Что означает референдум в российской федерации
РЕФЕРЕНДУМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Полезное
Смотреть что такое «РЕФЕРЕНДУМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в других словарях:
РЕФЕРЕНДУМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства… … Юридическая энциклопедия
Референдум Российской Федерации — всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум РФ наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. См. также: Референдумы… … Финансовый словарь
РЕФЕРЕНДУМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Порядок проведения Р. РФ определяется… … Юридический словарь
РЕФЕРЕНДУМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Р. РФ наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Порядок проведения Р. РФ… … Энциклопедический словарь экономики и права
референдум Российской Федерации — всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Порядок проведения Р. РФ определяется… … Большой юридический словарь
РЕФЕРЕНДУМ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место… … Юридическая энциклопедия
Референдум субъекта Российской Федерации — голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта Российской Федерации, по важным вопросам государственного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации,… … Российское избирательное право: словарь-справочник
Конституция Российской Федерации — Политика Портал:Политика Россия … Википедия
Кто назначает референдум в РФ: правовые основы
Одной из форм реализации граждан на право в выражении своего мнения и участии управления государством в Российской Федерации является референдум. Поговорим более подробно о том, кто назначает референдум в РФ, как его проводят и что он из себя представляет.
Кто назначает референдум в РФ?
Понятие и история
Понятие
Организацию государственного устройства нашего государства, а также способы управления им определяет его основной закон – Конституция. В соответствии с положениями ст. 3 этого нормативно-правового акта единственный носитель суверенитета и источник власти в России – ее народ.
Ни понятия власти, ни понятие суверенитета при этом Конституция не содержит. Правда, суверенитет расшифровывает Конституционный суд в своем постановлении от 07.06.2000 № 10-П по делу о проверке соответствия общефедеральной Конституции Конституции Республики Алтай. Впрочем, целостного определения Конституционный суд в этом постановлении не дает, а лишь перечисляет характерные особенности суверенитета. К ним он причисляет следующие:
По мнению Конституционного суда, все эти особенности в целом и образуют суверенитет, который формирует правовой статус российского государства внутри него самого и на международной арене. Каких-либо иных расшифровок понятия действующее законодательство и судебная практика не содержит.
Ст. 3 Конституции РФ
Что касается власти, носителем которой является народ, определение этого термина, очень часто встречающегося в основном Законе, тоже не содержит ни один нормативный акт. Однако ст. 3 Конституции указывает, каким образом народ свою власть реализует:
Справка. Что же такое референдум? Действующее российское законодательство до 2002 года не содержало его определения. Однако с принятием Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ под ним стали понимать форму демократии, представляющую собой непосредственное волеизъявление граждан государства по определенным вопросам в виде голосования, которая может быть проведена на общегосударственном, региональном или муниципальном уровнях.
Процесс голосования на референдуме мало отличается от процесса голосования на выборах
История в современной России
Референдум – относительно новый для России демократический институт. Ни в Российской Империи, ни в СССР он предусмотрен не был.
Справка. Впервые на территории нашей страны его провели 17 марта 1991 года. Тогда еще существовал СССР. Вопрос, поставленный перед голосовавшими, заключался в решении о сохранении единого государства или отделении союзных республик от РСФСР. Интересно, что действующим на тот момент советским законодательством процедура предусмотрена не была.
Референдум о сохранении СССР 17 марта 1991 года
После этого 25 апреля 1993 года был проведен еще один референдум – о доверии находившемуся на тот момент на должности Президента Борису Ельцину. В ставшей на тот момент самостоятельным государством РСФСР процедура также не была предусмотрена ни одним нормативным актом.
На законодательном уровне референдум закрепили с принятием 12 декабря 1993 года Конституции РФ. Процедура принятия стала третьим в истории страны референдумом, поскольку проходила в форме всенародного голосования. После принятия основного закона всенародное голосование не было организовано ни разу.
Впервые в истории России референдум был законодательно закреплен после принятия Конституции 1993 года
Какие вопросы решают на референдуме
Круг вопросов, которые решаются в ходе всенародного голосования, определен ст. 6 Федерального закона «О референдуме». В их число входят следующие:
Кроме того, на референдум могут быть вынесены и некоторые другие вопросы:
Эти вопросы выносят на референдум федерального уровня.
Если он проходит только на территории одного отдельно взятого субъекта федерации или муниципалитета, круг вопросов отличается:
Кто может инициировать
Инициировать проведение референдума может любое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации. При этом он должен быть:
Как только гражданин увидел потребность в проведении всенародного голосования, он должен создать инициативную группу. Она должна отвечать требованиям, установленным Федеральным законом «О референдуме». Главное из них – количество участников группы. Ниже представлена таблица, на которой схематически изображен состав группы и ее численность.
Таблица. Состав инициативной группы и её численность
Уровень | Группа |
---|---|
1 | Общая группа – требования к количеству не предъявляются |
2 | Группы второго уровня, образуемые в регионах – не менее 100 человек каждая |
При этом группы должны быть образованы не менее, чем в половине субъектов федерации. Таким образом, если учесть, что на сегодняшний день в РФ 85 субъектов, общая численность групп не должна быть меньше 430 человек.
Референдум регионального и муниципального уровня также вправе инициировать совершеннолетний дееспособный гражданин Российской Федерации. Правда, в этом случае отличаются требования к инициативной группе. В обоих случаях образуют всего одну группу. Ее численность составляет:
Кроме того, инициатива может исходить от:
Заседание Госдумы РФ
Что происходит дальше
Если инициатору голосования удалось собрать инициативную группу (или группы) в необходимом количестве, происходит следующее.
Заседание избирательной комиссии региона
Для проведения референдума необходимо собрать подписи
Заседание Центризбиркома РФ
Статья 23 Федерального закона «О референдуме в РФ»
Агитация
Как и при перед проведением выборов, перед проведением референдума закон допускает агитацию. Статья 60 Федерального закона «О референдуме» выделяет следующие типы агитации:
Встречи с гражданами в период агитации
Кто несет расходы
Расходы на создание инициативных групп и сбор подписей несут организаторы этих мероприятий. При этом они вправе привлекать пожертвования граждан и организаций. Непосредственно проведение голосования финансируется из Федерального бюджета.
7 референдумов, изменивших Европу
Как проходит референдум
Референдум проходит аналогично выборам. Для его проведения организуют избирательные участки, формируют избирательные комиссии, привлекают к участию в нем независимых наблюдателей для проверки законности действий должностных лиц и граждан, ответственных за регистрацию голосующих и подсчет голосов.
Справка. Как и в ходе выборов, голосование проводят в приспособленном для этого помещении. Оно обязательно должно быть оборудовано закрытыми кабинами. Для выражения своего волеизъявления гражданам предоставляют бюллетень.
Он должен содержать следующие реквизиты:
Бюллетени должны быть напечатаны на русском языке.
Бюллетень референдума 1993 года
Голосование проводят с 8-00 до 20-00 в день, назначенный Президентом. Об этом дне и месте проведения голосования население информируют посредством СМИ.
Голосование на референдуме
По завершении голосования избирательные комиссии на местах проводят подсчет голосов, после чего предоставляют результат в Центризбирком. Тот, в свою очередь, принимает решение в зависимости от итогов голосования. Может быть принято одно из двух решений:
По завершении голосования проводят подсчет голосов
Подведем итоги
Носителем власти в РФ является ее народ. Реализовывать свои властные полномочия он может через выборных представителей или на референдуме. Организовать последний вправе любой совершеннолетний дееспособный гражданин России. Для этого он должен собрать инициативные группы по 100 человек каждая не менее, чем в половине регионов страны и зарегистрировать их. После этого собирают подписи. В каждом регионе, где зарегистрирована группа, нужно собрать не меньше 50 000 подписей и предоставить их в Центризбирком. Если все прошло успешно, Центризбирком направляет результаты сбора Президенту, после чего тот проводит их дополнительную проверку назначает дату голосования. Само голосование проходит точно так же, как выборы.
О том как осуществляется назначение выборов Президента РФ вы можете узнать, прочитав статью на нашем портале.
Видео — Выборы и референдум
Референдум
Референдум – основы
Референдум — форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан, обладающих правом на участие в референдуме (активным избирательным правом).
