Что означает родовое окончание
Родовое окончание глагола это
Личные окончания глаголов
Личные окончания глаголов — это словоизменительные морфемы, которые выражают категорию лица и числа. Личные окончания глаголов зависят от того, к какому спряжению принадлежит глагол.
Узнаем, какие окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения, какой алгоритм применить, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов.
Грамматический термин «окончание» по отношению к глаголам указывает, что слова этой самостоятельной части речи изменяются. В русском языке глаголы изменяются по лицам и числам в формах настоящего и будущего времени. Что это значит? Разберемся, что такое личные окончания глаголов.
Лицо и окончания глаголов
Глагол как самостоятельная часть речи обозначает действие или процесс по отношению к действующему лицу или предмету. Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом, выполняющим то или иное действие, или с участником речи:
Грамматическая категория лица выражается с помощью окончаний глаголов, которые называются личными. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, выполняющее действие или участвующее в нём.
В русской грамматике различают три формы лица глагола в единственном и множественном числе:
1. Первое лицо обозначает непосредственного субъекта действия
2. Второе лицо обозначает действие собеседника
3. Третье лицо указывает на того, о ком идет речь
Спряжение и личные окончания глаголов
Форма лица, соотнесенная с деятелем, выражается с помощью личных окончаний, которые различаются у разных глаголов.
Способность глаголов изменяться по лицам и числам называется спряжением.
В зависимости от системы личных окончаний большинство глаголов русского языка относят к первому или второму спряжению.
Таблица
Личные окончания глаголов I спряжения
Лицо
Окончания
Примеры
Ед. ч.
Мн. ч.
Ед. ч.
Мн. ч.
Личные окончания глаголов II спряжения
Лицо
Окончания
Примеры
Ед. ч.
Мн. ч.
Ед. ч.
Мн. ч.
Личные окончания глаголов 1 спряжения
Спряжение глагола можно определить по личным ударным окончаниям. Первое спряжение объединяет глаголы, которые имеют личные окончания:
Понаблюдаем, как изменяется по лицам и числам глагол «беречь»:
Глаголы первого спряжения в личных окончаниях имеют ударные гласные, обозначенные буквами «ё», «у», «ю».
Личные окончания глаголов второго спряжения
Ко второму спряжению относятся глаголы, имеющие ударные личные окончания:
Посмотрим, как изменяется по лицам и числам глагол «кроить»
Итак, глаголы второго спряжения имеют личные окончания с гласными, обозначенными буквами «и», «а», «я».
Безударные личные окончания глаголов
У многих глаголов личные окончания являются безударными, из-за чего возникают сомнения в выборе букв «и» или «е», «у» или «а», «ю» или «я».
Как правильно пишутся личные окончания глаголов:
Если у глагола безударное личное окончание, следует определить его спряжение. Спряжение глагола с безударными личными окончаниями выясняют по неопределенной форме.
Ко второму спряжению относятся все глаголы с конечным буквосочетанием -ить, кроме слов «брить» и «стелить»:
В эту группу добавим семь глаголов с конечным -еть (смотреть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть, обидеть) и 4 глагола, заканчивающихся на -ать (гнать, держать, дышать, слышать). Их можно запомнить с помощью стишка-подсказки:
Чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов, воспользуемся безошибочным алгоритмом.
Алгоритм написания безударных личных окончаний
В определении безударного личного окончания глагола действуем пошагово:
Образец рассуждения
Неопределенная форма глагола «мол о ть» имеет суффикс, обозначенный буквой «о». По конечному буквосочетанию -оть отнесем этот глагол к I спряжению. Следовательно выберем букву «е» в написании безударного окончания глагола 3 лица единственного числа настоящего времени:
Ты как следует разгон…шься и быстро спуст…шься с горы.
Слово «разгонишься» (что сделаешь?) имеет начальную форму «разогнаться». В этом приставочном глаголе следует увидеть производящее слово «гнать»:
Значит, это глагол-исключение, который окружен словообразовательными морфемами: приставкой и постфиксом. Наличие этих морфем не меняет спряжения глагола.«Разогнаться» — это глагол II спряжения, как и производящее слово «гнать».
Напишем букву «и» в окончании формы 2 лица единственного числа глагола будущего времени «разго́н и шь ся».
Слово «спустишься» (что сделаешь?) имеет начальную форму «спуститься». Наличие возвратного постфикса -ся не влияет на спряжение глагола. В неопределенной форме глагола «спуст и ться» выявим суффикс -и- перед окончанием -ть. Слово заканчивается на -ить. Значит, это глагол II спряжения.
Выберем букву «и» в безударном окончании формы 2 лица единственного числа будущего времени — спу́ст и шь ся.
Родовые окончания существительных мужского рода
Род имен существительных в русском языке
В русском языке одной из основных характеристик имен существительных является их род. Попробуем разобраться, а также узнать суть этого термина, научиться определять, находить у различных текстов эту категорию, а также рассмотрим возможные исключения из правил. Закрепим материал таблицами.
Конечно, многие возразят: зачем это нужно? Сейчас, в век информационных технологий, абсолютно всё можно найти онлайн в интернете – достаточно, лишь, забить искомое в поисковую строку.
А ответ прост – знания грамматики русского языка делает человека более образованным: ведь всё, что говорит, пишет человек, показывает его культуру.
Что такое род имен существительных
Что нужно знать человеку про такой элемент этой части речи? В целом эта категория распространена практически во всех языках мира (за исключением армянского, некоторых языков кавказских стран).
Под этим термином понимают возможность имени существительного сочетаться с разными формами согласуемых слов в зависимости от их родовой принадлежности.
Стоит отметить: у разных языков одно и то же слово может принадлежать к совершенно разному роду.
Кроме того, русский язык имеет отдельную разновидность этой части речи – общий род, об этом будет говориться ниже.
Формально определить эту характеристику части речи можно так:
Род | Вопросы | Список примеров |
мужской | Он мой? | Шампунь, рояль, табель, вуз, аэрозоль, зонт, гель, потоп, бюллетень |
женский | Она моя? | Кошка, шляпа, папка, линейка, тетрадь, чашка |
средний | Оно моё? | Пари, меню, интервью, кафе, шоссе, купе, пальто, метро |
Имена существительных мужского рода имеют следующие признаки:
№ | Признак | Примеры |
1 | (и. п.) ед. числа с 0-ым окончанием. Причем у р. п. окончание «а» | дом, порт, мост, пласт |
2 | (и. п.) ед. числа с окончаниями «а», «я» | Дима, Лёша, Ваня |
3 | (и. п.) ед. числа с окончаниями «ой», «ый», «ий» | портной, ученый, Меркурий |
4 | образованные от этой же части речи с помощью суффиксов «ин», «ишк», «ушк», «ищ» | Домишко, детишки, мальчишки |
5 | исключения | подмастерье, тюль |
Признаки женского рода имен существительных:
№ | Признак | Примеры |
1 | (и. п.) ед. числа с 0-ым окончанием. А у р.п. – окончание «и». | ваниль |
2 | (и. п.) ед. числа с окончаниями на «а», «я» | картина, баня |
3 | (и. п.) ед. числа с окончаниями на «ая», «яя» | столовая |
Для среднего рода имен существительных характерны признаки:
№ | Признак | Примеры |
1 | оканчивающиеся на «мя» | племя, вымя |
2 | (и. п.) ед. числа с окончаниями на «о», «е» | море, танго |
3 | (и. п.) ед. числа с окончаниями на «ое», «ее» | земноводное |
4 | исключение | дитя |
Как определить род существительного
Самое простое – задать вопрос. Затем посмотреть на падеж, сравнить с признаками, представленными выше. Если это не помогло, то необходимо запомнить несколько правил.
Основные особенности
Во-первых, профессии распределяются по этому признаку в зависимости от окончания – при этом не важно, какого пола человек, принадлежащей к ней (хирург – муж. р., нянечка – жен. р.).
Во-вторых, предыдущее правило характерно также для животных (кошка – женского р., дятел – мужского). При этом, если по окончанию невозможно определить род, то грамматически он будет соответствовать признаку определяющего его понятия: гну – сложно определить, а вот антилопа (обозначает вид копытного) – женского р., то соответственно искомое слово будет того же рода.
В-третьих, для слов через дефис, определяющей является главная часть (по лексическому значению или изменяемость). Например: квартира-музей – женского р.
В-четвертых, для некоторых слов сейчас сложно найти объяснение этого понятия, поэтому их проще запомнить:
В-пятых, аббревиатуры определяются по роду в зависимости от ключевого слова их полной расшифровки (ООН – организация – женского р.).
Более сложные случаи
Первое, на что следует обратить внимание, обобщающие признаки:
Определение рода географических названий:
Примите во внимание: нельзя определить род у слов множественного числа (например: ножницы, ворота).
Общий род существительных
К этой категории относятся слова, характеризующиеся следующими признаками:
Правописание падежных и родовых окончаний
Как написать падежное или родовое окончание в слове? Сначала определите части речи, у существительного, затем определите склонение и падеж, напишите окончание, от существительного задайте вопрос к прилагательному, напишите окончание прилагательного. Разберем подробнее.
Правописание окончаний имён существительных
В окончаниях имён существительных пишется е:
В окончаниях имён существительных пишется и (ы):
У несклоняемых существительных род определяется так:
Однако если слово означает самку, то слово ж.р.: Гризли ласкала своего медвежонка (ж.р. – означает самку).
При этом: цеце, иваси – ж.р.
Неодушевлённые существительные относят к ср.р.: шерстяное кашне, овощное рагу, хрустальное бра.
При этом: кофе, пенальти, сирокко (м.р.), авеню, салями (ж.р.).
У топонимов род устанавливают по видовому понятию: Осло, Иваново (город) – м.р., Миссури (река) – ж.р.
Правописание окончаний имён прилагательных
Чтобы правильно написать родовое окончание имён прилагательных:
Безударные падежные окончания имён прилагательных следует проверять по прилагательному с ударным окончанием (удобнее всего — вопросом какой? в нужной падежной форме).
В прилагательных на ‑ий, ‑ья, ‑ье во всех падежных формах, кроме именительного и сходного с ним винительного падежа, пишется ь:
Читайте также: Когда писать Н НН в причастиях и прилагательных.
Безударные окончания прилагательных
В русском языке безударные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные. Для проверки правописания безударных окончаний прилагательных рекомендуем использовать следующие правила:
Родовое окончание прилагательных что это
Правописание родовых окончаний имен прилагательных
Отработка умений и навыков грамотного написания родовых окончаний имен прилагательных. Устанавливать связь имён прилагательных с существительными, определять род.
Олимпиады: Литературное чтение 1 — 4 классы
Содержимое разработки
Тема: правописание родовых окончаний имен прилагательных.
Цели деятельности учителя: отработка умений и навыков грамотного написания родовых окончаний имен прилагательных. Устанавливать связь имён прилагательных с существительными, определять род.
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
умение задавать вопросы;
умение проверять написанное;
способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Тип урока: повторение изученного.
Оборудование: Русский язык: 3 класс, 2 часть, В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Школа России. «Просвещение» 2012. Карточки с пословицами. Презентация. Карточки с вопросами.
Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.
Приветствуют учителя. Садятся на места.
Личностные— воспринимать речь обращенную к учащемуся.
Регулятивные— обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
Постановка учебной задачи и ее решение
Словесный: ответы на вопросы. Практич.: письмен.
Решение частных задач.
Словесный: ответы на вопросы.
-Открываем тетради, записываем число, классная работа.
1.Что такое имя прилагательное?
2.Что обозначает имя прилагательное?
3.На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
4.С какой частью речи связано имя прилагательное?
5.Как изменяются имена прилагательные?
6.Что образует имя прилагательное с существительным?
7.Какое слово главное, какое зависимое?
8.Как определить окончания прилагательных?
9.Как обозначается главное слово?
10.А что такое окончание?
На доске висят три карточки с вопросами: Какая? Какое? Какой?
-Ребята, скажите, а почему 3 вопроса?
И шесть карточек со словами: летняя, красивый, смешной, необычная, чистое, желтое. Вызываю к доске по очереди ребят, и они должны к каждому вопросу подставить слово, остальные пишут в тетради. Выделяют окончание, род, ударение. Что мы с вами сделали? Что мы записали в 1 столбик? Что во 2-ой?3-ий? Молодцы, вы справились с заданием!
— Какие задачи стоят перед нами на сегодняшнем уроке? Что для этого мы должны знать?
—Откройте учебник на странице 74, посмотрите на № 128.
-Маша, прочитай задание.
-Ребята, посмотрите, после упражнения еще есть задания, давайте прочитаем их. А сколько их? Что сказано в задание? Что нужно сделать?
-Поставить вопрос от какого слова?
-Как это изображено? Какого рода? Какая орфограмма пропущена в слове?
-Итак, начинаем выполнять упражнение. По одному я вызываю к доске, остальные пишут у себя в тетради.
-Какое еще мы не обсудили задание?
-Посмотрите на упражнение №129.
-Давайте прочитаем задание.
Ребята, откройте дневники. Это будет ваше домашнее задание.
Строить грамматическое рассуждение.
Отвечать на вопросы.
Контролировать правильность записи.
Выбирать необходимую информацию.
Контролировать правильность записи.
Читать задание в учебнике. Обобщать.
Коммуникативные— умение слушать и слышать. Регулятивные-постановка учебной задачи.
Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.
Словес.: ответы на вопросы.
Практич.: работа с карточками.
А сейчас ребята мы разделимся в группы по 4 человека. Каждой группе будет дана пословица, в которой вы должны найти прилагательное с пропущенным окончанием. Первое, что вам нужно будет сделать, это внимательно прочитать, вставить пропущенное окончание. Второе, определить род прилагательного. И третье, это объяснить смысл своей пословицы.
1.Детство время золотое.(ср.р)
2.Летний день, за зимнюю неделю.
4. Нет такого дружка, как родимая матушка.
5. Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
6. Ранняя весна — много воды.
7. Для смелого солдата и рукавица — граната.
8. Опытному воину река не преграда.
-Посмотрите на упражнение №129.
-Давайте прочитаем задание.
Ребята, откройте дневники. Это будет ваше домашнее задание.
Строить грамматическое рассуждение.
Знакомятся с пословицами.
Узнавать новую информацию.
К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.
Рефлексия. Словес.: ответы на вопросы, самоанализ.
Итак, кто сегодня все понял и у кого не осталось вопросов, поднимите зеленый карандаш. Кому было все понятно, но остались вопросы, поднимите желтый. А кто совсем ничего не понял, и ему было скучно поднимите красный.
-Итак, о чем мы сегодня говорили?
1.Что такое имя прилагательное?
2.Что обозначает имя прилагательное?
3.На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
4.С какой частью речи связано имя прилагательное?
5.Как изменяются имена прилагательные?
6.Что образует имя прилагательное с существительным?
7.Какое слово главное, какое зависимое?
8.Как определить окончания прилагательных?
9.Как обозначается главное слово?
10.А что такое окончание?
Оценивают свои достижения. Подводят итог урока. Отвечают на вопросы.
Регулятивные – анализировать собственную работу.Регулятивные —выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.
Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы
Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки
Комплекты учителю
Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы
Вебинары для учителей
Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема «Родовые окончания имён прилагательных»
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
1) Совершенствовать умение находить имена прилагательные в тексте, определять род, число и падеж.
2) Развивать орфографическую зоркость у детей, внимание, память.
3) Воспитывать любовь к окружающему миру.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема «Родовые окончания имён прилагательных»
1) Совершенствовать умение находить имена прилагательные в тексте, определять род, число и падеж.
2) Развивать орфографическую зоркость у детей, внимание, память.
3) Воспитывать любовь к окружающему миру.
Придумано кем-то и просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро»
И Доброе утро всем вам до вечера
Известный философ СОКРАТ сказал такие строчки ;
В КАЖДОМ ЧЕЛОВЕКЕ ЖИВЕТ СОЛНЦЕ. ТОЛЬКО ДАЙТЕ ЕМУ СИЯТЬ.
И МНЕ хочется поселить в нашем классе солнце.
Наступила весна — давайте узнаем что это слово означает
ВЕСНА – старо-славянское слово и означает время когда живется хорошо.
II. Этап проверки знаний учащихся
Давайте вместе с вами разгадаем лабиринт
III. Этап усвоения новых знаний.
— Подберите к данным словам прилагательные.
1. Логическая минутка.
— Из двух столбиков слов составьте словосочетания имени существительного + прилагательное:
— Почему у прилагательных разное окончание?
— Какие родовые окончания имеют прилагательные? (Памятка)
Родовые окончания имён прилагательных.
4. Исследовательская работа.
— О каком времени года сегодня на уроке идёт речь?
— Какой весенний праздник очень любят дети?
— Хотели бы вы поздравить маму и бабушку с этим праздником?
— Давайте, напишем поздравление.
Поздравляю тебя с ______ праздником! Пусть в этот ______ день сбываются ______ мечты, и радуют ______ цветы. Пусть не смолкает ______ смех и ______ поздравленья и будет у тебя ______ настроенье.
— Какая часть слова менялась у имён прилагательных?
— Как изменяются имена прилагательные?
— С заданием справились, поставили точку в 5 квадрате, если нет, ничего не ставите.
IV. Этап повторения изученного материала.
— Прочитайте текст, объясните правописание пропущенных орфограмм.
— Укажите род, число и падеж у имён прилагательных.
— Что вы узнали об имени прилагательном?
— Как определить род, число и падеж имени прилагательного?
VI. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме»Родовые окончания имён прилагательных»
Презентация создана к обобщающему уроку по теме «Родовые окончания прилагательных» к учебникам Зелениной,Хохловой,3 класс, УМК «Школа России».В ней есть закрепление основных понятий и категорий,развие.
Урок русского языка по теме:» Родовые окончания имён прилагательных»
В ходе урока учащиеся смогут систематезировать знания по теме: «Родовые окончания имён прилагательных», будут учиться распознавать их.
Конспект урока по русскому языку «Правописание родовых окончаний имён прилагательных»
4 классТЕМА: «Правописание родовых окончаний имён прилагательных». Цели урока:Развивать умения правильно и точно употреблять име.
Открытый урок по русскому языку «Значение и употребление имён прилагательных в речи»
Урок очень интересный. Подобраны и логически распределены разные виды работ на уроке.
Открытый урок по русскому языку «Значение и употребление имён прилагательных в речи»
Урок очень интересный. Много заданий, которые носят разноуровневый характер. Подобраны и распределены лаконично на разных этапах урока разные виды и формы работ.
Конспект урока по русскому языку «Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе»
Урок русского языка проводится в 4 классе по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе»Цель данного урока: упражняться в правильном напи.
Конспект урока по Русскому языку. Тема:«Падежные окончания имен прилагательных мужского, женского и среднего рода» (3 класс)
Планируемые результаты:- уметьориентироваться на понимании причин успеха в учебной деятельности, в том числе, на самоанализ и самоконтроль.- знать как изменять прилагательные по числам, падежам, родам.
Родовые окончания прилагательных?
Olgas071003 13 мая 2019 г., 23:14:25 | 1 — 4 классы
Как определить родовые и личные окончания?
Как определить родовые и личные окончания.
Умник239 16 апр. 2019 г., 23:02:45 | 1 — 4 классы
Выдели родовые окончания имён прилагательных Чёрная тушь, дождевой плащ, старшая дочь?
Выдели родовые окончания имён прилагательных Чёрная тушь, дождевой плащ, старшая дочь.
Golovkin030397 12 июл. 2019 г., 05:55:26 | 1 — 4 классы
Помогите пожалуйста что такое родовое окончание?
Помогите пожалуйста что такое родовое окончание.
Marfa200505 14 нояб. 2019 г., 21:39:43 | 1 — 4 классы
Русая, русый, русое : указать род, форму числа и родовое окончание прилагательных?
Русая, русый, русое : указать род, форму числа и родовое окончание прилагательных.
Wildberry 12 окт. 2019 г., 02:24:01 | 1 — 4 классы
Что такое родовые окончания?
Что такое родовые окончания.
А135 27 дек. 2019 г., 03:17:41 | 1 — 4 классы
В каком числе имена прилагательные имеют разные родовые окончания?
В каком числе имена прилагательные имеют разные родовые окончания?
От чего это зависит?
НАстямгн 10 февр. 2019 г., 18:20:52 | 1 — 4 классы
С данными однокоренными прилагательными составить и записать словосочетания с подходящими по смыслу существительными?
С данными однокоренными прилагательными составить и записать словосочетания с подходящими по смыслу существительными.
Выделить родовые окончания прилагательных.
Nuraiym11h 27 дек. 2019 г., 10:10:04 | 1 — 4 классы
Кристинагрей 8 февр. 2019 г., 03:34:46 | 1 — 4 классы
Разноцветная листва какой род у данного прилагательного, основа и родовое окончание?
Разноцветная листва какой род у данного прилагательного, основа и родовое окончание.
Вы перешли к вопросу Родовые окончания прилагательных?. Он относится к категории Русский язык, для 1 — 4 классов. Здесь размещен ответ по заданным параметрам. Если этот вариант ответа не полностью вас удовлетворяет, то с помощью автоматического умного поиска можно найти другие вопросы по этой же теме, в категории Русский язык. В случае если ответы на похожие вопросы не раскрывают в полном объеме необходимую информацию, то воспользуйтесь кнопкой в верхней части сайта и сформулируйте свой вопрос иначе. Также на этой странице вы сможете ознакомиться с вариантами ответов пользователей.
Хоулин8888 1 окт. 2021 г., 07:25:14
В дни моего детства футбол был очень популярен. Мы, мальчишки, просто болели футболом. Да и не только мальчишки. Каждую свободную минуту мы старались посвятить любимой игре. В те годы мало было специально оборудованных спортивных площадок. Футбо..
Tina84 1 окт. 2021 г., 07:11:59
KozAChkA 1 окт. 2021 г., 07:11:05
Мне подарили игрушку. Она посмотрела на меня влюблёнными глазами. Он указал ей пальцем, на лежащую книгу на столе, после чего девочка поблагодарила его. Он подарил мне цветы. Она мне мило улыбнулась, после чего я улыбнулся ей в ответ.
Katya110496 1 окт. 2021 г., 07:09:18
Света съела немытую морковь. Митя промочил ноги. Витя не застегнул пальто. Саша взял в рот сосульку. Или : Саша в рот взял сосульку.
Рлвл 1 окт. 2021 г., 07:05:14
Aluevviktor 1 окт. 2021 г., 07:04:43
Шёл я по берегу ручья. И под кустом увидел ежа. Он тоже меня заметил, и свернулся в клубок.
Хава116 1 окт. 2021 г., 07:04:42
Месяцы нужно весне, чтобы пройти поперёк российской земли от южного до северного края. Ещё не необъятные эта земля вдоль, с восхода на закат. В закатный час вышел человек к морю. Сосны на жёлтых склонах бросают длинные тени. Здесь, у песчаной кос..