Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология

Теория идеологии – методологическое основание изучения идеологии государства

Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть картинку Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Картинка про Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть картинку Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Картинка про Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть картинку Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Картинка про Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть картинку Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Картинка про Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология

Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть картинку Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Картинка про Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология

Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть картинку Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Картинка про Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология

Происхождение термина и эволюция содержания «идеология» и его современное значение.

Идеология — это продукт мышления определенных групп людей, который, как и тип их мышления, предопределяется характером этих групп и их положением в существующей действительности. Предметом мышления определенной группы людей являются те элементы действительности, которые представляют для нее практический интерес.

Современное понимание идеологии.
Идеология — это относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, ценностей, принципов и представлений, которые исходят из интересов и устремлений определенных групп людей, выступают по форме или по существу как выражение интересов всего общества, направлены на закрепление или изменение существующего общественного устройства и служат в качестве инструмента коллективного политического действия.

Теория идеологии – методологическое основание изучения идеологии государства.

Научная теория – совокупность подтверждённых опытом, упорядоченных утверждений, объясн. какой-либо комплекс явл. либо отдельное явл.

Теория идеологии – комплекс утверждений, объясн. феномен идеологии. Разрабатывается более 200 лет. В основных положениях сложилась.

Термин «изучение» имеет два основных значения: 1) усвоение чего-либо в процессе обучения; 2) познание определенных явлений в результате научного исследования. В современной науке под методологией понимается область познания, изучающая принципы и способы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности людей. В учебниках и учебных пособиях по определенной научной дисциплине обычно имеется раздел, посвященный характеристике используемых в данной науке методов исследования, ее важнейших понятий и категорий, а также и особенностей интерпретации (истолкования, объяснения) изучаемых объектов или явлений. Такие разделы обычно называются методологическими основаниями данной науки. В более узком значении термин «методология» означает совокупность средств, методов и приемов, используемых в какой-либо области познания.

Теория ид. – методологическая основа (своеобр. путеводитель) при изучении любой идеологии, в т.ч. и ИБГ

3. Идеология, субъекты и процесс её формирования, носители, формы проявления и уровни организации

Идеология не есть отдельная наука. Идеология – это совокупность идей, ценностей, принципов и представлений, в которых определённые группы людей осознают себя, своё положение в существующей действительности, выражают свои потребности и интересы, формулируют свои цели и устремления и обосновывают пути их достижения с помощью коллективных действий в общественной жизни и политике.

Конечно, представление о существующей действительности формируют различные социальные субъекты: от отдельных индивидов до групп. Но носителями идеологии выступают, прежде всего, группы людей. Так как сознание отдельного человека выступает как проявление группового сознания. Идеология по определению является результатом мышления групп людей. Поэтому говорить об идеологии отдельной личности было бы неправильно с точки зрения сути идеологии.

Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть картинку Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Картинка про Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология

Процесс формирования идеологии включает несколько стадий. Чтобы он начался, нужна группа людей со своими специфическими интересами. Из них выделяются интеллектуалы, идеи которых воздействуют на общественное сознание или выливаются в массовое политическое движение. Образовывается система идей, которую называют идейным или идейно-политическим течением. Конкретизация, детализация, развитие базовых идей. Институализация идеологии – созд. организаций, партий, движений, гос-ва на базе идеологии.

Различают следующие уровни функционирования идеологии:

1) актуализированный, или обыденный (житейский) – проявляет себя в виде несложных суждений относительно тех или иных явлений общественной жизни и в различных формах политической активности/пассивности её носителей.

2) программно-политический –общие идейные принципы и политические установки преобразуются в политические программы, социальные требования, лозунги.

3) теоретико-концептуальный –образуют литературные сочинения – статьи, монографии, доклады, диссертации и подобное, к которых с применением научного по своей форме аппарата осмысливается действительность и положение в ней данного социального субъекта.

Различают следующие формы проявления идеологии:

Источник

Толковый словарь: «идеология». История понятия

Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть картинку Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Картинка про Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология

Для лучшего понимания сути и физического смысла запрета в действующей конституции.

Широкое распространение практики применения некоторого термина не гарантирует общеизвестности (однозначной сходимости и тем более — правильности) его определения. Попробую восполнить пробел. Первоначальный ключ — в какой-то из работ товарища С.Г. Кара-Мурзы, но его найти не получилось, упираться не стал. Найденный (цитируемый) текст достаточно хорош, все необходимые детали в нём есть.

