Что означает temp в паскале
Основные понятия и операторы языка Паскаль
Основные понятия и операторы языка Паскаль
Сайт: | Электронные курсы ТПУ |
Курс: | Информационные технологии 3 |
Книга: | Основные понятия и операторы языка Паскаль |
Напечатано:: | Гость |
Дата: | Суббота, 18 Декабрь 2021, 05:40 |
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Целью курса «Информационные технологии» является обучение студентов программированию с применением методов вычислительной математики, использованием современных средств вычислительной техники и компьютерных технологий, дальнейшее развитие компьютерной грамотности на основе дисциплин «Информатика», «Математика», «Начертательная геометрия и инженерная графика», «Физика».
Задачи изучения дисциплины заключаются в практическом освоении языка и среды Турбо Паскаля (версии 7.0), в приобретении студентами навыков составления алгоритмов задач теплоэнергетического профиля, отладки программ, в умении проводить анализ полученных результатов и корректировать свои действия с целью улучшения качественных показателей программ.
Язык Турбо Паскаль является классическим языком программирования, широко применяемым в инженерных расчётах. Его изучение позволяет сформировать у студентов особый вид мышления – алгоритмический. Студентам, успешно овладевшим этим языком, не составит особого труда в будущей своей трудовой деятельности применять свои знания и составлять программы не только на языке Паскаль, но и на других языках программирования. Особенно важным является то, что знание языка Паскаль нужно для составления программ в среде Windows при помощи прикладного пакета Delphi, всё более популярного в последнее время.
К настоящему моменту имеется огромное количество библиотек программ, процедур и функций с примерами реализации большинства инженерных задач на языке Паскаль и в среде визуального программирования Delphi. Умелое применение этих наработок предполагает хорошее базовое знание языка Паскаль.
В период обучения студенты должны освоить некоторые численные методы и способы их реализации на языке Паскаль, в том числе с использованием библиотек подпрограмм и внешних файлов данных.
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ТУРБО ПАСКАЛЬ
Большинство программ создаются для решения какой-либо задачи. В процессе ее решения на ПК необходимо: ввести данные, указать способ их обработки, задать способ вывода полученных результатов. Поэтому нужно знать следующее:
Необходимо также уметь упорядочивать команды так, чтобы:
Таким образом, нужно уметь использовать семь основных элементов программирования – ввод, данные, операции, вывод, условное выполнение, циклы и подпрограммы – и на их основе строить программы.
Этот список не является полным, однако, он содержит те элементы, которые присущи обычно всем программам. Многие языки программирования имеют еще и дополнительные средства, в том числе и Паскаль.
Основные файлы пакета Турбо Паскаль:
Для работы в графическом режиме необходимы Graph.tru – модуль с графическими процедурами и функциями Турбо Паскаля, несколько файлов с расширением *.BGI – драйверы различных типов видеосистем ПК, несколько файлов с расширением *.CHR, содержащих векторные шрифты.
После загрузки системы экран разделен на три части: основное (или рабочее) окно, главное меню и строка, в которой указывается назначение основных функциональных клавиш. Переход из основного окна в главное меню и обратно осуществляется посредством клавиши F10.
В рабочем окне осуществляется набор текста программы, запуск же происходит следующим образом: выход в меню, выбор пункта Run – Run.
Для того чтобы сохранить программу, необходимо: выйти в меню, выбрать File – Save (Save as …), в появившемся окне ввести имя файла и нажать клавишу Enter.
Выход из системы программирования: выход в меню, пункт File – Exit.
1.1. Алфавит и словарь языка Паскаль
Язык – совокупность символов, соглашений и правил, используемых для общения. При записи алгоритма решения задачи на языке программирования необходимо четко знать правила написания и использования языковых единиц. Основой любого языка является алфавит (набор знаков, состоящий из букв, десятичных и шестнадцатеричных цифр, специальных символов).
Алфавит Паскаля составляют:
Неделимые последовательности знаков алфавита образуют слова, отделенные друг от друга разделителями. Ими могут быть пробел, комментарий или символ конца строки. Словарь Паскаля можно разделить на три группы слов: зарезервированные слова, стандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя.
Зарезервированные слова (см. табл. 1.1) имеют фиксированное написание и навсегда определенный смысл. Они не могут изменяться программистом, и их нельзя использовать в качестве имен для обозначения величин.
Идентификатор – имя (identification – установление соответствия объекта некоторому набору символов). Для обозначения определенных разработчиками языка функций, констант и т. д. служат стандартные идентификаторы, например, Sqr, Sqrt и т. д. В этом примере Sqr вызывает функцию, которая возводит в квадрат данное число, а Sqrt – корень квадратный из заданного числа. Пользователь может переопределить любой стандартный идентификатор, но чаще всего это приводит к ошибкам, поэтому на практике их используют без изменения. Идентификаторы пользователя – это те имена, которые дает сам программист. При записи программ нужно соблюдать общие правила написания идентификаторов:
Некоторые зарезервированные слова версии Турбо Паскаль.
Остаток от деления
До тех пор, пока не выполнится
Группа слов, имеющая смысл, называется словосочетанием. В языке программирования словосочетание, состоящее из слов и символов и задающее правило вычисления некоторого значения, называется выражением. Минимальная конструкция языка, представляющая законченную мысль, есть предложение. Если предложение языка программирования задает полное описание действия, которое необходимо выполнить, то оно называется оператором. Предложение, описывающее структуру и организацию данных, называется описанием.
1.1.1. Величины в Паскале
Решение задач на ПК – это процесс сбора, обработки и передачи информации. Поэтому задача любой программы состоит в обработке данных. В Паскале данные делятся на константы и переменные. Они определяются идентификаторами (именами).
Константами называются такие данные, которые не изменяются в процессе выполнения программы в отличие от переменных, которые могут менять свои значения. Имя переменной подобно ящичку, который можно заполнить различными значениями, что нельзя сделать с константой. Переменная характеризуется именем, типом (см. 1.2) и значением.
Кроме констант и переменных, существуют так называемые типизированные константы, которые являются как бы промежуточным звеном между переменными и константами (в данном пособии не рассматриваются. Рекомендуется дополнительная литература, например, [3]).
1.1.2. Структура программы
В программе программист записывает последовательность действий, выполняемых над определенными данными с помощью различных операций для реализации заданной цели. Основные требования, предъявляемые к программе:
Максимальный размер программы ограничен. Компилятор позволяет обрабатывать программы, в которых объем данных и генерируемый машинный код не превышают 64 Кбайт каждый. Если объем программы требует большего количества памяти, то необходимо использовать дополнительные средства.
Раздел описания начинается соответствующим каждому элементу списка служебным словом (табл. 1), после которого идет последовательность величин одного типа, разделенных запятой. После списка имен ставится двоеточие и указывается тип данных (см. 1.2).
Любой элемент данного списка в программе может отсутствовать.
Данный раздел начинается со служебного слова Begin и заканчивается служебным словом End. В нём задаются действия над объектами программы, введенными в разделе описаний. Операторы, посредством которых эти действия производятся, разделяются точкой с запятой. После последнего слова End ставится точка.
Для лучшего восприятия текста программы и поиска ошибок рекомендуется следующая схема:
1.2. Типы данных
При решении задач выполняется обработка информации различного свойства, например: дробные и целые числа, слова, строки и т. д. Для описания множества допустимых значений величины и совокупности операций, в которых участвует данная величина, используется указание ее типа данных. Тип данных – это множество величин, объединенных определенной совокупностью допустимых операций. Каждый тип имеет свой диапазон значений и специальное зарезервированное слово для описания. Все типы данных можно разделить на две группы: скалярные (простые) и структурированные (составные). Простые типы данных также делятся на стандартные и пользовательские. Стандартные – предлагаются разработчиками Турбо Паскаля, а пользовательские разрабатывают сами программисты.
Представим типы данных в виде схемы:
В данном учебном пособии будут рассмотрены лишь основные типы данных, используемые наиболее часто. С другими интересующими типами данных можно познакомиться в специальной литературе (например, [3]). Рассмотрим пока лишь простые типы данных, структурированные типы требуют отдельного, более тщательного рассмотрения.
Pascal | Лекция №9
Файлы. Файловые переменные
СОДЕРЖАНИЕ:
Организация доступа к файлам
С термином «файл» вам уже приходилось встречаться. Прежде всего, это понятие обычно связывают с информацией на устройствах внешней памяти. В Паскале понятии файла употребляется в двух смыслах:
В программе между этими объектами устанавливается связь. Вследствие этого все, что происходит в процессе выполнения программы с внутренним файлом, дублируется во внешнем файле. С элементами файла можно выполнять только две операции: читать из файла и записывать в файл.
Файловый тип переменной – это структурированный тип, представляющий собой совокупность однотипных элементов, количество которых заранее (до исполнения программы) не определено.
Для работы с файлом при описании переменных необходимо определить переменную файлового типа, которая будет считаться «представителем» этого файла в данной программе. Такая переменная называется также указателем. Структура описания файловой переменной:
В качестве базового типа можно использовать любой тип, за исключением типа File.
Количество элементов, хранящихся в данный момент в файле, называется его текущей длиной. Существует специальная ячейка памяти, которая хранит адрес элемента файла, предназначенного для текущей обработки (записи или чтения). Этот адрес называется указателем или окном файла. Указатель всегда указывает на конкретный элемент файла, поэтому существует понятие текущий указатель.
Обычно все действия с файлами производятся поэлементно, причем с тем элементом файла, на который указывает текущий указатель. При записи или считывании указатель перемещается к следующему элементу.
Поскольку число элементов файла не задается, то последним элементом файла всегда записывается символ конца файла (eof). В языке Паскаль существует булевская функция eof( ), результат которой – true, если указатель указывает на конец файла.
Основные операции с файлами
Эти операции необходимы на начальном этапе работы с файлами – для связывания файловой переменной с конкретным файлом, указания того, какие действия будут с ним проводиться и окончания работы с файлом. К ним относят:
Диск: \ имя каталога \ имя подкаталога \ … \ имя файла
Если имя диска и имя каталога не указывать, то берутся текущий диск и текущий каталог.
В эту группу входят:
Эта группа предназначена для действий с каталогами и именами. Некоторые из операций:
Примеры работы с файлами*
В качестве примеров рассмотрим три наиболее часто встречающихся действия с файлами:
Для чтения файла необходимо выполнить следующий алгоритм:
Пример программы, реализующей этот алгоритм:
После того, как мы связали файл с файловой переменной с помощью оператора Assign(F,FileName), открываем файл с помощью оператора Reset(F). В результате файловая переменная f указывает на первый элемент файла:
С помощью оператора Read(F, Ch) в переменную Ch считывается значение, которое находится в том месте файла, на которое указывает переменная F, т.е. C. Затем указатель перемещается на следующий элемент файла:
После этого значение переменной Ch выводится на экран с помощью оператора Write(Ch). Затем аналогичным образом считываются из файла значения 2-го, 3-го и т.д. элементов до тех пор, пока файловая переменная не будет указывать на конец файла.
Алгоритм записи данных в файл можно определить следующим образом:
Пример программы, реализующей этот алгоритм и записывающей в файл числа от 1 до 30:
При открытии файла с помощью процедуры Rewrite(F) файл выглядит следующим образом:
Так как файловая переменная указывает на конец файла, мы можем записать в него любую информацию с помощью процедуры Write, например,
Необходимо отметить, что в отличии от вывода на экран, при записи информации в файл вторым аргументом оператора Write являются не выражения, а переменные. Следующие записи будут неверны: Write(F, 1), Write(F, x+1).
Пусть необходимо к уже существующему файлу добавить ряд элементов. Для этого необходимо выполнить следующие действия:
Пример: к уже имеющемуся файлу, в который занесены числа от 1 до 30, дописать числа 40, 50, 60, 70, 80.
При открытии файла с помощью процедуры Reset вся информация в файле остается без изменения, курсор устанавливается на первый элемент файла:
Затем с помощью операции seek(f, filesize(f)) перемещаем файловую переменную на последний элемент файла:
Так как файловая переменная указывает на конец файла, мы можем дописать в файл любую информацию, например, с помощью оператора Write(f, 31);
Текстовые файлы
Отдельным типом файлов являются текстовые файлы. Особенность этих файлов заключается в том, что их содержимое рассматривается как последовательность строк переменной длины, разделенных специальными символами, которые называются «конец строки». Символ конца строки при просмотре файла не виден, так же как и символ конца файла. В программе файловая переменная текстового типа описывается следующим образом:
Var : text;
Каждый символ представлен во внутреннем коде (ASCII) и занимает 1 байт.
Главная особенность текстовых файлов заключается в том, что можно считывать из него и записывать в него элементы типа char, integer, real, string, boolean. Если информация несимвольная, то в процессе чтения или записи происходит ее преобразование из символьной формы во внутреннюю и обратно.
Для работы с текстовыми файлами можно использовать все процедуры и функции, используемые при работе с файлами любых типов, за исключением процедуры seek, функций filepos, filesize. Дело в том, что заранее неизвестно, элементы какого типа находятся в файле.
Например, если в файле находится символ 5, то мы можем его считать как char, integer, real, string размером 1. В этом случае они будут занимать: real – 4 байта; integer — 2 байта; char – 1 байт; string — 1 байт.
Для работы с текстовыми файлами определены дополнительные операции.
Функция:
eoln (f) – логическая функция, возвращающая логическое значение true, если достигнут конец строки, и false в противном случае.
Процедуры:
Контрольные вопросы
S (язык программирования)/Temp
Содержание
Обзор
В описании S-Plus [1] (см. также [2] ), приведенном S-Press[3], отмечается, что этот продукт содержит объектно-ориентированный язык программирования, что обеспечивает возможность контролировать состояние описанных на этом языке объектов в любой точке алгоритма. Причем объектами являются все наборы данных, функции и модели анализа. Это выгодно отличает данный продукт от специализированных программных пакетов. Вы больше не должны собирать команды и функции, помещать все это черный ящик и ждать итоговой распечатки. Преимущества нового подхода состоят в обеспечении контролируемости на каждом шаге вычислений, понятности операций и уверенности в результате. Отмечается, что из концепции S-Plus исключена генерация красивых, но жестко заданных отчетов (printouts).
Краткий обзор основных черт языка S-Plus
(S-PLUS Features at a Glance [4] ).
Возможности языка
Интерфейс с операционной системой
Ввод/Вывод
Помощь и документация
Контекстная подсказка (help system); обширная документация; Command line recall and editing; Telephone and e-mail Helpline.
table analysis (анализ случайностей).
(минимально разветвленное дерево).
кластеров в форме диаграмм (Star-symbol plots) и дендрограмм, отображающих дерево кластеров.
пар переменных (Scatterplot matrices).
и матрицами (+, * и т.д.).
и решение линейных уравнений.
(Singular) значений и QR декомпозиция.
IEEE (IEEE special values supported).
LAPACK (численные методы линейной алгебры).
матриц и [conditional estimation].
для задач неопределенности, квадратичных уравнений и метода наименьших квадратов.
(Quality control charts).
графики (xbar, s, np, p, c, u).
анализ (Regression and ANOVA).
методом наименьших квадратов (least squares).
методом наименьших квадратов.
(Balanced and unbalanced ANOVA).
остатков (Least trimmed squared residuals regression (high breakdown point robust regression)).
модель (Generalized linear models).
роста (Generalized additive models (GAM)).
(for model comparison)
models for time dependent covariates, multiple events and discontinuous intervals of risk
/ сигналов (Time series/signal analysis).
модели (классической и грубой).
и алгоритм БПФ (Fourier transformations).
классические и грубые методы).
позволяющая наилучшие методы визуализации данных и результатов.
окнах (Multiple graphics windows).
of graphics via mouse).
(Point identification using mouse).
гаммы (User-definable color maps).
графиков (3D data spinning).
взаимосвязи многих переменных.
levels of an underlying variable
specification with conditioning on factors or continuous variables
with flexible control over axes and aspect ratios
computations that let the data select the aspect ratio
data representation, color or gray scale)
pie charts, histograms, bar plots, dot charts)
multiple plots or display side-by-side)
линейный масштабы (Log and linear axis scaling).
линий, курсоров, текста, цветом и пр.
карт (General mapping functions).
интерфейс (Windows GUI features).
в специальных диалоговых панелях (dialog box), что создает дружественность интерфейса.
и возможность наблюдения за их состоянием (Object brower to interactively display filter type and select S-PLUS objects).
команд, сохраняемых в специальном файле (Command history window displays all commands, which can be selected, executed, edited or saved to a file)
приложениям, разработанным под Visual Basic или Visual C++ использовать S-Plus, посылая команды на исполнение и получая результаты (DDE serve support allows applications to send commands to S-PLUS and receive results, e.g. Visual Basic or Visual C++ interface applications).
панели (dialog boxes) для задания параметров функций S-PLUS в диалоговом режиме.
настраивать (создавать новые) меню, диалоговые панели и органы управления, связанные с командами и функциями S-PLUS (customizable menus to generate S-PLUS commands, customizable dialog boxes and controls).
Библиотеки, содержащие функции на языке S и SPlus (S+)
Ниже приведен краткий список библиотек, содержащих функции на языке S и Splus, реализующие описанные методы, предлагаемые для решения задачи прогнозирования, а также несколько библиотек, позволяющих связывать текст на языке S с текстом, написанным на ФОРТРАНе или С (С++) :
Пакеты
Примером совмещения возможностей S и дружественного пользовательского интерфейса, описываемого на языке LISP может служить пакет S-Mode (Emacs, упоминаются версии 4.8 и ниже).
Сопоставление SAS и S (программы для анализа и обработки данных)
Dr. Terry Therneau uses both S-PLUS and SAS to maximize his data analysis
Описание применений S-PLUS для решения финансовых задач
Источники информации в Internet
Pages (перечень страниц, почти каждая содержит информацию по одному или нескольким программным продуктам.
о программных библиотеках исходных текстов и о статистических пакетах.
— сборник статистических библиотек на ФОРТРАНе, с исходными текстами снабженными комментариями, включающими описание методов.
содержит информацию, включая исходные коды с примерами данных (datasets and code). Указываются языки XLispStat, S, R, BLSS и др.
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «S (язык программирования)/Temp» в других словарях:
Occam (язык программирования) — Язык программирования Оккам (англ. Occam) это процедурный язык параллельного программирования высокого уровня, разработанный в начале 80 х годов группой учёных из Оксфорда под руководством Дэвида Мэя (англ. David May) по заданию английской… … Википедия
Оккам (язык программирования) — Эта статья о языке программирования; о философе см.: Оккам, Уильям. occam Появился в: 1983 Диалекты: occam π (pi) Испытал влияние: CSP (англ.) Повлиял на … Википедия
Oxygene (язык программирования) — У этого термина существуют и другие значения, см. Oxygene. Oxygene Релиз: 4.0.25 (20 августа 2010) Испытал влияние: Object Pascal, C# … Википедия
Occam — Эта статья о языке программирования; о философе см.: Оккам, Уильям. Язык программирования Оккам (англ. Occam) это процедурный язык параллельного программирования высокого уровня, разработанный в начале 1980 х годов группой учёных из… … Википедия
Clojure — Класс языка: функциональный, мультипарадигмальный Появил … Википедия
Script.NET — Тип Язык программирования Операционная система Windows 98 или старше Последняя версия Версия 1.0 (17 декабря 2007) Лицензия LGPL … Википедия
Интерфейс (объектно-ориентированное программирование) — У этого термина существуют и другие значения, см. Интерфейс (значения). Интерфейс (от лат. inter «между», и face «поверхность») семантическая и синтаксическая конструкция в коде программы, используемая для специфицирования… … Википедия
Интерфейс (ООП) — Интерфейс (от лат. inter между и лат. face поверхность) это семантическая и синтаксическая конструкция в коде программы, используемая для специфицирования услуг, предоставляемых классом или компонентом. Интерфейс определяет границу… … Википедия