Что означает в социологии понятие позитивистский редукционизм

Редукционизм социологический

РЕДУКЦИОНИЗМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ (от лат. reductio — возвращение назад, приведение обратно, восстановление, задерживание) — теоретическая и методологическая ориентация, сущность которой заключается в сведении специфики человеческого бытия к его социальному аспекту и в стремлении объяснять все без исключения формы культуро-творческой деятельности человека в понятиях и категориях социологии. Редукционизм социологический является результатом неверного применения логической процедуры — сведения социологических данных к более простым формам выражения, облегчающим их анализ. Выводя социолога за пределы его научной дисциплины в область, подлежащую изучению иными, несоциологическими методами, редукционизм социологический толкает его на путь метафоризации социологических понятий, что ведет к утрате ими своего теоретического смысла. Гносеологическим источником редукционизма социологического является, как правило, своеобразный пансоциологизм (аналогичный гегелевскому панлогизму) — представление, согласно которому специфическая сущность человека и его сознания адекватно постигается лишь в социологических понятиях. Результатом подобной тенденции неизбежно оказывается вульгарный социологизм.

Формы редукционизма социологического различаются в зависимости от того, как понимается сущность социальности. Поскольку здесь существуют два противоборствующих теоретико-методологических воззрения — номиналистическое (см. Номинализм социологический) и реалистическое (см. Реализм социологический), постольку можно выделить и два основных направления редукционизма социологического. Номиналистический редукционизм социологический отмечен стремлением объяснять специфику всех проявлений человеческой жизнедеятельности конкретными взаимодействиями индивидов, отправляясь от них как от некоторых «социальных атомов». Реалистический редукционизм социологический характеризуется стремлением свести эту специфику к тем или иным надындивидуальным формам соц. существования чел., выделяемым и иерархизируемым в зависимости от того, какая из них принимается за основополагающую.

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 389.

История теоретической социологии: В 4 т. Т. 2. М., 1998.

Источник

Понятие позитивизма в социологии

Исторически первым направлением, возникшим в социологии ХIХ в., был позитивизм (от лат. positivus – положительный). Суть его состояла в том, чтобы сформировать новую систему знания об обществе на базе использования законов и методов естественных наук. Изначально позитивизм противопоставлялся спекулятивному умозрительному теоретизированию. Собственно, и возник он в результате отказа от абстрактных рассуждений об обществе и стремления к созданию такой «позитивной» социальной теории, которая должна была соответствовать всем основным параметрам естественно-научной теории.

С точки зрения позитивизма, основная задача социологии состояла в том, чтобы эмпирическим и аналитическим путем, основываясь на фактах, исследовать социальные явления. Только в этом случае она могла быть «позитивной», т.е. способной положительно и успешно решать проблемы жизни общества.

Основатели позитивизма (в первую очередь О. Конт) считали, что знание об обществе должно быть таким же строгим и точным, обоснованным и достоверным, реальным и полезным, как знание о природе, которое нам дают естественные науки. В работе «Дух позитивной философии» Конт говорил о нескольких значениях термина «позитивное». Оно означает реальное в противоположность химерическому, полезное в противоположность негодному, достоверное в противоположность сомнительному, точное в противоположность смутному, положительное в противоположность отрицательному.

Поскольку законы функционирования и развития общества в позитивизме рассматривались как продолжение законов природы (даже как их частный случай), постольку признавалась их неизменность, данность на все времена. По этому же основанию считалось невозможным проникнуть в сущность и причинную обусловленность социальных явлений и процессов.

Наконец, подход к характеристике законов развития общества как продолжению законов природы приводил сторонников позитивизма к изучению общества не столько в динамике, сколько в статике, т.е. речь шла о нем как о системе, находящейся прежде всего в состоянии стабильности и равновесия, и только затем в ситуациях изменения.

Чтобы знание об обществе отвечало требованиям объективности, реальности, научности, достоверности, точности, полезности, оно должно было добываться, с точки зрения позитивизма, с помощью методов естественных наук. Основными среди них считались наблюдение, эксперимент, сравнительный, исторический и в определенной степени математический методы.

Позитивизм как парадигма социологии ХIХ в. проявился в таких более конкретных своих направлениях (иногда их называют характерными чертами позитивизма), как натурализм, органицизм, эволюционизм (в последующих главах о них пойдет специальный разговор). Кроме указанных течений, к позитивизму относятся также социальный дарвинизм, механицизм, географический детерминизм, расово-антропологическое направление и др. (речь о них также впереди). Все эти направления и течения позитивизма отличались одним общим принципом – социологического редукционизма.

Суть его состоит в стремлении объяснить основные явления общественной жизни с точки зрения единственного определяющего фактора, будь то биологический, географический, расовый или еще какой-либо. Поэтому не случайно в истории социологии все эти течения и направления получили название «школ одного фактора» (что не совсем точно и о чем мы еще будем говорить).

Как уже отмечалось, основоположником позитивизма вообще, социологического в особенности был Конт. Перейдем сначала к краткому рассмотрению его жизненного пути, а затем – к более подробному изложению основ социологического творчества французского мыслителя.

Источник

РЕДУКЦИОНИЗМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ

Смотреть что такое «РЕДУКЦИОНИЗМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ» в других словарях:

РЕДУКЦИОНИЗМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ — (от лат. reductio возвращение назад, приведение обратно, восстановление, задержание) сведение специфики человеческого бытия к его соц. аспекту и в связи с этим стремление объяснять все без исключения формы культуротворческой деятельности человека … Российская социологическая энциклопедия

РЕДУКЦИОНИЗМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ — англ. reductionism, sociological; нем. Reduktionismus, soziologischer. Теоретическая и методол. ориентация, сущность к рой заключается в сведении специфики человеческого бытия к его социол. аспекту, в стремлении объяснить все без исключения формы … Толковый словарь по социологии

ДИАЛЕКТИКА НЕГАТИВНАЯ — неомарксистская (см. Неомарксизм) программа критич. переосмысления диалектики, осуществляемого на путях соц. филос. редукции (см. Редукционизм социологический) категорий диалектики Гегеля к тем или иным аспектам обществ. экономич. реальности и… … Российская социологическая энциклопедия

ПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ — ведущее мировоззренч. направление в социологии XIX в., программные установки к рого были сформулированы К. Сен Симоном, а основные концепции разработаны в трудах О. Конта, Д. Милля, Г. Спенсера. Как филос. и общесоциологич. доктрина П. сложился в … Российская социологическая энциклопедия

Психофизиологическая проблема — вопрос об активном системном взаимодействии тела и психики. Исторически сложившийся научный спор о роли тела и психики в жизни человека, а также их взаимосвязи. Существуют различные взгляды на то, как соотносятся тело и психика, однако, данный… … Википедия

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ — Будучи генетически связана с отечественной и западноевропейской социальной философией и философией истории, С. м. начинает формироваться в России в 1 м десятилетии XIX в. в русле т. наз. критической (скептической) школы в рус. историографии (Н. С … Русская философия: словарь

Социологическая мысль — Будучи генетически связана с отечественной и западноевропейской социальной философией и философией истории, С. м. начинает формироваться в России в 1 м десятилетии XIX в. в русле т. наз. критической (скептической) школы в рус. историографии (Н … Русская Философия. Энциклопедия

РЕДУКЦИЯ — сведение конкретного бытия человеческих индивидов (как, впрочем, и любых предметов, входящих в состав социального бытия) к неким общим свойствам, абстракциям (см. Абстракции реальные ). Р. методологический прием, т. е. прием действия и… … Современный философский словарь

ДЮРКГЕЙМ — (Durkheim) Эмиль (15.4.1858, Эпиналь, 15.11.1917, Париж), франц. социологпозитивист. Основатель франц. социологич. школы, группировавшейся вокруг журн. «L Annee sociologique» (с 1896). Продолжатель традиции Конта, Д. испытал также влияние … Философская энциклопедия

МИЛЛЬ — (Mill) Джон Стюарт (1806 1873) основатель английского позитивизма, экономист, этик, логик, теоретик либерализма. Член палаты общин английского парламента (1865 1868). М. внес значительный вклад в становление социологии и разработку эмпирических… … Новейший философский словарь

Источник

Позитивизм в социологии

Вы будете перенаправлены на Автор24

История развития

В социологии в 19 веке сложилось новое, а главное первое научное направление, названное учеными-социологами позитивизмом. Он возник в следствии того, что произошел отказ от простого рассуждения о социуме, и что не менее важно, была создана социальная теория.

Прежде всего оно заключалось в том, чтобы сформировать новую систему знаний об общественных отношениях, при этом основываясь на применении методов, а также законов в естественных науках.

Основоположником нового направления общественных наук стал Огюст Конт, который пропагандировал науку при изучении общества. Но при таком раскладе Конт ставил в противостоянии социологию и лжеучения, к которым он относил астрологию и подобные ей науки.

Рассматривать новое направление в социологии сразу принялись еще несколько ученых, с помощью которых позитивизм стал популярен уже в середине 19 века и стал изучаться большим количеством социологов и философов. Благодаря этому позитивизм стал приобретать значение более узкого направления, а именно оно стало использоваться как изучение методологии в естественных науках, для более глубокого рассмотрения общества. Но на новый уровень в научной деятельности позитивизм вывели Эмиль Дюркгейм и Герберт Спенсер.

Сущность позитивизма

В основе позитивизма стояла задача с помощью аналитического и эмпирического метода нужно было изучать общественные явления. Только при таком раскладе она могла бы стать «позитивной» и благополучно решать поступающие проблемы, которые и по сей день существуют в обществе, опираясь при этом на различные научные методы.

Ученый Огюст Конт полагал, что достоверные сведения об обществе должны быть не только строгими, но и опираться на достоверные и обоснованные факты. Позитивизм определял тот факт, что общественные знания должны были отвечать научности и реальности, поэтому это знание нужно добывать при помощи методов естественных наук. Исходя из этого были задействованы такие методы, как сравнение, наблюдение, эксперимент, а также исторический и математический методы.

Готовые работы на аналогичную тему

Позитивизм наиболее полно проявлялся во многих направлениях, которые часто называли чертами позитивизма. Этими направлениями стали в основном:

Не смотря на все различия все эти направления отличаются принципом редукционизма, смыслом которого было стремление объяснить различные явления жизни общества со стороны одного из факторов, которыми может стать, например, биологический или расовый признак.

Наиболее полноценно идеи позитивизма раскрывались в таком его направлении как неопозитивизм в социологии. Это социологическое течение стало главным социолого-философским направлением 20 века, которое опиралось прежде всего на сложившиеся принципы логического позитивизма. Каждое ответвление учения неопозитивизма обладало уникальными, свойственными только ему особенностями в области применяемых методов.

Неопозитивизм устремлялся к рассмотрению социальных явлений, при этом опираясь на законы общие как для природы, так и для социальной реальности. Это проявлялось в школе натурализма. Сциентизм в основном ориентировался на использование в социальных исследованиях методов естественных наук. Объективизм объявил свою свободу от ценностных суждений. Операционализм определял социальные понятия как операционные. Бихевиоризм рассматривал субъективные факторы через поведение людей. Квантификация стремилась к описанию социальных явлений и процессов в количественной характеристике.

Источник

Позитивизм в социологии

Позитивизм провозгласил себя научной философией, отказавшись от рассмотрения вопросов, не имеющих однозначного решения с помощью логико-эмпирических методов, например, о первичности бытия либо сознания. Две важнейшие функции научной философии с точки зрения позитивизма: 1) создание научной картины мира, основанной строго на научных знаниях и не нуждающейся в обращении к мистике, трансцендентному и т.п.; 2) обобщение методологии научного познания, новых методов, техники, процедуры, возникающих в отдельных дисциплинах.

Основатели позитивизма и социологии считали, что социальная жизнь может и должна быть улучшена, оптимизирована на основе познания и использования объективных социальных закономерностей, открытых методами науки.

В социологии позитивизм прошел несколько исторических этапов. Для раннего позитивизма времен Конта, Дж. Милля, Спенсера, школ «одного фактора» характерны такие черты, как натурализм, эволюционизм, органицизм. Значительной заслугой этого периода стало введение в обществознание практики эмпирических исследований как главного способа превращения гипотез в верифицированное социальное знание.

Неопозитивизм как новый этап развития позитивистской методологии в социологии формируется с начала 20 века. Первоначально он возникает в «Венском кружке» (эмпирическая социология О. Нейрата) и немецкой школе формальной социологии (концепция социаций Г. Зиммеля), затем активно развивается П. Лазарсфельдом, рядом американских социологов, в частности, Чикагской школой. На этом этапе на первый план выходят след. принципы:

1) субъективность социального актора должна исследоваться исключительно через анализ наблюдаемого поведения; 2) все используемые в анализе категории должны быть эмпирически операционализированы; 3) социология должна стремиться к квантификации характеристик изучаемых социальных явлений; 4) главная задача социологии — освободить социальное знание от ценностных, идеологизированных суждений.

Ряд историков социологии выделяет также постпозитивистский этап в социологии, датируя его появление 2-й половиной 20 века. Сюда часто включают столь разнородных теоретиков, как К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, Р. Арре. Главное отличие этого этапа видят в адаптации позитивизма к современным реалиям методологического дискурса в теории социологии. Делается это в основном за счет включения в позитивистский подход отдельных положений из иных методологических направлений, в частности, из герменевтики, экзистенциализма и др. При этом новыми ключевыми характеристиками данного этапа считаются: 1) приоритет теоретического уровня социального знания и декларирование его качественного своеобразия; 2) реабилитация метафизических допущений в социологическом исследовании, в т. ч. и их ценностного компонента.

В отечественной социологии первым позитивистом, вероятно, следует считать Г.Н. Вырубова, помогавшего Конту издавать в Париже «Журнал позитивной социологии». Большую роль в распространении позитивизма в социологии сыграли также М.М. Ковалевский и Е.В. Де Роберти. Одним из крупнейших представителей российского неопозитивизма был П.А. Сорокин. Уже в первой своей монографии «Преступление и кара, подвиг и награда» (1914) он предвосхитил появление бихевиоризма, опередив на треть века работы Б. Скиннера. Можно считать, что последующая эволюция его позиции, завершившаяся формулированием концепции интегрализма, привела Сорокина на позиции постпозитивизма.

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 338-339.

Кон И.С. Позитивизм в социологии. Л., 1965;

Кукушкина Е.И. История русской социологии 19 — нач. 20 в. М., 1993;

История теор. социологии: В 4 т. М.; СПб., 1997—2000;

Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000;

Contemporary Sociological Theory / Ed. by С. Calhoun et al. Oxford, 2002.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *