Что означает символ льва
Лев: статное животное и мировой символ
Изображение животных в скульптуре и архитектуре берет свое начало в древности, когда у каждого рода был свой тотем, объект почитания. Это могли быть боги, растения, явления природы… Но чаще всего тотемы были в виде животных.
И уже в древности льва считали царем зверей, символом храбрости, благородства и мудрости. Он был олицетворением власти и могущества, доблести и покровительства. Часто львы становились стражами, как например в Египте, Греции, Индии и Древнем Вавилоне, и их всегда изображали с широко открытыми глазами. Считалось, что это животное несет свою стражу даже во сне и не смыкает глаз.
Самый известный пример льва-стража известен всем с самого детства: это Сфинкс, одно из семи чудес мира. Тем не менее скульптуры львов есть практически во всех странах – уж слишком много ассоциаций с ним связано во всех народах. Лев оставил свой след практически во всех культурах.
Например, в буддизме принято считать Будду «львом среди людей», так как лев в Индии символизирует отвагу, мудрость и защиту порядка. А в Китае и Японии лев считается защитником добра. В виде львиной морды изготавливали маски для фестивалей: они отпугивали от обладателя злых духов.
Прикоснулся лев и к более земным традициям – он стал символом королевской власти. «Британский лев» стал символом мощи Британской империи, а Ричарда I прозвали «Львиное сердце» за его храбрость. Так что лев стал самым распространенным изображением в геральдике: животное на задних лапах, в профиль, с высунутым окровавленным языком символизирует мужество и великодушие.
Лев, тесно связанный с огнем, солнцем и мудростью, не зря занимает свое место в кругу почитаемых животных. Тысячи лет охранял он покой царей и императоров, и храбро будет стоять и дальше.
ЛЕВ, как символ — что обозначает, и откуда он появился в крестьянской росписи
На моих фотографиях, сделанных во время поездок по Русскому Северу, этот образчик хищных млекопитающих, относящийся к подсемейству больших кошек, представитель рода пантер по имени «Panthera Leo» встречается частенько. Может создаться обманчивое впечатление, что львов рисовали во всех глухих углах Архангельской и Вологодской губернии, но это не так. Вернее не совсем так — львов русский крестьянин любил и в регионах, где существовала мода на домовые росписи, частенько изображал.
Но мода эта проявлялась на карте севера Руси пятнами — в одном районе рисунков днём с огнём не найти, в другом — через дом что-то да намалёвано на фронтоне. Найти льва, нарисованного более 100 лет назад безвестным маляром, огромная удача и потому именно поиском таких «экзотических» сюжетах в своих поездках и занимаюсь.
Но почему именно лев так полюбился русскому мужику?! Дать чёткий ответ сейчас невозможно, но пошевелив мозгами можно попытаться понять мышление крестьянина и выдать ответ — зверь этот был экзотическим (ни собак, ни волков, кошек, лосей и всяких кабанов ни разу никто не нарисовал), но при этом одновременно и « лютый» и преданный помощник различных библейских персонажей в одном лице. Рисуя или заказывая маляру льва, хозяин дома как бы помещал на нём стражей. Конечно, ни от грабителей ни от татей рисунки не защитят, но стоя перед выбором сюжета человек выбирал самое очевидное и приемлемое для данного случая.
Гораздо интереснее понять, откуда народные художники перенимали этот образ? Ответ не так уж и сложен — из геральдики; об этом говорит обязательно высунутый язык. Но под геральдическим львом нужно понимать большое количество источников — это и британский герб, и чугунные львы Санкт Петербурга и лубочные картинки. Именно о символике льва я поведу сегодня речь. Материал будет скучным — кучи цитат, чужих фраз и ссылок.
Перед началом этого экскурса хотел бы обоснованно заявить — львы в обозримом прошлом на территории России не водились! Кому то это утверждение покажется очевидным и смешным, но мне регулярно пишут люди уверенные, что зверюшек этих рисовали с натуры, львы, мол, ещё совсем недавно повсеместно жили среди русского народа, так как климат был иной. Конечно, те, кто утверждает подобное, имеет психические отклонения, но ведь таковых на удивление много!
Поэтому, чтобы закрыть этот вопрос навсегда, совершу небольшой экскурс в историю декоративного оформления славянских домов: окна со стёклами на домах простолюдинов появились только на рубеже 18-19 веков — оконное стекло было очень дорогим, и даже в 18 веке практически только импортным. Первый стекольный завод в нашей стране открыл в 1635 году швед Елисей Койет «…пушечного и рудознатного дела мастера Елисея Койета пожаловали, в нашем Московском государстве скляничное дело делать велели». Выпускал этот завод исключительно пузырьки для Аптекарского приказа и посуду.
Печи белые появились примерно в этот же период — начало 19 века, так что вероятность того, что кто то изображал львов или цветы в тёмных и закопчённых избах равна нулю. К тому же их можно рисовать только на ровной поверхности — доске, но пиленная доска тоже стала доступна в результате промышленной революции — середина 19 века. Именно тогда — в 1850х годах и зародилось такое прекрасное украшение русских домов как наличники с пропильной резьбой.
А вот резьба поволжья — «глухая» или «корабельная» постарше — самый старый известный образец датирован 1814 годом. Отсюда сам собой напрашивается верный вывод — домовая роспись крестьянских домов не могла зародиться ранее, чем в середине 19 века. То есть уже ходили пароходы и паровозы, издавались газеты, революционеры из «Земли и Воли» охмуряли простолюдинов. Представить, что рядом бегали саблезубые тигры и пещерные львы сложно.
Русское общество до Революции было очень религиозным и поэтому свои знания о мире люди черпали исключительно из священных книг. Можно не лукавя заявить, что в течении столетий на Руси не читали ничего кроме Библии и посему вселенная русского крестьянина отлично вписалась в парадигму христианства — все погодные явления, голод и эпидемии, львы и левиафаны, лешие и домовые, нравственные догмы и грехи, классовое расслоение и сифилис — всё это составляющие привычного мира христианина. Отсюда мы и будем плясать.
«ЛЕВ — дикое и хищное животное, хорошо всем известное, и потому не требующее особенного подробного описания. Наружность льва величественна, его развевающаяся грива, щетинистые брови, блестящие зубы, отважный вид, действительно представляют поразительный вид. Длина льва иногда превышает 8 (англ.) футов, а высота бывает свыше 4 футов. Цвет кожи львов бывает большею частью красно-бурый. Храбрость и неустрашимость их обратились в пословицу.
Эти хищные животные водились некогда на болотистых берегах Иордана, но вследствие ежегодного разлития реки оставили оные и сделались еще свирепее и отважнее (Иер.49:19). Аллегорических указаний на качество и свойства львов, этих, по истине, царей зверей, в Библии встречается очень много, и они так ясны, что не требуют особенных объяснений.
В свящ. Писании нередко, например, упоминается об его ужасном рычании, острых зубах, свирепом взгляде, отважных походах за добычею и быстрых прыжках, с которыми он бросается на оную. Евреи, которые были так хорошо знакомы с этим благородным животным, имели для него различные названия, смотря по его возрасту и полу, как например следующие: львенок молодой, престарелый лев, львица и т.п. (Втор.33:22, Иез.19:2, Пс.33:11, Ос.5:14, Чис.23:24 и др.). Со львами имели счастливую борьбу Самсон (Суд.14:5,6) и Давид (1Цар.17:34,37). Львом растерзан был пророк из Иудеи, когда возвращался домой из Вефиля (3Цар.13:24,26). пр. Даниил был спасен от львов, в ров которых был брошен (Дан. гл. 6).
Львы в свящ. Писании представляются символами людей, отличающихся особенною силою, властью и могуществом (Дан.7:4). Рыканию льва уподобляется слово Божие (Иов.4:10,11), всегда производящее потрясающее действие на сердца человеческие (Ам.3:4,8). Рыкающему льву, ищущему поглотить человека, уподобляется диавол, ищущий погибели человеческой (1Пет.5:8).
В книге Иова говорится о льве в следующих словах: «Рев льва и голос рыкающего умолкает, и зубы скимнов сокрушаются; могучий лев погибает без добычи, и дети львицы рассееваются».
А в кн. пр. Наума содержится другое рельефное, аллегорическое изображение возраста, наружности и свирепости львов, именно: «Где теперь логовище львов, говорит он, и то пастбище для львенков, по которому ходил лев, львица и львенок, и никто не пугал их, лев, похищающий для насыщения щенков своих, и задушающий для львиц своих, и наполняющий добычею пещеры свои и логовища свои похищенным?» (Наум.2:11).
Все поэты древности обилуют ссылками на благородную отважность и силу царя четвероногих, и не мало их встречается также в свящ. Писании. Изображения львов нередко встречаются на Ассирийских и Вавилонских изваяниях, и на памятниках Египтян, которые, как известно, боготворили львов. В настоящее время львы редко встречаются в Сирии, но зато их нередко можно встретить в Халдее. Их часто видали и видят также при рек Евфрате и Тигре. Старый лев западной Азии имеет черную гриву и отсюда вероятно его прозвание: Shachal, т.е. черный лев.» (Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия.. арх. Никифор. 1891).
В древней русской литературе практически нет описаний этой крупной кошки, разве что Дамаскин Студит в своём труде «Собрание от древних философов о неких собствах естества животных» даёт достаточно подробное описание: «Лев — царь всех четвероногих, как орел — всех летающих. Имеет великую грудь, колени крепкие, ноги твердые, взгляд имеет царский и страшный. Шерсть его густая, уста его широкие, ребра его крепкие, бедра его толстые, ноги его великие, походка его гордая, шея его толстая. Кости его не имеют ни пустот, ни мозга, как у других животных. Когда бежит поймать животное, не преклоняет голову свою, но держит ее высоко, как непобедимый царь. Ест много, а пьет мало»
Образ мощного зверя подчёркивался некоторыми подробностями: «когда разъярен, ударяет по ребрам своим хвостом своим», «любит честь, падших пред ним зверей на землю не уязвляет». Отдельно много внимания уделялось мощному рыку хищника, настолько мощному, что с его помощью он может оглушать свою жертву: «Лев сильным и страшным гласом зверей обездвиживает, которых издалека настигнуть не может» и «Ибо говорят, что львы на горах в своих логовищах почивают, и прячутся, дабы скрытностью своей устрашать прочих животных, которыми они питаются. Когда же увидит лев какое (животное), подошедшее близко, быстро вскочив, громогласно рыкает, и нестерпимо его оглушив, нападает и хватает эту прилучившуюся (добычу), прежде страхом расслабив его жилы» (толкование Кирилла Александрийского). В старости же своей он делает попытку омоложения, съев другое животное: «Когда же занеможет, и придет к смерти, не имеет лекарства, как если только съесть обезьяну. Поэтому, когда болен, рыкает, и собираются все животные в его логове, тогда приходит и обезьяна, и тот никакого другого животного не желает, но только обезьяну хватает и съедает».
В разнообразных «физиологах», где каждый зверь воспринимался и с точки зрения религиозно-догматической, нередко лев как царь зверей подавался как прообраз Христа — Царя мира. В подтверждение этому приводились свойства уподоблявшие животное Христу.
Так первое свойство приписываемое льву — это оживление своих детёнышей: «Когда львица рождает львенка, рождает его мертвым и стережет три дня, до тех пор, пока не придет его отец, дунет в лицо ему, и тот оживет», стоит обратить внимание, что между рождением львёнка и его оживлением проходит три дня — ровно столько же сколько был мёртв Христос («Так и Бог Вседержитель, Отец всего, на третий день воскресил первородного Своего Сына и «рожденного прежде всякого творения»).
В Византийской версии львица рождает не только мёртвого, но и слепого котёнка и акцент в толковании делается именно на слепоту, где детёныш сравнивается с язычником ещё не освященным таинством Крещения («Также и о верных народах, ибо прежде крещения они мертвы, после же крещения получают зрение от Святого Духа»).
В более поздних вариантах тема воскрешения детёнышей исчезает, а львица рожает самого льва, который трое суток лежит бездыханный, дабы потом встать и «начать царствовать над всеми земными зверями». Параллели с Христом и Богородицей тут ещё более явные — «Львица – это пресвятая Богородица, а лев – Христос, умер плотью во гробе на три дня и три ночи, и не воздремал Божеством, сошел в преисподнюю часть земли, и сокрушил вереи вечные, и воскрес на третий день и стал царствовать над всеми святыми»
Второе свойство, приписываемое льву заключалось в том, что он, якобы, спит с открытыми глазами: «Когда спит лев в пещере своей, его очи бодрствуют, ибо его веки подняты, как и Соломон свидетельствует в Песни Песней, говоря: «Я сплю, а сердце Мое бодрствует». Ибо Господь мой плотью на кресте умер, а Божество Его одесную Отца бодрствовало».Попроще трактовался этот недремлющий сон в статье «О недреманном оке Спасителя» : «Лев спит одним глазом, а другим смотрит. Так и Христос, уснув во гробе плотью, все видел Божеством»
Третья особенность льва, связывающая его с Сыном Божиим заключается в уверенности, что Panthera leo заметает свои следы хвостом при попытке скрыться от преследования — «Когда идет в гору, хотя поймать добычу, и почувствует запах человека, хвостом своим скрывает следы свои, дабы идущие за ним не нашли его следа и не поймали его». Точно так же Иисус при человеческом воплощении скрывал свою Божественную природу. Но в бегстве от охотников, конечно, не было никакой трусости — «И заметает следы хвостом, чтобы не выследили его. Когда же они оставят его, он возвращается к ним без страха, и много борется с ними благодаря имеющейся силе».
Но параллельно с этим в древнерусской Православной традиции и иконографии образ льва тесно связан с образами Дьявола и умирания, поэтому нередко можно увидеть на иконе царя зверей в виде «ищущую кого поглотить» смерти.
Огромной популярностью в иконописи лев (вместе с орлом и тельцом) обрёл благодаря видению пророка Иезекииля. Пророк описывал в нём невероятное существо с четырьмя лицами — человека, орла, льва и тельца. Об этих же животных упоминал в Апокалипсисе Иоанн Богослов. Изначально видение Иезекииля трактовалось как сущность Христа, где каждая часть олицетворяла какую-то суть: человек — воплощение, телец — жертву, лев — победу над смертью, орёл — вознесение. Позднее стало привычным соотносить животных с евангелистами. Так лев стал обозначать Марка.
Не обошли, конечно, льва и другие религии, так в древнем Египте богиня войны и палящего солнца Сехмет изображалась в виде львицы, а собственно лев был проводником в загробный мир. В древней Греции львы так же считались стражами смерти, а победа над ними понималась как торжество жизни. В Индии наш герой является одним из воплощений Вишну, В Монголии, Китае и Японии лев это защитник добра.
Особое место лев, как и его разновидность-леопард, занимает в геральдике. Согласно Лакиеру, лев является символом силы, мужества и великодушия, а леопард — храбрости и отваги. Если кому интересно, то легко найти все разновидности геральдических львов, но вкратце можно сказать следующее:
И под закуску — символика в алхимии: зелёный лев обозначал универсальный растворитель (смесь соляной и азотной кислоты). В некоторых алхимических трактатах так же обозначался оксид свинца или массикот. А в книге «Розарий философов» лев называется «нашей ртутью», то есть самой первоматерией, из которой собственно и состоят все известные металлы. Как лев в средневековых бестиариях — главный среди зверей, так и первоматерия — главная субстанция в мире металлов. По сюжету трактата золото пытается оспорить первенство ртути, которая отвечает: «Но ведь я тебя зачала, и ты родилось из меня».
ВНИМАНИЕ! При цитировании и разработке размещенного на странице материала ссылка на автора(-ов) обязательна
Саммари: статья «Лев – символ небесного славословия» написана в связи с переработкой канонической древнеиндийской «Ригведы» и посвящена исследованию важного и интересного вопроса о том, где на Земле находится основное отождествление Божьего престола, и где находится заповеданное место Второго пришествия. Согласно видЕнию Божьего престола, описанного в 1 гл. «Книги пророка Иезекииля», лев, орел, телец, человек находятся в четырех направлениях от него. В статье исследуются духовные отождествления льва, их соответствие системам и органам в человеческом организме. Рассматривается символика льва в раннехристианском искусстве, в светской и геральдической традиции, а также у древних народов. Перечисляются наиболее яркие звезды созвездий Льва. Рассказывается о «царской» звезде и рассматривается вопрос об астрономических координатах Рождественской (Вифлеемской) звезды. В интересной форме излагается внутренний смысл древних мифов, а также называются отождествляемые с образом животных страны и географические направления. Называются имена евангелиста и святых, отождествляемых со львом – одним из четырех животных, находящихся около Божьего престола.
СТАТЬЯ I. ЛЕВ – СИМВОЛ НЕБЕСНОГО СЛАВОСЛОВИЯ
В первой главе «Книги пророка Иезекииля» описывается видЕние Божьего престола в образах четырех животных: орла, льва, тельца и человека. Мы находим описание этого же видения в четвертой главе «Откровения святого Иоанна Богослова», а также символике Сфинкса – одной из самых больших монолитных статуй в мире, находящейся в Гизе (Египет).
В раннехристианском искусстве лев символизировал святого евангелиста Марка, святого Иеронима и Христа – как «льва от колена Иудина». В европейской традиции лев – символ мощи, воплощающий силу солнца и огня, а в геральдике он символизирует королевское достоинство и благородство.
В 4300 г. до н.э. зародились цивилизации Древней Индии, Египта и Междуречья. Положение планет и светил, характерное для этого года, отразилось в образе Сфинкса, который имеет голову человека (созвездие Водолея, провидение), тело быка (созвездие Тельца, учение), лапы и хвост льва (созвездие Льва, славословие), крылья Орла (созвездие Скорпиона, совершенство). Пирамиды начали строить в это время как памятники созданию новой и последней цивилизации на Земле. Они также играли роль обсерваторий и хранилищ священных свитков, оставленных нам высшим звеном существ в Солнечной системе. В древнем Египте представителей высшего разума – жителей Фаэтона (Вамфима) называли «богами», т.к. они «прилетали на солнцах» и обучали людей сознательной жизни.
Лев – пятое созвездие Зодиака. Его очертания легко узнаваемы: лев повернут ликом к западу, голова и грива четко очерчены звездным серпом, направленным от Регула (Альфа Льва) на север. Ярчайшими звездами созвездия являются бело-голубой «страж севера» Регул (Альфа Льва), белая Денебола (Бета Льва) и оранжево-желтая двойная система из звезд-гигантов Альгиеба (Гамма Льва). Название звезды Регул означает «царь» и «сердце льва». Звезда лежит на эклиптике и наряду с другими тремя звездами – Альдебараном (Альфа Тельца), Антаресом (Альфа Скорпиона) и Фомальгаутом (Альфа Южной Рыбы) считалась царской звездой и небесным стражем Месопотамии, вождем царских звезд. Соединение Регула и Юпитера в 3-2 гг. до н.э. согласно последним научным данным является Рождественской (Вифлеемской звездой). Денебола означает «хвост льва», а Альгиеба – «лоб».
В «Метаморфозах» римского поэта Овидия рассказывается об истории любви Пирама и Фисбы, в которой лев сыграл печальную роль. Родители Пирама и Фисбы воспротивились их союзу. Влюбленные беседовали тайно через щель в стене между их домами и однажды договорились встретиться за городом у шелковицы с белыми ягодами. Когда Фибса пришла на место встречи, Пирама еще не было; девушку напугал лев, испачканный кровью только что растерзанной им жертвы. Когда Фибса убегала, покрывало упало с ее головы и полетело ко льву, который разодрал его лапой. Пирам, придя, увидел изорванное, испачканное покрывало Фибсы и решил, что его любимую съел зверь. В отчаянии он поразил себя мечом. В этот момент возвратилась Фибса и бросилась на тело возлюбленного, а затем взяла меч и вонзила в себя. Кровь влюбленных окрасила белые ягоды шелковицы – с тех пор они красные. Олимп поместил покрывало Фибсы на небе в виде созвездия Вероники в назидание родителям, что нельзя лишать молодость любви. История Пирама и Фибсы, как и все древние сказания, также метафорична. Здесь влюбленные – это небесные мысли и чувства в человеке, родители влюбленных – излишний рационализм и земной консерватизм, а лев – житейская гордость, играющая печальную роль в духовном опыте человека.
Согласно традиции, лев – образ апостола и евангелиста Марка, а среди наиболее почитаемых на Руси святых и пророков, связываемых с образом льва, хотелось бы отметить преподобного Серафима Саровского, Паисия Святогорца и Илию пророка Фесфийского. Евангельское повествование Марк начинает рассказом о явлении Иоанна Крестителя. Иоанн Креститель проповедью огласил иудейскую пустыню, был «гласом вопиющего в пустыне» и в этом отношении уподобился льву, живущему и рыкающему в пустыне. Поэтому на иконах мы часто видим евангелиста Марка изображенным вместе со львом. Здесь мы приводим краткое житие святого апостола и евангелиста Марка-льва.
Святой апостол и евангелист Марк, называемый также Иоанн-Марк (Деян. 12:12), апостол от семидесяти, племянник апостола Варнавы, родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит предание, в ночь крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14:51-52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян. 12:12).
Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима (Деян. 13:6-12). После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал церковь.
Во время второго путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много церквей, в том числе и в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, своем духовном сыне (1 Пет. 5:13).
Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал святитель Тимофей. Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал «Евангелие» (ок. 62 – 63 гг. н.э.).
Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые учителя церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий, святитель Григорий и другие. Занимаясь устроением Богослужения, апостол Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан.
Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал Богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там святой Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».
Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром, и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и погребли его в каменной гробнице. Это было 4 апреля 63 года. Память апостола Марка церковь празднует 8 мая. В 310 г. над мощами апостола Марка была построена церковь. В 820 г., когда в Египте установилась власть арабов-магометан и Христианскую церковь теснили иноверные, мощи святого перенесли в Венецию и поставили в храме его имени.
Марковдень, 8 мая 2008 г.
г. Москва
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1 Перечислите животных, находящихся у Божьего престола. Как описывается видение Божьего престола в 1 главе «Книги пророка Иезекииля»?
2 Каковы духовные отождествления льва? Каким системам и органам в человеческом организме соответствует этот символ?
3 Какова символика льва в раннехристианском искусстве, в светской и геральдической традиции?
4 Что символизировал лев в Древней Месопотамии и в Древнем Египте?
5 Перечислите наиболее яркие звезды созвездия Льва. Какую звезду в созвездии Льва называют «царской» и почему?
6 Что такое Рождественская звезда согласно данным астрономии?
7 В чем состоит духовный смысл древнегреческого мифа о немейском льве?
8 В чем состоит духовный смысл древнеримского повествования о Пираме и Фибсе?
9 Назовите страны и географическое направление, отождествляемые со львом?
10 Назовите имя евангелиста и святых, отождествляемых с образом льва.
11 По какой причине апостола Марка отождествляют со львом? Коротко перескажите житие апостола.
12 Какой день является днем памяти евангелиста и апостола Марка?
Цитируется по книге «Илья Клименчук. Статьи 1998-2010 гг.», Издательство МОО «Святая Русь», Москва 2010 г.