Что означает сенситивные и критические периоды развития
Сензитивные периоды развития
Время на чтение: 4 мин
Согласитесь, ничего непонятно. Обратимся к дополнительным источникам, а именно к тому, что писала об этом Мария Монтессори.
Итак, сензитивными называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным видам деятельности и к способам эмоционального реагирования, поведения и т. д. То есть, по сути, ребенок никогда уже не будет учиться чему-либо с такой легкостью, как в соответствующий этому навыку сензитивный период. Главная задача родителей – наблюдать за своим чадом, поскольку сензитивные периоды одновременно и универсальны, и индивидуальны. Важно поймать правильный момент.
Зачем нужны знания о сензитивных периодах развития малыша?
Все просто: чтобы подготовить соответствующую среду и дать ребенку возможность своевременно упражнять свои органы чувств, навыки социальной жизни, речи и т. д. Все дело в том, что сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, вернуть их нельзя.
Родители не могут никак повлиять на сам сензитивный период, зато они в состоянии:
Сензитивные периоды развития универсальны, то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т. д.
Сензитивные периоды развития индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. Биологический возраст может не соответствовать психологическому.
Сензитивный период развития речи
Длится в среднем от 0 до 6 лет.
В возрасте до года: Дети учатся подражать звукам.
В возрасте около 1 года: Кроха сознательно выговаривает первое слово; впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли.
В возрасте около 1.5 лет: Малыш начинает выражать свои чувства, желания. Важно понимать, что ребенок в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно сформулировать предложение.
Что это значит?
Наконец, в возрасте около 6 лет ребенок готов и хочет учиться читать.
Если ребенку приходится делать что-либо вне рамок соответствующего сензитивного периода, то есть под принуждением (учиться читать, писать и проч.), то к результату он приходит позже или не приходит вовсе.
Сензитивный период восприятия порядка.
Этот сензитивный период подробно не описан нигде, кроме работ Марии Монтессори: «Истинная сущность разума состоит в придании порядка хаотичным впечатлениям, исходящим от окружающего мира».
Очень важно, чтобы в жизни ребенка в возрасте от 0 до 3 лет сопутствовал внешний распорядок. От того, насколько упорядочена окружающая среда в этот период, зависит его внутреннее спокойствие в дальнейшей жизни – порядок в его мыслях, поступках.
Сензитивный период сенсорного развития
Он длится примерно от 0 до 5.5 лет.
В разные периоды времени наиболее эффективно развивается то или иное чувство. У ребенка должна быть свобода выбора, чтобы он мог сам решить, чем он хочет заниматься, что ему нужно именно сейчас.
Сензитивный период восприятия маленьких предметов
Длится в среднем от 1.5 до 2.5 лет.
Ребенок так и тянется к мелким предметам, ему нравится играть с пуговицами, горошинами, крупами. Почему? Потому что он начинает осознавать, что мир состоит из мелких частей. Вот была чашка и вот она разбилась на маленькие кусочки, а те могут разбиться на еще более мелкие. Задача родителей в этот период направить деятельность ребенка в правильное русло и предоставить ему безопасную возможность (под наблюдением) оперировать с мелкими предметами: нанизать бусины на нитки и шнурки, перебирать крупы, делать аппликации из пуговиц и т.д.
Сензитивный период развития движений и действий
Длится в среднем от 1 года до 4 лет.
Задача родителей удовлетворять потребность ребенка в движении. Малоактивный образ жизни попросту вредит развитию ребенка. Затормаживает его.
Сензитивный период развития социальных навыков
В возрасте от 2.5 до 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения.
Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя уверенным, находясь в обществе самых разных людей.
Сензитивный период — это ограниченный промежуток времени, в течение которого человек отличается большей восприимчивостью конкретных сигналов, чем в другие периоды жизни.
Как видите, на самом деле ничего сложного. Вы все это и сами интуитивно чувствовали и знали. Просто теперь у вас есть подтверждение того, что вы все делаете правильно, ведь вы наблюдаете за своим ребенком и даете ему развиваться согласно его природе.
Критические периоды развития
11) Критические периоды развития. Критическими периодами называют относительно короткие интервалы процессов развития, во время которых обнаруживается повышенная уязвимость организма к различным вредностям и чаще обычного возникают психические расстройства, нарушения поведения, но в то же время происходит быстрое формирование новых функциональных систем и оптимальная готовность к усвоению определенных реакций (Сухарева, 1939; Каплан, Сэдок, 1994). Например, критическим периодом формирования первичной привязанности к матери является возраст от 0,5 до 1 года, когда, предположительно, у человека функционирует механизм импринтинга, а от 1 года до 4–5 лет происходит формирование других привязанностей. Возраст до 6–7 лет является критическим для усвоения языка, базовых моделей мышления и норм социального поведения.
В детской психопатологии чаще различают следующие критические периоды: первый – до 0,5–1 года после рождения (по другим данным, от 3 до 10 месяцев), второй – от 2 до 3 лет, третий – от 6 до 7 лет, четвертый – от 10 до 12 лет, пятый – от 14 до 16 лет. Эта периодизация до известной степени условна, поскольку созревание каждой функциональной структуры происходит в свое время. Тем не менее именно к упомянутым критическим периодам приурочено появление как определенных достижений, так и некоторых расстройств. Так, первый пик развития заикания относится к 2, а второй – к 4–5 годам жизни. Появление клинической симптоматики ряда форм наследственной патологии относится к первому полугодию жизни после рождения, а дисметаболические формы олигофрении обнаруживают себя в первые 3–4 месяца жизни детей. К концу 1-го года жизни некоторые исследователи относят формирование сознания и самоосознавания, а в интервале от 1 до 2 лет, как они полагают, дети определяются со своей половой принадлежностью. Соответствующие расстройства, предположительно, впервые возникают в этом же возрасте.
В 3 года дети умеют сказать о своей способности осознавать собственное Я и о нарушениях в этой сфере, а также о самооценке, которая впервые обнаруживается в этом возрасте, и, как выясняется, она не всегда бывает адекватной. Например, завышенная самооценка, которая, предположительно, может быть связана в своем развитии с феноменом всемогущества мысли – ребенок думает, что многое вокруг него происходит непосредственно от его желаний и мыслей (такой симптом иногда возникает у взрослых пациентов с нарушениями самоосознавания). В возрасте 2 лет мышление ребенка из сенсомоторного превращается в наглядно-образное (предоперационное), а в 5–7 лет на основе последнего возникают структуры образного (конкретного мышления, или стадии конкретных операций, по Ж. Пиаже). Задержка развития мышления проявляется в том, что переход от одной стадии развития мышления к другой происходит со значительным запозданием либо его не происходит вообще (следует заметить, что систематизированные сведения о нарушениях мышления у детей разного возраста в литературе отсутствуют).
Г.И. Каплан и Б.Дж. Сэдок сообщают о том, что головной мозг ребенка увеличивается в массе не постепенно, а скачками. Эти скачки приурочены к возрасту 0,5–1 год, 2–3 года, 5–7 лет, 10–12 лет и 14–16 лет. Рост головного мозга является неравномерным и в том плане, что разные его структуры созревают в разное время. Наиболее поздно созревают структуры, ответственные за социальное и эмоциональное поведение, – это нейронные контуры, в которых объединяются полюса лобных долей и лимбическая система. Их созревание происходит к 25–30 годам. Упомянутые нейронные контуры, как предполагают, являются ответственными за социальное поведение человека и, следовательно, за личностные качества индивида.
Что касается критических периодов дородового развития, то их, вероятно, столько же, сколько стадий такого развития. Но и здесь необходимо оговориться, что у каждого органа или системы существует свой критический период. Исключением является головной мозг, для которого весь дородовый период оказывается критическим.
Что означает сенситивные и критические периоды развития
«Это нужно срочно исправлять! Где же вы были раньше?! Ваш ребенок не соответствует возрастным особенностям.»
Такие фразы часто слышат родители на приемах у специалистов в области речи, раннего развития.
Что за нормы и на что опираются логопеды, когда говорят о том или ином отставании – расскажу в данной статье.
Детские логопеды, психологи, неврологи в своих работах опираются на каноны — возрастные нормы, которые были выявлены путём десятилетних исследований, наблюдений и рассмотрением ряда теорий в этой области. (Хотя и их в последнее время пытаются изменить без доказательной базы или каких-либо исследований).
«Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и её деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребёнка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период», — писал Л.С. Выготский
Интересный факт: зарубежные специалисты применяют возрастные нормы по отношению к детям, опираясь на труды наших советских учёных. Они приняты и утверждены во всём мире.
Главное, что стоит запомнить, что возрастные нормы были разработаны с учётом биологического и индивидуального развития детей. Поэтому ребёнок может чуть позже или чуть раньше научиться чему-либо, но такой разрыв не должен быть больше 2 месяцев (например, малыш в норме начинает сидеть от 6-8 месяцев, если этого не происходит, необходимо обратиться к неврологу).
ЧТО ТАКОЕ СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ?
«В этот период влияния оказывают воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут быть нейтральными или даже оказывать обратное действие на ход развития».
Существует ограниченная во времени повышенная активность, чувствительность нервной системы к разным стимулам внешней среды в процессе обучения, влияющего на развитие определённых навыков ребёнка. Учитывая в процессе обучения, воспитания сенситивные периоды развития, мы развиваем ребёнка гармонично, не нарушая его природную закономерность, не мучая его нервную систему. Свои сенситивные периоды развития характерны для всех живых организмов.
Например, бесполезно и даже вредно учить малыша ходить в 5 месяцев, это слишком рано для овладения этим навыком, т.к. еще не готов его мышечный аппарат и т.д.
Парадоксально, но в современном обществе стало появляться всё больше подобных случаев; и происходит это не в далеких джунглях, а обычных квартирах, где неговорящие дети по разным причинам предоставлены сами себе.
ВАЖНОСТЬ сенситивных периодов
Это нужно помнить!
— сенситивные периоды развития проходят все дети дошкольного возраста;
— на развитие ребёнка влияет взрослый. Это происходит через обучение новым навыкам, создание благоприятных условий;
— дошкольный возраст – это САМЫЙ главный период для обучения и развития;
— периоды не идут друг за другом и не имеют четких сроков. Бывают, что несколько периодов идут параллельно в течение длительного времени.
ПОЧЕМУ ВАЖНО УЧИТЫВАТЬ ВЛИЯНИЕ СЕНСИТИВНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ НА ЖИЗНЬ РЕБЁНКА?
Сенситивные периоды в дошкольном возрасте для ребёнка не просто актуальны и значимы, они будут ВЛИЯТЬ, на всю его дальнейшую взрослую жизнь. Часто родители интуитивно чувствуют, когда и чему ребёнка нужно учить, что ему можно предложить, чем он интересуется. Они шаг за шагом продвигаются с ним в развитии. Также интуитивно могут почувствовать, что есть какая-то проблема, что нужно обращаться за помощью.
Выделим пять сенситивных периодов развития речи, предложенных Л.С. Выготским:
Понятие сенситивных периодов было также изучено и разработано итальянским педагогом Марией Монтессори, она предлагает следующую периодизацию:
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ: ОТ 0 ДО 6 ЛЕТ
Сравнив периодизации Л.С. Выготского и М. Монтессори, мы увидим в них совпадение и наложение друг на друга.
В настоящее время, сенситивный период («чувствительный», активный, восприимчивый к обучению и развитию в данный момент) речи принято считать от 0-6 лет (утверждено во всём мире). Ребенок в 3 года должен проговаривать вслух мысли, а значит говорить предложениями, выражая то, что думает.
Подробно возрастные нормы речевого развития будут представлены ниже в виде таблицы.
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА: ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ
Важно знать!
— Соблюдение режима дня, последовательность определённых действий синхронизирует процессы возбуждения и торможения, развивает умение вовремя начать и закончить деятельность. Это является базой для будущего планирования речевого высказывания.
— После 3-х лет будет поздно и очень трудно научить ребёнка последовательно выполнять сложные действия по алгоритму, последовательно выражать свои мысли.
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ: ОТ 0 ДО 5,5 ЛЕТ
В этот период необходимо создавать условия, провоцировать ребёнка на познание мира через различный чувственный опыт. Позволять ребёнку двигаться, играть двумя руками, нюхать, пробовать еду, продукты на вкус во время совместного приготовления пищи, слушать, рассматривать и много играть с природными, бытовыми предметами, а не только с игрушками. Я бы сказала, нужно позволять познавать мир вокруг таким, какой он есть: топать по лужам, пускать кораблики по ручейкам, пачкаться в огороде, месить грязь руками на улице, лазать по деревьям, бегать под дождиком босиком и многое другое.
Важно знать!
— Такой естественный опыт получения различной информации от всех органов чувств, является базой для развития речи и мышления, служит базой для словарного запаса, математического восприятия и будущей письменной речи.
— Если есть ограничения, то связь между словом и предметом будет неточной и неполной, в дальнейшем могут быть трудности в развитии обобщения и мышления.
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ: ОТ 1,5 ДО 5,5 ЛЕТ
В этот период ребёнок в восторге от мелких предметов, он в буквальном смысле заворожен крошками, пуговицами, горошинками и другими сыпучими веществами. Дети предпочитают нанизывать бусины, собирать лего, они становятся коллекционерами киндер-игрушек: расставляют их, перебирают, играют с ними. Очень полезно поддерживать и предоставлять возможность ребёнку в таких занятиях.
Важно знать!
— Развивая движения кистей рук, вы подготавливаете ребёнка к будущему письму, готовите руку к красивому почерку.
— Ошибочно считается, что, развивая мелкую моторику пальцев рук, вы развиваете речь ребёнка. Чтобы это работало, нужно параллельно подключать проговаривание потешек, стихов, пение песенок, тем самым происходит опосредованная стимуляция артикуляционной зоны в головном мозге.
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ: ОТ 1 ДО 4 ЛЕТ
Движение – это жизнь! Именно движения передают всевозможные сигналы в головной мозг и влияют на создание и созревание нейронной сети. Создавайте условия для активных игр и движений ребёнка. Поддерживайте малыша и помогайте ему осваивать спортивное игровое пространство на уличных площадках, учите кататься на велосипеде, ходить по брускам, «ходить» на руках. Играйте в подвижные игры каждый день!
Важно знать!
— Ограничивая подвижность ребёнка, вы провоцируете его на неполноценное развитие в целом. Движения – это отправная точка развития не только физических способностей ребёнка, но умственных и речевых в том числе.
— Малоподвижные дети не смогут длительное время сидеть за партой в школе.
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ: ОТ 0 ДО 5ЛЕТ
Ребёнок растёт и активно проявляет инициативу быть самостоятельным, делать самому, как папа, как мама. В 1 год ребёнок может сам пить и держать чашку без помощи взрослого, в 1,5-2 года может научиться есть без помощи, к трем годам самостоятельно одеваться. Родителям очень важно создавать условия и позволять ребёнку учиться это делать самому.
Важно знать!
— не уничтожайте инициативу к самостоятельности у ребёнка до 5 лет, иначе он не станет в будущем предприимчивым, самостоятельным, не сможет делать выбор и принимать нужных решений;
— когда вы кормите ребёнка до 5-6 лет с ложки, вы тормозите развитие зрительно-моторных функций, что приведёт к плохому почерку, к ошибкам и трудностям на письме, к трудностям во время чтения.
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ: ОТ 2,5 ДО 6 ЛЕТ
Родители своим примером учат малыша благодарить, спрашивать, сотрудничать, приобщают к культуре, посещают с ним цирки, детские мероприятия, спектакли. Родители помогают усваивать ребёнку основные формы общения.
Важно знать!
— именно родители для ребёнка являются ярким примером социального поведения;
— посещение детских мероприятий, музеев, спектаклей, выставок расширяет не только кругозор ребёнка, но и оставляет эмоциональное впечатление, что провоцирует развитие мышления и речи.
— ограниченный социальный опыт будет отражаться у ребёнка в игре (не будет формироваться сюжетно-ролевая игра), следовательно не будет развиваться вербально-логическое мышление.
Сенситивный период развития речи заканчивается быстро, поэтому важно не терять время на уточнения диагноза. Чем раньше обнаружены нарушения в речевом развитии ребенка, тем эффективнее будет помощь. Все дети независимо от нарушения, должны пройти одни и те же этапы развития, которые создают фундамент для речи.
Используемая литература:
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ
Сенситивный период развития движений и действий по М.Монтессори от 1-до 4 лет
— подносит руки ко рту, осматривает их,
— хватает предмет, если почувствует его рукой.
— чётко фиксирует голову в вертикальном положении и лёжа на животе.
(необходима консультация невролога, диагностика)
— играет со своими руками, осматривает их.
— расширяется сфера охвата окружающего пространства.
— может извлекать из погремушки звуки, если она вложена ребёнку в руку.
— зарождаются зачатки к предметной деятельности.
— не извлекает звук, не реагирует на звук движениями глаз, поворотом головы – тревожный сигнал, м.б. снижение слуха (диагностика у лора)
— умеет трогать руками колени, лёжа на спине, перекатываться со спины на бок. Начинается освоение схемы тела.
— делает попытки взять увиденный предмет обеими руками, лёжа на спине, одной рукой проводит пальцем по поверхности игрушки.
— может сидеть с опорой (когда посадят) и поворачивать в стороны голову.
— кисти рук часто становятся у ребёнка раскрытыми.
— сидит некоторое время без поддержки, легко теряет равновесие.
— может перекладывать предмет из руки в руку.
— может вращать кистью, в которой находится игрушка
— совершенствуется моторика: ребёнок поднимает предмет двумя руками.
— укрепляется «вертикаль»: ребёнок, стоя на ножках, упирается на них и делает попытки пружинить.
— ребёнок переворачивается со спины на живот и наоборот, ползает на животе.
— появляются первые непредметные действия, хлопки в ладоши.
— встаёт на четвереньки, раскачивается вперёд и назад; сидит, затем сам встаёт на четвереньки.
— совершенствуется пальцевый праксис. Ребёнок берёт предмет двумя пальцами «пинцетный захват».
— совершенствуется пальцевой и кистевой праксис.
— ребёнок осваивает бросание.
— ребёнок бросает предметы в игре, радуясь вниманию взрослых, воспринимая их реакцию как игру, продолжает бросать, иногда хитро, посматривая на окружающих.
— может сделать несколько шагов, вытянув руки вперёд.
— самостоятельно встаёт с пола, самостоятельно ходит, ручки у ребёнка свободны и расслаблены.
— формируется образ предмета, появляются попытки рисовать, водя карандашом «как попало» (каракули).
— становится доступной элементарная конструктивная деятельность: ребёнок ставит на кубик ещё 1-2 кубика.
— разворачивает завёрнутый предмет.
Большие успехи отмечаются в координации движений, а следовательно, в созревании подкорковых структур мозга, мозжечка
— при ощупывании Вы пальцами ощущаете, что у малыша жёсткие мышцы голени;
— ребенок не скоординирован; ребенок постоянно спотыкается;
— малыш демонстрирует признаки задержки развития моторных навыков;
— ребенок утратил моторные навыки, которые у него уже были.
(необходимо обратиться к неврологу)
— ребёнок может опускать предмет в маленькое отверстие.
Этот период характеризуется бурным развитием подкорковой (экстрапирамидной) и мозжечковой двигательных систем, действуя совместно с пирамидными и стволовыми, обеспечивают достаточно сложные двигательные координации. Можно сказать возраст «первых трюков»!
(диагностика мозга, консультация невролога)
— ходит задом наперёд, перешагивает через препятствия.
-сам спускается по лестнице приставным шагом.
— пытается поймать мяч, который катится к нему, строит башенку, переливает жидкость. Всё это требует сложных двигательных координаций.
— поднимается по лестнице сам приставным шагом.
— подталкивает ногой мяч по ходу.
— ударяет по мячу ногой с размаху.
— пытается подпрыгнуть, но не отрывает ноги от пола.
— крутит педали трёхколёсного велосипеда.
— раскатывает пластилин, делая неровную «колбаску».
— пытается резать бумагу ножницами.
— если старше 3 лет: не может кататься на велосипеде с дополнительными колёсами, не может бросать и ловить мяч – тревожный сигнал дисфункции мозжечка – в будущем проблемы с письмом, чтением
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ
Сенситивный период развития мышления от 0-3 лет
Речь и мышление – это дар человечеству от природы. Однако, их развитие, качество и скорость зависят от синхронной работы всего головного мозга, а не от какой-то части, как многие ошибочно думают. Мозг ребёнка развивается снизу – вверх, интенсивно и достаточно в короткие сроки при нормальном кровоснабжении, обмене веществ и достатке кислорода.
Развитие мышления, как и речь, имеет свои сроки и нормы.
— проявляются в изменении поведения, в активных, целенаправленных движениях;
— реакция на близких, желание обратить на себя внимание, кряхтит, реагирует улыбкой на внимание взрослого;
-желание изучать пространство вокруг (дотронуться, достать, рассмотреть).
— ребёнок чаще лежит на спине и мало проявляет двигательную активность;
— не улыбается, не всегда реагирует на ваше приближение, на вашу улыбку;
— не стремится заполучить предмет, не проявляет интереса к предметам.
Это тревожные сигналы будущих проблем в развитии интеллекта и речи.
Необходимо посетить невролога и сделать ряд диагностик, для выяснения причин.
-начинает понимать слова;
— запоминает предметы и события;
— требует не любую, а определённую игрушку;
— уже может играть в прятки с предметами (смеётся, когда взрослый в кулачках прячет предмет);
— ребёнок не находит взглядом, движением головы в доступе предметы, игрушки, которые вы называете и используете при нём ежедневно.
Это тревожный сигнал проблем созревания мозга, в будущем снижение интеллекта и речи.
Необходимо посетить не только невролога, но и ЛОР- врача.
— появляется потребность в целенаправленной деятельности: ребенок строит башенки из кубиков, воспроизводит бытовые предметные действия, начинает осваивать навык вложения предметов в нужное место, пытается есть ложкой;
— ребёнок начинает контролировать свои действия, пытается исправить свои ошибки, комбинирует предметы, их части друг с другом, регулирует свои действия;
-появляется реакция на шутки;
— использует некоторые предметы по их функциональному назначению, например, ложку, телефон, пульт от телевизора.
— ребёнок не собирает башенку, не нанизывает колечки на пирамидку, не катает машинки, а только всё кидает по сторонам.
Это тревожный сигнал проблем созревания мозга, в будущем снижение интеллекта и речи. Последствия м. б. не обратимыми, вплоть до умственной отсталости, если продолжать ждать.
Необходимо посетить не только невролога, но и ЛОР-врача.
— находит 2-3 картинки, относящиеся к названным группам, например цветы, звери и пр.;
-узнаёт и классифицирует по цвету предметы;
— складывает знакомую картинку, разрезанную на шесть, семь частей;
— задаёт знаменитый вопрос, почему?
— начинает осознавать себя;
— появляется понимание, что такое еда, животные, люди;
— ребёнку нравится собирать кубики, лего, мозаику;
-появляется осмысленная речь.
Вас должно насторожить, если ребёнок в 3 года:
— не может разложить игрушки, предметы по коробочкам те, что едят, и те, что едут;
— не находит игрушки: «Покажи все цветы, покажи всех птиц»;
— не говорит или говорит мало и не предложениями;
— не задаёт вопрос: «Почему?»
— не может собрать разрезные картинки.
Это тревожный сигнал снижения интеллекта.
— консультацию дефектолога, психолога
— начать заниматься с логопедом, дефектологом
-ребёнок овладевает значительным числом образов, в том числе и сложных, понятий, способностью делать умозаключения;
— формируется фантазия, воображение в 5 лет.
— активно развивается игра
Стоит поддерживать ребёнка в играх, помогать развивать сюжет в игре, посещать различные мероприятия, для опыта, который ребёнок обязательно перенесёт в игру, читать ребёнку книги.
В будущем, без умения фантазировать, мышление будет ограниченным и не гибким.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ
Сенситивный период развития речи от 0 до 6 лет.
Слуховое сосредоточение на звук, как бы «замирает», когда слышит голос.
Слушает речь взрослого (развивается слуховое сосредоточение)
Развитие слуховой и зрительной системы
Если лепет однообразный, тихий, не выразительный это тревожный сигнал медленного созревания артикуляционной и вокализационной систем. В будущем нарушение речи.
— если задержка в появлении лепета – это признак дисфункций ствола мозга и червя мозжечка, что приведёт к нарушению раннего развития артикуляции – в будущем риск дизартрии.
Недостаток впечатлений от общения и восприятия предметов, может навсегда сформировать слабый «фундамент» для речи.
— в первых сознательных словах звуки речи произносятся неточно, одни заменяются другими.
— Детям важнее сказать слова, причём самые нужные! Одновременно эти слова и самые простые по артикуляции: мама, папа, баба, дай, на, тут, дём (идём).
— доступно произношение таких звуков речи как: а,о,у,и,м,б,к,г,ть,дь,нь,сь,ль… Среди этих звуков нет сложных: шипящих, р и др.
— ребёнок полностью овладевает доречевыми языковыми навыками
Именно эмоции взрослых в этом возрасте стимулируют речь ребёнка. Если у мамы депрессия, речь их детей будетразвиваться позже и хуже.
(консультация у психолога).
— Взрослый продолжает подстраиваться под речевые возможности ребёнка. Нужно упрощать свою речь, чтобы ребёнок понял высказывание.
(проверить на наличие аденоидов), учить жевать твёрдую пищу, учить полоскать горло, пить из трубочки густую жидкость.
— Если чаще молчит, не проявляет инициативы, не обращается к вам, не реагирует на вас – в будущем проблема усвоения языка, задержка мышления, проблемы в обучении. (диагностика у невролога, поиск логопеда, работающего с детьми раннего возраста)
— в этот период у детей встречается эхолалическая имитация речи, когда ребёнок охотно всё повторяет, не понимая, воспроизводит как эхо. Позднее ребёнок уже так не сумеет!
— в этот период важны реальные предметы и картинки, а не стилизованные под мультяшек.
— Слова перестают быть узкими по значению. Их значения распространяются на слишком большую группу слов. Так киской может быть и сама киса, и мамин воротник, и пушистая подушка, и пуховые варежки и т.д.
— Возраст 2 года знаменуется первыми попытками соединить 2 слова: «Мама кися», одновременно сам строит первые предложения: «Баба дай!», «Кися, ди! (Киса иди)».
— В это время появляются и трёхсложные слова. Появляется способность строить по моделям речи взрослых простые предложения: «Мой кука паль» (моя кукла упала).
— не рассматривает картинки;
— не проявляет интереса к общению
— не всегда реагирует на различные шумы, звуки – риск тяжёлого нарушения речи (занятия с логопедом, диагностика у невролога, выполнение рекомендаций специалистов). В будущем трудности в усвоении родного языка, проблемы в обучении.
— Ребёнок сам строит собственные предложения. За каждым из этих актов составления стоит сложная работа мысли.
— словарь к 3 годам становится объёмным, некоторые дети способны конструировать даже сложные предложения, включающие придаточные, запоминают большое число стихов.
— отмечаются продвижения в звукопроизношении: добавляются некоторые шипящие звуки, з, ы, в, твёрдое л, у некоторых детей может появиться р, а у кого-то Р появляется позже к 3,5-4г.
— в этом возрасте продолжается овладение детьми не только словами, состоящими из одного корня, но и усвоение слов с суффиксами, приставками и окончаниями. Для усвоения подобных слов нужно, чтобы у ребёнка были элементарные представления о количестве, пространстве, времени.
— говорит непонятно, не правильно согласуя слова в предложениях,
— не выражает последовательно свою мысль, испытывает трудности в усвоении сложных слов, предлогов – в будущем трудности с письменной речью.
Без помощи – риск посещать специализированный класс или школу.
— речь должна стать развёрнутой, причём не только диалогической (ответы на вопросы), но и монологической.
— ребёнок использует предлоги, падежные окончания, времена глагола и пр.
— ребёнок учится определять, сколько звуков в слове, различать фонемы.
— активно интересуется буквами, желает учиться читать.
- Что означает сенситив на порошке
- Что означает сенсорный экран