Что означает сизифов труд
Что такое «сизифов труд» на самом деле, или Как хитрейший из греков, сумел перехитрить владыку Олимпа
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Тициан за счет красочной палитры и мастерского использования света и тени сумел на холсте великолепно передать фактуру и склад атлетической фигуры античного героя,
освещенной последними закатными лучами солнца.
Мускулистое его тело как бы намертво слилось с огромной каменной глыбой в единый монолит, не уступая ей в твердости; и которое олицетворяет бесконечный и бесполезный тяжкий труд, называемый «Сизифововым»
Миф о хитром Сизифе, посмевшем тягаться с богами Олимпа
Античная греческая мифология насыщена множеством ярких героев, одним из которых был коринфский царь Сизиф. Существует несколько версий легенды, связанной с этим именем, но все сводятся к одной сути: Сизиф, будучи чрезмерно хитрым, коварным и изворотливым человеком, умудрился нажить себе недоброжелателей не только среди людей, но и среди богов.
Однако хитрый Сизиф не оплошал, он устроил Танатосу почетную встречу за роскошным столом и, напоив бога, велел его заковать в оковы. На земле сразу же перестали умирать люди, даже тяжело больные и смертельно раненые воины, которые сами просили прекратить их страдания.
Но и на этот раз хитрость и изворотливость царя взяли верх, он перед смертью приказал своей жене Меропе, чтобы та после его ухода в царство мертвых оставила тело без погребения и не совершала никаких заупокойных обрядов. И поскольку ритуальный обычай был дерзко нарушен, возмущенная душа Сизифа обратилась к Аиду и Персефоне с просьбой отпустить его в мир живых на три дня, чтобы он мог позаботиться о собственных похоронах, а заодно и хорошенько наказать нерадивую жену. И боги царства мертвых, растроганные его благородным негодованием, согласились отпустить неупокоенную душу Сизифа на этот срок.
Однако, вернувшись в мир живых, Сизиф напрочь забыл о своем обещании. Куда уж лучше было хитрому коринфскому царю жить под голубым небом и нежиться под теплыми лучами солнца и радоваться, что посчастливилось ему одному из всех смертных вернуться из мрачного царства, а не быть тенью умершего во владениях Аида.
Но это уже не сошло с рук лжецу. Аид, сильно разгневавшись, вновь послал бога смерти за душой Сизифа, которую Танатас и низверг в преисподнюю.
С тех времен и несет тяжкую кару в загробной жизни за все свое коварство, за весь обман, которые совершил на земле коринфский царь. И вынужден подымать на высоченную, гору огромный камень. Изможденный тяжким трудом из последних сил доходит Сизиф почти до самой вершины: еще небольшой шаг и окончен будет Сизифов труд, но зловещий камень выскальзывает с его рук и с грохотом катится вниз, вздымая шлейф пыли. И вновь начинает свою работу коринфский царь.
Наказание за непослушание смерти продолжается и поныне: так и тащит свою тяжкую ношу Сизиф, но никак ему не суждено достигнуть горной вершины.
Сизиф, олицетворяющий «сизифов труд» в творчестве художников, скульпторов, поэтов
Одиссей, видевший Сизифа в царстве теней, так повествовал о нем:
Видел я также Сизифа, казнимого страшною казнью;
Тяжкий камень снизу обеими влек он руками
В гору; напрягши мышцы, ногами в землю упершись.
Камень двигал он вверх; но едва достигал до вершины
С тяжкою ношей, – назад устремлялся обманчивый камень.
Снова силился воздвигнуть тяжесть он, мышцы напрягши.
Тело в поту, голова вся покрыта черною пылью.
(Гомер. Одиссея. XI, 594 – 600.)
Могила же Сизифа, издавна находившаяся в тайном месте неподалеку от Коринфа, со временем стала считаться священной. Тяжкая кара перестала восприниматься как заслуженное наказание, а стала символом мстительности и злопамятности богов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Фразеологизм пришел из древнегреческой мифологии: царь Сизиф после смерти был обречен вечно вкатывать на гору огромный камень, который с вершины скатывается обратно вниз.
Ударение ставится на второй слог: сиз и́ фов труд.
Тициан. Наказание Сизифа
Говорить бывало, когда мы останемся одни, ужасно трудно. Какая-то это была сизифова работа. Только выдумаешь, что сказать, скажешь, опять надо молчать, придумывать.
Л.Н. Толстой. «Крейцерова соната»
Занят я теперь громадной, но увы, кажется, сизифовой работой, составлением каталога о товарах, привозимых в таможню.
Ал.П. Чехов. Письма Антону Павловичу Чехову
Год за годом, сизифовыми трудами строй, возводи, недосыпай, а этот пришел, и ему все равно, что он дунет, плюнет и все разлетится вдребезги!
Б.Л. Пастернак. «Доктор Живаго»
Зачем делать бессмысленную работу? Какой-то сизифов труд…
Ю. Трифонов. «Исчезновение»
Происхождение выражения: за что боги наказали Сизифа?
Этот миф излагается в «Одиссее» Гомера:
Видел я также Сизифа, казнимого страшною казнью:
Тяжкий камень снизу обеими влек он руками
В гору; напрягши мышцы, ногами в землю упершись,
Камень двигал он вверх; но едва достигал до вершины
С тяжкой ношей, назад устремленный невидимой силой,
Вниз по горе на равнину катился обманчивый камень.
Снова силился вздвинуть тяжесть он, мышцы напрягши,
Тело в поту, голова вся покрытая черною пылью.
«Одиссея» в переводе В.А. Жуковского
Выражение «сизифов труд» в переносном смысле первым употребил древнеримский поэт Проперций в I веке до н.э.
Еще одна популярная версия гласит, что Сизиф был наказан за попытку избежать смерти. Однажды царь пленил и заковал в цепи бога смерти Танатоса. Люди перестали умирать, и тогда обеспокоенные олимпийцы послали бога войны Ареса, чтобы освободить Танатоса. Душа Сизифа отправилась в мир мертвых.
Но Сизиф смог обмануть богов. Он запретил жене совершать похоронные обряды, велев бросить непоребенное тело на площади. Тогда хтонические божества Аид и Персефона, не дождавшись положенных жертв, разрешили Сизифу ненадолго вернуться в мир живых, чтобы наказать жену за непочтительность и организовать собственное погребение. Хитрец Сизиф возвратился во дворец и остался на земле.
Персефона наблюдает за трудом Сизифа. Древнегреческая амфора, около 530 г. до н.э. Фото: Wikimedia / Bibi Saint-Pol
«Миф о Сизифе» Альбера Камю
Альбер Камю. «Миф о Сизифе»
Сизиф. Картина Франца фон Штука.
Сизиф смотрит, как в считанные мгновения камень скатывается к подножию горы, откуда его опять придется поднимать к вершине. Он спускается вниз.
Сизиф интересует меня во время этой паузы. Его изможденное лицо едва отличимо от камня! Я вижу этого человека, спускающегося тяжелым, но ровным шагом к страданиям, которым нет конца. В это время вместе с дыханием к нему возвращается сознание, неотвратимое, как его бедствия. И в каждое мгновение, спускаясь с вершины в логово богов, он выше своей судьбы. Он тверже своего камня.
Я оставляю Сизифа у подножия его горы! Ноша всегда найдется. Но Сизиф учит высшей верности, которая отвергает богов и двигает камни. Он тоже считает, что все хорошо. Эта вселенная, отныне лишенная властелина, не кажется ему ни бесплодной, ни ничтожной. Каждая крупица камня, каждый отблеск руды на полночной горе составляет для него целый мир. Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека. Сизифа следует представлять себе счастливым.
Сизифов труд. Миф о Сизифе
«Сизифов труд» — эта фраза знакома многим из нас: кому-то – понаслышке, а кому-то – по собственному опыту. И, конечно же, значение её известно – обычно о Сизифовом труде говорят, когда речь идёт о долгой, мучительной и безрезультатной работе и муках. Но почему именно Сизиф? Что за образ послужил для столь знаменитого фразеологизма? Вот об этом знает далеко не каждый, и мы бы хотели рассказать вам, откуда произошло выражение «Сизифов труд».
Сизиф
Для начала дадим краткую справку:
Сизиф, а если выражаться правильнее, Сисиф – это один из персонажей мифологии Древней Греции. Он был сыном Энареты и Эола, супругом дочери Атланта – плеяды Меропы, от которой у него были сыновья: Альм, Ферсандр, Орнитион и Главк.
Сизиф был строителем и царём древнегреческого полиса (города) Коринфа (сегодня он называется Эфирой), которого после смерти боги приговорили к «каторжным работам» — закатыванию на гору, расположенную в находящейся под царством Аида глубочайшей бездне под названием Тартар, тяжёлого камня, который как только достигает вершины, постоянно скатывается вниз. Отсюда, собственно, и пошло рассмотренное нами выше выражение.
По словам легендарного древнегреческого поэта-сказителя Гомера, Сизиф был хитрым, корыстолюбивым и порочным человеком, который впервые среди греков (эллинов) воспользовался обманом и хитростью.
Мифов, связанных с Сизифом, существует несколько вариантов, каждый из которых довольно интересен.
Мифы о Сизифе
Все имеющиеся мифы о Сизифе дают нам объяснение того, почему он был так жестоко наказан богами.
Согласно одной версии, причиной наказания Сизифа послужила дочь Асопа – Эгина. После того как её похитил Зевс, Асоп начал её искать, но всё безрезультатно. Тогда Сизиф сказал Асопу, что знает, как найти Эгину, но расскажет, только если Асоп согласится дать ему воду в акрополь Коринфа – Акрокоринф.
Самой же распространённой версией считается такая: однажды Сизиф путём обмана похищает Танатоса (бога смерти), заковывает и оставляет у себя в плену (есть также версия, где Сизиф обманывает и заковывает в цепи не Танатоса, а Аида). По причине отсутствия Танатоса, на планете люди больше не умирают. Из-за этого начинают беспокоиться боги, но предпринять ничего не могут. Однако несколько лет спустя, богу войны Аресу удаётся спасти Танатоса. Чтобы отомстить Сизифу, Танатос исторгает его душу, а затем уводит в царство теней умерших людей.
Но Сизиф отличился снова: перед тем как умереть, он запретил жене совершать обряд погребения в случае его смерти. Не сумев дождаться погребальных подношений, Аид с Персефоной разрешают Сизифу на некоторое время вернуться в мир живых, чтобы он наказал жену за то, что он нарушила сакральные обычаи, и после устроила традиционные похороны с жертвоприношениями.
Затем Сизиф должен был возвратиться в царство Аида. Но он не вернулся, а продолжал пребывать в своём дворце, радуясь тому, что он является единственным из всех смертных, кому удалось вернуться в мир живых из царства теней. Время шло, и то, что Сизиф не вернулся, было обнаружено только несколько лет спустя. За тем, чтобы вернуть обманщика, был послан Гермес.
Проступки, которые Сизиф совершил при жизни (включая посмертные) стали причиной наказания Сизифа: на протяжении вечности он должен был закатывать на гору огромный валун, который всё время скатывался вниз, и повторять это действие раз за разом.
С течением времени образ Сизифа прочно вошёл в творчество различных деятелей искусства. Например, он стал одним из персонажей в сатировских драмах Эсхила, таких как «Сисиф-камнекат», «Сисиф-беглец» и «Феоры, или Истмийские состязания», а также в пьесе Софокла «Сисиф», сатировской драме Еврипида «Сисиф» и пьесе Крития «Сисиф». Но кроме своего отражения в драматургии Древней Греции, образ Сизифа был отражён и в творчестве деятелей нового времени – литераторов (Робер Мерль и Альбер Камю) и художников (Тициан).
И не будет лишним рассмотреть образ Сизифа в работе одного из самых ярких представителей абсурдизма – Альбера Камю. Далее вы поймёте, почему.
Сизиф в эссе Альбера Камю
Если вы когда-нибудь интересовались абсурдизмом, то знаете, что это философское представление о существовании человека заключается в том, что его бытие не имеет смысла. И именно у Камю Сизиф становится человеком, поднявшимся над бессмысленностью жизни и обретшим в ней своё собственное предназначение, а также гордость. Речь идёт о философском эссе Адьбера Камю 1942 года «Миф о Сизифе». Кстати, «Миф о Сизифе» — это программное произведение в философии абсурдизма.
В своей работе Камю делает попытки ответить на вопрос: «Стоит ли жизнь труда того, чтобы её проживать?» — единственный вопрос, согласно мнению Камю, который имеет значение в философии.
Наибольший интерес герой мифов вызывает у писателя, когда первый вновь и вновь спускается с горы к её подножию, чтобы найти скатившийся камень. Данный момент является наиболее трагическим, т.к. именно в этот миг Сизиф приходит к полному осознанию своего безнадёжного положения. Сизиф потерял надежду, но также у него нет и судьбы, которую он не мог бы преодолеть, испытывая к ней презрение.
У Сизифа есть его камень, представляющий собой целое достояние, и даже малейший кусочек которого является для него целым миром. В конце концов, Альбер Камю приходит к заключению, что в действительности «всё хорошо», и единственное, что Сизифу нужно сделать, это представить себя счастливым человеком.
Необычно и интересно то, что Камю предлагает смотреть на бесконечную и бессмысленную работу Сизифа, как на своеобразную метафору жизни современного человека, которая впустую тратится им на офисы, конторы, цехи заводов и другие подобные этим места. Камю говорил: «Сегодняшний рабочий каждый день своей жизни трудится над одной и той же задачей, и эта судьба не менее абсурдна. Но это трагично только в редкие моменты, когда это осознаётся».
Автор данной статьи не претендует на звание писателя, творящего шедевральные произведения, или философа, который может высказать суть проблемы в нескольких фразах, поэтому не судите его строго за то, что будет сказано ниже.
А сказать хочется о том, что сравнение Сизифова труда Альбером Камю с жизнью человека нового мира, несмотря на то, что сделано оно было более полувека назад, даже сегодня является очень актуальным. Миллионы людей проводят свои жизни в бетонных коробушках, пытаясь свести концы с концами, выполняя работу, нужную кому угодно, только не им, зарабатывая деньги на ежедневные и зачастую сиюминутные нужды. Это ли не Сизифов труд? И это ли не абсурдизм во всей его красе? Неужели в этом есть смысл? Многие из нас вкатывают свой «камень» на свою «гору» каждый в своём «Тартаре», и тратят на это целую жизнь. Это действительно так, ведь такая жизнь представляется тяжкой ношей, постоянно требующей внимания и действий.
Но вот с чем не согласен автор, так это с тем, что жизнь лишена смысла. Жизнь дана каждому из нас не просто так – у всего в этом мире есть предназначение, от маленькой букашки до самых высоких и неприступных гор, от ничего не значащего клерка до большого начальника – каждый является частью целого. Пусть это и покажется слишком идеалистическим, но в жизни любой человек может найти своё предназначение, дабы не быть человеком абсурда.
Если нравится жить, то нужно стремиться к тому, чтобы наполнить жизнь яркими красками и эмоциями, или хотя бы предпринимать попытки к этому. Если жизнь кажется «пустой тратой времени», то посвятить её можно подготовке к «жизни после». Единственное и главное – суметь найти себя, понять, что нравится, к чему лежит душа. А если даже это не помогает, то можно непрестанно наблюдать за своим «камнем», который ты пытаешься взгромоздить на вершину. Возможно, по прошествии времени, и для вас в одном миллиметре этого камня будет заключена целая вселенная.
Но всё же, не стоит делать свою жизнь абсурдной. Не превращайте её в Сизифов труд. Живите!
Значение и происхождение фразеологизма «Сизифов труд»
Легендарный Сизиф – один из интереснейших персонажей греческой мифологии. Он прожил полную приключений жизнь, но почему-то остался в истории благодаря упоминанию о своей загробной участи. Что за труд ждал коринфского царя по ту сторону Стикса? И что имеют в виду, вспоминая крылатое выражение сегодня?
Значение выражения
«Сизифов труд» — это тяжело выполнимая работа, не приносящая результата. Трудовые затраты в этом случае огромны, а удовлетворения и пользы от них нет. Так говорят о бессмысленном занятии, вроде скачивания рефератов по первой попавшейся ссылке с целью отделаться от преподавателя — вместо реального желания получить новые знания. То же самое относится к с работе плохих чиновников, не заинтересованных в помощи людям. Вообще любое механическое делание обессмысливает цель труда.
Происхождение фразеологизма
Сизиф, царь Коринфа, был заботливым правителем и хотел, чтобы в засушливом месте рядом с его городом имелся водный источник. О даровании этого блага он договорился с речным божеством по имени Асоп. Платой за услугу стали сведения о том, куда подевалась дочь Асопа – наяда Эгина. Узнав о том, что Эгину похитил Зевс, Асоп пришёл в ярость, но выполнил обещание, и у коринфян появилась вода. Сизифу же пришлось заплатить за свой поступок.
Теоретик экзистенциализма А. Камю в эссе «Миф о Сизифе» назвал образ мученика, катящего в гору камень, символом новейшего времени. Человек проводит дни в суете, становясь рабом собственных страстей, и получает за это посмертную кару в виде безрезультатного труда. Наши цели призрачны, а значит, недостижимы. Пожалуй, с этой точкой зрения не поспоришь.
Синонимы
В русской культуре труд интерпретируется как дело благородное и заслуживающее уважения. Однако есть несколько идиом и о труде-наказании:
Эти выражения показывают, что работа по принуждению, труд без радости и смысла изнуряют человека. Сизифа наказали олимпийские боги. Но кто наказывает нас с вами? Быть может, настало время сбросить с плеч неподъёмный камень и посадить цветы у подножья скалы?
Тест на знание фразеологизмов
Оцените богатство своей речи! Пройдите тест на знание фразеологизмов.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Причём все события происходили в конкретных местах и в определённую историческую эпоху, по большей части в XIV-XIII веках до н.э. – в период расцвета Микен, конец которому положила победоносная Троянская война и вторжение дорийцев на Пелопоннес. Если разобраться, большинство греческих героев были суровыми, но справедливыми воинами, как Диомед или Пелей, либо интриганами и негодяями, как микенский царь Атрей или, скажем, Теламон, брат Пелея, похитивший жену троянского царя Приама Гесиону. Несколько особняком в этом ряду стоят три проходимца экстра-класса, хитрецы из хитрецов, непревзойдённые мастера уловки и обмана. Это всем известный Одиссей, сын Лаэрта, Автолик, сын Гермеса, и Сизиф, сын Эола, прародителя всех эолийцев. Причём Одиссей приходился Автолику внуком, а Сизифу родным сыном, но об этом чуть позднее.
Как бы ни был хитроумен Одиссей, но до Сизифа ему было далеко. Этот легендарный герой, а заодно и отъявленный плут вызывал у греков самые противоречивые чувства. Для жителей Коринфа он был мудрейшим и справедливейшим из героев, для жителей Аттики – грабителем с большой дороги, а для прочих – пройдохой, обманувшим немало людей и богов. И по-своему все были правы. Во всяком случае, личностью он был неординарной.
О детстве и юности Сизифа толком ничего не известно. На исторической сцене он появляется неожиданно, когда Медея, разругавшаяся с Ясоном, непонятно за что подарила Сизифу приморский городок Эфиру, расположенный возле перешейка Истм, разделявшего Пелопоннес и Аттику.
Впрочем, мы можем без особого труда определить, какого рода услуги Сизиф оказывал Медее. Судя по его дальнейшим «подвигам», он отличался большой осведомлённостью и был в курсе всех интриг и сплетен. Живи он в наше время, быть бы ему руководителем сыскного агентства или информационного бюро. Свои знания Сизиф успешно конвертировал в материальные приобретения, и Эфиру он, скорее всего, получил в награду за доказательства супружеской неверности Ясона.
Сизиф оказался на редкость успешным правителем. Эфиру он переименовал в Коринф, который стал быстро развиваться благодаря торговле и туризму. Одним из первых Сизиф сообразил, что для развития города нужно всеми силами способствовать притоку приезжих. Когда в море утонул его юный племянник Меликерт, Сизиф организовал в его память Истмийские игры, которые по популярности уступали только Олимпийским. На это мероприятие съезжались толпы зевак со всей Эллады, которые основательно пополняли городской бюджет. Со временем Коринф превратился в крупнейший торговый центр, противостоящий Афинам, которые примерно в те же времена основал Тезей на месте городка паломников вокруг древнего жертвенника Афине.
Однако государственное управление было не единственным занятием Сизифа. Экономическая ситуация в те времена была сложной, поскольку египтяне и пунийцы не давали грекам заниматься морской торговлей и закрыли для них свои порты (многие из греческих купцов параллельно занимались пиратством). Всем приходилось как-то крутиться, и Сизиф, подобно многим другим правителям, подрабатывал грабежом соседних территорий, а именно Аттики, которая была под боком. Ограбив и убив путников, он всегда оставлял на месте свой фирменный знак – придавливал трупы большим камнем. Из-за этого слава его в Аттике была самого дурного свойства.
Ещё одним источником дохода для Сизифа было животноводство. Его стадо коров было крупнейшим во всём Пелопоннесе. Из-за коров, собственно, и произошёл конфликт между Сизифом и другим знаменитым плутом Автоликом. Как-то Сизиф заметил, что стадо его начало стремительно редеть, а у Автолика коров порядком прибавилось. По преданию, Автолик получил от своего отца Гермеса способность менять вид живых существ, к примеру, превращать коров в коз, самому делаться невидимым и делать невидимым всё, что он захочет. Естественно, что удержаться от воровства, имея такие способности, было непросто. Впрочем, Автолик не был банальным воришкой. Это был могучий воин, непобедимый в бою, обучавший борьбе самого Геракла, поэтому ссориться с ним было, по меньшей мере, неразумно.
Но Сизиф не спасовал перед трудностями. На нижней стороне копыт каждой коровы он вырезал букву «С», означавшую, что корова принадлежит ему. Когда в очередной раз часть коров пропала, на дороге остались чёткие отпечатки копыт с буквой «С», которые вели прямиком во владения Автолика. Призвав на помощь толпу соседей, Сизиф отправился к Автолику и устроил ему грандиозный скандал. Пока на скотном дворе бушевали страсти, сам Сизиф прокрался в дом Автолика и под шумок соблазнил его дочь Антиклею. Вскоре после этого Антиклея сочеталась браком с Лаэртом и родила ему сына Одиссея. Когда нам рассказывают, что Одиссей родился недоношенным, то это большое преувеличение, просто срок беременности считали не от той даты. Как видим, Сизифа лучше было не обижать, поскольку мстил он очень изощрённо.
Как видим, особо добродетельным этот герой никогда не был. Однако Сизиф умудрился нажить себе недоброжелателей не только среди людей, но и среди богов. Как повествует предание, Зевсу приглянулась симпатичная нимфа по имени Эгина, дочь речного бога Асопа. Надо сказать, что Громовержец, будучи примерным семьянином, предпочитал обделывать свои делишки без лишнего шума. Зевс выкрал Эгину и спрятал её на острове Энона (который потом в её честь переименовали в Эгину), где она впоследствии родила Эака, знаменитого героя, деда Ахилла, отца Пелея и Теламона.
Асоп долго искал свою пропавшую дочь и, в конце концов, обратился за помощью к всезнающему Сизифу. Никто из людей в здравом уме не стал бы вмешиваться в конфликт богов, но только не Сизиф. Он как раз занимался строительством крепостных стен вкруг Коринфа, и его беспокоило отсутствие непересыхающего источника питьевой воды, без которого от крепости проку не много. Асоп пошёл ему навстречу и создал источник вкуснейшей воды в центре города, который коринфяне и поныне гордо демонстрируют туристам. Взамен Сизиф рассказал речному богу, кто похитил его дочь и где она находится.
Скандал получился на славу. Разгневанный Асоп напал на Зевса и чуть не прикончил его. Застигнутому врасплох Зевсу пришлось бежать, отстреливаясь молниями. Когда он еле живой вернулся на Олимп, то вдобавок получил головомойку от своей разгневанной супруги Геры. Над этой историей олимпийские боги втихомолку посмеивались ещё долгие годы. Когда Зевс выяснил источник утечки информации, ярости его не было предела. Он приказал Танатосу, богу смерти низвергнуть Сизифа в царство мёртвых и подвергнуть его самым жестоким мучениям. Однако Танатос с заданием не справился.
Ловкач Сизиф успел подготовиться к визиту бога смерти. Встретив Танатоса, как самого почётного гостя, он устроил в честь него пир и рассказал ему кучу самых свежих сплетен. Когда гость немного расслабился, Сизиф похвастался колодками необычной конструкции и в процессе демонстрации их устройства быстро заковал незадачливого бога. На несколько дней все смерти на земле прекратились. Даже разрубленные пополам воины продолжали жить. Тогда уже не выдержал этого издевательства бог войны Арес. Он лично прибыл в Коринф, освободил Танатоса, и без лишних церемоний доставил Сизифа прямиком в царство мёртвых.
На этом, однако, эта история не закончилась. Подученная мужем, жена Сизифа Меропа оставила его тело без погребения. Поскольку священный обычай был дерзко нарушен, возмущённый Сизиф обратился к Аиду и Персефоне с просьбой отпустить его в мир живых на три дня, чтобы он мог позаботиться о собственных похоронах, а заодно и примерно наказать жену. Боги царства мёртвых, растроганные его благородным негодованием, пошли ему навстречу. Однако, вернувшись в мир живых, Сизиф даже и не подумал выполнять своё обещание.
После воскрешения он прожил ещё много лет, пока вовремя очередного набега на Аттику его окончательно не прикончил Тезей. Впрочем, говорят так же, что за его душой явился отец Автолика, небесный покровитель воров и плутов Гермес, который и вернул беглеца обратно в Аид. На этот раз боги были безжалостны. Отныне и до конца времён Сизифу было предназначено вкатывать на высокую гору огромный камень, который возле самой вершины срывался вниз. И это наказание полно глубокого символизма, актуального не только для древних греков, но и для нас. Ведь тяжёлый и бессмысленный труд, на который был обречён Сизиф, многие люди выполняют добровольно в силу привычки и страха перед переменами. Мы жалуемся на жизнь, но упорно продолжаем катить в гору свои бесполезные камни. И выходит так, что привычка оказывается ничем не лучше, чем проклятие богов.
Прошли столетия, и в сознании людей образ Сизифа постепенно трансформировался – он стал вызывать не презрение, а сочувствие. Ведь Сизиф был не просто заурядный злодей, но человек, который не побоялся разоблачить Зевса, водил за нос богов и героев и построил прекрасный город. Многие ли из смертных могут похвастаться тем же? Его потомки Главк, Орнитион, Фок стали героями и оставили свой яркий след в истории Эллады. Могила Сизифа, находившаяся в тайном месте неподалёку от Коринфа, со временем стала считаться священной. Его грехи позабылись, а среди греческой аристократии стало престижным иметь Сизифа в ряду легендарных предков. Тяжёлая кара перестала восприниматься как заслуженное наказание, а стала символом мстительности и злопамятности богов. Что ж, хитрейший из греков, Сизиф и после смерти умудрился улучшить свой имидж. Ходят слухи, что ныне его мучения окончены, он прощён, и стал небесным покровителем всех журналистов, пиарщиков и политтехнологов.
А я бы вам напомнил еще историю … о Винни-Пухе, а так же Кем бравый солдат Швейк приходился Ярославу Гашеку