Что означает в литературе дрл
Что означает в литературе дрл
Название работы: Специфика древнерусской литературы (ДРЛ) и этапы развития. 11-17 века
Предметная область: Литература и библиотековедение
Описание: Время перехода от средневекового типа литературы к новому. Характеризуется появлением новых жанров и нового понимания задач литературы. Условия возникновения письменной литературы: письменность крещение Руси.
Дата добавления: 2013-08-05
Размер файла: 34.5 KB
Работу скачали: 44 чел.
Специфика древнерусской литературы (ДРЛ) и этапы развития. 11-17 века.
Классификация по изменению жанров и стилевой системы.
1 период. Литература Киевской Руси. 11-1/3 13 века. Литература домонгольского периода. Центры культурной жизни: Киев и Новгород.
2 период. 13-1/2 14 века.Время татаро-монгольского нашествия. Киев перестал играть роль центра. Литература становится областной.
4 период. 16 век. Киевский период. Эпоха второго монументализма.
5 период. 17 век. Время перехода от средневекового типа литературы к новому. Характеризуется появлением новых жанров и нового понимания задач литературы. Стремление через вымышленный сюжет сказать правду. Новый тип героя. Появляется разговорный язык в литературе.
Возникла необходимость в письменности, условия ее возникновения:
Необходимо было в письменном виде установить новые нравственные правила, определяющие жизнь человека, новые представления в мире все это надо зафиксировать.
Письменность: славянский алфавит на основе греческого был создан братьями Кириллом и Мефодием в 9 веке. В 9 же веке как государство оформилась Киевская Русь.
1 этап возникновения литературы связан с переводными текстами, а затем появляются и собственно русские тексты. ДРЛ носила по-преимуществу религиозный характер. Жанры ДРЛ тесно связаны с жанрами церковной литературы. Ведущий жанр житие.
В основном древнерусскими книжниками были монахи. Книжные центры были при монастырях.
Специфика жанровой системы ДРЛ заключается в том, что древнерусские книжники всегда опирались на подлинные события и рассказывали об исторических лицах. Вымысел не признавался, это приравнивалось ко лжи. Эта особенность в ДРЛ называется средневековый историзм.
Сформировались определенные правила (под влиянием византийской литературы), которые книжники стремились исполнять при создании произведений того или иного жанра литературный этикет (Д.С.Лихачёв).
Литературный этикет распространяется на композицию произведения, на стиль, тип героя. Особенно строго этикет соблюдается в агиографических жанрах. Поэтому исторические лица раскрываются не как индивидуальности, а таким, каким должен быть настоящий князь, настоящий святой и др. враг как враг. Правила нивелируют индивидуальность, но книжники сумели показать своих героев так, что они не сливаются: Александр Невский не похож на Александра Македонского и т. п.
Просто книжник изображает их в определенной ситуации. Нивелируется и личность автора. Она проявляется не с такой степенью полноты, как в произведениях новой русской литературы, поэтому в ДРЛ лучше говорить о жанровых стилях, а не об авторских. Например, стиль летописи, стиль жития.
Если индивидуальность автора ярко проявляется, то он разрушает этикет и может говорить об авторском стиле. Например, Иван Грозный, протопоп Аввакум.
ДРЛ прошла несколько этапов развития, характеризующиеся сменой основного стиля эпохи.
Русская литература для госэкзамена/Специфика Древнерусской литературы
Специфика древнерусской литературы (ДРЛ) и этапы развития. 11-17 века.
Классификация по изменению жанров и стилевой системы.
1 период. Литература Киевской Руси. 11-1/3 13 века.Литература домонгольского периода. Центры культурной жизни: Киев и Новгород.
2 период. 13-1/2 14 века.Время татаро-монгольского нашествия. Киев перестал играть роль центра. Литература становится областной.
3 период. 2/2 14 века — 15 век. Литература предвозрождения. Москва выдвигается на роль центра. Появляется интерес к личности отдельного человека. Появляется экспрессивно-эмоциональный стиль.
4 период. 16 век. Московский период. Эпоха второго монументализма.
5 период. 17 век. Время перехода от средневекового типа литературы к новому. Характеризуется появлением новых жанров и нового понимания задач литературы. Стремление через вымышленный сюжет сказать правду. Новый тип героя. Появляется разговорный язык в литературе.
Возникла необходимость в письменности, условия ее возникновения:
Необходимо было в письменном виде установить новые нравственные правила, определяющие жизнь человека, новые представления в мире — все это надо зафиксировать.
Письменность: славянский алфавит на основе греческого был создан братьями Кириллом и Мефодием в 9 веке. В 9 же веке как государство оформилась Киевская Русь.
1 этап возникновения литературы связан с переводными текстами, а затем появляются и собственно русские тексты. ДРЛ носила по-преимуществу религиозный характер. Жанры ДРЛ тесно связаны с жанрами церковной литературы. Ведущий жанр — житие.
В основном древнерусскими книжниками были монахи. Книжные центры были при монастырях.
Специфика жанровой системы ДРЛ заключается в том, что древнерусские книжники всегда опирались на подлинные события и рассказывали об исторических лицах. Вымысел не признавался, это приравнивалось ко лжи. Эта особенность в ДРЛ называется средневековый историзм.
Сформировались определенные правила (под влиянием византийской литературы), которые книжники стремились исполнять при создании произведений того или иного жанра — литературный этикет (Д.С.Лихачёв).
Литературный этикет распространяется на композицию произведения, на стиль, тип героя. Особенно строго этикет соблюдается в агиографических жанрах. Поэтому исторические лица раскрываются не как индивидуальности, а таким, каким должен быть настоящий князь, настоящий святой и др. враг — как враг. Правила нивелируют индивидуальность, но книжники сумели показать своих героев так, что они не сливаются: Александр Невский не похож на Александра Македонского и т. п.
Просто книжник изображает их в определенной ситуации. Нивелируется и личность автора. Она проявляется не с такой степенью полноты, как в произведениях новой русской литературы, поэтому в ДРЛ лучше говорить о жанровых стилях, а не об авторских. Например, стиль летописи, стиль жития.
Если индивидуальность автора ярко проявляется, то он разрушает этикет и может говорить об авторском стиле. Например, Иван Грозный, протопоп Аввакум.
ДРЛ прошла несколько этапов развития, характеризующиеся сменой основного стиля эпохи.
1. Специфика дрл как лит-ры эпохи средевековья. Понятие лит-ры slavia orthodoxa. Возникновение дрл
Название | 1. Специфика дрл как лит-ры эпохи средевековья. Понятие лит-ры slavia orthodoxa. Возникновение дрл |
страница | 1/8 |
Дата публикации | 07.03.2013 |
Размер | 0.78 Mb. |
Тип | Документы |
userdocs.ru > Литература > Документы
1.Специфика ДРЛ как лит-ры эпохи средевековья. Понятие лит-ры slavia orthodoxa. Возникновение ДРЛ. ДРЛ – письменное творчество восточных славян, населявших территорию России, Украины и Беларуси с 11 по 17в. Особенности: базируется целиком на христианстве, гипертекст (прием нестилистического подражания) – заимствования поощряются, текст приобретает большую значимость; анонимность – автор появляется только в начале и в конце и только в самоуничижительной форме. Анонимность чаще в житиях, сказаниях, повестях. Авторство – в словах и поучениях (требуют оценки); рукописный характер (книгопечатание значительно задерживается (16 в. – первые попытки); функциональность – тексты имеют свое назначение и место для использования Slavia orthodoxa – литра болгарии, румынии, сербии (в начале) и вост.славян (кириллица). Книги богослужения, проповеди, слова, поучения, церк-назидат.тексты, агеографические тексты, исторические летописи. Специфика древнерусской литературы (ДРЛ) и этапы развития. 11-17 века. Классификация по изменению жанров и стилевой системы. 1 период. Литература Киевской Руси. 11-1/3 13 века.Литература домонгольского периода. Центры культурной жизни: Киев и Новгород. 2 период. 13-1/2 14 века.Время татаро-монгольского нашествия. Киев перестал играть роль центра. Литература становится областной. 3 период. 2/2 14 века — 15 век. Литература предвозрождения. Москва выдвигается на роль центра. Появляется интерес к личности отдельного человека. Появляется экспрессивно-эмоциональный стиль. 4 период. 16 век. Киевский период. Эпоха второго монументализма. 5 период. 17 век. Время перехода от средневекового типа литературы к новому. Характеризуется появлением новых жанров и нового понимания задач литературы. Стремление через вымышленный сюжет сказать правду. Новый тип героя. Появляется разговорный язык в литературе. Возникла необходимость в письменности, условия ее возникновения: хорошее, развитое устное народное творчество — богатая жанровая система, 988 — принятие Христианства, крещение Руси. Необходимо было в письменном виде установить новые нравственные правила, определяющие жизнь человека, новые представления в мире — все это надо зафиксировать. Письменность: славянский алфавит на основе греческого был создан братьями Кириллом и Мефодием в 9 веке. В 9 же веке как государство оформилась Киевская Русь. 1 этап возникновения литературы связан с переводными текстами, а затем появляются и собственно русские тексты. ДРЛ носила по-преимуществу религиозный характер. Жанры ДРЛ тесно связаны с жанрами церковной литературы. Ведущий жанр — житие. В основном древнерусскими книжниками были монахи. Книжные центры были при монастырях. жития: агиографические жанры. Торжественное и учительное красноречие. Слова Кирилла Туровского, слово о законе и благодати митрополита Иллариона. Поучения, беседы. Жанры деловых грамот и переписки. Жанр путешествий — хожения. Жанр повести о княжеских преступлениях. Специфика жанровой системы ДРЛ заключается в том, что древнерусские книжники всегда опирались на подлинные события и рассказывали об исторических лицах. Вымысел не признавался, это приравнивалось ко лжи. Эта особенность в ДРЛ называется средневековый историзм. Сформировались определенные правила (под влиянием византийской литературы), которые книжники стремились исполнять при создании произведений того или иного жанра — литературный этикет (Д.С.Лихачёв). Литературный этикет распространяется на композицию произведения, на стиль, тип героя. Особенно строго этикет соблюдается в агиографических жанрах. Поэтому исторические лица раскрываются не как индивидуальности, а таким, каким должен быть настоящий князь, настоящий святой и др. враг — как враг. Правила нивелируют индивидуальность, но книжники сумели показать своих героев так, что они не сливаются: Александр Невский не похож на Александра Македонского и т. п. Просто книжник изображает их в определенной ситуации. Нивелируется и личность автора. Она проявляется не с такой степенью полноты, как в произведениях новой русской литературы, поэтому в ДРЛ лучше говорить о жанровых стилях, а не об авторских. Например, стиль летописи, стиль жития. Если индивидуальность автора ярко проявляется, то он разрушает этикет и может говорить об авторском стиле. Например, Иван Грозный, протопоп Аввакум. рукописный характер (печатный станок появляется только в 16 веке) анонимный характер (но есть исключения) существовали правила письма: устав, полуустав, скоропись. Все писалось слитно бумаги не было (материал — телячья кожа, пергамент) ДРЛ прошла несколько этапов развития, характеризующиеся сменой основного стиля эпохи. 1. 11-13 века. Монументальный историзм. Книжник стремится изображать вечное: вечные ценности, которые, с точки зрения древнерусского книжника, определены новым заветом. Отсюда нет изображения внешности, быта, так как это всё смертно. 2. 13-14вв. Экспрессивно-эмоциональный стиль. Попытка охарактеризовать психологию, мотивы поступка. 3. 15-16 век. Эпоха второго монументализма. 4. Переходный характер литературы от средневековой к новой. Время появления письменности у русского народа пока точно не установлено. Долгое время господствовало убеждение, будто она пришла с христианством в конце X в. (988г). Постепенно стали накапливаться материалы, опровергающие такое представление. Древнейшее славянское письмо могло быть лишь очень примитивным в виде простейших знаков. Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси 988 г. Это было важное политическое событие, которое позволило молодому государству познакомиться с богатой славяно-византийской культурой. После принятия христианства много книг было привезено в X-XI вв. из Византии и Болгарии. Болгарским и Византийским священникам, и их русским ученикам надо было перевести и переписать книги, необходимые для молодого государства, а для этого нужна была письменность. Старославянский (древнеболгарский) и древнерусский языки были настолько близки, что Русь смогла использовать уже готовый старославянский алфавит-кириллицу. Кириллица была создана братьями Кириллом и Мефодием, болгарскими просветителями. Этот алфавит принят в современном русском языке. Создание письменности также явилось одним из условий, необходимым для возникновения древнерусской литературы. Огромное влияние на русскую литературу оказал фольклор. Через него в литературу проникла народная идеология, народная точка зрения на изображаемые события. ^ 2.Географические и хронические границы ДРЛ. Общая хар-ка переводной литературы. В XI веке литература уже была (“Слово о законе и благодати” – один из хорошо датированных памятников). Исчезает, когда уходят черты древней литературы (середина XVII века), начинают исчезать черты, появляется вымышленный герой, ведущий себя далеко не идеально. Переходный период длится первую треть XVIII века. Этот период делят на две части: по векам (XVII и XVIII). В осн.книги, привезенные из Болгарии.(КиМ) Старославянский (древнеболгарский) и древнерусский языки настолько близки, что Русь смогла использовать уже готовый старославянский алфавит, а болгарские книги, будучи формально иноязычными, по существу не требовали перевода.Из Византии была перенесена целая система жанров: хроники, исторические повести, жития, патерики, «слова», поучения. Установлено, что система жанров византийской или древнеболгарской литературы не была перенесена на Русь полностью: древнерусские книжники отдавали предпочтение одним жанрам и отвергали другие. В то же время на Руси возникали жанры, не имеющие аналогии в «литературах-образцах»: русская летопись не похожа на византийскую хронику, совершенно самобытны «Слово о полку Игореве» и «Поучение» Владимира Мономаха, «Моление Даниила Заточника» и «Повесть о разорении Рязани Батыем». Переводные произведения не только обогащали русских книжников историческими или естественнонаучными сведениями, знакомили их с сюжетами античных мифов и эпическими преданиями, они представляли собой в то же время и разные типы сюжетов, стилей, манер повествования, являясь своеобразной литературной школой для древнерусских книжников ^ 3.Проблема периодизации ДРЛ. Периоды: 1.киевский (домонгольский) – 10-12в.. монумент-ист.стиль,почти все жанры, примеры: ПВЛ,Слово о законе и благодати,житие Бориса и Глеба. 2.монгольский – 12-13в., монумент-ист.стиль, особенности: много воинских повестей (о битве на реке Калке), развитие областнических литератур: новгородская, галицкая, владимиро-суздальская). 3.начало объединения рус.земель (предвозрождение) – стиль «плетения словес», эмоц-экспр.стиль, 14-15в.(жития ергия Радонежского, Стефана Пермского, Лавреньтьвская летопись). 4.московский – 16в. – второй монументализм, редактироварие ДРЛ, изменение восприятия (ВМЧ – труд по собиранию всех книг духовного содержания, Степенная книга царского родословия, Домострой). 5. – секуляризация – 17в. Обмирщение, появление лирики и драмы, светские произ. ^ 4.Основные принципы средневекового худ.метода. ^ 5.Общая характеристика жанровой системы ДРЛ. Жанром называют исторически сложившийся тип литературного произведения, отвлеченный образец, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений. Система жанров литературы Древней Руси существенно отличалась от современной. Древнерусская литература складывалась во многом под влиянием византийской литературы и заимствовала у нее систему жанров, переработав их на национальной почве: специфика жанров древнерусской литературы состоит в их связи с традиционным русским народным творчеством. Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные(они служили строительным материалом для объединяющих) и объединяющие. Перв.: житие, слово, поучение, повесть. Объед.: летопись, хронограф, четьи-минеи, патерик. Жанровая система древнерусской литературы. В древнерусскую эпоху исключительно большое значение имели литературные образцы. Такими считались, прежде всего, переводные церковнославянские библейские и богослужебные книги. Образцовые произведения содержали риторические и структурные модели разных типов текстов, определяли собой письменную традицию, или, иначе говоря, кодифицировали литературно-языковую норму. Они заменяли собой грамматики, риторики и другие теоретические руководства по искусству слова, распространенные в средневековой Западной Европе, но долгое время отсутствовавшие на Руси. Читая церковнославянские образцы, постигали тайны литературной техники многие поколения древнерусских книжников. Средневековый автор постоянно обращался к образцовым текстам, использовал их словарь и грамматику, возвышенные символы и образы, фигуры речи и тропы. Освященные седой стариной и авторитетом святости, они казались незыблемыми и служили мерилом писательского мастерства. Это правило составляло альфу и омегу древнерусского творчества. Жанры и стили ДРЛ (общая характеристика)Жанром называют исторически сложившийся тип литературного произведения, отвлеченный образец, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений. Древнерусская литература складывалась во многом под влиянием византийской литературы и заимствовала у нее систему жанров. Специфика жанров древнерусской литературы состоит в их связи с традиционным русским народным творчеством. Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие. Первичные жанры. Первичными эти жанры называются потому, что они служили строительным материалом для объединяющих жанров. Первичные жанры: житие, слово, поучение, повесть. К первичным жанрам также относят погодную запись, летописный рассказ, летописное сказание и церковную легенду. Житие. Жанр жития был заимствован из Византии. Это самый распространенный и любимый жанрДРЛ. Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души. Житие строилось по определенным канонам. Каноны жития: 1) Благочестивое происхождение героя жития, родители которого обязательно должны были быть праведниками. Святой рождался святым, а не становился им; 2) Святой отличался аскетическим образом жизни, проводил время в уединении и молитве; 3) Описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти; 3)Святой не боялся смерти; 4) Заканчивалось житие прославлением святого (житие святых князей Бориса и Глеба). Древнерусское красноречие. Этот жанр был заимствован древнерусской литературой из Византии, где красноречие было формой ораторского искусства. В древнерусской литературе красноречие выступало в трех разновидностях: Дидактическое (поучительное); Политическое; Торжественное.Поучение. Поучение – разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха». Слово. Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве». Примером политического красноречия служит «Слово о погибели Русской земли». Автор прославляет светлое прошлое и оплакивает настоящее. Образцом торжественной разновидности древнерусского красноречия является «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, которое создано в первой трети 11 века. Основная идея «Слова о Законе и Благодати» в том, что Русь также хороша, как и Византия. Повесть. Повесть – это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. Примерами являются «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житии Александра Невского». Объединяющие жанры Первичные жанры выступали в составе объединяющих жанров, какими являются летопись, хронограф, четьи-минеи, патерик. Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. В Древней Руси летопись сообщала об исторических событиях прошлого, но и была политическим и юридическим документом. Древнейшей летописью является «Повесть временных лет. Летопись рассказывает о происхождении русских, о генеалогии киевских князей и о возникновении древнерусского государства. Хронограф – это тексты, содержащие описание времени 15-16 веков. Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам») – собрание произведений о святых людях. Патерик– описание жизни святых отцов. Отдельно следует сказать о жанре апокрифа. Апокриф –с древнегреческого языка как «сокровенный, тайный». Это произведения религиозно-легендарного характера. Апокрифы получили особое распространение в 13-14 веках, но церковь не признавала этот жанр и не признает до настоящего времени. 4. Древнейшая переводная лит-ра. Библия (структура, содержание отд.легенд, притч, мифов).Апокрифы.Жития. Светские переводные произвед.(хроники, ист.повести,»научная лит-ра).Значение ее в развитии нац.рус.лит-ры. 5. Устные и письменные источники «ПВЛ» Состав и содержание Древнейшего Киевского свода. История создания ПВЛ.Состав, содержание отд.сводов (Никоновского, Несторовского). Личность летописцев. знач. Киевско-печерского монастыря в летописании. Наконец, удается «установить» первую дату (852 г.) — упоминания «Руской земли». Эта дата дает возможность приступить к последовательному хронологическому изложению(«по летам»- по годам).Хронолог. принцип позвол. вносить в летопись новые сказания и повести, исключать старые, если они не соответствовали полит. интересам времени и автора, дополнять летопись записями о событиях последних лет, современником которых был ее составитель. В результате применения погодного хронологического принципа изложения материала постеп.складывалось представление об ист. как о непрерывной последовательной цепи событий. Хронологическая связь подкреплялась генеалогической, родовой связью, преемственностью правителей Русской земли, начиная от Рюрика и кончая (в «Повести временных лет») Владимиром Мономахом.В то же время этот принцип придавал летописи фрагментарность Жанры, вошедшие в состав летописи.Хронол.принцип излож. позволял летописцам вкл. в летопись разнородный по своему характеру и жанровым особенностям материал. Простейшей повеств. ед. летописи явл. лаконичная погодная запись,ограничивающаяся лишь констатацией факта.Но само внесение в летопись той или иной информ. свидетельствует о ее значительности с точки зрения средневекового писателя.В летописи представлен также тип развернутой записи, фиксирующей не только «деяния» князя, но и их результаты. И краткая погодная запись, и более развернутая — документальная. В них нет никаких украшающих речь тропов. Запись проста, ясна и лаконична, что придает ей особую значимость, выразительность и даже величавость.В центре внимания летописца — событие.За ними следуют известия о смерти князей. Реже фиксируется рождение детей, их вступление в брак. Потом информация о строительной деятельности князей. Наконец, сообщения о церковных делах, занимающие весьма скромное место. Правда, летописец описывает перенесение мощей Бориса и Глеба, помещает сказания о начале Печерского монастыря, смерти Феодосия Печерского и рассказы о достопамятных черноризцах печерских. Это вполне объяснимо политическим значением культа первых русских святых Бориса и Глеба и ролью Киево-Печерского монастыря в формировании нач. летописи.Затмения солнца, луны, землетрясениях, эпидемиях и т. п. Летописец усматривает связь между необычными явлениями природы и жизнью людей, историческими событиями. Разнообразные по своей тематике известия могут объединяться в пределах одной летописной статьи. Материал, входящий в состав «ПВЛ», позволяет выделить ист. легенду, топонимическое предание, ист. предание (связанное с дружинным героическим эпосом), агиографическую легенду, а также ист. сказание и ист. повесть. К народным сказаниям восходит летописное известие о женитьбе Владимира на полоцкой княжне Рогнеде, о его обильных и щедрых пирах, устраиваемых в Киеве,- Корсунская легенда. С одной стороны, перед нами предстает князь-язычник с его необузданными страстями, с другой — идеальный правитель-христианин, наделенный всеми добродетелями: кротостью, смирением, любовью к нищим. Контрастным сопоставлением князя-язычника с князем-христианином летописец стремился доказать превосходство новой христианской морали над языческой. Княжение Владимира было овеяно героикой народных сказаний уже в конце X- начале XI в. С народным сказочным эпосом связано сказание о Белгородском киселе. В этом сказании прославляется ум, находчивость и смекалка русского человека. Фольклорная основа явно ощущается и в церковной легенде о посещении Рус. земли апостолом Андреем.Летописец стремился «исторически» обосновать религиозную независимость Руси от Византии. Легенда утверждала, что Рус. земля получила христианство не от греков, а якобы самим учеником Христа — апостолом Андреем, некогда прошедшим путь «из варяг в греки» по Днепру и Волхову,— было предречено христианство на Русской земле. Церковная легенда о том, как Андрей благословил киевские горы, сочетается с народным сказанием о посещении Андреем Новгородской земли. Это сказание носит бытовой характер и связано с обычаем жителей славянского севера париться в жарко натопленных деревянных банях.Большая часть летописных сказаний, посвященных событиям IX- конца X столетий, связана с устным народным творчеством, его эпическими жанрами. Исторические повести и сказания в составе летописи. По мере того как летописец переходит от повествования о событиях давно минувших лет к недавнему прошлому, материал летописи становится все более исторически точным, строго фактическим и официальным. Внимание летописца привлекают только исторические личности, находящиеся на вершине феодальной иерархической лестницы. В изображении их деяний он следует принципам средневекового историзма. Согласно этим принципам в летопись должны заноситься события лишь сугубо официальные, имеющие историческое значение для государства, а частная жизнь человека, окружающая его бытовая обстановка не интересует летописца. В летописи вырабатывается идеал князя-правителя. Этот идеал неотделим от общих патриотических идей летописи. Идеальный правитель выступает живым воплощением любви к родной земле, ее чести и славы, олицетворением ее могущества и достоинства. Все его поступки, вся его деятельность определяются благом родины и народа. Поэтому князь в представлении летописца не может принадлежать самому себе. Он в первую очередь исторический деятель, который появляется всегда в официальной обстановке, наделенный всеми атрибутами княжеской власти. Д. С. Лихачев отмечает, что князь в летописи всегда официален, он как бы обращен к зрителю и представлен в наиболее значительных своих поступках. Добродетели князя являются своего рода парадной одеждой; при этом одни добродетели чисто механически присоединяются к другим, благодаря чему стало возможно совмещение идеалов светских и церковных. Бесстрашие, храбрость, воинская доблесть сочетаются со смирением, кротостью и прочими христианскими добродетелями. Если деятельность князя направлена на благо родины, летописец всячески прославляет его, наделяя всеми качествами наперед заданного идеала. Если деятельность князя идет вразрез с интересами государства, летописец не жалеет черной краски и приписывает отриц. персонажу все смертные грехи: гордость, зависть, честолюбие, корыстолюбие и т. п. Принципы средневекового историзма получают яркое воплощение в повестях «О убьеньи Борисове» (1015 г.) и об ослеплении Василька Теребовльского, которые могут быть отнесены к жанру исторических повестей о княжеских преступлениях. Однако по своему стилю это совершенно разные произведения. Повесть «О убьеньи Борисове» излагает исторические факты убийства Святополком братьев Бориса и Глеба с широким использованием элементов агиографического стиля. Она строится на контрасте идеальных князей-мучеников и идеального злодея— «окаянного» Святополка. Завершается повесть похвал ой, прославляющей «христолюбивых страстотерпцев», «сияющих светильников», «светлых звезд» —«заступников Русской земли». В ее концовке звучит молитвенный призыв к мученикам покорить поганых «под нозе князем нашим» и избавить их «от усобныя рати», дабы пребывали они в мире и единении. Так в агиографической форме выражена общая для всей летописи патриотическая идея. В то же время повесть «О убьеньи Борисове» интересна рядом «документальных» подробностей, «реалистических деталей». Элементы агиографического стиля. Составители «ПВЛ» включали в нее и произведения агиографические: христианскую легенду, мученическое житие (сказание о двух варягах-мучениках), сказание об основании Киево-Печерского монастыря в 1051 г., о кончине его игумена Феодосия Печерского в 1074 г. и сказание о черноризцах печерских. В агиографическом стиле написаны помещенные в летописи сказания о перенесении мощей Бориса и Глеба (1072) и Феодосия Печерского (1091). Летопись возвеличивала подвиги основателей Киево-Печерского монастыря, который был «поставлен» ни «от царей, и от бояр, и от богатства», а «слезами, и бдением» Антония и Феодосия Печерских. Под 1074 г. вслед за рассказом о преставлении Феодосия летописец повествует о печерских черноризцах, которые «яко светила в Руси сьяють».
|