Что означает вековой нравственный опыт
Школе NET
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Мари Умняшка
Что такое вековой нравственный опыт?
Лучший ответ:
Онтонио Веселко
Нравственность – это верное наше отношение к окружающему миру. Каково оно, это правильное отношение? Укладывается в золотом правиле: не делай другому того, чего не желаешь себе.
Нравственность связана с определенными действиями человека. Мы называем нравственным того, кто не обманывает, не прелюбодействует, не убивает и т. д. При этом человеком могут руководить мотивы совсем не человеколюбия, совсем не исполнения Заповедей Божиих о любви к ближнему, совсем не милосердие, а вещи, не только им противоположные, а подчас и безобразные, отвратительные. Внешне можно быть просто святым человеком, внутри же – исполненным гордыни, тщеславия, презрения к людям.
Духовность же – это то, что сокрыто для внешнего взора, что находится в самом духе человека и что может внешне почти не выражаться или выражаться почти незаметно и для взора неопытного может быть невидимым совсем. Поэтому духовные ценности каковы? В Евангелии их называют, например: любовь, милосердие, но это совсем не означает, что тот, кто исполнен любви и милосердия, обязательно будет выражать их внешне, так что всем это будет очевидно. Напротив, чем бо́льшие ценности духовные присутствуют в человеке, тем больше он их скрывает.
Нравственный опыт человека и его роль в истории.
Слово «опыт» скорее всею ассоциируется с некоторыми действиями и событиями в естественнонаучной лаборатории.
Или с «полевой практикой» Или с деятельностью, предметно определенной, т.е. эмпирически фиксируемой, поддающейся
количественному и качественному контролю. В самом деле, слово «опыт» в живом языке довольно часто употребляется
синонимично слову «практика». В свете этого лексическою опыта выражение «нравственный опыт» может ассоциироваться
с такого рода ориентациями, решениями, действиями людей, которые оформлены в конкретных отношениях товарищества и
любви, брака и семьи, групповой солидарности, привязанности к родным пенатам и обязанностей перед отчизной.
Однако в сфере духовной, а именно к ней в большинстве своих проявлений относится нравственность, характер опыта во
многом иной. Это — опыт духовной жизни, внутренних коллизий, ценностных выборов.
Это — опыт индивидуальной
«работы с ценностями», личных достижений и упущений. Как индивидуальный опыт он вычитывается из конкретных
ситуаций. Но как опыт нравственности он воспроизводится в обобщенном виде и в рамках этики оказывается
представленным как продолжение рассуждения о морали — в его приложении к действительным противоречиям выбора В
морали это — выбор ценностей и правил Как мы видели, лишь на уровне этической рефлексии моральный выбор сводится к
выбору между добром и злом. Практически же это — выбор из разного рода ценностей: приятного, веселого,
целесообразного, полезного, нужного, подобающего, красивого, честного, обязательного, «того, что очень хочется»,
соотносятся с добром и злом, однако в той или иной их трактовке отдельными людьми можно выявить определенное
понимание добра и зла и, стало быть, того, что человек должен делать, чтобы соответствовать наложенным на него или
принятым им на себя обязательствам.
В данном разделе будут рассмотрены некоторые из ценностных ориентации, через которые наиболее характерно
отражаются позиции человека в отношении добра и зла — удовольствие, польза, совершенство и человечность.
Проблемы идеала в этике.
Удовольствие и польза.
Польза представляет собой положительную ценность, в основе кот лежат интересы, те. Отношения человека к различным объектам, освоение кот позволяет ему сохранять и повышать свой социальный, эконом, полит, проф, культурный статус. Как жизненный принцип полезность можно выразить в правиле: «Исходя из своего интереса, извлекай из всего пользу».
Поскольку интересы выражаются в целях, кот чел преследует в своей деятельности, то полезным считается то, что содействует достижению целей и, в частости, то, посредством чего цели достигаются. Полезность, таким образом, характеризует средства, годные для достижения заданной цели.
В представлении о пользе, в понятиях и ценностях прагматистского сознания обобщаются требования, с кот сталкивается человек в своей практической, целесообразной, творчески преобразованной деятельности.
Польза ни под каким видом не может заменить добродетель.
Среди положительных ценностей удовольствие и польза являются, возможно, наиболее очевидными. Они непосредственно отвечают потребностям и интересам человека в его обращенности к жизни, в его принадлежности к сфере сущего. Как стремящийся к удовольствию или пользе, человек, кажется, проявляет себя совершенно по-земному, ему, кажется, дела нет до возвышенных идеалов. Но вот вопрос: можем ли мы говорить об «этике удовольствия» или об «этике пользы»? Можем – по крайней мере употребляя слово «этика» в одном из расхожих значений – как систему некоторых правил, норм и ценностей; но при этом полагая, что само по себе наличие некоторой нормативно-ценностной системы обусловлено неудовлетворенностью чем-то существующим в реальности.
Удовольствие – это чувство и переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса. Состояние удовлетворенности является идеальным для организма, и человеку следует делать все для достижения такого состояния.
