Что означает в квартплате обращение с тко
Обращение с ТКО¶
Законодательство: Обращение с ТКО¶
Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации: введена новая коммунальная услуга Обращение с Твердыми коммунальными отходами (ТКО).
Федеральным законом 458-ФЗ от 29.12.2014 установлено определение ТКО:
Услуга «Обращение с ТКО»¶
Новая коммунальная услуга Обращение с Твердыми коммунальными отходами (ТКО).
Новый «Учетный ресурс» и «Коммунальный ресурс» = ТКО.
Расчет льгот по доле/факт: если м3/чел – по чел., если м3/кв.м. – по площади.
Нормативы и тарифы¶
Порядок определения нормативов накопления ТКО установлен Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов».
Нормативы настраиваются в Справочнике постановлений ТКО в разделе: Справочники → Нормативы → ТКО.
Справочник постановлений ТКО
Тарифы на услугу Обращение с ТКО утверждаются региональными регулирующими органами.
В Системе предусмотрена возможность установки нормативов и тарифов на услугу «Обращение с ТКО» на различных уровнях.
Нормативы можно настраивать на следующие уровни объектов:
старый термин «Матрица нормативов ТКО»)
Тарифы можно настраивать на следующие уровни:
Справочник «ТКО/ТБО»¶
Типы ТКО¶
Справочник «Типы ТКО»
Справочник «Типы ТКО» настраивается Владельцем системы. Для заполнения справочника обратитесь в Службу сопровождения.
Типы контейнеров¶
Справочник «Типы контейнеров»
Справочник «Типы контейнеров» настраивается Владельцем системы. Для заполнения справочника обратитесь в Службу сопровождения.
Формы норматива ТБО/ТКО¶
Справочник «Формы норматива ТБО/ТКО»
Справочник «Формы норматива ТБО/ТКО» настраивается Владельцем системы. Для заполнения справочника обратитесь в Службу сопровождения.
Применяется в Карточке помещения → вкладка «Дополнительные»: параметр «Расчетная единица ТКО/ТБО», где учетная единица накопления ТБО/ТКО определяется Системой в зависимости от параметров «Тип» и «Категория».
Контейнерная площадка¶
Жилфонд. Контейнерные площадки¶
Раздел содержит справочную информацию о контейнерных площадках для накопления ТБО/ТКО, отнесенных к домам Агента.
Контейнерные площадки жилфонда
Дом. Контейнерные площадки¶
Содержит информацию о контейнерных площадках для накопления ТБО/ТКО, относящихся к данному дому.
При удалении конт.площадки в Карточке дома, информация о ней остается в перечне конт.площадок Агента в разделе: Жилфонд → Контейнерные площадки.
Для удаления ошибочно заведенной конт.площадки необходимо предварительно удалить все записи в карточке данной конт.площадки.
Контейнерные площадки в Карточке дома
Карточка объекта «Контейнерная площадка»¶
Конт.площадка. Вкладка «Основные»¶
Собственник места накопления ТКО – выбор организации из справочника (территория: ТСЖ/УК, муниципальная)
Собственник контейнерного оборудования – выбор организации из справочника
Конт.площадка: вкладка «Основные»
Конт.площадка. Вкладка «Описания»¶
Конт.площадка: вкладка «Описания»
Конт.площадка. Вкладка «Контейнеры»¶
Данная вкладка заполняется при раздельном накоплении и сборе сортированных отходов.
Тип ТКО – справочник типов ТКО (Справочники → Служебные → ТКО/ТБО → Типы ТКО)
Количество контейнеров – задается в штуках
Начало/Окончание – период действия контейнера (произвольная дата)
Конт.площадка: вкладка «Контейнеры»
Конт.площадка. Вкладка «Дома»¶
Содержит перечень домов, отнесенных к данной контейнерной площадке.
Конт.площадка: вкладка «Дома»
Конт.площадка. Вкладка «Объем(месяц)»¶
Данная вкладка заполняется при раздельном накоплении и сборе сортированных отходов.
Ввод и учет объема вывезенных контейнеров за расчетный период.
Для одной конт.площадки одного типа контейнера допускается заводить только одно значение объема за один расчетный период.
Расчетный период – расчетный период
Конт.площадка: вкладка «Объем (месяц)»
Конт.площадка. Вкладка «Объем(график)»¶
Данная вкладка заполняется при раздельном накоплении и сборе сортированных отходов.
