Что означает символ крест
Символ креста: значение и толкование
Крест в разных традициях мира:
В знаке креста можно увидеть систему 4 стихий и миров. Это знание универсально настолько, что встречается во всех религиях и частях света. Символ креста — универсальная схема циклов года, календарь, разделенный на 4 сезона, 4 возраста, 4 состояния пространства. Равносторонний Крест — символ равновесия духа и материи.
Символ виде креста можно найти в любой религии мира. Не удивительно, ведь его начертание элементарное: две или более пересекающиеся линии. Но нельзя того же сказать о смысле символа, ведь крест носит сотню различных значений. В наши дни символ креста все чаще ассоциируется с христианством, хотя его происхождение имеет намного более глубокие корни. С начала времен крест — древнейший символ жизни и огня. Две скрещенные палочки обозначали очаг как условие выживания. Также крест являлся для наших далеких предков животворящим символом солнца — источника света и тепла.
Символ креста: религия и эзотерика
Знание о символах сильно переплетено с нумерологией, сакральной геометрией, философией. Давным давно адепты в духовных храмах познавали многие законы мира через одно только их созерцание, их использовали в ритуалах и обычаях черной и белой магии. И хотя сегодня поддержание мистических культов утратило свое былое значение, роль символа не угасла. Символы по сей день активно используются в религии, эзотерике и духовной практике.
Крест в нумерологии — монада в физической форме
Знак креста — символ устойчивости и равновесия. Это та устойчивость, что есть в символе квадрата — в знаке материи, физической формы, тела (4). Но крест — символ с акцентом на нематериальном центре — душе (1), хотя энергию четверки он также включает. Но благодаря этому акценту на духовном, крест — символ человека с сугубо человеческой рефлексивной формой сознания. Ведь если квадрат в нумерологии равен четверке — земле, то крест равен пятерке (5): 4 (форма) + 1 (душа или монада).
Эта символика просматривается и в сакральных формах египетской великой пирамиды, построенной на четырехугольном основании с символическим духовным центром на самой вершине. Крест — это проекция пирамиды на плоскости. Но только тот, кто способен увидеть за плоским символом объем, обнаруживает, что центр креста расположен совершенно в другой плоскости, нежели его крайние точки. Пирамиды — это гигантские абстракции, которые выражают сущность всех духовных существ и иерархию уровней вселенского бытия.
Символ креста в эзотерике — схема мироздания
Значение креста в эзотерике связано с древней традицией. Еще в Древнем Египте анкх или коптский крест — символ жизни, носил значение плодородия и бессмертия. Верхняя часть креста символизировала высший мир богов и неба, нижняя — мир телесного существования, зверей и людей. Мистики знают: коптский крест, мощный символ мировой гармонии, имеет способность воздействовать на пространство, астральных сущностей и сознание других людей. И потому по сей день символ креста в эзотерике очень часто используется для защиты, очищения и освящения живых существ, пространства и предметов.
Крест в христианстве — символ распятия
Крест в христианстве ассоциируется с крестом, на котором был распят Иисус, соответственно, и с его искупительной жертвой. В этом контексте крест — христианский символ страдания и искупления. Однако, существует и версия, что христианский крест на самом деле произошел от ханаанской буквы “тав” или древнеегипетского иероглифа “тау”, который обозначал мистическую истину, почему крест и стал символом христианского посвящения или крещения, обряда принятия христианства.
Православный крест имеет дополнительную косую перекладину ближе к основанию символа. Его также называют шестиконечным крестом или крестом Лазаря. Значение этого элемента связано с мистерией распятия. Перекладина у ног Христа обозначает двух разбойников, которые были казнены вместе с ним. Согласно библейскому новозаветному преданию один из них принял перед смертью Христа и получил спасение, в то время, как другой покрыл его хулой и лишь ужесточил участь своей души. Концы косой перекладины и обозначают духовное направление — вверх или вниз.
Большим распространением в православии также пользуется символ восьмиконечного креста с дополнительной перекладиной вверху. Согласно трактовкам, эта горизонтальная линия вверху обозначает табличку у изголовья, на которой по преданиям палачи Иисуса написали ироничное “Иисус Назарянин, Царь Иудейский”.
Символ креста в язычестве — мировая Ось
Крест — славянский символ гармонии между мужским и женским, небесным и земным. Он также служит и символом солнца — мощнейшей защитой от злых сил. Недаром славянские обереги, куклы-мотанки, не имеют лиц. Вместо этого их лица украшаются крестом. Ведь через даже нарисованные глаза в предмете может поселиться душа, потому вместо лица у куклы-оберега — сакральный крест, символ мировой гармонии.