Идеология: наука об идеях

Автор: Юрий Пущаев

Двадцатый век, который то ли бесповоротно закончился, то ли еще продолжается как определенная историческая эпоха, можно смело называть веком идеологий. Три ведущие идеологии (три идеальных типа, к которым тяготеют конкретно существующие идеологии) – либерализм, коммунизм и фашизм – вступили в ХХ веке между собой в жестокую схватку за господство над миром и человеческими умами.

Первым с арены истории ушел фашизм как самый агрессивный и не приспособленный ни к какому мирному сосуществованию. Потом исторический крах, надорвавшись от внутренних противоречий, потерпел и коммунизм.

Еще совсем недавно казалось, что безусловным победителем из схватки идеологий вышел либерализм. Однако мировой экономический кризис, который начался в 2008 году, череда колониальных войн и цветных революций, и связанный с этим полный подрыв авторитета и веса международного права и т.д., возможно, являются предвестьем каких-то грандиозных потрясений, когда потерпит крах и идеология либерализма. Такие перевороты (конец века идеологий) не происходят в одночасье. Перемены надвигаются достаточно медленно по меркам отдельно взятой человеческой жизни, но, похоже, неотвратимо.

В чем вообще смысл феномена идеологии, его суть? Дословно, по-гречески идеология означает слово или науку об идеях, поскольку образовано от древнегреческих слов ἡ ἰδέα (внешний вид, наружность вид, род, образ, форма, идея, общее свойство, начало, основание) и ὁ λόγος (слово, речь, разум, разумное основание, суждение, выражение, доказательство, разговор, беседа, (со)отношение, соответствие, счёт, исчисление, число, группа).

Что же это за идеи, наукой или изложением которых претендует быть любая идеология? Вообще термин «идеология» впервые в научный оборот в конце XVIII века вводит французский философ, политик и экономист Антуан Дестют де Траси. По своим философским взглядам он был сенсуалистом (сторонником воззрений, что все знание и все мысли возникают из ощущений), и он понимал идеологию как науку о том, как сознание производит идеи из ощущений. Основы науки об идеях Дестют де Траси изложил в своем труде «Элементы идеологии».

Примечательно тут то, что эта наука понималась своим создателем и его предшественниками и единомышленниками (Кондильяк, Кабанис и др.) как призванная совершенным образом обеспечить разумность человеческого устройства (общества и жизни каждого индивидуума). В этом смысле идеология как наука об идеях явилась прямой наследницей эпохи Просвещения. Более того, «идеология» воспринималась ее сторонниками как теория, позволяющая создать мир совершенно заново, «с нуля». Ведь она по словам Дестюта де Траси дает «ясную идею об универсальном инструменте всех наших знаний, их методах, действиях, результатах, а также о принципе всех наших знаний». Теперь, говорит он, «будучи уверены в формировании и преемственности (filiations) наших идей, всё, что мы скажем далее… станет всего лишь следствием предваряющих положений и будет покоиться на прочной и неизменной основе, коренящейся в самой природе нашего существа. Таким образом, эти предваряющие положения и составляют то, что собственно называется идеологией, а все следствия, которые из нее вытекают, являются предметом грамматики, логики, образования, частной морали и морали публичной (или общественного искусства), воспитания и законодательства, которое есть не что иное, как воспитание сформировавшихся людей (hommes faits)».

Таким образом, собственно идеология, по мысли автора этого термина, дает прочный фундамент всех наших знаний, прежде всего в логике, образовании, политике, воспитании и законодательстве и т.д.

Неслучайно поэтому далее идеологию начинают понимать как социально-политическое учение об идеях, которые должны лежать в основе разумного и единственно правильного общественного устройства. Любая идеология, будь это коммунизм или либерализм, или еще какая (за исключением, пожалуй, консерватизма, ведь этот феномен неслучайно не имеет четкого определенного смысла, поскольку у каждого народа свой консерватизм) предлагает свой проект общественного устройства, который она мыслит как единственно верный и безальтернативный. Тем самым она навязывает его всему человечеству своей железной рукой как единственно верный тип общественного устройства, который только и имеет право на существование.

А гарантирует возможность единственно верного разумного общественного устройства вера в разум, в то, что человек может, лишь опираясь на свою науку (а не религию!), безошибочно проникнуть в суть общественного устройства и мировой истории, понять ее логику.

Можно утверждать поэтому, что любая идеология носит внехристианский или даже открыто антихристианский характер. Ведь ее главная цель – пообещать человечеству возможность устроиться на Земле без Бога, с опорой лишь на собственный разум и собственные силы. Поэтому, скажем, выражение «христианская идеология» в этом смысле напоминает оксюморон деревянное железо. Христианство не является и не может являться никакой идеологией хотя бы потому, что оно считает мир падшим и неразумным, в котором невозможно устроиться надежно и счастливо в принципе – как отдельно взятому человеку, так и обществу в целом. «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18, 36). А любая идеология обещает именно это, в смягченной или радикальной форме. И в этом смысле, на мой взгляд, между идеологией и христианством – пропасть, неустранимая разница и даже вражда.

Для сравнения процитирую академическое описание:

Эволюция понятия «идеология» и его современное значение

Происхождение термина «идеология»

Термин «идеология» ввел в научный и политический обиход в 1796 г. французский философ, экономист и политический дея­тель А. Дестют де Траси (1754—1836). С тех пор научное осмыс­ление этого понятия неизменно вызывало и продолжает вызы­вать острые дискуссии. К настоящему времени оно получило десятки различных определений, стало употребляться для обоз­начения широкого круга социальных явлений.

Напомним, что термин «идеология» состоит из двух грече­ских слов — идея и логос. Первое из них — в буквальном переводе означает мысль, первообраз, понятие, смысл. Второе — в античной философии одновременно означает и слово, высказывание, речь, и всеобщий закон, осно­вание мира, и упорядочивающее начало. Со временем слово 1о|>08 стало пониматься как учение, а использование производ­ного от него «. логия» в качестве второй части слов дает значе­ние «наука», «знание». Таким образом, с формальной, этимоло­гической точки зрения, термин «идеология» может означать и «учение, науку об идеях», и «мысль, выраженную в слове», и «ло­гически взаимосвязанную совокупность идей».

Обратимся к выяснению эволюции, которую претерпело со­держание понятия «идеология» с момента его появления.

А. Дестют де Траси термин «идеология» использовал в первом его значении. Он употребил его в докладе «Проект идео­логии» (1796). В сочинении «Элементы идеологии», (1801— 1815) ученый подробно развил это понятие. В его трактовке, идеология должна была стать наукой, предметом которой явят­ся всеобщие законы образования, взаимодействия и превраще­ния идей, их влияния на жизнедеятельность различных соци­альных групп. Как надеялся де Траси, со временем в содержа­тельном отношении идеология станет такой же наукой, как, на­пример, механика, зоология или биология, но будет превосхо­дить их по своим предмету, средствам и целям. Идеология должна была составить основание всего свода наук о природе и человеческом обществе. Предполагалось также, что на выра­ботанные ею принципы будет опираться и политика [1].

Однако указанный смысл за понятием «идеология» не за­крепился. Особая наука под таким названием так и не появи­лась, поскольку учение об идеях изначально не отвечало кри­териям научной дисциплины. Наука, как известно, призвана заниматься познанием объективно существующих явлений, а не изобретением идей как неких общих принципов социаль­ной деятельности. Ныне этот термин имеет иное значение. Но прежде чем приобрести свой современный смысл, понятие «идеология» претерпело достаточно сложную эволюцию, периодически выступая предметом критического отношения к нему.

Хрестоматийным примером первой критики предложенно­го де Траси и подхваченного другими французскими учеными понятия идеологии является отношение к нему Наполеона Бо­напарта. Сначала, будучи республиканцем, он самым реши­тельным образом поддерживал новую «науку». Когда же стал императором, то обвинил идеологию и ее создателей в своих просчетах и поражениях. «Все ошибки и несчастия нашей пре­красной Франции, — утверждал он, — следует приписать имен­но идеологии, этой туманной метафизике, которой придавали слишком много значения» [2]. Идеологами он считал людей, у которых отсутствует чувство реальности, доктринеров, не сооб­разующихся с действительностью, и лицемеров, которые под маской радужных идей скрывают свои истинные устремления. К ним Наполеон причислил де Траси и всех тех, кто критичес­ки относился к его правлению. Но, несмотря на такое ирони­ческое отношение Наполеона к идеологии и к тем, кто ее раз­рабатывал, именно ему она обязана исключительной популяр­ностью, которую приобрела в обществе того времени.

К. Маркс и Ф. Энгельс: идеология — ложное сознание

Важной вехой эволюции понятия идеологии составило творчество Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Проблеме идеологии они посвятили произведение «Не­мецкая идеология» (1845—1846) [3]. Как идеологию они квали­фицировали совокупность представлений, составляющих осно­ву содержания современной им немецкой философии. К. Маркс и Ф.Энгельс подвергли эту философию критическо­му рассмотрению и определили ее как идеалистическую, по­скольку исходными ее положениями являются утверждения о том, что действительный мир есть продукт мира идей, что идеи господствуют над миров и что идеи определяют действитель­ную жизнь людей. Эти представления они характеризовали как ложное сознание, т.е. извращенное понимание действительно­сти. Воззрения людей, содержание которых основывается на данном постулате, они определили как идеологию, а творцов и пропагандистов таких представлений называли идеологами. Вся­кая идеология, писал с иронией Энгельс, имеет дело «с мыслями как с самостоятельными сущностями, которые обладают незави­симым развитием и подчиняются только своим собственным за­конам» [4]. Понимаемая таким образом идеология предстает как ложные представления, как фальшивое, иллюзорное и преврат­ное, т.е. извращающее истинное положение, сознание.

И-23: воду, заменяющую актуальное определение опускаю. Кому интересно, может поверить мою оценку по ссылке.

И напоследок добавлю несколько цитат из «Манипуляции сознанием» тов. СГКМ:

Хотя идеология, эта замена религии для гражданского общества, возникла как продукт Научной революции и Просвещения в Европе, главным создателем концепции и технологии манипуляции массовым сознанием с самого начала стали США. Впрочем, они — порождение Европы (как говорили уже в XVIII веке, США — более Европа, чем сама Европа). Здесь, на пространствах, свободных от традиций старых сословных культур, возник индивидуум в самом чистом и полном виде. У «отцов нации» и состоятельного слоя Соединенных Штатов появилась острая потребность контролировать огромную толпу свободных индивидов, не прибегая к государственному насилию (оно было попросту невозможно и противоречило самой идейной основе американского индивидуализма). В то же время не было возможности взывать к таким этическим нормам, как уважение к авторитетам — США заселили диссиденты Европы, отрицающие авторитет. Так возник новый в истории тип социального управления, основанный на внушении. Писатель Гор Видал сказал, что «американскую политическую элиту с самого начала отличало завидное умение убеждать людей голосовать вопреки их собственным интересам».

Второй признак государства — идеология. Для буржуазного государства это признак абсолютно необходимый, ибо в прежних, сословных государствах обходились религией. Без идеологии нет легитимации власти в буржуазном государстве, а без легитимации нельзя говорить о становлении государства вообще.

Источник

Генезис понятия идеология. Современные понятия идеологии

Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть картинку Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Картинка про Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть картинку Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Картинка про Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть картинку Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Картинка про Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть картинку Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Картинка про Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология

Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть картинку Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Картинка про Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология

Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть картинку Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Картинка про Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология

Современное понимание идеологии

В начале ХХІ века идеология и идеологическая деятельность все определеннее превращаются из частного и личного в публичное и общественно значимое дело. Идеология не только стала известной по прошлому историческому опыту формой самопознания классов и больших социальных групп людей, но и формой справедливости и ориентации государств и отдельных индивидов

Можно охарактеризовать несколько определений данного понятия.

· Идеологией называют совокупность идей, выражающую интересы своего носителя. Ее носителями могут быть отдельные представители, большие социальные группы, государства.

· Идеологией называют совокупность политических убеждений и установок.

· Идеологией называют совокупность идей, отражающих экономическую структуру общества.

· Идеологией называют систему идей, обслуживающую и оправдывающую определенные виды общественной практики и отличающуюся от теоретического осмысления действительности.

Существование различных трактовок понятия идеологии ставит изучающего идеологию белорусского государства перед непростой проблемой выбора. Данный выбор должен проистекать из обобщения и анализа существующих определений, а затем на основании аргументов раскрывать свою уникальность и принципиальное различие. Поэтому, идеологией называется совокупность (система) идей, выражающая интересы и цели ее носителя.

Идеи можно условно делить на две группы: теоретические и практические. Первые – результат сложной игры человеческого ума, сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения знаний о внешнем мире и самом человеке, результат комбинирования наших мыслей и представлений, сплав интуиции и рассудка. Они являются как бы свернутыми теориями и концепциями. Представлены теоретические идеи принципами, законами, категориями.

Практические идеи представлены ценностями, идеалами, убеждениями людей. В ценностях человека, общества и государства выражаются наиболее общие цели, отражающие потребности и интересы людей. Идеалы отражают наиболее общие цели человека, общества, государства, в которых одни интересы и потребности людей учитываются, а другие последовательно игнорируются или остаются в тени. Убеждениями называются такие идеи, к которым человек эмоционально и личностно привязан и готов защищать перед лицом реального или воображаемого оппонента.

Несомненно важной особенностью развития любого государства и в частности Республики Беларусь является возможность свободно и легко адаптироваться во внутренней жизни его гражданам. Условия, которые позволяют проявить возможности и таланты каждого человека, являются приоритетной задачей любого государства.

Теоретическая и практическая актуальность изучения идеологии белорусского государства связана в первую очередь с теми изменениями в структуре и направленности общественного сознания, которые произошли после распада СССР и обретения Республикой Беларусь суверенитета.

Формирование идеологии государства в наши дни не только насущна, но и закономерна. Она обусловлена глубинными экономическими, социально-политическими и психологическими потребностями человека и общества. Здесь можно выделить, что идеологическая работа происходит во всех областях и сферах человеческой деятельности, даже во многих крупных коммерческих компаниях ориентируются на рассмотрении МИССИИ, которая определяет основные направления деятельности, направленные на созидание и облагораживания человека и все общество, а также само государство.

Убежденные в том, что именно «Идеи правят миром», формируют общественную мораль которая, в свою очередь, определяет стратегию и тактику государственной политики, французские мыслители методично и последовательно развивали учение об идеях в связи, в конечном счете, с потребностями государственного управления.

Источник

Эволюция понятия идеологии

Идеология — одна из важнейших фирм политического сознания под которой, обычно понимают совокупность идей, образов, мифов, политических программ, создающих определённое представление о мире и используемых в интересах той или иной социальной группы.

Зарождение понятия идеологии

До XVIII в. понятия идеологии не существовало в принципе. Мировоззрение людей в большинстве культур и цивилизаций формировалось на основе религиозных представлений. Тех, чьи представления отличались от общепринятых, обычно подвергали преследованиям, а их взгляды считались заведомо ложными. По мере того как в европейском мире ослабевало влияние религии и формировалось светское мировоззрение, стали возникать различные комплексы идей и, соответственно, появился интерес к самому процессу возникновения новых принципов и представлений, Французский мыслитель Антуан Дестют де Траси (1754— 1836) в своей работе «Элементы идеологии» впервые употребил этот термин. Идеология воспринималась им как система идей или как наука об идеях. По его мнению, идеи формируются на основании восприятия человеком окружающего мира. В этом процессе важнейшую роль играют чувства, память, способность к суждению и воля. После того как идеи сформированы и оформлены в последовательную систему, они начинают оказывать влияние на политическую жизнь и мораль, поскольку люди теперь действуют в соответствии с идеологией.

Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть картинку Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Картинка про Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология

Для Дестюта де Траси в понятии «идеология» не было негативного смысла. Напротив, он считал, что систематизация идей должна способствовать развитию наук, политической мысли и т. д. Однако вскоре идеология стала восприниматься как нечто отрицательное. Начало такому отношению положил Наполеон, к политике которого Дестют де Траси и его единомышленники находились в оппозиции. Император отвечал им неприязнью и называл недовольных его правлением либералов идеологами в презрительном смысле, т. е. людьми, не осознающими реальных политических интересов и задач.

Марксистское понимание идеологии

Следующий шаг по пути к закреплению негативного понимания идеологии совершил Карл Маркс. Для него идеология была лживой системой ценностей, используемой буржуазией для сохранения своего господствующего положения и всё большего подчинения рабочего класса. Слово «идеология» он применял только по отношению к враждебным ему идеям. Созданную им самим систему идей Маркс считал «научным мировоззрением».

«В прямую противоположность немецкой философии, спускающейся с неба на землю, мы здесь поднимаемся с земли на небо, т. е. мы исходим не из того, что люди говорят, воображают, представляют себе, — мы исходим также не из существующих только на словах, мыслимых воображаемых, представляемых людей, чтобы от них прийти к подлинным людям; для нас исходной точкой являются действительно деятельные люди, и из их действительного жизненного процесса мы выводим также и развитие идеологических отражений и отзвуков этого жизненного процесса. Даже туманные образования в мозгу людей, и те являются необходимыми продуктами, своего рода испарениями их материального жизненного процесса, который может быть установлен эмпирически и который связан с материальными предпосылками», — писал он в работе «Немецкая идеология».

Таким образом, по представлению Маркса, все идеи, формулируемые людьми, определяются господствующим в данный момент в обществе способом производства и следуют из него, а вовсе не из особенностей мышления или убеждений человека. Соответственно, пока общество устроено несправедливо, идеи служат интересам господствующего класса, и только когда будет создано бесклассовое общество, в нём станет возможно создание неискажённой, основанной на истинно научных представлениях системы идей. Собственную концепцию Маркс воспринимал как основание этого будущего мышления, столь резко отличающегося от идеологии.

Сегодня хорошо видно, что Маркс, по сути дела, создал ещё одну идеологическую систему, но обосновывающую борьбу социалистов за власть. Однако сам его подход к идеологии оказал большое влияние на учёных последующих поколений.

Ницше и понятие идеологии

Представление о том, что любая идеология служит чьим-то интересам, а не является объективной ценностью сама по себе, получило после Маркса широкое распространение. Различные мыслители по-своему истолковывали эту мысль, используя её в собственных концепциях. Для немецкого философа Фридриха Ницше (1844—1900) марксистская идея о классовом характере идеологии была неприемлема, но в своей философии он исходил из того, что существуют различные системы ценностей. Одни ценности характерны для аристократов духа, стремящихся к власти и господству, и порождают в конце концов сверхчеловека, другие — ценности плебеев, способных только к подчинению.

Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть картинку Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Картинка про Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология

Аристократические ценности, конечно же, представлялись философу «правильными», в отличие от убогих плебейских. Однако на последующие поколения наибольшее воздействие оказала сама мысль о том, что системы ценностей в принципе могут быть разными. В предыдущие столетия такой подход был абсолютно невозможен.

Влияние психоанализа на теории идеологии

Идеи основателя школы психоанализа великого психолога и философа Зигмунда Фрейда (1856—1939) хоть и опосредованно, но очень сильно повлияли на взгляды социологов XX в. Представление о человеческом подсознании, обусловливающем решения, поступки, идеи людей, вошло не только в медицину, но и в литературу, искусство, философию. Для политического мышления и политических теорий также очень важным оказалось понятие коллективного бессознательного, введённое швейцарского психологии Карлом Густавом Юнгом (1875—1961), последователем и во многом соперником Фрейда. Наличие в мышлении человечества общих бессознательных архетипов, независящих от личного опыта индивида и всё равно оказывающих на него влияние, — эта идея стала принципиальной для анализа политической жизни мира, в том числе и для изучения различных идеологий.

Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть картинку Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Картинка про Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология

Идеология и утопия Карла Манн Гейма

Один из крупнейших социологов XX в. Карл Маннгейм (1883—1947) считается создателем особого направления в науке — социологии знания. В центре интересов Маннгейма находились особенности человеческого мышления и их связь с социальными и историческими факторами. Именно в этом аспекте он рассматривал понятие идеологии в своей ставшей классической работе «Идеология и утопия».

Маннгейм, как и его предшественники, исходит из того, что идеологические представления искажают реальность, однако он чётко проводит различие между заведомой ложью и идеологическими концепциями: «Как идеологию взгляды противника начинают расценивать с того момента, когда их не считают больше заведомой ложью, но ощущают во всей его позиции некую неправду, которую толкуют как функцию определённого социального положения». Но при этом, в отличие от Маркса, для которого идеологичными были только взгляды его политических противников, принципиальная позиция Маннгейма заключается в том, что идеология может быть присуща любой социальной группе независимо от того, обладает она «правотой» или нет.

Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть картинку Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Картинка про Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология

Таким образом, формулируется принципиально важная для Маннгейма, да и для всего XX столетия мысль о том, что любые идеи имеют относительную ценность и должны восприниматься в связи с эпохой, когда они были сформулированы, и той средой, в которой они циркулировали. «Тревожное чувство вызывает тот факт, что на современной стадии развития мышления и социального бытия именно те люди, которые претендуют на обладание „абсолютными ценностями», преисполнены сознания своего превосходства. Подобное самовозвеличение и самовосхваление, основанное на мнимом обладании абсолютными ценностями, сводится часто к простой спекуляции потребностью широких масс в устойчивости и их нежеланием видеть разверзающуюся перед ними пропасть, которая обнаруживается со всё большей очевидностью на данной стадии бытия».

По убеждению Маннгейма, понятие идеологии может быть применено только к взглядам и идеям тех слоёв, которые находятся у власти, так как одной из основных задач идеологии является обоснование существующего порядка. Что же касается угнетённых слоёв, то их идеи учёный обозначает термином «утопии» — системы, обещающие некое преобразование общества в будущем. Утопии «взрывают существующий порядок», идеологии стремятся сохранить его. При этом утопии так же социально обусловлены, как и идеологии, — это два варианта идейных систем, заведомо искажённо изображающих действительность.

Критика идеологии во второй половине XX века

Огромный рост значения идеологий в политической жизни XX в., противоборство различных систем, идеологизация жизни в тоталитарных и авторитарных государствах усиливали критическое отношение учёных к самому понятию идеологии. Быстрые темпы научно-технической революции, приводившие к коренным сдвигам I ie только в экономике, но и во всей жизни людей, создавали некоторый противовес лживым идеологическим построениям. Не случайно социологи, разрабатывавшие в 1960-х гг. концепцию деидеологизации, одновременно ввели в оборот и глубоко изучили понятие постиндустриального общества.

Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть картинку Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Картинка про Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология

Американский социолог Дэниел Белл (1919—2011) и французский учёный Реймон Арон (1905—1983) выдвинули мысль о том, что общественные науки должны быть очищены от какой-либо идеологии, так как следует изучать не придуманные мыслителями и политиками идейные структуры, а общество как оно есть. Важнейшим «осевым принципом», определяющим развитие общества, они считали прогресс в человеческих знаниях, науке и технологии. Применительно к постиндустриальному обществу это распространение компьютеров и принципиально новые технологии в сфере передачи информации.

Резкая критика идеологии, стремление к деидеологизации общественных наук и общественной жизни были очень популярны в течение нескольких десятилетий, особенно в 1960—1970-х гг., однако позже возникли новые идеи. В частности, многие учёные, не отрицая того, что идеология создаёт свой, в чём-то обязательно искажённый взгляд на мир, сформулировали мысль о том, что она ориентирует людей на определённое поведение, обеспечивая, таким образом, функционирование общества и его стабильность.

Идеологическое сознание

Как бы ни относиться к идеологии, в любом случае ясно, что сознание людей, особенно в современную эпоху, сильно идеологизировано. Призывы к уничтожению идеологии и деидеологизации культуры и науки оказались невыполнимыми. Ещё Макс Вебер в первой половине XX в. отмечал возрастание в современном мире значения ценностно-рациональных действий, совершаемых не под воздействием порыва эмоций и не по традиционным шаблонам, как это чаще всего происходило в древности. Ценностно-рациональное действие ориентированно на ценности, разделяемые человеком. При этом теоретически возможна ситуация, когда эта ориентация противоречит непосредственным интересам человека и конфликт разрешается в пользу ценностей. Так происходят самопожертвования, бескорыстные поступки, борьба за идеал и т. д.

Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Смотреть картинку Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Картинка про Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология. Фото Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология

Любая идеология обычно формулирует некоторые идеалы и порождает у своих последователей любовь к ним, стремление служить им, добиваться их реализации. В ситуации максимально идеологизированного сознания может возникнуть готовность умереть за свои идеалы.

При этом сама идеология существует на трёх уровнях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *