Что означает система соревнований double elimination
Double-elimination system
Краткий пост-обсуждение, касающийся системы проведения турниров по Доте 2. Как можно выиграть турнир, проиграв матч в плей-офф? Читаем, комментируем.
Поговорим о формате и системе проведения подавляющего большинства турниров по Доте. Надеюсь на Ваши комментарии и интересную дискуссию. Итак, начнем.
Ни для кого не является секретом, что в соревновательной Доте используется олимпийская система с выбыванием после двух поражений (double-elimination). В большинстве же традиционных видах спорта к вылету из турнира приводит единственное поражение.
Для наглядности рассмотрим схему:
В чем же преимущества данной системы? Вероятность того, что сильная команда вылетит из турнира на ранней стадии снижается. Проиграв фавориту в самом начале, команда попадёт в нижнюю сетку и может дойти даже до гранд-финала. Распределение призовых мест получается более объективным.
Однако число матчей турнира, проводимого по такой системе, будет вдвое больше. Представьте себе, что Чемпионат мира по футболу проводился бы по данной системе. Многократно возросли бы затраты на его проведение. Турнир бы сильно растянулся по времени и т.д и т.п. Для киберспорта – это не проблема. Вопрос остается лишь один – как следует проводить гранд-финал турнира? Организаторы турниров по Доте предлагают нам 2 варианта:
1) Победитель сетки «виннеров» имеет преимущество в одну выигранную карту.
2) Финал проводится в равных условиях, победитель верхней сетки не имеет никаких преимуществ.
Гайд по форматам киберспортивных турниров
Современные киберспортивные турниры проводятся по совершенно разным правилам. Каждый организатор сам выбирает формат, и пока в компьютерном спорте нет единого стандарта проведения чемпионатов, как это есть в футболе, например. Из-за этого обычные зрители часто не понимают, на что влияет та или иная встреча, сколько раундов будет сыграно в серии, есть ли у команды право на ошибку.
Специально для тех, кто не до конца разобрался в киберспортивных турнирных форматах, мы предлагаем по ним краткий гайд. Информация будет полезна в первую очередь игрокам на ставках, но не лишней будет и рядовым фанатам.
Какие бывают турнирные форматы в киберспорте?
Прежде всего, стоит выделить 3 главных составляющих любого ивента в киберспорте: групповой этап, плей-офф и матчи, которые проводятся в рамках этих стадий. Каждый из них имеет несколько вариаций проведения.
Типы матчей (серий)
В киберспорте все матчи играются до определенного числа побед. В этом плане можно привести аналогию с теннисом или волейболом, где в матче побеждает тот, кто взял 2 сета.
Существуют такие виды матчей:
Групповые этапы
Группы бывают почти во всех серьезных турнирах. Они помогают отсеять слабых участников, чтобы в плей-офф вышли только самые достойные. В зависимости от количества участников турнира и формата организаторы могут делить команды на 2-8 групп или не делят вовсе. Из каждой часть коллективов выходит либо в определенный этап плей-офф, либо покидает ивент. Иногда, группы делаются только чтобы определить силу команд и оформить посев на финальный этап турнира.
Групповые этапы имеют такие форматы:
Round-robin
Такую систему еще называют круговой. В ней все команды группы играют друг с другом по очереди один или два матча bo1-bo3. Хорошим примером их реального спорта будет групповой этап Лиги Чемпионов. Команды играют одна против другой, набирают очки и по итогу группы лучшие проходят дальше, а худшие вылетают.
В киберспорте round-robin очень распространен. Он дает зрителю большое количество матчей, а организаторам много эфирного времени и контента. Однако, главным недостатком такого формата остается большое количество ненужных матчей, которые ничего не решают. Например, когда одна команда уже гарантированно прошла в следующий этап, а вторая потеряла все шансы на это, они все равно должны доиграть свой матч. Round-robin используется во многих дисциплинах, чаще всего в MOBA-играх (Dota 2, LoL). К слову, такой формат групп был использован на The International 2018.
GSL-система
Швейцарская система
Используется, когда участников слишком много и нет возможности провести GSL или Round-Robin, или данный формат является традиционным для этой дисциплины. «Швейцарка» пришла в киберспорт из шахмат, где на турнирах может играть несколько сотен игроков.
В швейцарской системе для начала команды (игроки) делятся на пары. Разделение может проходить жеребьевкой или методом посева на основании рейтинга/статуса участника. Итак, в первом раунде определилось некое количество пар. Затем они играют и определяют победителей. Выигравшие участники теперь делятся между собой, точно так же как и проигравшие. Затем у кого-то будет счет 2-0, у кого-то 1-1, у кого-то 0-2. Участники с одинаковым счетом опять делятся на пары. В итоге группа будет иметь четкое распределение по местам.
Например, в CS:GO «швейцарка» играется на 16 команд. Из них в плей-офф выходит 8. Для прохода в следующий этап коллективу нужно выиграть 3 встречи. Для поражения нужно проиграть в трех матчах. Затем, имея распределения по местам в группе, определяется, кто с кем будет играть в плей-офф. Швейцарская система также распространена в Hearthstone, файтингах, симуляторах, карточных играх. Формат матчей может быть любым. В CS:GO в основном используют bo3.
Плей-офф
Плей-офф обычно играется по так называемой олимпийской системе — классической турнирной сетке, где каждый следующий раунд выбывают участники и в конце остается только 2 финалиста. В киберспорте плей-офф зачастую бывает двух видов: single и double elimination.
В первом варианте проигравшая команда окончательно покидает соревнование, а победившая проходит в следующий этап. В случае double-elimination проигравший коллектив падает в нижнюю сетку (Lower Bracket) и только после поражения в ней вылетает. Фактически, double-elimination — это две турнирные сетки, из которых в финал проходит по одной команде из каждой. Такие форматы плей-офф используются практически во всех популярных дисциплинах, начиная с LoL и заканчивая CS:GO.
Крайне редко можно встретить разные вариации triple-elimination. Такая сетка имеет 3 уровня и для окончательного вылета нужно проиграть сразу 3 серии в плей-офф. Подобный формат используется в основном в дисциплинах, где есть много участников турнира, а сама игра имеет высокий уровень рандома. Triple-elimination можно встретить на ивентах по коллекционным карточным играм (Hearthstone, MTG, Gwent), различных файтингах (Street Fighter, Mortal Combat, Tekken) или спортивных симуляторах.
Олимпийская система с выбыванием после двух поражений
Олимпийская система с выбыванием после двух поражений, жарг. «минуска», «двушка» (англ. Double Elimination ) — система проведения турниров, в которой участник выбывает из турнира после двух поражений. В этом и есть отличие от простой олимпийской системы, в которой к вылету приводит единственное поражение.
Содержание
Порядок проведения
Начальные условия
Число участников турнира должно быть степенью двойки (8, 16, 32, 64, 128 и так далее). Если число участников отличается от правильного, можно применять эту схему турнира с добавлением фиктивных («пустых») участников, до ближайшего правильного количества. Участник, которому выпадает игра с «пустым», получает в этом туре техническую победу. Практически применение данной схемы удобно при числе участников, равном в точности 8, 16, либо превышающем 20. При менее чем 8 участниках лучше играть турнир по круговой системе (число партий будет приемлемым), а при 9-15 или 17-19 игроках лучше использовать швейцарскую систему.
Турнир разделён на две сетки — верхнюю и нижнюю (сетку победителей и сетку проигравших). Все участники начинают турнир в верхней сетке. Участники разбиваются на пары, которые проводят в первом туре игры между собой. Порядок отбора пар может быть либо случайным (по жребию), либо по рейтингам (в этом случае обычно пары составляются по принципу «сильный против слабого», чтобы слабейшие участники отсеялись в первых турах, а сильнейшие играли между собой в конце турнира). При наличии «пустых» участников и отборе по рейтингам технические победы присуждаются наиболее сильным участникам.
Игры в верхней и нижней сетках
Игры в верхней и нижней сетках (вариант)
Существует ещё один вариант регламента. В нём первые три правила в точности соответствуют ранее приведённым, но организация игр во второй сетке принципиально отличается. На каждый тур в верхней сетке в нижней проводится два:
По завершении каждого тура верхней сетки и соответствующей пары туров нижней в обеих сетках оказывается равное число игроков. После финальных туров в обеих сетках оказывается по одному игроку, они и играют между собой суперфинал. Преимущество данной системы в том, что она работает одинаково при любом количестве участников, недостаток — в бо́льшем числе партий, а также больша́я разница в числе партий, которые должен сыграть участник для достижения финала по нижней и верхней сетке.
Финал
Между двумя финалистами турнира проводится финальный тур, который может также называться «суперфиналом» (тогда последние матчи в каждой из сеток называются «финалами»). Финальный тур проводится в одну или две игры, его цель — добиться, чтобы у одного из финалистов число поражений в турнире достигло двух.
Примеры
Вот как выглядит распределение числа участников по сеткам для некоторых вариантов числа участников (при использовании первого варианта регламента).
Особенности
В турнире до двух поражений общее число играемых партий минимум вдвое больше, а число туров — минимум на один больше, чем в системе плей-офф. По скорости проведения этот турнир существенно превосходит круговой и мало отстаёт от плей-офф. По объективности распределения призовых мест турнир double elimination лучше плей-офф: если в турнире с выбыванием участник, объективно второй по силе, может не попасть в число призёров, если встретится с сильнейшим в первых турах, то здесь в подобной ситуации он попадёт во вторую сетку и, пройдя её до финала, сможет занять второе-третье место и даже побороться за победу.
Можно заметить, что для достижения суперфинала по нижней сетке необходимо сыграть больше партий, чем в верхней (как показано в примерах выше, для турнира в 16 участников финалист нижней сетки должен сыграть на одну игру больше, при 32 участниках — уже на две, при 64 — на три, при 128 — на четыре). Однако верхней сетке играют те, кто никому не проигрывал, и можно считать, что более высокий уровень соперников компенсирует разницу в числе партий.
Применение
Система до двух поражений получило широкое распространение в следующих видах состязаний:
Наблюдается интерес к ней и в других индивидуальных видах спорта. Одна из компьютерных систем проведения соревнований может облегчить составление сеток при большом числе участников.
Что означает система соревнований double elimination
Олимпийская система с выбыванием после двух поражений, жарг. «минуска», «двушка» (англ. Full Double Elimination) — система проведения турниров, в которой участник выбывает из турнира после двух поражений. В этом и есть отличие от простой олимпийской системы, в которой только одно поражение приводит к вылету.
Число участников турнира должно быть степенью двойки (4, 8, 16, 32, 64, 128 и так далее). Если число участников отличается от правильного, можно применять эту схему турнира с добавлением фиктивных («пустых») участников, до ближайшего правильного количества. Участник, которому выпадает игра с «пустым», получает в этом туре техническую победу
Турнир разделён на две сетки — верхнюю и нижнюю (сетку победителей и сетку проигравших). Все участники начинают турнир в верхней сетке. Участники разбиваются на пары, которые проводят в первом туре игры между собой. Порядок отбора пар может быть либо случайным (по жребию), либо по рейтингам (в этом случае обычно пары составляются по принципу «сильный против слабого», чтобы слабейшие участники отсеялись в первых турах, а сильнейшие играли между собой в конце турнира). При наличии «пустых» участников и отборе по рейтингам технические победы присуждаются наиболее сильным участникам.
Игры в верхней и нижней сетках
1. Победители первого тура выходят во второй тур верхней сетки. Проигравшие переходят в нижнюю сетку.
2. В нижней сетке турнир начинается со второго тура. Отбор пар второго и следующих туров может быть построен либо «по жёсткой сетке» (сетки турнира формируются заранее и однозначно задают формирование пар), либо отбором по игровым результатам в данном турнире (очкам, баллам, разнице забитых и пропущенных и так далее), либо снова по жребию, с обязательным ограничением: никто не должен играть с одним и тем же соперником дважды.
3. Начиная со второго тура, игра проводится одновременно в обеих сетках:
Выигравший в верхней сетке переходит в следующий тур в ней же. * Проигравший в верхней сетке переходит в следующий тур в нижней сетке.
Выигравший в нижней сетке переходит в следующий тур в ней же. * Проигравший в нижней сетке выбывает из турнира.
4. Игры в обеих сетках проводятся, в зависимости от регламента, до «правила 1-2» (когда в верхней сетке остаётся один участник, в нижней — два или более) или до «правила 2-2» (в верхней сетке — два игрока, в нижней — два или более). («правила» разработаны для лучшего запоминания судьями).
«Правило 1-2». Победитель верхней сетки выходит в финал. В нижней сетке игроки играют на выбывание, победитель нижней сетки выходит в финал, проигравший последнюю партию в нижней сетке получает 3 место. * «Правило 2-2». В нижней сетке играют на выбывание до 2 игроков. Затем пары в верхней и нижней сетке играют между собой. Победитель верхней сетки выходит в финал. Проигравший в нижней сетке получает 4 место. После этого проигравший в верхней сетке играет с победителем из нижней. Проигравший этот матч занимает третье место, выигравший — выходит в финал.
Правило равенства — дополнительное, применяется при необходимости. В некоторых турах игры проводятся только в нижней сетке, до тех пор, пока число участников в ней не станет равно числу участников в верхней сетке (1-1). Финал
Между двумя финалистами турнира проводится финальный тур, который может также называться «суперфиналом» (тогда последние матчи в каждой из сеток называются «финалами»). Финальный тур проводится в одну или две игры, его цель — добиться, чтобы у одного из финалистов число поражений в турнире достигло двух.
Если победитель верхней сетки выигрывает первую игру, то он получает первое место, а его соперник — второе.
Если победитель верхней сетки проигрывает первую игру, проводится вторая игра, победитель которой получает первое место, проигравший — второе. Такой вариант называют «Full Double Elimination».
Системы проведения соревнований
Для проведения соревнований по теннису могут применяться следующие системы:
Олимпийская система, кроме классического варианта имеет несколько модификаций:
При олимпийской системе участник или команда (в дальнейшем в тексте слова «игрок» или «участник» будет предполагать и «команда») выбывает из соревнования после первого поражения, а при усовершенствованных олимпийских системах – после нескольких поражений.
Круговая система предполагает участие игроков в соревновании до тех пор, пока каждый участник не встретится со всеми остальными. Победителем становится участник, набравший наибольшее количество очков.
Смешанная система основана на принципе сочетания круговой системы и олимпийской системы. Как правило, на предварительном (начальном) этапе соревнований применяется круговая система, а на заключительном – олимпийская. На предварительном этапе розыгрыша участники разбиваются на подгруппы по квалификационному или территориальному (как правило, при командных соревнованиях). Сильнейшие в подгруппах выходят в заключительный этап, где применяется олимпийская система.
Рассмотрим подробнее каждую из систем.
ОЛИМПИЙСКАЯ СИСТЕМА (иногда называют «система с выбыванием») применяется только для выявления победителя. После первого же поражения участник выбывает из соревнования. В результате победителем оказывается участник, не проигравший ни одного матча.
Была предложена англичанином Ральфом Багналломv Багнал-Уайлдом (Ralph Bagnall Bagnall-Wild, 1845г.р.) в 1883 году и получила название «система Багнал-Уайлд», в которой все участники могут проследить свой вероятный путь к финалу. До этого турнирная сетка составлялась для каждого следующего круга заново, поэтому игрок не знал, кто будет его следующим соперником.
Используется во всех турнирах ITF, ATP, WTA (кроме заключительного турнира сильнейших) и на олимпийских играх.
Принцип назначения матчей между участниками соревнования и учёт их результатов проводится по специальной таблице, которую принято называть «турнирной сеткой». Она имеет неизменную схему и формируется для числа участников 8; 16; 32; 64; 128. Могут применяться турнирные сетки и на 24 или 48 участников, которые являются неполными сетками на 32 и 64 участника соответственно. В качестве примера приведены турнирные сетки на 32 и 24 участника соответственно. Максимальное количество игроков, ограниченное вышеуказанным рядом чисел, принято называть размером турнирной сетки.
В левом крайнем ряду фамилии участников располагаются на соответствующих строках по одному из трёх вариантов:
В Таблице 1 приведено допустимое количество сеяных игроков в зависимости от размера турнирной сетки.
Таблица 1
Размеры турнирных сеток
24, 32
48, 64
Количество сеяных игроков
Принцип составления турнирной сетки изложен в разделе «Составление турнирных сеток».
Соревнование проводят в несколько кругов или туров (в международной терминологии «раундах» – Round). Каждому кругу в турнирной сетке соответствует один вертикальный ряд. Каждый такой ряд состоит из горизонтальных строк, в которых указывают фамилии участников или названия команд. В каждом круге между собой встречаются участники, фамилии которых расположены в одном ряду на соседних (смежных) строках, соединенных справа вертикальной линией, то есть участники разбиваются на пары, в которых встречаются между собой.
Победители в матчах 1-го круга попадают во 2-ой круг (в турнирной сетке – в следующий вертикальный ряд), победители в матчах 2-го круг – в 3-йи т. д.
Круг, в котором встречаются 8 участников, называется четвертьфиналом (Quarterfinal), 4 участника – полуфиналом (Semifinal, Semis), 2 участника – финалом (Final). Победитель финального матча становится победителем (Winner) соревнования.
Зависимость количества кругов от числа участников приведена в Таблице 2.
Таблица 2
Число участников
Количество кругов
Количество игровых дней, необходимых для проведения соревнования (при условии, что каждый участник играет по одному матчу в день), равно числу кругов.
Общее количество матчей (МО) определяется по формуле МО = N – 1, где N – число участников.
Иногда в соревнованиях, проводимых по олимпийской системе, разыгрывается 3-е место между участникам, проигравшими полуфинальные матчи (например, олимпийские игры).
Недостатком олимпийской системы является то, что продвижение по турнирной сетке носит достаточно большой случайный характер. Заведомо сильный игрок может проиграть слабому («ну не его был день») и на этом закончить свои выступления. В тоже время его победитель, как правило, проигрывает в следующем круге. Кроме этого, большинство участников выбывает после сравнительно небольшого количества сыгранных матчей.
УСОВЕРШЕНСТВОВАННАЯ ОЛИМПИЙСКАЯ СИСТЕМА предназначена для розыгрыша всех мест, где после каждого поражения спортсмен выбывает не из соревнования, а лишь из борьбы за определенное место. В результате победителем оказывается участник, не проигравший ни одного матча, а последнее место занимает игрок, не одержавший ни одной победы. Все другие места распределяются между остальными участниками в зависимости от последовательности их побед и поражений.
Турнир делится на несколько турнирных сеток – основную (сетка для победителей) и дополнительные (сетки для проигравших), которые называют «утешительными сетками». Все участники начинают турнир в основной сетке. Принцип составления основной сетки такой же, как и при олимпийской системе. В дополнительные сетки фамилии участников попадают из основной после первого же поражения игрока в зависимости от того, в каком круге он проиграл. В каждом круге, начиная со второго, встречаются участники, имеющие одинаковые последовательности побед и поражений в предыдущих кругах соревнования.
В качестве примера приведена основная и дополнительные сетки на 16 участников.
Пояснение. В сетке каждой паре в 1-м круге и в последующих кругах присвоен свой номер (нумерация условная и в применяемых на соревновании сетках отсутствует). Игроку, проигравшему матч в паре, присваивается номер, соответствующий этой паре со знаком «-», и обозначенный красным цветом. Из проигравших участников формируются утешительная сетка, соответствующая определённому разыгрываемому месту.
По аналогии с сеткой на 16 участников несложно сформировать турнирные сетки и для 24, 32, 64 участников.
Количество матчей и кругов в зависимости от числа участников приведено в Таблице 3.
Таблица 3
Число участников | Всего матчей | Количество матчей в каждом круге | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1-м | 2-м | 3-м | 4-м | 5-м | 6-м | |||||
Число участн. | Кол-во матчей | 1 круг | 2 круг | 3 круг | 4 круг | 5 круг | 6 круг | 7 круг | 8 круг | 9 круг |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|