Что означает в рисунке несуществующего животного такая деталь как повернутая влево голова
Ключи к тесту «Несуществующее животное». Агрессивные элементы-1.
Ключи к тесту « Несуществующее животное ».
Агрессивные элементы. Активная и защитная агрессия.
Отсутствие элементов агрессии в рисунке несуществующего животного.
Активная агрессия – это причинение вреда посредством вербальных или физических действий.
Защитная агрессия – это враждебные действия, возникающие в ответ на реальные или мнимые угрозы.
Невротическую агрессию рассмотрим в следующей статье.
Вообще, на любую агрессивность в рисунке несуществующего животного указывают:
Любые очевидные элементы нападения в рисунке несуществующего животного, которые могут быть нарисованы, но не объявлены таковыми, интерпретируются как проявление собственной (активной) агрессии, а не защитной.
На активную агрессию в рисунке несуществующего животного указывают :
Разинутая зубастая пасть несуществующего животного.
Острый клюв у несуществующего животного.
Защитная агрессия может активно проявляться на поведенческом уровне, поэтому она не такая безобидная, как может показаться вначале. Даже если сам человек воспринимает ее как защитную, в реальности она может оказаться активной. То есть, ожидая нападения, даже, возможно, безо всяких на то оснований, человек заранее может перейти к активным действиям.
На склонность к защите от агрессии указывают:
Если в рисунке ребенка у несуществующего животного есть когти на лапах – он защищается от сверстников.
Заостренные рога и когти у несуществующего животного.
Гребни на спине несуществующего животного.
Степень защитной агрессии определяется наличием и направленностью острых выступов на теле несуществующего животного (типа ребристого панциря, шипов и наростов).
Если защитные элементы по контуру тела несуществующего животного подняты вверх – человек пытается защититься от людей, которые имеют над ним власть или его подавляют, в чем-либо ограничивают, что-то запрещают. Для взрослого человека это могут быть вышестоящие лица, начальники; для ребенка – родители, старшие по возрасту, воспитатели, учителя.
Защитные элементы несуществующего животного подняты вверх (верхний контур тела), а на боку направлены вправо.
Если защитные элементы по контуру тела несуществующего животного направлены вниз – человек боится быть непризнанным, потерять свой авторитет среди других людей, стать объектом насмешек, боится, что его будут обсуждать. Или же переживает, что уже находится в таком положении. Если такая направленность защиты просматривается в рисунке ребенка, скорее всего, он чувствует себя некомфортно в окружении сверстников.
Если защитные элементы по контуру тела несуществующего животного направлены в сторону (по бокам) или же внутри контура (на самом теле) – человек ожидает опасность со всех сторон в любых ситуациях (это недифференцированная опасливость, то есть беспредметный страх) и готов к защите и самозащите любого порядка.
Если защитные элементы направлены в сторону вправо – это говорит о том, что человек пытается защищаться в процессе своей реальной деятельности (смотрите рисунок выше).
Если защитные элементы направлены в сторону влево – это указывает на то, что человек защищает свое мнение, убеждения или вкусы.
♦ Окончание статьи об агрессивных элементах в рисунке несуществующего животного читайте в следующей статье.
«Ключи» к тесту «Несуществующее животное». Голова.
«Ключи» к тесту « Несуществующее животное ».
Голова или ее замена.
Голова – это символ интеллектуальных и умственных способностей человека.
1. Посмотрите, куда повернута голова несуществующего животного.
1.1. Голова повернута вправо – направленность на действительность. Это человек действия.
Для него характерны высокая целеустремленность и активность (иногда принимаемые за излишнее упрямство). Он ставит перед собой реальные и осуществимые задачи, и почти всегда активно приступает к реализации своих намерений.
Если так нарисовал ребенок, ему нужно помогать добиваться выполнения поставленных перед собой задач.
Несуществующее животное Драгокрок. Автор: мужчина, 25 лет.
1.2. Голова несуществующего животного повернута влево – человек не дела, а намерения.
Такой человек склонен к размышлению, фантазированию, самоанализу, рефлексии, тщательно обдумывает свои поступки. Часто его мечты существуют только в его воображении. Они не могут быть реализованы им в реальной жизни (или только какая-то их часть реализуется). Такая потеря активности может произойти под страхом неудачи (например, в связи с нерешительностью). Также он не всегда выполняет то, что запланировал или о чем его попросили.
Голова несуществующего животного повернута влево.
1.3. Голова несуществующего животного направлена на рисующего (положение «анфас»)– присутствие эгоцентризма, что может выражаться в сосредоточенности на собственных переживаниях и проблемах, бесконтрольности в поведении.
Или : контактная личность, легко завязывающая знакомства.
Голова несуществующего животного «анфас».
2. Оцените пропорциональность головы телу несуществующего животного.
Учитывайте, что голова – символ интеллектуальных и умственных способностей человека, тело – символ физических качеств.
2.1. Голова и туловище несуществующего животного пропорциональны друг другу – интеллектуальные и физические качества человека находятся в гармонии друг с другом.
Несуществующее животное Стихия. Нарисовано женщиной 23-х лет.
2.2. Крупная голова несуществующего животного (по сравнению с другими частями тела) – человек обладает высоким интеллектом, уважает знания других людей.
2.4. Маленькая голова и огромная мускулатура несуществующего животного – человек высоко ценит физическую подготовленность.
Если это ребенок, возможно, что его идеал – это герои боевиков, на которых он хочет быть похожим.
“Ключей” по данному случаю нет. Мы его будем рассматривать отдельно. Просто, вспоминая значение символов головы и туловища, задумайтесь, что произошло: голова “переросла” в тело или наоборот.
3. Если в рисунке несуществующего животного 2 головы (или больше) – это свидетельствует о наличии внутреннего конфликта и противоречивости натуры (желаний).
Или: человек озабочен двумя проблемами, решения которых не может найти.
«Несуществующее животное». Алексей, 22 года.
4. Отсутствие головы в рисунке несуществующего животного.
Форма головы грубо искажена – органическое поражение мозга. Некорректно.
5. Отметьте, есть ли у несуществующего животного глаза, нос, рот.
Если они не нарисованы, то человек плохо воспринимает информацию или не хочет выдавать свои мысли.
В следующий раз мы будем рассматривать органы чувств.
«Ключи» к тесту «Несуществующее животное». Расположение.
Анализ расположения рисунка несуществующего животного показывает, как человек оценивает свое положение в обществе.
Верхняя часть листа бумаги – нижняя часть.
Расположение рисунка несуществующего животного посередине листа или немного выше и правее (/левее) – это норма. Это говорит о том, что самооценка человека соответствует действительности. Она ни занижена и не завышена. Такой вариант самый удачный.
Он правильно оценивает свои возможности, адекватно относится к своим успехам и неудачам, не очень упрям. Но, если уверен в правоте, свое мнение будет отстаивать.
Расположение рисунка посередине.
Расположение рисунка несуществующего животного ближе к верхнему краю листа бумаги – свидетельство высокой самооценки и уровня притязаний (требований) человека, которые, как ему кажется, не полностью реализуются.
Чем ближе к верхнему краю листа расположен рисунок несуществующего животного, тем ярче человек ощущает неудовлетворенность своим положением в обществе (признак дезадаптированности), потребность в самоутверждении и признании. Он склонен считать, что достоин большего и переживать по поводу того, что его недооценили. Также такое расположение рисунка интерпретируется как стремление к лидерству. Такой человек всегда настойчиво движется к своей цели.
Другая интерпретация: излишняя самоуверенность, человек переоценивает свои возможности, пытается охватить сразу много дел.
Расположение рисунка ближе к верхнему краю.
Интерпретация расположения рисунка вверху листа по теории И. Жолле:
Расположение рисунка главным образом в верхней части листа – говорит о том, что человек более склонен к отчужденности и замкнутости (относительно недоступен), чем другие.
Он предпочитает получать удовлетворение от своих фантазий. Часто ставит перед собой какие-то недостижимые цели. Близким или окружающим людям иногда приходится возвращать такого человека к реальности. Как говорится, «спускать с небес на землю”.
Чем ниже к краю листа расположен рисунок, тем ниже самооценка человека. Он неуверен в себе, нерешителен, подавлен, не слишком высоко себя ценит. У него отсутствует стремление к самоутверждению. Такой человек долго помнит свои неудачи. Он может вообще отказаться от какого-либо действия, если не уверен, что получит положительный результат. Сложность заключается в том, что человек сосредоточен на возможных препятствиях к решению своих задач, а не на том, как получить результат.
Пример такого рисунка можно посмотреть чуть ниже.
Расположение рисунка несуществующего животного в самом низу листа – у человека большие проблемы в общении.
Интерпретация расположения рисунка внизу листа согласно теории И. Жолле:
Расположение рисунка большей частью в нижней половине листа – человек тяготеет к реальности, к чему-то конкретному. Он склонен к депрессии, поскольку не может повлиять на проблему. Это приводит к возникновению у человека чувства незащищенности и неадекватности.
Например, такой человек воспринимает катаклизмы как всемирную проблему или остро реагирует на существующую политическую нестабильность в стране.
Правая часть листа бумаги – левая часть.
Сдвиг рисунка несуществующего животного вправо – человек стремится себя контролировать, склоняется к экстраверсии.
Расположение рисунка ближе к нижнему краю и правой части листа.
Расположение рисунка несуществующего животного крайне справа – это нежелание человека подчиняться, непредсказуемость, чрезмерная конфликтность, а в экстремальных ситуациях – аутоагрессивность.
Интерпретация расположения рисунка справа по теории И. Жолле:
Смещение рисунка вправо – это тяготение человека к сознательному.
Он способен лучше контролировать свое поведение, занят поисками удовлетворения в интеллектуальной сфере деятельности, живет в ожидании будущих событий (акцент на будущем).
Расположение рисунка несуществующего животного в правом верхнем углу – возможно, человек активно борется за роль лидера в своем окружении. Его соперниками могут быть родители, учителя (для детей), сотрудники, пользующиеся авторитетом в коллективе.
Расположение рисунка несуществующего животного в верхнем левом углу (при этом рисунок должен быть малого размера) – говорит о высоком уровне тревожности у человека.
Расположение рисунка в верхнем левом углу листа.
Сдвиг рисунка несуществующего животного влево – социальная бездеятельность, застенчивость, выраженное чувство вины (тенденция по малейшему поводу чувствовать себя виноватым), интроверсия, акцентирование на прошлом. Такой человек много размышляет и тщательно обдумывает свои поступки. Он практически всегда уходит от конфликтных ситуаций. Эта интерпретация может быть неверной, если рисунок не умещается на лист, выходит за его край.
Интерпретация расположения рисунка слева согласно теории И. Жолле:
Расположение рисунка в левой части листа – обращение человека к бессознательному. Для него характерны импульсивность, эмоциональность (преобладание эмоций в жизни человека), акцентированность на прошлом (часто обращается к своему прошлому).
Расположение рисунка в левой части листа.
Дополнительная интерпретация расположения рисунка в верхней и нижней части листа представлена в нижеследующей схеме:
Необходимо обращать особое внимание на то, какое значение имеет для человека расположение рисунка на листе бумаги.
Не забудьте о предисловии к статьям о ключах.
К сожалению, пока не все интерпретации мы можем подкрепить рисунками. Но в нашей будущей книге по рисуночным тестам они будут.
Психологический тест: несуществующее животное
Тест «Несуществующее животное» некогда был построен на теории психомоторной связи. Для того, чтобы зарегистрировать состояние психики испытуемого, используется исследование моторики, в частности, это касается моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения и/или рисунка.
Методика
И.М.Сеченов в свое время говорил, что любое представление, возникающее в психике человека, заканчивается движением.
Тенденция движения имеет направление в пространстве: приближение, удаление, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства, с его помощью можно зафиксировать отношение к пространству, то есть возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики.
Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху, связана с будущим периодом и действенностью. Левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона, соответствующая доминантной правой руке, — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.
Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.
По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных методик. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест является ориентировочным, поэтому как единственный метод исследования обычно не используется, требуя объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.
Инструкция к тесту:
Сейчас Вам необходимо будет придумать, а в последующем и нарисовать некое несуществующее животное, при этом дав ему несуществующее название. Не думайте о красоте рисунка. При обработке данных имеет значение лишь смысл, вложенный в рисунок, а не его художественные особенности.
Анализ теста и интерпретация результатов
Положение рисунка на листе
В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточность признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.
Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Центральная часть фигуры (голова или замещающая ее деталь)
Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется — осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих тенденций.
Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности — следует решить дополнительно.)
Положение «анфас», то есть голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.
На голове расположены детали, соответствующие органам чувств — уши, рот, глаза. Значение детали «уши» — прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения.
Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратите внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.
На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога — защита, агрессия. Трактовка идет в сочетании с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья — тенденция к самоукрашению, самооправданию, демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.
Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда — постамент)
Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирования суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).
Части, поднимающиеся над уровнем фигуры
Могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек — кудрей; цветково-функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа — крылья или щупальца и т.д.) Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).
Хвосты
Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности.
Положительная и отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратите внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.
Контуры фигуры
Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии, контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена.
Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, то есть против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.
Общая энергия
Оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном, несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание.
То же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, «водит карандашом по бумаге», не нажимая на него. Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратите внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (то есть к чему привязана тревога).
Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.
Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошек). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.
Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, — свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекообразной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.
Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.
Обратите внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного — рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.
Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегемот», «мухожер» и т.п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетус» и т.п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие»), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.
Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т.п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «лю-лю», «кус-кус» и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотиклирон», «гулобарниклетамиешиния» и т.п.).