Символ звезда креста — узор, состоящий из четырех равносторонних крестов. Звезда креста — сакральный символ, который часто используют для традиционной вышивки одежды. Такой узор служит оберегом и талисманом. Он защищает от негативных энергий и привлекает успех и удачу.
Символ креста: значение и мистическая роль
Крест — символ человека
В пифагорейской нумерологии, язычестве и египетской мистерии крест — символ человека. Вертикальная линия — обозначает внутреннюю ось, бессмертие, дух, союз божественного и тварного. Горизонтальная линия креста — символ физического тела и его тленности — закона времени. Точка пересечения — символ души, символ истинного “Я”. “Я” или осознающий Атман является в этой системе оживляющим пятым элементом. Потому крест — символ человека, как пятерка, что рождается в единстве четырех стихий.
Восьмиконечный крест — символ Космического человека, подобный другому мистическому символу — Каббалистическому Древу Жизни. Согласно Каббале, это древо является энергетической схемой прототипа людского рода — Адама Кадмона. В этой системе вершина креста совпадает с верхней коронарной чакрой, которая служит связи с небом. Нижняя часть креста совпадает с нижней корневой чакрой, ответственной за связь с землей. Пересечение линий совпадает с центральной чакрой сердца. Она служит вместилищем души и высоких чувств, переживаний, эмоций, таких как сострадание и любовь. Это также ответ, почему крест — символ любви к людям. Ибо только из этого центра мы можем продуцировать истинную безусловную любовь.
Красный крест — символ медицины
Символ красного креста, пожалуй единственный символов в этом ряду, который не имеет религиозной подоплеки. Он был придуман как эмблема Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца (МККК) — службы, организованной для защиты и помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и военных действиях. Символ представляет собой реверсивное изображения родины общества — Швейцарии. Красный полумесяц в качестве альтернативы красному кресту используют мусульманские страны, которым крест оказался неприятен из-за ассоциаций с крестоносцами.
Перевернутый крест
Символ перевернутого креста наиболее известен как крест Сатаны, выражающий насмешку над христианской идеей. Кроме того, он обозначает, как и перевернутая пентаграмма, главенство материального над духовным, земли над небом. По трактовкам мистиков, перевернутый крест возвышает Дьявола на Богом. Если Бог — это вершина креста, а Сатана — его нижняя точка, то перевернутый крест меняет их иерархию на противоположную.
Однако, существуют и другие версии трактовки этого символа. По одной из них его другое название — крест Петра или Петров крест. Он берет происхождение из истории о Святом Петре, который попросил себя распять на перевернутом кресте, считая себя недостойным умереть как Иисус. Еще одну версию предлагает язычество, значение перевернутого креста здесь трактуется как молот Тора (бог-громовержец у германо-скандинавских племен).
Крест в круге — древнейший символ солнца
Крест в круге — символ солнца и солнечных богов. Этот древний знак был очень популярен уже на самой заре развития человечества. Языческие народы верили в защитную силу солнечного колеса, поклонялись ему и украшали ими одежду, делали обереги с его изображением.
В славянстве крест в круге — символ бога Перуна — громовержца. Славяне наделяют его великой силой и мощью. Традиция утверждает, что солнечный крест является проводником позитивных, мужских, активных и исключительно светлых энергий.
Солнечный крест также встречается и в индуизме, но имеет та несколько иное значение. Индийская мудрость трактует крест в круге в значении Колеса Сансары — колеса жизни и смерти, выход из которого в индуизме является целью духовной практики.
Символ креста в круге также встречается в кельтской символике. Другое его название — кельтский крест. Этот знак появился в результате слияния языческого символа солнца и классического христианского креста, как попытка адаптировать христианство к языческому символизму.
Символ Розы и Креста
Орден розенкрейцеров тесно связан с этим мистическим знаком. Это символ Розы и Креста, который служил эмблемой для тайных средневековых орденов. Крест означает означает испытания, роза — человеческую душу. Такие изображения находили в свидетельствах и гораздо ранних эпох: в Древнем Египте и Древней Греции, в Ассирии, в Индии и древних цивилизаций Северной Америки. Нумерологическое значение символа — четверка (4), как обозначение 4 стихий, 4 миров Древа Жизни, 4 стороны света, 4 состояния материи.
Мальтийский крест — символ целомудрия
Мальтийский крест — еще один христианский символ, который служил эмблемой известного рыцарского католического ордена госпитальеров. Восьмиконечный крест — восемь рыцарских добродетелей, среди которых такие, как вера, правда, искренность, смирение, справедливость, воздержание и милосердие.
Крест
Крест – 1) орудие казни Богочеловека Иисуса Христа, на котором Он был распят ради искупления людей; 2) главный символ христианства, знамение победы Христа над адом и смертью; 3) наименование крестного подвига Спасителя. Крест является символом жертвенной любви всеблагого Бога к падшим людям, всепобеждающим духовным оружием христиан, основанием и средоточием церковной жизни.
Крест – символ жертвенной любви, победы над злом
Далёким от Церкви людям кажется, что христиане поклоняются кресту – орудию казни. Это поверхностный взгляд, мы поклоняемся кресту не как символу смерти, а как символу вечной жизни – Кресту животворящему – ибо Христос, подвергнутый на кресте мучительной казни, своими страданиями совершил искупление человечества ( 1Пет.2:24 ). На Кресте произошла не просто трагедия, а триумф жизни, победа над смертью. Крест — выражение любви Бога к людям ( Ин.3:16 ).
Крест Христов, который каждый православный христианин, получив при крещении, носит всю жизнь, есть:
На Кресте мы видим Бога Распятым. Но в Распятии таинственно пребывает Сама Жизнь, подобно тому, как в пшеничном зерне таятся многие будущие колосья. Поэтому Крест Господень почитается христианами как «живоносное древо», то есть дерево, дающее жизнь. Без Распятия не было бы Воскресения Христова, и поэтому Крест из орудия казни обратился в святыню, в которой действует Благодать Божия.
Виды крестов:
О молитве Кресту
Молитва Кресту это поэтическая форма обращения к Тому, кто распят на Кресте.
Церковные службы Кресту Господню
Изображение Креста
Православные иконописцы изображают возле Креста тех, кто неотступно сопровождал Господа во время Его Крестных мук: Божию Матерь и апостола Иоанна Богослова – любимого ученика Спасителя.
А череп в подножии Креста – символ смерти, вошедшей в мир через преступление прародителей Адама и Евы. Согласно преданию, Адам был похоронен на Голгофе – на холме в окрестностях Иерусалима, где многими столетиями позже распяли Христа. Божиим промыслом, Крест Христов был установлен как раз над могилой Адама. Честная Кровь Господня, пролитая на землю, достигла останков прародителя. Она уничтожила первородный грех Адамов и освободила от рабства греху его потомков
Надписи и криптограммы на Русских крестах:
«М.Л.Р.Б.» — место лобное распят бысть,
«Г.А.» — глава Адамова; причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или причащении. Череп под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста является символическим изображением головы Адама, погребенного по преданию на Голгофе (по-евр. — «лобное место»), где и был распят Христос.
Буквы «К» и «Т» означают копие воина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста.
Над средней перекладиной помещаются надписи: «IC» «ХС» — имя Иисуса Христа;
а под ней: «НИКА» — Победитель;
на титле или около нее надпись: «СНЪ» «БЖIЙ» — Сын Божий;
«I.Н.Ц.И» — Иисус Назорей Царь Иудейский;
надписание над титлой: «ЦРЪ» «СЛВЫ» — Царь Славы.
В чем заключается тайна Креста Господня?
Святитель Григорий Нисский:
«Кто может достаточно изъяснить тайну Креста, послужившего орудием страданий Спасителя? В самом деле, сколько было других способов, посредством которых Он мог исполнить совет Свой относительно страдания за нас! И однако из всех Он пожелал и избрал один этот, как Сам предрек о Себе: «Сыну Человеческому должно много пострадать»… (Лк.9:22). Заметь, как говорит Он здесь: не просто только и в общих чертах предсказывает Свои страдания, как сделал бы кто другой, но, по некой таинственной необходимости, обозначает и как бы узаконивает для Себя один род смерти: «Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть» (Лк.24:7).
