Что означает салическая правда
Салическая правда. Кратко
Родина салических франков
Салические франки
Салические франки — германские племена, жившие районе между реками Маас и Шельда и постепенно распространившие свое влияние на юг и запад до реки Соммы, вытесняя прежних обитателей этих мест моринов, менапиев, нервиев. В начале VI века вождь салических франков Хлодвиг (481-511), первый король династии Меровингов, приступил к дальнейшим завоеваниям территории Галии, которая формально находилась под властью Заапдной Римской империи. В 486 году в битве при Суассоне он нанес поражение армии полунезависимого римского правителя Сиагрия, в 496 году разбил аламаннов, которые были частично вытеснены из Галлии. В том же году принял христианство по католическому обряду, что стало закреплением союза между ним и галло-римским католическим духовенством. В 507 году Хлодвиг победил войско вестготского короля Алариха II. захватив Аквитанию (область на юго-западе Галии). При сыновьях Хлодвига была завоевана Бургундия и Прованс, закончено подчинение аламаннов и завоевана Тюрингия; сохраняя некоторую долю самостоятельности признали власть франков бавары; обязались вносить франкским королям ежегодную дань в 500 коров саксы. Таким образом в течение трех веков, занимая почти весь запад и центр современной Франции, королевство франков, основанное королём Хлодвигом I, было мощнейшим государством Западной Европы.
Салическая правда. Кратко
Состоит из 65 глав (титулов), 6 капитуляриев (законов и распоряжений франкских королей). Главы и капитулярии в свою очередь делится на параграфы, некоторые снабжены дополнениями-прибавлениями. Салическая правда не имеет строгого плана, отдельные положенияеё не упорядочены и нередко об одном и том же проступке говорится в нескольких статьях. Написана Правда на латинском языке, штрафы перечислены в римских денежных единицах. Но это — почти единственное, что роднит Солическую правду с кодексами римского права.
Солическая правда пытается ответить на все вопросы повседневности, касается едва ли не всех возможных спорных моментов жизни франкского общества, например, титулы со II по VIII посвящены ответственности за кражу живности — от коров до пчёл; вопросы кражи рабов решены в титуле Х. В титулах с XI по XVII разговор ведется вообще о всякой уголовщине: поджогах, грабежах, убийствах; в титуле ХIХ рассматривается проблема наведения порчи
§ 1. Если кто даст другому выпить отвар трав, с целью умертвить его, присуждается к уплате 200 сол*.
§ 2. Если кто причинит порчу другому, и тот, кому она причинена, избежит опасности, виновник преступления, относительно которого будет доказано, что он допустил его, присуждается куплате 2500 ден., что составляет 63 сол
О наказании того, кто схватит свободную женщину за кисть или за палец, или, не дай бог, повредит ей грудь, говорится в титуле ХХ. Титул ХХХ подробно описывает санкции за оскорбление личности словами
§ 1. Если кто назовет другого уродом, присуждается к уплате 3 сол.
§ 2. Если кто назовет другого грязным, присуждается к уплате 120 ден., что составляет 3 сол.
§ 3. Если кто — мужчина или женщина — назовет свободную женщину блудницей, и не докажет этого, присуждается к уплате 1800 ден., что составляет 45 сол.
§ 4. Если кто назовет другого волком, присуждается к уплате 3 сол.
§ 5. Если кто назовет другого зайцем, присуждается к уплате 3 сол.
В титуле ХХХVIII говорится о конокрадстве. Целых три главы ХLI-ХLIII посвящены «человекоубийству скопищем», иначе говоря, группой
§ 1. Если кто лишит жизни свободного франка или варвара,живущего по Салическому закону, и будет уличен, присуждается к уплате 8000 ден., что составляет 200 сол.
§ 2. Если же труп его бросит в колодец или в воду, или покроет его ветвями или чем другим, присуждается к уплате 24000 ден., что составляет 600 сол.
Приб. 1-е. Если не скроет, присуждается к уплате 8000 ден., что составляет 200 сол.
§ 3. Если кто лишит жизни человека, состоящего на 42 королевской службе, или же свободную женщину, присуждается к уплате 24000 ден., что составляет 600 сол.
——————-
§ 1. Если кто, собравши скопище, нападет на свободного человека в его доме и там лишит его жизни, и если убитый состоял на королевской службе, (убийца) присуждается к уплате 72000 ден., что составляет 1800 сол.
§ 2. Если же убитый не состоял на королевской службе, (убийца)присуждается к уплате 24000 ден., что составляет 600 сол.
§ 3. Если же тело убитого человека будет иметь 3 или более ран, то трое, уличенные как участники этого скопища, подвергаются такому же платежу, как и в предыдущем случае, другие же трое из этого скопища платят по 3600 ден., т.е. по 90 сол.; последние же трое из скопища платят по 1800 ден., что составляет 45 сол.
§ 4. А за убийство римлянина, лита или раба уплачивается в половине
В значительном перечне титулов рассматриваются вопросы собственности: о передаче имущества (XLVI), об обязательстве (L), о конфискации чужой вещи (LI), о займе (LII), о горсти земли (LVIII), об аллодах (LIХ). Большое внимание уделено процессу судопроизводства (I, LVI, XVI, LVIII, XLII, XLII, IX…)
Из шести капитуляриев первый приписывается времени Хлодвига — первого короля из династии Меровингов, второй, третий и четвертый созданы в правление сыновей Хлодвига Хильдеберта I (511—558) и Хлотаря I (511—561), пятый — это внук Хлодвига Хильперик (561—584), шестой по видимому тоже ещё относится к годам правления Меровингов
Эпилог к Салическому закону**
Окончены три книги Салического закона, который установил король франков и потом вместе с франками решил сделать к 63 титулам некоторые прибавления, так что всего получилось 78 титулов. Потом Хильдеберт долгое время спустя обсуждал совместно со своими франками, как и что можно было бы предпринять, что надлежало бы прибавить здесь, и, как известно, счел нужным сделать добавления с 78 до 84-го. Когда же Хлотарь с благодарностью получил эти титулы от старшего своего брата, он и сам постановил вместо с людьми своего королевства сделать добавление с 84-го титула, что и исполнил, передавши все вместе с ранее написанным своему брату. И они оба порешили, чтобы все то, что они установили, сохранялось незыблемо.
*Солид — золотая монета, денарий — серебряная монета. По вопросу о реальных размерах платимых франками судебных штрафов дает представление титул XXXVI «Рипуарской правды»: «Если кто будет платить вергельд, быка рогатого, зрячего и здорового пусть отдаст за 2 солида. Корову рогатую, зрячую и здоровую — за 3 солида. Коня зрячего и здорового — за 12 солидов. Кобылицу зрячую и здоровую — за 3 солида. Меч с ножнами — за 7 солидов. Меч без ножен — за 3 солида. Броню исправную — за 12 солидов. Щит с копьем — за 2 солида. Ястреба неприрученного — за 3 солида. Ястреба прирученного — за 6 солидов»
**эпилог возник официальным путем, будучи записями, сделанными в королевской канцелярии. Время происхождения эпилога относят обычно или ко второй половине VI, или к началу VII века, т.е. к эпохе Меровингов, но уже после смерти Хлотаря I.
Салическая правда
Сали́ческий зако́н или Сали́ческая пра́вда (лат. lex Salica ) — правовой кодекс салических франков. Термин «салический закон» означает также правило престолонаследия, восходящее к одному из положений этого кодекса.
Содержание
Памятник права
Один из наиболее ранних т. н. «варварских кодексов» («варварских правд») такого рода. Язык документа — вульгарная латынь с вкраплениями франкских слов.
Салическая правда составлена в конце V — начале VI века, предположительно, по инициативе Хлодвига; в дальнейшем неоднократно дополнялась и перерабатывалась. Утратила актуальность к X веку.
Документ делится на главы («титулы»), в которых описан порядок судопроизводства и заключения сделок, перечислены преступления и соответствующие им наказания (как правило, это штрафы).
Принцип престолонаследия
Содержание принципа
Под словами салический закон (со строчной буквы) понимают норму престолонаследия, согласно которой право на корону имеют только члены династии по непрерывной мужской линии (сыновья государей, внуки (сыновья сыновей), сыновья этих внуков и т. п.).
Таким образом, по салическому закону, в случае, если король умер, не оставив сыновей или внуков по мужской линии, но оставив дочь, на престол не может претендовать ни эта дочь, ни внук (сын этой дочери), а только брат покойного короля или его племянники (сыновья этих братьев); если братьев и их потомков нет, а есть только сёстры — тогда дяди и их потомки и т. п.
Франция
Фактически такой порядок престолонаследия применялся во многих государствах Европы начиная с раннего Средневековья, но само понятие «салический закон» в новом смысле стало активно использоваться лишь с XIV века во Франции. Оно отсылает к правилу, входившему во франкскую «Салическую правду» и запрещавшему наследование имущества дочерьми (причём по букве закона оно относится лишь к наследованию на территории приморской «Салической земли»), однако идеологи французской монархии утверждали, что его ввёл легендарный первый король Франции Фарамонд. К нему прибегали во Франции, когда после смерти Людовика X Сварливого и его сына-младенца Иоанна I престол не унаследовала дочь Людовика от первого брака Иоанна Наваррская, но королём стал его младший брат Филипп V Длинный (1316). Через двенадцать лет, в 1328 году, после смерти и Филиппа, и его младшего брата Карла IV, на престол вступил, в соответствии с указанным правилом, их двоюродный брат граф Валуа, который стал Филиппом VI. Однако на французскую корону объявил претензии племянник покойных королей, сын их сестры английский король Эдуард III, не признававший салического закона (который никогда не действовал и не действует в Англии). Это вызвало Столетнюю войну. Салический закон сохранялся во Франции вплоть до конца французской монархии.
Другие государства
Среди других государств, практиковавших салическое престолонаследие — государства центральной континентальной Европы (почти все мелкие монархии Германии и Италии). С другой стороны, отклонения от него были нередки в монархиях Скандинавии и Пиренейского полуострова. После воцарения в Испании французской династии Бурбонов там был принят салический закон, но Фердинанд VII отменил его и передал в 1833 году престол своей дочери Изабелле II. Младший брат Фердинанда, дон Карлос, не признал этого решения и развязал войну против сторонников племянницы; карлизм и карлистские войны были важными приметами политической истории Испании на протяжении ещё ста лет.
Салический закон и независимость государств
Салический закон не раз приводил к образованию независимых государств. Это происходило в случае, если одни и те же монархи одновременно правили (личная уния) двумя территориями, в одной из которых было принято салическое наследование, а в другой — право первородства с допущением женщин к престолу. Так, в 1837 году со смертью Вильгельма IV, который был одновременно королём Великобритании и Ганновера, британский престол достался его племяннице Виктории, а ганноверский — его младшему брату герцогу Камберлендскому Эрнсту Августу I (который был моложе, чем покойный отец Виктории); так прекратилась личная британско-ганноверская уния. В 1890 году аналогичным образом независимость от Нидерландов (где королевой стала Вильгельмина) получил Люксембург, где действовал салический закон (причём уже через тридцать лет без малого он был отменён и в Люксембурге).
Полусалическое наследование
Вариантом салического закона является т. н. полусалическое наследование (или «австрийская система престолонаследия»), при котором после пресечения всех мужских линий престол переходит к женскому потомству последнего монарха (классическое салическое наследование, вообще говоря, не предусматривает такого случая). Такие правила действовали в Шотландии, Австрии и были с 1797 года приняты в России Павлом I. Сторонники «кирилловской» ветви претендентов на русский престол утверждают, что последняя мужская линия российского императорского дома пресеклись в 1992 году, после чего дом возглавила дочь последнего представителя династии Великая Княгиня Мария Владимировна.
В современном мире
В настоящее время салический закон в европейских монархиях, где он когда-либо применялся, постепенно сходит на нет. Уравнивание прав женщин с правами мужчин, общая демократизация жизни в Европе привели к тому, что сначала Швеция, затем Норвегия приняли законы, в соответствии с которыми право первородства распространяется на дочерей монархов. В других странах Европы салический закон не применяется либо никогда не существовал (Нидерланды, Дания, Англия). Вне Европы правило наследования престола только мужчинами действует, например, в Японии. Долгое время обсуждался вопрос о его отмене, ибо у ныне царствующего императора Акихито оба сына не имели сыновей (и вообще в императорской семье 40 лет не рождались мальчики), однако 6 сентября 2006 года у младшего из принцев родился долгожданный сын.
Салический закон
Сали́ческий зако́н, или Сали́ческая пра́вда (лат. lex Salica ) — правовой кодекс салических франков. Термин «салический закон» означает также правило престолонаследия, восходящее к одному из положений этого кодекса.
Содержание
Памятник права
Один из наиболее ранних т. н. «варварских кодексов» («варварских правд») такого рода. Язык документа — вульгарная латынь с вкраплениями франкских слов.
Салическая правда составлена в конце V — начале VI века, предположительно, по инициативе Хлодвига I; в дальнейшем неоднократно дополнялась и перерабатывалась. Утратила актуальность к X веку.
Документ делится на главы («титулы»), в которых описан порядок судопроизводства и заключения сделок, перечислены преступления и соответствующие им наказания (как правило, это штрафы).
Социальное расслоение
В салическом законе выделяется новый общественный слой литов (вольноотпущенные, полурабы).
Принцип престолонаследия
Содержание принципа
Под словами салический закон (со строчной буквы) понимают норму престолонаследия, согласно которой престол наследуется членами династии по нисходящей непрерывной мужской линии (сыновья государей, внуки (сыновья сыновей), правнуки (сыновья этих внуков) и т. п.
Таким образом, в случае смерти монарха, имевшего сыновей и братьев, престол переходит к старшему из его (монарха) сыновей или к старшему из его (старшего сына) потомков, но не к следующему по старшинству брату, что было обычным у германских и славянских племён во времена военной демократии (см. Лествичное право).
С другой стороны, по салическому закону, в случае, если король умер, не оставив сыновей или внуков по мужской линии, но оставив дочь, на престол не может претендовать ни эта дочь, ни внук (сын этой дочери), а только брат покойного короля или его племянники (сыновья этих братьев); если братьев и их потомков нет, а есть только сёстры — тогда дяди и их потомки и т. п.
Франция
Фактически запрет женщинам наследовать престол применялся во многих государствах Европы начиная с раннего Средневековья (при этом допускалось наследование престола потомками мужского пола по женской линии), но само понятие «салический закон» в новом смысле стало активно использоваться лишь с XIV века во Франции. Оно отсылает к правилу, входившему во франкскую «Салическую правду» и запрещавшему наследование земельных владений дочерьми (причём по букве закона оно относится лишь к наследованию на территории приморской «Салической земли»), однако идеологи французской монархии утверждали, что его ввёл легендарный первый король франков Фарамонд. В «Салической правде» также ничего не сказано о запрете наследовать земли мужскому потомству через женщин (например, сыну дочери).
К нему прибегли во Франции, когда после смерти Людовика X Сварливого и его сына-младенца Иоанна I престол не унаследовала дочь Людовика от первого брака Жанна Наваррская, но королём стал его младший брат Филипп V Длинный (1316). Сложность воцарения Филиппа была вызвана тем, что, хотя история Франции и не знала правящей женщины-монарха (однако были периоды регентства женщин вроде Бланки Кастильской и Анны Киевской), на деле не было никакого конкретного закона или обычая мешающего ей таковою быть. Одной из основных причин, побудивших совет пэров отстранить Жанну от трона, стал и тот факт, что у многих были серьёзные опасения насчет того является ли она действительно дочерью Людовика. Филипп Длинный добился принятия салического закона, запрещающего женщинам наследовать корону Франции, надеясь таким образом закрепить трон за собой и своими потомками.
Через двенадцать лет, в 1328 году, после смерти и Филиппа, и его младшего брата Карла IV у них не осталось сыновей, которые могли бы наследовать корону. Ассамблее пэров предстояло решить, кто будет следующим королём, если у беременной жены Карла IV родится девочка. В числе кандидатов на корону рассматривались и королевские потомки по женской линии: Филипп, сын герцога Бургундского, внук Филиппа V; Эдуард III, король Англии, племянник покойных королей, сын их сестры и даже Филипп, граф Эврё, муж отстранённой от престолонаследия в 1316 году Жанны. Именно тогда и было принято окончательное решение о запрете женщинам не только занимать престол, но и передавать право его наследования своим потомкам. Наследником и регентом был избран двоюродный брат предыдущего короля граф Валуа, который чуть позже, после рождения женой Карла IV дочери, стал королём Филиппом VI. Английский король Эдуард III не признал принятие салического закона и объявил претензии на французскую корону. Это стало поводом для начала Столетней войны. Свои претензии предъявлял позже и сын графа д’Эврё, внук Людовика X, король Наварры Карл III (родился в 1330 году). По салическому закону происходило наследование королевского трона Франции вплоть до конца французской монархии.
Другие государства
Среди других государств, практиковавших салическое престолонаследие — государства центральной континентальной Европы (почти все мелкие монархии Германии и Италии). С другой стороны, отклонения от него были нередки в монархиях Скандинавии и Пиренейского полуострова. После воцарения в Испании французской династии Бурбонов там был принят салический закон, но Фердинанд VII отменил его и передал в 1833 году престол своей дочери Изабелле II. Младший брат Фердинанда, дон Карлос, не признал этого решения и развязал войну против сторонников племянницы; карлизм и карлистские войны были важными приметами политической истории Испании на протяжении ещё ста лет.
Салический закон и независимость государств
Салический закон не раз приводил к образованию независимых государств. Это происходило в случае, если одни и те же монархи одновременно правили (личная уния) двумя территориями, в одной из которых было принято салическое наследование, а в другой — право первородства с допущением женщин к престолу. Так, в 1837 году со смертью Вильгельма IV, который был одновременно королём Великобритании и Ганновера, британский престол достался его племяннице Виктории, а ганноверский — его младшему брату герцогу Камберлендскому Эрнсту Августу I (который был моложе, чем покойный отец Виктории); так прекратилась личная британско-ганноверская уния. В 1890 году аналогичным образом независимость от Нидерландов (где королевой стала Вильгельмина) получил Люксембург, где действовал салический закон (причём уже через тридцать лет без малого он был отменён и в Люксембурге).
Полусалическое наследование
Вариантом салического закона является т. н. полусалическое наследование (или «австрийская система престолонаследия»), при котором после пресечения всех мужских линий престол переходит к женскому потомству последнего монарха (классическое салическое наследование, вообще говоря, не предусматривает такого случая). Такие правила действовали в Шотландии, Австрии и были с 1797 года приняты в России Павлом I. Сторонники «кирилловской» ветви претендентов на русский престол утверждают, что последняя мужская линия российского императорского дома пресеклись в 1992 году, после чего дом якобы возглавила дочь последнего представителя династии Великая Княгиня Мария Владимировна. Многочисленные представители династии, являющиеся прямыми потомками российских императоров по непрерывной мужской линии, придерживаются другой точки зрения.
В современном мире
В настоящее время салический закон в европейских монархиях, где он когда-либо применялся, постепенно сходит на нет. Попытки «модернизации» династических традиций в свете гражданского равноправия мужчин и женщин в Европе привели к тому, что сначала Швеция, затем Норвегия приняли законы, в соответствии с которыми право первородства распространяется на дочерей монархов. В Швеции, где движение за равноправие женщин особенно велико, в данный момент вообще действует порядок престолонаследия старшим ребенком в семье вне зависимости от его пола. Таким образом, на данный момент, несмотря на то что у королевской четы Швеции есть сын, наследницей трона является их старшая дочь Виктория. В других сохранившихся европейских монархиях салический закон не применяется либо никогда не существовал (Нидерланды, Дания, Англия). Вне Европы правило наследования престола по нисходящей мужской линии действует, например, в Японии. Долгое время обсуждался вопрос о его отмене, поскольку у ныне царствующего императора Акихито оба сына не имели сыновей (и вообще в императорской семье 40 лет не рождались мальчики), однако 6 сентября 2006 года у младшего из принцев родился долгожданный сын.
Салическая правда франков – кодекс законов раннего средневековья
Содержание:
После падения Римской империи на территории Европы образовалось множество варварских государств. Крупнейшим из них было государство франков – будущая Франция. Для развития государственности и укрепления королевской власти первых династий франкских королей требовалась фиксация правовых норм и обычаев на территории всего государства. С этой целью и была создана Салическая правда – древнейший письменный кодекс законов раннего средневековья. Какая история создания Салической правды, какие законы были у средневековых франков, читайте об этом дальше.
История создания
С самых древних времен разные племена северной части Европы, которых более цивилизованные римляне и греки презрительно звали «варварами»: германцы, франки, кельты имели свои племенные обычаи и законы, хранившиеся в памяти старейшин, и передававшиеся устно из поколения в поколение. Причем к древним законам относились очень консервативно, не допуская их значительных изменений.
Но как мы знаем, примерно в IV-V веке случилось Великое переселение народов. С Востока в Европу пришли воинственные племена гуннов, вызвавшие великий хаос и брожение, результатом которого стало падение некогда великой и могущественной Римской империи. В обстоятельствах «Великого переселения» было крайне сложно сохранить устные нормы и обычаи. Поэтому у правителей варварских племен, а затем и первых варварских королевств появилась острая необходимость в том, чтобы зафиксировать племенные обычаи, правовые нормы и законы именно в письменном виде. Так и стали появляться первые «варварские» кодексы законов.
Салическая правда была одним из них, но далеко не единственным, помимо нее были также:
Причем среди всех этих кодексом именно Салическая правда является самым древним кодексом законом такого рода, считается что она была составлена в V веке во время правления знаменитого франкского короля Хлодвига I (466-511) из династии Меровингов.
Салическая правда представляет собой кодекс законов созданных на основе старинных обычаев франков и дополненных нормами из королевских актов и указов. Неизвестно, кто именно был составителем и автором Салической правды, в прологе к ней самой говорится, что это были четыре выборных мужа: Визогаст, Салегаст, Арогаст и Видогаст. Но скорее всего это мифические имена, а не реальные исторические личности. Историки предполагают, что эти имена происходят от названия местностей: Сальхаме, Бодохаме, Видохаме с прибавлением окончания «gast» – «муж». Как бы там не было, составителем Салической правды точно был не один человек, а ее написанием занималась целая группа авторов.
В дальнейшем Салическая правда была дополнена и откорректирована последующими франкскими королями Хильдебертом и Хлотарем.
Краткая характеристика
Салическая правда написана на латыни, но не чистой латыни, а таком себе суржике, в котором чистая латынь смешана с местными наречиями. Такую латынь называют «разговорной латынью» или даже «вульгарной латынью», именно на ней обычно говорили в многочисленных провинциях Римской империи, и впоследствии именно эта народная, разговорная латынь стала основой для формирования романских языков: английского, французского, немецкого и других.
Но вернемся к Салической правде, большая часть ее текстов – это описание наказаний за разные преступления и правонарушения. Также в ней описаны процессуальные процедуры и правила, регулирующие семейные, имущественные и наследственные отношения. Анализ и изучение этого документа дает нам понять, какие законы были в европейском обществе раннего средневековья.
Что же касается структуры Салической правды, то она следующая: первые 65 глав (титулов) относятся к древнейшим текстам. Последующие, начиная с 66 главы – более поздние дополнения королей из династии Меровингов.
Основные положения
Важную часть Салической правды занимают положения, регулирующие семейные отношения, которые имели большое значение в обществе того времени. Семья у древних франков, как и у германцев, строилась на моногамии, иметь можно было только одну жену, а прелюбодеяние строго наказывалось. Впрочем, тут были исключения, так король Хлодвиг, (впрочем, как и наш князь Владимир Великий) был большим любителем по женской части и при своем дворе содержал роскошный гарем. Пикантности добавляет тот факт, что Хлодвиг при этом принял христианство католического обряда, и все это ему нисколько не мешало «прелюбодействовать», в этих моментах он очень схож с киевским князем Владимиром.
Крещение Хлодвига, средневековая миниатюра.
Но как говорят, «что позволено Юпитеру, то не позволено быку», так и тут, что было позволено королю, не было позволено простолюдину, а на семейные отношение Салической правдой накладывались определенные ограничения. Чтобы вступить в брак, жениху необходимо было получить согласие родственников невесты. Жениться разрешалось не всем: разумеется, лица уже состоящие в браке или объявленные вне закона не могли жениться, но также были запрещены браки между свободными гражданами и рабами, и браки между близкими родственниками. Были редкие исключения, когда свободная женщина выходила замуж за зависимого крестьянина или раба, в первом случае она становилась полусвободной, в случае брака с рабом она сама становилась рабыней.
Похищение чужой жены, или просто свободной женщины считалось тяжелым преступлением, но, что интересно, если похищение совершал знатный человек, то он за это наказывался большим денежным штрафом, а если свободную женщину похищал крестьянин или того хуже раб, то наказанием для него была смертная казнь.
Наказывалось штрафом сожительство с чужими рабами, дети, рожденные в результате такого сожительства, автоматически становились рабами. Сожительство с собственными рабами не было нарушением, но и браком не считалось.
Так как в V веке до феминизма было еще очень далеко, женщины, увы имели совсем мало прав, до замужества они находились под полной опекой своих отцов, а затем под опекой своих мужей.
Семья по Салической правде – это не просто близкая связь между родителями и детьми, но целый родственный конгломерат, представляющий собой всю совокупность родственников, как дальних, так и близких. Представьте себе, что вы франк, живущий в V веке в пока еще деревне под названием «Париж». Так вот проблемы вашего кузена, или какого-нибудь троюродного племянника – это и ваши личные проблемы. Уголовное преступление против одного члена семьи считалось преступлением против всего рода. Также ответственность за преступление любого члена рода разделялась всеми его родственниками.
Обычно все преступления вплоть до убийства облагались большими штрафами (вергельдами), которые были обязаны платить все родственники преступника. Что интересно, штраф за убийство простолюдина был в два раза меньше, чем штраф за убийство знатного человека. А вот штраф за убийство женщины или ребенка наоборот был еще более суровым и взимался в тройном размере от обычного «тарифа». И только если у родственников не хватало денег, чтобы заплатить высокий штраф, преступник подлежал смертной казни.
Не удивительно, что из-за таких норм законов Салической правды многие люди желали выйти из своей семьи, чтобы не расплачиваться за прегрешения нерадивых родственников. Сделать это было возможно – желающий выйти из рода должен был предстать перед специальным судом, сломать над головой три палки в четыре куска и бросить их на четыре стороны от судебного места. При этом заявляя, что он отрекается от своих прав и обязанностей по отношению к родственникам. Но в этом случае он больше не мог быть наследником своих родных, и, разумеется, его родственники также были освобождены от своих обязательств по отношению к нему.