Ввод и учета объема вывезенных контейнеров за конкретный день по типам контейнеров (график в течение расчетного периода).
Тип контейнера – перечень контейнеров, относящихся к данному дому и заданных на вкладке «Контейнеры» (Карточка дома → Конт.площадки)
Дата вывоза – фактическая дата вывоза (число, месяц, год)
Кол-во контейнеров – задается в штуках
Объем – объем вывезенного ТКО за расчетный период по типам контейнеров
Конт.площадка: вкладка «Объем (график)»
Дополнительные параметры для учета ТКО¶
Помещение: дополнительный параметр «Расчетная единица ТКО/ТБО»¶
Карточка помещения → вкладка «Дополнительные» → блок «Доп.параметры»: параметр «Расчетная единица ТКО/ТБО».
Учетная единица накопления ТБО/ТКО определяется Системой в зависимости от параметров «Тип» и «Категория». Выбирается из справочника «Формы норматива ТБО/ТКО» (Справочники → Служебные → ТКО/ТБО → Формы норматива ТБО/ТКО).
Дополнительные параметры помещения – определение учетной единицы накопления ТБО/ТКО
Дополнительные параметры помещения
Помещение: дополнительные «Параметры объекта»¶
Карточка помещения → вкладка «Дополнительные» → блок «Параметры объекта» (значения категорий из справочника Постановлений) → добавить параметры объекта с помощью кнопки → заполнить параметры:
Дополнительные параметры помещения: Параметры объекта
Далее по тексту, рассмотрим способы определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении и проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой (согласно Приложению №2 Правил №354).
то в зависимости от Ед. изм. норматива потребления:
Ед.изм.норматива = чел. | Ед.изм.норматива = кв.м. |
---|---|
согласно пункту 148(30) Правил по формуле 9(1): |
Pi = ni * N/12 * Tотх,
Pi = Si * N/12 * Tотх,
Если кол-во проживающих = 0, то в учет применяется количеств Собственников.
148(36). При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Ед.изм.норматива = чел. | Ед.изм.норматива = кв.м. |
---|---|
согласно первого абзаца пункта 148(31) Правил по формуле 9(7): |
Pi = nji/ni * Vi * Tотх,
Pi = Sji/Si * Vi * Tотх,
Далее по тексту, рассмотрим способы определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю нежилом помещении в многоквартирном доме (согласно Приложению №2 Правил №354).
Pi = Ki * 1/12 * Nj * T,
Pi = V * T,
Акты корректировки¶
Акт корректировки объема¶
Особенность создания Актов корректировки объема заключается в том, что теперь Акт задается интервально. На форме создания акта добавились новые параметры периода действия акта «Дата начала» и «Дата окончания», которые можно задавать произвольной датой периода. Важно! Это касается корректировки новых услуг «Обращение с ТКО» и «Кап.ремонт», которые переведены на внешний расчет. Ранее, допустимо было задавать только полный период при создании акта корректировки объема в Системе.
В результате создания акта корректировка объема – корректируется расчетный объем по услуге.
Шаги создания Акта корректировки объема остаются прежними, с учетом нового дополнения: требуется дозаполнить дополнительные поля «Дата начала» и «Дата окончания» периода действия акта.
Шаги создания Акта корректировки объема:
Создание Акта корректировки объема
Шаг 2. Заполните состав акта по исходным данным.
Результат создания пустого Акта корректировки объема
Добавление услуги лицевого счета в состав акта
В результате в состав акта будут добавлены: лицевой счет (лицевые счета); услуги, в отношении которых производится корректировка; в блоке «Параметры акта» появятся дополнительные поля «Дата начала» и «Дата окончания».
Заполнение периодов действия акта
Шаг 3. Заполните дату начала и дату окончания периода действия акта.
Заполнение даты начала и даты окончания периода действия акта
Результат применения Акта: См. раздел: Карточка лицевого счета ‣ вкладка «Начисления» ‣ «Начислено с учетом корректировок»
Акт ненадлежащего качества¶
Акт корректировки ненадлежащего качества услуги создается по причине несоблюдения периодичности вывоза отходов. В результате создания данного акта – корректируются начисления по услуге за период.
Это касается корректировки услуг ТКО и кап.ремонт, которые переведены на внешний расчет.
ПП РФ N 354 (ред. от 28.12.2018)
148(45). При предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Шаги создания Акта ненадлежащего качества:
Создание Акта по причине несоблюдения периодичности вывоза мусора
В результате отобразится форма с параметрами акта, и дополнительными незаполненными (пустыми) подразделами по составу акта.
Форма с параметрами Акта «Ненадлежащее качество»
Шаг 2. Заполните состав акта лицевыми счетами (лицевым счетом) и услугой.
Параметры по заполнению состава акта ЛС
В результате в состав акта будут добавлены: лицевой счет (лицевые счета).
Параметры по заполнению состава акта услугой
В результате отобразится форма с параметрами акта, и дополнительными заполненными подразделами по составу акта.
Форма с параметрами и составом Акта «Ненадлежащее качество»
Результат применения Акта: См. раздел: Карточка лицевого счета ‣ вкладка «Начисления» ‣ «Начислено с учетом корректировок»
Акт временного отсутствия потребителя¶
Акт временного отсутствия потребителя разделен на 2 типа актов:
Это касается корректировки услуг ТКО, которые переведены на внешний расчет.
ПП РФ N 354 148(44). При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.
90. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.
Шаги создания Акта временного отсутствия потребителя:
Акт создается по принципу: один ЛС = один Акт. Для создания Акта перейдите в Карточку лицевого счета.
День выбытия и день прибытия не нужно включать в период отсутствия, поскольку период отсутствия начинается со следующего дня после даты выбытия и заканчивается за день до даты прибытия. В акте производится перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение, в соответствии с Законодательством.
Создание Акта временного отсутствия потребителя
Шаг 2. Заполните состав акта.
Созданный Акт временного отсутствия потребителя
Добавление услуг в акт временного отсутствия потребителя
Добавление льготников в акт временного отсутствия потребителя
В результате отобразится форма с параметрами акта, и дополнительными заполненными таблицами по составу акта.
Созданный Акт временного отсутствия потребителя
Результат применения Акта: См. раздел: Карточка лицевого счета ‣ вкладка «Начисления» ‣ «Начислено с учетом корректировок»
Чтобы настроить применение 2-ух типов актов временного отсутствия потребителя, обратитесь в Службу Сопровождения.
Изменения в правилах оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО
Правительство РФ подготовило проект постановления Правительства РФ № 02/07/02-16/00045748 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами», в котором предложило поправки в правила оказания коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Об этом документе пойдёт речь сегодня.
ТКО в составе коммунальных услуг
К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, подобные по составу отходам, которые образуются в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» услуга по обращению с ТКО включена в состав коммунальных услуг.
458-ФЗ переквалифицировал твёрдые бытовые отходы в твёрдые коммунальные и установил новую систему обращения с ними, в нём были разработаны принципы регулирования ТКО, позволяющие региональному оператору по вывозу мусора производить правильные расчёты с потребителями КУ.
Поправки в нормативы по вывозу мусора
Постановление должно вступить в силу со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ и заключения соглашения между органом государственной власти данного субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО, но не позднее 1 января 2017 года.
Изменения в Правилах предоставления коммунальных услуг
Определение объёма ТКО будет осуществляться путём измерения объёма контейнеров, используемых для накопления твёрдых коммунальных отходов.
Пункт 4 будет дополнен подпунктом «ж», в котором авторы законопроекта объясняют, что включает в себя обращение с ТКО: «сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных и жилых домах».
Проект постановления предусматривает включение услуги по обращению с ТКО в договор о приобретении КУ. Пункт 19, описывающий, какие положения должен включать договор о предоставлении КУ, дополняется подпунктом «т», согласно которому в договоре в графическом виде будет размещаться информация о расположении мест накопления ТКО и подъездных путей.
Напоминаем, что УК приступает к предоставлению КУ потребителям в МКД с указанной в решении ОСС о выборе УК даты, или с даты заключения договора управления МКД (это же касается и УК, выбранной органом местного самоуправления). Однако не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о его приобретении.
Правила предлагается дополнить пунктом 21 (1), регламентирующим ответственность за обращение с ТКО. В случае, если другое не предусмотрено договором на оказание услуг по обращению с ТКО, ответственность регионального оператора по обращению с ТКО наступает с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Собственники помещений в МКД или жилом доме (если законодательством России выполнение ими таких работ не запрещено) отвечают за содержание контейнеров, контейнерных площадок и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на придомовом земельном участке, входящем в состав ОИ. Собственники помещений в МКД могут привлекать для этой работы иные лица по договорам оказания услуг по содержанию ОИ.
Размер платы за услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, будет определяться в соответствии с формулами Правил в зависимости от способа коммерческого учёта объёма или массы ТКО.
Проект постановления вносит существенные изменения в пункт 56 Правил. Если их примут, то размер платы за КУ будет рассчитываться исходя из числа постоянно и временно проживающих потребителей в жилом помещении (когда жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим прибором учёта горячей и холодной воды, электрической энергии).
Потребитель, фактически проживающий в жилом помещении более 5 дней подряд, считается временно проживающим в этом помещении. При временном (более пяти календарных дней подряд) отсутствии потребителя в жилом помещении проектом постановления предусмотрен перерасчёт размера платы за услугу по обращению с ТКО.
Исполнитель (лицо, предоставляющее потребителю КУ), располагающий сведениями о не зарегистрированных по постоянному или временному месту жительства или месту пребывания временно проживающих в жилом помещении потребителях, может составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в таком помещении.
Изменения в Правилах, обязательных при заключении УО договоров с РСО
Проект постановления включает в Правила поправки, подчёркивающие статус ТКО как коммунальной услуги, в том числе поправку, определяющую границу ответственности за обращение с ТКО.
Региональный оператор по обращению с ТКО отвечает за обращение с отходами с момента погрузки их в мусоровоз. Ответственность же за содержание мусороприёмных камер, мусоропроводов, контейнеров и контейнерных площадок, которые расположены на придомовой территории, входящей в состав ОИ, несут УО, ТСЖ или ЖК.
В проекте постановления отмечается, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО должен заключаться в соответствии с типовым договором, утверждённым Правительством Российской Федерации.
Изменения в Перечне работ по содержанию ОИ В МКД
Изменения в Правилах определения размера платы за коммунальные услуги
Спор с региональным оператором по обращению с ТКО о способе коммерческого учета ТКО
Многие из нас столкнулись с так называемой «мусорной реформой», которая реализуется уже более двух лет, но до сих пор так никто и не понял суть этой реформы, поскольку не изменилось ничего, кроме того, что появился еще один посредник в виде регионального оператора и плата за мусор выросла в несколько раз.
В Республике Коми переход на новую форму отношений в сфере обращения с ТКО произошел даже раньше, чем в целом по стране, а именно с 01 ноября 2018 г. На тот момент никто толком не понимал, как все будет выглядеть и работать.
Где-то в конце 2018 г. наша компания получила письмо от регионального оператора с предложением заключить договор. В ответ мы направили заявку на заключение договора, в которой указали адрес и наименование объекта, схему контейнерной площадки. В качестве способа коммерческого учета объема ТКО просили указать – исходя из количества и объема контейнеров, сославшись на абз. третий подп. «а» п. 5 и п. 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 г. №505. Также в заявке нами было указано количество контейнеров: один контейнер объемом 0,75 куб.м, периодичность вывоза 3 раза в неделю.
На указанных условиях и был заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО с 01 февраля 2019 г.
На протяжении года мы работали в рамках этого договора, никаких серьезных проблем не возникало. Понятное дело, что график вывоза мусора не всегда соблюдался, но мы на это закрывали глаза.
Проблемы начались в феврале 2020 г. Мы получаем счет от регионального оператора, в котором сумма платы выросла в шесть раз, а объем ТКО вместо согласованных 9 куб.м в месяц был указан в размере более 55 куб.м. Естественно, данную сумму мы оплачивать не стали, а направили в адрес регионального оператора претензию с требованием произвести перерасчет в соответствии с условиями договора.
На что мы получили ответ, что сумма платы выросла, т.к. расчет произведен на основании норматива. При этом региональный оператор указывает, что расчеты по фактическому объему возможны только в случае организации раздельного сбора ТКО в силу п. 8 Правил №505. В подтверждение своего довода региональный оператор сослался на судебную практику. Также региональный оператор ссылается на СанПин 2.1.7.3.550-19, в соответствии с которым ТКО подлежат вывозу ежедневно при температуре наружного воздуха выше +5. Кроме того, региональный оператор указывает, что в соответствии с п. 2.4 этого же СанПин для определения количества мусоросборников, устанавливаемых на контейнерной площадке, хозяйствующим субъектам необходимо исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками и нормативов накопления ТКО.
Дополнительно с ответом региональный оператор направил в наш адрес дополнительное соглашение к договору, согласно которому расчет платы за услуги по обращению с ТКО производится по нормативу. Мы, в свою очередь, направили письменный отказ от подписания дополнительного соглашения, указав, что все условия договора определены сторонами, любое изменение условий договора возможно только по соглашению сторон либо в судебном порядке при наличии к тому оснований. Мы не заинтересованы в изменении условий заключенного договора, т.к. объем мусора, образованного в результате деятельности предприятия, не увеличился, а условия дополнительного соглашения ущемляют наши права.
Поскольку позиция регионального оператора была неизменна, и они продолжали выставлять счета в завышенном размере, мы решили обратиться за защитой своих прав в Коми УФАС, поскольку полагали, что в действиях регионального оператора имеются признаки нарушения законодательства о защите конкуренции, выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора. Коми УФАС, рассмотрев нашу жалобу, отказало в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении регионального оператора. При этом антимонопольный орган полностью повторяет доводы регионального оператора относительно того, что в силу п.8 Правил №505 способ коммерческого учета объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров подлежит применению только в случае раздельного накопления ТКО. В вязи с этим, антимонопольный орган указывает, что условие заключенного договора не подлежат применению и расчет за услуги должен производится по нормативу. В обоснование своего решения антимонопольный орган ссылается не на закон, а на судебную практику! Также Коми УФАС посчитало, что расчеты на основании договора не подлежали применению т.к. контейнерная площадка не стояла в реестре контейнерных площадок. Конечно, решение Коми УФАС нас очень удивило. Такое ощущение, что решение за них писал региональный оператор.
В связи с этим на пришлось обращаться в суд с иском об обязании регионального оператора произвести перерасчет начисленной платы по договору сходя из условий договора, и параллельно обжаловать решение Коми УФАС. Производство по делу об обжаловании отказа антимонопольного органа суд приостановил до рассмотрения дела об обязании произвести перерасчет.
На момент рассмотрения нашего дела в арбитражных судах начала формироваться порочная судебная практика, связанная с неправильным толкованием положений Правил №505, в частности п. 5, 6 и 8 указанных Правил.
Пунктом 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 определено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил, который предусматривает, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
нормативов накоплениятвердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеровдля накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Пункт 8 Правил N 505 устанавливает, что «при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем 3 подп. „а“ п. 5 Правил N 505», т.е. исходя из количества и объема контейнеров.
По-моему, все предельно просто и ясно. Не нужно быть юристом, чтобы, прочитав пункты 5,6 и 8 Правил, понять их суть: собственники ТКО вправе производить коммерческий учет объема ТКО одним из двух расчетных способов: по нормативу либо исходя из количества и объема контейнеров. Применяется тот способ, который стороны определят в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО. Если же у собственника ТКО ведется раздельный сбор ТКО, то применяться может только один способ коммерческого учета – исходя из количества и объема контейнеров.
Но суды как-то неправильно поняли эти положения. В частности, зачастую суды указывают, что способ коммерческого учета – исходя из объема и количества контейнеров, применяется только в случае раздельного накопления ТКО, ссылаются при этом на п. 8 Правил №505. Под расчетным же способом коммерческого учета суды почему-то, понимают только расчет по нормативу, что противоречит подп. «а» п. 5 Правил №505, в котором указаны два расчетных счета: по нормативу либо по фактическому объему. Исходя из такого толкования положений Правил №505, суды приходят к выводу о том, что условия договора о расчетах по фактическому объему не подлежат применению и расчеты необходимо производить по нормативу.
Наша защита строилась на следующих моментах:
В соответствии со статьей 154 Гражданского кодекса Российской Федерации для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка).
В силу статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
Статьей 161 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения, сделки юридических лиц между собой и с гражданами.
Учитывая, что договор — это согласованная воля двух сторон, в данном случае для применения способа расчетов по нормативу требуется его согласование как собственником ТКО, так и региональным оператором.
Односторонне изменение региональным оператором условий заключенного договора в данном случае нарушает положения ст. 450 Гражданского кодекса РФ.
2. На предприятии ведется раздельный сбор ТКО (суду были представлены фото контейнерной площадки с контейнерами для пластика и бумаги и для ТКО, акты сдачи-приема вторсырья на переработку со специализированной компанией, документы, подтверждающие согласование органом местного самоуправления контейнерной площадки с раздельным сбором ТКО).
В силу п. 8 Правил коммерческого учета объема ТКО раздельное накопление ТКО является безусловным основанием для расчета платы исходя из объема и количества контейнеров.
На довод ответчика о том, что мы не вправе производить раздельное накопление ТКО, т.к. транспортная схема в Республике Коми не предусматривает транспортные потоки для раздельно собранных ТКО мы сослались на Решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.10.2020 по делу №А29-7750/2020, согласно которому «Собственник ТКО, фактически организовавший раздельное накопление, не должен становиться заложником дефектов территориальной схемы, изъянов законодательства, возможных пороков в реализованной закупочной процедуре, отсутствия в субъекте Российской Федерации мусоросортировочного завода, неприспособленности полигонов под раздельный сбор ТКО, материально-технических и организационных трудностей самого регионального оператора (операторов), поскольку собственник ТКО в силу объективных причин не может повлиять ни на один из перечисленных негативных фактор». Из текста указанного судебного решения следует, что в случае если фактически раздельный сбор ТКО организован, то расчеты должны производится исходя из фактического объема ТКО.
3. У общества собственная территория, на которой расположены только объекты общества, исключена возможность доступа на контейнерную площадку третьих лиц. Контейнерная площадка используется только обществом. Соответственно, есть реальная возможность определить фактический объем образуемых ТКО.
4. Также мы представили суду журнал учета вывоза ТКО, который ведется на нашем предприятии. У нас в штате даже есть работник, в обязанности которого входит осуществление контроля за вывозом ТКО. Согласно сведениям журнала, региональный оператор вывез ТКО в объеме, не превышающем договорной объем.
Региональный оператор документально не опроверг доводы истца об объеме фактически вывезенных ТКО, в частности суду не представлены выкопировки из маршрутных журналов, копии путевых листов, данные системы ГЛОНАСС. Объем услуг, предъявляемый истцу, не подтвержден документально.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг.
Согласно п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить.определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Таким образом, плата за услуги по обращению с ТКО, это не налог, не обязательный сбор, как ошибочно полагает региональный оператор, а плата за фактически оказанные услуги. Соответственно, услуги подлежат оплате в том объеме, в котором они оказаны.
5. Увеличение рейсов регионального оператора (ежедневный вывоз в летний период), не означает увеличение объема образуемых ТКО. В этом случае региональный оператор вывозит не полный контейнер, т.к. при ежедневном вывозе контейнер не успевает заполняться. Почему же мы должны платить за воздух?
6. Суду нами было представлено письмо ППК «Российский экологический оператор». По мнению ППК «РЭО», коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО может осуществляться по соглашению сторон и должен осуществляться – при раздельном накоплении ТКО. Кроме того, ППК «РЭО» считает, что п. 2.4 СанПин 2.1.7.3550-19 неприменим к юридическим лицам.
7. Ответчик ссылается на неприменение договора в прежней редакции в связи с несоответствием его закону.
Вместе с тем, договор исполнялся сторонами без возражений на протяжении года.
В п. 70 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 „О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ закреплено: «Сделанное в любой форме заявление о недействительности (ничтожности, оспоримости) сделки и о применении последствий недействительности сделки (требование, предъявленное в суд, возражение ответчика против иска и т.п.) не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки (пункт 5 ст. 166 ГК РФ)».
В силу п.5 ст. 166 ГК РФ ссылка ответчика на несоответствие условий заключенного договора требованиям законодательства не имеет правового значения.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 гражданского кодекса РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Согласно ч.1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Действия ответчика по начислению платы в завышенном размере в обход условий договора содержат в себе признаки недобросовестного поведения.
8. Суду нами было представлено письмо ФАС России, в котором антимонопольный орган дает четкое разъяснение, что стороны при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО вправе выбрать любой способ коммерческого учета объема ТКО, предусмотренный подп. «а» п.5 Правил №505: по нормативу либо исходя из количества и объема контейнеров.
Указанные выводы также содержатся в письмах регионального МинЖКХ и Управления Роспотребнадзора, которые также были нами представлены.
9. Ссылка ответчика на п. 2.4 СанПин 2.1.7.3550-19 не обоснована, т.к. данное положение регулирует порядок создания контейнерных площадок и носит рекомендательный характер. Указанным пунктом не установлен порядок расчетов за услуги по обращению с ТКО и порядок коммерческого учета объема ТКО.
Кроме того, если дословно читать данный пункт, то он привязывает количество контейнеров к количеству населения, умноженному на норматив, что предполагает применение данного пункта к жилым домам и придомовым территориям, а не к производственным территориям (как в нашем случае), на которых население не проживает.
Что касается порядка расчета объема ТКО, то он установлен, прежде всего п. 1 ст. 24.10 ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которому определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 г. №505, далее по тексту – Правила №505, Правила коммерческого учета объема ТКО).
Исходя из пункта 5 указанных правил, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
При осуществлении расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет осуществляется в соответствии с подп. „а“ п. 5 Правил (п. 6 Правил N 505), т.е. только двумя способами: по нормативам накопления или исходя из количества и объема контейнеров (по фактическому объему). Каких-либо ограничений по применению того или иного способа расчета Правила N 505 не содержат. Ссылка в пункте 6 Правил дана на подпункт «а» в целом, без указания конкретного абзаца. Следовательно, законодатель предусмотрел возможность применения в расчетах как фактического объема ТКО, так и нормативов. Выбор того или иного способа остается за сторонами договора.
Пункт 8 Правил N 505, устанавливающий, что „при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем 3 подп. “а» п. 5 Правил N 505″, лишь регулирует вопрос осуществления расчетов при способе раздельного накопления и не содержит ограничений для других видов сбора накопления ТКО.
Таким образом, учет ТКО, исходя из фактического объема, может осуществляться в двух случаях:
— при раздельном накоплении сортированных отходов;
— в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре.
Причем второй вариант не имеет каких-либо дополнительных условий и ограничений к его применению, в том числе не обусловлен требованием об обязательном раздельном сборе отходов. То есть законодательно закреплена возможность выбора способа учета объема ТКО, который стороны согласовывают при заключении договора.
Исходя же из доводов ответчика, потребитель в любом случае не может платить меньше норматива, что противоречит вышеприведённым нормам.
Пункт 2.4 СанПин 2.1.7.3550-19 лишь определяет ориентир, которым можно руководствоваться при организации контейнерной площадки. Но это вовсе не означает, что количество контейнеров на контейнерной площадке не может быть меньше установленных нормативов. В отношениях с потребителями, имеющими собственные места накопления ТКО, необходимо исходить, прежде всего, из фактического объема образования ТКО, т.к. норматив – величина приблизительная.
В подтверждение изложенного суду было представлено письмо Управления Роспотребнадзора по РК, адресованное непосредственно региональному оператору (№11-00-05/69-7438-2020 от 29.05.20). В указанном письме, в частности, отмечено, что применительно к п. 2.4 СанПин 2.1.7.3550-19 норматив накопления ТКО неточная величина и может превышать фактическое образование в несколько раз, в связи с чем уполномоченному органу и региональному оператору необходимо проработать вопрос в части возможности заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО, исходя из фактического накопления ТКО.
В результате суд удовлетворил иск в полном объеме. При этом суд не принял во внимание наличие раздельного сбора ТКО на предприятии. В данном случае достаточным основанием являлось наличие согласованного сторонами в договоре способа коммерческого учета объема ТКО – исходя из количества и объема контейнеров, объема ТКО и периодичности вывоза. В связи с указанными обстоятельствами суд пришел к выводы, что региональный оператор не вправе был изменять условия заключенного договора в одностороннем порядке.
На сегодняшний день уже имеется судебная практика на уровне Верховного суда РФ: Решение ВС РФ от 17.02.2021 №АКПИ20-956; Определение ВС РФ от 27.04.2021 по делу №305-ЭС21-54.
Обратите также внимание на Письмо Минприроды России от 17.03.2021 N 07-25-53/6886, в котором указано на право заказчиков выбрать один из альтернативных способов коммерческого учета объема ТКО.