Вникни в значение этого «надлежит», и ты увидишь, что в нем заключается именно нечто такое, что не допускает другого рода смерти, кроме Креста. В чем же причина этого? Один Павел, восхищенный в притворы рая и слышавший в них неизреченные глаголы, может изъяснить ее… может истолковать эту тайну Креста, как отчасти и сделал это в послании к Ефесянам: «чтобы Вы… могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф.3:18–19). Не произвольно, конечно, божественный взор апостола созерцает и начертывает здесь образ Креста, но уже это показывает, что чудесно очищенный от тьмы неведения взор его ясно прозрел в самую суть. Ибо в очертании, состоящем из четырех противоположных перекладин, выходящих из общего средоточия, он усматривает всеобъемлющее могущество и дивное промышление Того, Который благоволил явиться в нем миру…»
Преподобный Иоанн Дамаскин:
«Как четыре конца Креста связываются и соединяются в центре, так Божией силой содержатся и высота, и глубина, и долгота, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь».
Святитель Симеон Солунский:
«Крест четверочастен ради пригвожденного на нем Христа, Сына Божия, сотворившего и содержащего горнее и дольнее, и все существующее, соединившего горнее с тем, что на земле, свыше нисшедшего, чтобы возвысить нас, воздвигшего из ада и из земных сделавшего нас небесными, соединившего все в Себе Самом и созвавшего концы мира к поклонению Истинному и Живому Богу, все усвоившего Себе, воссоздавшего нас высотой славы и глубиной нищеты и смирения, и широтой милости и любви».
Святитель Василий Великий:
«Все части мира были приведены к спасению частями Креста».
Святитель Димитрий Ростовский:
«Кто не умилится, взирая на Странника, так бедно возвращающегося в Свой дом! Был Он у нас в гостях; мы дали Ему первый ночлег в стойле между животными, потом выпроводили Его в Египет к народу идолопоклонническому. У нас Он не имел где приклонить голову, «пришел к своим, и свои Его не приняли» ( Ин.1:11 ). Теперь же отправили Его в дорогу с тяжелым Крестом: возложили на плечи Его тяжкое бремя грехов наших. «И, неся Крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное» ( Ин.19:17 ), держащий «все словом силы Своей» ( Евр.1:3 ). Несет Крест истинный Исаак – древо, на котором должен быть принесен в жертву. Тяжкий Крест! Под тяжестью Креста падает на дороге крепкий в бранях, «сотворивший державу мышцею Своею» ( Лк.1:51 ). Многие плакали, но Христос говорит: «не плачьте обо Мне» ( Лк.23:28 ): этот Крест на плечах есть власть, есть тот ключ, которым Я отопру и изведу из заключенных дверей адских Адама, «не плачьте». «Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод; и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени» ( Быт.49:14-15 ). «Выходит человек на дело свое» ( Пс.103:23 ). Несет престол Свой Архиерей, чтобы благословить с него простертыми руками все части света. Выходит на поле Исав, взяв лук и стрелы, чтобы достать и принести дичи, «уловить лов» отцу своему ( Быт.27:5 ). Выходит Христос Спаситель, взяв Крест вместо лука, чтобы «уловить лов», чтобы привлечь всех нас к Себе. «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» ( Ин.12:32 ). Выходит мысленный Моисей, берет жезл. Крест Свой, простирает руки, разделяет Чермное море страстей, переводит нас от смерти к жизни, и диавола. как фараона, потопляет в бездне адской».
Иисус Христос не претерпел ни смерти Иоанна – отсечением головы, ни смерти Исаии – перепиливанием пилой, чтобы и в смерти Тело его сохранилось не рассеченным, чтобы этим отнять повод у тех, которые бы дерзнули разделять на части Его Церковь».
Преподобный Симеон Новый Богослов:
«Образ Креста показывает примирение и содружество, в какое вступил человек с Богом. Посему и демоны боятся образа Креста, и не терпят видеть знамение Креста изображаемым даже и на воздухе, но бегут от этого тотчас, зная, что Крест есть знамение содружества человеков с Богом и что они, как отступники и враги Богу, удаленные от Божественного лица Его, не имеют более свободы приближаться к тем, кои примирились с Богом и соединились с Ним, и не могут более искушать их. Если и кажется, что они искушают некоторых христиан, да ведает всякий, что это борют они тех, которые не познали как следует высокого таинства Креста».
Святитель Афанасий Великий:
«Как грех вошел в мир посредством древесного плода, так и спасение – посредством древа крестного».
Святитель Ириней Лионский:
«Иисус Христос, истребляя то непослушание Адама, которое вначале совершилось через древо, был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:8). Или иначе: то преслушание, которое совершено через древо, исцелил послушанием, совершенным на древе».
Почему Крест называют знамением истины?
Почему Крест, орудие убийства, называют «венцом праздников»?
«Крест – это грань Божественного попечения о нашем спасении, это – великая победа, это – трофей, воздвигнутый страданиями, это – венец праздников».
Святитель Игнатий (Брянчанинов):
«Нет другого ключа, который бы отверзал врата в Царство Божие, кроме Креста Христова
Вне Креста Христова нет христианского преуспеяния.
Увы, Господь мой! Ты на Кресте – я утопаю в наслаждениях и неге. Ты подвизаешься за меня на Кресте… я лежу в лености, в расслаблении, ищу повсюду и во всем спокойствия
Господь мой! Господь мой! Даруй мне уразуметь значение Креста Твоего, привлеки меня к Кресту Твоему судьбами Твоими…»
Преподобный авва Исаия:
«Крест – знамение будущего бессмертия».
Преподобный Нил Синайский:
«Имеешь у себя честное древо – Крест Господень, которым, если пожелаешь, можно усладить горькую воду твоего нрава».
Правда ли, что у каждого человека свой собственный крест?
Архимандрит Иоанн Крестьянкин:
«…Надо обратить особое внимание на то, что каждый человек на своем жизненном пути должен поднять именно свой крест. Крестов бесчисленное множество, но только мой врачует мои язвы, только мой будет мне во спасение, и только мой я понесу с помощью Божией, ибо он дан мне Самим Господом. Как бы не ошибиться, как бы не взять крест по своему произволу, тому произволу, который в первую очередь и должен быть распят на кресте самоотвержения?! Самовольный подвиг – это самодельный крест, и несение такого креста всегда оканчивается падением великим.
А что же значит свой крест? Это значит идти по жизни по своему пути, начертанному для каждого Промыслом Божиим, и на этом пути подъять именно те скорби, что попустит Господь (Дал обеты монашества – не ищи женитьбы, связан семьей – не стремись к свободе от детей и супруги.) Не ищи больших скорбей и подвигов, чем те, что есть на твоем жизненном пути,– это гордость сбивает с пути. Не ищи освобождения и от тех скорбей и трудов, что посланы тебе, – это саможаление снимает тебя с креста.
Свой крест – это значит довольствоваться тем, что по твоим силам телесным. Дух самомнения и самообольщения будет звать тебя к непосильному. Не верь льстецу.
Как разнообразны в жизни и скорби, и искушения, которые посылает нам Господь для врачевания нашего, какое различие у людей и в самих телесных силах и здоровье, как разнообразны и наши греховные немощи.
Да, у каждого человека – крест свой. И этот свой крест заповедано каждому христианину принять с самоотвержением и последовать Христу. А последовать Христу – это изучить Святое Евангелие так, чтобы только оно стало деятельным руководителем в несении нами нашего жизненного креста. Ум, сердце и тело всеми своими движениями и поступками, явными и тайными, должны служить и выражать спасительные истины Христова учения. И все это значит, что я глубоко и искренне сознаю врачующую силу креста и оправдываю суд Божий надо мною. И тогда мой крест становится Крестом Господним».
Архимандрит Нектарий (Антанопулос):
«На Голгофе возвышались три креста. Все люди в своей жизни несут какой-нибудь крест, символом которого является один из голгофских крестов. Немногие святые, избранные други Божии, несут Крест Христа. Некоторые сподобились креста покаявшегося разбойника, креста покаяния, который вел ко спасению. А многие, к сожалению, несут крест того разбойника, который был и остался блудным сыном, так как не захотел принести покаяние. Хотим мы этого или нет, но все мы – «разбойники». Постараемся же, по крайней мере, стать «благоразумными разбойниками»».
Мало в каком храме, монастыре встретишь сегодня частицу Креста Господня. Должны ли мы почитать как тот самый Крест его современные копии и изображения?
Преподобный Иосиф Волоцкий:
«Следует поклоняться и почитать не только тот один Животворящий Крест, на котором был распят Христос, но и всякому Кресту, сотворенному по образу и подобию того Животворящего Креста Христова. Следует поклоняться, как тому самому, на котором был пригвожден Христос. Ведь там, где изображается Крест, из любого вещества, – туда приходит Благодать и Освящение от Пригвожденного на Кресте Христа Бога нашего».
Праведный Иоанн Кронштадтский:
«Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где Крест, там и любовь; в церкви вы везде и на всем видите кресты, для того чтобы все напоминало вам, что вы во храме Бога любви, в храме Любви, распятой за нас».