Что означает синдром стендаля
Синдром Стендаля
Что провоцирует / Причины Синдрома Стендаля:
Своим названием синдром обязан классику французской литературы Анри Стендалю. Тот, как и подобает писателю, был человеком впечатлительным. Как-то раз, во время поездки во Флоренцию, он заглянул в церковь Святого Креста, которая славится знаменитыми фресками Джотто, а также тем, что именно там находятся гробницы многих великих людей Италии: Микеланджело, Галилея, Макиавелли и других. Увиденное произвело на писателя столь сильное впечатление, что, выйдя из церкви, тот едва не потерял сознание…
Впрочем, знаменитый французский писатель был не одинок в своих переживаниях. На сегодняшний день, зафиксировано немало случаев того, что туристы, потрясенные красотами попадают в больницы с признаками этого странного недуга под названием «Синдром Стендаля«.
Симптомы Синдрома Стендаля:
Симптомами синдрома Стендаля являются сильное сердцебиение, головокружение, ощущение отсутствия опоры под ногами, возникающее у того, кто находится в зоне воздействия произведений искусства, в месте их сосредоточения. Вплоть до полной потери ориентации в пространстве и галлюцинаций.
Больше всего шансов заболеть Синдромом Стендаля у женщин от 25-ти до 40 лет. А также у людей впечатлительных, образованных, обладающих высоким уровнем культуры. Особенно если человек долгое время вынашивал мысль о путешествии, с нетерпением ожидал встречи с шедеврами искусства и архитектуры.
К каким докторам следует обращаться если у Вас Синдром Стендаля:
Синдром стендаля
С точки зрения патогенеза и клинической картины, у синдрома Стендаля есть «близкие родственники»: Парижский и Иерусалимский синдромы.
Парижским синдромом «страдают», в основном, японцы, когда, приезжая в Париж, видя грязные улицы, испытывают разочарование. Их представление о Париже и парижанах не совпадает часто с реальностью. Некоторые японцы впадают в острое бредовое состояние и испытывают чувство преследования, деперсонализацию.
Иерусалимский синдром — это редко встречаемое психическое расстройство, мания величия. Суть его сводится к тому, что турист или паломник, оказавшийся в Иерусалиме, считает, что он владеет Божественными и пророческими силами.
Причины
В научной медицине до сих пор спорят о том, что же все таки вызывает у людей синдром Стендаля. Научного объяснения пока у специалистов нет. Врачи выделяют несколько общих причин, которые могут привести к развитию синдрома Стендаля:
Диагностика
Синдром Стендаля можно определить по клинической картине на основе вышеперечисленных симптомов.
Лечение
В первую очередь, заболевшего человека нужно увести с места, где он испытал синдром Стендаля. Нужно постараться убрать физические и психические нагрузки. Очень важно у уменьшить эмоциональное напряжение и активизировать мобилизацию внутренних ресурсов человека.
Лечение психогенных реакций – это не просто банальное «купирование» психоза. Заболевшему синдромом Стендаля обязательно нужно провести общеукрепляющие и реабилитационные мероприятия.
Очень важна психокоррекция для купирования острой фазы реактивного психоза. Заболевшему человеку врачи-психотерапевты помогают посредством внушения и переубеждения. Хороши и эффективны при лечении синдрома Стендаля также техники когнитивной и рациональной психотерапии, нацеленные, на вербализацию, «проработку» травматических воспоминаний. Она дают возможность снизить аффективное напряжение, структурировать эмоции, форсировать целенаправленную деятельность больного.
Профилактика
Как таковых профилактических рекомендаций не существует. Никто не застрахован от возможности восхититься предметом изобразительного искусства.
Санта-Кроче и синдром Стендаля
Перед вами базилика Санта-Кроче (Святого креста) на одноименной площади Санта-Кроче во Флоренции. Это самая крупная францисканская церковь в мире. Ее строительство продолжалось с 1294-го по 1442 год, величественный мраморный фасад построен в 1857–63 годы. Во внешний вид и убранство базилики, известной прежде всего фресками Джотто, вложили силы многие итальянские деятели искусства эпохи Возрождения. Среди них архитектор Филиппо Брунеллески (автор знаменитого купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре), скульптор Донателло, архитектор, художник и писатель Джорджо Вазари. В базилике похоронены великие итальянцы Микеланджело, Галилео Галилей, Никколо Макиавелли, Джоаккино Россини и другие, их надгробья (а также кенотаф Данте Алигьери) тоже потрясают своей красотой.
Внутреннее убранство базилики Санта-Кроче. Фото с сайта flickr.com
Неудивительно, что французский писатель Стендаль, посетив базилику Санта-Кроче в 1817 году, почувствовал себя дурно. В дневнике он описал это так: «. Я был уже охвачен некой восторженностью при мысли, что нахожусь во Флоренции, в соседстве с великими людьми, чьи гробницы только что увидел. Поглощенный созерцанием возвышенной красоты, я лицезрел ее вблизи, я, можно сказать, осязал ее. Я достиг той степени душевного напряжения, когда вызываемые искусством небесные ощущения сливаются со страстным чувством. На выходе из Санта-Кроче у меня было нерегулярное сердцебиение, жизненные силы во мне иссякли, я едва двигался, боясь упасть». Это и другие впечатления легли в основу его книги «Рим, Неаполь, Флоренция» («Rome, Naples et Florence»).
Фреска Джотто ди Бондоне «Смерть святого Франциска Ассизского» (около 1325 г.). Эта и другие фрески Джотто из Капеллы Барди (см. Cappella Bardi) были перекрашены в XVIII веке и восстановлены только в 1852 году. Страшно подумать, что было бы со Стендалем, родись он на полвека позже. Фото с сайта en.wikipedia.org
Стендаль был человеком очень чувствительным и безнадежным романтиком. Но разве таких людей мало? Итальянский психиатр Грациелла Магерини (Graziella Magherini) наблюдала за время своей практики в больнице Санта-Мария-Нуова (Santa Maria Nuova Hospital) в центре Флоренции 106 случаев ухудшения самочувствия, вызванных искусством. Она описала эти случаи как синдром Стендаля в одноименной книге, вышедшей в 1989 году. Магерини выделила три типа проявлений синдрома: расстройства мышления (изменения в восприятии звуков и цветов, деперсонализация, чувство преследования, вины или беспокойства) у 66% пациентов, аффективные расстройства (чувство неполноценности, чувство превосходства и др.) у 29% и панические атаки или соматические проявления тревоги (боль в груди, потливость, головокружение, тахикардия, дискомфорт в пищеварительной системе, обмороки) у 5%. Состояния могли длиться от нескольких часов до восьми дней. У половины пациентов в анамнезе были психические расстройства. В основном пациентами были туристы из западных стран, художники или люди, интересующиеся искусством. Cиндром могли спровоцировать подавленные сексуальные желания, усталость, недосып, конец поездки. Возможно, эти факторы имели место и у Стендаля. Увеличить вероятность психологического дискомфорта могут также суета и спешка, желание увидеть все достопримечательности за короткое время, отсутствие пауз на размышление и «переваривание» увиденного.
Вышедший в 1996 году фильм Дарио Ардженто «Синдром Стендаля» способствовал популяризации спорного расстройства, которое некоторые авторы называют гиперкультуремией. Есть сведения, что режиссер испытывал такие симптомы при посещении Парфенона в подростковом возрасте. Похожие симптомы испытывали при столкновении с искусством и другие известные люди, например Зигмунд Фрейд при посещении Афинского Акрополя, Федор Михайлович Достоевский при осмотре картины Ганса Гольбейна Младшего «Мертвый Христос в гробу».
Впрочем, синдром Стендаля пока не включен в Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders). В 2008 году испанские неврологи провели небольшой опрос среди членов Испанского общества неврологов (знакомых с синдромом из лекции доктора Магерини): испытывали ли они какие-либо симптомы синдрома Стендаля при посещении семинаров в Риме, Флоренции, Падуе и Венеции? 25% респондентов признали у себя частичную форму синдрома, в основном проявляющуюся в интенсивных положительных эмоциях. А в 2009 году был описан эпизод возникновения параноидального психоза у 72-летнего художника во время тура по Флоренции. Симптомы проявлялись в виде приступа паники, дезориентации во времени, боязни прослушивания гостиничного номера и исчезали постепенно в течение трех недель.
Синдром Стендаля называют также флорентийским. Весь исторический центр Флоренции размером в 505 га признан памятником всемирного наследия ЮНЕСКО. Мимо достопримечательностей здесь пройти невозможно: кругом многочисленные соборы, базилики, церкви, поражающие своей красотой, особенно кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре. А в музеях, особенно в знаменитой галерее Уффици, — огромное количество шедевров живописи и скульптуры: Тициан, Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли. Знаменитая картина Боттичелли «Рождение Венеры» тоже здесь: говорят, синдром Стендаля многих настигал именно во время ее созерцания. А встреча со скульптурой Давида работы Микеланджело оставляет у некоторых такой след, что доктор Магерини предложила такие случаи выделять отдельно и назвала их «синдром Давида». Он выражается в смешанных чувствах сексуального удовольствия, эстетического наслаждения, зависти к физическому совершенству.
Флореция с высоты птичьего полета, в центре — собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Фото с сайта airpano.com
Аналогичные синдромы описаны и у людей, посещающих другие великие города. Например, в 1986 году японский психиатр Хироаки Отой описал Парижский синдром, проявляющийся головокружением, тахикардией, одышкой, зрительными и слуховыми галлюцинациями, деперсонализацией и другими симптомами. А у пациентов с Иерусалимским синдромом к симптомам синдрома Стендаля добавляются мессианские идеи и мания величия.
Синдром Стендаля у Достоевского: психиатрический феномен или впечатлительность гения?
Необычный синдром впервые был описан психиатром Грациэллой Магерини (Graziella Magherini) в 1979 г. и назван в честь французского писателя Анри Мари Бейля, более известного под псевдонимом Стендаль. Во время посещения Италии Стендаль много пишет в своем дневнике о странных эмоциях и ощущениях, которые вызывали у него произведения изобразительного искусства в храмах Флоренции. Похожие переживания и связанные с ними кратковременные нарушения психики и в наши дни испытывают некоторые туристы после ознакомления с культурным наследием эпохи Возрождения в итальянских городах.
Название этого явления – «синдром Стендаля», предложенное Г. Магерини, вошло в лексику психиатров и культуроведов как термин, который обозначает психологический дискомфорт, спровоцированный произведениями искусства. В данном обзоре представлены основные сведения о синдроме Стендаля как о своеобразном культурном и медицинском феномене, а также некоторые факты, свидетельствующие в пользу того, что похожее состояние испытывал классик русской литературы Федор Михайлович Достоевский.
СТАТТІ ЗА ТЕМОЮ
За даними Всесвітньої організації охорони здоров’я, інсульт посідає третє місце в структурі захворюваності населення і складає 10% смертей у всьому світі. Провідна етіологія патології – це закупорювання судини емболом, джерело якого насамперед залежить від вікової групи пацієнтів. У 20-30 років основними причинами емболії є дисекція і тромбофілія, у 30-60 – ранній атеросклероз та набуті структурні хвороби серця, а після 60 – фібриляція передсердь (ФП), онкопатологія. Невчасне виявлення джерела емболу в пацієнта після інсульту різко підвищує ризик виникнення в нього повторного нападу. Саме тому під час конференції «Дні аритмології в Києві» невролог ДУ «Інститут серця Міністерства охорони здоров’я України» (м. Київ), кандидат медичних наук Василь Васильович Бабенко в своїй доповіді продемонстрував основні механізми появи емболічного інсульту та сучасні алгоритми їхнього менеджменту.
Мільйони пацієнтів щороку страждають на гострий біль у результаті травм, хвороб та операцій. За даними досліджень у США, біль є найпоширенішою причиною госпіталізації до відділення невідкладної допомоги, що становить >40% із >100 млн випадків на рік [1]. Крім того, значна частка звернень по допомогу до лікарів первинної ланки також пов’язана з болем: головний біль, біль у попереку, шиї, загострення остеоартриту, ниркова та печінкова коліка, менструальний біль, травми м’яких тканин, післяопераційний біль після виписки з хірургічного стаціонару.
Третій рік населення планети стиснуте в лещатах коронавірусної інфекції, яка характеризується не лише блискавичною контагіозністю, а й варіабельністю ускладнень, у т. ч. постковідною інсомнією. З огляду на частоту звернень пацієнтів зі скаргами на розлади сну ця проблематика широко обговорюється, вивчаються її патогенез і можливості корекції у рамках світових та місцевих науково-практичних форумів.
Інфекції респіраторного тракту (ІРТ) належать до найпоширеніших захворювань і мають типові симптоми, як-от риніт, кашель, підвищена температура тіла та біль у горлі. Серед мікробів найчастішими збудниками запалення в порожнині рота та горла є віруси. Бактеріальні ІРТ трапляються рідше, й часто розвиваються після вірусної інфекції. Найпоширенішими вірусами, пов’язаними з розвитком ІРТ, є пікорнавіруси (риновіруси людини), коронавіруси (загальний коронавірус людини (hCoV) OC43, 229E, NL63, HKU1), орто- та параміксовіруси (грипу, парагрипу та респіраторно-синцитіальний вірус), респіраторні аденовіруси й інші [1].
Джузеппе Коломбо
Франко Феррини
Томас Кречманн
Марко Леонарди
Название относится к психологическому состоянию, при котором субъект входит в состояние фуги вызвано наличием искусства. Ардженто сказал, что страдал синдромом Стендаля в детстве. Во время гастролей Афины Вместе со своими родителями молодой Дарио поднимался по ступеням Парфенона, когда его охватил транс, из-за которого он на несколько часов потерял связь с родителями. Опыт был настолько сильным, что Ардженто никогда его не забывал; он сразу подумал об этом, когда наткнулся на Грациэлла МагериниКнига о синдроме, которая станет основой фильма.
Содержание
участок
Детектив Анна Манни едет в Флоренция по следу серийного насильника и убийцы Альфредо Гросси. Во время посещения музея Анну одолевает Синдром Стендаля, состояние, которое заставляет больного нервничать при просмотре великих произведений искусства. Когда Альфредо узнает о заболевании Анны, он использует это, чтобы вывести ее из строя, прежде чем похитить ее и подвергнуть жестокому и садистскому сексуальному нападению. Хотя ей удается сбежать, Анна остается глубоко травмированный. Альфредо продолжает отслеживать ее движения и снова может поймать ее. На этот раз, однако, Анна поворачивается к своему похитителю, вырываясь из его хватки, тяжело ранив в процессе и швыряя в реку.
Бросать
Производство
После выпуска альтернативное название было The Strendahl System.
Бриджит Фонда изначально должен был играть роль Анны, но выбыл до начала производства, и Дженнифер Джейсон Ли рассматривался как возможная замена, прежде чем Дарио Ардженто в конечном итоге выбрал на роль свою дочь Асию. [2] Томас Кречманн был брошен на роль Альфредо Гросси, потому что ранее он работал с Азией над фильмом. Ла Рейн Марго (1994), и она порекомендовала его своему отцу. [3]
Кадры с Анной под водой после того, как она потеряла сознание в галерее, были сняты в море. [ нужна цитата ] Огромная рыба-морской окунь, которую целует Анна, была удаленной моделью, которую тащили через воду с помощью тросов, прикрепленных к небольшому поплавку на поверхности океана. [ нужна цитата ] Буквально через несколько секунд после упаковки подводной стрельбы рыба перестала работать. [ нужна цитата ]
Это будет последний художественный фильм известного кинорежиссера. Джузеппе Ротунно. В следующем году он снял документальный фильм о Марчелло Мастроянни перед выходом на пенсию.
Были привлечены художники-граффити, чтобы покрыть граффити стены подземного логова Альфредо. За одну ночь группа построила на этом месте более ста квадратных футов покрытых граффити стен. [ нужна цитата ]
Это второй из (на сегодняшний день) пяти фильмов, в которых Ардженто снял свою дочь Асию, четыре других: Травма, Призрак оперы, Мать слез и Дракула 3D. Также у нее были роли в Демоны 2 и Церковь, оба из которых продюсировал ее отец.
Ардженто планировал сделать продолжение Синдром Стендаля который будет следить за детективом Анной Манни по другому делу. Однако Азия была недоступна, поэтому имя персонажа было изменено (на Анна Мари) и Стефания Рокка был брошен. В результате получился фильм 2004 года. Карточный игрок.
Релиз
Версии
Итальянский релиз был примерно на две минуты длиннее, чем английская экспортная версия, включая дополнительную сцену, где Анна звонит мужу одной из жертв Альфредо, и еще одну, где она встречает мать Мари, которую играет Вероника Лазар (чье имя включено в титры всех фильмов). версии, даже те, в которых она не фигурирует). Эти сцены в конечном итоге были доступны для международной аудитории на домашнем видео, но остались на итальянском языке, поскольку дублирование на других языках никогда не создавалось. [4]
Критический прием
Фильм имеет рейтинг 77% «Свежий» от Гнилые помидоры на основании 13 отзывов [5] с положительными отзывами, и был номинирован на Премия Сатурна за лучший выпуск домашнего видео. [6]
Реакция критиков была смешанной, с AllMovie ‘ Джейсон Бьюкенен называет фильм «садистским и тревожным психологическим исследованием», но тем, что «в конечном итоге является жертвой собственных излишеств и склонности режиссера усложнять довольно простой сюжет». Бьюкенен похвалил «потрясающе визуально открывающую сцену» и Эннио Морриконе»завораживающе гипнотизирующий счет», но подверг критике то, как «кажущийся извилистым сюжет останавливается, так как он должен действительно сиять». [7]
Мейтленд МакДонах дал в основном положительный отзыв, написав, что «это не возвращение к барочным высотам Опера и Тенебра. Но это обязательное место для посещения арджентоистами, движимыми смелым и тревожным выступлением дочери режиссера, Асии », хотя она раскритиковала фильм за« серьезный неверный поворот в то время, когда Анна покупает белокурый парик роковой женщины ». » [9]
Домашнее видео
В США, Синдром Стендаля был впервые распространен Фильм B Компания Трома Развлечения. Новое специальное издание DVD фильма был выпущен Синее метро 30 августа 2007 года. В 2008 году Blue Underground выпустила Blu-ray, содержащий, впервые в англоязычном выпуске, неразрезанную оригинальную версию, включая дополнительные сцены только для итальянского (все еще на итальянском языке с английскими субтитрами). ). Компания переиздала фильм в 2017 году ограниченным тиражом из трех дисков.
Для первоначального выпуска в Соединенном Королевстве одиннадцать сокращений, в основном сцен изнасилования, насилия и некоторых диалогов, общей продолжительностью 2 минуты 47 секунд, были сделаны дистрибьютором перед отправкой в BBFC на видео сертификат. Однако изначально была выпущена неразрезанная версия. Поскольку он не был представлен Британскому совету по классификации фильмов, эта версия была отозвана и переиздана. [10] В британском DVD-выпуске 2005 года, выпущенном Arrow Pictures, все предыдущие версии были отменены, и он представляет собой полную английскую версию, хотя, как и во всех английских релизах, в нем отсутствуют две сцены, которые были исключительными для итальянской версии. Более поздний выпуск Arrow Video в 2010 году содержал отсутствующие короткие сцены. [11]