Что означает символ в питоне
2.5. Символы и строки¶
До сих пор наши программы работали только с числами. Но многим программам надо работать с текстовыми данными. Для этого есть два основных объекта — символы и строки.
2.5.1. Символьный тип данных¶
В питоне, чтобы сохранить символ в переменной, надо просто написать
Вводить символы можно обычной командой input() :
(именно прямо так), выводить — обычным print :
(На самом деле, в питоне нет отдельного «типа» для символов, символ в питоне — это просто строка длины 1, про строки см. ниже. Но часто удобно думать про символы отдельно от строк.)
2.5.2. Коды символов¶
Есть общепринятая договоренность, которая каждому числу от 0 до 255 ставит в соответствие некоторый символ. Точнее, таких договоренностей есть несколько, они называется кодировки, но для латинских букв, цифр и частоупотребимых символов типа того же доллара, запятой или плюса, во всех кодировках соответствующие числа одинаковы. Для русских букв это не так: в разных кодировках им соответствуют разные числа, но это отдельная тема.
Эта общепринятая сейчас кодировка для латинских букв, цифр и частоупотребимых символов называется ASCII, иногда говорят таблица ASCII. Основная часть этой таблицы выглядит так:
32 | 48 | 0 | 64 | @ | 80 | P | 96 | ` | 112 | p | |
33 | ! | 49 | 1 | 65 | A | 81 | Q | 97 | a | 113 | q |
34 | « | 50 | 2 | 66 | B | 82 | R | 98 | b | 114 | r |
35 | # | 51 | 3 | 67 | C | 83 | S | 99 | c | 115 | s |
36 | $ | 52 | 4 | 68 | D | 84 | T | 100 | d | 116 | t |
37 | % | 53 | 5 | 69 | E | 85 | U | 101 | e | 117 | u |
38 | & | 54 | 6 | 70 | F | 86 | V | 102 | f | 118 | v |
39 | ‘ | 55 | 7 | 71 | G | 87 | W | 103 | g | 119 | w |
40 | ( | 56 | 8 | 72 | H | 88 | X | 104 | h | 120 | x |
41 | ) | 57 | 9 | 73 | I | 89 | Y | 105 | i | 121 | y |
42 | * | 58 | : | 74 | J | 90 | Z | 106 | j | 122 | z |
43 | + | 59 | ; | 75 | K | 91 | [ | 107 | k | 123 | < |
44 | , | 60 | 76 | L | 92 | \ | 108 | l | 124 | | | |
45 | — | 61 | = | 77 | M | 93 | ] | 109 | m | 125 | > |
46 | . | 62 | > | 78 | N | 94 | ^ | 110 | n | 126 | |
47 | / | 63 | ? | 79 | O | 95 | _ | 111 | o | 127 | — |
Здесь символ номер 32 — это пробел.
Например, символ доллар имеет номер (говорят код) 36, а символ N — 78.
Обратите внимание, что все цифры идут подряд, все заглавные буквы идут подряд, и все маленькие буквы идут подряд. Это нам будет очень полезно. (Для русских букв это выполняется не всегда.)
Узнать код символа в питоне можно операцией ord, а узнать символ по коду можно операцией chr. Например:
Нам поможет то, что все цифры идут подряд. Поэтому достаточно из кода цифры вычесть код нуля:
2.5.3. Сравнения символов¶
Символы можно сравнивать операторами =, >, =, len(s) :
В-третьих, строки можно складывать. Сложить две строки — значит приписать к одной строке другую:
Прибавлять можно и символы:
Наконец, строковые константы — это уже привычные вам последовательности символов в кавычках:
На самом деле, в питоне можно использовать как апострофы (символы ‘ ), так и кавычки (символы » )
Аналогично для записи символа «апостроф»/»кавычка» в переменную типа char:
Поскольку символ \ имеет такой особый смысл, то чтобы записать в строку прямо этот символ, его надо написать два раза:
Еще частный случай строки — пустая строка, т.е. строка длины ноль:
Ну и наконец, строка — это все-таки массив символов. Можно использовать все известные вам операции над массивами (писать s[i], чтобы получить доступ к i-му символу строки, и т.д.). Например, так можно проверить, есть ли в строке пробелы:
2.5.6. int и т.п.¶
Есть еще три полезных команды:
Они переводят числа в строки и обратно, с int вы уже сталкивались.
