Что означает сданы ви при поступлении
Поступление без вступительных испытаний
Шаг 1. Выбор программы
Определите перечень образовательных программ, на которые вы хотите подавать документы.
В Вышку документы можно подать на три направления подготовки и на все программы в рамках одного направления. Обратите внимание, что все 4 кампуса Высшей школы экономики (в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми) являются одним университетом.
Все направления подготовки и программы, на которые ведется прием в 2022 году, представлены здесь.
Шаг 2. Определение особого права
Определите свою льготу по итогам олимпиады/олимпиад на выбранные вами программы в разделе «Поступление по результатам олимпиад».
Использовать особое право можно:
– как поступление без вступительных испытаний (БВИ) – однократно при приеме в одну организацию высшего образования (в один кампус НИУ ВШЭ) только в одном конкурсе;
– как зачет максимального балла ЕГЭ по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады школьников, – многократно при поступлении по различным условиям, конкурсам.
ВАЖНО ЗНАТЬ!
Льгота поступления БВИ для победителей или призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников не требует подтверждения результатами ЕГЭ и вступительных испытаний. Дипломантам олимпиад из Перечня необходимо подтвердить льготу БВИ результатом соответствующего ЕГЭ или вступительного испытания.
Шаг 3. Подача документов
После того, как вы выбрали программы и определили свою льготу, можно подавать документы.
Перечень документов:
– заявление о приеме;
– документ, удостоверяющий личность;
– документ об образовании (например, аттестат о полном среднем образовании или диплом среднего профессионального образования), если таковой имеется уже на этапе подачи документов;
– страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);
– документ, подтверждающий право на поступление по особому праву (например, диплом победителя или призера олимпиады).
Сроки проведения приема:
– с 20 июня по 25 июля 2022 года – для лиц, поступающих по результатам ЕГЭ и без вступительных испытаний, а также на образовательные программы бакалавриата «Журналистика», «Медиакоммуникации», «Дизайн» и «Мода»;
– с 20 июня по 11 июля 2022 года – для лиц, имеющих право сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые кампусами НИУ ВШЭ (кроме программ «Компьютерные науки и анализ данных», «Экономический анализ», НИУ ВШЭ-Москва), если понадобится подтвердить результат олимпиады.
Способы подачи документов:
– в электронной форме через личный кабинет абитуриента (ссылка будет размещена в разделе «Абитуриентам бакалавриата»);
– очно по адресу Приемной комиссии;
– через операторов почтовой связи по адресу Приемной комиссии;
– с использованием суперсервиса «Поступление в вуз онлайн».
Шаг 4. Публикация итоговых списков поступающих
27 июля 2022 года на сайте НИУ ВШЭ будут опубликованы итоговые списки поступающих.
Принципы ранжирования списков поступающих без вступительных испытаний отражены в пункте 2.34 Правил приема в НИУ ВШЭ.
Шаг 5. Прием согласий на зачисление
До 28 июля в срок до 18:00 по местному времени (того кампуса, в который вы хотите быть зачисленным) необходимо представить заявление о согласии на зачисление и оригинал документа об образовании – без них вас не зачислят в НИУ ВШЭ.
Шаг 6. Приказ о зачислении
Приказ о зачислении на бюджетные места издается и публикуется 30 июля 2022 года на официальном сайте приемной комиссии каждого кампуса.
Если вы увидели себя в приказе, поздравляем – вы студент Высшей школы экономики!
Абитуриенты, которые не представили заявление о согласии на зачисление с приложением оригинала аттестата в установленные сроки, но не отозвали заявления о приеме, продолжают участвовать в общем конкурсе.
Выпускникам колледжей и техникумов станет сложнее поступить в вуз без ЕГЭ
Разбираем изменения в порядке приема
Выпускникам учреждений среднего профессионального образования — колледжей, техникумов и профессиональных училищ — станет сложнее избежать ЕГЭ при поступлении в вуз.
Теперь высшие учебные заведения обязаны или проводить профильные вступительные по каждому предмету для тех, кто получил СПО, или принимать по ЕГЭ.
Изменения зафиксированы в приказе № 753, который вносит изменения в действующий порядок приема в вузы.
Кого коснется
Ежегодно около миллиона выпускников школ поступают в учреждения СПО. Часто это связно с двумя целями: начать освоение профессии пораньше и иметь возможность не сдавать ЕГЭ.
Около 10% выпускников учреждений СПО хотят продолжить обучение по программам высшего образования. Раньше у них было больше вариантов поступить без ЕГЭ, теперь это станет значительно сложнее.
Курс о больших делах
Как было раньше
У выпускников учреждений СПО было три варианта вступительных испытаний в вузы.
Сдавать ЕГЭ. Вуз имел право установить, что формой вступительного испытания на базе СПО служит ЕГЭ. В целом поступить по ЕГЭ можно было всегда, вне зависимости от учебного заведения.
Сдавать экзамены по общеобразовательным предметам по правилам, установленным вузом. Если от школьников требовали русский язык, математику и физику, то и от выпускников учреждений СПО требовали аналогичные экзамены. Но форму сдачи вуз устанавливал сам — обычно это письменная работа по билетам. Такой формат был самый частый.
Если выпускник школы мог сдать ЕГЭ один раз и направить его результаты во все вузы страны, выпускнику учреждений СПО приходилось сдавать экзамен в каждом вузе по местным правилам. Например, на экзамене по физике один вуз мог спрашивать теорию, а другой — просить решить несколько задач.
Сдавать иные экзамены, установленные вузом. Для бывшего ученика колледжа экзамен по биологии могли заменить на экзамен по фармации — дисциплине о лекарствах. Но такой формат не был распространен.
Что изменилось
Теперь вторая опция — с экзаменами по школьным предметам — недоступна. Университет должен для каждого общеобразовательного вступительного испытания установить соответствующее вступительное на базе профессионального образования или принимать только по ЕГЭ — эта опция остается у абитуриента всегда. В первом случае бывший студент колледжа вместо математики, к примеру, будет сдавать математику в технических науках, а вместо информатики — информатику в технических науках.
Для новых вступительных вуз должен руководствоваться «родственными» программами в среднем профессиональном образовании. Степень родства вуз определяет самостоятельно. Университет может рассуждать так.
Есть вузовская специальность — 31.05.01 «Лечебное дело». Ей соответствуют следующие программы СПО:
Университет открывает ФГОСы этих специальностей или учебные планы и смотрит, что изучают выпускники. Далее устанавливает, что желательными вступительными для него будут не просто химия и биология, как для школьников, а, скажем, анатомия человека и медицинская биохимия.
Есть вузовские специальности, которым соответствие на базе СПО найти сложно: 37.03.01 «Психология», 47.03.01 «Философия», 41.03.05 «Международные отношения» и другие. Например, Государственный университет управления не установил соответствия для направлений 39.03.01 «Социология» и 41.03.04 «Политология».
Исключение составляет русский язык. Он обязателен для всех поступающих вне зависимости от предыдущего образования. Вуз самостоятельно принимает решение, профилировать русский или оставить общеобразовательным, но профилирование русского мне пока не встречалось.
Что с этим всем делать
По идее, норма призвана облегчить выпускникам учреждений СПО поступление в вуз по профильной специальности. Пришел и сдаешь то, что учил в колледже. Но вуз может установить на разные специальности разные экзамены. В таком случае, если подавать документы сразу на несколько специальностей, разных вступительных будет слишком много.
Скажем, выпускник учреждения СПО хочет в 2022/2023 учебном году поступить в Государственный университет управления на одну из следующих специальностей: «юриспруденция», «реклама и связи с общественностью», «гостиничное дело». Для каждой из них будут разные вступительные испытания. А при приеме на базе среднего общего образования это все относится к обществознанию — и результат ЕГЭ по этому предмету сразу засчитают на всех трех направлениях.
Для абитуриента — выпускника учреждения СПО встает вопрос, не лучше ли сдать ЕГЭ вместо профильных экзаменов, ведь ЕГЭ примут везде.
Вступительные испытания в вузе: кто может сдавать, а кто обязан. Какие бывают.
В статье я буду ссылаться на действующие нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы, связанные со вступительными испытаниями. Далее по ходу статьи я буду их называть документы первый, второй, третий и т.д.
Сегодня, наверное, начнем не совсем типично. Я сначала покажу блок-схему, а потом уже буду раскрывать эти понятия.
“Дерево” вступительных испытаний. Подготовила Екатерина Александрова
Важно сразу понять, что любой экзамен, учитываемый при приеме в вуз, является вступительным испытанием. ЕГЭ выполняет функцию общеобразовательного вступительного испытания (далее в тексте “вступительное(-ые) испытания” — ВИ).
Часто на сайтах вузов в перечнях ВИ вы можете видеть такую формулировку: “ЕГЭ или (устно) письменно”. Например, у МГПУ.
Скриншот с сайта МГПУ
Вуз сообщает нам, что результат такого общеобразовательное ВИ как “обществознание” он может принять или в ЕГЭ, или в качестве экзамена, проводимого в письменной форме. Давайте для начала разберемся, кто имеет право сдавать такие ВИ, проводимые организацией самостоятельно.
Общеобразовательные ВИ, проводимые организацией самостоятельно
(Далее в тексте — ВИп).
Общеобразовательными ВИп являются те же предметы, что доступны для сдачи в форме ЕГЭ: русский язык, математика, физика и т.д.
Цитата из пятого документа, пункт 17:
“ Поступающие, указанные в настоящем пункте, могут сдавать общеобразовательные ВИп (…):
1) вне зависимости от того, участвовал ли поступающий в сдаче ЕГЭ:
а) инвалиды (в том числе дети-инвалиды);
б) иностранные граждане;
2) по тем предметам, по которым поступающий не сдавал ЕГЭ в текущем календарном году:
(пункт (а) не действует при приеме на обучение на 2021/22 году в связи с особенностями приема)
б) если поступающий получил документ о среднем общем образовании в иностранной организации.
Поступающие, указанные в настоящем пункте, могут использовать результаты ЕГЭ (при наличии) наряду со сдачей общеобразовательных ВИп”.
Цитата из пятого документа, пункт 16:
“ Лица, поступающие на обучение на базе среднего профессионального или высшего образования, могут:
сдавать ВИп на базе профессионального образования вне зависимости от того, участвовали ли они в сдаче ЕГЭ ;
наряду со сдачей ВИп использовать результаты ЕГЭ по соответствующим общеобразовательным вступительным испытаниям (…)”.
Другими словами, ориентируясь на предыдущий скриншот, вы для подачи документов на определенное направление должны предоставить результаты ЕГЭ по трем предметам. Более ничего не требуется.
Если вы относитесь к названным выше категориям, то вы имеете право комбинировать результаты ЕГЭ и ВИп. Имеете право сдать ВИп, сравнить полученный результат с ЕГЭ. Лучший из них учтет приемная комиссия.
Любое ВИп оценивается как и ЕГЭ по стобалльной шкале. Цитата из пятого документа, пункт 20:
“ Максимальное количество баллов для каждого ВИ по программам бакалавриата и программам специалитета составляет 100 баллов.
Единственное, что у них действительно совпадает это тот балл, ниже которого они не имеют права ставить планку положительного результата за ВИ. Эти баллы приведены в шестом документе. Обратите внимание, что балл, чтобы сдать ЕГЭ (иметь результат, с которым дадут аттестат) и балл для подачи документов в вуз отличаются (по этому приказу) только по одному предмету — русский язык. Для получения аттестата вам достаточно сдать его на 24 балла. А вот вузы уже в свою очередь не имеют права ставить минимальный балл для подачи документов по этому предмету ниже 36 баллов.
Таблица минимальных значений вступительных испытаний из шестого документа
Еще раз. Эти баллы не являются минимальными для подачи документов во все вузы страны. Нет. Ниже этого балла вузы не имеют права ставить свои минимальные баллы. Вернитесь к скрину из МГПУ. Там ни балл не совпадает с этой таблицей.
Но при этом есть вузы, которые действительно ставят свои баллы для подачи документов равные этим. Например, МВА им. К.И. Скрябина.
Скриншот с сайта МВА им. К.И. Скрябина
Форму проведения (очно, дистанционно, письменно, устно) и содержание любых ВИ вуз определяет самостоятельно. Не позднее 1 ноября предшествующего года он размещает программу ВИ на своем сайте.
Цитата из пятого документа, пункт 41, подпункт в:
“ В целях информирования о приеме организация размещает информацию о приеме на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”. На официальном сайте размещается следующая информация:
для вступительного испытания, проводимого организацией самостоятельно, – форма проведения, языки, на которых осуществляется сдача вступительного испытания, программа вступительного испытания ”.
В ней все это подробно и расписывает: как и что вам нужно будет сдать.
Дополнительные вступительные испытания
Если ВИп сдают только определенные категории граждан, которые имеют на это право, то дополнительные вступительные испытания (далее в тексте — ДВИ) (при их наличии) сдают все абитуриенты без исключения.
Я выделяю 3 категории ДВИ:
Теперь давайте рассмотрим каждую из них подробно.
Вузы, которым предоставлено право проводить ДВИ профильной направленности
Цитата из пятого документа, пункт 15, подпункт 2:
“ При установлении перечня ВИ для лиц, поступающих на обучение на базе среднего общего образования, организация высшего образования:
может установить дополнительное вступительное испытание профильной направленности по одному предмету из числа предметов, по которым организацией высшего образования установлены общеобразовательные ВИ, если организации высшего образования предоставлено право проводить ДВИ профильной направленности в соответствии с частью 8 статьи 70 Федерального закона №273-ФЗ ”.
Обращаемся к Федеральному закону. Цитата из первого документа, статья 70, часть 8:
Данный порядок вынесен в начало статьи как второй документ. Одним из критериев для обладания данного права являются хорошие показатели приема.
Цитата из второго документа, пункт 3:
а) приняты на обучение без вступительных испытани й ;
Другими словами, это должен быть топ-вуз, в который стремятся олимпиадники и высокобалльники. На данный момент одним из таких вузов является МГИМО. Он проводит ДВИ по иностранному языку на некоторые направления (не на все). А в 2020-ом, кстати, его отменил по известным причинам.
Скриншот с сайта МГИМО
То есть помимо трех ЕГЭ для поступления на данное направление нужно еще сдать ДВИ по иностранному языку. Итого: 4 ВИ.
Вернемся опять к Порядку приема. Цитата из пятого документа, пункт 15, подпункты 5 и 6:
“ (…) 5) может установить дополнительные вступительные испытания, предусмотренные частью 9 статьи 70 Федерального закона №273-ФЗ;
6) устанавливает дополнительные вступительные испытания, предусмотренные частью 10 статьи 70 Федерального закона №273-ФЗ ”.
Разберем, о каких вузах тут идет речь. Цитата из первого документа, статья 70, часть 9:
“Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет вправе проводить ДВИ профильной направленности при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, определяемым Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургским государственным университетом”.
МГУ им. М.В. Ломоносова проводит ДВИ профильной направленности по всем своим направлениям (кроме тех ТВИ, о которых речь будет позже). Я думаю, это не новость. А вот СПбГУ не проводит такие ДВИ, хотя имеет на это право.
Цитата из первого документа, статья 70, часть 10:
“ Перечень ДВИ и условия зачисления в федеральные государственные образовательные организации высшего образования, обучение в которых связано с поступлением на государственную службу и наличием у граждан допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции учредителя ”.
Вузы, подведомственные Министерству обороны РФ и другим силовым ведомствам проводят свои ДВИ. В статье я их касаться не буду. Те, кто хотят туда поступить, думаю, и так знают, о чем идет речь.
ДВИ и ТВИ
Остальные ДВИ, которые вуз имеет право проводить, утверждены приказом, который обозначен в начале статьи как третий документ. Всего таких ДВИ возможны 3 вида: творческое испытание, профессиональное испытание, собеседование.
Но тут есть важное уточнение. Не для любого направления подготовки при приеме на бюджетную основу вуз имеет право в принципе проводить ДВИ. Перечень таких направлений указан в документе под четвертым номером в начале статьи. В целом эти специальности можно было бы отнести к слову “творческие”. Но встречаются и исключения.
То есть только по тем направлениям подготовки, что есть в этом документе вуз имеет право просить вас сдавать ДВИ. Например, по 39.03.01 Социологии, 08.03.01 Строительству, 38.03.01 Экономике и т.д. не может такого требовать.
До 2020 года такое ДВИ проводил МГМУ им. И.М. Сеченова на специальностях 31.05.02 Педиатрия и 31.05.03 Стоматология. В 2021 году оно отменено.
А вот что касается приема по договорам об оказании платных услуг, то тут вузы имеют право проводить такие ДВИ на любое направление подготовки. Цитата из пятого документа, пункт 15, подпункт 4:
Вот вам такой пример. МГУПП проводит собеседование на 38.03.02 Менеджменте. И да, это на базе школы. Не второе высшее.
Скриншот с сайта МГУПП
А теперь я хочу отдельно поговорить ТВИ. Т.к. я достаточно давно уже собираю базу данных по проходным и многим другим показателям, то неизбежно передо мной встал вопрос не только об отражении наличия ДВИ, то и их классификации. На мой взгляд, консультанту не достаточно просто сказать выпускнику: ”Надо в вузе сдать ДВИ”. А какое? А есть ли похожие? А если я закончил “художественную” школу, могли бы вы мне подобрать что-то подходящее? Не вываливать же на человека просто четвертый документ, который еще к тому же имеет 3 дополнения.
По этой причине в своей базе я придумала систематизацию ТВИ. И хочу ей с вами поделиться. Опять же не претендую на истину в последней инстанции ( я художник, я так вижу ).
Итак, среди вузов Москвы и Санкт-Петербурга я выделяю такие ТВИ (помимо не творческих ДВИ).
Таблица классификации ТВИ. Подготовила Екатерина Александрова
Иногда в рамках консультаций мы выделяем возможность сдачи таких ТВИ, когда видим, что один из предметов “завалили”. Есть возможность вместо него добрать баллы за счет хорошей подготовки.
Но, конечно, я бы обращала ваше внимание, что если вы никогда профессионально (или любительски на высоком уровне) не занимались музыкой, например, то вы не сдадите такие ТВИ. А вот если у вас есть диплом “музыкальной” школы (хотя бы), то такую возможность рассмотреть можно.
Все зависит от человека. На мой взгляд, к некоторым из этих ТВИ реально подготовиться самому.
P/S Не забывайте, что вы всегда можете написать мне в личные сообщения в вк или телеграм.
Теперь вы можете подписаться мой на канал в телеграме и узнавать о выходе новых статей оттуда.
Если вам нужна индивидуальная консультация по поступлению — см. информацию в профиле.
Как я поступила на бюджет в престижный вуз
Без высоких баллов за ЕГЭ и диплома Всероссийской олимпиады школьников
В 2016 году я поступила на бюджет в московский НИУ ВШЭ без вступительных экзаменов.
Я получила право на льготное зачисление вне конкурса, потому что выиграла перечневую олимпиаду из списка Минобрнауки. В этой статье я расскажу, какими бывают школьные олимпиады, какие льготы они дают и как к ним готовиться.
Как вообще поступить в вуз
Поступить в вуз на бакалавриат или специалитет можно разными путями.
По результатам ЕГЭ. Для каждой специальности свой перечень экзаменов. Обычно это 3 или 4 предмета. Один из них устанавливает Минобрнауки, остальные — по выбору вуза.
Некоторые вузы вправе провести дополнительные испытания. Перечень таких вузов каждый год определяет правительство по рекомендации Минобрнауки и Рособрнадзора. Каждый год список вузов меняется, но чаще всего в перечень попадают топовые заведения: МГУ, МГИМО, СПбГУ, МФТИ.
По результатам ЕГЭ и творческого испытания. Вуз может назначить дополнительное профессиональное или творческое испытание или собеседование.
В 2018—2019 учебном году кроме творческих специальностей — актеров, режиссеров, дизайнеров и архитекторов — профессиональные испытания нужно сдать для поступления на:
По результатам внутренних экзаменов. Вместо ЕГЭ можно сдать только вузовские экзамены. Этим правом обладают люди с инвалидностью, иностранные граждане, обладатели дипломов о среднем профессиональном или высшем образовании и выпускники школы до 2009 года.
Без вступительных испытаний, то есть ЕГЭ или дополнительные внутривузовские экзамены сдавать не нужно. Такую льготу при поступлении получают:
Всерос и перечневые олимпиады
Олимпиадники до сих пор ведут ожесточенные споры: Всéрос или Всерóc
Победители и призеры заключительного этапа получают право в течение 4 лет поступить на бюджет по специальности профиля олимпиады. То есть если я хотела бы поступить на экономический факультет, мне нужно было выиграть Всерос по экономике.
На первых этапах Всероса достаточно хорошего знания школьного предмета. С регионального этапа задания усложняются. Школьникам уже требуются доскональное знание материала, широкая эрудиция и творческое мышление.
Перечневые олимпиады. Другой тип олимпиад — перечневые. Это олимпиады из списка, который каждый год устанавливает Минобрнауки. Перечневые олимпиады состоят из двух этапов: заочный и очный. Часто их организуют вузы. Например, «Покори Воробьевы горы!» и «Ломоносов» — олимпиады МГУ, «Высшая проба» — НИУ ВШЭ.
Решение о приеме выпускников по результатам олимпиад из перечня каждый вуз принимает самостоятельно: за один и тот же результат один вуз может принять без вступительных экзаменов, другой — дать 100 баллов за предмет.
Базово олимпиады из перечня делятся по уровням:
У победителей олимпиады тоже есть градация: они получают диплом I, II или III степени. Это как 1, 2 и 3 места: I степень — победители олимпиады, II и III — призеры. Чем выше уровень олимпиады и диплома, тем больше льгот. В зависимости от вуза перечневая олимпиада может дать:
Учебные заведения могут каждый год менять правила рассмотрения результатов перечневых олимпиад. Актуальную информацию лучше всегда проверять на сайтах вузов.
Моя история с олимпиадами. Я участвовала в олимпиадах с начальной школы. Сначала просто проходила для галочки, потому что была хорошей ученицей и не хотела подводить классного руководителя.
В средней школе вузовские олимпиады сориентировали меня в мире профессий: сначала я хотела быть дипломатом, потому что они много путешествуют. Я решала задания по международным отношениям и географии, но поняла, что это не мое. Потом я хотела стать журналистом: ходила на олимпиады по журналистике и литературе, но там мои творческие способности никто не оценил.
К старшей школе я поняла, что мне нравится история и иностранные языки. Я сделала упор на эти предметы и участвовала во всех олимпиадах по ним в 11 классе.
Куда я хотела поступить
Я хотела учиться в престижном вузе на нетехнической специальности. Родители хотели, чтобы я училась в Москве или за рубежом. Они были готовы взять кредит на мое образование, но мне было бы неловко: высшее образование — мое желание, а не их финансовое обязательство.
Я собиралась подавать документы в МГУ, МГИМО и НИУ ВШЭ. В этих вузах высокий средний балл у зачисленных на бюджетные места. В 2016 году мне нужно было получить минимум 87,1 балла за каждый экзамен.
Забегая вперед, мой средний балл за ЕГЭ без учета олимпиад был 82,5. Для поступления на мою программу мне не хватило бы 14 баллов: всего у меня было 330 баллов, а проходной начинался с 344.
Специальность. В 11 классе я не знала точно, на кого буду поступать. Мне нравились история, обществознание, иностранные языки. С таким набором можно подавать документы на истфак, религиоведение, политологию, международные отношения, социологию, юрфак, лингвистику, философию, культурологию — и это еще не все. Информация по другим предметам и направлениям подготовки — в приказе Минобрнауки от 04.09.2014 № 1204.
За месяц до ЕГЭ я определилась с факультетом для поступления — политология в НИУ ВШЭ. Получилось это так: в лицее мы писали научно-исследовательские работы. После защиты мне предложили подать мою работу на конференцию в Вышку. Мне понравилась атмосфера и преподаватели. Особенно понравился факультет социальных наук.
Я изучила на официальном сайте учебные курсы каждой образовательной программы. Больше всего понравились политология и социология. Для социологии нужно было сдавать профильную математику на выпускных экзаменах, но запись на сдачу закончилась в декабре, поэтому я не смогла бы подать документы.
Правила приема. В каждом вузе свои правила приема. Обычно их публикуют на отдельной странице для абитуриентов. Предметы по каждой специальности имеют разный приоритет. Например, для поступления на политологию в Вышку нужно принести результаты ЕГЭ по истории, обществознанию, иностранному и русскому языку — в порядке приоритета. Если у двух абитуриентов будет одинаковое количество баллов, возьмут того, у кого выше результат по истории.
За интеллектуальные и спортивные достижения можно получить особое право при поступлении — прием без вступительных испытаний. Я не планировала участвовать в Олимпийских играх, первенствах Европы или мира, поэтому решила попробовать свои силы в учебных состязаниях.
олимпиад в перечне на 2018—2019 учебный год. 2 года назад их было 176
Подготовка к олимпиадам
Моя подготовка состояла из двух частей: подтягивание базовых школьных знаний и натаскивание на олимпиадных заданиях.
По иностранному языку и обществознанию мои результаты были неважными: я не прошла ни на региональный этап Всероссийской олимпиады, ни в очный этап вузовских олимпиад. Поэтому во втором полугодии 11 класса я больше сконцентрировалась на олимпиадах по истории.
Я прошла на регион и была приглашена в финал олимпиады «Ломоносов» по истории и политологии, «Высшей пробы» по истории и востоковедению, Московской олимпиады школьников по истории.
В олимпиадных заданиях важно знать критерии оценки. Лучше всего с ними знакомиться на примерах заданий прошлых лет. Я делала так: засекала время, как на олимпиаде, решала задания, а потом проходилась по ключам. Сначала было тяжело: мне не хватало знаний, я не соблюдала структуру и писала медленнее, чем нужно было.
Я тратила разное время на подготовку, но старалась садиться за историю не меньше, чем на час каждый день. За неделю до регионального этапа я вместо школы шесть дней провела в библиотеке. Учителя ругались, но все же шли навстречу: я проходила минимальный контроль знаний, а потом снова возвращалась к подготовке к олимпиадам и ЕГЭ.
Вот какие рекомендации могу дать по подготовке к олимпиаде по истории.
Изучать карты сражений, присоединений территорий, изменения внутренних границ регионов. Начиная с муниципального этапа, на Всеросе есть задания на историческую географию. Также этот навык пригодится на ЕГЭ.
Смотреть и запоминать портреты исторических деятелей. Это частое задание в олимпиадах — обидно терять баллы за него. У меня была флешка, где я создала папки по векам, куда сохраняла все портреты деятелей, которых встречала по ходу изучения исторического периода. Потом включала режим слайд-шоу и гоняла изображения, пока не запомнила все.
Изучать культуру. Обычно за задания с картинами, архитектурой, литературой или фильмами получают меньше всего баллов. Запоминать это сложно. Я запоминала «механически»: рисовала от руки важные памятники, читала содержания произведений и смотрела фильмы.
Общаться с ребятами из олимпиадного движения. Во Вконтакте очень развиты группы обсуждения олимпиад. В них часто ищут единомышленников для совместной подготовки.
Мне такой формат не подошел, но я общалась с несколькими ребятами, с которыми познакомилась на занятиях подготовки московской команды по истории. Мы обменивались с ними найденными материалами, поддерживали друг друга во время состязаний и вместе обсуждали поступление.
Смотреть памятные даты. В олимпиадах любят давать задания на события, которым исполнилась круглая дата в этом году. Например, на олимпиаде 2017 года по истории российской государственности было задание про выборы в Учредительное собрание, которые проходили 100 лет назад.
Как проходят перечневые олимпиады
Заочный этап перечневой олимпиады состоит из нескольких заданий, которые нужно выполнить дистанционно. Обычно на их решение дают ограниченное количество времени, но есть и олимпиады, где можно сдавать работу в течение нескольких дней. Многие гуглят ответы во время этого этапа или даже решают его вместе с учителем на уроке. Иногда время начала состязания совпадает с расписанием в школе, поэтому нужно уметь договориться о временном отсутствии на занятиях.
Иногда на олимпиаду просят принести с собой распечатанный титульный лист и бумагу для черновика. Писать в нем я рекомендую только тем, кто хорошо умеет контролировать время. Задания, не перенесенные на бланк, обычно не проверяют, а терять баллы из-за собственной нерасторопности обидно.
Отвечать нужно строго по заданию, писать максимально разборчивым почерком. Лучше не пытаться списать, но это дело совести каждого. Если поймают на списывании — удалят из аудитории и аннулируют работу.
На результаты олимпиады можно подать апелляцию. На мой взгляд, на перечневых она проходит более спокойно, чем на Всеросе или ЕГЭ. По некоторым олимпиадам можно апеллировать через интернет: в формате чата или по Скайпу.
Какую олимпиаду я выиграла
У меня получилось занять призовые места в двух олимпиадах.
Московская олимпиада школьников по истории. Дистанционный этап проходил в декабре. Было две части: «А» и «Б». В части «А» был тест с выбором одного ответа и вопросы с кратким ответом, в «Б» — работа с источниками и вопросы с подробным ответом. Проходной балл был от 110. У меня было 127 баллов: 58 — за первую часть и 69 — за вторую.
Очный этап проходил в марте и шел 3,5 часа. В нем мне помог разбор ошибок после участия во Всеросе: я хорошо справилась с проектом по русско-японской войне и работой с миниатюрами из Лицевого летописного свода.
Олимпиада «Ломоносов» по политологии. Отборочный этап проходил дистанционно в два тура. Задания были похожи на те, что бывают в олимпиаде по истории российской государственности. Они показались мне простыми.
На заключительном очном этапе меня ждал неприятный сюрприз: задания очень отличались от того, что я решала дистанционно в отборочном этапе. Там была смесь из истории, обществознания и географии.
Меньше всего я была готова к эссе. Нужно было дать оценку высказыванию Валерии Новодворской. Поскольку я изучала историю последовательно по годам, то на момент написания олимпиады с темой 90-х годов была знакома очень поверхностно.
Еще было немного обидно, что варианты сильно отличались. Например, вместо государственных символов во втором варианте нужно было сопоставить ученых и их направление деятельности или изобретение. По географии мы не учим государственную символику всех стран мира, а изобретения и имена ученых есть в обязательной программе по всемирной истории. Поэтому, на мой взгляд, сопоставить государственные символы сложнее.
Поступление по результатам олимпиады
Когда получены все дипломы олимпиад, новое испытание — сдать ЕГЭ на нужный балл. Часто олимпиадники пренебрегают подготовкой и теряют право на поступление без вступительных испытаний.
Я была очень рада, что у меня все получилось с олимпиадой, но не забывала про ЕГЭ. На самом экзамене очень нервничала, а когда сразу после окончания по памяти проверяла ответы, в панике писала знакомым: «О нет, я не набрала 75 баллов!» Волнения были напрасны: я набрала 89 баллов из 100 и смогла удержать право на бюджетное место.
Для выпускников со льготами на поступление прием документов заканчивается раньше основного потока. До этого времени нужно окончательно определиться с факультетом и образовательной программой и принести оригинал аттестата. При подаче документов право на поступление без вступительных испытаний можно использовать только один раз по одному диплому. Для этого нужно предоставить оригинал диплома или распечатанную копию из личного кабинета Российского совета олимпиад школьников.
29 июля 2016 года меня зачислили на бюджет образовательной программы «политология» в НИУ ВШЭ. Я добилась своей цели — получила право на поступление без экзаменов с помощью перечневой олимпиады. Надеюсь, что при должном упорстве у других старшеклассников тоже получится.