Что означает регулятивная функция
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Регулятивная функция
Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся культурная жизнь человека протекает с его участием в различных институтах. Каким бы видом деятельности ни занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области. Даже если какой-то вид деятельности не упорядочен и не урегулирован, люди немедленно начинают институционализировать его. Таким образом, с помощью институтов человек проявляет в социальной жизни предсказуемое и стандартизированное поведение. [1]
Регулятивная функция обеспечивает формирование целей, мотивов и программы поведения включенных в группу людей. В этом процессе осуществляется также взаимная стимуляция и взаимный контроль поведения. [2]
Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов мнений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. [3]
Регулятивная функция психики формируется путем адекватного психического отражения предметного мира в виде психического образа-цели и образа-объекта, оперативных концептуальных моделей. [4]
Регулятивная функция риска носит противоречивый характер и выступает и двух формах: конструктивной и деструктивной. Конструктивная форма регулятивной функции риска проявляется в выполнений роли своеобразного катализатора с его активностью, устремленностью к прогрессу, поиску новаторских решений. Это наглядно проявляется на примере венчурного капитала и деятельности инновационных банков. Деструктивный характер регулятивной функции риска связан с принятием и реализацией решений с необоснованным риском, с волюнтаризмом и авантюризмом. [5]
Регулятивные функции данного социального конгломерата ( масса) безусловно, очень важны и оказывают существенное влияние на развитие функциональной структуры сознания субъектов. Эти обстоятельства и обусловили интенцию многих ученых, которые рассматривают дефиницию массового сознания через призму понятия масса. [7]
Существо регулятивной функции состоит в регулировании практики, в обеспечении управления практикой, практическими действиями. [8]
Одной из подфункций регулятивной функции выступает корригирующая ( по отношению к практике) функция. [10]
Ценностные ориентации личности выполняют важную регулятивную функцию в жизнедеятельности личности. Своеобразно это проявляется в учебной деятельности студента. [11]
Рассматривая культуру с точки зрения регулятивных функций ее компонентов по отношению к устойчивому и изменчивому в совместной жизни людей, можно сказать следующее. Специализированные области культуры неоднородны по их ориентированности на устойчивые или изменчивые аспекты человека и его окружения. Устойчивость, универсальность, абсолютное суть объекты особого внимания в сферах философии и религии, в задачу которых входит постоянное слежение за фоном, на котором выделяются инварианты человеческого жизненного мира, и за их соотношением. В сфере человеческих отношений ориентация на поддержание их устойчивых форм свойственна правовой сфере. Соотношение устойчивого и изменчивого выявляется в областях научного познания и производства. В науке устойчивое рассматривается преимущественно как границы, внутри которых можно воздействовать на окружение, т.е. первостепенный интерес здесь обнаруживается к изменениям. В производственной сфере решается вопрос о соотношении воспроизводства и инноваций в каждый конкретный временной период. [13]
Однако нельзя однозначно утверждать, что регулятивная функция обычаев в современном обществе снижена. Например, немалая часть жителей ( как правило, сельских), как и в былые годы, голосуют на выборах так, как им посоветовал начальник. Вряд ли при такой традиционно-шаблонной регуляции будут реализованы преимущества всеобщего избирательного права. [14]
Нормы международного налогового права по своей регулятивной функции можно разделить на материально-правовые и коллизионные. [15]
Содержание регулятивной и охранительной функций права
Основные функции права – регулятивная и охранительная как раз и характеризуют право как самостоятельное социальное явление. А регулятивная функция занимает в праве определяющее место, поскольку регулирование общественных отношений это основная функция права. Важнейшая задача системы права цивилизованной страны – упорядочивание общественных отношений, введение их в рамки социальной свободы и справедливости. Эту задачу право решает посредством регулятивной функции. Второй важной задачей права является охрана регулируемых общественных отношений от различного рода посягательств со стороны правонарушителей. Эта задача решается с помощью охранительной функции права.
Регулятивная функция – это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить чёткую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса. Регулятивное воздействие права связано с положительными явлениями общественной жизни, возникающими в сфере имущественных, финансовых, семейных и других отношений. Регулятивная функция права воздействует на общественные отношения следующим образом: Во-первых, путём закрепления этих отношений в нормативно – правовых актах.
