Что означает светское и религиозное сознание
Разница между светским и религиозным подходом
www.laitman.ru
26.05.2015, 15:29 [#159977]
Вопрос: Какая разница между религиозным и светским подходом к жизни? Например, я считаю себя светским человеком, но во мне постоянно происходит внутренний конфликт, и мне трудно понять, где во мне кончается светский человек и начинается религиозный. И такой же раскол существует во всем израильском обществе.
Ответ: Светский человек считает, что весь мир управляется законами природы, и нет ничего, кроме того, что мы видим и раскрываем с помощью науки. Светский подход к жизни означает, что мир надо принимать таким, как он есть, согласно своим ощущениям, не рассчитывая на какие-то высшие силы, судьбу, жизнь после смерти. Любые нераскрытые явления – это не больше, чем плод нашего воображения и фантазии.
Светский подход – это реальный подход. Внутри него есть множество разновидностей, определяемых отношением человека к себе и к обществу, но они уже не того уровня, как различие между религиозным и светским подходами.
Религиозный подход основан на вере в высшую силу, сотворившую мир и поставившую нам условия, которые мы обязаны выполнять. Если мы выполним все пожелания высшей силы, то заслужим награду, если же не выполним, то будем наказаны.
Существуют разные виды отношений к высшей силе, к награде и наказанию, к участию в этом человека и его свободе выбора. Но суть в том, что религиозный человек учитывает существование высшей силы, высшего замысла, программы, цели творения. Таким образом, центром творения уже является не человек, а высшая сила, Творец.
Поскольку человек верит, что все устраивает и организовывает Творец, реагируя на его поведение, ему приходится все время соотносить свою жизнь с высшей силой. То есть он считает себя зависящим не от законов слепой природы, а от высшей воли. И потому можно молиться высшему, просить, стыдиться, раскаиваться в своих прошлых поступках.
Вокруг этого возникло множество разных религий и верований, когда-либо существовавших и исчезнувших, или живущих по сей день. Религия оказала очень большое влияние на мир и на человечество. Все последние две тысячи лет человечество развивалось под влиянием религии – сначала после крушения Второго Храма возник иудаизм, а потом из него вышло христианство и ислам.
Все эти религии борются между собой, и между ними существуют очень сложные отношения. И внутри каждой религии насчитывается множество течений: католики, протестанты, православные в христианстве, шииты, сунниты в исламе, и множество течений в иудаизме.
Каждая синагога в Израиле чем-то отличается от остальных. Не говоря уже о конфликте между светскими и религиозными, которые не способны организовать свою жизнь так, чтобы не мешать друг другу, а желают навязать другим свой взгляд на жизнь.
Я не хочу судить, кто из них прав, а кто виноват. Но такой конфликт существует только в Израиле. Например, в США или в Европе нет противостояния между религиозными людьми и светскими. Если ты еврей, никого не волнует, каждый ли день ты ходишь в синагогу, по субботам или только по большим праздникам.
Евреи за границей чувствуют себя относящимися к одному народу. В Израиле же происходит конфликт, потому что религия не отделена от государства и вовлечена в борьбу за власть. А потому она попадает в зону общего интереса, где сталкиваются наши желания. С годами этот конфликт все больше усиливается, ведь каждый считает, что противоположная сторона желает урвать себе ее кусок.
Это противостояние в обществе набирает все большую силу, приводя к такой ненависти и разобщению, каких еще никогда не существовало в народе Израиля. И я не думаю, что это результат различного подхода к миру. Это просто борьба за власть в нашей жизни – желание одних управлять другими и государством, чтобы оно служило именно их интересам, будь то религиозная община или светская.
Борьба идет за государство, за власть, за государственную казну и ее использование для собственного блага.
Технология проведения урока в группах сменного состава (стр. 3 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
Убежденность в существовании сверхъестественных сил и потустороннего мира
Убежденность в реальности посюстороннего мира. Религия – заблуждение от незнания.
Бог – высшая сила, творческое начало мироздания
Человек – высшая сила в природе, творец в торой природы
Лучшим регулятором поведения человека могут быть его заветы с Богом
Лучшим регулятором поведения человека могут быть справедливые законы и общественная мораль
Источник религиозного сознания – священное писание (Библия, Коран, Тора и др.)