В Российской Федерации существует возможность проведения референдума на трех уровнях:
Референдум местный (местный референдум) — референдум, проводимый среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.
Референдум Российской Федерации — референдум, проводимый среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Российской Федерации, а также граждан Российской Федерации, проживающих или находящихся за пределами территории Российской Федерации.
Референдум субъекта — референдум, проводимый среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории субъекта Российской Федерации.
Ограничения
Ограничения на вопросы референдума следующие (указанные вопросы на голосование не ставятся):
1. Местный референдум и референдум субъекта (ст.12 Закона 67-ФЗ):
1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
2) о персональном составе органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;
3) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
4) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
2. Референдум РФ (ст.6 ФКЗ от 28.06.2004 N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»):
1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;
2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
6) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
7) отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.
При этом, на местном референдуме могут рассматриваться только вопросы местного значения (ст.14—16.2 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). На федеральный референдум могут вноситься вопросы по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов (71—72 Конституции РФ). Вопросы регионального референдума — по остаточному принципу. Варианты ответов должны быть односложными («да» / «нет»).
Организация референдумов
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ
Для того, чтобы провести федеральный референдум нам понадобятся — инициативная группа и региональные подгруппы (Закон №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»).
Инициативная группа — это группа активных граждан, которые готовы организовать и провести референдум, региональная подгруппа — часть инициативной группы, которая базируется на территории одного субъекта.
В региональной подгруппе должно быть не менее 100 человек, проживающих в субъекте подгруппы. Первая подгруппа регистрируется в ЦИК субъекта и если регистрация прошла успешно, создаются подгруппы в не менее чем половине субъектов.
Перед регистрацией, проводится собрание группы с уведомлением о таком собрании избирательной комиссии региона (не менее чем за 5 дней до проведения). Результатом собрания будет протокол со следующими решениями:
1) об утверждении формулировки вопроса (вопросов) референдума;
2) об образовании инициативной группы по проведению референдума;
3) о назначении из числа членов региональной подгруппы уполномоченных представителей региональной подгруппы;
4) о создании региональной подгруппы.
К ходатайству о регистрации региональной подгруппы, подающегося в ЦИК субъекта, должны быть приложены:
1) протокол собрания региональной подгруппы, а также протокол регистрации участников референдума на собрании региональной подгруппы;
2) доверенности, оформленные на уполномоченных представителей региональной подгруппы;
4) письменные заявления членов региональной подгруппы о согласии быть членами инициативной группы по проведению референдума.
Из общего количества региональных подгрупп формируется инициативная группа. Инициативная группа должна содержать в себе не менее чем два миллиона граждан РФ (из них проживающих за границей не более 50 тысяч, в одном регионе не более 50 тысяч).
В ходатайстве инициативной группы указываются:
1) формулировка вопроса (вопросов) референдума;
2) наименования субъектов Российской Федерации, в которых зарегистрированы региональные подгруппы и на территориях которых предполагается сбор подписей участников референдума, наименования соответствующих иностранных государств.
К ходатайству инициативной группы прилагаются:
1) решения (оригинал или заверенная копия) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации о регистрации региональных подгрупп;
2) протокол собрания уполномоченных представителей региональных подгрупп и решения;
3) протокол (оригинал или нотариально заверенная копия) регистрации уполномоченных представителей региональных подгрупп при проведении собрания уполномоченных представителей региональных подгрупп;
5) доверенности, оформленные на уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума и на ее уполномоченных представителей по финансовым вопросам.
Ходатайство о регистрации инициативной группы должно быть подано в ЦИК РФ в течение двух месяцев с момента регистрации первой региональной подгруппы.
После регистрации инициативной группы начинается сбор подписей в поддержку референдума. Форма подписного листа приложена к ФКЗ №5-ФКЗ от 28.06.2004 «О референдуме Российской Федерации», срок сбора подписей будет указан в свидетельстве, выданном ЦИК по результатам регистрации.
После сбора подписей составляется протокол о результатах сбора подписей, подписные листы сброшюровываются по папкам (по субъектам) и документы подаются в ЦИК РФ.
После поступления документов в ЦИК, документы направляются Президенту для утверждения, а Президентом в Конституционный суд РФ для проверки на соответствие Конституции РФ.
День голосования по вопросу референдума назначается на воскресенье не ранее 60 дней и не позднее 100 дней с момента принятия решения о его проведении.
Стоит, наверное, сказать, что за всю историю Российской Федерации не проведено ни одного федерального референдума, хотя попытки были. Вспомнить, например, инициативу КПРФ о референдуме по оставлению границы пенсионного возраста, которую зарубил ЦИК РФ.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ, МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ
Технологии проведения региональных и местных референдумов не отличаются единообразием, поэтому необходимо руководствоваться региональным законодательством.
При проведении местного референдума следует руководствоваться: ст. 12—15, 32—38, 42, 44—56, 57—59, 75—79 Закона 67-ФЗ, ст.22 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местными актами.
По сравнению с федеральными референдумами, региональные и местные референдумы проводятся немного чаще, чем никогда. Можно вспомнить основные:
1. Тюменская область, где осенью 2001 года в 18 из 22 районов области успешно прошли референдумы по вопросу укрупнения муниципальных образований.
2. 8 декабря 1996 г. в Костромской области прошел первый в нашей стране региональный экологический референдум, на котором решался вопрос о согласии населения Костромской области с размещением и строительством атомной станции в Костромской области. Кстати, на момент написания этого тек ста в некоторых субъектах, в частности в Татарстане, реализуются инициативы о запрете строительства мусоросжигательных заводов. О результатах рассмотрения инициативы и проведения референдума говорить пока рано.
3. Верховный хурал (парламент) Республики Тыва одобрил проект новой Конституции и принял решение вынести его на всенародный референдум 6 мая 2001 года.
Можно сказать, что проекты основных законов субъектов и поправок к ним выводились на референдумы довольно часто, такие голосования прошли в Мордовии в 1997 году, в Удмуртии в 2003 году, в Чечне в 2003 году.
4. В 2003 году прошел референдум об объединении Пермской области и Коми-Пермяцкий АО в Пермский край.
Понятие и виды референдумов в РФ
Референдум – одна из высших форм непосредственного народовластия в РФ.
Референдум РФ – голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного и местного значения, основанное на всеобщем, равном и тайном голосовании.
В зависимости от содержания законопроекта, вынесенного на обсуждение в порядке референдума, выделяют референдумы: 1) конституционный; 2) обыкновенный.
В зависимости от времени проведения референдумы делятся на: 1) превентивный (дозаконо-дательный); 2) утверждающий (послезаконодательный).
По порядку проведения могут быть референдумы: 1) обязательные; 2) факультативные.
Виды референдума в зависимости от территории: 1) всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ); 2) референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом); 3) местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления).
Особенностью референдума РФ является то, что он проводится по особо важным вопросам для государства (принятие новой Конституции).
Порядок проведения всероссийского референдума устанавливается ФКЗ от 10 октября 1995 г. № 2-ФкЗ «О референдуме Российской Федерации» (с изменениями от 27 сентября 2002 г.).
Субъекты РФ вправе в своих конституциях (уставах) установить круг вопросов, подлежащих обязательному вынесению на референдум субъекта РФ, за исключением следующих вопросов, отнесенных к исключительной компетенции федеральных органов власти: 1) досрочного прекращения или продления срока полномочий органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, приостановления осуществления ими своих полномочий, а также проведения досрочных выборов в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления либо отсрочки этих выборов; 2) персонального состава органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления; 3) избрания депутатов и должностных лиц, утверждения, назначения на должность и освобождения от должности должностных лиц, а также дачи согласия на их назначение на должность и освобождение от должности; 4) принятие или изменение бюджета субъекта, исполнения и изменения финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования; 5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
Муниципальные власти вправе в своих уставах указывать перечень вопросов, по которым может проводиться местный референдум. К этим вопросам могут быть отнесены только вопросы местного значения.
Местный референдум проводится по вопросам, отнесенным к компетенции органов местного самоуправления законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.
Вопросы, вынесенные на референдум (общероссийский, субъекта РФ или местный), должны быть построены таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, т. е. на него можно было бы дать только однозначный ответ («да» или «нет»)