Правовые нормы придают обязательную юридическую форму тем отношениям, которые составляют основу нормального функционирования общества. Так, в нормах права получают закрепление порядок образования, компетенция органов государства, права, свободы и обязанности граждан. Во-вторых, право обеспечивает высокую степень свободы и организованности общественных отношений, их постоянное совершенствование и развитие. Такое воздействие права проявляется в непосредственном регулировании организации общественных отношений в экономическом, социальном строительстве и других сферах.
В рамках регулятивной функции права выделяют две подфункции: статическую и динамическую.
Статическая функция права состоит в том, что оно закрепляет в своих институтах, в правовых актах, в четко урегулированной форме те общественные отношения, которые являются основой устойчивого, стабильного существования общества и выражают общую волю его членов. Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам собственности, закрепляющим экономические основы общественного устройства, а также институту политических прав и обязанностей граждан, избирательному, авторскому, изобретательскому праву.
Динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения, т.е. динамики. Она отражает процесс развития общества, его экономической базы, социально-правовых, этических представлений. Она воплощена, в частности, в институтах гражданского, административного, трудового права.
Другая основная функция права, охранительная также тесно связана с регулятивной. Необходимость в охране общественных отношений будет существовать до тех пор, пока существует общество. Можно сказать, что охранительная функция права – это направление правового воздействия, нацеленное на охрану наиболее важных экономических, политических, государственных, личных отношений, а также искоренение отношений, чуждых данному обществу, причем это вторичный результат действия права, которое выступает как средство охраны тех отношений, которые нуждаются в охране. Основное назначение охранительной функции заключается в предотвращении нарушений норм права.
Охранительная функция – это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану положительных и вытеснения вредных для общества отношений. Охранительная функция направлена на пресечение и предотвращения противоправного поведения.
Охранительное воздействие права выражается в следующем:
— в определении запретов на совершение противоправных деяний;
— в установлении юридических санкций за совершение указанных деяний;
— в непосредственном применении юридических санкций к лицам совершившим
Понятие и виды формальных источников права.
Выделяют четыре основные формы права:
В современных условиях роль нормативных договоров в России заметно увеличивается. Они получают все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, административном и иных отраслях права.
В отличие от нормативных актов, принимаемых государственными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу деятельности, представляющей их общий интерес.
Пример регулятивной функции права и охранительной из жизни
Функция права вобрала в себя самые существенные его черты, а служит для решения главных задач права. В повседневной жизни функции права имеют достаточную крепкую взаимосвязь. Каждая из них оказывает свое влияние в пределах одной системы функций. Также взаимосвязанными остаются сферы социальной жизни, так как служат частями целостной системы – социума. Так что же такое регулятивная функция права?
Понятие и характеристика регулятивной функции права
В правовой системе главная роль отведена регулятивной функции. Она представлена в форме правовых актов. Достигается в четко обозначенных правоотношениях, устанавливает правой статус, правосубъективность населения. Основная роль регулятивного права заключается в контролировании отношений в социуме.
Отличительными чертами этой функции являются становление положительных правил поведения, организация сотрудничества в обществе. Подразделяется регулятивная функция на две разновидности: статическую и регулятивную декоративную. О функциях и видах права расскажет этот материал.
На видео-регулятивная функция права:
Статическая – понятие и цель
Данный вид функции выражен во влиянии права на сотрудничество в обществе. Причем достигается это методом фиксирования сотрудничества в определенных институтах. Именно это и есть одна из самых основных задач правового регулирования. Каковы основные назначения права в обществе узнайте тут.
Статическое назначение позволяет контролировать и создавать те отношения в социуме, которые позволили нормально и стабильно в нем существовать. Эта подфункция обязательно должна быть юридически закреплена, а все ее предпринимаемые акты обязаны соответствовать всем интересам в социуме.
Главная роль в выполнении статического назначения возложена на институты собственности. Их юридическая суть состоит в том, чтобы закрепить основы экономики социального устройства. Статическая функции четко отмечена в ряде других учреждений, которые предопределяют права и обязательства населения.
Цель регулятивно-статической функции – это закрепление необходимых норм и актов, которые были реально достигнуты и являются основой всех сфер жизни государства. Содержит этот вид функции закрепление основ конституционного строя, власти народа, форм собственности, правового статуса населения.
Регулятивно-динамическая
Характеристика: эта функция проявляет себя во влиянии права на сотрудничество в социуме. Достигается это конкретным способом, который предполагает оформление динамики общественных отношений. Данный вид функционирования находит свое применение в институтах различных его отраслей.
Цель регулятивно-динамической деятельности состоит в том, чтобы наладить процесс выполнения запланированных задач, а также получения конкретного результата. Правовое влияние воздействует на сотрудничество между гражданами, которые находятся в динамике. Его цели – это изменить и усовершенствовать имеющие, а также формирующееся сотрудничество в социуме. Очень наглядно этот вид функции отображается в нормах и актах различных сфер данной нормы.
Сравнение регулятивной и охранительной в трудовом праве
Регулятивная роль – это разновидность правового влияния, которая дает о себе знать в определении положительных правил поведения. В этой связи будет интересно узнать, что такое правопреемство в гражданском праве.
Если говорить про охранительную роль, то его суть состоит в том, чтобы направить воздействие правового характера на контролирование отношений, возникающих в трудовом. Причем это достигается только в случае, когда в правонарушителю предъявляют предусмотрение в праве мероприятий обязательного влияния.
В чём заключается основной метод правового регулирования гражданского права, подробно указано в данной статье.
Каково соотношение права и морали, можно понять из данной статьи.
Регулятивная функция показывает ее участникам, что они вправе выполнять все, что они могут и должны в определенных ситуациях, какими юридическими правами они наделены. А вот охранительная функция доносит до получателей правовых норм сведения о том, какие социальные ценности были взяты под государственный контроль, какие исходы отрицательного характера формируются в ходе посягательства на них.
Регулятивная функция действует в правомерной сфере, а вот охранительная реализуется по специфичной форме.
Каким путем осуществляется
Назначение права – это главное направление правового влияния, которые играют важную роль в упорядочении отношений в социуме. К особенностям функции можно отнести:
Возможно так же будет интересно узнать, что такое нормативно правовой подход к определению права.
Каковы методы правового регулирования предпринимательского права, так же стоит изучить, подробно прочитав статью перейдя по ссылке.
Как соотносится экологическое право с другими отраслями права, подробно рассказывается в статье.
Право – это явление, которое осуществляется только благодаря общественным отношениям. Именно в результате поведения людей, их взаимоотношения и формируются основные функции права. За каждой из них закреплен свой порядок выполнения мероприятия, влияющих на общественное сотрудничество.
Регулятивная функция налога и регулятивная функция налогового права: соотношение понятий
«Налоги и налогообложение», 2011, N 5
Важную роль при рассмотрении вопросов правового регулирования общественных отношений, реализующихся в плоскости различных отраслей права, приобретает категория функции права. Нельзя не отметить, что данной юридической категории в науке права уделялось немалое значение, однако подходы к ее пониманию по-прежнему разнятся.
См.: Большая советская энциклопедия. Т. 28. М., 1978. С. 138.
Функция права является одной из существующих разновидностей функций. Особенность данной функции заключается в ее тесной связи с правом, а также общественными процессами, на урегулирование которых направлена искомая функция права. Таким образом, в функциях права, т.е. способах его воздействия на общественные отношения, должны проявиться сущность права, все его основные свойства.
Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. Изд. 5-е, доп. и перераб. М., 2002. С. 976.
Алексеев С.С. Общая теория права. Т. I. М., 1981. С. 294.
Комаров С.А. Общая теория права. М., 1996. С. 45.
Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебник. М., 2010. С. 317.
Полагаем, функцию права следует определять как основные направления правового воздействия на определенные сферы общественных отношений, выражающие связь права с иными явлениями социальной действительности, обусловленные спецификой объекта правового регулирования.
При рассмотрении вопросов правового регулирования общественных отношений, реализующихся в плоскости различных отраслей права (как частных, так и публичных), особое значение приобретает регулятивная функция права. Значимость регулятивной функции права проявляется в том, что она наиболее полно и всесторонне выражает сущность права как регулятора общественных отношений, а также социальное назначение права.
Абрамов А.И. Проблемы реализации регулятивной функции права: Дис. к. ю. н. Самара, 2005. С. 38.
Регулятивная функция играет большую роль в гражданском, трудовом, конституционном, уголовном и других отраслях российского права. В последнее время все большее значение регулятивная функция приобретает в налоговом праве, являющемся мощным рычагом государственного воздействия, оказывающим непосредственное влияние на развитие экономических и социальных отношений в рамках определенного государства. История развития налога показывает, что, однажды возникнув, налоги навсегда стали эффективным средством государственного регулирования экономических процессов.
С течением времени изменялись и развивались нормы налогового законодательства, принципы установления и взимания налогов, а также структура налоговых платежей, но неизменно налоговое законодательство на всех этапах его развития сопровождала регулятивная функция.
В настоящее время налоговое право воздействует на общественные отношения посредством регулятивных норм, к которым относится основная масса налогово-правовых норм, поскольку целью налогового права является урегулирование отношений в этой сфере, установление субъектов этих отношений, их прав и обязанностей, порядка реализации и т.д.
Проявление регулятивной функции налогового права прослеживается на примере базовых категорий (институтов) налогового права, в частности «налог», «сбор» (государственная пошлина, таможенная и патентные пошлины), «акцизы» и др. Вместе с тем проведенный нами анализ показывает, что следует разграничивать понятия «регулятивная функция налогового права» и «регулятивная функция налога (сбора)».
См.: Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах. СПб., 1898. С. 239.
Цыпкин С.Д. Доходы государственного бюджета СССР: правовые вопросы. М., 1973. С. 53.
В настоящее время законодатель определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).
Приведенное определение также не является универсальным и единственно правильным (возможным).
Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2004. С. 26.
Вместе с тем анализ представленных взглядов на категорию «налог» показывает, что это экономико-правовое средство, взимаемое, прежде всего, с целью достижения определенного экономического и правового эффекта. Налог направлен на регулирование экономических процессов в обществе и пополнение бюджета с целью «обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти».
Аналогичный подход прослеживается и при трактовке понятий категории «сбор», который является обязательным взносом, взимаемым в качестве условия совершения в отношении его плательщиков юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 НК РФ).
Таким образом, и налог, и сбор понимаются прежде всего как экономические средства пополнения казны, формы доходов российского бюджета, взимаемые в порядке, предусмотренном законодательством. Регулятивная функция налога заключается в поддержании равновесия экономической системы, способности влиять на развитие экономических процессов в государстве.
См.: Чурсина И.А. Налогообложение: история и современность // Налоги. 2008. N 3.
Карасева М.В. Глава 7. Нормы налогового права. В кн.: Налоговое право России / Отв. ред. Ю.А. Крохина. М., 2003. С. 176.
В качестве примера регулятивных норм налогового права можно привести нормы гл. 14 НК РФ, определяющие формы, методы и порядок процессуальной деятельности органов, осуществляющих налоговый контроль. Рассматриваемые нормы содержат в себе диспозицию поведения субъектов финансовых (налоговых) отношений. Вместе с тем нормы, регулирующие проведение налогового контроля, образуют институт налогового контроля, главной функцией которого, безусловно, будет являться регулятивная функция.
Озеров И.Х. Основы финансовой науки. М., 1911. Вып. 1-2. Изд. 4-е. С. 518.
Моисеев В.Н. Сбор как категория финансового права: Дис. к. ю. н. М., 2008.
Яркой иллюстрацией регулирующего воздействия института сбора на общественные отношения является пример судебной пошлины, которая уплачивается при подаче истцом искового заявления в судебную инстанцию. Судебные пошлины не покрывают всех расходов судебной власти на осуществление правосудия. При этом данные взимания могут сдерживать истца от заявления необоснованных требований, тем самым препятствуя чрезмерной загрузке судей.
Особое значение регулятивная функция сбора приобретает у таможенной пошлины, способной оказывать прямое влияние на таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности в интересах Российской Федерации.
Несмотря на то что доходы от таможенной пошлины в последние годы составляют приблизительно одну третью часть всех доходов российского бюджета, вместе с тем регулятивная функция пошлины, по мнению некоторых ученых, даже преобладает по отношению к фискальной.
Харисов И.Ф. Правовая природа налоговых и таможенных платежей // Налоги. 2009. N 4.
Регулятивная функция патентной пошлины проявляется в увеличении ее ставки в зависимости от срока действия патента, что направлено на ограничение патентной монополии, призвано не допустить излишнего ограничения свободы использования изобретения в интересах всего общества.
См., напр.: Большой экономический словарь / Под общей редакцией А.Н. Азрилияна. М., 1994. С. 17;
Фокин В.М. Налогово-правовые методы регулирования оборота алкогольной продукции в Российской Федерации: Дис. к. ю. н. М., 2001. С. 93.
Таким образом, регулятивная функция налогового права является понятием более широким по отношению к категории «регулятивная функция налога». Регулятивная функция налогового права включает себя не только регулятивную функцию инструментов налогового права, но и формы, методы и средства, с помощью которых государство проводит определенную политику налогового регулирования (например, посредством увеличения или уменьшения налоговых ставок, предоставления налоговых льгот и т.д.). Регулятивная функция налогового права показывает приоритеты государственной политики в сфере налогового регулирования. В свою очередь, регулятивные проявления налогообложения отражают содержание политической воли.
Следует отметить, что использование регулятивной функции налогового права в политических целях не является веянием последних лет. Так, большое значение налогового права как политического средства регулирования общественных отношений продемонстрировала и советская действительность, в частности период реализации новой экономической политики на территории Советского государства.
Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. М., 2003. С. 113.
Верещагин С.Г. Указ. соч.
В настоящее время регулятивная функция в налоговом праве приобретает все большую актуальность и применяется государством как эффективный политический инструмент для разрешения широкого круга вопросов.
Иллюстрацией нашей позиции может послужить анализ норм действующего налогового законодательства, а также практика его применения.
Одним из примеров использования регулятивной функции налогового права в политических интересах является момент признания расходов в виде процентов по займам по налогу на прибыль.
В соответствии с п. 8 ст. 272 НК РФ по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги) срок действия которых более чем один отчетный период, расход по налогу на прибыль признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец месяца соответствующего отчетного периода. Таким образом, признание расходов «распыляется» по всем отчетным периодам действия договорам, что, безусловно, выгодно для налогоплательщика.
Однако Президиум ВАС РФ в Постановлении от 24.11.2009 N 11200/09 по делу N А40-79561/08-35-348 придал практике применения данной нормы абсолютно противоположное значение, отметив, что «поскольку расходы по уплате процентов не могут возникнуть у общества ранее срока, установленного договором займа, их отнесение в уменьшение налогооблагаемой базы неправомерно». Таким образом, согласно логике суда расходы у организаций по выплатам процентов по заключенным договорам займа возникают в том периоде, в котором они фактически понесены.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» разъяснения в форме постановлений Президиума ВАС РФ являются обязательными для арбитражных судов, нижестоящие судебные инстанции при разрешении аналогичных споров должны руководствоваться позицией Президиума ВАС РФ. Таким образом, путь, по которому пойдет арбитражная практика в дальнейшем, определился.
Однако логика, которой руководствовался суд при принятии данного решения в обход норм налогового законодательства, не понятна даже Минфину и ФНС России.
Так, Минфин России разъяснил, что проценты по долговому обязательству учитываются равномерно в течение всего срока действия договора займа, вне зависимости от даты наступления срока фактической уплаты процентов на конец каждого месяца пользования предоставленными (полученными) денежными средствами (см., напр., Письма Минфина России от 25.03.2010 N 03-03-06/1/179, от 25.03.2010 N 03-03-06/1/180, от 07.04.2010 N 03-03-06/1/237, от 08.04.2010 N 03-03-06/1-238). Аналогичный вывод в Письме от 17 марта 2010 г. N 3-2-06/22 «О порядке учета в целях налогообложения процентов по долговым обязательствам» был сделан и ФНС России.
Таким образом, позиция, изложенная Президиумом ВАС РФ, выглядит не совсем логичной с точки зрения анализа действующего законодательства. Вместе с тем данная позиция, на наш взгляд, может быть выгодна Центральному банку РФ, а также кредитным организациям.
Следует отметить, что между аффилированными компаниями довольно часто заключаются договоры займа на крупные суммы с минимальным процентом и условием уплаты процентов в момент возврата последнего платежа по кредиту. Позиция Президиума ВАС РФ не позволяет относить на расходы средства, направленные на погашение процентов в конце срока кредита, тем самым делая подобные соглашения менее выгодными. Таким образом, она может способствовать уменьшению количества подобных займов и в то же время увеличению обращений организаций за заемными средствами к кредитным организациям.
Иным примером применения регулятивной функции налогового права в политических целях является совокупность мер, принятых государством в целях борьбы с последствиями мирового экономического кризиса.
К таким мерам можно, в частности, отнести: