Что означает ситец небес метафора

Словарь метафор русского языка

Составим неболь­шой сло­варь мета­фор, кото­рые проч­но вошли в нашу речь. Учтем, что мно­гие фра­зео­ло­гиз­мы явля­ют­ся мета­фо­ра­ми.

Словообразовательные метафоры

Белоручка, без­мозг­лый, бес­че­ло­веч­ный, бес­хре­бет­ный, бес­сер­деч­ный, быст­ро­теч­ный, бычить­ся, бук­валь­ный, взбе­ле­нить, взыг­рать, взгреть, вес­кий, воз­ро­дить­ся, вол­но­лом, гор­лан, глу­бо­ко­мыс­лие, дар­мо­ед, даль­но­вид­ный, двое­душ­ный, душе­грей­ка, жесто­ко­сер­дие, ежить­ся, захре­бет­ник, зме­и­стый, зме­е­вик, издер­жать, лег­ко­вес­ный, маль­чи­ше­ство, мая­чить, мин­даль­ни­чать, миро­ед, мед­но­ло­бый, моло­ко­сос, нахлеб­ник, небо­скреб, ново­ис­пе­чен­ный, обез­ду­шить, окры­сить­ся, охла­деть, пере­ше­ек, пред­вку­шать, при­зе­ми­стый, при­стру­нить, про­ны­ра, пыл­кий, сата­неть, скот­ство, серд­це­вед, серд­це­ед, слад­ко­глас­ный, сла­сто­лю­бие, услаж­дать, цепе­неть, цыга­нить, шко­лить, юлить.

Смотрите «Словарь сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных мета­фор рус­ско­го язы­ка». Составитель С.Б. Козинец

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка осо­бое место зани­ма­ют автор­ские (инди­ви­ду­аль­ные) мета­фо­ры, кото­рые отли­ча­ют­ся яркой образ­но­стью, необыч­но­стью, а так­же еди­нич­но­стью сво­е­го упо­треб­ле­ния. Такие мета­фо­ры созда­ют­ся писа­те­лем в худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии и не полу­ча­ют обще­язы­ко­во­го рас­про­стра­не­ния.

Приведем при­ме­ры автор­ских мета­фор из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры и поэ­зии.

Примеры метафор из художественной литературы

Допускаю так­же появ­ле­ние… бор­зо­пис­цев, кото­рые не могут дока­зать, где они вче­ра ноче­ва­ли, и у кото­рых нет дру­гих слов на язы­ке, кро­ме слов, не пом­ня­щих род­ства. (М.Е. Салтыков-Щедрин)
* * *

Волны несут­ся гре­мя и свер­кая. (Ф.И. Тютчев)
* * *

Умильная пре­лесть (Ф.И. Тютчев)
* * *

Замшевая поход­ка. (В.В. Набоков)
* * *

Царапающий взгляд. (М. Горький)
* * *

Я хочу кин­жаль­ных слов. (К. Бальмонт)
* * *

Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоз­дей. (Н.С. Тихонов)
* * *

Пустых небес про­зрач­ное стек­ло. (A. Ахматова)
* * *

Молодость моя! Моя голуб­ка смуг­лая! (М. Цветаева)
* * *

Мама и уби­тый нем­ца­ми вечер. (В. Маяковский)
* * *

Соловьи сло­во­сло­вьем гро­хо­чу­щим огла­ша­ют лес­ные пре­де­лы. (Б. Л. Пастернак)

Метафоры из русского фольклора

Метафоры в произведениях С.А. Есенина

В саду горит костер ряби­ны крас­ной.
* * *

Руки милой — пара лебе­дей
В золо­то волос моих ныря­ют.
* * *

Ты — мое василь­ко­вое сло­во,
Я наве­ки люб­лю тебя.
Как живет теперь наша коро­ва,
Грусть соло­мен­ную тере­бя?
* * *

Черемуха души­стая
С вес­ною рас­цве­ла
И вет­ки золо­ти­стые,
Что куд­ри, зави­ла.
А рядом, у про­та­лин­ки,
В тра­ве, меж­ду кор­ней,
Бежит, стру­ит­ся малень­кий
Серебряный ручей.
* * *

Туча кру­же­во в роще свя­за­ла,
Закурился паху­чий туман.
Еду гряз­ной доро­гой с вок­за­ла
Вдалеке от роди­мых полян.
* * *

Лес застыл без печа­ли и шума,
Виснет темь, как пла­ток, за сос­ной.
Сердце гло­жет пла­ку­чая дума…
Ой, не весел ты, край мой род­ной.
* * *

Полыхают зори, курят­ся тума­ны,
Над рез­ным окош­ком зана­вес баг­ря­ный.
* * *

Не боль­на мне ничья изме­на,
И не раду­ет лег­кость побед,
Тех волос золо­тое сено
Превращается в серый цвет.
* * *

Сердце гло­жет пла­ку­чая дума…
* * *

Прячет месяц за ови­на­ми
Желтый лик от солн­ца яро­го.
Высоко над луго­ви­на­ми
По восто­ку пышет заре­во.
Пеной рос заря тума­нит­ся,
Словно глубь очей неве­сти­ных.
Прибрела вес­на, как стран­ни­ца,
С посош­ком в лап­тях бере­стя­ных.
На берез­ки в роще тене­вой
Серьги звон­кие пове­си­ла
И с рас­све­том в сад сире­не­вый
Мотыльком порх­ну­ла весе­ло.
* * *

Прибрела вес­на, как стран­ни­ца,
С посош­ком в лап­тях бере­стя­ных.
На берез­ки в роще тене­вой
Серьги звон­кие пове­си­ла
И с рас­све­том в сад сире­не­вый
Мотыльком порх­ну­ла весе­ло.
* * *

Теперь бы брыз­нуть в небо
Вишневым соком стих
За отче­скую щед­рость
Наставников тво­их.
* * *

Метафоры в произведениях А.С. Пушкина

Под гне­том вла­сти роко­вой
Нетерпеливою душой Отчизны внем­лем при­зы­ва­нье.

Пока сво­бо­дою горим,
Пока серд­ца для чести живы.
* * *

Природа жаж­ду­щих сте­пей
Его в день гне­ва поро­ди­ла…
* * *

Сквозь вол­ни­стые тума­ны
Пробирается луна.
* * *

Утих и шум, и крик тор­го­вый;
Лишь толь­ко лает страж дво­ро­вый
Да цепью звон­кою гре­мит.
Она поет — и зву­ки тают,
Как поце­луи на устах,
Глядит — и небе­са игра­ют
В ее боже­ствен­ных гла­зах;
Дул север. Плакала тра­ва
И вет­ви о недав­нем зное,
И роз, проснув­ших­ся едва,
Сжималось серд­це моло­дое.
* * *

У ночи мно­го звезд пре­лест­ных,
Красавиц мно­го на Москве.
Но ярче всех подруг небес­ных
Луна в воз­душ­ной сине­ве.

Метафоры в произведениях А.А. Фета

Какая холод­ная осень!
Надень свою шаль и капот;
Смотри: из-за дрем­лю­щих сосен
Как буд­то пожар вос­ста­ет.
Сияние север­ной ночи
Я пом­ню все­гда близ тебя,
И све­тят фос­фор­ные очи,
Да толь­ко не гре­ют меня.
* * *

На сто­ге сена ночью южной
Лицом ко твер­ди я лежал,
И хор све­тил, живой и друж­ный,
Кругом рас­ки­нув­шись, дро­жал.
***

Я ль нес­ся к без­дне полу­ноч­ной,
Иль сон­мы звезд ко мне нес­лись?
Казалось, буд­то в дла­ни мощ­ной
Над этой без­дной я повис.
***

«На сто­ге сена ночью южной»

И с зами­ра­ньем и смя­те­ньем
Я взо­ром мерил глу­би­ну,
В кото­рой с каж­дым я мгно­ве­ньем
Все невоз­врат­нее тону.

Метафоры в произведениях А.А. Блока

И вновь, сверк­нув из чаши вин­ной,
Ты посе­ли­ла в серд­це страх
Своей улыб­кою невин­ной
В тяже­лоз­мей­ных воло­сах.
Я опро­ки­нут в тем­ных стру­ях
И вновь вды­хаю, не любя,
Забытый сон о поце­лу­ях,
О снеж­ных вюгах вкруг тебя.
И ты сме­ешь­ся див­ным сме­хом,
Змеишься в чаше золо­той,
И над тво­им собо­льим мехом
Гуляет ветер голу­бой.
И как, гля­дясь в живые струи,
Не уви­дать себя в вен­це?
Твои не вспом­нить поце­луи
На запро­ки­ну­том лице?
***

В лег­ком серд­це — страсть и бес­печ­ность,
Словно с моря мне подан знак.
Над без­дон­ным про­ва­лом в веч­ность,
Задыхаясь летит рысак.
***

И очи синие, без­дон­ные
Цветут на даль­нем бере­гу.
***

Источник

Метафора

Метафора –это разновидность полисемии (многозначности). Метафора – это перенос наименования по сходству.

Можно выделить следующие типы по сходству: форма (попасть в яблоко), расположение, размер, количество (хвост кометы), движение (поезд ползет), функции (дворник машины), перенос с одушевленного на неодушевленное и наоборот (каменное сердце).

Можно разделить метафоры на группы, перенос которых осуществляется по способу восприятия, зрительные образы (блеснул умом), слуховые образы (тихая обида), вкусовые (горький упрек), обонятельные (запах свободы).

Общеязыковые метафоры несут в себе образный характер, могут употребляться всеми и будут понятны всем. Заря (начало), туча (много). Авторские метафоры относятся к особенностям речи какого-либо писателя, поэта. Ситец неба. (С.Е.);

Подробное описание

Что означает ситец небес метафора. Смотреть фото Что означает ситец небес метафора. Смотреть картинку Что означает ситец небес метафора. Картинка про Что означает ситец небес метафора. Фото Что означает ситец небес метафора

Метафора – наиболее распространенная и продуктивная (часто используемая) разновидность полисемии (многозначности). Метафора – это перенос наименования по сходству.

Иначе говоря, метафора – перенос имени на основании сходства внешних или внутренних свойств предметов, признаков, процессов. Построение метафоры состоит из четырех компонентов: два объекта (основной и вспомогательный) и их свойства. Например, возьмем два объекта камень и сердце и их свойства: бездушный – камень, и вместилище жизни, души – сердце; объединим их и получится каменное сердце: человек с каменным сердцем – бездушный, бесчувственный.

Сходство может быть различным. Можно выделить следующие типы по сходству (форма, расположение, размер, количество, движение, функции, перенос с одушевленного на неодушевленное и наоборот).

Метафоры, которые строятся на основе сходства формы двух и более предметов: яблоко(плод), яблоко (глазное), яблочко (мишень); иголка (швейная), иголка (хвойного дерева); колокольчик (металлический), колокольчик цветок; кольцо (на пальце), кольцо (окружение).

Сходство по расположению двух и более предметов: нос (животного) – нос (самолета); хвост (животного) – хвост (кометы, самолета); макушка (человека) – макушка (дерева); шляпка (женская) – шляпка (гвоздя); рукав (пальто) – рукав (реки); цепь (стальная) – цепь (гор);

Сходство по размеру, количеству: море слёз, гора вещей; тьма народу

Сходство по движению: машина ползет, быстрый ум, велосипедист летит, виляет поезд

Сходство по функции: дворник (профессия) – дворник (машины); клапан (в механизме) – клапан (в музыкальном инструменте).

Сходство по плотности: стена дождя, железные мускулы, лавина войнов и др.

Перенос свойств человека на неодушевленные предметы, явления: злой (ветер), унылый (вечер), беспощадное (солнце), звезда (падает); мягкий (характер).

Перенос свойств неодушевленных предметов на мир живой природы: холодный (взгляд), теплый (прием), каменное (сердце), горы (мышц).

Что означает ситец небес метафора. Смотреть фото Что означает ситец небес метафора. Смотреть картинку Что означает ситец небес метафора. Картинка про Что означает ситец небес метафора. Фото Что означает ситец небес метафора

Но может быть и такое, что основное значение слова имеет несколько переносных значений – метафор, но тип сходства разный. Например, золотая осень, золотые волосы (сходство по цвету) и золотое время, золотые слова (сходство по оценке).

Можно разделить метафоры на группы, перенос которых осуществляется по способу восприятия: (Зрительные образы, слуховые образы, вкусовые, обонятельные).

Зрительные образы: блеснула молния — блеснула надежда; блестящий предмет — блестящий ум; темные краски — темные люди; проблеск света — проблеск мысли.

Слуховые образы: тихий звук — ти¬хая обида, тихое очарование; громкий звук – громкое преступление.

Вкусовые образы: горький мед- горький упрек; сладкий чай — сладкий голос; кислый лимон — кислая улыбка;

Обонятельные образы: аромат кофе — аромат новизны; запах цветов – запах свободы;

По стилистикой роли выделяют метафоры: простые, развернутые и лексические метафоры.

Простая метафора, то есть построенная на сближении предметов или явлений по одному, какому либо признаку ( заря жизни. говор волн, град пуль, закат пылает);

Развёрнутая метафора строиться на разных ассоциациях, по сходству. («Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утёсы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады»).

Лексическая (стёртая или мёртвая) где слово, в котором первоначальный метафорический перенос уже не воспринимается, т.е. образность уже не ощущается (стальное перо, лист бумаги, ручка двери).

По степени распространенности: авторские, общеязыковые метафоры.

Общеязыковые метафоры несут в себе образный характер, могут употребляться всеми и будут понятны всем. Заря (начало), туча (много), пожар (мятеж), весна (юность) и тд.

Авторские метафоры. Тоже образные метафоры, но они не стали фактом общенародного языка, а относятся к особенностям речи какого-либо писателя, поэта. Ситец неба, костер рябины красной, в сердце ландыши вспыхнувших сил. (С.Е.); лабиринт лиры, булки фонарей и пышки крыш (Пастернак).

Можно классифицировать метафоры по тематическим группам (животные, насекомые, рыбы, человек, бытовые предметы и др.). Например, группа слов, состоящая из названий минералов, тканей, металлов: железные мышцы, бархатная кожа, золотой характер. В группу «природа» можно отнести след. метафоры: дождь вопросов, лес рук, на заре юности, белоснежная скатерть и др.

Отличие метафоры от сравнения. В сравнении сопоставляются два предмета, при этом в предложении они названы оба. В метафоре же не называются тот предмет, признак, то действие, которое сравнивают). Поэтому в примере «дождь барабанит» барабанит — метафора, а в предложениях «дождь стучит, как барабан» или «дождь стучит, словно барабанщик (барабанит)» словa «барабанщик», «барабанит» — сравнения.

Языковая метафора носит социальный характер, употребляется системно; анонимна: зеленый юнец. Художественная метафора индивидуальна, невоспроизводима и имеет автора. Она выполняет образные эстетические функции: олицетворения (улыбнулись сонные березки), сравнения (золотые ладьи облаков) и т.д.

Метафора может вносить в слово элемент оценки. Холодная, теплая вода – нейтральная оценка; холодный прием – отрицательная оценка. Теплый прием, горячее участие – положительная оценка. Черные мысли – отрицательная оценка. Светлые мысли – положительная.

Источник

«Ситцевые метафоры, шёлковые метонимии»

Название«Ситцевые метафоры, шёлковые метонимии»
Дата17.10.2016
Размер
ТипНаучно-исследовательская работа

Республика (область, край) Татарстан

Тема: «Ситцевые метафоры, шёлковые метонимии» в творчестве Сергея Есенина

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

2.1. Компонентный анализ слова «ситец»……………………………………. 7

2.2. Компонентный анализ слова «шёлк»……………………………………… 9

III. Заключение. Значение поэтических образов лирики Есенина на основе ткани………………………………………………………………………………18

Сергей Александрович Есенин прожил короткую, но яркую творческую жизнь, оставив богатое поэтическое наследие. Основными составляющими художественного мира поэта являются образы земли, неба, матери, природы, родины, любимой женщины. Природно-эстетический образный мир поэта богат и многообразен, поэтому тема научно-исследовательской работы «Ситцевые метафоры, шёлковые метонимии в творчестве Сергея Есенина» была выбрана не случайно. Сергей Есенин – тонкий лирик, превращающий простые обыденные слова в изысканные эпитеты, метафоры, метонимии. Лирика поэта – неисчерпаемый кладезь для нахождения изобразительно-выразительных средств. При чтении его произведений встречаются многократно повторяющиеся слова «ситец», «шёлк», создавая новые яркие образные картины родной природы.

Актуальность данной работы, мы считаем, как раз и заключается в раскрытии новых поэтических образов на основе ткани в творчестве поэта, необходимых для понимания лирики Сергея Есенина современным читателем. Использование ткани для создания поэтических образов является значимым в литературе, и в творчестве С.А.Есенина изучение данного вопроса имеет большой потенциал.

Степень научной разработанности темы:

В ходе работы нами прочитаны и проанализированы множество статей и работ по творчеству Сергея Есенина, но оказали большую теоретическую и практическую помощь в нашем собственном исследовании следующие литературные источники:

1. Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство С.Есенина. Доктор филологических наук Бельская Л.Л. рассказывает о Есенине-художнике, мастере стиха и на материале есенинской поэзии даёт представление о поэтике как системе художественных средств и приёмов.

2. Волков А. в своей работе «Художественные искания Есенина» (1976г.) пишет: «Поэт как бы частица природы. Картины природы проникаются общим мотивом… В этих стихах обитает мечта о нерасторжимом единстве с природой»

3. Илюшин А.А. О стиле С.А.Есенина. Данная статья раскрывает оригинальность поэзии Есенина в сопоставлении с поэзией Блока, Бунина, Бальмонта, стилистические особенности есенинской поэзии, поняв которые, можно найти ключ к разгадке подтекста, к пониманию идейно-образного содержания.

4. Юшин П.Ф. «Проблемы творчества» (1978г.). В этой работе автор пишет о большой насыщенности произведений С.Есенина метафорами, о большом количестве параллелей в его поэзии, об образной системе его творчества.

5. Интернет- сайт http://www.esenins.ru Статья Лиди и Кононенко, Марины Шадриной. «Колоративная лексика в поэзии С.А. Есенина». В этой статье авторы утверждают, что язык художественной литературы может изучаться как отдельный факт в ряду других. Литературное произведение анализируется как факт словесного искусства, как определенная страница в творческой биографии автора.
^ Эмпирическая база исследования:

Поэтические сборники: Е сенин С. А. Стихотворения. Поэмы

Издательство: Альта-Принт, 2006 г., Есенин С. Лирика. М.: Муза, 2006 г

^ Хронологические рамки исследования:

Рассмотрены лирические произведения Сергея Есенина, написанные им с 1910 по 1925 год.

Стихи и поэмы Сергея Александровича Есенина – 168 произведений.

Метафоры и метонимии.

Цель настоящей работы: найти в творчестве Сергея Александровича Есенина средства художественной выразительности, метафоры и метонимии, основой для которых послужили бы ситец, шёлк, любая другая ткань.

В качестве методологической основы настоящего исследования использовался системно-функциональный метод, а также контент-анализ.

Сравнительно-сопоставительный метод, литературоведческий анализ, компонентный анализ, обобщение.

Поэтические образы в лирике Есенина, созданные на основе ткани являются ключевыми при создании образов родной природы, поэтому очень важны для характеристики творчества поэта.

Работа подчиняется логике изложения материала, состоит из введения, основной части, где подготовлен языковой материал, состоящий из цитат, в которых есть метафоры и метонимии, созданные на семантике ткани, прослежена разновидность поэтических образов с использованием перечисленных изобразительно-выразительных средств. И в заключение работы определено значение поэтических образов на основе ткани в лирике Есенина.

^ II. Основная часть. Поэтические образы лирики Есенина на основе ткани.

В лирике Сергея Есенина скрыто огромное богатство изобразительно-выразительных средств, созданных на основе ткани. Оказывается, что любая ткань может послужить основой для создания разнообразных поэтических образов. Это нетрудно доказать с помощью компонентного анализа.

При компонентном анализе значение слова разлагается на составляющие компоненты – «минимальные кусочки смысла»; слова (и разные значения одного слова) отличаются друг от друга набором таких компонентов. Смысловая сторона слова называется семантика, поэтому минимальные кусочки смысла получили в науке название семы.

Изучив весь материал, а также проанализировав языковой материал, относящийся к данной теме, мы выделили следующие разновидности ткани, встречающиеся в творчестве С.А.Есенина: ситец (5 раз), шёлк (13 раз), кружево (8 раз), полотно (6 раз), холст (7 раз), саван (3 раза), парча (1 раз), лазоревая ткань (1 раз), покрывало златотканое (1 раз) – 45 раз встречаются эти ткани в лирике поэта.

Таким образом, мы сделали вывод: семантика видов ткани в творчестве С.А.Есенина употреблена в определенных целях.

В своём творчестве Сергее Александрович Есенин использует различные смысловые значения наименований ткани, чаще всего ситца и шёлка, для создания образов родной природы, для передачи её особенной красоты.

^ 2.1. Компонентный анализ слова «ситец»

Проведём компонентный анализ слова «СИТЕЦ»:

СИТЕЦ – это предмет неодушевлённый, поддающийся измерению, а также имеющий протяжённость в длину и в ширину; это материя, изготовленная фабрично, дешёвая по производству; легкая, хлопчатобумажная ткань, гладко крашенная или с набивным рисунком; пёстрая с орнаментом.

^ 2.1.1. «Ситцевые» метафоры в лирике поэта.

Каждая из сем может подтолкнуть к сопоставлению названного предмета с другим, причём нередко обнаруживается сходство между явлениями, которые, казалось бы, очень далеки друг от друга: возникает художественное сравнение или метафора. МЕТАФОРА – это оборот речи, при котором слова и выражения употребляются в переносном смысле на основе аналогии, сходства или сравнения, только скрытого.

Например, сему «протяжённость в длину и ширину» Сергей Есенин использует для создания художественного образа неба:

^ Да сегодня ещё мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.

(«Низкий дом с голубыми ставнями…» 1924)

В этом отрывке сравнение неба с недорогим и неброским по расцветке ситцем высветило дополнительное их сходство: неяркость ткани передаёт неяркость пейзажа. Не случайно в том же стихотворении Есенин ещё раз возвращается к этой метафоре:

^ Как бы я хотел не любить,

Все равно не могу научиться,

И под этим дешёвеньким ситцем

Ты мила мне родимая выть.

«Дешёвенький ситец» передаёт простоту родных пейзажей лирического героя.

Незатейливая пёстрая расцветка ситца используется для передачи скромного сельского пейзажа, обычного для Средней полосы России. Описываются чёрно-белые стволы берёз как символ Родины в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…» (1921):

^ И страна берёзового ситца

Не заманит шляться босиком.

Яркий цвет недорогой ткани сыграл роль контраста между состоянием природы и состоянием человека в стихотворении «Баллада о двадцати шести» (1924):

Ситец неба такой голубой.

Здесь пронзительная голубизна неба подчёркивает горечь утраты 26 человек. Усиливается это чувство повтором метафоры этих строчек и в конце стихотворения.

^ 2.2. Компонентный анализ слова «шёлк».

Создание ярких поэтических образов возможно не только с помощью метафор. Красочные описания, интересные поэтические образы, связанные с названием тканей, могут возникнуть не только на основе сопоставления, сравнения предметов. Есть ещё такой троп, как метонимия.

При метонимии перенос названия с одного предмета на другой происходит не потому, что эти предметы похожи друг на друга, а потому что они постоянно связанны друг с другом. Например: действие и то, что получается в результате действия; материал и изделия из него и так далее.

Чтобы лучше понять, какие именно качества шёлка использует Есенин, рассмотрим все смысловые значения слова шёлк.

ШЁЛК – нити, изготавливаемые из выделений гусеницы шелкопряда; дорогая ткань из таких нитей, а также искусственного синтетического волокна; одежда из такой ткани; что-либо лёгкое по весу и гладкое на ощупь (шелковистое); послушный, кроткий человек (как шёлковый), т.е. легко поддаётся какому-либо действию ( ткань легко укладывается, человек слушается)

^ 2.2.1. «Шёлковые» метонимии в творчестве С.Есенина

Метонимическое использование тканей не редкость в поэзии. Проследим, как проявляются шёлковые метонимии в творчестве Сергея Есенина:

Не гляди на её запястья

И с плечей её льющийся шёлк.

(«Пой же, пой. На проклятой гитаре…» 1922)

^ Ты сама под ласками сбросишь шёлк фаты

(«Выткался на озере алый свет зари…» 1910)

Нежный шёлк выводит храброго героя…

Поэтические образы, связанные с шёлком, как видим, появляются у Сергея Есенина уже в раннем творчестве, например:

^ А по двору метелица

(«Поёт зима – аукает…» 1910)

И ещё раз звук зимнего ветра, снежной позёмки, который ласкает слух русского человека, поэт сравнивает с шелестом холодной шёлковой материи, воспевая суровую красоту зимы в России:

^ Свищет ветер, серебряный ветер

В шёлковом шелесте снежного шума.

(«Свищет ветер, серебряный ветер…» 14 окт 1914)

Стихотворение написано незадолго до смерти поэта, и, может быть, холод шёлкового шелеста снежного шума передаёт несознательное ощущение близкого холода смерти. Талантливые люди нередко обладают подобной интуицией. У многих поэтов, в том числе и у Есенина, можно найти пророческие строки о своей жизни.

А вот в летние травы в стихах Есенина образуют шелковые метафоры, уже согревая душу. Сравнение с дорогим шёлком передаёт чувство любви лирического героя, самого автора к родным картинам природы. Показывает, насколько дорога поэту Родина. И словно ощущаешь шелковистую поверхность травы, читая следующие строки:

^ В терем тёмный, в лес зелёный,

Уведу тебя под склоны

Вплоть до маковой зари.

(«Тёмна ноченька, не спится… 1911)

^ Ой, ты, Русь моя, милая родина,

Сладкий отдых в шелку купырей.

В первом стихотворении шёлковые купыри становятся своего рода символом любовной постели.

Надо отметить, что трава купырь встречается неоднократно в стихотворениях рязанского поэта. Купырь – луговая трава с резким пряным запахом, в изобилии произрастающая как на малой родине Есенина, так и в средней полосе России, получается, что купырь – почти символ родины поэта, его детства, когда он ходил в ночное с дядьками. Может, оттого травы Есенина шёлковые и часто упоминается купырь, что

^ Матушка в купальницу по лесу ходила…

Плакала родимая в купырях от боли…

Родился я с песнями в травном одеяле…

(«Матушка в купальницу по лесу ходила…» 1912)

Так пишет поэт о своём рождении в автобиографическом стихотворении. Поэтому ему, наверное, и сладко отдыхать в « шелку купырей». Трава для него «постель» с рождения.

Словно живые существа, предстают перед нами шёлковые метафоры, олицетворённые автором, вызывая жалость и тревогу, сопереживание лирическим героям, в следующих строчках:

^ Никнут шёлковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

(«Сыплет черёмуха снегом…» 1910)

Где к затону молчаливому

Прилегла трава шелковая.

С не меньшей любовью описаны и деревья, близкие и родные поэту с детства:

^ Наклонивши лик свой кроткий,

Дремлет ряд плакучих ив,

И как шёлковые чётки,

Веток бисерный извив.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

( «С добрым утром» 1914)

И перед крашеным окном

^ В шёлковых листьях тополя…

(«Я странник убогий…» 1915)

Всё это скромные сельские пейзажи, красочно описанные автором, когда понимаешь, что обыкновенные деревья становятся поистине дорогими, если с ними связаны дорогие сердцу воспоминания о Родине.

^ 2.3. Использование различных видов ткани в создании образов родной природы, Родины

Пожалуй, самым распространённым образом, использованным Есениным в своём творчестве, после шёлка становится узорная ткань – кружево.

КРУЖЕВО – узорная плетённая сетчатая ткань для отделки белья, одежды. В старину выполнялась эта ткань вручную.

Таким образом, природа Есенина не только разодета в шёлк, но и принакрыта кружевами:

^ Кружевами лес украшен,

Ели – словно купина.

По лощинам чёрных пашен –

Пряжа выснеженного льна.

За окошком полночь чертит свой узор

^ Вяжут кружево над лесом

В желтой пене облака…

Раскололся зыками колокол на вече,

Замахали кружевом полотнища зорние…

(«Марфа Посадница» 1914)

^ В лунном кружеве украдкой

Ловит призраки долина…

(«В лунном кружеве украдкой…» 1915)

Туча кружево в роще связала,

Закурился пахучий туман..

(«Туча кружево в роще связала…» 1915)

В этих строчках встречается сема «отделка одежды», т.к., если небо и растения, деревья – предметы, так скажем, постоянные, то облака, луна, зори – предметы «подвижные», меняющиеся по окраске, форме – вот они-то и становятся своеобразным дополнением к основной картине природы в качестве кружевного оформления, о чём ярко говорят приведённые метафоры, олицетворения.

Вырастает образ природы, Родины, представленный женским началом, иначе и быть не может. Ведь женское начало символизирует продолжение жизни, веру в будущее, оптимизм.

В качестве кружевной узорной ткани встречается в стихах Есенина и сопоставление образов природы с сетчатой тканью, предметами:

^ Даль подёрнулась туманом,

Чешет тучи лунный гребень.

Красный вечер за куканом

Расстелил кудрявый бредень.

(«Даль подёрнулась туманом…» 1916)

^ Опять раскинулся узорно

Над белым полем багрянец.

(«Опять раскинулся узорно…» 1916)

Очень часто Родина-мать, предметы природы предстают в образе крестьянки (что не удивительно, учитывая специфику лирики Есенина), повязанные косынкой или закутанные шалью, и часто эта шаль тоже имеет сетчатую (узорную) структуру:

(«Топи да болота… 1914)

Словно белою косынкой

^ Скачет конь, простору много.

Валит снег и стелет шаль.

Шалями тучек луна закрывается…

Как совиные глазки за ветками,

^ Смотрят в шали пурги огоньки.

И стоят за дубовыми сетками,

Словно нечисть лесная, пеньки.

В минуты душевного беспокойства, неопределённости судьбы родины, своей судьбы у Сергея Александровича возникают строчки, связанные с мифологическими образами богинь судьбы, рока, которые держат в своих руках нити судеб человеческих жизней:

(«Вечер, как сажа…» 1916)

Закружилась пряжа снежистого льна,

^ Панихидный вихорь плачет у окна.

Замело дорогу вьюжным рукавом,

С этой панихидой век свой проживём.

(«Закружилась пряжа снежистого льна…» 1916)

Прядите дни свою былую пряжу…

В моменты особой тревоги в душе поэта или трагических мотивов в стихах появляется образ савана в произведениях Есенина.

САВАН – широкое одеяние, покров из белой ткани для покойников.

Сравнение, сопоставление с белой тканью уже не приносит чувства радости, простора:

^ Ткёт ей саван нежнопенная волна…

(«Зашумели над затоном тросники…» 1914)

Понакаркали чёрные вороны:

Грозным бедам широкий простор.

^ Кружит вихорь леса во все стороны,

Машет саваном пена с озёр.

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

^ И берёзы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

(«Снежная равнина, белая луна…» 4/5 октября 1925)

Как предмет крестьянского быта, самотканое ручное изделие простых людей, упоминается в стихах Есенина холст, полотно.

ХОЛСТ – льняная ткань, обычно кустарной выделки; кусок ткани определённого размера

ПОЛОТНО – гладкая льняная ткань особого переплетения; отрезок ткани во всю длину сотканного полотна.

И опять возникают незатейливые, но дорогие сердцу пейзажи средней полосы России:

^ Замела седая вьюга

Поле снежным полотном.

Зыбко пенились зори за рощей.

Как холстины, ползли облака.

(«Заглушила засуха засевки…» 1914)

Но всё же чаще всего природа Есенина – не сгорбленная женщина, а стройная девица-краса, приодетая в нарядные ткани ярких оттенков:

^ И горит в парче лиловой

Облаками крытый лес…

(«Чую Радуницу Божью…» 1914)

Загорались ярким пламенем

Сосны старые, могучие,

^ Наряжали сетки хвойные

В покрывала златотканые.

На лазоревые ткани

Пролил пальцы багрянец…

(«На лазоревые ткани…» 1915)

Ты ли, Русь, тропой-дорогой

^ Разметала ал наряд…

(«На плетнях висят баранки…» 1915)

Я навек за туманы и росы

Полюбил у берёзки стан,

И её золотистые косы,

И холщовый её сарафан.

(«Ты запой мне ту песню, что прежде…» 1925)

^ III. Заключение. Значение поэтических образов лирики Есенина на основе ткани.

1. Е сенин С. А. Стихотворения. Поэмы. Издательство: Альта-Принт, 2006 г.,

2.Есенин С. Лирика. М.: Муза, 2006 г

3. Быкова Н.Г. Литература. Справочник школьника Москва: ТКО «АСТ», 1995.

5. Бельская Л.Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство С.Есенина: Кн.для учителя М., 1990

6. Волков А. «Художественные искания Есенина» М.: Советский писатель,1976.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *