Что означает системный и комплексный подход в географических исследованиях

В географии и основы учения о геосистемах

Системный подход

Процесс развития научного познания связан с непрерывным поиском новых методов и способов решения теоретических и практических задач. В связи с тем, что современный этап развития многих научных направлений характеризуется процессом систематизации, классификации, теоретических обобщений, стремлением к синтезу накопленных знаний, традиционные методы и подходы уже не в состоянии справиться с этими задачами. Появилась необходимость единой методологической основы, позволяющей органически объединить различные научные подходы в общую концепцию. Большие возможности для решения этих вопросов открывает системный подход, который ориентирован на раскрытие сущности объектов как целостных систем, исследование их многообразных внутренних и внешних связей и механизмов формирования устойчивой структуры.

Системный подход связан, прежде всего, с современной революцией в науке, является выражением особенностей научно-технической революции. Процесс познания, как известно, основывается на диалектическом взаимодействии объекта и субъекта. Это взаимодействие развивается, с одной стороны, в результате усложнения общественно-исторической практики; с другой стороны – в результате усиления познавательных средств субъекта.

В современной методологии науки все больше выдвигается на передний план активность субъекта. Именно это отражается в системном подходе, кото­рый представляет собой инструмент реконструкции объекта для познания. В этой связи система характеризуется как фрагмент объективной реальности, вы­члененный для исследования. Следовательно, системный подход является операционно-целевым актом квалификации объекта. В одном исследовании мы можем рассматривать объект как множество элементов, в другом – тот же объект может быть рассмотрен как элемент более сложной системы.

Системный подход связан с субъектом познания и относится в большей степени к методам науки, нежели к объектам. Именно поэтому современное внедрение системного подхода в науку – это проявление научно-технической революции в области научного познания.

Если говорить об отдельных высказываниях, то образцы системного мышления можно найти в трудах древних философов, не говоря уже о работах более поздних мыслителей и ученых. Первое последовательное изложение системного подхода истории науки находят в работе А. А. Богданова «Тектология – всеобщая организационная наука», относящейся к 1913 г. Но попытка оказалась преждевременной.

Одним из основоположников системного подхода считается Л. фон Берталанфи – австрийско-американский биолог, первые публикации которого по этой теме относятся к концу 40-х годов. Однако «торжественное шествие» системный подход начал с 60-х годов ХХ в., когда появились условия для этого в виде благоприятной научной обстановки, связанной с научно-технической революцией. Берталанфи назвал системой комплекс элементов, находящихся вовзаимодействии, выделил закрытые и открытые системы, ввел понятие равновесия, подвижного равновесия системы, ее поведения и согласованности скоростей протекающих в ней процессов. С общей теорией системы (ОТС) связано представление не только о системе, но и об организации и изучении множеств, состоящих из объектов и процессов, относящихся к разным формам движения материи.

Анализ большого числа определений, предложенных различными исследователями, позволяет наметить некоторый инвариант значений термина «система»: 1) система – целостный комплекс взаимосвязанных элементов; 2) система образует особое единство со средой; 3) любая система обычно состав­ляет элемент (подсистему) системы более высокого порядка, а элементы (подсистемы) системы, в свою очередь, сами, как правило, являются системами, но более низкого порядка. Все три значения в совокупности достаточно полно характеризуют понятие системы. Берталанфи сформулировал следующие свойства системы, которые были известны и ранее в географии: 1) целостность (изменение любого элемента ведет к изменению всей системы); 2) суммативность (изменение любого элемента зависит только от него самого); 3) механизация (переход от целостности к суммативности); 4) централизация (увеличение коэффициентов взаимодействия элементов системы, приводящие к изменению всей системы); 5) иерархическое построение. В новейших своих работах Берталанфи приходит к выводу, что ОТС есть междисциплинарная наука, анализирующая принципы, относящиеся к системам вообще, охватывающие не только ОТС в узком смысле слова, но и аналогичные исследования в кибернетике, теории информации, игр, статистических моделей, в факторном анализе, и т.д. Системный подход к изучению объектов различного характера является в настоящее время общенаучным принципом. Его внедрение привело уже к значительным изменениям в научных исследованиях.

Системный подход в географии – исследование географических объектов как систем, которые состоят из разнородных, но взаимосвязанных элементов, обладающих единством. Элемент – географический объект, принимаемый единым, неразложимым в данном конкретном исследовании. Как правило, элемент есть часть (компонент) сложного объекта (системы), выполняющей в нем (в ней) определенную функцию.

География, объектом изучения которой являются сложные территориальные системы, наиболее хорошо подготовлена к восприятию и активному применению системного подхода. Отдельные элементы системного анализа в географии можно найти еще в работах Страбона, Л. Гвиччардини, Б. Варениуса, А. Гумбольдта, К. Риттера, И. Тюнена и др. В России комплексный научный анализ в географии с использованием системного подхода представлен в работах И. К. Кирилова, М. В. Ломоносова, Н. П. Огарева, К. И. Арсеньева и других ученых.

В современной географии первые опыты использования системного анализа в исследовании территориальных систем представлены в трудах Б. Берри, Р. Чорли, Б. Кеннеди, П. Хаггета, Т. Хагерстранда, Дж. Лэнгтона, Д. Харвея и др. В Советском Союзе практическое применение системного подхода в географии и экологии появилось в 60-е годы ХХ в. и способствовало синтезу наук о Земле и социально-экономических дисциплин. Тогда появились интересные статьи Д. Л. Арманда о природных комплексах как саморегулирующаяся информационных системах, работы В. С. Преображенского, А. Ю. Ретеюма, А. Г. Исаченко, Н. А. Солнцева и др. В 1968 г. Ю. Г. Саушкин и А. М. Смирнов предприняли попытку ввести в географию представление об интегральных геосистемах и геоструктурах.

В 80-е и 90-е годы системные исследования в географической науке получают дальнейшее развитие в трудах Ю. Г. Симонова, А. Ю. Ретеюма, К. Г. Рамана, В. Н. Солнцева, К. Н. Дьяконова, Н. Л. Беручашвили, А. А. Крауклиса, А. А. Макуниной, В. Д. Сухорукова, и др. Большое внимание ученые уделяют проблеме хроноорганизации природных процессов.

Традиционно использующийся в географии комплексный подход явился благоприятной предпосылкой развития системных представлений в этой предметной области. В наибольшей степени идеи системного анализа проявились в физической географии, – в учении о геосистемах, разработанном в 60-х годах В. Б. Сочавой. Это понятие во многом сходно с определением природно-территориального комплекса, который представляет собой пространственно ограниченный набор компонентов, объединенный относительно тесным взаимодействием.

На основе системного подхода формируется географическая тектология – направление научной мыс­ли, исследующее фундаментальные принципы организация и эволюции гео­графических (геопространственных) систем.

Основные предпосылки внедрения системного подхода в географические науки следующие.

Чрезвычайная сложность реального мира. Это заставляет исследователя попытаться, во-первых, изолировать составные части действительности – либо в эксперименте, либо путем абстрагирования; во-вторых, проанализировать взаимодействие этих частей в упрощенных условиях. Представляя собой неиз­бежную мыслительную операцию, такое разложение реального мира на упрощенные структуры ведет к созданию субъективных образов действительности. Конечной же целью такого исследования должно быть установление связи между упрощенными структурами, идентифицированными по отношению друг к другу в одинаковых или различных пространственных и временных масштабах. В действительности любая система является бесконечно сложной, и мы можем изучать лишь систему, полученную в результате некоторой абстракции от реальной системы.

Для современного состояния системы географических наук характерно одновременное использование четырех основных моделей, отражающих различные подходы к описанию структуры геосистемы. В рамках первой из них геосистемы рассматриваются как совокупность отдельных взаимосвязанных компонентов. Центр тяжести этой моносистемной модели заключается в изучении отношений между компонентами и связей, обусловливающих целостность системы, в том числе ее пространственных взаимосвязей. Во второй, третьей и четвертой, моделях геосистема предстает перед нами как состоящая из взаимосвязанных комплексов более низкого таксономического ранга (например, фаций и урочищ в ландшафтах). Это полисистемные модели – морфологическая, геогоризонтная, геоблоковая. Одновременное применение этих моделей в какой-то мере позволяет географам полнее отобразить такое сложное явление, как диалектическое единство пространственно-временных континуальности и дискретности реальных объектов, охватываемых географической сферой. Вместе с тем сам факт одновременного существования нескольких моделей еще раз свидетельствует о том, что география не может ограничить область своих исследований лишь пространственными аспектами, она обязательно должна учитывать также временной и субстратный аспекты.

Системный подход применим к широкому кругу географических проблем. Он может быть использован для рассмотрения и конструирования геосистем как в статике, так и в динамике. К числу статических аспектов изучения относится анализ элементов, образующих геосистему, их взаимоотношений, степени сложности системы, ее организованности, развитости, иерархической структуры, надежности. Исследование изменения систем включает ретроспекцию, анализ современной динамики, прогнозирование спонтанных и целенаправленных изменений. Последнее особенно важно при решении конструктивных географических задач.

Источник

География

§ 3. Методы географических исследований и источники географических знаний

Вы узнаете:

• Какими методами (способами) географы изучают Землю.

• Что означает системный и комплексный подход в географических исследованиях.

• Как география помогает решать практические задачи.

Вы научитесь:

• Различать методы научных географических исследований.

• Группировать карты по масштабу и содержанию.

Вспомните:

• Назовите наиболее выдающихся, на ваш взгляд, путешественников и исследователей-географов. Какими способами они изучали Землю?

• Как различаются карты по охвату территории и содержанию?

Обратитесь к электронному приложению

Методы изучения Земли. Как вы уже знаете из курса географии 5—6 классов, география как область знаний, изучающая природу, население и хозяйство, зародилась в Древнем мире и длительное время была описательно-познавательной наукой. Первыми способами познания окружающего мира были путешествия. Торговцы, воины, путешественники, землепроходцы, мореплаватели собирали первые сведения о землях и населяющих их народах. Основным способом изучения новых земель были наблюдения.

Шли годы и тысячелетия, сменялись поколения путешественников, мореплавателей и учёных-географов. Появлялись новые способы (методы) изучения Земли. Но и в наши дни географические учреждения (институты, лаборатории и др.) имеют широкую сеть различных станций для наблюдения за состоянием окружающей среды и её изменениями под влиянием человеческой деятельности. Эти станции расположены в горах и на равнинах, в различных природных зонах, в Мировом океане.

Полевые исследования проводят на местности не только на научных станциях, но и в ходе экспедиций (рис. 11). Они проходят в течение так называемого полевого периода (обычно в летнее время) или круглогодично. Например, много лет географы ведут научные полевые исследования природы Мирового океана, атмосферы Земли, Арктики и Антарктики.

Что означает системный и комплексный подход в географических исследованиях. Смотреть фото Что означает системный и комплексный подход в географических исследованиях. Смотреть картинку Что означает системный и комплексный подход в географических исследованиях. Картинка про Что означает системный и комплексный подход в географических исследованиях. Фото Что означает системный и комплексный подход в географических исследованиях

Рис. 11. Геологическая экспедиция

Какую работу выполняют члены экспедиции?

Сравнительно-описательный метод. Результаты наблюдений и полевых исследований фиксируются в описаниях географических объектов, явлений, процессов, а сравнения выявляют черты их сходства и различия. Сравнительноописательный метод выражается не только в составлении текстовых отчётов, в публикации научных трудов, но и в схемах, статистических материалах, профилях, картографических моделях.

Какие картографические модели вам известны? Вспомните из начального курса географии, что такое глобус, географический план, географическая карта.

Каковы различия между планом и картой?

Какие бывают карты? Проведите анализ карт атласа для 7 класса и определите их различия по масштабу и содержанию.

В каких видах деятельности люди используют географические карты?

Карта — особый источник географических знаний. Это важнейшее изобретение человечества появилось раньше письменности. Первые географические карты появились в Греции в VIII—VI вв. до н. э. На протяжении многих столетий карта непрерывно совершенствовалась: повышалась точность, менялись способы изображения, улучшалась наглядность. В наши дни создают компьютерные карты.

Картографический метод. Этот метод является одним из важнейших в географии. Он необходим для проведения полевых исследований — выезд в поле всегда начинается с изучения карт местности.

На вновь создаваемых картах отражают и систематизируют факты, полученные путём наблюдений и описаний. Данный метод позволяет описывать географические явления наиболее наглядно и в то же время лаконично. Практически любое географическое исследование начинается с анализа карт и завершается составлением новых карт либо обогащением старых новым содержанием.

Как же любой человек может пополнить свою географическую культуру? Для этого существуют многочисленные источники географических знаний. Помимо разнообразных карт и атласов к ним относятся коллекции, собранные в экспедициях, описания и характеристики географических объектов и явлений, содержащиеся в дневниках и отчётах членов экспедиций.

Географические знания можно получить из учебников, географических книг, справочников, энциклопедий, статистических таблиц, графиков, диаграмм. Они заключены также в рисунках, фотографиях, космических снимках, видеофильмах, компьютерных программах, созданных учёными-географами. Географическую информацию можно найти в художественной литературе, а также в журналах, туристических проспектах и даже в монетах и почтовых марках. Разнообразную географическую информацию содержат интернет-ресурсы (см. приложение).

Что означает системный и комплексный подход в географических исследованиях. Смотреть фото Что означает системный и комплексный подход в географических исследованиях. Смотреть картинку Что означает системный и комплексный подход в географических исследованиях. Картинка про Что означает системный и комплексный подход в географических исследованиях. Фото Что означает системный и комплексный подход в географических исследованиях

Рис. 12. Современные технологии позволяют получать подробные космические снимки территорий

Какие объекты видны на данном снимке?

Аэрокосмический метод. Современная география широко применяет данный метод, так как он позволяет перенести часть полевых наблюдений в лаборатории, где идёт обработка данных, полученных с помощью различных приборов.

Современная космическая съёмка — способ получения информации о Земле и других планетах Солнечной системы при помощи аппаратов, размещённых на искусственных спутниках Земли, космических станциях и кораблях. Появилась возможность обозревать труднодоступные местности, сравнивать отдалённые участки, возвращаться много раз к одному объекту, наблюдать его изменения.

Статистический метод. В географии данный метод связан со сбором и анализом количественных характеристик объектов и процессов. Статистический метод применяют при различных исследованиях (например, при исследовании климата вычисляют разницу между приходом и расходом солнечной энергии, многолетний режим осадков и др.), а также при решении ряда вопросов общественной географии (например, анализ роста населения Земли и отдельных стран, развития отраслей хозяйства и др.).

Исторический метод. Этот метод позволяет выявить изменение различных географических объектов во времени, а также процессы, которые влияют на их состояние. Например, изучая прошлое состояние какого-либо природного компонента или природного комплекса (рельефа, климата, почвы, природной зоны и др.), выявляют современные процессы, влияющие на его формирование, и прогнозируют основные пути его развития под влиянием природных процессов и хозяйственной деятельности людей.

Системный подход в исследовании Земли. Все перечисленные методы используются в географии для изучения среды жизни людей — земного и околоземного космического пространства, которое преобразуется человеческим разумом.

В географических исследованиях важную роль играет системный подход, при котором составляющие части изучаемого объекта рассматриваются во взаимосвязи и взаимодействии, т. е. анализ окружающей среды проводится не покомпонентно, а комплексно.

Географические знания необходимы каждому образованному человеку. Ведь теперь человечество принимает на себя всю полноту ответственности за изменение природы и за дальнейшее развитие своей планеты.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Источник

Научные подходы и методы географических исследований

Территориальный, комплексный, исторический, типологический, системный, проблемный и экологический подходы географических исследований. Эмпирические и теоретические методы исследований. Специфика методов физической и социально-экономической географии.

РубрикаГеография и экономическая география
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления08.04.2015
Размер файла28,4 K

Что означает системный и комплексный подход в географических исследованиях. Смотреть фото Что означает системный и комплексный подход в географических исследованиях. Смотреть картинку Что означает системный и комплексный подход в географических исследованиях. Картинка про Что означает системный и комплексный подход в географических исследованиях. Фото Что означает системный и комплексный подход в географических исследованиях

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Научные подходы и методы географических исследований

А В. В. Покшишевскому принадлежит крылатая фраза о том, что территорией «заведует география».

Территория изучается на уровнях:

Комплексный подход. В течение XX века комплексный подход привел к тому, что география все более переставала быть наукой об отдельных фактах, превращаясь в науку о взаимосвязях, в первую очередь между природой и обществом.

Но еще важнее для географии «высший синтез», объединяющий разные ее подсистемы, ветви, направления. Подобный синтез имеет три главных «поля»:

1) проблематику взаимодействия общества и природы;

2) комплексное (интегральное) страноведение;

3) комплексную картографию.

Исторический подход. Исторический подход, по-видимому, можно отнести к категории общенаучных. В географии исторический подход особенно ярко проявился уже в XVIII веке (В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов) и тем более в XIX веке (Александр Гумбольдт, Карл Риттер). Любое природное явление можно рассмотреть в виде последовательности временных срезов, как кадры кинофильма.

В XX веке позиции исторического подхода в географии еще более утвердились. А Н. Н. Баранский подчеркивал, что «для понимания географии настоящего сплошь и рядом оказывается необходимым знание географии прошлого» [9, с. 108].

Исторический подход действительно очень важен для географии. Он позволяет проследить ход формирования и становления изучаемых явлений и процессов, познать тенденции и закономерности их развития, сочетание эволюционного и революционного путей, мобильности и инерционности.

Не менее, если не более, широкое применение типологический подход находит в собственно экономической географии.

Типологией промышленных районов, узлов и ТПК много занимался А.Т. Хрущев [237]. Весьма сложную типологию мирового сельского хозяйства разработали М. Б. Вольф и Ю. Д. Дмитревский.

Системный подход. «Система есть комплекс элементов, находящихся во взаимодействии».

Понятие «система» характеризуется целостностью, автономностью и устойчивостью.

В географии проявления системного подхода стали прослеживаться уже в 40—50-е годы. Достаточно сослаться на учения В. И. Вернадского, А. А. Григорьева, Л. С. Берга, теории Н. Н. Баранского, Н. Н. Колосовского. Но «официально» применение этого подхода российскими географами началось в середине 60-х годов. Как считает В. С. Преображенский, в 60—80-х годах системный подход был использован географами прежде всего для решения проблем взаимодействия общества и природы, углубления представлений о предмете исследования самой географии, для уяснения сложной системы географических наук и для совершенствования системной географической деятельности.

Со временем основным понятием системного подхода в географии стало понятие «.территориальная система», получившее множество модификаций.

Проблемный подход. Этот подход также относится к общенаучным. Проникая во все сферы науки, он нацеливает ученых на решение ключевых задач, активизирует научный поиск, усиливает интеграцию научных дисциплин.

Известное высказывание В. И. Вернадского о том, что «мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам».

Особенно большое значение проблемный подход приобрел, в том числе и в географической науке. При этом проблемный подход стал использоваться на самых разных уровнях, так сказать, в разных «масштабах».

На глобальном уровне он связан прежде всего с глобальными проблемами человечества, которые затрагивают судьбы всех стран и народов, приводят к значительным экономическим и социальным потерям и требуют для своего решения сотрудничества в общепланетарном масштабе.

На страновом уровне проблемный подход нашел отражение прежде всего в появлении и развитии проблемного страноведения, о котором уже говорилось.

Экологический подход. Как системный и проблемный подходы, экологический подход является общенаучным, пронизывающим в наши дни многие естественные, общественные и технические науки.

По определению акад. И. П. Герасимова цель экологического подхода состоит в выявлении и исследовании связей, существующих между изучаемым той или иной наукой объектом и окружающей его средой.

Такая трактовка предопределила возникновение и развитие в рамках географии геоэкологического подхода, содержание которого тот же И. П. Герасимов определил следующим образом:

1) контроль над изменениями окружающей среды, т. е. антропогенный мониторинг;

2) прогнозы последствий воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду;

3) предупреждение, ослабление и ликвидация стихийных природных бедствий;

4) оптимизация среды в создаваемых природно-технических системах.

2. Методы исследования

1. традиционные, новые и новейшие

2. общие, используемые многими науками, и частные, специфические, имеющие более ограниченное применение.

3. эмпирические и теоретические.

Специфические методы формируются в процессе решения определенных научных задач и в последующем применяются для решения задач данного класса. В комплексной физической географии это методы: ландшафтный, комплексной ординации, физико-географического районирования и т.д. Некоторые из специфических методов комплексной физической географии могут использоваться и в других науках, но уже в виде определенных модификаций. Например, ландшафтный метод в виде ландшафтно-индикационного находит все более широкое применение в геологии, географии почв, мерзлотоведении, гидрогеологии и т.д

К числу эмпирических методов следует отнести экспедиционный (полевой) метод, который применяется со времени зарождения географии и является первоисточником всех географических знаний.

Экспедиционный (полевой) метод может осуществляться стационарным, полустационарным и маршрутным способами.

Поскольку сплошное полевое изучение территории дело дорогостоящее, а иногда и очень трудно осуществимое, во многих случаях целесообразно ее выборочное изучение, получившее название «метода ключей». Этот метод означает всестороннее исследование отдельных объектов с последующей экстраполяцией выводов на более обширные ареалы.

К числу эмпирических следует отнести и разнообразные камеральные, лабораторные методы исследований.

Первые из них имеют сквозной характер, пронизывая всю систему географических наук, а вторые применяются, например, только физико- или экономико-географами.

К общегеографическим методам относятся как более традиционные (описания, сравнительно-географический, количественные), так и более новые, даже новейшие (математические, моделирования, аэрокосмические и геоинформационные) методы.

В периоды древнего мира, средних веков, раннего нового времени, да и в начале собственно нового времени в географии преобладало эмпирическое описание, соответствовавшее принципу «что вижу, о том и пишу».

Яркими примерами такого рода могут служить описания Геродота, Страбона, Марко Поло и десятков других путешественников тех времен.

Положение мало изменилось и с началом Великих географических открытий, описания которых самими первооткрывателями по большей части были такими же фактологичными и к тому же нередко весьма субъективными.

Переход от эмпирического к научному описанию фактически начался только в XVIII веке, когда в кругосветных и других крупных экспедициях стали участвовать ученые-естествоиспытатели.

В России к числу подобных примеров можно отнести произведения В. Н. Татищева, знаменитое «Описание земли Камчатки» С. П. Крашенинникова.

В XIX веке научное описание получило еще более широкое распространение. Достаточно сослаться на труды Александра Гумбольдта, Карла Риттера, Элизе Реклю, К. И. Арсеньева, П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо-Маклая, В. В. Докучаева, А. И. Воейкова. То же относится и к первой половине XX века, когда только на российской почве выросли такие мастера научных географических описаний как Д. Н. Анучин [3], В. П. Семенов-Тян-Шанский, Л. С. Берг, В. А. Обручев, А. Е. Ферсман, Н. Н. Баранский.

— возможность сравнения только одномасштабных объектов и только однопорядковых признаков объектов, явлений и процессов;

— учет тех объективных условий, в которых сравниваемые объекты развивались и существуют.

Н. Н. Баранский объяснил резкое сокращение хороших географических описаний двумя причинами:

1. переходом от описательного стиля к аналитическому,

2. недооценкой литературной формы географических описаний.

А Э.Б. Алаев предложил лаконичную формулировку значимости КМ: «Географично то, что картируется».

Этот метод в общем такой же старый как географическое описание. К.А. Салищев выделяет:

1) визуальный анализ карт (глазомерная съемка размещения объектов и явлений);

2) картометрический анализ карт (измерение по картам расстояний, площадей, координат, высот, глубин, длин, объемов, направлений);

3) графический анализ карт (используется при составлении пространственных профилей;

4) статистический анализ карт (позволяет сопоставлять различные явления и исследовать их связи);

5) анализ карт при помощи измерения их проекций;

6) математический анализ карт.

А.М. Берлянт рассматривает:

1) описание по картам как способ качественной характеристики явлений,изображенных на карте;

2) графические приемы анализа карт, включающие построение по ним графиков и диаграмм;

3) графоаналитические приемы (картометрия, морфометрия), которые предназначены для производства по картам измерений и количественных определений;

4) математико-картографическое моделирование.

географический эмпирический теоретический метод

Общая задача картографического метода заключается в использовании карт для познания изображенных на них явлений.

Картографический метод получил широкое распространение в физической географии, где на первом месте стоит ландшафтное картографирование.

Большое применение картографический метод нашел и в социально-экономической географии: для получения количественных характеристик различных объектов, выделения и оценки основных факторов размещения таких объектов,

В страноведении данный метод помогает не только получить максимум информации, но и создать «портрет территории».

Впоследствии сравнение стало поистине одним из универсальных методов географии.

В физической географии этот метод применяется при характеристике рельефа, климата, рек, природных комплексов и т.д., в социально-экономической географии при характеристике стран, районов, городов, ТПК и других территориальных единиц. Не меньшее, если не большее, применение этот метод находит в страноведении.

В сравнительном методе нужно различать две операции:

операцию отождествления и операцию различения.

Основные принципы сравнения в географии:

· возможность сравнения только одномасштабных объектов и только однопорядковых признаков объектов, явлений и процессов;

· необходимость сравнения сначала существенных, а затем уже второстепенных признаков;

Особая ценность сравнительно-географического метода заключается в том, что он помогает лучше выявить и уяснить многообразие географических типов человеческой деятельности в различных природных и социально-экономических условиях.

К числу количественных следует отнести те методы, которые имеют опору на статистико-математический аппарат.

Большинство из них возникло задолго до начала НТР и «количественной революции», с нею связанной.

К относительно простым количественным методам можно отнести метод баллов, который подразумевает цифровую оценку географических объектов и процессов, подобно оценке поведения и успеваемости учащихся, результатов спортивных состязаний и т. п.

Балансовый метод, применяемый для анализа, прогнозирования и развития динамических систем с установившимися потоками ресурсов и продукции («затраты—выпуск», «производство—потребление», «ввоз— вывоз», в общем виде «приход—расход»).

Наибольшее распространение балансовый метод получил в экономических науках, но он давно уже нашел довольно разностороннее применение и в географии.

Этот метод находит применение в геоморфологии (баланс твердого стока), в гидрологии (водный баланс), в гляциологии (баланс массы ледника, баланс снежного покрова), в почвоведении (тепловой, водный и солевой баланс почвы), в биогеографии и ландшафтоведении (баланс постоянной растительной массы в геосистеме, радиационный и тепловой баланс леса). Он же лежит в основе изучения круговорота веществ, прихода и расхода вещества и энергии.

В социально-экономической географии используются в основном различные виды балансов, применяемых в конкретной экономике. Это прежде всего общий баланс народного хозяйства, межотраслевой баланс производства и распределения общественного продукта, Это также балансы денежных доходов и расходов населения, доходов и расходов предприятия, топливно-энергетический, трудовых ресурсов, внешней торговли, платежный, расчетный и другие виды балансов.

Основу количественных методов составляют статистические методы, представляющие собой совокупность количественных методов сбора, обработки и анализа исходных данных.

В зависимости от цели исследований и характера изучаемых объектов в географии применяются как методы математической статистики, так и методы социально-экономической статистики.

В качестве примеров применения статистических (математико-статистических) методов в физической географии можно привести выведение этим методом среднегодовых и среднемесячных показателей температуры воздуха, количества осадков.

А изучение географии населения фактически целиком и полностью основывается на использовании статистических материалов.

Современное отношение к математическим методам в географии более взвешенное. Ясно, что они не могут и не должны заменить собой все другие методы исследований.

Ныне и в физической и в социально-экономической географии применяются математическая логика, теории множеств, элементарной и аналитической геометрии, численных методов математического анализа, линейной алгебры. Широко используются квадратные и прямоугольные матрицы, линейное программирование, построение графов.

В еще большей мере математизировалась современная картография.

Сущность его заключается в исследовании каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей.

Следовательно, при моделировании изучаемый объект, явление, процесс заменяется другой вспомогательной или искусственной системой.

Закономерности и тенденции, выявленные в процессе моделирования, затем распространяются на реальную действительность. Моделирование облегчает и упрощает исследование, делает его менее трудоемким и более наглядным. Кроме того, оно дает ключ к познанию таких объектов, которые не поддаются непосредственному измерению (например, ядро Земли).

В сфере географии населения применяется моделирование сетей и систем населенных пунктов, систем городов, да и самих городов и агломераций, которые также рассматриваются как сложные системы. Составляются математические модели миграций населения, включая миграционные потоки, факторы миграции, миграционную структуру. Широкое распространение получили различные модели воспроизводства населения.

Особый вид социально-экономического моделирования составляет глобальное моделирование, получившее наибольшее распространение в широко известных глобальных моделях «Римского клуба» и некоторых других международных организаций. В СССР в 80-х годах составлялись модели «ядерной зимы», мирохозяйственных связей и др.

Аэрокосмические (дистанционные) методы.

К числу главных особенностей и достоинств космической съемки относят прежде всего огромную обзорность космоснимков (при высоте 250—500 км космоснимок с корабля «Салют» может охватить территорию 450×450 км и более), большую скорость получения и передачи информации, возможность многократного повторения снимков одних и тех же объектов и территорий, что позволяет анализировать динамику процессов.

Космические методы позволяют решать не только отраслевые, но и комплексные географические проблемы. Это относится как к отдельным природным и антропогенным ландшафтам, так и к крупным регионам (например, Арал, Каспий), а иногда и ко всей географической оболочке.

Роль информатики в современном мире хорошо известна; достаточно вспомнить хотя бы о том, что синонимом термина «постиндустриальное общество» служит термин «информационное общество».

Геоинформатика возникла не на пустом месте, а явилась результатом длительной эволюции таких традиционных способов географической информации как описания, справочники, библиографические указатели, реферативные журналы, атласы и др.

Сначала обработка информации производилась с помощью перфокарт, затем появились первые ЭВМ, возникли банки данных (БД) географической информации, основанные на использовании запоминающих устройств ЭВМ, стали внедряться совершенно новые геоинформационные технологии, а выдача информации стала осуществляться в текстовой, графической, картографической формах, в том числе и с использованием электронных сетей, электронной почты, электронных карт и атласов.

Как наука геоинформатика разрабатывает принципы, методы и технологии получения, накопления, передачи, обработки и представления географической информации. Как область практической деятельности, она включает создание, обеспечение текущего функционирования, обновление и развитие способов такой информации. С точки зрения интересов географии геоинформатика может рассматриваться в одном ряду с математическими, картографическими, дистанционными методами.

Развитие геоинформатики привело к созданию геоинформационных систем. Географическая информационная система (ГИС) представляет собой комплекс взаимосвязанных средств получения, хранения, переработки, отбора данных и выдачи географической информации.

Исходя из целей ГИС, их подразделяют на многоцелевые и специализированные (в том числе научно-справочные, кадастровые, картографические, инженерно-планировочные, территориально-управленческие и др.). Исходя из тематической ориентации, среди ГИС выделяют общегеографические, отраслевые (в том числе водных ресурсов, использования земель, лесопользования, рекреации и др.). А по пространственному масштабу и охвату они делятся на региональные, общегосударственные и глобальные.

Ныне в мире работают уже сотни и тысячи геоинформационных систем, и тем не менее это только начальный период их становления. На базе ГИС развиваются и вводятся в научный оборот новые виды текстов, изображений,

Методы физической и социально-экономической географии

Наряду с общегеографическими, существует также ряд методов, которые применяются раздельно в физической или социально-экономической географии, исходя из их специфики.

В физической географии это прежде всего геохимический, геофизический и палеогеографический методы.

С помощью геохимического метода изучаются распределение, миграция и концентрация химических элементов и их соединений в различных геосферах Земли.

Он основан на том, что географическая оболочка химически неоднородна, причем как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях.

С помощью геохимических методов удалось выявить существенные различия в концентрации или рассеивании различных элементов на поверхности Земли. В частности, оказалось, что в засушливых областях, где миграция элементов ограничена, в почвах концентрируются даже такие весьма подвижные элементы, как натрий, хлор, сера. В районах же хорошо или избыточно увлажненных легко подвижные элементы быстро выносятся из почвы, тогда как в ней накапливаются алюминий, железо, кремний. Соответственно этому в растительности аридных областей много зольных элементов, а воды имеют повышенную минерализацию. В гумидных районах, напротив, растительность малозольная, почвы имеют кислую реакцию, а воды содержат мало солей.

Наибольшее применение в физической географии геохимические методы находят при изучении ландшафтов; поэтому чаще всего и говорят о ландшафтно-геохимическом методе.

Геофизический метод позволяет изучать природные процессы и явления на основе общих физических законов.

Научной базой для его применения в отечественной физической географии послужили работы акад. А. А. Григорьева, начатые еще в 20—30-х годах и посвященные выяснению роли солнечной энергии и атмосферной влаги в динамике процессов, происходящих в географической оболочке.

В центре внимания этого метода находятся особенности обмена энергией между атмосферой, литосферой, гидросферой и живым веществом как в общем, так и в отдельных природных комплексах. А главным средством измерения, определения такого обмена служат радиационный и тепловой балансы.

Несмотря на все значение геофизического метода, помогающего понять механизм взаимообмена веществом и энергией в природном комплексе, роль его в современной физической географии в основном вспомогательная. Основные исходные материалы для изучения геофизики ландшафта географы получают от геофизиков, а затем уж интерпретируют их в нужном аспекте.

Палеогеографический метод используется для определения абсолютной или относительной геохронологии природных комплексов разных рангов.

Относительный возраст определяют путем сопоставления времени образования разных слоев. Для этого используют стратиграфо-палеонтологический анализ, т. е. анализ сохранившихся в этих слоях остатков древних организмов.

В физической географии широкое применение находит также спорово-пыльцевой анализ, основанный на том, что споры и пыльца растений могут сохраняться в осадочных породах в течение тысяч и миллионов лет. Определив вид растений, которым принадлежит пыльца, можно восстановить и обстановку исследуемого периода: скажем, преобладание пыльцы дуба над пыльцой ели свидетельствует о потеплении.

В социально-экономической географии методами обычно считаются:

метод экономического районирования,

метод территориально-производственных комплексов,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *