Что означает реорганизация армии
Права личного состава части при реорганизации или расформировании части
Жизненная необходимость реформирования Вооруженных Сил вызвана рядом факторов, связанных с изменениями военно-политической обстановки, социально-политического устройства государства, а также несоответствием задач, стоящих перед Вооруженными Силами, экономическим возможностям страны.
Основное содержание замысла реформирования Российской армии в том, чтобы создать компактные и эффективные Вооруженные Силы, которые могли бы надежно обеспечивать безопасность страны и соответствовали бы экономическим возможностям государства. Они должны состоять из боеготовых, компактных и мобильных объединений, соединений и частей, обладающих достаточным потенциалом сдерживания, имеющих высокий уровень профессиональной и морально-психологической подготовки.
Для реализации указанного замысла происходят сокращение и реорганизация воинских объединений, соединений и частей.
В данной статье я хочу остановиться на правах военнослужащих, чьи части попали под сокращение или подверглись реорганизации.
Иногда при проведении указанных мероприятий лица, ответственные за них, наибольшее внимание уделяют судьбе материальных ценностей, находящихся в частях, совершенно забывая о людях, проходящих в них службу. Именно данное обстоятельство порождает многочисленные обращения в суд военнослужащих, лиц гражданского персонала сокращаемых и реорганизуемых частей.
В начале своей статьи хочу остановиться на самих понятиях «сокращение» и «реорганизация».
Понятие реорганизации дается Советским энциклопедическим словарем и определяется им как преобразование, перестройка, изменение структуры и функций учреждений, организаций. Пункт 1 ст. 57 Гражданского кодекса РФ дает понятие реорганизации юридического лица как слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.
Теперь остановимся на отличиях прав военнослужащих и гражданского персонала при проведении реорганизации или сокращения воинских частей.
Основной ошибкой некоторых кадровых работников является применение норм трудового права по аналогии к военнослужащим. Так, ст. 75 Трудового кодекса устанавливает, что при изменении подведомственности (подчиненности) организации, а равно при ее реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) трудовые отношения с согласия работника продолжаются.
При отказе работника от продолжения работы в случаях изменения подведомственности (подчиненности) организации, а равно при ее реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании трудовой договор прекращается в соответствии с п. 6 ст. 77 Трудового кодекса, а именно: отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией (ст. 75).
Данная норма применяется лишь для гражданского персонала воинских частей, но не для военнослужащих. Статья 11 Трудового кодекса устанавливает, что сам Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» обращается внимание, что нормы трудового законодательства могут применяться к правоотношениям, связанным с прохождением военной службы, лишь в случаях, когда об этом имеется прямое указание в законе. Так, в соответствии с п. 9 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие женщины и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются льготами, гарантиями и компенсациями в соответствии с нормами трудового законодательства и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства.
Что же касается самого военнослужащего, то возможность изменения его служебно-правового положения связана в первую очередь с вопросами изменения штатной должности, замещающейся военнослужащим.
Изменения наименования воинской должности, воинского звания, тарифного разряда, военно-учетной должности, предусмотренных штатной должностью, занимаемой военнослужащим (п. 4 ст. 34 Положения), являются родовыми признаками организационно-штатных мероприятий, дающих право командованию и военнослужащему принимать решение о возможности придания военнослужащему нового правового статуса: увольняемого военнослужащего, находящегося в распоряжении.
В последнее время в связи с сокращением численности Вооруженных Сил РФ произошло реформирование и системы военного образования. Часть ввузов было сокращено, а большинство подверглось реорганизации.
В свете рассматриваемой проблемы у большинства военнослужащих, проходящих военную службу в вузах, возникают вопросы, имеют ли они право на увольнение по организационно-штатным мероприятиям.
Учитывая, что учредителем военно-образовательных учреждений является Правительство РФ, оно и осуществляет управление данными учреждениями.
Рассмотрим основные способы реорганизации ввузов, применяемые Правительством РФ. Распоряжение Правительства РФ от 9 июля 2004 г. N 937-р предусматривает: а) создание ввуза (например, Оренбургского высшего зенитного ракетного училища (военного института) на базе филиала Военного университета войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации в г. Оренбурге); б) преобразование (например, Военного университета войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации (г. Смоленск) в Военную академию войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации (г. Смоленск); в) переименование (например, Московского военного института в Московское высшее военное командное училище (военный институт)).
На основании упомянутого выше распоряжения Правительства РФ применительно к теме можно сделать вывод, что формальное изменение наименования ввуза явно не влечет за собой для военнослужащих проведения организационно-штатных мероприятий, а создание или преобразование ввуза не может служить достаточным основанием для постановки вопроса об ОШМ.
Как правило, создание или преобразование ввуза влечет за собой изменение штатной структуры реформированного ввуза, здесь и находится ответ, попала ли должность конкретного военнослужащего под организационно-штатные мероприятия, признаки которых были рассмотрены выше.
Коротко рассмотрим последнюю судебную практику по применению ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, регулирующей порядок увольнения, которая в последние годы вновь изменилась.
Статьей 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» выделены три группы оснований, по которым военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть уволены с военной службы:
Анализ указанных норм дает возможность прийти к двум выводам.
Первоначально в судебной практике доминировал второй подход, затем по непонятым причинам практика стала отдавать предпочтение первому.
Уже в 2004 г., отменяя решение Смоленского гарнизонного суда по заявлению прапорщика С. об обжаловании действий должностного лица, связанное с отказом в досрочном увольнении по ОШМ, Московский окружной военный суд указывает, что п. 4 ст. 34 Положения должен рассматриваться в совокупности со ст. ст. 11, 34 Положения, в связи с чем желание военнослужащего не является основанием для его увольнения в случае назначения его на равнозначную должность.
Затем на практике возникает вопрос, связанный с тем, кто должен увольнять данного военнослужащего.
Реорганизация вооруженных сил
Вооруженные силы (один из важнейших элементов государственного механизма) до начала 30-х годов были весьма скромными. Их численность не превышала 600 тыс. человек, а техническая оснащенность оставалась практически на уровне времен гражданской войны. В 20-е годы, когда основные европейские державы только оправлялись после потерь и разрушений первой мировой войны и не были способны на широкомасштабную интервенцию, даже и столь скромные вооруженные силы вполне обеспечивали обороноспособность страны. Иное положение складывалось с конца 20-х годов и в 30-х годах. Оправившись после потерь первой мировой войны, основные европейские державы вновь включились в гонку вооружений. Эта гонка особенно усилилась в связи с начавшимся в 1929 году мировым экономическим кризисом, крайне обострившим международные противоречия и усилившим тенденции решить эти противоречия за счет нашей страны.
Первоочередной задачей стала реорганизация и увеличение численности вооруженных сил. Принципиальное решение по этому вопросу было принято Политбюро ЦК ВКП (б) 15 июля 1929 г. в постановлении «О состоянии обороны СССР».
Уже в первой половине 30-х годов начинается перевооружение армии. Армия получила модернизированные винтовки, новые пистолеты, пулемёты и т.д. Поступили на вооружение новые лёгкие танки Т-26, БТ, новые самолёты, новое зенитное вооружение. Увеличивается численность войск до 930 тыс. чел. и до 2 млн. чел. в 1939 г. Не забыт был и военно-морской флот: восстанавливаются и модернизируются корабли дореволюционной постройки, стоятся новые корабли ( эсминцы, подводные лодки, торпедные катера).
В середине 30-х годов был проведён ряд серьёзных реформ. В 1934 г. был упразднён Реввоенсовет СССР и вместо него создан Наркомат оборон. Тем самым коллегиальный метод руководства военным ведомством был заменён единоначалием, поскольку ранее нарком по военным и морским делам был лишь председателем Реввоенсовета, а теперь Нарком стал полноправным руководителем. Военный совет стал совещательным органом при наркоме. Соответственно, расширены права командующих военными округами и военно-морскими флотами. Штаб красной армии был преобразован Генеральный штаб, что существенно усилило его руководящую роль в войсках. Военно-воздушные силы и противовоздушная оборона были превращены в самостоятельные виды вооружённых сил. Соответственно, учреждались Главное управление ВВС и Главное управление ПВО. Начальники этих главков стали командующими этих видов вооружённых сил. Созданы были воздушно-десантные войска.
В 1937 г. была утверждена программа строительства «Больного океанского военно-морского флота» и для её реализации учреждён Народный комиссариат военно-морского флота. А также для защиты Дальнего Востока и Северного побережья созданы Тихоокеанский флот и Северный флот, и Каспийская флотилия.
В связи с резким увеличением численности вооружённых сил и появлением новых их видов остро встал вопрос о подготовке командных кадров. Эта задача решалась путем существенного расширения сети военно-учебных заведений. Так, если в 1928 году было 7 военных академий и 48 военных училищ, то к 1939 году командные кадры готовили 14 академий и 6 военных факультетов при гражданских вузах, в которых обучалось в общей сложности 20 тыс. слушателей. Численность военных училищ возросла до 107.
Кроме того, действовали курсы переподготовки старшего и высшего командного состава (для тех, кто не имел высшего военного образования). В 1936 году была открыта Академия Генерального штаба для подготовки высшего командного состава. Лица, поступавшие в эту академию, как правило, уже имели высшее военное образование.
Для того чтобы поднять авторитет командного состава и его социальный статус, в 1935 году были введены персональные воинские звания от лейтенанта до Маршала Советского Союза (до 1935 г. военнослужащие командного состава обозначались по должностному положению: комполка, комроты и т.д.).
В 1937-1938 г.г. волна репрессий захлестнула и вооруженные силы. О причинах этих репрессий проводившихся во всех управленческих структурах уже говорилось в предыдущем параграфе. Власть добивалась этнического и политико-идеологического единообразия государственного механизма. Но в вооруженных силах положение осложнялось некоторыми дополнительными обстоятельствами. Дело в том, что главой военного ведомства с момента образования Советской армии и до 1925г. был Л. Троцкий. Именно в его руках находились вопросы подбора, продвижения кадров командного состава и назначение на высшие командные должности.
Уже будучи в изгнании Троцкий писал в издававшемся им в Париже журнале, что Красная армия якобы по-прежнему любит и ждет своего вождя – т.е. его. Это, конечно, был блеф. Но он порождал недоверие Сталина и его окружения к военной «верхушке». Было и еще одно обстоятельство. В середине 30-х годов в высшем военном руководстве шли споры о путях дальнейшего развития вооруженных сил и их организационно структуре, а также соотношений механизированных войск и кавалерии. К этим теоретическим спорам примешивались личные амбиции и личное соперничество военачальников. К началу 1937 г. борьба зашла так далеко, что группа высших военачальников во главе с двумя заместителями наркома обороны маршалом М. Тухачевским и Я. Гамарником (нач. Главного политуправления) готовились потребовать у Сталина отстранит от руководства Наркоматом обороны Ворошилова и передать его Тухачевскому. Этот спор был решен в пользу Ворошилова. Эта группа военачальников была арестована, а затем осуждена и расстреляна (Гамарник успел перед арестом застрелиться). За каждым крупным военачальником тянулся «шлейф» его сторонников и его назначенцев. Соответственно, расширялся круг репрессий, шло «выкорчевывание кланов» опасных военачальников. В общей сложности (по свидетельству Ворошилова) из армии было уволено свыше 40 тысяч чел., в том числе 13 тысяч из них были реабилитированы и возращены в вооруженные силы.
1 сентября 1939 г. Верховным Советом СССР был принят новый Закон о всеобщей воинской обязанности.
По этому закону советские вооруженные силы состояли из Красной армии, подчиненной Наркомату обороны, военно-морского флота, подчиненного Наркомату военно-морского флота, и пограничных и внутренних войск НКВД. К особенностям указанного закона следует отнести:
во-вторых, новый закон закрепил окончательный переход от территориальной к кадровой (экстерриториальной) системе комплектования вооруженных сил.
в-третьих, был снижен призывной возраст — с 21 года до 19 лет, а для лиц, окончивших полную среднюю школу, — до 18 лет; увеличены сроки действительной службы — до 2 лет (в пехоте и кавалерии) и до 3 и даже 5 лет (в технических, танковых частях, пограничных войсках и военно-морском флоте). Сокращались основания для освобождения от военной службы, отсрочек призыва и иных льгот. На 10 лет удлинялись для военнообязанных сроки состояния в запасе (с 40 до 50 лет). Увеличивались сроки учебных сборов переподготовки военнослужащих запаса.
Таким образом, Закон о всеобщей воинской обязанности от 1 сентября 1939 г. создал правовую базу для развертывания массовой армии и ее дальнейшего совершенствования.
При оценке этого закона следует учитывать, что по состоянию на 31 августа 1939 г. советские вооруженные силы составляли немногим более 2 млн. человек, в то время как вооруженные силы Германии насчитывали к сентябрю 1939 года свыше 4 млн. человек.
Мощные вооруженные силы имела и Япония, в том числе 300-тысячную Квантунскую армию, сосредоточенную непосредственно на нашей дальневосточной границе и нацеленную на российское Приморье.
Закрепление в законе кадровой (экстерриториальной) системы комплектования войск потребовало коренной реорганизации аппарата местного военного управления.
Старая, территориальная система, когда каждая дивизия и каждый корпус имели свои территориальные управления, занимавшиеся мобилизационной работой для своих соединений, была упразднена. Вместо нее была создана новая стройная система местных органов военного управления: военные комиссариаты, союзных и автономных республик, областей и районов. Они вели учет призывников и военнослужащих запаса в своих регионах и направляли их по призыву или мобилизации по заявкам Наркомата обороны на службу в любой точке СССР.
Реформа аппарата местного военного управления завершила переход от территориальной к кадровой организации армии.
Переход к кадровому принципу комплектования армии, увеличение срока службы и снижение призывного возраста (что позволило призвать на действительную службу сразу несколько возрастов призывников) дали возможность резко увеличить численность вооруженных сил: с 2 млн. человек в 1939 году до 5,7 млн. человек к июню 1941 года.
Одновременно начался новый этап перевооружения армии и флота. Поэтому именно в 1939—1940 годах начался новый этап перевооружения Красной армии. Из лагерей ГУЛАГа отправлены в специальные конструкторские бюро НКВД оставшиеся в живых после «ежевских» разгромов 1937— 1938 годов конструкторы и ученые, часть из них была освобождена из заключения. Привлечены были новые молодые конструкторские кадры, созданы новые конструкторские бюро. В короткие сроки были разработаны и приняты в 1939—1940 годах новые образцы вооружения: самолеты-истребители Як-1, Лагг-3, Миг-3, бомбардировщики Пе-2, ДБ-3, не имевший в то время аналогов в мире штурмовик Ил-2, танки KB и Т-34, признанный лучшим танком второй мировой войны, ряд новых артиллерийских систем, в том числе залпового огня — «Катюша», и т.д.
В марте 1940 года опыт войны с Финляндией обсуждался пленумом ЦК ВКП(б), а затем на совещании высшего командного состава вооруженных сил в декабре 1940 года с участием Сталина и других членов Политбюро. Смещен был наконец с поста наркома обороны Ворошилов. На этот пост был назначен Тимошенко.
Способствовало укреплению руководства вооруженными силами и назначение в мае 1941 года на пост Председателя СНК СССР Сталина. Поскольку по Конституции общее руководство вооруженными силами и ответственность за состояние обороны страны возлагались на правительство (СНК СССР), то его глава в случае войны, естественно, предназначался на роль верховного главнокомандующего. Однако Сталин не согласился с предложениями Генштаба, внесенными накануне войны, об учреждении поста верховного главнокомандующего и назначении его на этот пост.
Таким образом, накануне войны так и не была создана единая централизованная система командования вооруженными силами страны.
В целях укрепления единоначалия в вооруженных силах в 1940 году упраздняется институт военных комиссаров. Вместо них были учреждены должности заместителей командиров по политчасти. Но в военных округах, а впоследствии и во фронтовом и армейском звеньях сохранились военные советы, действовавшие на основе принципа коллегиальности.
Для повышения авторитета высшего командного состава и его социального статуса в мае 1940 года были введены генеральские и адмиральские звания. В связи с присвоением новых званий весь высший командный состав был переаттестован.
Однако, крайне остро не хватало командных кадров и технических специалистов. И, хотя действовало к 1941 г. 19 военных академий, 10 военных факультетов в гражданских вузах, 203 военных училища, 7 военно-морских училища и множество курсов младших лейтенантов, кадров катастрофически не хватало. В наше исторической литературе сформировался миф, что эта нехватка репрессии сыграла свою роль и это отрицать нельзя. Но главная причина была в том, что армия стремительно увеличивалась. Ведь в 1937 г. она насчитывала чуть больше миллиона человек. А с тех она увеличилась почти в 6 раз. Все те 20 тыс. чел, что тогда были уволены, составляли только 7% от потребности в командном составе для вновь формируемых воинских частей и соединений. Тем более, что 13 тыс. чел. из числа репрессированных ранее лиц командного состава в 1939-1940г. были реабилитированных и возращены в армию.
Реорганизация вооруженных сил
В результате поражения в русско-японской войне и революционных волнений в армии и на флоте вооруженные силы Российской империи стали практически небоеспособными. Армия потеряла большую часть своего вооружения. От флота осталась только Черноморская эскадра, но она была заперта в Черном море, т.к. проливы Босфор и Дарданеллы были закрыты Турцией для прохода русских военных кораблей. Практически не осталось запасов вооружения, боеприпасов и снаряжения.
Возникла проблема восстановления боеспособности вооруженных сил как важнейшего силового института государства, но решать ее оказалось чрезвычайно затруднительно из-за крайне сложного финансового положения страны. На заседании Совета государственной обороны в апреле 1907 г. было решено начать с восстановления флота. Такое решение объяснялось тем, что в связи с гибелью Балтийского флота в Цусимском сражении балтийское побережье России оказалось практически незащищенным, как и столица— Санкт-Петербург. Построенный в Англии (1907 г.) принципиально новый линейный корабль типа “дредноут” заставил все морские державы ускоренными темпами обновлять флот. В мире развернулась ожесточенная гонка морских вооружений. Дредноуты стали строить не только европейские державы, США и Япония, но даже Турция, Чили и Бразилия. На заседании Совета государственной обороны министр иностранных дел А.П. Извольский заявил, что “линейный флот нужен России вне всякой зависимости от обороны наших берегов, а для участия в разрешении предстоящих мировых вопросов, в которых Россия отсутствовать не может”. Иными словами, без флота Россия не могла считаться великой державой. В 1909 г. были заложены для Балтийского флота четыре линейных корабля (“Петропавловск”, “Севастополь”, “Гангут” и “Полтава”), а также несколько эсминцев, подводных лодок, тральщиков и т.д. Что касается армии, то из-за нехватки средств она получила немного денег на частичное восстановление израсходованных мобилизационных запасов. Тогда сухопутные генералы на заседании Совета государственной обороны устроили “бунт на коленях”, а военный министр генерал А.Ф. Редигер врезкой форме заявил о небоеспособности армии (что ему стоило отставки), армия получила еще немного денег на совершенствование артиллерии.
Однако без реогранизации армии не обошлось. Был упразднен Совет государственной обороны во главе с его председателем великим князем Николаем Николаевичем, назначен новый военный министр В.А. Сухомлинов. Изменилось комплектование войск: вводилась территориальная система, когда каждый корпус и каждая дивизия имели свои районы комплектования. Это при слабой развитости железных дорог позволяло существенно сократить воинские перевозки. Однако, помня уроки волнений в армии в 1905-1906 гг.. власти считали, что в частях должно быть неболее 30% местных уроженцев, а фабрично-заводские рабочие направляться в воинские части подальше от места жительства, призывники нерусских национальностей в частях не должны превышать 10-15%. Эти меры усиливали надежность армии.
В соответствии с утвержденными царем в 1910 г. Указаниями командующим войсками на случай войны с державами Тройственного союза фронт развертывания русских армий переносился на линию Гродно-Белосток-Брест-Проскуров. Отвод значительной части войск от границы и упразднение первой линии вызвал протесты союзницы России — Франции. Правительство и генеральный штаб Франции требовали выдвижения русских войск на границу с Германией и увеличения их численности, восстановления русских крепостей в Польше. Франция даже предложила дополнительные кредиты для перевооружения армии и строительства стратегических железнодорожных и шоссейных путей к западной границе.
Реальная реорганизация вооруженных сил России началась с 1912 г. В связи с балканскими войнами 1912—1913гг.и усилившейся активностью германской и австрийской дипломатии на Балканах и в Турции, стремившейся подорвать там традиционные позиции России, резко увеличилась опасность возникновения большой войны.
В 1913 г. была утверждена Большая программа усиления армии. Она предусматривала рост численности войск как в мирное, так и особенно в военное время, насыщение их артиллерией, инженерными частями, авиацией, а также перевооружение армии новой техникой. Завершить программу реорганизации и перевооружения армии предполагалось в 1917 г. В 1912 г. был принят новый Устав о воинской повинности, который существенно сокращал льготы по призыву на военную службу по образованию, роду занятий и званию, численность призывников резко возросла. В силу того, что значительная часть младших офицеров запаса готовилась из людей, имевших образование, офицерский корпус пополнился представителями буржуазии. Отменены были сословные ограничения при приеме во все военные училища (ранее в некоторые из них принимали только дворян), что также увеличивало приток в училища образованной молодежи.
По мере укрепления армии, восстановления ее боеспособности и улучшения финансирования вновь изменена была дислокация войск. По новому мобилизационному плану войска были придвинуты к границам Германии и восстановлена линия крепостей на территории русской части Польши.
Русские ученые и специалисты добились значительных успехов в военном деле. Винтовка образца 1891 г. и легкая полевая пушка считались лучшими в мире, также как морские мины и приборы управления артиллерийским огнем (дальномеры). К сожалению, царь как главнокомандующий не мог оценить эти достижения. Его больше занимал цвет сукна для мундиров какого-либо гусарского полка, чем применение радиостанций и нового вооружения. Невежество последнего царя и его окружения привело к тому, что в русской армии так и не нашли применений автоматы В.Г. Федорова, зенитные пушки В.В. Тарновского, первый в мире ранцевый парашют Г.Е. Котель-никова и многое другое. Русские самолеты на конкурсе 1913 г. показывали более высокие технические данные, и тем не менее на вооружение были приняты иностранные самолеты фирм “Фармана” и “Ньюпора”.
Поэтому вряд ли можно согласиться с бытовавшими в нашей литературе утверждениями о том, что в русской армии была одна винтовка на пять человек и т.д. Конечно, программа реорганизации и перевооружения рассчитывалась до 1917г.и армия вступила в войну не завершив эту программу, но это вовсе на означало отсутствия ее боеспособности.
Одновременно с программой реорганизации армии в 1912 г. принимается и новая морская программа. Так, в связи с обострением военной опасности на Юге (о чем уже говорилось выше) было принято решение о спешном усилении Черноморского флота. В связи с этим закладываются два линейных корабля (“Императрица Мария” и “Императрица Екатерина”), вошедшие в строй в 1916 г., и несколько крейсеров и эсминцев. Их ввод должен был изменить баланс сил на Черном море в пользу России. Началось строительство ряда боевых кораблей и для Балтийского флота.
Развитие права
Источники права. Основным источником права в первые годы XX в. по-прежнему являлся Свод законов Российской империи. Но в связи с тем, что Свод во многом отражал принципы феодального права и устарел, в него были введены многочисленные изменения и дополнения. Помимо общероссийского законодательства во многих регионах продолжало действовать законодательство, существовавшее до их присоединения к России. Так, в. Финляндии применялось Шведское уложение 1734 г., в Привислинском и Западном краях (бывшем Царстве Польском)— Французский гражданский кодекс 1804 г., в Прибалтийских губерниях — Свод законов губерний Остзейских. У кочевых и полукочевых народов Средней Азии, исповедовавших ислам, местные суды руководствовались нормами шариата и адата. Обычаями руководствовались племена Крайнего Севера. Обычное право использовалось и в Европейской части страны (сословные волостные суды для крестьян), а также судами мировой и даже общей юстиции при рассмотрении некоторых гражданских и торговых дел и при неполноте законов.
С принятием Основных законов Российской империи 1906 г. изменилось понятие закона. Если прежде законом считалось любое повеление императора, оформленное в надлежащем порядке Сенатом, то в соответствии со ст. 86 Основных законов 1906 г. законом признавался законодательный акт, принятый Государственной Думой, одобренный Государственным Советом и подписанный императором. Акты, принятые императором без Думы в порядке ст. 87 Основных законов или в порядке управления именовались “Указами”. Издавались также “Учреждения” (основывавшие какой-либо новый государственный орган и определявшие его правовой статус) и “Положения” (определявшие порядок деятельности государственных или иных учреждений). К ним примыкали “Уставы”. Имели место и такие источники, как “Временные правила”, обычно утверждавшиеся тоже императором, постановления Совета министров. Иногда применялась такая форма нормативного акта как “мнение Государственного Совета” или “разъяснение Сената”. Формально эти акты рассматривались как толкование или разъяснение действующего законодательства, но нередко они содержали принципиально новые нормы, которые власти по различным причинам не хотели обсуждать в Думе и поэтому маскировали их такой формой.
Уголовное право. Выше уже говорилось, что в 1903 г. император утвердил новое Уголовное уложение, которое должно было заменить Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. в редакции 1885 г., а также Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г. Замена этих актов новым Уложением была крайне важной. Во-первых, действовавшие акты были очень объемны, а, во-вторых (и это главное) оба эти акта основывались на прямо противоположных принципах. Уложение 1845 г. базировалось на сословном подходе к уголовным наказаниям, типичном для феодального общества, а Устав 1864 г. провозглашал бессословность судов. Принципиальные противоречия в законодательстве, чрезмерное обилие статей в нормативных актах — все это негативно отражалось на судебной практике.
Упрощена была и система наказаний: исключены телесные наказания, в том числе розги для бродяг, плети для ссыльных, розги по приговорам военных судов и волостных судов для крестьян. О наказании розгами (до 100 ударов) говорилось лишь в Уставе о ссыльных и Уставе о содержании под стражей применительно к ссыльно-каторжным и ссыльно-поселенцам. Смертная казнь сохранилась, но только за посягательство на жизнь царя, членов императорской фамилии, государственную измену. Наказания подразделялись на основные, заменяющие и дополнительные. Так, смертная казнь могла заменяться бессрочной каторгой, а последняя— срочной каторгой (т.е. на определенный срок). В качестве дополнительного наказания могло применяться лишение особенных прав, т.е. лишение дворянства, офицерского звания или классного чина по гражданской службе, служебных прав и т.д. Применялось и денежное взыскание, хотя конфискацию имущества как направленную фактически против семьи осужденного Уложение отвергло. Но в Уложении 1903 г. сохранились различные наказания в зависимости от сословной принадлежности наказуемого, также как и неопределенность наказания, что не устраняло возможности судебного произвола в определении меры наказания.
Что касается Особенной части Уложения и конкретных составов преступления, то наиболее детально были разработаны главы “О нарушении ограждающих веру постановлений>>, “О бунте против верховной власти и преступлениях против священной особы Императора и Членов Императорского Дома”, “О неповиновении власти”, “О службе”. По-прежнему православная вера являлась государственной религией: совращения в другую религию, религиозные “умствования” и тем более атеизм рассматривались как диссидентство, посягательство на государственную идеологию и подрыв основ государственности.
Уложение, хотя и было утверждено в 1903 г., однако в действие его было решено вводить постепенно по мере созревания для этого условий. В результате такой политики царизма практически, наряду с введенными в действие главами Уложения 1903 г., продолжали действовать нормы Уложения 1845 г. в редакции 1885 г. и Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г. Кроме того, действовал еще Воинский устав о наказаниях. Устав о ссыльных и Устав о содержании под стражей, в которых были и статьи, касавшиеся уголовных наказаний в отношении указанных в них категорий лиц, а также Собрание церковных законов, где также содержались нормы о наказаниях за определенные деяния для лиц духовного звания. Все это порождало путаницу, судебный произвол и существенно затрудняло судебную практику.
Что касается судебно-процессуального права, то здесь продолжал действовать Устав уголовного судопроизводства 1864 г. с теми изменениями и дополнениями (о военно-полевых судах и т.д.), о которых уже говорилось в параграфе о карательной политике и карательных органах.
Гражданское право. В области гражданского права в качестве основного источника права по-прежнему действовал т. Х Свода законов Российской империи. В начале XX в., как и ранее, в гражданском праве еще сохранялись феодально-сословные пережитки, что проявлялось в ограничении правоспособности и дееспособности физических лиц по сословному, национально-религиозным признакам, а также по признаку пола. Потребности развития экономики требовали отмены этих ограничений.
Существенные ограничения сохранялись для католиков (они по-прежнему не могли покупать землю в пределах бывшего
Развивается промышленное право, т.е. право на товарный знак, фирму, изобретение. Изобретение оформлялось патентом, который давал изобретателю исключительное право на использование своего изобретения в течение 15 лет. Однако изобретение могло быть отчуждено государством и ранее, но с выплатой компенсации. Авторское право предоставляло автору исключительное право на использование продукта его интеллектуального творчества (книги, музыка, картины и т.д.), после смерти автора это право переходило к наследникам на 50 лет.
Сложность принятия нового законодательства в области гражданского права заключалась в том, что большинство в Государственном Совете принадлежало дворянской аристократии, и он нередко блокировал законопроекты, предлагаемые в интересах предпринимателей или задевающие интересы крупных землевладельцев. Многие нормы гражданского права “модернизировались” Сенатом, приспосабливались к интересам товарно-денежного оборота путем сенатских толкований и разъяснений. Причем эти “разъяснения” нередко (по форме) практически формулировали новые нормы. Суды признавали решения Сената наряду с законами.
Изменения коснулись и других отраслей права, в частности семейного. По закону от 14 марта 1914 г. замужние женщины обрели право на получение от полиции постоянного вида на жительство для раздельного от мужа проживания без его согласия, если будет установлена невозможность совместного проживания.
Изменения коснулись дажеканонического права. Так, если ранее при разводе по мотивам нарушения супружеской верности виновной стороне запрещалось повторное вступление в брак, то теперь это запрещение устанавливалось не пожизненно, а на срок не более 7 лет. Церковными судами по таким делам больше не накладывались на виновную сторону “епитимьи” (т.е. церковное взыскание, которое для чиновников и офицеров влекло обязательную отставку со службы).
Внебрачные дети получили право участвовать в наследовании имущества матери (наряду с другими детьми) и требовать от отца алименты. Разрешено было и усыновление внебрачных детей (ранее это было возможно только по особому каждый раз именному указу верховной власти).
Фабричное (социальное и трудовое) законодательство. В 1905-1906 гг., в момент подъема революционного движения, только что учрежденное Министерство торговли и промышленности разработало программу социального и трудового (или как тогда называли фабрично-заводского) законодательства. Основная идея этой программы состояла в том, чтобы отменить мелочную регламентацию в таких вопросах, как установление продолжительности рабочего времени, размера заработной платы, внутреннего распорядка на предприятиях, предоставив решение этих вопросов соглашению сторон. Подготавливались также проекты законов о страховании от болезней, несчастных случаев, о врачебной помощи, рабочем времени и найме. Первый министр торговли и промышленности В.И. Тимирязев — умный и опытный бюрократ считал, что “лучше уступить теперь, чем быть вынужденным уступить в будущем, и уступить, конечно, больше”. Однако в Совете министров законопроект о профсоюзах был включен в состав Временных правил об обществах и союзах, утвержденных царем 4 марта 1906 г. Вместо явочного устанавливался разреши тельный порядок организации профсоюзов, а их деятельность ставилась под контроль полиции и губернаторов.
По мере спада революционного движения либерально-реформаторский курс Министерства торговли и промышленности, имевший своей целью снизить накал социальных конфликтов в промышленности (с учетом западноевропейского опыта), натолкнулся на противодействие правящей дворянско-помещичьей верхушки и самой торгово-промышленной буржуазии.
Из всех упомянутых выше законопроектов реально в 1911 г. был принят лишь Закон о страховании от болезней и несчастных случаев. В соответствии с законом на предприятиях учреждались больничные кассы, капитал которых составлялся из взносов рабочих и предпринимателей. Управляться кассы должны были выборными представителями от рабочих и администрации и под надзором фабричных инспекторов. Больничные кассы объединялись в 12 страховых товариществ. Общее руководство страховым делом возлагалось на Главный страховой совет, включавший в свой состав также представителей рабочих.
Больничные кассы должны были оплачивать медицинскую помощь при несчастных случаях, выдавать пособия (25% от заработка) по болезни и несчастному случаю.
Безусловно, страховое законодательство 1912 г. не могло оправдать надежды правительства на достижение социального мира в промышленности. Таким образом, царизм оказался, по существу, не способен решить ни одну из насущных проблем, стоявших перед страной.