2.5.7. Другие операции¶
Вы знаете ряд хитрых команд работы с массивами, и иногда будет возникать желание их использовать при работе со строками. Лучше их не используйте, пока вы точно не будете понимать не только что, но и насколько быстро они работают. В большинстве случаев можно обойтись без них (и так даже будет проще!), плюс вы точно не знаете, как долго они работают.
Например, пусть вам надо из строки удалить все пробелы. Можно писать примерно так (считаем, что у вас уже есть исходная строка s ):
Но это работает долго (поверьте мне 🙂 ) и требует от вас помнить все эти команды, а еще и осознавать не самый тривиальный код. Проще так:
2.5.8. Примеры решения задач¶
Приведу несколько примеров задач, аналогичных тем, которые встречаются на олимпиадах и в моем курсе.
Дан символ. Определите, верно ли, что он является маленькой латинской буквой.
Входные данные: Вводится один символ.
Пример:
Входные данные: Вводится один символ — цифра.
Входные данные: Выведите число.
Пример:
Конечно, чтобы чисто пройти все тесты, в этой задаче можно просто вывести то же самое, что и вводится. Но давайте честно научимся превращать цифру в число. Считываем символ:
и дальше надо понять, какая это цифра. Все цифры в таблице ASCII идут подряд, поэтому достаточно из кода символа вычесть код нуля. В итоге получаем
Дана строка. Посчитайте, сколько в ней маленьких латинских букв.
Входные данные: Вводится одна строка.
Входные данные: Выведите одно число — ответ на задачу.
Что значит //, %, not in, == и другие операторы Python
Операторы – это специальные знаки, которые являются командой для интерпретатора Python по выполнению определенных задач. Они бывают абсолютно разными: арифметическими, операторами сравнения, тождественности, принадлежности и так далее. Все они имеют различные особенности, которые сегодня мы рассмотрим более подробно.
Арифметические операторы Python
Как можно догадаться из названия, арифметические операторы нужны для того, чтобы совершать несложные арифметические операции. К таковым относятся:
Теперь перейдем к описанию принципа работы этих операторов (равно, как и других). Сначала необходимо разобраться в значении слова «операнд». Это те фрагменты информации, над которыми осуществляется операция. В нашем случае – арифметическая.
Но оператор деления по модулю, например, будет использоваться таким образом.
То есть, каждый из описанных выше знаков ставится между операндами. А получившееся выражение может присваиваться другой переменной или же использоваться в качестве аргумента функции.
Операторы присваивания Python
Присваивание значения переменной – одна из самых распространенных операций. С ее помощью можно передавать ей необходимую информацию, которая в дальнейшем может использоваться программой. Без нее невозможно представить программирования. А для большего удобства использования количество операторов присваивания в Python очень большое.
Рассмотрим наиболее распространенные из них.
Тем не менее, в некоторых случаях он может читаться, как знак «равно», но только если речь не идет о сравнении операндов.
Эта простая строчка кода присваивает переменной x значение 5. То есть, она может читаться, как «x равно 5». Но при этом осуществляется не констатация факта, а действие, после которого переменная x становится равной 5. А до этого действия она может как вовсе отсутствовать, так и содержать любое другое значение.
Это единственный оператор этой категории, который выполняет одно действие. Остальные же совершают сразу 2.
Это то же самое, что x = x + 3.
В целом, любой из операторов может быть заменен на аналогичное выражение, где переменная равно переменная, оператор, операнд 2. Дальше мы приведем еще несколько таких примеров для наглядности, и такая же логика будет действовать для всех операторов присваивания.
На практике все значительно проще, чем может показаться, когда вы читали это правило. Оператор –= аналогичен выражению x = x-y. Просто оно более сокращенное.
Оператор *=. Аналог предыдущих двух операторов присваивания, только выполняющий операцию умножения. Соответственно, принцип его работы аналогичный.
В целом, по такому же принципу работают все остальные операторы. Например, есть оператор деления, который также ставится перед знаком равно, а также деление по модулю, остаток от деления и так далее. Давайте приведем таблицу с описанием всех имеющихся операторов сравнения при их соединении с другими.
Операторы сравнения Python
Они используются, чтобы сопоставить операнды друг с другом и понять, они равны, или какое-то из них большее, или меньшее.
Рассмотрим существующие операторы сравнения.
Равно (==). Как и говорилось выше, этот оператор выглядит несколько иначе, чем оператор присваивания. Выглядит он, как два математических знака «равно», стоящих вместе. Он проверяет равенство двух операндов, и в случае соблюдения этого критерия возвращает значение «истина».
Не равно (!=). Также отличается от аналогичного арифметического знака в математике. Противоположный по значению оператор. Возвращает истину, если указанный выше критерий не соблюдается.
Больше, чем (>) и меньше, чем ( Операторы, аналогичные таковым в математике.
Больше или равно (>=) и меньше или равно ( Аналоги соответствующих операторов в математике с несколько иным описанием.
Приведем сводную таблицу со значениями и примерами использования этих операторов.
Логические операторы Python
Предназначены для связывания объектов между собой. Используются для задания условия, при котором выполняются определенные действия или для указания критерия, при котором выполняется цикл или осуществляется выход из него. Всего существует три логических оператора в этом языке программирования
И (and). Объединяет условия между собой. Если оба критерия оказываются верными, оператор возвращает значение «истина». Если же нет, то «ложь».
ИЛИ (or). Проверяет истинность хотя бы одного из указанных операндов. Если из них есть один, который соответствует действительности, то возвращается значение «истина». Если же нет, то «ложь».
Приведем сводную таблицу с примерами использования этих операторов, а также их значениями.
Операторы тождественности Python
Если требуется сравнить несколько объектов между собой, используются операторы тождественности. При этом они отличаются по принципу действия от операторов сравнения с тем, поскольку критерием для тождественности является нахождение операндов в одной и той же части памяти.
Есть всего два оператора тождественности:
Приведем наглядную таблицу с описанием использования операторов тождественности в Python.
Операторы принадлежности Python
Python также умеет раскладывать объекты на составляющие и проверять, является ли один объект составной частью другого. Типичный пример использования – строки. Например, с их помощью можно проверять, является ли одна подстрока составной частью другой подстроки. Соответственно, возвращается логический результат, предусмотренный подходящим оператором.
Приведем небольшую таблицу с примерами использования этих операторов (вернее, шаблонами), а также – их значениями.
Побитовые операторы Python
Самая сложная для понимания категория операторов. Настолько сложная, что для этого нужно отдельно рассматривать принцип работы каждого из них. Ведь каждый работает по определенным формулам. Они поддаются логике, она будет указана в таблице ниже. Тем не менее, это все равно довольно сложно.
Начнем с того, что они работают с битами. То есть, с нулями и единицами, а не привычными значениями. Например, оператор & каждый бит делает единицей лишь при условии, что каждый бит операндов на соответствующих позициях равен единице.
Вот более подробная таблица с использованием этих операторов.
Мы разобрались с самыми часто используемыми операторами в Python, а также рядом других, сфера применения которых более ограниченная. Следует отметить, что операторы – это одна из самых простых тем в программировании. Они почти не отличаются от привычных нам математических знаков, просто список символов, которые используются, несколько больше. При этом принцип их работы доступен для понимания каждому новичку. Единственное исключение – побитовые операторы, которые заслуживают отдельного рассмотрения.
Основы языка программирования Python за 10 минут
На сайте Poromenos’ Stuff была
опубликована статья, в которой, в сжатой форме,
рассказывают об основах языка Python. Я предлагаю вам перевод этой статьи. Перевод не дословный. Я постарался подробнее объяснить некоторые моменты, которые могут быть непонятны.
Если вы собрались изучать язык Python, но не можете найти подходящего руководства, то эта
статья вам очень пригодится! За короткое время, вы сможете познакомиться с
основами языка Python. Хотя эта статья часто опирается
на то, что вы уже имеете опыт программирования, но, я надеюсь, даже новичкам
этот материал будет полезен. Внимательно прочитайте каждый параграф. В связи с
сжатостью материала, некоторые темы рассмотрены поверхностно, но содержат весь
необходимый метриал.
Основные свойства
Python не требует явного объявления переменных, является регистро-зависим (переменная var не эквивалентна переменной Var или VAR — это три разные переменные) объектно-ориентированным языком.
Синтаксис
Во первых стоит отметить интересную особенность Python. Он не содержит операторных скобок (begin..end в pascal или <..>в Си), вместо этого блоки выделяются отступами: пробелами или табуляцией, а вход в блок из операторов осуществляется двоеточием. Однострочные комментарии начинаются со знака фунта «#», многострочные — начинаются и заканчиваются тремя двойными кавычками «»»»».
Чтобы присвоить значение пременной используется знак «=», а для сравнения —
«==». Для увеличения значения переменной, или добавления к строке используется оператор «+=», а для уменьшения — «-=». Все эти операции могут взаимодействовать с большинством типов, в том числе со строками. Например
Структуры данных
Вы можете использовать часть массива, задавая первый и последний индекс через двоеточие «:». В таком случае вы получите часть массива, от первого индекса до второго не включительно. Если не указан первый элемент, то отсчет начинается с начала массива, а если не указан последний — то масив считывается до последнего элемента. Отрицательные значения определяют положение элемента с конца. Например:
Строки
Строки в Python обособляются кавычками двойными «»» или одинарными «’». Внутри двойных ковычек могут присутствовать одинарные или наоборот. К примеру строка «Он сказал ‘привет’!» будет выведена на экран как «Он сказал ‘привет’!». Если нужно использовать строку из несколько строчек, то эту строку надо начинать и заканчивать тремя двойными кавычками «»»»». Вы можете подставить в шаблон строки элементы из кортежа или словаря. Знак процента «%» между строкой и кортежем, заменяет в строке символы «%s» на элемент кортежа. Словари позволяют вставлять в строку элемент под заданным индексом. Для этого надо использовать в строке конструкцию «%(индекс)s». В этом случае вместо «%(индекс)s» будет подставлено значение словаря под заданным индексом.
Операторы
Операторы while, if, for составляют операторы перемещения. Здесь нет аналога оператора select, так что придется обходиться if. В операторе for происходит сравнение переменной и списка. Чтобы получить список цифр до числа — используйте функцию range( ). Вот пример использования операторов
if rangelist[ 1 ] == 2 :
print «The second item (lists are 0-based) is 2»
elif rangelist[ 1 ] == 3 :
print «The second item (lists are 0-based) is 3»
else :
print «Dunno»
while rangelist[ 1 ] == 1 :
pass
Функции
# Следующая запись эквивалентна def f(x): return x + 1
functionvar = lambda x: x + 1
>>> print functionvar( 1 )
2
Классы
Язык Python ограничен в множественном наследовании в классах. Внутренние переменные и внутренние методы классов начинаются с двух знаков нижнего подчеркивания «__» (например «__myprivatevar»). Мы можем также присвоить значение переменной класса извне. Пример:
Исключения
Исключения в Python имеют структуру try—except [exceptionname]:
def somefunction():
try :
# Деление на ноль вызывает ошибку
10 / 0
except ZeroDivisionError :
# Но программа не «Выполняет недопустимую операцию»
# А обрабатывает блок исключения соответствующий ошибке «ZeroDivisionError»
print «Oops, invalid.»
Импорт
Внешние библиотеки можно подключить процедурой «import [libname]», где [libname] — название подключаемой библиотеки. Вы так же можете использовать команду «from [libname] import [funcname]», чтобы вы могли использовать функцию [funcname] из библиотеки [libname]
import random #Импортируем библиотеку «random»
from time import clock #И заодно функцию «clock» из библиотеки «time»
Работа с файловой системой
Python имеет много встроенных библиотек. В этом примере мы попробуем сохранить в бинарном файле структуру списка, прочитать ее и сохраним строку в текстовом файле. Для преобразования структуры данных мы будем использовать стандартную библиотеку «pickle»
myfile = file (r «C:\text.txt» )
>>> print myfile.read()
‘This is a sample string’
myfile.close()
Особенности
def myfunc():
# Выводит 5
print number
def anotherfunc():
# Это вызывает исключение, поскольку глобальная апеременная
# не была вызванна из функции. Python в этом случае создает
# одноименную переменную внутри этой функции и доступную
# только для операторов этой функции.
print number
number = 3
def yetanotherfunc():
global number
# И только из этой функции значение переменной изменяется.
number = 3
Эпилог
Разумеется в этой статье не описываются все возможности Python. Я надеюсь что эта статья поможет вам, если вы захотите и в дальнейшем изучать этот язык программирования.
Преимущества Python
Символы в языке Python
Тип char – это тип данных, служащий для хранения одиночных символов в различных кодировках.
Он широко используется в более низкоуровневых языках программирования, таких как C. Даже строки там являются массивами, состоящими из элементов типа char.
В Python нет отдельного типа для символов. Даже если присвоить переменной значение ‘а’, она будет иметь строковый тип.
Альтернатива char в Python 3
Разработчики языка решили, что нет необходимости выделять под отдельные символы целый тип. На то есть несколько причин:
Поэтому как бы программист ни пытался, переменные будут иметь строковый тип:
Любой символ в Python является единичной строкой, что позволяет использовать для работы с ним те же функции, что и для строк.
Строка — это неизменяемая последовательность, а так как символ тоже строка, то при попытке изменить его, возбудится исключение:
Функции
Несмотря на объединение двух типов, язык программирования Python 3 имеет функции для работы именно с символами.
Функция возвращает числовое представление символа, переданного в качестве аргумента. То есть с её помощью в Python можно определить код символа (аналогичная функция есть и в C для приведения char к int), например:
Функция работает, только если в качестве аргумента передан один символ, при попытке передать строку возбудится исключение TypeError. С её помощью можно получить числовое представление любого символа кодировки Юникод.
Функция возвращает символ, соответствующий его числовому представлению, которое передается в качестве аргумента:
Экранирование
Экранированные символы — это специальные символы после обратной косой черты «\», выполняющие определенные действия и преобразования.
Экранированная последовательность | Функция |
\n | Переход на новую строку |
\t | Табуляция |
\r | Возврат каретки в начало строки |
\x | Числа в шестнадцатеричном представлении |
\o | Числа в восьмеричном представлении |
\0 | Нулевой символ |
\’ | Апостроф |
\» | Двойная кавычка |
\\ | Обратный слэш |
Экранированные символы также называются escape-последовательностями, с их помощью можно, например, форматировать строки —
Подавление экранирования
Иногда программисту нужно, чтобы обратный слеш не превращал элементы в escape-последовательности, например, при работе с путями к файлам. Для этого необходимо использовать сразу две косых черты: «C:\\Users\\Public».
Когда программист хочет использовать обратный слеш для вывода, но не подавляет экранирование, в некоторых случаях даже возбуждается исключение. В следующем примере есть синтаксическая ошибка из-за того, что с «\U» начинается записть 32-битного символа Юникода (с «\u» — 16-битного). После него должна быть последовательность из 8 цифр, поэтому возникла ошибка:
Чтобы избежать этого, используют приём подавления экранирования:
Подавить экранирование можно с помощью «r», который ставится перед началом строки (до кавычек). На самом деле интерпретатор, видя перед строкой «r», автоматически дублирует каждый символ обратного слеша. Если использовать это в интерактивном режиме, мы увидим:
Решить эту проблему можно несколькими способами:
Python. Краткий справочник
Комментарии
Комментарии в Python начинаются со знака # и могут появляться в любом месте программы.
Комментарий может занимать всю строчку:
или может находиться на строчке после какого-нибудь кода:
Внимание: любую строку можно превратить в комментарий, достаточно в начале строки набрать комбинацию клавиш Ctrl+/
Числа
Числа в Python бывают трёх типов:
Строки
Строка – это последовательность символов. Чаще всего строки – это просто некоторые наборы слов. Слова могут быть как на английском языке, так и почти на любом языке мира.
Операции со строками
Методы работы сос строками
Кавычки
Строку можно указать, используя одинарные кавычки, как например, ‘Это строка’. Любой одиночный символ в кавычках, например, ‘ю’ — это строка. Пустая строка » — это тоже строка. То есть строкой мы считаем всё, что находится внутри кавычек.
Запись строки в одинарных кавычках это не единственный способ. Можно использовать и двойные кавычки, как например, »Это строка». Для интерпретатора разницы между записями строки в одинарных и двойных кавычках нет.
Внимание :
Если строка началась с двойной кавычки — значит и закончиться должна на двойной кавычке.
Если внутри строки мы хотим использовать двойные кавычки, то саму строку надо делать в одинарных кавычках.
Театр » Современник ‘ ‘
print (‘Театр » Современник » ‘)
Строка, занимающая несколько строк, должна быть обрамлена тройными кавычками ( » » » или »’ ). Например:
»’В Python можно использовать одинарные,
двойные и тройные кавычки,
чтобы обозначить строку»’
Отступы
Оператор присваивания
Переменная – это именованная область памяти, в которой хранятся данные. Данные помещаются в эту область памяти, как в ящик, с помощью оператора присваивания. Общая форма записи операции присваивания:
Знакомый нам знак равно (=) в программирование это знак операции присваивания. Различие между знаками равно и присваивания в следующем.
Например:
b = 4
b = b + 2 # переменная будет иметь значение 6
Основные операторы
Оператор
Краткое описание
Сложение (сумма x и y)
Вычитание (разность x и y)
Умножение (произведение x и y)
Внимание! Если x и y целые, то результат всегда будет целым числом! Для получения вещественного результата хотя бы одно из чисел должно быть вещественным. Пример: 40/5 → 8, а вот 40/5.0 → 8.0
y+=x; эквивалентно y = y + x;
y*=x; эквивалентно y = y * x;
y/=x; эквивалентно y = y / x;
y%=x; эквивалентно y = y % x;
4 % 2 в результате будет 0
5 % 2 в результате будет 1
4 // 3 в результате будет 1
25 // 6 в результате будет 4
Возведение в степень
5 ** 2 в результате будет 25
логическое отрицание НЕ
Основные типы данных
Описание
float
Последовательность символов: « abc « , « pyhton « , « 123 «
list
Последовательность объектов: [ 1, 2.0, « Привет! « ]
dist
Список пар «ключ – значение» <"пять":5 >
tuple
Последовательность неизменных объектов:(20,25 )
Последовательность уникальных объектов:
bool
Логические значения: True или False
Список
Список (list) представляет тип данных, который хранит набор или последовательность элементов.
Для создания списка в квадратных скобках [ ] через запятую перечисляются все его элементы.
Создание пустого списка
Создание списка чисел:
Создание списка слов:
words = [» C «, » C ++», » Java «, » Python «] # имя списка words, он содержит 4 элемента
Создание списка из элементов разного типа
Для управления элементами списки имеют целый ряд методов. Некоторые из них:
Кроме того, Python предоставляет ряд встроенных функций для работы со списками:
Генераторы
Для создания списков, заполненных по более сложным формулам можно использовать генераторы: выражения, позволяющие заполнить список значениями, вычисленными по некоторым формулам.
Общий вид генератора следующий :
Прим ер. Создать список чисел от 0 до 10
[ i for i in range ( 0 , 10 )]
Вся конструкция заключается в квадратные скобки, потому что будет создан список. Внутри квадратных скобок можно выделить три части:
[0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9]
что делаем: к значению элемента i применяем функцию chr ( i ).
Внимание. Функция chr ( i ) – по числовому коду символа возвращает сам символ. Пример. chr (65) даст символ ‘ A ‘.
[‘A’, ‘B’, ‘C’, ‘D’, ‘E’, ‘F’, ‘G’, ‘H’, ‘I’, ‘J’, ‘K’, ‘L’, ‘M’, ‘N’, ‘O’, ‘P’, ‘Q’, ‘R’, ‘S’, ‘T’, ‘U’, ‘V’, ‘W’, ‘X’, ‘Y’, ‘Z’]
Пример. Создать список строчный букв английского алфавита. Код символа ‘a’ – 97, код символа ‘z’ – 123. Поскольку символы идут подряд, то возможно использовать генератор.
[‘a’, ‘b’, ‘c’, ‘d’, ‘e’, ‘f’, ‘g’, ‘h’, ‘i’, ‘j’, ‘k’, ‘l’, ‘m’, ‘n’, ‘o’, ‘p’, ‘q’, ‘r’, ‘s’, ‘t’, ‘u’, ‘v’, ‘w’, ‘x’, ‘y’, ‘z’]
Библиотека math
import math # подключение модуля библиотеки
После подключения программа получает доступ ко всем функциям, методам и классам, содержащимся в нём. После подключения можно вызвать любую функцию из подключенной библиотеки по следующему правилу: указывается имя модуля и через точку имя функции
Например, пусть мы хотим вызвать функцию вычисления Синус угла, задаваемого в радианах
import math
y = sin( 5 ) # ошибка не подключен модуль math
x = math.sin( 5 ) # записываем имя модуля и через точку имя функции
from math import sin # подключена только одна функция sin
y = sin( 5 ) # операция выполнена
x = cos ( 5 ) # ошибка функция cos не подключ ена
Функция
Описание
Округление
int(x)
Округляет число в сторону нуля. Это стандартная функция, для ее использования не нужно подключать модуль math .
round(x)
Округляет число до ближайшего целого. Если дробная часть числа равна 0.5, то число округляется до ближайшего четного числа.
round(x, n)
floor(x)
ceil(x)
abs(x)
Модуль (абсолютная величина). Это — стандартная функция.
Корни, логарифмы
sqrt(x)
Квадратный корень. Использование : sqrt(x)
log(x)
Натуральный логарифм. При вызове в виде log(x, b) возвращает логарифм по основанию b .
Основание натуральных логарифмов e = 2,71828.
Тригонометрия
sin(x)
Синус угла, задаваемого в радианах
cos(x)
Косинус угла, задаваемого в радианах
tan(x)
Тангенс угла, задаваемого в радианах
asin(x )
Арксинус, возвращает значение в радианах
acos(x)
Арккосинус, возвращает значение в радианах
atan(x)
Арктангенс, возвращает значение в радианах
atan2(y, x)
Полярный угол (в радианах) точки с координатами (x, y).
degrees(x)
Преобразует угол, заданный в радианах, в градусы.
radians(x)
Преобразует угол, заданный в градусах, в радианы.
Константа π = 3.1415.
Генерация случайных чисел (модуль random)
Python порождает случайные числа на основе формулы, так что они на самом деле не случайные, а, как говорят, псевдослучайные.
Модуль random позволяет генерировать случайные числа и имеет большое множество важных для практики функций. Рассмотрим основные функции:
Примеры
Функция random . random () случайное число от 0 до 1.