Что означает реализация принципа законности в среде правосудия

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ЗАКОННОСТИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Принцип законности— это принятие только нормативно-правовых актов, соответствующих нормативно-правовым актам с большей юридической силой и с соблюдением процедуры, установленной для их принятия, а также неукоснительное и добросовестное исполнение и соблюдение Конституции РФ, законов и иных нормативных актов всеми государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими и физическими лицами.

В сфере правосудия принцип законностиозначает соблюдение и исполнение законов и иных нормативных актов в первую очередь судом. Суд вправе не применять законы и иные нормативные акты, противоречащие Конституции РФ.

Принцип законности обеспечивает прямое действие Конституции РФ при осуществлении правосудия. Значение принципа законности состоит в том, что он гарантирует соблюдение прав и свобод граждан, вовлеченных в сферу правоохранительной деятельности, обеспечивает назначение правоохранительной деятельности и служит условием реализации всех других принципов правосудия.

Законность является универсальным правовым принципом, относящимся не только к правосудию, но и к деятельности всех государственных органов. Это вытекает из конституционного положения (ст. 15) о том, что все государственные органы, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Ст. 120 Конституции РФ и ч.4 ст.1 ФКЗ «О статусе судей РФ» говорят о том, что суды подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. В соответствии с этим ст. 7 закона «О судоустройстве РСФСР» закрепила, что правосудие во всех судах РФ осуществляется в точном соответствии с законодательством. Данный принцип также закреплен в процессуальных законах (УПК, ГПК, АПК, КАС).

В соответствии с принципом законности суды обязаны соблюдать и иерархию законов. В случае коллизии норм законодательства суд должен руководствоваться сначала Конституцией РФ как основным законом, затем федеральными конституционными законами, а уже в последнюю очередь иными законами, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

Принцип законности правосудия требует, чтобы по каждому вынесенному судом приговору и решению была ссылка на соответствующую норму материального права и было мотивировано ее применение с учетом обстоятельств дела и характеристики его участников. Принимая решение (приговор) по уголовному делу, суды руководствуются нормами Уголовного кодекса РФ, и никакие другие законы и подзаконные акты не могут быть применены. По гражданскому (арбитражному) делу, кроме норм Гражданского (Арбитражного) кодекса РФ, суды применяют нормы других отраслей права (трудового, семейного, жилищного) и используют подзаконные акты, если они не противоречат закону.

В содержание принципа законности правосудия входит и требование точного соблюдения судами норм процессуального права. Здесь следует иметь в виду два обстоятельства. С одной стороны, только путем строгого соблюдения правил судебной процедуры всеми участниками судебного процесса суд может успешно выполнять правоохранительную функцию укрепления законности и правопорядка, с другой – именно с помощью установленных процедур суд получает объективные материалы для применения соответствующей нормы материального права и в итоге может вынести законное и обоснованное решение.

ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

1. Верховенство закона (обеспечивает иерархическую стройность системы нормативных актов, когда подзаконный правовой акт не противоречит закону)

2. Единство законности (предполагает её действие на всей территории государства);

3. Всеобщность законности (подразумевает её действие на всех лиц);

4. Целесообразность законности (способствует достижению целей государства и общества, которые выражаются в праве, в законе);

5. Равенство перед законом (предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам);

6. Гарантированность основных прав и свобод граждан (всеобщая защита индивида и необходимость обеспечения приоритета общегуманитарных ценностей);

7. Неотвратимость наказания за совершённое правонарушение (характеристика юридической природы законности).

Что означает реализация принципа законности в среде правосудия. Смотреть фото Что означает реализация принципа законности в среде правосудия. Смотреть картинку Что означает реализация принципа законности в среде правосудия. Картинка про Что означает реализация принципа законности в среде правосудия. Фото Что означает реализация принципа законности в среде правосудия

Что означает реализация принципа законности в среде правосудия. Смотреть фото Что означает реализация принципа законности в среде правосудия. Смотреть картинку Что означает реализация принципа законности в среде правосудия. Картинка про Что означает реализация принципа законности в среде правосудия. Фото Что означает реализация принципа законности в среде правосудия

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Что означает реализация принципа законности в среде правосудия. Смотреть фото Что означает реализация принципа законности в среде правосудия. Смотреть картинку Что означает реализация принципа законности в среде правосудия. Картинка про Что означает реализация принципа законности в среде правосудия. Фото Что означает реализация принципа законности в среде правосудия

Что означает реализация принципа законности в среде правосудия. Смотреть фото Что означает реализация принципа законности в среде правосудия. Смотреть картинку Что означает реализация принципа законности в среде правосудия. Картинка про Что означает реализация принципа законности в среде правосудия. Фото Что означает реализация принципа законности в среде правосудия

Источник

Принципы уголовного процесса Разумный срок уголовного судопроизводства

Принципы уголовного процесса Разумный срок уголовного судопроизводства

Действующим уголовно-процессуальным законодательством закреплены правовые идеи руководящего значения, которые определят построение всех стадий, форм и институтов уголовного судопроизводства, его наиболее существенные черты, характер и особенности, основные направления реализации и качества предварительного расследования, судебного разбирательства уголовных дел. Эти исходные, основополагающие правовые положения, принято именовать принципами уголовного процесса.

Принципы уголовного судопроизводства обладают следующими признаками, которые отличают их от других предписаний закона:

· Принципы закреплены в Конституции РФ и уголовно-процессуальном законе. Это означает их нормативно-правовой характер и придает им обязательную силу.

· Принципы обеспечивают единство судопроизводства по уголовным делам и служат гарантией законности деятельности его участников.

· Принципы действуют на всех стадиях уголовного процесса.

· Наиболее полно принципы раскрываются в стадии судебного разбирательства, именно в этой связи их называют и принципами правосудия.

· Нарушение принципов всегда рассматривается как нарушение уголовно-процессуального закона, влекущее отмену принятого решения.

Все принципы образуют систему. Хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, действуют они во взаимосвязи друг с другом. Каждый из принципов является гарантией осуществления других. Например, принцип презумпции невиновности гарантирует соблюдение принципа обеспечения обвиняемому, подозреваемому права на защиту. По своему существу принципы носят императивный, властно-повелительный характер, они содержат общеобязательные предписания, исполнение которых обеспечивается государством.

Законность, применительно к уголовному судопроизводству, означает требование осуществлять производство по уголовному делу в точном соответствии с предписаниями Конституции РФ, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации и федеральных законов. В соответствии с ч. 2 ст. 1 УПК соблюдение порядка уголовного судопроизводства обязательно для всех без 4 исключения судов, органов прокуратуры, предварительного следствия, дознания, должностных лиц, а также иных участников уголовного судопроизводства. Требования законности при производстве по уголовным делам распространяются на действия, решения и процессуальные документы, отражающие ход производства по уголовному делу. Нарушение порядка собирания, проверки, оценки доказательств влечет за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств.

В уголовном судопроизводстве данный принцип заключается в создании обстановки неотвратимости наказания за совершенное преступление и привлечении к уголовной ответственности виновных. Он выражается также в обязанности государственных органов и должностных лиц в пределах своей компетенции обеспечить охрану прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства. Защищая публичный интерес, уполномоченные органы и должностные лица осуществляют свои функции, независимо от воли отдельных организаций и граждан.

Принцип уважения чести и достоинства личности.

Принцип неприкосновенности личности.

В соответствии с этим конституционным принципом «каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность». В уголовно-правовом понимании суть этого положения в установлении юридических средств защиты от неправомерного применения таких мер, как арест, заключение под стражу и содержание под стражей. Меры эти допускаются, как правило, только по судебному решению. Без него разрешено лишь 5 задержание на срок до 48 часов. При характеристике рассматриваемого принципа уголовного судопроизводства важно учитывать и то, что незаконность заключения под стражу или задержания может стать одним из оснований для полного возмещения и (или) денежной компенсации причиненного вреда в порядке, предусмотренном ст. 133-138 УПК.

Принцип неприкосновенности жилища.

В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не может проникать в него против воли проживающих в нем лиц. Ограничение этого конституционного права возможно только, когда в конкретном федеральном законе определены обстоятельства, при которых какой-то компетентный государственный орган вправе проникнуть в жилое помещение без согласия проживающих в нем лиц, или когда такое проникновение разрешено постановлением судьи, вынесение которого допускается Законом об оперативно-розыскной деятельности либо УПК в связи с необходимостью выполнения оперативно-розыскных или следственных действий по выявлению и расследованию преступлений. Статья 12 УПК, в которой определяется содержание рассматриваемого принципа в сфере уголовного судопроизводства, исходит из того, что в ходе предварительного расследования возможны три вида следственных действий, связанных с проникновением в жилище, а именно: осмотр жилища, обыск и выемка в жилище, которые проводятся по правилам, установленным законом (ст. 176, 177, 180, 182, 183 УПК). Указанные следственные действия могут быть в порядке исключения осуществлены на основании постановления следователя без судебного решения лишь в случаях, не терпящих отлагательства, и с последующим соблюдением особых правил (ч. 5 ст. 165 УПК).

Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.

Уголовно-процессуальное законодательство РФ предусматривает широкие права участников уголовного процесса, однако для того, чтобы ими пользоваться беспрепятственно, необходимо участникам процесса, во-первых, знать предусмотренные законом права, обязанности и ответственность, во-вторых, иметь возможность эффективно отстаивать свои права. В связи с этим закон обязывает должностных лиц разъяснять права участникам процесса и выяснять, понятен ли им смысл и содержание этих прав и обязанностей; обеспечение возможности осуществления этих прав; предупреждение о возможных неблагоприятных последствиях, которые могут возникнуть в связи с реализацией некоторых конкретных прав, но и осуществление мер безопасности. Разъяснение прав и обязанностей должно производиться сразу после того, как конкретное лицо признается участником процесса (ст. 6 42, 49, 53-60, 92, 168, 169, 170, 172, 198, 199 и др. УПК). Разъясняются права, обязанности и ответственность на каждой стадии, так как правовой статус участника уголовного процесса может меняться.

Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

В дополнение к конституционному положению (ст. 23 Конституции РФ) о том, что ограничение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допустимо только по судебному решению, уголовно-процессуальное законодательство установило существенные гарантии, ограждающие от произвольного ограничения или ущемления названного права. Так в УПК РФ детально регламентируются порядок и условия принятия решений такого рода (ч. 1-4 ст. 165 и ч. 1-3 ст. 186 УПК) и процедура их реализации (ч. 5-7 ст. 186 УПК). Отступления от уголовно-процессуальных правил выполнения действий, ограничивающих рассматриваемое конституционное право, допускаются лишь в виде исключения и под жестким контролем судей и прокуроров (ч. 5 ст. 165 УПК).

Принцип осуществления правосудия только судом.

В ст. 118 Конституции РФ сказано, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом; судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом; создание чрезвычайных судов не допускается. Осуществление правосудия и иных полномочий при производстве по уголовным делам возлагается на систему судов, и подсудимый не может быть лишен права на рассмотрение его уголовного дела тем судом и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ и ч. 3 ст. 8 УПК). Никакие другие суды, государственные либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности.

Принцип самостоятельности судов, независимости судей, присяжных заседателей.

Самостоятельность судебной власти подкрепляется положением о независимости судей и присяжных заседателей и подчинении их при осуществлении правосудия только Конституции РФ и закону. Это положение требует создания таких условий, в которых суд смог бы принимать процессуальные решения по своему внутреннему убеждению без постороннего вмешательства. Исследование обстоятельств дела также должно проходить в обстановке, когда судей связывает только закон, когда выводы суда не зависят от какого бы то ни было давления.

Принцип равенства перед законом и судом всех участников уголовного процесса.

Равенство перед законом – это одинаковое применение положений, закрепленных в законодательстве, в том числе уголовно-процессуальном, ко всем государственным и негосударственным организациям, должностным лицам, гражданам и 7 другим лицам, которые вовлекаются в производство по уголовным делам в том или ином качестве. Суд, прокурор, следователь, дознаватель либо иной орган или должностное лицо, ведущее производство по уголовному делу, не вправе оказывать предпочтение или как-то ограничивать кого-то, ссылаясь на обстоятельства, отмеченные в ст. 19 Конституции РФ. Равенство перед законом означает также, что все участники, занимающие одинаковое процессуальное положение, пользуются одной и той же совокупностью прав и обязанностей. Для того чтобы возможность использования прав была реальной, закон устанавливает дополнительные гарантии лицам, которые по каким-то причинам не могут достаточно активно защищать свои права и интересы.

Принцип открытого судебного разбирательства.

Конституция РФ устанавливает: «Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом» (ч. 1 ст. 123). Содержание этого принципа необходимо рассматривать в двух аспектах. Вопервых, открытое разбирательство дел в суде означает, что в судебном заседании могут присутствовать любые лица, не участвующие в производстве по делу, достигшие определенного возраста и пожелавшие прийти на рассмотрение уголовного дела. Вовторых, открытое разбирательство дела предполагает возможность оглашения материалов судебного разбирательства.

Принцип языка уголовного судопроизводства.

Данный принцип отражает национально-государственное устройство Российской Федерации и служит гарантией национального равноправия граждан в уголовном процессе, свободного употребления ими родного языка. В ст. 10 Закона о судебной системе сказано, что судопроизводство в судах РФ ведется на русском языке – государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

Принцип презумпции невиновности.

В соответствии с принципом презумпции невиновности каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49 Конституции РФ и ч. 1 ст. 14 УПК). При этом неустранимые сомнения в виновности обвиняемого, подсудимого надлежит толковать в пользу обвиняемого.

Принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту.

Этот принцип закреплен в ст. 45, 48 Конституции РФ и ст. 16 УПК. Он имеет две взаимосвязанные стороны: право подозреваемого, обвиняемого, подсудимого на защиту и 8 гарантии осуществления данного права. Право подозреваемого, обвиняемого, подсудимого на защиту образует совокупность процессуальных прав, дающих им возможность защищаться от предъявленного обвинения, отстаивать иные права и законные интересы. Это право включает в себя права, регламентируемые рядом конституционных предписаний, предписаний, содержащихся в международно-правовых актах, в УПК, в иных федеральных законах, что соответствует положениям ч.2 ст. 45 Конституции РФ о том, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

Принцип состязательности и равноправия сторон.

В соответствии с ч. 3 ст. 123 Конституции РФ «судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон». Состязательным судопроизводство может считаться, когда участвующие в производстве по делу стороны в состоянии активно и на равных спорить, доказывать свою правоту, собирать и представлять доказательства, излагать свободно свои доводы, давать свое толкование фактов и событий, доказательств, связанных с рассматриваемым делом, соответствующих законов или иных правовых актов и тем самым помогать поиску правды, истины, обеспечению законности, обоснованности и справедливости акта правосудия.

Принцип свободы оценки доказательств.

Принцип обеспечения возможности обжалования процессуальных действий и решений.

В УПК РФ реализация возможности обжалования действий (бездействия) и решений суда, прокурора, следователя, органа дознания, дознавателя регулируется многими нормами. Значение этого принципа проявляется в том, что он позволяет исправлять судебные и следственные ошибки и восстанавливать нарушенные незаконными действиями и решениями должностных лиц, ответственных за производство по уголовным делам, права и интересы участвующих в уголовном судопроизводстве лиц.

Принцип участия граждан в отправлении правосудия по уголовным делам.

Правовым основанием этого принципа является ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, предусматривающая право граждан на участие в отправлении правосудия.

Принцип осуществления уголовного судопроизводства в разумный срок.

В соответствии с ч. 1 ст. 6.1 УПК РФ уголовное судопроизводство осуществляется в разумный срок. Уголовное судопроизводство осуществляется в сроки, установленные уголовно-процессуальным законом; продление этих сроков допустимо в случаях и в порядке, которые предусмотрены УПК РФ, но уголовное преследование, назначение наказания и прекращение уголовного преследования должны осуществляться в разумный срок (ч. 2 ст. 6.1 УПК РФ). Понятия «разумный срок уголовного судопроизводства» уголовно-процессуальный закон не закрепляет, однако из ч. 3 ст. 6.1 УПК РФ следует, что этот срок включает «период с момента начала осуществления уголовного преследования до момента прекращения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора». Для того чтобы определить разумность срока уголовного судопроизводства, ч. 3 ст. 6.1 УПК РФ предписывает учитывать такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность уголовного дела; поведение участников уголовного судопроизводства; достаточность и эффективность действий суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания, органа дознания, дознавателя, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования или рассмотрения уголовного дела; общую продолжительность уголовного судопроизводства. При этом в соответствии с.4 ст. 6.1 УПК РФ, обстоятельства, связанные с организацией работы органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, а также рассмотрение уголовного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в 10 качестве оснований для превышения разумных сроков осуществления уголовного судопроизводства. Основанием для проверки разумности срока уголовного судопроизводства может служить заявление заинтересованных лиц. Согласно ч. 5 и 6 ст. 6.1 УПК РФ в случае, если после поступления уголовного дела в суд дело длительное время не рассматривается и судебный процесс затягивается, заинтересованные лица вправе обратиться к председателю суда с заявлением об ускорении рассмотрения дела. Заявление об ускорении рассмотрения уголовного дела рассматривается председателем суда в срок не позднее пяти суток со дня поступления этого заявления в суд. По результатам рассмотрения заявления председатель суда выносит мотивированное постановление, в котором может быть установлен срок проведения судебного заседания по делу и (или) могут быть приняты иные процессуальные действия для ускорения рассмотрения дела. Аналогичное право предоставлено участникам уголовного судопроизводства и при возбуждении уголовною дела и его предварительном расследовании. При нарушении разумных сроков уголовною судопроизводства в ходе ею досудебной части участники уголовного судопроизводства, а также иные лица, интересы которых затрагиваются, могут обратиться к прокурору или руководителю следственною органа с жалобой, которая должна быть рассмотрена в порядке и в сроки, установленные ст. 124 УПК РФ (ч. 2 ст. 123 УПК РФ). Гарантией права на осуществление уголовного судопроизводства в разумный срок выступает право участников уголовного судопроизводства подать заявление в суд о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок. Это право может быть реализовано либо в течение шестимесячного срока со дня вступления в законную силу приговора или постановления суда, принятых по делу, либо другого судебного решения, которым прекращено уголовное судопроизводство; либо в период времени с момента истечения четырех лет от даты возбуждения уголовного дела до даты прекращения уголовного преследования или до вступления в законную силу обвинительного приговора суда при условии, что лицо обращалось в установленном порядке с заявлением об ускорении рассмотрения дела (ч. 6, 7 ст. 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение.

«Брошюра адресована гражданам для использования в защите своих прав и исполнении ими установленных законом обязанностей. Может представлять практический интерес для работников различных организаций, осуществляющих правовую пропаганду среди населения, а также студентов и преподавателей, принимающих участие в оказании бесплатной юридической помощи гражданам в действующих при вузах юридических клиниках».

Источник

Принцип законности в осуществлении правоохранительной деятельности на территории Российской Федерации

Что означает реализация принципа законности в среде правосудия. Смотреть фото Что означает реализация принципа законности в среде правосудия. Смотреть картинку Что означает реализация принципа законности в среде правосудия. Картинка про Что означает реализация принципа законности в среде правосудия. Фото Что означает реализация принципа законности в среде правосудия

Дата публикации: 18.12.2016 2016-12-18

Статья просмотрена: 2990 раз

Библиографическое описание:

Барова, Ю. Д. Принцип законности в осуществлении правоохранительной деятельности на территории Российской Федерации / Ю. Д. Барова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 627-629. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36820/ (дата обращения: 29.12.2021).

Актуальность выбранной темы обусловлена проблемой реализации принципа законности в деятельности правоохранительных органов на территории Российской Федерации. Данный принцип требует непрерывного контроля со стороны органов власти и необходим для реализации демократических прав и свобод граждан.

Ключевые слова: законность, право, демократия, правосудие, принцип

В настоящее время во всех сферах жизни общества можно встретить такие распространенные понятия как законность и правопорядок. Их значение очень велико в силу того, что именно они способны обеспечить систематическое и многостороннее функционирование государственных учреждений, органов, предприятий, общественных объединений. Именно принцип законности способен гарантировать необходимое соблюдение прав и свобод людей, проживающих на территории государства. В свою очередь обязанность по контролю за соблюдением законности лежит на Президенте РФ, Федеральном собрании, Конституционном суде и судах общей юрисдикции, Министерствах и ведомствах, органах субъектов Российской Федерации, а также на общественных организациях и гражданах. Закон определяет перечень государственных организаций и органов, осуществляющих правоохранительную деятельность.

Осуществление правосудия возможно только на основе Конституции РФ и нормативно-правовых актов, которые были приняты законодательными органами Российской Федерации, в том числе и ее субъектов. Применение разного рода нормативных актов зависит от сущности самого преступления. Если дело можно отнести к уголовному преступлению, то суды вынося приговор имею право руководствоваться только нормами Уголовного кодекса Российской Федерации. Вынесение решения по гражданскому делу в зависимости от его содержания опирается в этом случае не только на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, но и на иные отрасли права: трудовое, семейное или жилищное. Практикуется использование подзаконных актов, если их содержание не противоречит настоящему закону. Стоит отметить, что суд способен успешно выполнять правоохранительную функцию только с условием строгого соблюдения правил судебной процедуры, установленных законодательством Российской Федерации.

Чтобы разобраться в проблеме нарушения принципа законности в сфере деятельности органов исполнительной власти, следует понимать, что данное нарушение принципа может рассматриваться лишь со стороны уполномоченных лиц. К таким преступлениям относятся взятка, злоупотребление своими полномочиями, их превышение, безответственное отношение к своим обязанностям и прочее. На сегодняшний день еще не известно точных причин нарушения законности в правоохранительных органах. Вероятно, в сознаниях государственных служащих пока что не сформировался нравственный барьер, определяющий рамки дозволенных действий. Они определены законом Российской Федерации, но не привиты обществу с ранних лет.

Принцип законности правосудия — универсальный принцип. Его широкое и разностороннее содержание помогает формулировать и определять отдельные стороны других принципов правосудия.

Принцип законности- один из основных принципов законодательства и правосудия в Российской Федерации. В соответствии с которым противозаконность действия, определение меры наказания и других правовых последствий назначаются только в соответствии с законодательством РФ. Тема законности, являющаяся актуальной на протяжении всего существования и деятельности правоохранительных органов, не утратила интереса к обсуждению и на сегодняшний день.

Наша жизнь протекает в государстве с присущим ему демократическим режимом, а демократия невозможна, как известно, без соблюдения законности и правопорядка, так как законность является прямой противоположностью произвола, деятельности опирающейся не на нормы права.

На сегодняшний день именно закон является основным способом выражения народной воли, призванным защищать его права и интересы. Всеобщая система и порядок законодательных мероприятий имеет высокое значение для уровня юридического статуса человека и гражданина. Она существенно влияет на развитие демократии и служит ее гарантом. Собственно законность и призвана целиком исключать произвол и беззаконие, неминуемо гарантировать юридическую неприкосновенность личности. В настоящее время России, как никогда необходимы законность и правопорядок. Оттого что истинная картина такова: законов бесчисленное множество, а законности нет [3].

А ведь именно этот принцип способен гарантировать достойное существование общества и граждан, состоящих в нем. Опыт предыдущих лет и история доказывают, что одной силы для претворения в жизнь этих целей недостаточно. Еще юристы Древнего Рима пытались довести до всеобщего сведения свою мысль, заключавшуюся в провозглашении постулатов: «Государством должен править закон», «Закон превыше всего», «Закон выше любой должности». Все эти высказывания кроют в себе мудрость, опыт и глубокий смысл. Невозможно не согласиться с Платоном, считавшим, что в плохом государстве над всеми превозносятся правители, а в разумном — над всеми стоят законы. Закон по мнению древнегреческого философа должен ограничивать и власть правителей, и свободу подчиненных. С течением времени содержание принципа законности существенно изменялось в зависимости от существования в конкретной эпохе, имеющей свои особенные ценности, которые охранялись правом. Следует вспомнить времена, когда были случаи осуждения человека не только за его деяние, но и за мысли; когда закон и мера наказания зависели от принадлежности к определенному слою населения. Таким образом, в период средневековья лицо могло быть привлечено к уголовной ответственности на основании нормы, которая прямо не предусматривала его деяние. Круг деяний, которые рассматривались как преступления, был подвластен и расширялся судьей [2, с. 56].

Особо явно принцип законности находит свое применение в сфере управления и власти. Это обуславливается определенным набором причин:

Во-первых, сфера управления является крупнейшей из всех, что входят в деятельность государства, а также органов местного самоуправления. Реализуется важная деятельность по управлению экономикой, административным, социальным, политическим совершенствованием государства. Основным условием работы всех звеньев управленческой системы является строжайшее соблюдение законов.

Во-вторых, правоохранительная деятельность, реализуемая субъектами управления в результате осуществления своих функций и полномочий, обязательно сопровождается разработкой и принятием правовых актов. Данные акты могут видоизменять, прекращать, образовывать правовые отношения в рамках различных отраслей права.

Принцип законности включает в себя: единство законности на всей территории государства, неотвратимость обеспечения законности путем реализации юридической ответственности за нарушение закона, всеобщность и верховенство, признание прав и свобод человека высшей ценностью и их защиту. Определяют некоторые гарантии осуществления законности, то есть условия, факторы, средства, которые способны обеспечить функционирование принципа. Экономические, политические и другие условия жизни общества создают среду для функционирования права, определяя и особые средства для укрепления законности.

Компоненты принципа позволяют наиболее глубоко раскрыть его значение и социальную роль. Говоря о проблеме законности следует помнить, что не всегда эти элементы имеют место в нашей жизни. Права и свободы граждан, проживающих на территории Российской Федерации в значительной мере гарантировались раньше и гарантируются сейчас. Но эти гарантии действуют далеко не в отношении всех граждан. Данная проблема проявляется, в первую очередь, в гарантиях права на труд, отдых, социальное обеспечение, получение медицинского обслуживания и образования. В результате этого гарантии прав и свобод граждан России заметно ослабляются [1,с.30].

В чем заключается обеспечение законности? Обеспечение принципа означает своевременное обнаружение и предотвращение всяческого отклонения от требования законности деятельности правоохранительных органов и уполномоченных законом лиц; немедленное восстановление нарушенных законных интересов и прав; назначение наказания лицам, признанным законом виновными; профилактика подобного рода преступлений.

Таким образом, следует подвести итог в рассмотрении принципа законности. Законность является основным фактором прогрессивного развития и устойчивости общества. Как никакой другой правовой институт на протяжении всего времени существования имел не только теоретическое, но и социальное, практическое значение. От положения, меры понимания и осознания законности формируется уровень жизни граждан Российской Федерации. А граждане государства, как известно, также являются субъектами данного принципа наравне с государственным аппаратом, уполномоченными должностными лицами и общественными объединениями. А говоря об объекте законности мы должны иметь ввиду поведение юридически обязанных лиц, заключающееся в уровне сознания, видах проявления воли и содержании поступков. Сегодня именно этот вопрос как никогда актуален, так как затрагивает все сферы жизни и общество как никогда нуждается в законности в связи с активным развитием нормативно-правовой базы государства. Но в отсутствии совершенства можно найти и положительные стороны. Законность долгое время являлась причиной социального недовольства, ведущим за собой нарушение равновесия в мире. Само по себе развитие государства основано на противоборстве, а, следовательно, открывается дорога развитию производства и научно-технической сферы.

Первым шагом к решению этих проблем, возможно, станет желание видеть и признавать несовершенство государственного и общественного строя. Вторым шагом станет активная позиция государства, которая будет нацелена на неуклонное исполнение законодательства всеми. Следствием рассмотренных стадий станет невозможность в нашем государстве существования любых форм произвола и вседозволенности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *