Что означает ситуационный подход к менеджменту
Ситуационный подход к управлению
Ситуационный подход к управлению является вероятностным подходом, который зависит от случайностей, обстоятельств, в целом от ситуации. Этот подход все более прочно занимает ведущие позиции в разных отраслях, поскольку он позволяет проводить установку связи различных разделов и учений науки, а также связь между практической деятельностью и рекомендациями.
Ситуационный подход в управлении дает возможность диагностировать ситуации с целью решения основных задач, проводить формулировку целей, изучать характеристики и факторы соответствующих ситуаций, влияющих на процесс принятия решений в управлении.
Особенности ситуационного подхода к управлению
Центральный момент в ситуационном подходе — ситуация, которая представляет собой определенный набор обстоятельств, сильно влияющих на компанию в данное конкретное время.
По той причине, что в центре внимания подхода становится ситуация, ситуационный подход к управлению определяет значимость «ситуационного мышления». С помощью использования ситуационного подхода в управлении, менеджеры могут лучше определить совокупность приемов, которые в большей степени будут способствовать достижению цели компании в конкретных ситуациях.
Ситуационный подход к управлению был разработан в конце 60-х годов, но он не считал концепции традиционной теории управления, включая бихевиористскую школу и школы науки управления, неверными. Ситуационный подход в управлении тесно связан с системным подходом в попытках интегрирования различных частичных подходов. Также он подчеркивает неразрывную связь управленческих функций, не рассматривая их по отдельности.
Ситуационный подход и процесс управления
Ситуационный подход в управлении нельзя считать простым набором предписываемых руководств. Он представляет собой в большей степени способ мышления об организационных проблемах и их решение. В ситуационном подходе сохраняется концепция процесса управления, которая может применяться к любой компании. При этом ситуационный подход в управлении признает, что, хотя общий процесс одинаковый, специфические приемы для использования руководителем в эффективном достижении целей, могут значительно варьироваться.
Ситуационный подход к управлению пытается связать определенные приемы и концепции с конкретными ситуациями с целью достижения целей предприятия с наибольшей эффективностью.
Ситуационный подход в управлении сконцентрирован на ситуационных различиях компаний и внутри них. С помощью данного подхода можно определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность предприятия.
Методология ситуационного подхода
Методология ситуационного подхода объясняется в качестве процесса из четырех шагов:
Примеры решения задач
Задание | Определить особенность, характеризующую ситуационный подход к управлению: |
1) Связь определенных приемов и концепций с конкретными ситуациями,
2) Отсутствие влияния ситуации на принятие управленческого решения,
3) Применение одного стиля управления.
1) Увязка приемов с системой управления организации,
2) Отсутствие слабых и сильных сторон управленческих концепций,
3) Умение правильной интерпретации ситуации руководителем,
4) Умение правильной интерпретации ситуаций подчиненными.
Вопрос 53 Что такое ситуационный подход в менеджменте?
Вопрос 53 Что такое ситуационный подход в менеджменте?
Ответ
Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация как конкретный набор обстоятельств, которые влияют на организацию в данный момент времени. Ситуация определяет, какие методы и инструменты менеджмента использовать и какие качества, черты и навыки нужны в данный момент менеджеру. Ситуационный подход, часто определяемый как ситуационное мышление, предполагает, что менеджер владеет определенным набором навыков и инструментов, доказавших свою эффективность, знает их сильные и слабые стороны и сравнительные характеристики, умеет правильно разобраться в ситуации, ранжировать факторы и переменные по значимости. И наконец, он должен уметь увязать конкретные методы и приемы менеджмента с конкретной ситуацией, минимизируя отрицательный эффект и обеспечивая достижение целей организации.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Вопрос 1 Что такое менеджмент?
Вопрос 1 Что такое менеджмент? Ответ Английское слово «management», возможно, происходит от того же латинского корня, что и французское слово «menagement», известное с XVI в., образованное от глагола «menager» (умело подготавливать, тщательно упорядочивать). См. Тьетар Р.-А. Менеджмент /
Вопрос 14 Что такое организация?
Вопрос 14 Что такое организация? Ответ Нормативного (обязательного к использованию и общепризнанного) определения организации нет.Под организацией следует понимать группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (одной или
Вопрос 51 Что такое процессный подход в менеджменте?
Вопрос 51 Что такое процессный подход в менеджменте? Ответ Процессный подход заключается в рассмотрении управления как процесса, поскольку достижение целей с помощью (посредством) других людей – это не единовременное дискретное действие, а серия непрерывных
Вопрос 52 Что такое системный подход в менеджменте?
Вопрос 52 Что такое системный подход в менеджменте? Ответ В рамках системного подхода рассматривается не процесс менеджмента, а организация как открытая система, в которой изменения одной ее части влекут за собой реакцию других частей. Изменения во внешней среде,
Вопрос 84 Что такое делегирование?
Вопрос 84 Что такое делегирование? Ответ Делегирование как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Можно добавить к этому классическому определению: «лицу или группе
Вопрос 89 Что такое ответственность?
Вопрос 89 Что такое ответственность? Ответ Ответственность – это обязательство работника выполнять делегируемые ему задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. Ответственность не может делегироваться ниже, подчиненному. Она остается за тем, кому были
Вопрос 91 Что такое единоначалие?
Вопрос 91 Что такое единоначалие? Ответ В соответствии с принципом единоначалия сотрудник организации должен получать полномочия только от одного начальника и отвечать только перед ним. В этом случае все формальные коммуникации проходят только по цепи команд. Сотрудник
Вопрос 100 Что такое функция контроля в менеджменте?
Вопрос 100 Что такое функция контроля в менеджменте? Ответ Функция контроля представляет собой действие оценки готовности к процессу достижения целей, выявления отклонений хода процесса достижения целей от запланированного и констатации факта и степени достижения
Вопрос 105 Что такое решение в менеджменте?
Вопрос 105 Что такое решение в менеджменте? Ответ Под решением в менеджменте (управленческое решение) следует понимать умозаключение менеджера о действиях и состояниях объекта менеджмента, предваряющее эти действия и их последствия. Управленческое решение должно быть
Вопрос 110 Что такое коллегиальность в менеджменте?
Вопрос 110 Что такое коллегиальность в менеджменте? Ответ Коллегиальность в менеджменте – различные формы участия работников в решении проблем и задач, стоящих перед организацией.Как уже отмечалось выше, решения бывают единоличными и коллегиальными.Если менеджер –
Вопрос 133 Что такое поведенческий подход к руководству?
Вопрос 133 Что такое поведенческий подход к руководству? Ответ При использовании поведенческого подхода эффективность руководства определяется не качествами личности менеджера, а его поведением с подчиненными. Существует несколько теорий, или моделей, в рамках
Вопрос 134 Что такое ситуационный подход к руководству?
Вопрос 134 Что такое ситуационный подход к руководству? Ответ Ситуационный подход заключается в том, что при объяснении феномена эффективного управления следует обращать внимание не только на руководителя и исполнителя, но и на ситуацию в целом. В рамках ситуационного
3. Эффективный стиль лидерства: подход с позиций личных качеств; поведенческий и ситуационный подходы
3. Эффективный стиль лидерства: подход с позиций личных качеств; поведенческий и ситуационный подходы Эффективный руководитель знает и использует в зависимости от ситуации все формы власти. Кроме того, очень важен стиль его поведения с подчиненными.Стиль руководителя –
7. Количественный подход куправлению. Системный и ситуационный подходы. Теория «7S»
7. Количественный подход куправлению. Системный и ситуационный подходы. Теория «7S» Одновременно с системным подходом в 1950-х гг. возник количественный подход в управлении, или исследование операций. Он продолжал направление Ф. Тэйлора, но на основе новых достижений в
37. Эффективный стиль лидерства: подход с позиций личных качеств; поведенческий и ситуационный подходы
37. Эффективный стиль лидерства: подход с позиций личных качеств; поведенческий и ситуационный подходы Стиль руководителя – это совокупность определенных принципов, наиболее характерных и устойчивых методов решения задач и проблем, возникающих в процессе реализации
Открытие и эволюция теории
В последние десятилетия в мире наблюдаются динамичные социально-экономические преобразования, ускорение научно-технического прогресса и повышение уровня сложности общественных процессов. В результате этого функционирование и развитие любой компании зависит от адаптивных возможностей, гибкости и динамичности управленческой системы. Одной из наиболее эффективных методологий, позволяющих оперативно приспосабливаться к внутренним и внешним изменениям, является ситуационный подход в менеджменте.
Кратко об этой модели впервые упомянули в конце 60-х годов XX столетия, хотя есть доказательства, что уже в 1920-х некоторые авторы высказывали свои предположения о «законах ситуаций».
Родоначальником теории считается древнекитайский ученый Лао Цзы, который представил миру трактат из 80 глав с описанием многообразных жизненных ситуаций, их преобразованием и взаимопревращением. В эпоху феодализма осмысление теорий и практики руководства не происходило, поэтому наука управления не развивалась.
Более современным основоположником ситуативной теории управления считается Н. Макиавелли, после него разработкой методологии занимался Б. Трентовский. Именно он впервые выразил мысль, что искусство руководства требует строго научного подхода. Основные положения его трудов заключаются в следующем:
По мнению специалистов, следующим важным представителем концепции ситуационного менеджмента стала М. П. Фоллетт. Американский социолог, политолог, основатель школы отношений и психологии, Мэри Паркер подчеркнула, что нужно подробно изучить закон ситуаций и ему подчиняться. По ее мнению, все происходящее имеет логическую основу, в соответствии с ней руководители должны издавать приказы и грамотно доводить их до подчиненных.
С 1960-х годов возникла потребность в разработке единой школы управления. Теории большинства специалистов объединены в основную концепцию, в нее вошли труды П. Лоуренса, У. Гомберга, Дж. Томпсона, Т. Парсонса, Д. Хиксона и других.
Суть методологии
Использование ситуационного подхода к управлению основывается на том, что любые решения по организации деятельности компании принимаются исключительно в соответствии со сложившейся обстановкой. Ключевым понятием концепции, которое помогает объяснить ее сущность, является совокупность обстоятельств, возникших в определенный период и повлиявших на работу организации. В основе ситуационного подхода в менеджменте находится так называемый четырехэтапный процесс:
Ситуационный подход нельзя отнести к наиболее простым направлениям в современном менеджменте. Это не просто набор или конкретный пример предписанных действий и готовых решений, а способ мышления, готовность к быстрой адаптации и переменам ради достижения успеха.
Эффект или его отсутствие после применения ситуационного подхода зависит в большей степени от так называемого третьего шага, который определяет важные переменные и степень их воздействия. Без подробного анализа невозможно будет правильно оценить ряд сравнительных характеристик и адаптировать методологию к ситуации. Если есть возможность детально проработать обстоятельства, тогда не придется прибегнуть к способу «проб и ошибок».
В мире современного бизнеса ответственность за принятие решений возлагается не только на ключевого руководителя, но и на менеджеров средних и низших звеньев. Последние могут получить как большую долю участия в управлении, так и незначительную. В некоторых случаях, когда конкретный вид деятельности логически не подчиняется разным отделам, руководство принимает решение, кто конкретно этим займется. К примеру, исследования и научные разработки могут контролироваться как директором по производству или маркетингу, так и президентом компании.
Основные принципы
Все ситуационные теории позволяют определить, как действовать в той или иной обстановке. Однако при этом еще следует учитывать ограничивающие категории. К ним относится человеческий фактор, который отражает уровень профессионализма и компетентности, мотивационную сторону и заинтересованность персонала в достижении целей компании.
Также существует сдерживающий показатель в виде технологических ресурсов, способных гибко адаптироваться под производство различных товаров. Государственное и муниципальное управление с применением этой методологии основывается на ряде обязательных принципов:
Не менее значимым считается принцип приоритетности человеческих ресурсов. Он заключается в том, что управленец должен принимать решения с учетом его последующего влияния на персонал.
Все перечисленные принципы могут быть успешно реализованы только в активном взаимодействии. Модель их сочетания варьируется в зависимости от внешних и внутренних факторов, профессиональных и личных качеств руководителя и целей компании.
Совокупность способов и приемов, которые используются для воздействия на управляемый объект, называется инструментарием ситуационного подхода. Наиболее актуальными являются системный, генетический, кросс-факторный и морфологический анализы, а также диагностика, экспертная аналитика, имитационное моделирование, декомпозиция и теория игр.
Ситуационный подход к управлению
Вы будете перенаправлены на Автор24
Актуальность и необходимость изучения и разработки эффективных методов управления обусловлена экономическими и социальными изменениями, происходящими в современном мире. Ситуационный подход рассматривают в качестве одного из крупнейшего научного результата в области менеджмента. Появившись в конце 60-х годов, одновременно с системным, ситуационный подход – это не свод определенных принципов и управленческих процедур, он представляет собой лишь методологию и образ мышления в области управления организацией. Ключевое положение ситуационного подхода развивает тезисы системного подхода: каждая организация – это открытая система, которая находится в постоянном взаимодействии с внешней средой.
Общие принципы ситуационного подхода
Ситуационный подход основывается на том принципе, что эффективность различных методов управления зависит от конкретной, сложившейся в организации, ситуации. Итак, главное понятие в ситуационной теории – управленческая ситуация, определяемая как определенная совокупность обстоятельств, которые в конкретный период времени оказывают влияние на функционирование организации.
Исходя из принципов ситуационного подхода, динамичность организации обусловлена многими переменными факторами внутренней и внешней среды и отрицает возможность использования универсального метода управления. Самый эффективный метод управления – тот, который в наибольшей степени соответствует конкретной ситуации. Данный подход имеет своей целью разработку и применение на практике инструментов анализа сложившейся ситуации для принятия на основании его управленческого решения.
Важнейшая задача менеджера, согласно ситуационной теории – способность грамотного интерпретирования ситуации на основе анализа переменных факторов: размера организации, динамики, неопределенности и сложности внешней среды, особенностей производственного процесса.
Процесс управления с позиции ситуационного подхода
Ситуационная теория в процессе управления выделяет 4 основных макроэтапа:
Готовые работы на аналогичную тему
При этом, отметим, что ключевым в процессе управления является третий этап, заключающийся в выборе наиболее важных для данной ситуации внутренних и внешних переменных.
Ситуационные модели лидерства
Главные положения ситуационной теории обоснованы были эмпирическими исследованиями, что определяет взаимосвязь теории и практики управления в рамках данной концепции менеджмента.
Ф. Фидлером была разработана ситуационная модель лидерства, согласно которой и изменяется ориентация лидерского стиля. По результатам оценки различных ситуационных факторов (степень власти, характер производственных задач, взаимоотношения между руководителем и подчиненными) определяются благоприятные или неблагоприятные ситуации для менеджера, при которых является эффективной ориентация на задачу, и умеренные ситуации, при которых следует сосредоточиться на взаимоотношения (рис.1).
Рис.1. Модель Ф. Фидлера
При этом сам стиль лидерства, присущий менеджеру, предлагается сохранить неизменным. Это является недостатком данной модели, поскольку разные ситуации могут потребовать от руководителя применения разных стилей руководства. Это затрудняет повышение эффективности управления при несоответствии управленческого стиля ситуации.
Модель П. Херси и К. Бланшара наоборот основана на выборе любого из стилей лидерства в зависимости от «зрелости» подчиненных: сочетании их готовности и способности к выполнению заданий, являющихся ключевыми переменными в этой модели. Другие переменные: ориентация на задачу (объем руководства) и качество взаимоотношений «лидер – подчиненный» (ориентация на взаимоотношения) определяет стиль лидерства. При этом, каждый из выделенных стилей лидерства соответствует определенному уровняю «зрелости» (рис. 2).
Рис. 2. Модель ситуационного руководства Херси и Бланшара
В данной модели управления двунаправленное, поскольку действия лидера носят ответный характер на действия подчиненного. Считаем, что недостатком данной модели является сложность ее использования к группе сотрудников с разным уровнем способности и готовности к решению задач, что может потребовать от менеджера одновременного применения разных стиля лидерства.
Еще одна ситуационная модель «путь – цель», разработанная Т. Митчеллом и Р. Хаусом. Согласно данной модели, руководитель побуждает подчиненных к достижению цели организации через воздействие на путь достижения этих целей. Так, руководитель может влиять на подчиненных через:
При этом, Т. Митчелл и Р. Хаус предлагают к использованию следующие управленческие приемы:
В своей модели данные ученые рассматривали стиль поддержки, инструментальный стиль, стиль, поощряющий в принятии решений участие подчиненных, а также стиль, ориентированный на достижение Существуют и иные ситуационные модели лидерства. Рассмотренные модели различаются по основным принципам применения и, соответственно, эффективности. Отметим, что модель П. Херси и К. Бланшара обладает большей гибкостью и возможностью адаптации к различным ситуационным переменным.
Таким образом, важнейшим итогом ситуационного подхода в управлении стало то, что в отличие от ранее разработанных теорий, он показал, что лучшего и универсального способа управления нет и не может быть в принципе. Эффективности того или иного стиля руководства – относительная категория и определяется ситуацией управления.
Ситуационный подход в менеджменте.
Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.
Ситуационный подход, разработанный в конце 60-х годов, не считает, что концепция традиционной теории управления, бихевиористской школы и школы науки управления неверны. Системный подход, с которым ситуационный тесно связан, пытается интегрировать различные частичные подходы.
Ситуационный подход и процесс управления.
Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписывающих руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. В нем также сохранена концепция управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать.
Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.
Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырех шаговый процесс:
1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.
Ситуационные переменные. Успех или неуспех ситуационного подхода в значительной степени зависит от третьего шага, определяющего переменные ситуации и их влияние. Если это не будет сделано правильно, нельзя будет полностью оценить сравнительные характеристики или приспособить метод к ситуации. Если можно проанализировать ситуацию, тогда не возникает необходимости прибегать к догадкам или методу “проб и ошибок” для определения наиболее подходящего решения организационных проблем. И хотя ситуационный метод еще не был полностью обоснован, недавние исследования указывают, что некоторые ситуационные переменные могут быть вычленены. Установление этих основных переменных, особенно, в области лидерства и поведения организационных структур, а также количественных оценок, явилось наиболее важным вкладом ситуационного похода в управление.
Невозможно, однако, определить все переменные, влияющие на организацию. Буквально каждая грань человеческого характера и личности, каждое предыдущее управленческое решение и все, что происходит во внешнем окружении организации, определенным образом влияет на решения организации. Для практических целей можно рассматривать, однако, только те факторы, которые наиболее значимы для организации, и те, которые, скорее всего, могут повлиять на ее успех.
23. Цель в системе категорий менеджмента: понятие и требования, к ней предъявляемые.
В менеджменте цель управления определяется как желаемое поведение системы, возможное и необходимое состояние управляемой системы, как результат, которого необходимо достичь. Цель присутствует в сознании человека, осуществляющего любой вид деятельности.
Цель в социально-экономических системах формируется на основе согласования интересов людей. В организациях разрабатывается система целей, включающая 3 уровня: 1.Цели организации; 2.Цели структурных подразделений организации; 3.Цели сотрудников организации.
Цели структурных подразделений (производств, цехов, участков, отделов, бюро, групп) и сотрудников организации формируются для реализации общих целей предприятия и должны вносить конкретный вклад в осуществление последних.
• четкая ориентация на определенный интервал времени;
• конкретность и измеримость;
• непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами;
• адресность и контролируемость.
Общие утверждения, описывающие состояние организации в будущем, называются стратегическими целями. Они относятся не к конкретным подразделениям или отделам, а к компании в целом. В стратегических планах определяются действия, или шаги, которые компания намеревается предпринять для достижения стратегических целей, направления распределения ее ресурсов (денег, людей, площадей, оборудования). Как правило, стратегическое планирование носит долгосрочный характер: действия расписываются на срок от 2 до 5 лет вперед.
Результаты, которых должны достичь подразделения и основные отделы фирмы, называются тактическими целями. Ответственность за их достижение и реализацию планируемых действий несут менеджеры среднего звена.
Тактические планы призваны способствовать претворению стратегических планов и предполагают прохождение определенного этапа стратегии фирмы. Как правило, они имеют более короткий период планирования, обычно – ближайший год.
Конкретные результаты, которых должны достичь отделы, рабочие группы и индивидуальные работники, называются операционными (оперативными) целями. Эти цели точны и измеримы.
Операционные (оперативные) планы разрабатываются на низших уровнях организации, указывают последовательность действий по достижению операционных целей и обеспечивают выполнение тактических планов. На их основе строится вся деятельность менеджеров отделов.
Классификация целей
Критерии классификации | Группы целей |
Период установления | стратегические оперативные тактические |
Содержание | экономические организационные научные социальные технические политические |
Функциональная структура | маркетинговые инновационные кадровые производственные финансовые административные |
Среда | внутренние внешние |
Приоритетность | особо приоритетные приоритетные прочие |
Измеримость | количественные качественные |
Повторяемость | постоянные (повторяющиеся) разовые |
Иерархия | организация подразделения |
Стадии жизненного цикла | проектирование и создание объекта рост объекта зрелость объекта завершение жизненного цикла объекта |
Существует еще следующая классификация целей.
1 По уровням значимости:
2 По долгосрочности:
3 По уровням управления:
4 По этапам деятельности:
Свойства и требования к целям
Как говорилось ранее, цели совершенно необходимы для успешного функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Однако если цели плохо или неверно определены, это может привести к очень серьезным негативным последствиям для организации. Большой опыт человечества по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели. Правильнее сказать, можно выделить следующие свойства целей:
• соподчиненность, то есть цели подсистем вышестоящего уровня, обусловливают цели подсистем нижестоящего уровня (вывод: цели формируются сверху – вниз);
• развертываемость, которая выражается в том, что более общая цель конкретизируется несколькими более локальными, частными целями. Развертываемость может осуществляется по содержанию, по времени, по уровню;
Можно выделить также следующие требования к целям:
• во-первых, цели должны быть достижимыми. Конечно, в целях должен быть заключен определенный вызов для сотрудников организации. Они не должны быть слишком легкими для достижения. Но они также не должны быть нереалистичными, выходящими за предельно допустимые возможности исполнителей. Нереальная для достижения цель приводит к демотивации работников и потере ими ориентира, что очень негативно сказывается на деятельности организации;
• во-вторых, цели должны быть гибкими. Цели следует устанавливать таким образом, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении. Менеджеры должны помнить об этом и быть готовыми внести модификации в установленные цели с учетом новых требований, выдвигаемых к организации со стороны окружения, либо же новых возможностей, появившихся у организации;
• в-третьих, цели должны быть измеримыми. Это означает, что цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить, или можно было каким-то другим объективным способом оценить, была ли цель достигнута. Если цели неизмеримы, то они порождают разнотолки, затрудняют процесс оценки результатов деятельности и вызывают конфликты;
• в-четвертых, цели должны быть конкретными, обладающими необходимой специфичностью, помогающей однозначно определить, в каком направлении должно осуществляться функционирование организации. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки её следует достичь и кто должен достигать цель. Чем более конкретна цель, тем легче выразить стратегию её достижения. Если цель сформулирована конкретно, то это позволяет добиться того, что все или подавляющее большинство сотрудников организации будут легко понимать её, а, следовательно, знать, что их ожидает впереди;
• в-пятых, цели должны быть совместными. Совместность предполагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные цели – долгосрочным. Но временная совместимость не является единственным направлением установления совместности целей. Важно, чтобы не противоречили друг другу цели, относящиеся к прибыльности и к установлению конкурентной позиции, или цели усиления позиции на существующем рынке и цели проникновения на новые рынки, цели прибыльности и благотворительности. Также важно всегда помнить, что совместности требуют цели роста и цели поддержания стабильности;
• в-шестых, цели должны быть приемлемыми для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации, и в первую очередь для тех, кому придется их достигать. При формулировании целей очень важно учитывать то, какие желания и потребности имеют работники. Учитывая интересы собственников, занимающих ведущую роль среди субъектов влияния на организацию и заинтересованных в получении прибыли, менеджер, тем не менее, должен стараться избегать при выработке целей ориентации на получение большой краткосрочной прибыли. Он должен стремиться к установлению таких целей, которые бы обеспечивали большую прибыль, но желательно в долгосрочной перспективе. Так как покупатели (еще один субъект влияния на организацию) играют в настоящее время ключевую роль для выживания организации, менеджеры при установлении целей должны учитывать их интересы, даже если они ведут к сокращению прибыли за счет уменьшения цены или увеличения издержек для повышения качества продукта. Также при установлении целей необходимо учитывать интересы общества, такие, например, как развитие условий среды проживания в местном масштабе и т.п.
Правильно организованный процесс выработки целей предполагает прохождение четырех фаз:
1 выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются в окружении;
2 установление целей для организации в целом;