Что означает в паскале точка с запятой

Пунктуация в программах на Паскале

Слова begin и end не являются операторами – они служат знаками пунктуации. Слово begin выступает в качестве левой, а end – правой скобки. Так как они сами знаки пунктуации, то точка запятой после begin и перед end не обязательна. В программах на Паскаль слова begin и end используются преимущественно для образования составных операторов. Составной оператор может быть использован в любом месте, где мог бы быть использован простой оператор. Пример составного оператора:

Слова в других операторах также действуют как знаки пунктуации.

Слова if, then, else выступают внутри оператора в качестве знаков пунктуации.

Операторы разделены знаками пунктуации, поэтому расположение программы на странице с точки зрения компилятора значения не имеет. Вполне достаточно придерживаться двух правил:

В остальном компилятору все равно, как будет расположена программа, однако, это совсем не безразлично для программиста. Польза отступов в прояснении структуры программы. Взгляды на выбор отступов весьма различны, но все согласны в одном – отступы должны делать структуру программы максимально наглядной.

Слова program, const, var, begin, end, а также множество других называются зарезервированными словами. Зарезервированные слова нельзя расширять (например, constant будет ошибкой) и сокращать (например, prog также будет ошибкой).

Использовать в программном коде на Pascal можно как прописные, так и строчные буквы, а также их чередовать. Однако в строках (тип данных) разница между прописными и строчными буквами существует.

Источник

Компонентный Паскаль/Оформление модуля

Содержание

Подробнее о оформлении модуля [ править ]

Давайте вернёмся к тексту программы Hello.odc:

Вне фокуса внимания в этом примере остался разбор мелких важных деталей в оформлении кода. Аккуратно оформленный и опрятный код не только позже облегчит понимание самого кода, но и позволит его упростить, оптимизировать, расширить.

Заглавные буквы [ править ]

В Компонентном Паскале заглавные буквы используются только для ключевых слов. Ключевые слова изменить нельзя. Они определены создателями языка, разнообразие их достаточно и исчерпывающе. В других языках, таких как Си или python заглавные буквы используются для обозначения констант. Впрочем, и в Компонентном Паскале никто не запрещает использовать заглавные буквы для констант. Но так не принято.

Точка с запятой [ править ]

Что означает в паскале точка с запятой. Смотреть фото Что означает в паскале точка с запятой. Смотреть картинку Что означает в паскале точка с запятой. Картинка про Что означает в паскале точка с запятой. Фото Что означает в паскале точка с запятой

Типичная ошибка при использовании точки с запятой [ править ]

Заключается она в том, что этой самой точки с запятой попросту нет. Вот тут КП откажется компилировать текст, но не бросит программиста, а подскажет место, где он ошибку обнаружил:

Что означает в паскале точка с запятой. Смотреть фото Что означает в паскале точка с запятой. Смотреть картинку Что означает в паскале точка с запятой. Картинка про Что означает в паскале точка с запятой. Фото Что означает в паскале точка с запятой

Место ошибки будет отмечено серым квадратом с диагональным перечёркиванием. После устранения ошибки, этот квадрат сам исчезнет (его можно удалить и вручную, но смысла в такой операции нет). Но это ещё не всё. ББ предлагает нажать по квадрату дважды, и после этого причина ошибки станет более понятной:

Что означает в паскале точка с запятой. Смотреть фото Что означает в паскале точка с запятой. Смотреть картинку Что означает в паскале точка с запятой. Картинка про Что означает в паскале точка с запятой. Фото Что означает в паскале точка с запятой

Именование процедур и переменных [ править ]

Как действуют правила относительно ключевых слов, также действуют правила относительно именования процедур и переменных. Пока не производился разбор процедуры Start, но уже полезно знать, что процедуры именуются с большой буквы. Так, например, инструкция Log.String(‘Привет, мир!’) является вызовом процедуры «String» из модуля «Log». И это точно не ключевое слово, так как заглавные буквы не все, а только первая.

Что касается переменных, они будут рассматриваться в следующем разделе, но относительно них существует простое правило: все переменные пишутся маленькими буквами. Таким образом, придерживаясь правил именования ключевых слов, процедур и переменных будет легко различить что есть что.

Размещение инструкций [ править ]

Часто можно встретить код, представленный ниже

Два вызова процедур из модуля «Log» размещены в одну строку. Вызовы процедур вполне могут быть и из разных модулей, и больше чем два (при этом их надо все разделить точкой с запятой, кроме последней). И всё это будет верно. Обычно так делают тогда, когда программист хочет подчеркнуть неразрывность цепочки операций. Тут важно не переборщить, так как код может выйти далеко за пределы основного кода, и читать такой код будет весьма неудобно. Обычно достаточно два. три оператора в строке.

Размещение комментариев [ править ]

Зачем вставлять этот комментарий, если из имени процедуры следует, что она возвращает координату Х?

Отступы в коде и подсветка [ править ]

Практически везде по тексту модуля используются отступы. Отступы не являются требованием языка, как это сделано в python. КП прекрасно скомпилирует модуль и без отступов. Но всё-таки с отступами текст выглядит более аккуратно и ухожено. Не говоря уже о том, что такой текст легче воспринимается для понимания кода. Подсветка текста и выравнивание может быть сделана автоматически через:

Код будет отформатирован на столько, на сколько это вообще возможно.

Заключение [ править ]

В этой части освещены не все вопросы правильного оформления кода, но те правила, которые описаны позволят создавать код, который не будет вызывать чувство отвращения у других программистов, которые (может быть) будут изменять или использовать ваш код. Это, своего рода, этикет программистов. По другим менее значимым вопросам всегда можно проконсультироваться у более опытных коллег, или найти такую информацию во встроенной справке.

Источник

Основные понятия и операторы языка Паскаль

Основные понятия и операторы языка Паскаль

Сайт:Электронные курсы ТПУ
Курс:Информационные технологии 3
Книга:Основные понятия и операторы языка Паскаль
Напечатано::Гость
Дата:Воскресенье, 19 Декабрь 2021, 10:13

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Целью курса «Информационные технологии» является обучение студентов программированию с применением методов вычислительной математики, использованием современных средств вычислительной техники и компьютерных технологий, дальнейшее развитие компьютерной грамотности на основе дисциплин «Информатика», «Математика», «Начертательная геометрия и инженерная графика», «Физика».

Задачи изучения дисциплины заключаются в практическом освоении языка и среды Турбо Паскаля (версии 7.0), в приобретении студентами навыков составления алгоритмов задач теплоэнергетического профиля, отладки программ, в умении проводить анализ полученных результатов и корректировать свои действия с целью улучшения качественных показателей программ.

Язык Турбо Паскаль является классическим языком программирования, широко применяемым в инженерных расчётах. Его изучение позволяет сформировать у студентов особый вид мышления – алгоритмический. Студентам, успешно овладевшим этим языком, не составит особого труда в будущей своей трудовой деятельности применять свои знания и составлять программы не только на языке Паскаль, но и на других языках программирования. Особенно важным является то, что знание языка Паскаль нужно для составления программ в среде Windows при помощи прикладного пакета Delphi, всё более популярного в последнее время.

К настоящему моменту имеется огромное количество библиотек программ, процедур и функций с примерами реализации большинства инженерных задач на языке Паскаль и в среде визуального программирования Delphi. Умелое применение этих наработок предполагает хорошее базовое знание языка Паскаль.

В период обучения студенты должны освоить некоторые численные методы и способы их реализации на языке Паскаль, в том числе с использованием библиотек подпрограмм и внешних файлов данных.

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ТУРБО ПАСКАЛЬ

Большинство программ создаются для решения какой-либо задачи. В процессе ее решения на ПК необходимо: ввести данные, указать способ их обработки, задать способ вывода полученных результатов. Поэтому нужно знать следующее:

Необходимо также уметь упорядочивать команды так, чтобы:

Таким образом, нужно уметь использовать семь основных элементов программирования – ввод, данные, операции, вывод, условное выполнение, циклы и подпрограммы – и на их основе строить программы.

Этот список не является полным, однако, он содержит те элементы, которые присущи обычно всем программам. Многие языки программирования имеют еще и дополнительные средства, в том числе и Паскаль.

Основные файлы пакета Турбо Паскаль:

Для работы в графическом режиме необходимы Graph.tru – модуль с графическими процедурами и функциями Турбо Паскаля, несколько файлов с расширением *.BGI – драйверы различных типов видеосистем ПК, несколько файлов с расширением *.CHR, содержащих векторные шрифты.

После загрузки системы экран разделен на три части: основное (или рабочее) окно, главное меню и строка, в которой указывается назначение основных функциональных клавиш. Переход из основного окна в главное меню и обратно осуществляется посредством клавиши F10.

В рабочем окне осуществляется набор текста программы, запуск же происходит следующим образом: выход в меню, выбор пункта Run – Run.

Для того чтобы сохранить программу, необходимо: выйти в меню, выбрать File – Save (Save as …), в появившемся окне ввести имя файла и нажать клавишу Enter.

Выход из системы программирования: выход в меню, пункт File – Exit.

1.1. Алфавит и словарь языка Паскаль

Язык – совокупность символов, соглашений и правил, используемых для общения. При записи алгоритма решения задачи на языке программирования необходимо четко знать правила написания и использования языковых единиц. Основой любого языка является алфавит (набор знаков, состоящий из букв, десятичных и шестнадцатеричных цифр, специальных символов).

Алфавит Паскаля составляют:

Неделимые последовательности знаков алфавита образуют слова, отделенные друг от друга разделителями. Ими могут быть пробел, комментарий или символ конца строки. Словарь Паскаля можно разделить на три группы слов: зарезервированные слова, стандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя.

Зарезервированные слова (см. табл. 1.1) имеют фиксированное написание и навсегда определенный смысл. Они не могут изменяться программистом, и их нельзя использовать в качестве имен для обозначения величин.

Идентификатор – имя (identification – установление соответствия объекта некоторому набору символов). Для обозначения определенных разработчиками языка функций, констант и т. д. служат стандартные идентификаторы, например, Sqr, Sqrt и т. д. В этом примере Sqr вызывает функцию, которая возводит в квадрат данное число, а Sqrt – корень квадратный из заданного числа. Пользователь может переопределить любой стандартный идентификатор, но чаще всего это приводит к ошибкам, поэтому на практике их используют без изменения. Идентификаторы пользователя – это те имена, которые дает сам программист. При записи программ нужно соблюдать общие правила написания идентификаторов:

Некоторые зарезервированные слова версии Турбо Паскаль.

Остаток от деления

До тех пор, пока не выполнится

Группа слов, имеющая смысл, называется словосочетанием. В языке программирования словосочетание, состоящее из слов и символов и задающее правило вычисления некоторого значения, называется выражением. Минимальная конструкция языка, представляющая законченную мысль, есть предложение. Если предложение языка программирования задает полное описание действия, которое необходимо выполнить, то оно называется оператором. Предложение, описывающее структуру и организацию данных, называется описанием.

1.1.1. Величины в Паскале

Решение задач на ПК – это процесс сбора, обработки и передачи информации. Поэтому задача любой программы состоит в обработке данных. В Паскале данные делятся на константы и переменные. Они определяются идентификаторами (именами).

Константами называются такие данные, которые не изменяются в процессе выполнения программы в отличие от переменных, которые могут менять свои значения. Имя переменной подобно ящичку, который можно заполнить различными значениями, что нельзя сделать с константой. Переменная характеризуется именем, типом (см. 1.2) и значением.

Кроме констант и переменных, существуют так называемые типизированные константы, которые являются как бы промежуточным звеном между переменными и константами (в данном пособии не рассматриваются. Рекомендуется дополнительная литература, например, [3]).

1.1.2. Структура программы

В программе программист записывает последовательность действий, выполняемых над определенными данными с помощью различных операций для реализации заданной цели. Основные требования, предъявляемые к программе:

Максимальный размер программы ограничен. Компилятор позволяет обрабатывать программы, в которых объем данных и генерируемый машинный код не превышают 64 Кбайт каждый. Если объем программы требует большего количества памяти, то необходимо использовать дополнительные средства.

Раздел описания начинается соответствующим каждому элементу списка служебным словом (табл. 1), после которого идет последовательность величин одного типа, разделенных запятой. После списка имен ставится двоеточие и указывается тип данных (см. 1.2).

Любой элемент данного списка в программе может отсутствовать.

Данный раздел начинается со служебного слова Begin и заканчивается служебным словом End. В нём задаются действия над объектами программы, введенными в разделе описаний. Операторы, посредством которых эти действия производятся, разделяются точкой с запятой. После последнего слова End ставится точка.

Для лучшего восприятия текста программы и поиска ошибок рекомендуется следующая схема:

1.2. Типы данных

При решении задач выполняется обработка информации различного свойства, например: дробные и целые числа, слова, строки и т. д. Для описания множества допустимых значений величины и совокупности операций, в которых участвует данная величина, используется указание ее типа данных. Тип данных – это множество величин, объединенных определенной совокупностью допустимых операций. Каждый тип имеет свой диапазон значений и специальное зарезервированное слово для описания. Все типы данных можно разделить на две группы: скалярные (простые) и структурированные (составные). Простые типы данных также делятся на стандартные и пользовательские. Стандартные – предлагаются разработчиками Турбо Паскаля, а пользовательские разрабатывают сами программисты.

Представим типы данных в виде схемы:

В данном учебном пособии будут рассмотрены лишь основные типы данных, используемые наиболее часто. С другими интересующими типами данных можно познакомиться в специальной литературе (например, [3]). Рассмотрим пока лишь простые типы данных, структурированные типы требуют отдельного, более тщательного рассмотрения.

Источник

Правила пунктуации.

1) точка с запятой не ставиться после зарезервированных слов unit, label, uses, type, const, var и ставиться после завершения каждого описания;

2) точка с запятой не ставиться после begin и перед end, т.к. эти слова являются операторными скобками, а не операторами;

3) точка с запятой является разграничителем операторов, ее отсутствие вызывает ошибку компиляции;

4) в операторах цикла точка с запятой не ставится после слов while, repeat, do и перед until;

5) в условных операторах точка с запятой не ставиться после then и перед else.

Алфавит и словарь языка.

Символы языка – элементарные знаки, используемые для составления текстов. Они составляют алфавит языка. Программа на Паскале формируется с помощью конечного набора знаков, образующих алфавит языка, и состоит из букв, десятичных цифр и специальных символов.

:=— присваивание;

Неделимые последовательности знаков алфавита образуют слова, отделенные друг от друга разделителями и несущие определенный смысл в программе. Разделителем может служить пробел, символ конца строки, комментарий. Слова подразделяются на зарезервированные, стандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя.

Зарезервированное или служебное слово – это слово, которое в языке программирования имеет определенное смысловое значение (на экране в среде Паскаль такие слова выделяются белым цветом).

Стандартные идентификаторы (имена) служат для обозначения заранее определенных разработчиками языка типов данных, констант, процедур и функций.

Идентификаторы пользователя применяются для обозначения меток, констант, переменных, процедур и функций, определенных самим программистом. Также как в ТВ в Паскале существуют определенные правила написания идентификаторов: 1) идентификатор начинается только с буквы или знака подчеркивания (только метки могут начинаться цифрой); 2) пробелы, точки и другие специальные символы при написании идентификатора недопустимы; 3) между двумя идентификаторами должен быть пробел. При написании идентификатора можно использовать прописные и строчные буквы латинского алфавита, компилятор различия между ними не делает.

Дата добавления: 2017-01-29 ; просмотров: 705 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

РАБОТА С ТОЧКАМИ С ЗАПЯТОЙ

Дата добавления: 2014-11-27 ; просмотров: 2370 ; Нарушение авторских прав

Есть два различных способа работы с точками с запятой используемые в популярных языках. В Паскале точка с запятой расценивается как разделитель операторов. Точка с запятой не требуется после последнего утверждения в блоке. Синтаксис:

(пустое утверждение важно!)

Паскаль также определяет некоторые точки с запятой в других местах, таких как после утверждения PROGRAM.

В C и Ada, с другой стороны, точка с запятой рассматривается как терминатор операторов и следует после всех утверждений (с некоторыми смущающими и путающими исключениями). Синтаксис для них простой:

Имея эти два синтаксиса, легко (теперь, когда мы реорганизовали синтаксический анализатор!) добавить эти возможности в наш анализатор. Давайте сначала возьмем последний случай, так как он проще.

Для начала я упростил программу представив новую подпрограмму распознавания:

procedure Semi;
begin
MatchString(‘;’);
end;

Эта процедура очень похожа на наш старый Match. Она требует чтобы следующим токеном была точка с запятой. Найдя его, она переходит к следующему.

Так как точка с запятой следует за утверждением, процедура Block почти единственная, которую мы должны изменить:

procedure Block;
begin
Scan;
while not(Token in [‘e’, ‘l’]) do begin
case Token of
‘i’: DoIf;
‘w’: DoWhile;
‘R’: DoRead;
‘W’: DoWrite;
‘x’: Assignment;
end;
Semi;
Scan;
end;
end;

Внимательно взгляните на тонкие изменения в операторе case. Вызов Assigment теперь ограничивается проверкой Token. Это позволит избежать вызова Assigment когда токен является точкой с запятой (что случается когда утверждение пустое).

procedure TopDecls;
begin
Scan;
while Token = ‘v’ do begin
Alloc;
while Token = ‘,’ do
Alloc;
Semi;
end;
end;

Наконец нам нужен вызов для утверждения PROGRAM:

begin
Init;
MatchString(‘PROGRAM’);
Semi;
Header;
TopDecls;
MatchString(‘BEGIN’);
Prolog;
Block;
MatchString(‘END’);
Epilog;
end.

Проще некуда. Испробуйте это с копией TINY и скажите как вам это нравится.

Версия Паскаля немного сложнее, но она все равно требует только небольших изменений и то только в процедуре Block. Для максимальной простоты давайте разобьем процедуру на две части. Следующая процедура обрабатывает только одно утверждение:

procedure Statement;
begin
Scan;
case Token of
‘i’: DoIf;
‘w’: DoWhile;
‘R’: DoRead;
‘W’: DoWrite;
‘x’: Assignment;
end;
end;

Используя эту процедуру мы можем переписать Block так:

procedure Block;
begin
Statement;
while Token = ‘;’ do begin
Next;
Statement;
end;
end;

Это, уверен, не повредило, не так ли? Теперь мы можем анализировать точки с запятой в Паскаль подобном стиле.

Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *