Что означает ситуация потребительского равновесия
Законы потребительского поведения
Суть теории рыночного поведения потребителей
Действия потребителя на рынке представляют собой некий потребительский выбор, опираясь на который он решает, какую покупку совершить. Потребительский выбор основан на модели поведения, которая характеризует поведение покупателя в целом.
Процесс, в результате которого формируется индивидуальный спрос на товары и услуги, называется потребительским поведением.
Поведение потребителя формируется и меняется в зависимости от многих факторов. К главным из них относятся уровень цен на рынке, доходы покупателя, его приоритеты и ожидания. Кроме того, потребительское поведение зависит от культурных, социально-психологических и личностных параметров.
Для описания поведения покупателей в экономике существует отдельная концепция. Теория потребительского поведения основана на двух основных принципах, названных по имени их автора – немецкого экономиста Германа Генриха Госсена.
Первый закон Госсена
У первого закона Г.Госсена существуют другие названия: закон убывающей предельной полезности и закон насыщения потребностей. Для начала рассмотрим понятие полезности в экономической науке.
Человек получает определенное удовлетворение или пользу от потребления какого-либо блага. Под полезностью понимается уровень удовлетворения потребителя при потреблении экономического блага в виде товаров и услуг.
Существует два вида полезности в экономике:
По первому закону Госсена, полезность при потреблении каждой добавочной единицы экономического блага ведет к насыщению индивида и снижается. Следовательно, чем больше товаров и услуг потребляет человек, тем большую общую полезность он получает, при этом предельная полезность уменьшается. Это значит, что большой объем резервов определенного экономического блага сокращает его полезность для покупателей и уменьшает ценность потребления каждой добавочной единицы этого товара или услуги.
Исходя из закона убывающей предельной полезности, увеличение количества потребления какого-либо экономического блага ведет к уменьшению предельной полезности. Отсюда следует, что меняется потребительское поведение, а именно, снижается количество покупок или они прекращаются совсем.
Второй закон Госсена
У второго закона Госсена также имеется альтернативное название – закон рационального потребления. По факту, рассматриваемый принцип определяет поведенческую модель потребителя в рыночных условиях.
Второй закон Госсена гласит: максимально рациональный набор потребляемых покупателем экономических благ достигается при установлении баланса полезности последней доли потребляемых товаров или услуг разного рода. В условиях равновесия потребителю нерационально корректировать структуру покупок, так как любые корректировки приведут к ухудшению его благосостояния в целом.
Закон рационального потребления часто используют в анализе равновесия потребителя в условиях рынка и оценке принципа максимизации полезности.
Чтобы достичь максимальную общую полезность, необходимо обеспечить равенство предельных полезностей экономических благ, потребляемых человеком. Соблюдение этого условия приведет к расширению конкретных видов потребления, а именно наращиванию количества покупок отдельных товаров и услуг, до момента достижения пропорциональности между стоимостью и предельными полезностями экономических благ.
Пусть покупатель приобретает в магазине два товара – кефир и батон. Максимизация общей полезности будет достигнута тогда, когда каждый последний рубль, потраченный потребителем на покупку кефира, принесет ему такую же полезность, как и последний рубль, потраченный на приобретение батона.
Потребительское равновесие
Рассмотрим изменение поведения потребителя в рыночных условиях. Потребители будут приобретать интересующие их товары и услуги в пределах доступного им бюджета, то есть осуществлять свой потребительский выбор. При иных равных условиях, структура расходов потребителя останется постоянной. Однако в ситуации, когда предпочтения и доход покупателя неизменны, любая корректировка комплекта приобретаемых экономических благ влечет за собой уменьшение общей полезности. Описанная ситуация называется равновесием потребителя.
Потребительское равновесие – это положение на рынке, когда потребительские желания совпадают с возможностями. В таком случае потребитель расходует весь объем своего дохода так, что предельная полезность от каждого потраченного рубля равна для любого из купленных им экономических благ.
На схеме представлено условие равновесия потребителя:
Условные обозначения на схеме: MU – предельная полезность; P – отпускная цена на товар.
В условиях реальной жизни сложно достигнуть потребительского равновесия.
Потребительское равновесие
Каждый потребитель живет в рамках определенного бюджета. Это заставляет его так распоряжаться деньгами, чтобы иметь максимальное удовлетворение от любого набора товаров.
Из этого определения видно, что создается определенная точка потребительского равновесия. Это происходит тогда, когда предельная полезность, получаемая потребителем в расчете на каждый рубль стоимости одного блага, становится равна предельной полезности, получаемой потребителем на каждый рубль стоимости другою блага. Иначе это можно сформулировать как отношение предельной полезности к его цене, которое должно быть одинаковым для всех благ. Это можно выразить через уравнение:
Предельная полезность блага А | = | Предельная полезность блага Б | = | Предельная полезность блага С |
Цена блага А | Цена блага Б | Цена блага С |
В этом равенстве проявляется действие закона равных предельных полезностей, который гласит: на товар предъявляется особый спрос до тех пор, пока предельная полезность, приходящаяся на одну денежную единицу, не станет равной предельной полезности других товаров на одну затраченную денежную единицу.
Бюджетное ограничение — это условия, в рамки которых попадает потребитель. Бюджетов ограничение позволяет потребителю создавать комбинацию благ, которые он может купить, исходя из своего дохода.
Кривые безразличия показывают множество потребительских пар товара, выбор среди которых для потребителя безразличен, т.е. кривая безразличия показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающих одинаковый уровень полезности. Например, в зависимости от обстоятельств можно приобрести 7 пирожков и 4 стакана сока пли 4 пирожка и 6 стаканов сока, но эти два набора при потреблении будут обладать одинаковой полезностью (рисунок 5.8).
Рисунок 5.8 – Кривая безразличия
На кривой безразличия (обозначены четыре равно полезные комбинации двух благ в точках А, В, С, D. Эти комбинации дают потребителю одинаковое общее удовлетворение. Поэтому потребитель может легко поменять наборы.
Набор кривых безразличия для одного потребителя и одной пары благ образует карту безразличия(рисунок 5.9).
Любая точка на кривой U4 по сравнению с U1 — UЗ обеспечивает потребителю большую полезность. Переход с U1 в U2, в U3, в U4 возможен при условии возрастания дохода или снижения цен.
Рисунок 5.9 – Карта безразличия
Для оценки возможности потребителя вводится бюджетная линия.
Бюджетная линия показывает определенные возможности потребителя в различных комбинациях двух товаров, которые он может приобрести с учетом своего дохода и уровня цен на рынке (рисунок 5.10).
Рисунок 5.10 – Бюджетная линия
тема 3. теория потребительского поведения.
Выбор и равновесие потребителя
Тесты
Выберите правильные ответы.
1. Понятие «предельная полезность» означает:
а) максимальную полезность, которую потребитель может получить при потреблении данного блага;
б) минимальную полезность, которую потребитель может получить при потреблении данного блага;
в) величину, равную общей полезности блага, деленную на число купленных единиц блага;
г) прирост общей полезности блага при потреблении дополнительной единицы блага.
2. Взаимодействие между общей и предельной полезностью выражается в том, что:
а) чем выше предельная полезность, тем выше общая полезность;
б) чем ниже предельная полезность, тем выше общая полезность;
в) когда общая полезность максимальна, предельная полезность равна нулю;
г) рост отрицательной величины предельной полезности при увеличении потребления означает возрастание общей полезности.
3. Предельную полезность блага можно выразить с помощью отношения:
а) б)
в) г)
4. На базе какого переменного фактора строится функция общей полезности и как она аналитически изображается?
а) желаний потребителя;
б) уровня качества потребляемых благ;
в) уровня цен потребляемых благ;
г) объема потребляемых благ.
5. Ситуация потребительского равновесия означает что:
а) каждый приобретенный товар приносит одинаковую предельную полезность;
б) каждый вид приобретенного товара приносит одинаковую предельную полезность пропорционально цене этого товара;
в) при возрастании закупок одного вида блага сокращаются закупки другого вида блага;
г) потребитель тратит одинаковую сумму денег на покупку каждого вида блага.
6. Указать формулу, выражающую суть количественного подхода к рациональному поведению потребителя:
в)
г)
7. Кривая безразличия означает:
а) линию равных затрат;
б) линию равных возможностей;
в) линию равного продукта;
г) линию одинаковой общей полезности.
8. Кривая безразличия:
а) представляет совокупность набора товаров, для приобретения которой используется весь доход потребителя;
б) отражает объективные рыночные характеристики, касающиеся величины дохода и цен;
в) меняет свой наклон, если изменяется доход потребителя;
г) это линия, каждая точка которой представляет комбинацию товаров, дающую потребителю равный объем удовлетворения потребности.
9. Конфигурация кривой безразличия определяется:
а) соотношением взвешенных предельных полезностей товарных благ;
б) соотношением общих полезностей товарных наборов;
в) соотношением цен товаров;
г) предельной нормой замещения благ.
10. Предельная норма замещения одного блага другим:
а) представляет собой отношение взвешенных предельных полезностей двух благ;
б) показывает, от какого количества единиц одного блага потребитель должен отказаться для приобретения дополнительной единицы другого блага при сохранении определенного уровня удовлетворения потребителя;
в) все перечисленное верно.
11. Предельная норма замещения представленна соотношением:
а) б)
в)
г)
12. Конфигурация кривых безразличия для товаров, жестко взаимодополняющих друг друга, представляет собой:
а) прямые линии, имеющие отрицательный наклон;
в) линии, параллельные одной из осей координат;
г) прямые линии, имеющие положительный наклон.
13. Потребительские предпочтения определяют:
а) положение и наклон кривой безразличия;
б) положение и наклон линии бюджетного ограничения;
в) эффект дохода и эффект замещения.
14. Наклон бюджетной линии определяется отношением:
а) б)
в)
г)
15. Если номинальный доход потребителя возрастет, линия бюджетных ограничений на графике:
а) сместится влево параллельно ее первоначальному положению;
б) сместится вправо параллельно ее первоначальному положению;
в) изменится наклон бюджетной линии.
16. Предположим, что потребитель имеет доход, равный 10 ден. ед., и покупает товары А и Б по цене 1 и 2 ден. ед. соответственно. Какой из следующих наборов товаров будет находиться на бюджетной линии?
а) 7А и 3Б; б) 4А и 6Б; в) 6А и 2Б; г) 6А и 4Б.
17. Какой из следующих перечней значений общей полезности иллюстрирует действие закона убывающей предельной полезности?
а) 100, 300, 500, 700; б) 100, 150, 250, 400;
в) 100, 150, 180, 190; г) 100, 120, 150, 170.
18. Потребительское равновесие на графике представляется:
а) точкой пересечения бюджетной линией кривой безразличия;
б) точкой касания бюджетной линией кривой безразличия;
в) любой точкой на самой удаленной от начала координат кривой безразличия;
г) любой точкой на самой близкой к началу координат кривой безразличия.
19. Условие равновесия потребителя выражается следующими соотношениями:
а) Qx = Qy; б)
в) г) TUx = TUy.
20. Кривая Энгеля представляет собой:
а) множество равновесных комбинаций двух видов товаров при изменении цены одного из них;
б) множество равновесных комбинаций двух видов товаров при изменении дохода;
в) зависимость объема реализации от цены;
г) зависимость количества приобретаемого товара от денежного дохода.
21. Линию индивидуального спроса на товар можно построить на основе:
б) кривой «цена – потребление»;
г) линии «доход – потребление».
22. Эффект замещения определяется:
а) ростом номинального дохода, позволяющим изменить структуру покупок в пользу дорогостоящего блага;
б) изменением вкусов потребителя;
в) изменением относительной цены блага;
23. Когда цена товара увеличивается, эффект замещения означает:
а) снижение потребления данного товара и увеличение потребления других товаров;
б) повышение потребления данного товара и снижение потребления других товаров;
в) снижение потребления данного товара и неизменность в потреблении других товаров;
г) снижение потребления данного товара и других товаров.
Примеры решения задач с комментариями
Задача 1.
Полезность семи конфет равна 20, а полезность восьми конфет – 24 ютилам. Оцените предельную полезность седьмой, восьмой и девятой конфеты.
Решение и комментарии.
Исходя из понятий общей и предельной полезности блага и условия задачи, можно рассчитать предельную полезность восьмой конфеты MU8 по формуле:
где TU8, TU7 – общая полезность восьми, семи конфет.
Подставим значения и получим:
В соответствии с законом убывающей предельной полезности блага предельная полезность седьмой конфеты должна быть больше 4 ютил (MU7 > 4), а девятой конфеты – меньше 4 ютил (MU9
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Что означает ситуация потребительского равновесия
Принципы убывания предельной и общей полезности можно наглядно проиллюстрировать на простом примере, который и поможет нам понять, что такое ʼʼпотребительское равновесиеʼʼ. Пусть потребителю предстоит сделать выбор всего из двух продуктов при ограниченной сумме денег, выделенной на покупку. Предположим, что бутерброд стоит 10 рублей, а бутылка газированной воды 20 рублей. Всего потребитель может истратить 100 рублей. В каком соотношении он закажет бутерброды и ʼʼгазировкуʼʼ? Конечно, он может съесть 10 бутербродов, не выпив ни одной бутылки ʼʼгазировкиʼʼ.
Но рациональный потребитель так, скорее всего не поступит. Он не станет давиться всухомятку последними бутербродами, а предпочтет съесть 8 бутербродов, запив их бутылкой ʼʼгазировкиʼʼ, который принесет ему в данном наборе куда больше удовольствия, а, следовательно, и полезности, чем 9-й и 10-й бутерброды. Возможно, анализируя свои субъективные ощущения, потребитель придет к выводу, что следует ограничиться 6 бутербродами и выпить 2 бутылки ʼʼгазировкиʼʼ.
Обратим внимание на то, что при таком поведении потребителя предельная полезность бутербродов будет возрастать, а ʼʼгазировкиʼʼ уменьшаться. Рано или поздно наступит момент, когда общая полезность от товаров, входящих в данный набор, станет максимальной, а дальнейшее изменение соотношения между ними приведет лишь к уменьшению этой общей полезности.Другими словами, наш потребитель достигнет точки ʼʼпотребительского равновесияʼʼ.
Потребительское равновесие – ситуация, в которой потребитель не может увеличить общую полезность, получаемую при данном бюджете, расходуя меньше денег на покупку одного блага и больше – на покупку другого.
При этом практика показала и большой недостаток кардиналистскогоподхода к измерению полезности. В частности,практика выяснила тот факт, что полезность нельзя измерить количественно. Этот вывод сделал итальянский экономист Вильфредо Парето (1848 – 1923). То есть, вывод Парето, практически означал отказ от концепции предельной полезности в ее первоначальном виде. Одновременно это подвигло многих экономистов поиску новых способов объяснения потребительского поведения на базе более реалистических допущений, сближающих теоретическое объяснение с практикой.
Первые шаги в данном направлении были сделаны российским экономистом Е. Е. Слуцким (1880 – 1948) в статье ʼʼК теории сбалансированного бюджета потребителяʼʼ. Окончательное оформление ординалистский подход получил в работе Роя Аллана(1906 – 1983) и Джона Р. Хикса (1904 – 1989) ʼʼПересмотр теории ценностиʼʼ (1934).
Центральная идеяординалистского подходадолжна быть объяснена следующим образом. Теория отказывается от представления о том, что потребитель способен количественно измерить полезность, извлекаемую из некоторого набора товаров, а предполагает, что он может просто сравнить различные наборы товаров с точки зрения их предпочтительности. При этом более предпочтительны наборы товаров, имеющие более высокий уровень полезности, и равноценные наборы, имеющие одинаковый уровень полезности. Другими словами, наш потребитель не мучается вопросом количественной оценки полезности товара. Не требуется от него при выборе набора товаров и ответ на вопрос, во сколько данный набор полезнее всякого другого. Потребитель на базе своей субъективной оценки выносит решение, что данный набор товаров для него предпочтительнее всех прочих.
Порядковая (ординалистская) функция полезности выражает только определенную последовательность, порядок, в котором располагаются классы безразличия или группы равноценных для потребителя наборов благ (благ, обладающих одинаковой полезностью), к примеру, от менее предпочтительных к более предпочтительным. Ее можно образовать с помощью любого последовательного множества чисел, соответствующих данным классам безразличия таким образом, что число, поставленное в соответствии более предпочтительному классу безразличия, будет больше числа, поставленного в соответствие менее предпочтительному классу безразличия. Тогда значения такой порядковой функции и будут выражать только расстановку (ранжирование последовательность, порядок) определенных групп равновесных наборов блаᴦ.
Тем не менее, экономисты эффективно используют обе функции полезности. Даже кардиналистскую (количественную).
В частности, используя количественную (кардиналистскую) функцию полезности, можно охарактеризовать не толькообщую полезность, но и предельную полезность – ᴛ.ᴇ. дополнительное увеличение данного уровня благосостояния, получаемое при потреблении дополнительного количества блага данного вида и неизменных количествах потребляемых благ всех остальных видов. Экономисты обозначают ее как MU – marginal utilitу.
MU – предельная (приростная, дополнительная) полезность;
∆U – изменения полезности (прирост или уменьшение);
∆Х – изменения количества потребляемого блага (прирост или уменьшение).
Теория предельной полезности строится на предположениях˸
2) потребитель стремится получить максимальное удовлетворение (полезность), используя свой ограниченный доход;
3) за относительно короткий период времени, в течение которого вкусы потребителей не изменятся, предельная полезность каждой последующей единицы продукции падает, так как потребность в данном конкретном продукте постепенно удовлетворяется, или ʼʼнасыщаетсяʼʼ. Так, экономисты открыли и сформулировали закон убывающей предельной полезности.
Закон убывающей предельной полезности гласит, что мере того, как вы потребляете все новые единицы одного и того же товара, растет общая полезность (TU), получаемая вами, но при этом она возрастает все более медленными темпами вследствие того, что предельная полезность (MU) данного товара имеет тенденцию к сокращению.
Так, в случае если потребление первого бутерброда принесет человеку полезность, равную, положим, 5 ютилям, второго – 4, третьего – 2, а четвертого – 1 ютилю, то общая полезность этого ряда составит 12 ютилей (а предельная полезность будет равна 1) Отказ от каждого последующего бутерброда будет означать уменьшение общей (суммарной) полезности и одновременное увеличение предельной полезности последнего бутерброда. К примеру, в случае если отказаться от четвертого бутерброда, то общая полезность (TU) составит 11 единиц, а предельная полезность (MU), при отказе от третьего бутерброда TU составит 9 единиц, а MU возрастет до 4, и т.д.
То есть, в случае если общая полезность (TU) растет до известного предела, то предельная полезность сразу начинает падать. Эта динамика изображена на рисунке 5.
Рис.5. График общей (TU) и предельной полезности (MU)
Этот закон должна быть представлен с помощью таблицы.
Количество потребленного товара | Общая полезность | Предельная полезность |
(4 – 0 = 0) | ||
(7 – 4 =3) | ||
(9 – 7 = 2) | ||
(10 – 9 = 1) | ||
(10 – 10 = 0) |
Из таблицы видно, что хотя общая полезность увеличивается до 10, темпы этого увеличения все время снижаются. Это означает, что предельная полезность будет сокращаться. Снижение предельной полезности связано с уменьшением субъективной оценки потребителем единицы товара, когда возрастает количество приобретенных единиц этого блага. Или, еще проще˸ полезность обратно пропорциональна количествупотребляемого блага.
Каждая последующая партия блага удовлетворяет все менее насущную потребность людей, в связи с этим ее оценки все меньше. В случае если блага не хватает на менее насущные потребности, а хватает только на более насущные потребности, то оценка этого блага выше и определяется оценкой последней его партии.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, человек дает ту или иную оценку вещи исходя из того, какую пользу она ему приносит. В случае если, к примеру, человеку для удовлетворения его производственных и личных потребностей крайне важно иметь 10 ведер воды, а в его распоряжении имеется 50, то излишек воды в 40 ведер не будет обладать никакой ценностью. В случае если же у него останется только 10 ведер воды, то каждое из них приобретет ценность, ибо лишение хотя бы одного из них не позволит человеку удовлетворить ту или иную потребность. Именно в связи с этим предельная полезность – это не наибольшая и не средняя полезность, а именно наименьшая польза, ради получения которой эта вещь еще может рациональным образом употребляться.
Математически, общая полезность равна сумме предельных полезностей˸
К примеру, TU5 = MU1-5 = 4 + 3 + 2 + 1 = 10
В таблице для этого крайне важно – от значения нижней строчки (колонки 2) отнять значения верхней строчки той же колонки.
К примеру, MU4 = 10 – 9 = 1.
По данной таблице и строятся кривые TU и MU.
Убывающая предельная полезность помогает также объяснить закон убывающего спроса. Дело в том, что линия спроса совпадает с кривой предельной полезности. С увеличением количества предлагаемого товара цены на каждую единицу падают. Это объясняется тем же – каждая добавляемая порция товара удовлетворяют все менее настоятельную потребность, и ценится меньше, чем предыдущие. Именно этим объясняется крайне важно сть понижения цены, чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого товара.
Как должна быть использован закон убывающей предельной полезности при объяснении потребительского выбора? Предположим, что мы пришли в магазин за покупками, имея 350 рублей. Предположим также, что имеется всего два товара˸ А и Б, цены которых соответственно 50 и 100 руб. Сколько единиц товара А и Б мы купим? Иными словами исходя из их полезности?
Оценим предельную полезность товаров А и Б в баллах исходя из наших субъективных представлений и поместим в соответствующие графы таблицы 3. Согласно нашей оценке, наибольшее удовлетворение нам принесет покупка товара Б. При этом мы учитываем не только предельную полезность, но и цену товара А. Мы принимаем решение о покупке, исходя из полезности на единицу затраченных средств, ᴛ.ᴇ. на 1руб.
Количество, шт. | Товар А (цена 50 руб.) | Товар Б (цена 100 руб.) | |
Предельная полезность MU | Предельная полезность на 1 руб. MU/P | Предельная полезность | Предельная полезность на 1 руб. MU/P |
0,1 | 0,09 | ||
0,08 | 0,06 | ||
0,06 | 0,05 | ||
0,04 | 0,03 | ||
0,02 | 0,01 |
Данные предельной полезности на 1 руб. будут иными, в связи с этим максимально удовлетворит наши потребности покупка трех единиц товара А и двух единиц товара Б. Или˸ TU = 12 (5 + 4 + 3) + 15(9 + 6) = 27 ютилей.
Любая другая комбинация количеств товаров А и Б при существующих ценах и определенном размере имеющихся в наличии средств (350 руб.) даст меньшую суммарную полезность для покупателя.
Потребительское равновесие достигается, когда отношения предельных полезностей отдельных товаров к их ценамравны. Или математически это можно выразить формулой˸
После преобразования, используя свойства пропорций, мы получим формулу максимизации полезности.
Что произойдет, в случае если цена товара Б снизится вдвое? Тогда на те же 350 рублей мы купим три единицы товара А и четыре единицы товара Б.
Эту же формулу можно вывести из графика кривых безразличия (изоквант) и изокост. Она, в частности, является выражением условий, при которых изокоста является касательной линией к изокосте (через тангенс равного угла наклона изокванты и изокосты).
Правило максимизации полезности гласит˸ потребитель может максимизировать полезность таким образом, чтобы последний рубль, израсходованный на продукт А, а также последний рубль, израсходованный на продукт Б и т.д., принесут ему одинаковое количество добавочной или предельной полезности.
Уравнение утверждает, что потребитель, максимизирующий полезность, покупает два товара таким образом, что их предельные полезности в расчете на 1 рубль равны.
Общее условие равновесия потребителя (эквимаржинальный принцип или принцип равной полезности) указывает, что потребитель в равновесии распределяет расходы на все товары таким образом, чтобы уравнять предельную полезность, приходящуюся на 1 рубль, затрачиваемый на каждый из товаров.
Теперь воспользуемся ординалистским подходом для определения условий равновесия потребителя. Инструментом такого анализа являются криваябезразличия (изокванта) и кривая равной стоимости (изокоста или бюджетная линия).