Источник светского сознания – жизненный опыт, достижения науки, искусство.
Внешний регулятор поведения человека – страх перед Божьим судом (Бог все видит, все знает)
Внешний регулятор поведения человека – страх перед судом (Тайное всегда становится явным) и общественным мнением
Внутренний регулятор поведения человека – сознание греха
Внутренний регулятор поведения человека – «муки совести»
Плохой поступок – грех, порок
Плохой поступок – правонарушение, преступление
КЛЮЧ. Задание 4. Восстановите схему «Религиозная структура общества»
§ 14. Религия и религиозные организации
Реален ли потусторонний мир? Каковы место и роль религии в современном обществе? Как соотносятся светское и религиозное начала в культуре?
Особенности религиозного сознания
На уроках истории вы уже получили сведения о роли религии и церкви в жизни человеческого общества в различные исторические эпохи. Однако эти знания чаще всего ограничиваются общими представлениями о влиянии церкви на сферы политики и культуры в различных странах.
Религия не исчерпывается деятельностью официальных институтов — церквей и других вероисповедных объединений (общин). При изучении этого явления важно понять, что мы имеем дело с миром сложных нравственных, ценностных, эстетических и других исканий людей, психологически насыщенных, эмоционально острых и содержательных для верующего человека.
«Религия» в буквальном переводе с латинского означает «связь» («восстановление связи»). Верующие считают связь повседневной жизни, поступков и даже своих помыслов с главной святыней, т. е. с Богом, превосходящей по своим возможностям и проявлениям возможности обычных людей. Это особый вид реальности. В науке такая реальность называется сверхъестественной, потусторонней. Однако для людей верующих, как подчёркивал известный русский религиозный мыслитель и учёный П. А. Флоренский (1882—1937), эта реальность более естественна, чем обычные способы и формы человеческой жизнедеятельности.
Итак, религия — это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы. Это стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом, всеобщей основой мира (Богом, богами, безусловным средоточием всего существующего, субстанцией, главной святыней).
Религиозное сознание — это убеждение верующих в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего, в том, что источником главных ориентиров и ценностей человечества является Бог — высшая сила в мире. Соответственно нравственные требования и нормы воспринимаются в религиозном сознании как производное воли Бога, выраженной в его заветах, заповедях и священных книгах (Библия, Коран, Лунь-юй («Беседы и суждения»), основанных на тех или иных контактах со сверхъестественным источником (заветы Моисей получил от Бога Иеговы (Яхве) на горе Синай; Нагорная проповедь Христа — это слово Богочеловека; пророк Мухаммед продиктовал то, что сообщил ему Бог через ангела (архангела) Джебраила).
Светское сознание отличается от религиозного тем, что источники всех важнейших процессов в мире оно усматривает в посюсторонних, на его взгляд, изменениях в обществе: в накоплении культурных навыков, в бурном прогрессе естественных, технических и прикладных наук, в гуманизации и компьютеризации образования, в разумной экологической политике, в планировании семьи и в других сферах жизни людей. Светское сознание считает религию глубоко частным, даже интимным, делом индивидов. Оно выступает за последовательное отделение церкви от государства и школы, за укрепление позиций научных знаний в оценках места и роли религии в обществе.
В светском сознании могут быть элементы безразличного, атеистического отношения к религии. В то же время толерантность (терпимость) светской культуры к иным мировоззрениям и культурам даёт возможность сотрудничества с ними по целому ряду вопросов, актуальных как для верующих, так и для неверующих.
Религию как особую сферу культуры человечества изучает специальная наука — религиоведение. Среди проблем, которые интересуют учёных, — сущность религии, её значение в общественном развитии, её возникновение, развитие и соотношение с другими явлениями культуры. Религиоведение наряду с этикой, изучающей мораль, — наука философская. Её не следует путать с теологией (богословием), являющейся совокупностью религиозных учений о сущности и действии Бога.
Вера в Бога как в сверхъестественное существо, по воле которого должны происходить все основные события в земном мире вообще, а в человеческом общежитии в особенности, лежит в основе любой религии. Развитие представлений о Боге имеет длительную и многоплановую историю. В её основе — настойчивые усилия людей восполнять недостатки и пороки земной жизни верой в возможность их исправления и компенсации чудесным образом.
