Что означает символ бубновый туз какие чувства движут героями поэмы
О сказке А. Блока. Поэма Двенадцать
Глава первая
Словно талантливый художник уверенным ударом кистью наносит фон будущего полотна – Блоковские первые двенадцать строк поэмы:
«Чёрный вечер
Белый снег
Ветер ветер
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер –
На всём божьем свете!
Четвёртая глава, пятая, шестая.
Герои: Катька с Ванькой, лихач, офицер, и по касательной – «юнкерьё» и «солдатьё». Пена, неожиданно оказавшаяся на обочине истории. Справедливость по понятиям «двенадцати», оправдание насилия в угоду этой «справедливости». И повторение призыва:
«Революцьонный держите шаг!»
Слова явно услышанные и позаимствованные поэтом на улице: «елекстрический фонарик», «с физьономией дурацкой». Рассказ о «Катьке- дуре», о её пристрастиях и в конце об её смерти от пули «Петрухи».
Седьмая глава.
Опять «двенадцать» как целое. Недолгие сомнения внутри этой стихийной силы.
И самоуспокоение: «- Не такое нынче время, чтобы няньчиться с тобой!».
И предвкушение:
«Эх, эх!
Позабавиться не грех!
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!»
Отмыкайте погреба –
Гуляет нынче голытьба!»
Восьмая глава.
Прямая речь не обозначена. Видится как мысли. Как переплетение мыслей автора:
«Ох ты, горе-горькое!
Скука скучная,
И мыслей «двенадцати» (?) или одного из них.
« Уж я ножичком
Полосну, полосну. »
Одинадцатая глава.
«Двенадцать». Сомнения позади.
«Вперёд, вперёд,
Рабочий народ!»
Только :
«. вьюгА пылит им в очи
Дни и ночи
Напролёт. »
Комментарий к поэме А.А.Блок «Двенадцать»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 66 г. Владивостока»
Александра Александровича Блока
Руководитель: Егорова Г.М.
учитель русского языка и литературы
Варицкая Злата, Ермоленко Лидия,
Зверева Екатерина, Терещенко Диана – ученицы 11 «А» класса
Название проекта: анализ поэмы «Двенадцать» Александра Александровича Блока.
Цели проекта: раскрыть смысл символических образов, понять точку зрения А.А. Блока с помощью поэмы «Двенадцать».
Авторы проекта: Варицкая Злата, Ермоленко Лидия, Зверева Екатерина, Терещенко Диана – ученицы 11 «А» класса МБОУ СОШ №66 г. Владивостока.
Научный руководитель: Егорова Галина Михайловна – учитель русского языка и литературы, учитель 1 категории.
Консультант: Максимова Галина Викторовна – учитель русского языка и литературы, учитель 1 категории.
Тип проекта: исследовательский.
По предметно-содержательной области: культурологический (литературный).
По количеству участников: групповой.
По времени проведения: непродолжительный.
По характеру контактов: в рамках класса.
Форма представления проекта: реферат (комментарий на уроках).
Источники информации: учебники, исследования жизни и творчества А. Блока, интернет ресурсы.
На ногах не стоит человек.
На всем божьем свете!
Под снежком — ледок.
Скользит — ах, бедняжка!
От здания к зданию
«Вся власть Учредительному Собранию!»
Старушка убивается — плачет,
Никак не поймет, что значит,
На что такой плакат,
Такой огромный лоскут?
Сколько бы вышло портянок для ребят,
А всякий — раздет, разут…
Старушка, как курица,
Кой-как перемотнулась через сугроб.
— Ох, большевики загонят в гроб!
Не отстает и мороз!
И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.
А это кто?— Длинные волосы
И говорит в полголоса:
Должно быть, писатель —
А вон и долгополый —
Сторонкой и за сугроб…
Что нынче не веселый,
Помнишь, как бывало
Вон барыня в каракуле
К другой подвернулась:
— Уж мы плакали, плакали…
И — бац — растянулась!
«Вся власть Учредительному Собранию!»
…И у нас было собрание…
На время — десять, на ночь — двадцать пять…
…И меньше ни с кого не брать…
Черное, черное небо.
Злоба, грустная злоба
Черная злоба, святая злоба…
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Винтовок черные ремни
Кругом — огни, огни, огни…
В зубах цигарка, примят картуз,
На спину надо бубновый туз!
Холодно, товарищи, холодно!
— А Ванька с Катькой в кабаке…
— У ей керенки есть в чулке!
— Ванюшка сам теперь богат…
— Был Ванька наш, а стал солдат!
— Ну, Ванька, сукин сын, буржуй,
Мою, попробуй, поцелуй!
Катька с Ванькой занята —
Кругом — огни, огни, огни…
Оплечь — ружейные ремни…
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь —
Как пошли наши ребята
В Красной Армии служить —
В Красной Армии служить —
Буйну голову сложить!
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови —
Снег крутит, лихач кричит,
Ванька с Катькою летит —
Н в шинелишке солдатской
С физиономией дурацкой
Крутит, крутит черный ус,
Вот так Ванька — он плечист!
Вот так Ванька — он речист!
Зубки блещут жемчугом…
Ах ты, Катя, моя Катя,
У тебя на шее, Катя,
Шрам не зажил от ножа.
У тебя под грудью, Катя,
Больно ножки хороши!
В кружевном белье ходила —
С офицерами блудила —
Сердце ёкнуло в груди!
Помнишь, Катя, офицера —
Не ушел он от ножа…
Аль не вспомнила, холера?
Али память не свежа?
Спать с собою положи!
Гетры серые носила,
Шоколад Миньон жрала.
С юнкерьем гулять ходила —
С солдатьем теперь пошла?
Будет легче для души!
… Опять навстречу несётся вскач,
Летит, вопит, орет лихач…
Стой, стой! Андрюха, помогай!
Петруха, сзаду забегай.
Вскрутился к небу снежный прах.
Лихач — и с Ванькой — наутёк…
Ещё разок! Взводи курок.
Трах-тарарах! Ты будешь знать,
Как с девочкой чужой гулять.
Утек, подлец! Ужо, постой,
Расправлюсь завтра я с тобой!
А Катька где?— Мертва, мертва!
Что, Катька, рада?— Ни гу-гу…
Лежи ты, падаль, на снегу!
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
И опять идут двенадцать,
За плечами — ружьеца.
Лишь у бедного убийцы
Не видать совсем лица…
Всё быстрее и быстрее
Замотал платок на шее —
Не оправится никак…
— Что, товарищ, ты не весел?
— Что, дружок, оторопел?
— Что, Петруха, нос повесил,
Или Катьку пожалел?
— Ох, товарищи, родные,
Ночки черные, хмельные
С этой девкой проводил…
— Из-за удали бедовой
Из-за родинки пунцовой
Возле правого плеча,
Загубил я, бестолковый,
Загубил я сгоряча… ах!
— Ишь, стервец, завел шарманку,
Что ты, Петька, баба, что ль?
— Верно душу наизнанку
Вздумал вывернуть? Изволь!
— Поддержи свою осанку!
— Над собой держи контроль!
— Не такое нынче время,
Что бы нянчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!
И Петруха замедляет
Он головку вскидавает,
Он опять повеселел…
Позабавиться не грех!
Нынче будут грабежи!
Гуляет нынче голытьба!
Ты лети, буржуй, воробышком!
Упокойся, господи, душу рабы твоея…
Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет городового —
Гуляй, ребята, без вина!
Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой
Поджавший хвост паршивый пес.
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.
Разыгралась чтой-то вьюга,
Не видать совсем друг друга
Снег воронкой завился,
Снег столбушкой поднялся…
— Ох, пурга какая, спасе!
— Петька! Эй, не завирайся!
Бессознательный ты, право,
Рассуди, подумай здраво —
Али руки не в крови
Из-за Катькиной любви?
— Шаг держи революционный!
Близок враг неугомонный!
Вперед, вперед, вперед,
…И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Их винтовочки стальные
На незримого врага…
В переулочки глухие,
Где одна пылит пурга…
Да в сугробы пуховые —
И вьюга пылит им в очи
… Вдаль идут державным шагом…
— Кто ещё там? Выходи!
Это — ветер с красным флагом
Впереди — сугроб холодный.
— Кто в сугробе — выходи!
Только нищий пёс голодный
— Отвяжись ты, шелудивый,
Старый мир, как пёс паршивый,
… Скалит зубы — волк голодный —
Хвост поджал — не отстаёт —
Пёс холодный — пёс безродный…
— Эй, откликнись, кто идет?
— Кто там машет красным флагом?
— Приглядись-ка, эка тьма!
— Кто там ходит беглым шагом,
Хоронясь за все дома?
— Всё равно, тебя добуду,
Лучше сдайся мне живьем!
— Эй, товарищ, будет худо,
Трах-тах-тах!— И только эхо
Откликается в домах…
Только вьюга долгим смехом
Заливается в снегах…
… Так идут державным шагом —
Позади — голодный пёс.
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.
История создания поэмы «Двенадцать»
Поэма была написана А. Блоком в январе 1918 года, почти через год после Февральской революции, и всего через два месяца после Октябрьского переворота.
Поэма сочинялась единым духом, в послереволюционном, застывшем от холода Петрограде, в состоянии какого-то полубессознательного лихорадочного подъёма, всего за несколько дней, и на её окончательную доработку понадобился лишь один месяц. Необходимо очень хорошо представлять себе, в какой обстановке создавалось это произведение, совершенно необходимое и для Блока, и для всей русской поэзии. Всего два месяца после большевистского переворота, меньше года – после всеобщей эйфории демократической Февральской революции… Резкий душевный подъём и вместе с тем – усталость после двух лет, проведённых на фронте, пронизывающий зимний холод и начинающаяся разруха, расправы и разбой на улицах столицы, и тревога перед наступающими на Петроград немецкими войсками.
Блок рассказывал, что начал писать «двенадцать» с середины, со слов: « Уж я ножичком полосну, полосну!», затем перешёл к началу и единым духом написал первые восемь песен поэмы. Числовая символика тоже возникла с самого начала. О том, что красногвардейские патрули на самом деле состояли из 12 человек, говорят и документы, и мемуары (в частности, книга Джона Рида). В черновике поэмы есть пометка Блока: « Двенадцать (человек и стихотворений)».
История поэмы «Двенадцать» сопровождалась грандиозными событиями, которые вскорости сошли на нет. После шумов революции для Блока наступила зловещая тишина. Он практически не писал стихотворений, многие его замыслы так и остались невоплощёнными. Поговаривают, что перед смертью в бреду он желал, дабы было предано огню его главное творение – поэма «Двенадцать». История создания и восторг Блока по поводу работы над произведением несколько противоречит этому факту. Ровно как и свидетельства очевидцев отхода поэта в мир лучший.
Сюжет поэмы «Двенадцать»
Сюжет можно определить как двухслойный – внешний, житейский: зарисовки с петроградских улиц, и внутренний: побуждение, обоснование поступков «двенадцати».
Начинается поэма с описания городской панорамы, с символического пейзажа, как будто нарисованного чёрной и белой красками:
На ногах не стоит человек.
На всем божьем свете!
Блок воспринимал революцию как стихию, которая бушует, невзирая на людей; выжить в ней могут только сильные. Поэту свойственен вселенский масштаб видения: беззащитная фигура человека, потерявшегося в вихре вьюги. Контрастные цвета символизируют старый и новый миры, трагическую смену эпох, исчезновение в метели всего старого мира вместе с его жителями: старушкой, поэтом-декадентом, буржуем, священником, девицами из публичного дома. Их голоса доносятся как будто из «метели». В поэме холодный ветер, вьюга, метель выметают весь сор старого, очищая мир для нового, неизвестного.
Образ двенадцати красногвардейцев появляется во второй главе. Они шагают в метели, и само их движение вперёд означает грядущие перемены. Символические образы перекрёстка, буржуя на перекрёстке, «паршивого пса» означают Россию на перепутье, растерявшегося человека, пытающегося спрятаться от пугающих перемен. Поэт пытается разобраться, что несёт с собой революция: обновление или мрак и жестокость.
Петька убивает изменившую ему Катьку и страдает от этого. Но личные переживания героя неуместны во дни великих перемен. Товарищи увещевают Петьку:
— Не такое нынче время,
Чтобы няньчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!
Петруха преодолевает «ненужные» чувства и вместе со всеми идёт, печатая шаг. Они «ко всему готовы, ничего не жаль», они «идут без имени святого». Но вдруг впереди отряда красногвардейцев появляется «в белом венчике из роз» Исус Христос.
В руках у него красный флаг, который в финале поэмы становится кровавым. Блок понимал, что путь к новой жизни не обойдётся без кровопролития. Но поэт не мог объяснить, откуда в его поэме взялся этот образ. Христос «за вьюгой невидим», он впереди того времени, когда произошла революция. Блок верил, что Христос несёт «святое знамя», а революционеры испытывают ко всему миру «святую злобу». В поэме образ Христа дан как высокий нравственный идеал, к которому надо стремиться. Поэт верил, что люди найдут дорогу к добру и красоте.
Блок сказал, что «Двенадцать» останутся лучшим из всего, что он написал, потому что, создавая их, он всецело жил современностью. Никогда ещё душа поэта не была столь восприимчива к бурям и грозам истории. Говоря блоковскими же словами, «Двенадцать» сосредоточили в себе всю силу электричества, которым был перенасыщен воздух Октября.
Живя современностью, поэт с величайшей свободой и неслыханной смелостью создал самое современное и совершенно оригинальное произведение. Ничего подобного в русской поэзии не было.
Комментарий к поэме
В поэме последовательно применён художественный приём, основанный на эффекте контраста. Благодаря такому нерасторжимому единству двух пересекающихся планов сохраняется целостность поэмы.
1 глава. Автор в сюжете поэмы использует контраст:
На ногах не стоит человек.
На всем божьем свете!
Представителями его являются следующие герои: «старушка, как курица», «буржуй на перекрёстке», «писатель-вития», «товарищ поп», «барыня в каракуле».
… И у нас было собрание…
На время – десять, на ночь – двадцать пять…
… И меньше – ни с кого не брать…
Слышится разноголосый гул: герои поэмы – разные люди. Плакат «Вся власть Учредительному Собранию». Символы, используемые в поэме, должны отвлекать внимание людей от ключевых событий непроявленного правительства пустыми заявлениями и пафосными собраниями.
Глава 2. Во второй главе появляется главный символ революции:
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Сказано бодро, энергично, «гуляет ветер, порхает снег», и этим двенадцати вьюга не страшна, не опасна. Они в ней как в родной стихии – и не скользят и не падают, а только идут вперёд к своей цели.
Винтовок черные ремни,
Кругом – огни, огни, огни…
В зубах – цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
Но в этой же главе появляются ещё несколько характерных для революции героев:
— А Ванька с Катькой – в кабаке…
— У ей керенки есть в чулке!
— Ванюшка сам теперь богат…
— Был Ванька наш, а стал солдат!
— Ну, Ванька, сукин сын, буржуй,
Мою, попробуй, поцелуй!
Блок не поэтизирует своих героев, а показывает их такими, какие они есть. Поэту чуждо буржуйство героя, Ванюшка изменил революции.
Охватывает пьянящее чувство вседозволенности. Этот путь ведёт в тупик. Нарушение всех нравственных норм: отказ от обязательств, законов, ответственности.
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь-
Глава 3. В третьей главе видна очистительная сила революции, которая сметает всё на своём пути:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови –
Перед революцией стояла одна главная задача – раздуть пожар.
Глава 4. В четвёртой главе происходит зарождение центрального конфликта поэмы: любовный треугольник: Катька – Ванька – Петруха. Автор поэмы издевается над своим героем, который изменил революции:
Он в шинелишке солдатской
С физиономией дурацкой
Крутит, крутит черный ус,
Вот так Ванька – он плечист!
Вот так Ванька – он речист!
Зубки блещут жемчугом…
Ах ты, Катя, моя Катя,
Катя – воплощение не только жизненного, но и страстного начала. Она поражает читателя своей правдой. Это сама действительность.
Главы 5,6. Далее, в пятой и шестой главах, следует разрешение противоречий в отношениях между этими героями, а также смысловой «узел» композиции поэмы: убийство Кати, которая и играет одну из ключевых ролей в поэме. Закрадывается подозрение, что речь в поэме идёт не сколько о «простой русской женщине» и обретении ею «такого вот конца». По отношению к Катьке Блок употребляет эпитет «толстоморденькая», по отношению к Руси – «толстозаденькая». Эти тропы, безусловно, связаны между собой, хотя бы потому, что они однокоренные. Так же и образы, ими характеризуемые, связаны. Подтверждение этому можно найти во взаимосвязи поэмы с историей.
Обращаясь к истории, мы заметим, что ярким примером воплощения в жизнь образа Катьки из поэмы является одна из знаменитейших правительниц России – Екатерина 11. Эта женщина прославилась огромным количеством фаворитов и большим вкладом в укрепление крепостного права. Императрица особо не церемонилась в выборе мужчин и на сословия временами предпочитала не смотреть, так и героиня из поэмы:
С офицерами блудила –
С юнкерьем гулять ходила –
С солдатьем теперь пошла?
Будет легче для души!
Императрицу можно рассматривать как символ русской государственности, и тогда поведение блоковской Кати можно рассматривать, как иносказательное описание внешней политики страны. Если применять трактовку образа Катьки как олицетворение государственной системы, то и строки:
Гетры серые носила,
Шоколад Миньон жрала…
можно пояснить как описание состояния этой системы. Ни «гетры», ни «шоколад Миньон» продукцией русской промышленности не являются. В начале XX века, как и сейчас, большинство товаров для пользования обеспеченным меньшинством импортировались из-за рубежа. То есть государственная экономика была не состоятельна, так как не могла обеспечить всех своих граждан отечественной продукцией. Но и более того государственная непритязательность в выборе мировых союзников (как у блоковской Катьки в выборе партнёров) обусловлена именно тем, что экономика России и благополучие её граждан зависело от благоволения союзников экспортировать свои товары. Императрицу можно рассматривать как символ русской государственности, против которой и встали двенадцать патрульных, ведомые Христом.
Несмотря на тяжкое преступление, которое совершил Петруха, для Блока, наследника гуманизма русской литературы X 1 X века, «бедный убийца» Петька – страдающий, любящий человек, а не дикий зверь, разбойник. С возмущением поэт пишет: «…Лучшие люди говорят: «Мы разочаровались в своём народе»; лучшие люди ехидничают, надсмеваются, злобствуют, не видят вокруг ничего, кроме хамства и зверства (а человек – тут, рядом)..»
Глава 7. Ванька теперь убийца, но не простой, а «бедный». Обычное явление, которое происходит в период стихий. Самое страшное преступление заключается в том, что человек не научился сдерживать себя.
В главе седьмой отражается горчайшее и высочайшее прощание. Воспоминание Петрухи о Катьке живо, трепетно; его слова – одни из самых проникновенных в блоковской любовной лирике вообще:
— Ох, товарищи, родные,
Петрухе страшно от содеянного. Он любил её, в этом и заключается трагедия. Эгоизм Петрухи является его же наказанием.
Позабавиться не грех!
Нынче будут грабежи!
Гуляет нынче голытьба!
Всё смешалось в душах 12. Они являются олицетворением народных масс: им всё дозволено. Самое страшное преступление «страшного мира» в том, что он не научил реализовывать человека свои силы по-другому.
Глава 8. Выжженное пространство. Отъединённость ото всех. Надо привыкнуть к своей богооставленности.
Выходят те, для кого нет ничего святого. Петербург погребён под слоем семечек:
Лицо пренебрежительно-хамское у солдата. Нелогично и вполне иррационально. Молитва произносится вполне механически:
Упокой, господи, душу рабы твоея…
По Блоку, заслуга «нового» мира в том будет, что он поможет человеку по-другому проявить себя, чем Петруха.
Глава 9. Ничего нет. Безначалие и унылость. Без вина были пьяны, когда поменялось время, люди и отношение к государству:
Над невской башней тишина,
И больше нет городового –
Гуляй, ребята до утра!
Блок воспевает новый мир:
Стоит буржуй, как пёс голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пёс безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.
Снег воронкой завился,
Снег столбушкой поднялся…
-Ох, пурга какая, спасе!
— Петька! Эй, не завирайся!
Бессознательный ты, право,
Рассуди, подумай здраво –
Али руки не в крови
Из-за Катькиной любви?
Глава 11. Личное отступает перед общественным. 12 – жертвы старого мира, но в то же время его враги.
… И идут без имени святого
Все двенадцать – вдаль.
И вьюга пылит им в очи
Глава 12. Возврата прошлого нет, но старый мир не хочет отступать:
Только нищий пес голодный
В финале поэмы дан собирательный образ нравственного начала.
… Так идут державным шагом,
Позади – голодный пес,
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Некоторые считают, что Исус Христос – образ Человека, лишённого эгоистических начал, бескорыстного. (См. написание имени героя). Другие предполагают, что имя использовано для рифмы: «пес, роз, Христос». Сам Блок говорил: «Я иногда сам глубоко ненавижу этот женственный призрак». Следует помнить, что «белый венчик из роз» символизирует знак смерти.
Финальная строфа содержит множество противоречий, например:
В белом венчике из роз…
Сам Блок утверждал: «Я у каждого красногвардейца вижу ангельские крылья за плечами».
Многие считают, что Христос как бы приподнят над бытом и над событиями. Он воплощение гармонии и простоты, о которой подсознательно тоскуют герои Блока. В финале поэмы всё укрупнено, имеет откровенно условный характер. Это и слитный образ «двенадцати», и возникающие вновь образы буржуа и голодного пса, и венчающий поэму образ Христа. Здесь нет имён, все реплики состоят из самых общих слов или риторических вопросов.
Поэма «Двенадцать» формально не входит в блоковскую « трилогию», но связанная с ней многими нитями, она стала новой и высшей ступенью его творческого пути. «…Поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства». Вот эта «буря во всех морях» и нашла своё выражение в поэме. Всё её действие развёртывается на фоне разгулявшихся природных стихий. Но основа содержания этого произведения – «буря» в море жизни.
Всё в поэме кажется необыкновенным: мировое переплетено с будничным; революция с гротеском; гимн с частушкой; «вульгарный» сюжет, взятый словно из хроники газетных происшествий, завершается величественным апофеозом; неслыханная «грубость» словаря входит в сложное соотношение с тончайшими словесно-музыкальными построениями.
Поэма поразительна такою внутренней широтой, словно вся разгневанно бушующая, только что порвавшая вековые путы, омытая кровью Россия вместилась на её страницах – со своими стремлениями, раздумьями, героическими порывами в неоглядную даль, и Россия – буря, Россия – революция, Россия – новая надежда всего человечества – вот тот главный символический образ Блока, величие которого придаёт такое огромное значение его Октябрьской поэме.