлайн сервисов, которые помогут вам в разборе любого слова. Достаточно просто вбить интересующее вас слово в поисковую строку и нажать поиск, через несколько мгновений на экране монитора уже будет полный анализ, который позволит вам понять правильность разбора слова.
Значение слова «разделить»
1. (несов. разделять и делить). Произвести деление чего-л. на части, распределить по частям. Разделить яблоко на пять частей. Разделить землю на участки. Разделить книгу на главы. □ Рогов разделил рабочих на две колонны. Ажаев, Далеко от Москвы. || Поделить собой на части. Утепленное здание сарая было разделено сенями на две половины. С. Антонов, Поддубенские частушки. || Распределить, дав каждому часть. — Видно, ни мне, ни ему не владеть этим кладом. Так и быть: возьмите его себе и разделите полюбовно. Пушкин, Кирджали. Анна Игнатьевна бережно разделила между ними [девочками] супное мясо. Каверин, Перед зеркалом.
2. (несов. разделять). Отделить, разъединить чем-л. одно от другого, одну часть от другой. Тут разделил он суковатою палкою куст терновника, и перед ними показалась избушка. Гоголь, Вечер накануне Ивана Купала. И наряден он необычайно, смазал себе чем-то кудри и причесал, разделив их глубоким, прямым пробором. М. Горький, Жизнь Клима Самгина. || перен. Лишить связи, общения с кем-л., сделать далекими, чуждыми друг другу. [Кн. Андрей Шуйский:] Ведь это он недаром учинил: Он разделить хотел с народом нас! А. К. Толстой, Царь Федор Иоаннович. || Отделить, разъединить собой одно (одного) от другого. [Пискарев] отправился вслед за нею; но толпа разделила их. Он уже не видел сиреневого платья. Гоголь, Невский проспект. Сельцо приютилось между двух высоких гор, разделенных узким ущельем. Скиталец, Октава.
3. (несов. разделять и делить). Дать кому-л. часть чего-л. своего, поделиться чем-л. с кем-л. — Добрую сигару я отдам приятелю; стакан вина разделю с ним же! Салтыков-Щедрин, Сатиры в прозе. || Принять участие вместе с кем-л. в чем-л. На приглашение Берсенева разделить с ним его трапезу [Инсаров] отвечал, что он не отказывается обедать с ним сегодня. Тургенев, Накануне. || Пережить, испытать вместе с кем-л. (какое-л. чувство, состояние). Как бы мне хотелось увидать вас, разделить ваше горе! Каверин, Два капитана. — Мой папа тоже погиб на войне, — сказала девочка, как бы желая разделить с женщиной ее потерю. Лидин, Завет.
5. (несов. делить). Мат. Произвести действие деления (в 3 знач.). Разделить четыре на два.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
РАЗДЕЛИ’ТЬ, елю́, е́лишь (ели́шь устар.), сов. (к разделять). 1. что или что на что. Произвести деление чего-н. на части. Р. область на районы. Р. поле на участки. Р. книгу на главы. Р. отряд на группы. 2. кого-что или кого-что между кем-чем. Распределить, дав каждому часть. Р. наследство. Р. доход между участниками. Р. работу. Р. выигрыш. 3. что. Произвести действие деления над какими-н. числами (мат.). Р. десять на пять. 4. перен., что. Отделить что-н. от чего-н., разъединить. Ветер разделил облака. || Находясь между чем-н., разъединить, разобщить. Река разделила эти области. 5. перен., кого-что. Породив разномыслие, разъединить, сделать далекими, чуждыми друг другу (книжн.). Вопрос разделил собрание на две группы. Различие во вкусах разделило бывших приятелей. 6. что с кем. Поделить с кем-чем-н. Я разделю с ним последний кусок хлеба. 7. перен., что или что с кем. Испытать, пережить (какое-н. чувство) вместе с кем-н., принять участие в чем-н., испытываемом или
Моей судьбы не раздели́шь со мною. Пушкин. Р. с кем-н. радости и печали. Р. ложе с кем-н. Р. труды. 8. перен., что. Подвергнуться тому же, испытать то же, что и другой (книжн.). Поляки и немцы во время наполеоновского нашествия 1812 г. разделили судьбу всей французской армии. Р. чью-н. участь. 9. перен., что. Присоединиться к чему-н., чьему-н. мнению, выразить согласие, солидарность с кем-чем-н., иметь что-н. общее с кем-чем-н. (книжн.). Р. чью-н. любовь (ответить взаимностью).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
раздели́ть I
2. распределить что-либо между кем-либо или между чем-либо, давая, назначив каждому соответствующую часть
4. перен. испытать, пережить какое-либо чувство вместе с кем-либо, принять участие в чём-либо, испытываемом кем-либо или переживаемом другими
5. присоединиться к чьему-либо мнению, выразить согласие, солидарность с кем-либо или с чем-либо
раздели́ть II
1. создать промежуток или промежутки между кем-либо или чем-либо, отделить одно от другого
2. разъединить что-либо, оказавшись между кем-либо или между чем-либо
3. уничтожить, прервать существующие между кем-либо связи
раздели́ть III
1. матем. произвести арифметическую операцию деления
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова двухрядка (существительное):