Религия имеет ряд идей и представлений, сосредоточенных вокруг учения о природе, проявлениях и действиях божественного существа или существ. Таковы рассказы, мифы, верования в богов у древних греков, древних римлян, древних индийцев, древних китайцев и других народов. В них отчётливо представлен многобожный (политеистический) характер этих религиозных систем. Напротив, в Ветхом Завете (религия древних иудеев), в религиях христиан и мусульман выражен единобожный (монотеистический) принцип. Во многих религиях существуют представления о человекоподобных (антропоморфных) богах. Боги ведут себя подобно людям: гневаются, мстят, радуются, ревнуют, скорбят и т. д. Если их много, они либо ссорятся между собой, враждуют, либо объединяются для исполнения общих замыслов.
С течением времени происходило постепенное вытеснение из религии прямого — антропоморфного — содержания. Это было связано с ростом культуры общества, с появлением в нём богословов и верующих, способных более или менее систематически избегать в своих рассуждениях о божестве прямых аналогий с земными событиями, переживаниями и обстоятельствами. Тем не менее в любой религии образ Бога всегда имеет печать породивших и питающих его земных условий. На это указывают и личные характеристики Бога (святость, милосердие, справедливость и др.) в различных религиозных системах. Подобные характеристики Аллаха приводятся в Коране; в иудаизме Бог представлен недоступным и требующим жертвоприношений; в христианстве Бог предстаёт отцом для всех тех, кто в него уверовал.
Различают религии мировые — христианство, ислам, буддизм — и региональные. Перечисленные мировые религии именуются так потому, что их последователи представлены разнообразными национально-этническими группами. Принадлежность их к данной религии не определяется кровнородственными связями и отношениями. Эти религии ставят свои ценности выше этнонациональной принадлежности своих последователей. Региональные же религии ориентированы на особый культурно-психологический склад, способ мышления <менталитет), обусловленные в первую очередь самоидентификацией по кровным, т. е. этнонациональным, основаниям. В них кровнородственные союзы последователей и связанные с этими союзами противостояния определяют этнические составляющие.
Религиозное и светское
Бесплодность фундаментализма, слепого следования религиозной традиции в «обезбоженном» секулярном мире не должна служить помехой пониманию того, что столь же бесплодна, чревата тем же моральным хаосом и утратой смысла любая нигилистическая попытка отбрасывания или разрушения этой традиции. Нельзя забывать, что человеческое сознание основывается на огромном многообразии опыта, включая и опыт религиозный, что весь этот опыт и возникшее на его основе понимание жизни формулируют-
Такой подход особенно актуален для оценки роли религии в посткоммунистическом обществе. Крушение социализма в тех его вариантах, в которых он реально существовал, привел не только к дискредитации коммунистической идеологии, одной из ипостасей которой был «воинствующий атеизм». «Строительство социализма» представлялось как исторический эксперимент создания «общества без религии», воспитания «нового человека», свободного от религиозных «пережитков прошлого». Однако нельзя ставить знак равенства между секуляризацией как объективно детерминированным социальным процессом и насильственным разрушением религии. Вместе с тем крушение социализма отразилось в общественном сознании как крушение атеизма не только в качестве неотъемлемой составной части идеологии правящей коммунистической партии, но как крушение любой нерелигиозной формы сознания. Этому выводу способствовало искушение представить атеизм в качестве главного виновника тоталитаризма.
В результате сегодня можно констатировать кризисные явления в тех современных светских течениях культуры, которые в исторической перспективе развития процесса секуляризации выражали себя вне религиозной традиции или в оппозиции к господствующей религиозной культуре. «Поворот к религии», «религиозное возрождение» в переходную эпоху, в обществе, расстающемся с прежними идеологическими устоями и ведущем поиск новых мировоззренческих основ, понятен. В этом поиске есть и тупиковые варианты, соблазнительные своей простотой, будь то надежда заимствовать готовый образец извне, будь то искушение понять задачу восстановления разрушенной национальной традиции как простую реставрацию пройденного. Единственной не ту-
Так, анализирующий с «левых», во многом марксистских, позиций условия, в рамках которых пребывает человек сегодня, Славой Жижек в книге «Хрупкий Абсолют, или Почему стоит бороться за христианское наследие» (М., 2003. С. 31) ставит вопрос о том, как относиться к «возвращению религиозного измерения» в эпоху постмодернизма. Вместо традиционного для «воинствующего материализма» в прошлом яростного отрицания христианского наследия и преемственной связи с ним марксизма Славой Жижек предлагает крутой поворот: вместо того чтобы принимать защитную стойку, «нужно сказать: да, от христианства к марксизму ведет прямая линия наследования; да, христианство и марксизм должны быть по одну сторону баррикады, вместе сражаться с рвущимся в бой неоспиритуализмом. Подлинное христианское наследие слишком драгоценно, чтобы оставлять его на съедение фундаменталистским выродкам».
Долговременной перспективой остается секуляризация общественной жизни, которая не равнозначна вытеснению религии или, тем более, попыткам ее насильственного разрушения, а выражается в изменении характера взаимодействия между религией и обществом в результате тех процессов, которые определяют главные направления современного мирового развития.
В Турции или Японии секуляризация не является простым воспроизведением того, что происходило или происходит в западно-европейских странах. Нельзя не учитывать значительные различия, которые существуют даже между Западной Европой и Северной Америкой, и, тем более, между этими странами и Россией.
Тем не менее уже теперь понятие секуляризации дает достаточно прочную основу для анализа роли религии в современном мире и ее перспективы на будущее. Этот анализ, в принципе, ис-
ключает идеологизированный подход. Он основывается на выявлении реальных функций и возможностей религии в контексте главных тенденций мирового развития, содержание которых составляет переход к более высокому, глобальному уровню человеческой организации, рождение «планетарного сознания» и нового мирового сообщества. Религия в этом контексте выступает как один из типов объединения людей в сообщества наряду с национальными, местными, региональными и пр.
1. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002. Гл. 18.
2. Белл Д. Культурные противоречия капитализма // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М., 1996. С. 699-703.
3. Бергер П. Священная завеса // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре». № 32. 2003.
300 Социология религии
4. Бергер П. Еретический императив // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии/Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М., 1996. С. 339-364.
5. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Избр. произв. М., 1990.
6. Гидденс Э. Социология. М., 1999.
7. Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002.
8. Сорокин П. Кризис нашего времени // Сорокин П. Человек, цивилизация,
общество. М., 1992. С. 427-504.
9. Бернстайн П. Против богов. Укрощение риска. М., 2000.
10. Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. М., 1994.
11. Милюков П. //.Очерки по истории русской культуры. В З т. Т. 2. Ч. 1.М., 1994
12. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов /Под ред. А.А. Яковлева.
13. Шмеман А. Исторический путь православия. М., 1993. Гл. 7.
Обществознание. 10 класс
Конспект урока
Обществознание, 10 класс
Урок 6. Религия в жизни человека
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Религия — это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы.
Мировая религия — религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов .
Конфессия, (лат. confessio — исповедание) — вероисповедание. Конфессиями называют религиозные общины (церкви), связанные общностью верования.
Мистерия (греч. mysterion — таинство, тайна) — у античных народов и народов Древнего Востока тайный религиозный обряд в честь божества, к участию в котором допускались только посвящённые.
Церковь (греч. kyriakon — дом господний) — самостоятельная и самоуправляемая религиозная организация, объединяющая единоверцев и противопоставляющая их представителям иных верований на основании особых вероучения и культа.
Христиа́нство (от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я») — мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете.
Ислам (мусульманство) — одна из трех мировых религий. Возник в Аравии в начале VII века. Вероучение ислама изложено пророком Мухаммедом в Коране.
Атеист – человек не верующий в Бога, безбожник.
Антропоморфизм – вера в человекоподобных богов.
Религиозное сознание — это убеждение верующих в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего, в том, что источником главных ориентиров и ценностей человечества является Бог — высшая сила в мире.
Светское сознание отличается от религиозного тем, что источники всех важнейших процессов в мире оно усматривает в посюсторонних, на его взгляд, изменениях в обществе: в накоплении культурных навыков, в бурном прогрессе естественных, технических и прикладных наук, в гуманизации и компьютеризации образования, в разумной экологической политике, в планировании семьи и в других сферах жизни людей.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.
П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. Стр. 12-14; 20-24; 29-31.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Существует ли потусторонний мир? Этим вопросом задавались люди всегда, и это явилось, по мнению некоторых философов, причиной зарождения религии.
Миллионы людей на земле верят в Бога.
Религия – это вера в Бога, его сверхъестественную силу. Это особый тип реальности, которую в науке называют сверхъестественной, потусторонней.
Итак, религия — это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной силы.
Признаки религии: вера в сверхъестественное, организованное поклонение высшим силам, стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала, признание теоцентрической картины мира, иррационализм и мистицизм, идея креационизма.
Убеждение верующих в существование сверхъестественной силы, которая управляет миром называется религиозным сознанием.
В священных книгах Библии, Коране, Трипитаке изложена воля Бога, в соответствии с которой формируются нравственные религиозные ценности.
Развитии культуры, научно-технического прогресса, образования и т.д. формируют светское сознание.
Религия в своем развитии прошла длительный путь с древности до наших дней. Ранние религиозные представления имели политеистический (многобожный) характер – таковы религии древних греков, римлян, индийцев, китайцев. Их религия изложена в мифах, которые формировали мифологическое сознание.
Существовали ранние формы религий: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия.
Религия иудеев, христиан и мусульман носит монотеистический (единобожный)
Многие религии представлены антропоморфных (человекоподобных) богах.
Классификация религий: родоплеменные (примитивные), национально-государственные (иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство), мировые (буддизм, ислам, христианство).
В мире существуют три основные мировые религии – буддизм, христианство, ислам.
Мировыми их называют потому, что они выходят за рамки национальностей и государств, распространившись по всему миру. Признаками мировых религий являются следующие: огромное число последователей во всем мире, эгалитарность, пропагандистская активность и прозелитизм, космополитичность.
Региональные же религии носят этнонациональный характер.
Религии современного мира имеют свою особую организацию с четким распределением обязанностей на каждом уровне иерархии. Такая организация называется церковью.
Например, в христианстве, эта иерархия выглядит так: миряне, белое духовенство, черное духовенство, епископ, митрополит, патриарх.
Систему религиозных обрядов, ритуалов, действий, свойственные любой религии называют религиозным культом.
Примером служат празднование ураза – байрам в исламе, обычай красить яйца на пасху в христианстве, дзул-хурал в буддизме – обычай покаяния в плохом обращении с животными.
Так как культ придает религии конкретно-чувственный характер, ему принадлежит центральное место в религии.
Религиозные обряды сопровождают человека в течение всей жизни, отмечая важнейшие события, происходящие в ней: крещение, венчание и т. п.
Религия воздействует на судьбы людей формируя нормы общественной морали через нравственные кодексы и религиозные предписания.
Основные функции религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, культурно-транслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая.
В России в 1990-х годах изменились отношения государства и церкви. В Конституции РФ 1993 года Россия провозглашена как светское государство, где ни одна религия не устанавливается в качестве государственной.
Любые формы ограничения прав по религиозному признаку запрещены.
Ст. 28 Конституции РФ провозглашает свободу совести и вероисповедания. Любой человек имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.
В преамбуле Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» провозглашен принцип уважения религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия России.
Наибольшее число верующих в России исповедуют православие. В стране насчитывается около 12 тыс. православных общин, около пятисот мужских и женских монастырей. Высшим органам церковной власти и управления христианской церкви является Священный синод во главе с Патриархом Московским и Всея Руси, в исламе, второй по численности религии России(2,5 тыс. общин), координационный центр духовных управлений мусульман, 200 буддийских общин руководит Центральное управление буддистов в России
Разбор типового тренировочного задания
1). Одним из проявлений межконфессиональных противоречий в прошлом
человечества были религиозные войны.
2) Политика государства не влияет на мирное сосуществование представителей
разных конфессий в обществе.
3). Мировые религии, представленные в России, являются историческим наследием
4) В России законодательно гарантирована свобода вероисповедания.
5) Христианство является государственной религией в России.
Правильный вариант/варианты: 1,3,4.
Проявление _______________ (А) установок, переживаний и действий, основанных на вере в __________________ (Б), священное называется религией.
Варианты ответов: нравственных; мировоззренческих; национальных.
Ненаучное; фантастическое; сверхъестественное