Что означает символ круг и крест
Крест в круге – матрица Атлантиды. Цветок Атлантиды, который является хранителем ее Зрелого Семени и ее Истоком. Круг – знак вечной целостности и Бесконечности Сущего, вмещающего в себя все пространства, время и все измерения и уровни Вселенной. Крест – символ Единения и ключ к Единению. Знак слияния четырех сторон света – севера, запада, востока и юга. Каждая линия креста является по сути пространственно-временной спиралью, которая непрерывно генерирует два основных потока Вселенной, а так же все ее измерения и уровни. Крест в круге – вечный источник энергии и самой Атлантиды, непрерывный множитель всех позитивных качеств и явлений, сильнейший талисман удачи и оберег, все приумножающий и всеобъемлющий. Точка пересечения является Великим Центром всех вещей, осью мироздания и Великим Магнитом Атлантиды.
Крест в круге является первичной – одной из первых – формой физического мира, генерирующей время. Цветок Атлантиды или Цветок Атля является так же и Семенем или Хранителем Семени. С него начинается развитие и распространение вечных символов и, объемлющего их Знания – связующего Звена Духа, в полотне Истинной Высшей Гармонии Космического Бытия. Четыре измерения времени и пространства Цветка Атлантиды – это лишь первая стадия на пути эволюции пробужденного Человека-Атля. Ибо содержит в себе все миры и все время Вселенной, а так же не-время и не-пространство.(1-й Закон Атлей.)
Крест в круге – генератор Удачи, Хранилище и Источник мощнейшей Вечной Энергии. Любая форма, вписанная в пространство такого круга обретает Великую Силу и реализацию. Крест в круге – печать Творца. С этой формы начинается строение самых величественных городов и зданий планеты и самых прекрасных миров Вселенной. Это символ Нового Бытия.
Крест в круге
Автор: Елена Острер
Символ креста, как правило, ассоциируется с христианством. Однако это – один из древнейших, еще дохристианских, священных знаков. Наиболее ранние найденные изображения креста датируются XII тысячелетием до н. э.
Подлинное значение этого древнего символа открывает многие тайны, словно ключ, подходящий ко многим замкам.
Откуда произошло название «крест» – трудно сказать, бытует много версий, по одной из которых слово «кръст» означает «огонь». Не отсюда ли происходит слово крещение – кресенье?
Этот древний символ встречается у всех народов во всех частях света: в Индии, Китае, Греции, Египте и т.д. До наших дней дошел так называемый «кельтский крест», представляющий собой равносторонний крест, вписанный в круг. Точно такое же изображение представляет собой Валаамский крест. Исследуем это изображение подробнее.
В прошлом веке в Германии был хорошо известен Герман Вирт, ученый, незаслуженно забытый в наше время. Он был археологом, историком, энциклопедистом и полиглотом, который знал более 100 древних языков. Он исколесил весь мир в поисках прародины человечества. Он решил докопаться до самых корней!
Изучая древние манускрипты, познакомившись с мифами разных народов, Вирт обратил внимание, что многие авторы упоминают одну древнюю цивилизацию, жившую в арктических широтах. Источники гласили, что в далекие времена на северном полюсе существовал материк с теплым мягким климатом. Именно из этого места стала распространяться духовная культура человечества.
Первые упоминания о северной стране встречаются в мифах Древней Греции. Эта страна у эллинов называлась Гиперборея. Домаст Сигейский, древнегреческий историк, так определял местоположение Гипербореи: «Выше скифов живут исседоны, еще выше – аримаспы, дальше Рипейские горы, с которых дует Борей и никогда не сходит снег, а за этими горами живут гипербореи до другого моря». А вот как ее описывает древнегреческий историк Гекатей Абдерский, живший в Египте при Птолемее I. «На Океане против страны кельтов находится остров величиной не меньше Сицилии. Этот остров… населен гипербореями… остров имеет прекрасную, плодородную почву, отличается благорастворением воздуха и дважды в год производит плоды».
О северной прародине человечества говорится и в древних индийских источниках: Ригведе, Пуранах, в персидской Авесте. В индийском эпосе «Махабхарата» описывается место, где находилась «неизмеримо высокая гора Меру, протянувшаяся по всей северной окраине мира», а так же упоминаются древние народы: этруски, русы, славяне, скифы.
Другой древний автор, Страбон, в своей знаменитой «Географии» пишет об окраинной северной территории – Туле – одной из оконечностей Арктиды. По Страбону, эти земли расположены в шести днях плавания на север от Британии, и море там студнеобразное.
В 1928 году Герман Вирт в книге «Происхождение человечества» формулирует основу своей теории. Ученый сделал вывод, что все упоминания о древнем континенте, лежавшем на Северном полюсе, не фантазия, а исторический факт, и подкрепил свою теорию множеством археологических находок.
В древних источниках трудно отличить, где исторические факты, а где вымыслы. Мифы повествуют, что в этой стране жил священный народ с живой искренней верой. Их покровителем был сам Аполлон, который не раз наведывался к ним на колеснице, запряженной лебедями. Это был неведомый нам мир справедливости, гармонии и благополучия. Люди жили по божественным законам в любви и согласии. Общество процветало, так как не было борьбы за власть, за место под Солнцем. А Солнце в этих арктических широтах светит в течение полугода: восходит при летнем солнцестоянии и заходит при зимнем. В течение каждого года люди наблюдали, как происходило возрождение и умирание Солнца. И оно снова появлялось над горизонтом как символ вечной жизни.
Весной Свет Мира снова пробуждает жизнь, развивается, пока не достигнет полного развертывания и предела роста в полуденно-летнем времени, чтобы снова начать путь к ночи и зиме, готовясь к смерти, за которой неминуемо последует новое рождение. Нордический человек созерцал образ своего существования ежегодно и ежедневно: раннее утро – детство, позднее – юность, полдень и лето – взросление, полное созревание, потом увядание жизни, старость, ведущая к смерти, а через нее к новой жизни, к возрождению и новому становлению, воплощенному в потомстве. Круговращение дня отражает в своем постоянном, непрерывном повторении круговращение Года, а Год – круг человеческой жизни. Круговращение, движение по кругу само по себе является высшим космическим законом Бога, этическим Основанием Вселенной, всего бытия». Поэтому изображение годового цикла в виде креста, заключенного в круг, было для гиперборейцев самым сакральным символом, матрицей, знаком вечной целостности и бесконечности сущего, вмещающего в себя пространство и время. Его можно описывать и толковать с разных граней. Это символ единения пространства и времени, центр гармонии и равновесия, знак слияния четырех сторон света, ключ для познания устройства Мира и т.д. Изображения креста в круге, как выяснил Герман Вирт, встречается на костях мамонтов, в пещерных изображениях, и сохранился до наших дней в храмовом убранстве церквей, в одежде священнослужителей, в украшении оград церквей.
Вместе с тем это был календарь, но календарь полярного года, когда шесть месяцев длится день и шесть месяцев – ночь. Это модель годового полярного цикла. Единственная особенность: Юг здесь отождествляется с зимой, Восток – с весной, Север – с летом, Запад – с осенью.
На широте Северного полюса нет такого понятия, как утро, день, вечер. Солнце движется по спирали. Весь арктический день солнце не заходит, лишь изменяется его высота над горизонтом от весны к лету. Максимальный угол к горизонту – 23.5 градуса в день летнего солнцестояния. Ближе к осени его высота над горизонтом все уменьшается.
Весь период арктической ночи Солнце уходит на Юг и совершает спиралевидное движение под горизонтом. День зимнего солнцестояния – самая нижняя точка нисходящей спирали, самое темное время.
Утро, это когда в дни весеннего равноденствия Солнце появляется на горизонте, и начинает возрождаться свет. В дни осеннего равноденствия Солнце на Западе посылает свои прощальные лучи на горизонте, и это ассоциируется с вечером. Самым главным праздником у гипербореев был Великий Юл – день зимнего солнцестояния, когда происходит перелом – изменение движения Солнца от спуска к подъему. В день великого Юла, в день зимнего солнцестояния, как считали гипербореи, Бог-Отец, скрытый во тьме, порождает Сына Божьего по имени Год, или Свет. И вскоре он во всей красе появляется из Дома Отца. Это весеннее появление Солнца над горизонтом. По мере подъема, возникает символ – человек, поднявший руки вверх. Он достигает Славы – максимальный подъем Солнца в летнее солнцестояние. После этого он опускает руки, и начинается его спуск. Символ – человек с опущенными руками. И, наконец, он, показавшись в последний раз, умирает, возвращается к своему Отцу в его Дом. Но Отец воскрешает его. Никто не знает, как это происходит, ибо это таинство совершается в полной темноте полярной ночи. И снова Сын-Год появляется, чтобы совершить свой путь на Север к Небесной Славе. Аналогия с тем, что человек умирает, оставляя тело, но душа его воскресает, как новогоднее Солнце, рождается снова.
Календарь гипербореев делился на 10 месяцев. Обе половины года соответствовали двум ладоням – десяти пальцам Сына Божьего. Иногда год делился на 20 частей, соответствуя количеству пальцев на руках и ногах. На точку зимнего солнцестояния ориентированы алтари наиболее древних святилищ. 21 или 22 декабря в день зимнего солнцестояния древние славяне праздновали свой Новый год и день рождения Солнца. В этот день пекли круглый пирог, который напоминал по форме Солнце, и разводили огромный костер, пламя которого, взлетая ввысь, должно было призывать Солнце начать свою работу.
А. Г. Дугин, анализируя календарь гипербореев в своей книге «Знаки великого норда», пишет: «Последовательность выстраивается в цикл, линия становится кругом, вечное движение обеспечивается за счет представления обо всем времени сразу. Оно не может кончиться, оно не может остановиться. Оно не может исчезнуть… и можно прийти к многочисленным выводам невероятного значения. Каждая ситуация, каждое событие, бытовой сценарий могут быть препарированы при помощи этой модели. Как мы действуем, как живем? Под знаком Севера? Или под знаком Запада? Под знаком Востока? Или под знаком Юга? По нисходящей дуге или по восходящей? К чему тяготеет тот или иной предмет? К небу и лету или к зиме и к земле. И мы всегда будем обнаруживать целые пласты смыслов, о существовании которых прежде ничего не знали». Человек сам делает выбор между счастьем и несчастьем, жизнью и смертью, процветанием и упадком.
Вследствие большого катаклизма началась миграция гиперборейцев в более южные широты. Часть их осталась в северных широтах, часть разошлась по всему миру, смешиваясь с коренным населением.
В Зароастрийской священной книге Бундахишнетак так описывается это событие: «Красный змей Аримана наслал холод на благословенную страну Ариев, на город Вара, где жили изначальные белые люди, и они были вынуждены покинуть свое жилище».
Если отступить от полюса к югу, то траектория солнца изменяется. Каждый день солнце встает на востоке и заходит на западе. Поэтому главным для живущих в этих широтах людей является восток, откуда восходит солнце. Человек, живущий на этих широтах, уже не видит сакральный смысл календаря гипербореев. То есть, утерян основной ключ, когда движение солнца вверх, к лету, является движением к северу, вместе с этим утрачивается и ключи к мировоззрению гиперборейцев. Движение времени воспринимается линейно-поступательно, необратимо, однонаправленно. Даже в таких древних культурах, как Шумеры, Индия, Средиземноморье, уже идет смешение древнего гиперборейского символа с другими, новыми, возникшими на этих широтах. Одновременно с этим алтарная часть храмов переносится на восток. И хотя первоначальный смысл символа утерян, его изображение передается из поколения в поколение. Люди чувствуют его сакральный смысл, хотя не могут его объяснить.
Когда мы хотим познакомиться поближе с культурой того или иного народа, нужно прежде всего изучить, когда этот народ празднует Новый год, что стоит у него во главе: север, юг, запад или восток. Например, персы отмечают Новый год в день весеннего равноденствия, то есть, в точке, соответствующей востоку. Египетская цивилизация отмечает Новый год летом. Здесь он совпадает с летним солнцестоянием – днем Ивана Купалы. А великий христианский праздник Воскресение Христово, или Пасха, совпадает с весенним равноденствием.
Герман Вирт писал: «Священный смысл Года совершенно неизвестен современному городскому человеку. Год для него лишь отвлеченное временное понятие, ничем не отличающееся от всех остальных промежутков времени, которыми оперирует современная хозяйственно-научная жизнь… Для того, чтобы вернуться к опыту Года, современный человек должен «излечиться» от своего цивилизованного существования, отрывающего от опыта бытия, при том, что темп труда и жизни становится все более и более быстрым, и разрыв с большим человеческим Годом – с циклом Судьбы – Жизни человека – возрастает… Если бы они понимали еще свой собственный смысл, они никогда бы не пустились бы в безумную погоню за Маммоной, сделав из денег цель жизни… не погрязли бы в глубоком материализме, который опечатал их бедность, слабость и ничтожество их душ, душ «современного человечества».
У жителей Гипербореи была живая истинная вера, и поэтому присутствовала постоянная связь с Божественным источником, связь Тонкого и физического миров. Если рассматривать крест в круге, как план, то точку пересечения креста можно считать проекцией оси, которая пронизывает все измерения и соединяется с самим Творцом мироздания, а сам крест – наглядное отображение физического мира. И несмотря на то, что за долгие тысячелетия люди забыли изначальный смысл этого символа, где бы он ни был изображен, он всегда излучал, излучает и будет излучать энергию высочайшей цивилизации на Земле – Гипербореи.
lsvsx
Всё совершенно иначе!
Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.
Фото 1. Это символ Прави и Нави, разделённый линией Яви. Все стороны креста равной длины, т.к. все стихии находятся в равновесии, т.е. соблюдается баланс сил.
Фото 2. Христиане присвоили себе этот символ, изменив всю конструкцию. Они удлинили линию Нави, тем самым утвердились как религия смерти. Баланс сил при этом нарушился.
Энергетика такого креста негативная, т.к. поле Нави увеличено, он по существу является вампиром. А, если учесть, что такого рода кресты навешивают на шею всем людям, да вдобавок ещё и с мертвым человеком, тогда становится понятным очень низкую энергетику адептов этой религии.
При навешивании креста детям, нарушается гармоничное развитие ребёнка.
Итак, необходимо остаться в полном одиночестве, чтобы никто не отвлекал. Можно в помещении, можно на природе. Сначала снимается крест. Затем представляем у себя над головой тёмное облако (это христианский эгрегор), от которого к нашей макушке идёт «шланг». Мысленно, берём рукой этот «шланг», отцепляем его от головы, но не отпускаем.
Мысленно (а можно и вслух) произносим слова благодарности эгрегору за всё хорошее, что он нам сделал на протяжении жизни. И неважно, было или не было – главное здесь благодарность. Затем говорим, что наши пути разошлись, и нам пришло время расстаться навсегда. Только после этого отпускаем «шланг», и наблюдаем, как он втягивается в облако, которое уплывает, или растворяется. Всё. Обычно человек чувствует сильное облегчение. Плечи распрямляются на физическом уровне.
Что касается крестика, то его вместе с цепочкой нужно почистить огнём свечи (не церковной), затем лучше переплавить в какое-нибудь другое украшение. Можно просто отнести в церковь и оставить там, т.е. подарить.
На фото: Древнерусские нательные кресты, XI-XIII вв
Но вот с приходом христианства появились «страшилки» в виде нечистой силы, от которой нужно прятаться внутри круга. И вот все начинают рисовать вокруг себя круги – вечная защита от окружающего мира. И экстрасенсы это пропагандируют, и маги всяческих уровней и колдуны в N-м поколении…
Все строят вокруг себя защиту в виде кругов, поднимая их в высоту в виде цилиндров, бочек и пр. и пр. И не понимают они, что на всякое действие есть противодействие. Чем мощнее защита от предполагаемого нападения, тем слабее на самом деле становится человек, т.к. он, отгораживаясь от Мира, недополучает энергии Космоса. Всё элементарно. Любая оборона всегда проигрывает. Надо усиливать свою энергетику и тогда никакая «гадость» не сможет достать.
Дельфис
Последнее обновление
Статьи по теме
Рекомендуемые книги
Подписка на рассылки
Оставайтесь с нами
Отзывы наших читателей
Символы, объединяющие круг и крест в одном знаке, почитались людьми с древнейших времён. Это и египетский иероглиф «жизнь» — ключ, или узел, Анкх (или Анх) , давший графическое изображение первым буквам алфавитов — греческого (альфа (α) и еврейского (алеф א ), также знаку
, который являлся эзотерической эмблемой Всеначала, сочетая в себе два важнейших знака — Х и Р. Впоследствии он стал олицетворять и Рождество Христово. Затем, через триста лет, вошёл в символику ордена Св. Константина Великого.
Об этом рассказывает Любовь Владиславовна СЕМЁНОВА, по профессии санитарный врач, ныне эксперт Торгово-промышленной Палаты России, уже не первый год изучающая психологию, астрологию, эзотерику, а также православие. Особое внимание она уделяет буквенной и числовой символике.
Многогранна семантика Х и Р, связанная с преодолением человеком своих несовершенств и любых преград, стоящих на нелегком пути Хроноса-Времени, который сохраняет для нас неумолимый бег циклических превращений. Многолик смысл таинственного и прочного сочетания , запёчатлённого в Храмах древних мистерий, что следуют по поверхности Земли в унисон с особыми энергетически активными зонами — вдоль направлений великих хребтов планеты, поднебесных её храмов.
Храм Хроноса хранит хребты времён,
Хреста-Христа Добро и Радость мира.
Тайна знака РХ
В Египте самой ранней формой креста была простая петля, совмещающая в одном изображении и крест, и круг. Это — Ankh ♀.
В Индии символ назывался «Паша» и изображался в виде верёвки, образующей петлю, которую Шива держит так, что петля и пальцы руки составляют круг и крест (рис. 1).
Тот же знак, запёчатлённый пальцами правой благословляющей руки, сложенными в форме креста и круга, мы видим на иконах Христа и всех святых Земли русской. В Риг-Веде он являлся символом великого бога Рудры и показывал этап раскрытия человеческого сознания до уровня сознания Бога, и именно поэтому знак Всеначала ставился на лбу и груди учеников, прошедших Высшие Мистерии и получивших Посвящение. И именно его в виде ключа Анх держат в руках египетские фараоны (рис. 2).
В начале XX века в Саккаре археологи вскрыли склеп, в котором были найдены останки древнего зодчего по имени Хеси-Ра (в литературе это имя часто встречается как Хесира). Предполагается, что Хеси-Ра жил в период правления фараона Джосера (XXVII в. до н.э., Древнее Царство). Это захоронение уникально. Здесь до сих пор много загадочного. Из склепа были извлечены деревянные панели, покрытые великолепной резьбой. С оборотной стороны на них вырезаны едва различимые схемы. Всего в склепе помещалось ОДИННАДЦАТЬ досок. Но сохранились лишь несколько.
Рис. 2. Египетский иероглиф жизни — Анх
В своей книге «Феномен Древнего Египта» профессор И.П.Шмелёв говорит, что знания могут быть изложены не только литературным языком, но и языком чисел, использующим свои символы и грамматику, и наряду с языком чисел существует язык геометрии — язык пространственных форм. Проведя всесторонний анализ, автор сделал вывод, что панели из захоронения Хеси-Ра — это система правил гармонии, кодированная языком геометрии, и на панелях удивительно точно отображён закон «золотого сечения», которому следуют самые различные природные явления.
Две буквы Р и X не только первые буквы имени знаменитого древнего зодчего и, конечно же, — имени Христа, сочетания «Христово Рождество», первая и последняя буквы фамилии Рерих. Они отображают божественную идею, материализованную как в жизни Иисуса, жившего две тысячи лет назад, так и в жизни наших великих современников. И каждая жизнь каждого человека подчинена этой высшей идее — обретению бессмертия. Надежду на возможность подобного достижения дают нам слова Иисуса: «Вы не умрёте, но изменитесь», «Все вы будете Богами» (Иоан. 10:34).
Константин Великий, возродивший символ , был несомненно человеком, посвященным в божественные мистерии и знал тайный смысл и силу знаков. В истории он себя прославил тем, что легализовал христианскую церковь, опубликовав эдикт, разрешавший свободное исповедание христианства наряду с языческими культами. В борьбе за власть он, будучи умным, энергичным и вместе с тем осторожным политиком, учёл, что эта религия достаточно широко распространена среди жителей Римской Империи, и предпочёл иметь в христианах не врагов, а своих сторонников. Константин проводил политику веротерпимости, хотя сам христианином не был. Не отвергая старых римских богов, он допустил в их число нового бога — Христа. Сам же Константин принял крещение лишь перед своей кончиной. После его смерти христианская церковь, считая Константина своим благодетелем, причислила его к лику святых. О том, что император был посвящен в древние мистерии, говорит принадлежащий ему титул Равноапостольный, что значит равный по знаниям и заслугам апостолам, ученикам самого Христа. В одном из писем Е.И.Рерих подтверждает сказанное следующими словами: «Западные летописи рекордировали получение вестей из Таинственной обители Константином Великим».
Времена правления Константина были сложнейшим переломным моментом истории. Для продвижения по лестнице эволюции человечеству были необходимы новые формы выражения божественной истины, и очередной виток эволюционной спирали при переходе из эры Овна в эру Рыб несло Учение, повторявшее вечные космические истины уже в виде христианской религии. Символ эры Рыб, продолжавшейся около 2160 лет, — две рыбы, плывущие в разные стороны, но имеющие точку соприкосновения посередине. Эта точка указывает на божественный закон Единства для всех кажущихся противоречий. Человечество в борьбе и страданиях искало различные точки опоры и находило их только тогда, когда обращалось к принципам Учения Христа — любви, вере, жертве, братству. Три столетия отделяли приход Христа от победы христианства в Западном мире.
Крест Константина Великого — монограмма, состоящая из двух первых букв имени Христа (греч.: χ — хи и ρ — ро). Легенда гласит, что именно этот крест он увидел в небе по дороге в Рим к своему соправителю и противнику Максентию. Вместе с крестом он увидел надпись: «In hoc vinces» («С этим победишь»). Согласно другой легенде, Константин увидел крест во сне в ночь перед битвой и услышал голос: «In hoc signo vinces» («С этим знаком победишь»). Обе легенды утверждают, что это предсказание и обратило его к христианству. Он провозгласил монограмму эмблемой на своём императорском штандарте вместо орла. Последовавшая победа у моста Милвиана неподалёку от Рима 27.10.312г. сделала его единственным императором. Затем был издан эдикт, разрешающий исповедание христианской религии в империи, верующих больше не преследовали, и монограмма, которую христиане до того использовали тайно, стала первым общепринятым официальным символом христианства, а также получила широкую известность как знак победы и спасения и была таковой до тех пор, пока изображение креста не стало заменять её после падения Римской империи в V веке.
Рис. 4. Древняя мозаика в одном из иерусалимских храмов
Почему же этот символ столь важен и дошёл до нашего времени? Знак на кресте Св. Константина заключён в круг (рис. 3). Круг — символ единства, бесконечности и одновременно законченности, высшего совершенства, то есть земной символ Бога непроявленного. «Бог есть круг, центр которого везде, а окружность нигде», — утверждал знаменитый французский учёный Л.Паскаль. Круг ориентирован в любой своей точке на невидимый центр, и в этом невидимом центре мы видим знак . Можно сказать, что таким образом Бог указывает на Христа, точнее на путь Христа, пройдя который каждый может достичь совершенства. Но ещё до Христа человечеству был дан этот знак, а значит, и путь. Так что в знаке, который не изменялся в течение многих тысячелетий, закодировано единое Знание, и он является его хранителем и символом Посвящения.
В энциклопедии «Восточного символизма» К.А.Вильямса сказано: « — ключ от Пустоты». Что же скрывается под словом «Пустота»? Пытаясь постичь суть и природу Пустоты, учёные утверждают, что абсолютная пустота, вакуум, есть начало мироздания. Из всех древнейших учений следует, что изначальное Ничто, или абсолютная Пустота, постепенно преобразуется во Вселенную. Следовательно, Пустота — источник всякого происхождения. «У Бога нет ничего пустого», — фраза, пришедшая из средневековья, подтверждает слова французского философа XVII века Р.Декарта: «У Ничего нет свойств, значит Ничего, или пустоты, нет. Если бы Ничего не существовало, мы бы о нём не говорили, не могли бы дать ему название «пустота»».
Сознание, пронизывая пустоту, как бы наполняет её собой. Не существует психической пустоты. Тибетские учения напрямую связывают сознание и пустоту. Разум в некотором смысле имеет природу пустоты, он не рождён, не сотворен, лишён какой-либо формы, изначален. «Тибетская книга мёртвых» утверждает: «Твой разум пуст, но это не пустота небытия, а разум как таковой — свободный, трепещущий, блаженный; это само сознание». И мы делаем вывод, что «ключ от Пустоты» — знак является ключом от тайны сознания
Тайна буквы Р
Наш звук Р в греческом алфавите изображался как РО, то есть «рот». РО (РУ) по-египетски — это «врата или отверстие, то место в небесах, откуда произошел или был рождён свет — синоним «космической утробы»». R по-еврейски — реш, эквивалент божественного имени Рахим (милосердие); её символы — сфера, голова или круг. Буква Р называется «собачьей», так как её звучание напоминает рычание, как сказано в «Теософском словаре» Е.П.Блаватской, но название это имеет ещё один смысл: в названии прослеживается связь буквы Р со звездой Сириус, так как это альфа созвездия Большого Пса.
По-старославянски Р — это рьци (рекущий).Числовое значение в Каббале и у пифагорейцев — сто (100), значит Троица. Бог, имея числовое значение 1, познаваем только через триединство Отца — Сына — Духа Святого. Прочтение числа по методу священных писаний идёт справа налево. Если два нуля — это Отец и Сын; то единица в данном случае символизирует Св. Дух, который проявился на плане материи как та энергия, или творческая сила, через посредство которой Отец проявляет себя (в Сыне) и которая олицетворяет собой женское, вселенское, материнское начало. В «Теософском словаре» сказано, что Св. Дух всегда был женского рода, и Иисус явлен обращающимся к Св. Духу как к своей Матери. В любом гностическом Евангелии все божественные триады дохристианских времён были составлены из Отца, Матери и Сына.
В начале христианской эпохи отец церкви св. Афанасий, живший в Египте, сформировал догмат о Троице, лишь слегка изменив одну из трёх «личностей»: «Мать» превратилась в «Св. Дух» — изменилась форма, но не содержание. Единый Бог создал всё из самого себя через Слово. В позднем средневековье на гербе, утверждающем принцип единства и вместе с тем индивидуальности каждого элемента Троицы, было написано: «Отец — не Сын, Сын — не Дух Святой, Дух Святой — не Отец; Отец — это Бог, Сын — это Бог, Святой Дух — это Бог».
Эзотерическая доктрина указывает на Абсолют, представляющий собой Отца, или Принцип Единого Бытия, который, опускаясь в мир форм, творит через энергию, которая в проявленном мире нарекается Сущностью, или Матерью Вселенной. Таким образом, числовое значение 100 (буквы Р) говорит о том, что Отец проявляется через творческую ипостась Матери Мира, то есть посредством Св. Духа на плане плотной материи.
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоан. 1:1), — это Бог «рекущий» издал импульс, результатом чего стала идея на плане ментальной материи, которую графически можно изобразить в виде точки. Точка символизирует единство, но материя есть движение, и точка, вибрируя, рождает бесконечное множество самых различных материальных форм. По этому поводу в Каббале сказано: «Когда Сокровенный Сокровенного пожелал проявить себя, Он сначала сотворил точку: Бесконечность была совершенно неизвестной и не рассеивала никакого света, пока эта точка с силой не проявилась в состояние проявленного. Точке Он придал священную форму и покрыл её роскошным и великолепным одеянием. Так была создана Вселенная».
Размышляя над мистическими свойствами символов, Платон пришёл к заключению: этимологически слово THEOS (Бог) происходит от глагола «двигаться». Значит Бог есть бесконечное движение к совершенству всех видимых и невидимых форм материи. «Истинное движение, лежащее в основе всего, есть движение мысли», — говорил в начале XX века русский философ П.Д.Успенский («Ключ к загадкам мира», С.-Пб., 1992).
Тайна буквы Х
Рассмотрим значение простейшего знака — креста, лежащего в основе многих символов, в том числе и символа . Крест, называемый знаком знаков, с доисторических времён служивший религиозным, охранительным символом почти в каждой культуре мира, был атрибутом богов Египта, Ассирии, Персии, Индии, Скандинавии.
«Воистину, крест может быть отнесён в самую глубь неисчислимых архаических времен. Его тайна скорее усугубляется, нежели проясняется, ибо мы находим его повсюду, на статуях острова Пасхи, в древнем Египте, в центральной Азии, высеченным на скалах, и как Тау и Свастику в дохристианской Скандинавии. В недоумении останавливаешься перед бесконечной тенью, которую он отбрасывает назад, в древние времена, невозможно отнести его к какому-либо определённому народу или человеку», — сказано в «Тайной Доктрине». Ещё древние арии использовали крест как знак Агни. «Где бы древний поклонник Агни ни избрал место для поклонения, он складывал два куска дерева в виде креста и с помощью трения добывал огонь для жертвоприношения. Его символ называют свастикой, а орудие, изготовляемое из священного дерева и имеющееся у каждого брамина, — Арани. У скандинавов существовал такой же знак, называвшийся Молотом Тора, из-за его таинственной магнито-электрической связи с Тором, богом Грома . Этот символ существовал в Мексике и Перу, а в древних гробницах Египта его находили в форме may» (Е.П.Блаватская «Новый Панарион», М, 1994).
Н.К.Рерих говорил, что «это символ желания и воображения, и где они соединяются наперекрест, там-то и зарождается атом. свастика— это крест, брызжущий огнём» (З.Г.Фоздик «Мои Учителя», М.: Сфера, 1998).
Крест состоит из двух линий. Вертикальная — могущество Духа, горизонтальная — власть материи. Это две скрещенные единицы, символизирующие мужское и женское начало, свет и тьму, тепло и холод, верх и низ и т. д., то есть двойственность проявленной природы, которая закономерна и даёт возможность, познавая любые противоположности, развивать сознание, тем самым выполнять божественный план.
Косой крест — самый популярный символ со множеством значений. Само слово «знак» символически изображается косым крестом. X — одна из абстракций, относящаяся к идеографическому письму, выражающему непосредственно идеи. Например, идеи единства, партнерства и дара в самом раннем алфавите 9 северной Европы обозначала графема X (руна ГЕБО). Но действительное партнерство может существовать только между целостными личностями, которые не теряют своей индивидуальности, даже в единении сохраняют свободу, ведь у этого знака нет перевернутой позиции — это и означает дар свободы, от которого проистекают все остальные дары.
Идеографические знаки допускают различные толкования. Они требуют аналогового подхода, когда мышление как бы случайным образом перемещается от одного вывода к другому, нередко связывая скрытой нитью ассоциаций идеи, представлявшиеся вначале совершенно независимыми. Но каждая истинная аналогия употребляема и в обратном порядке — должна быть готова к инверсии, когда одно качество уступает своей противоположности, а затем всё повторяется в обратном порядке (день сменяется ночью; жизнь — смертью). Знак X — один из символов инверсии, и он прекрасно иллюстрирует закон «как вверху, так и внизу». Он универсален, лаконично отображая основной закон Тота Гермеса.
Перечислим некоторые основные назначения, которые символ X имеет в жизни: крест прямой и косой (кстати, вспомним широко распространённый прием вышивания «крестиком»); буквы X, Т (греческая или латинская буква Т происходит от креста may и несёт его смысловую нагрузку); римская цифра десять; знак умножения в математике; неизвестное — переменная величина в математике или не имеющий названия фактор, явление («икс-лучи», планета «икс», мистер «икс»); в биологии женские хромосомы Х-образной формы; косой крест (салтир) в геральдике (кресты св. Андрея, св.Патрика).
Слово «салтир» происходит от латинского sal tire — преграда. Первоначально означало загородку в виде крестов, не позволявшую разбегаться скоту, но которую люди могли свободно перепрыгнуть.
Человек от животного отличается наличием разума, поэтому знак X говорит о невидимом препятствии в области сознания, преодолеть которое можно, лишь победив все животные страсти человеческой натуры. И только тогда человек выходит на уровень своего бессмертного Духа, становясь богочеловеком. Развитое сознание возводит его на более высокую ступень, позволяющую пройти через «узкие врата», ведущие к бессмертию. Знак X символизирует препятствие как на земном, так и на духовном плане, поэтому салтир, являясь одним из самых простых знаков в геральдике, отличал тех воинов, которые успешно штурмовали город неприятеля. Истинным же победителем является лишь тот, кто может победить самого себя.
В средние века, когда в большинстве люди были неграмотны, они писали X вместо своей подписи и для подтверждения искренности целовали «крест Христа» аналогично тому, как целовали Библию. Поэтому X в конце письма означал поцелуй и одновременно подпись.
«Поставить крест» — значит прекратить какое-либо действие. Известный международный жест «скрещенные руки» свидетельствует об окончании состязаний, работы, движения. Скрещенные кости — своего рода метафора кончины, смертельной опасности.
Рис.6. Египетская роспись
Становится ясно, что идеографический знак X заключает в себе сразу несколько смыслов, показывая, что оба мира — духовный и материальный, имеют точку соприкосновения, «границу», которую необходимо преодолеть, и она является одновременно концом старого и началом чего-то нового. И если Т-образная форма креста графически показывает непреодолимую преграду, то косой крест даёт понять, что её уже нет — есть возможность перехода через так называемые в евангельском рассказе «узкие врата»; в кресте они обозначены точкой пересечения. Скрещенные на груди покойного руки не дают ли повод думать, что тело усопшего запечатлевает собой сам знак ?
Ранее было сказано, что знак — ключ к тайне сознания. Однако прежде, чем человек откроет этим ключом «Тесные Врата в Царствие Божие», он должен пройти путь креста, где распинаются все людские страсти. Совершенного человека Платон изображал в виде буквы X в круге, а знак
показывает, каким путем человек может достичь совершенства.
Алеф и may, альфу и омегу — начало и конец, объединяет в одном знаке символ X. И вспоминаются слова Иисуса: «Я есмь Альфа и Омега» (Откр. 1:8), «Я есмь Путь» (Иоан. 14:6). Перекрестье путей — это вечная дилемма и проблема выбора. Римское десять состоит из двух пятерок в зеркальном отражении; цифра же пять и пятиконечная звезда символизируют человека.
Продление всех сторон треугольников в звезде, даёт 10 лучей, а десять указывает на новый цикл развития. Человек, излучающий свет, становится равен Богу (1), но это возможно лишь когда он пройдёт цикл развития (10). В одной из «Книг Гермеса» сказано, что «число 10 является матерью души, что жизнь и свет объединены в нем, так что число ОДИН родилось от Духа, а число ДЕСЯТЬ от материи. Единство образовало десять, десять образовало единство». В древней рукописи IV века «Геометрии Боэция» сказано, что в пифагорейской системе чисел 1 и 0 были первой и последней цифрой, то есть альфой и омегой.
Для Пифагора нуль (как и круг) означал совершенную фигуру, монаду, беспредельное и вечное; в даосизме и буддизме нуль символизировал пустоту, небытие; в каббале — безграничность, беспредельный свет, единое; в исламе — символ Сущности Божества.
Единица же во всех религиях — первичное единство, сумма всех возможностей, позволяющих развиться качеству и приводящих к множественности. Перед единицей есть только пустота и небытие, абсолютное таинство, непостижимый Абсолют.
И арабское, и римское число десять, каждое по своему, отражает одну и ту же истину: единство человека и Бога. Знак косого креста указывает и на путь достижения этого единства, ибо состоит из двух знаков огня — человеческого разума, устремляющегося вверх, как пламень /\, и божественного разума, который всегда обращен к людям \/. Слияние человеческой природы с божественной возможно на уровне сознания, но только в том случае, если земное сознание будет обращено к божественному. Две римские цифры пять в зеркальном отражении означают, что земное — лишь отражение небесного. Так что в римском числе десять сокрыта символика евангельских «узких врат», ведущих к бессмертию.
Верхняя часть креста — римская цифра пять V — графическое изображение, идентичное знаку манасического Огня, который, являясь «Умом» Бога, или Св. Духом, обращен к людям и является пятым принципом в семеричном строении человека. И поэтому совершенно закономерно этот знак обозначает победу (Viktoria), подразумевая победу духовного сознания. Это и символ сердца, знаменитой Чаши Грааля, и предвечных Вод Пространства, из которых «все стало быть». Поэтому земные воды обозначаются треугольником вершиной вниз. Но Воды Пространства не имеют границ, Чаша не может быть наполнена, так как её края уходят в бесконечность, и знак \/ показывает это. Плоскостное графическое изображение Чаши имеет две стороны, символизирующие «Ум» (Манас) и «Сердце» (Буддхи), но если посмотреть «объемно», то понимаешь, что сторон как таковых нет: исходя из точки, конус в сечении образует круг — символ единого Бога. Чаша как бы наполнена Волей Бога — Высшим принципом — Атмой.
Нижняя часть креста /\ — зеркальное отражение цифры пять — означает кама-манас, или ум-желание, символом которого также является огонь, но земной, изображённый вершиной вверх.
Точка соприкосновения верхней и нижней частей знака X, а также , есть символ «узких врат». И через это «игольноё ушко» может пройти лишь тот, кто обладает расширенным сознанием, позволяющим ему соприкоснуться с сознанием Бога. Поднятие же сознания до уровня идей символично изображается крестом в форме «вертикальной» буквы X — схематичного изображения человека, прочно стоящего ногами на земле и простирающего свои руки к Небу. Врата, ведущие к воскресению, становятся всё уже, пока не превратятся в единый путь, наверх к «игольному ушку», символически изображённому в знаке
буквой Р. Пройдя этап поднятия собственного сознания до сознания Бога, человек сливается с Ним и обретает Бессмертие.
От редакции
Египетский иероглиф Анх в чём-то напоминает собой бутон распускающегося лотоса, волшебный светильник. Он является знаком земной жизни (креста) и вечности (круга). По виду и сути он связан с астрологическим и астрономическим символом планеты Венера! «Утренней звезде» (хотя сияет она и на закате) поклонялись испокон веков различные народы. Среди них и те, что ныне разделены водами Атлантики: месоамериканцы с запада и древние египтяне с востока, чьи предки — с затонувшей тысячелетия назад легендарной Атлантиды. Не тому ли свидетельство, что и в Центральной Америке и на северо-западе Африки атрибутом великого почитания было двуединое существо — ПТИЦЕЗМЕЙ? У древних майя, ацтеков полумифический герой Кецалькоатль, «Пернатый Змей», отождествлялся именно с Венерой. Египтяне поклонялись крылатой кобре Урею, или Урхеку (егип.), символу Посвящения и сокровенной Мудрости, испепеляющему своими «лучами» врагов верховного божества Ра; это богиня Уаджет со свойствами той, чьё имя в Греции — Афродита, а в Риме — Венера.
Венера в санскрите именуется как Шукра и Кавья. Шукра — эпитет и бога Агни, и символ оживляющей силы влаги, то есть «Огня в Воде». Кавья — поэзия, изречённая мудрость. Тем самым в древних названиях планеты озвучен сакральный духовный аспект Венеры как прародительницы Огненной сферы Земли.
Венера, согласно теософским воззрениям, — планета высокого духовного развития, и её невидимые «разуплотнённые обитатели» завершают определённый этап своей эволюции (7-й Круг, 7-ю Расу). Принятый для неё астрономический знак находится в согласии с эзотерическим содержанием: главенствует дух — круг вечности, он над крестом, то есть над материальным зарождением, и крест выступает уже во второй своей ипостаси — духовного возрождения. Дух нашего человечества распинаем пока грубоматериальным, и потому символ Земли — крест в круге (или даже над кругом).
О чём ещё напоминает астрономический символ Венеры, этот, словно её, ключ Анх? Конечно, по форме он — антипод знака Земли, ЗЕРКАЛО, отражающее то, чего касается его «око». А пристальное «око» Венеры раз в 584 суток строго направлено на Солнце и Землю. Окутанная густым облачным покровом, отлично отражающим свет, двойник наш — по размерам и массе, планета Венера, регулярно оказываясь от нас на прямой за Солнцем (в верхнем соединении), обращает к Земле всегда одно и то же своё полушарие! Так уж срезонированы частоты обращения двух соседних планет вокруг осей вращения и Солнца (см. «Дельфис», №1 (13)/98, с.60; №1/98, с.85). И утончённая гармония между движениями Земли и Венеры контролируется правилами золотого отношения и пятикратия — алгебраическими принципами КРАСОТЫ. Не случайно интервалы между взглядами красавицы Венеры составляют 1,6 земных лет, или ровно 5 венерианских суток.
И почему даровано нам столь прекрасное зеркало? Не иначе, как для самосозерцания, ибо, «подобно отражающей Луне — это дверь, через которую может пройти душа»; ведь «отражая многочисленные образы Единого, зеркало представляет инструмент медитации» (Д.Пёрс «Мистическая спираль», перев. с англ., М., 1994).
1 Рекомендуем дополнительную литературу: А.Голан «Миф и символ». М, РУССОЛИТ, 1994.
2 См. книгу П.Ф.Беликова «Рерих. Опыт духовной биографии» (Новосибирск, 1994, с. 238-248). Камень получен Рерихами 6.10.23 г. в 11 часов утра в Париже, как сказано в книге З.Г.Фоздик «Мои Учителя» (М., «Сфера», 1998). — Прим. ред.
3 Летом 1994 г. автор посетила Высоцкий монастырь (он основан в 1347 г. прп. Афанасием вместе с прп. Сергием Радонежским, который и выбрал это место на высоком берегу реки Нары) и купила икону «Неупиваемая Чаша», не подозревая, что икона является чудотворной святыней монастыря. Символика «Чаши» очень глубока: она олицетворяет Сердце Христа, полное любви и мудрости, и сколько бы человек не «пил» из этой «Чаши», она всегда остается наполненной до краев.
5 Можно продолжить: щель, прорыв, ибо указанный абрис в форме ромба состоит из двух встречных каустик — линий наибольшего напряжения, образующихся фактически с двух сторон после «надсекающего удара». Обратим также внимание на слово рот. Все три его буквы словно указывают на три стадии развития: Р — рождение, радость, росток (и по начертанию); О — созревание, плод — по начертанию; Т — преграду, завершение цикла. Можно интерпретировать и иначе: каждая из трех букв, как и всё слово целиком, символизирует идею ПРОХОДА, ПЕРЕХОДА, так как Р — опять же рождение, О — отверстие, Т — та же преграда. Так что неисчерпаема «емкость» языка русского. — Прим. ред.
6 Заметим, что слово «полюс», имеющее первую букву латинскую пэ, тоже олицетворяет физически и эзотерически понятия входа (или выхода). — Прим. ред.
7 Начертание прямого креста, как бы видимого в пространстве «сбоку». — Прим. ред.
8 В переводе с санкрита — постижение, «тропа» между высшим и низшим манасом. — Прим. ред.
9 См. статью А.В.Добряковой «Единая матрица рунических знаков» в «Дельфисе» №3 (8) за 1996г. — Прим. ред.
10 Божественная мудрость «символизирована начальной и последней буквой Тота (Гермеса). Тот был изобретателем египетского алфавита, и буква may замыкала алфавиты евреев и самаритян, называвших эту букву «концом» или «совершенством», «кульминацией» и «безопасностью» («Тайная Доктрина», т. II).