В этике такая позиция называется гедонизмом. В основе гедонизма как системы взглядов и образа жизни лежит представление о том, что стремление к удовольствию и отвращение от страдания является коренным смыслом человеческих действий, реальной основой счастья.
Человеку естественно присуще чувство радости от полноты жизни, игры телесных и умственных сил, ему блаженна память пусть даже нечастых мгновений полного отдохновения, веселья, захватывающего развлечения. Однако гедоник не просто ценит все это и стремится к этому. Он видит в наслаждении и личном счастье смысл жизни, свое предназначение.
Собственно говоря, для гедоника «жить – значит наслаждаться».
Школе NET
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Мари Умняшка
Что такое вековой нравственный опыт?
Лучший ответ:
Суррикат Мими
Нравственность – это верное наше отношение к окружающему миру. Каково оно, это правильное отношение? Укладывается в золотом правиле: не делай другому того, чего не желаешь себе.
Нравственность связана с определенными действиями человека. Мы называем нравственным того, кто не обманывает, не прелюбодействует, не убивает и т. д. При этом человеком могут руководить мотивы совсем не человеколюбия, совсем не исполнения Заповедей Божиих о любви к ближнему, совсем не милосердие, а вещи, не только им противоположные, а подчас и безобразные, отвратительные. Внешне можно быть просто святым человеком, внутри же – исполненным гордыни, тщеславия, презрения к людям.
Духовность же – это то, что сокрыто для внешнего взора, что находится в самом духе человека и что может внешне почти не выражаться или выражаться почти незаметно и для взора неопытного может быть невидимым совсем. Поэтому духовные ценности каковы? В Евангелии их называют, например: любовь, милосердие, но это совсем не означает, что тот, кто исполнен любви и милосердия, обязательно будет выражать их внешне, так что всем это будет очевидно. Напротив, чем бо́льшие ценности духовные присутствуют в человеке, тем больше он их скрывает.
Что такое вековой добронравный опыт?
Что такое вековой нравственный опыт?
Нравственность это верное наше отношение к окружающему миру. Каково оно, это правильное отношение? Укладывается в золотом правиле: не делай иному того, чего не желаешь для себя.
Нравственность связана с определенными действиями человека. Мы именуем высоконравственным того, кто не дурачит, не прелюбодействует, не убивает и т. д. При этом человеком могут руководить мотивы совершенно не человеколюбия, совсем не исполнения Заповедей Божиих о любви к ближнему, совершенно не милосердие, а вещи, не только им противоположные, а подчас и некрасивые, гадкие. Снаружи можно быть просто святым человеком, снутри же исполненным гордыни, тщеславия, презрения к людям.
Духовность же это то, что скрыто для наружного взора, что находится в самом духе человека и что может снаружи практически не выражаться либо выражаться практически незначительно и для взора неопытного может быть невидимым совсем. Потому духовные ценности каковы? В Евангелии их называют, к примеру: любовь, милосердие, но это совершенно не означает, что тот, кто исполнен любви и милосердия, непременно будет выражать их внешне, так что всем это будет явно. Против, чем большие ценности духовные присутствуют в человеке, тем больше он их скрывает.
Раздел III НРАВСТВЕННЫЙ ОПЫТ
Слово «опыт» скорее всего ассоциируется с некоторыми действиями и событиями в естественнонаучной лаборатории. Или с «полевой практикой». Или с деятельностью, предметно определенной, т. е. эмпирически фиксируемой, поддающейся количественному и качественному контролю. В самом деле, слово «опыт» в живом языке довольно часто употребляется синонимично слову «практика». В свете этого лексического опыта выражение «нравственный опыт» может ассоциироваться с такого рода ориентациями, решениями, действиями людей, которые оформлены в конкретных отношениях товарищества и любви, брака и семьи, групповой солидарности, привязанности к родным пенатам и обязанностей перед отчизной.
Однако в сфере духовной, а именно к ней в большинстве своих проявлений относится нравственность, характер опыта во многом иной. Это — опыт духовной жизни, внутренних коллизий, ценностных выборов[143]. Это — опыт индивидуальной «работы с ценностями», личных достижений и упущений. Как индивидуальный опыт он вычитывается из конкретных ситуаций. Но как опыт нравственности он воспроизводится в обобщенном виде и в рамках этики оказывается представленным как продолжение рассуждения о морали — в его приложении к действительным противоречиям выбора. В морали это — выбор ценностей и правил. Как мы видели, лишь на уровне этической рефлексии моральный выбор сводится к выбору между добром и злом. Практически же это — выбор из разного рода ценностей: приятного, веселого, целесообразного, полезного, нужного, подобающего, красивого, честного, обязательного, «того, что очень хочется», запретного и т. д., в их переплетении, взаимоисключении и компромиссах. Не всегда эти ценности непосредственно соотносятся с добром и злом, однако в той или иной их трактовке отдельными людьми можно выявить определенное понимание добра и зла и, стало быть, того, что человек должен делать, чтобы соответствовать наложенным на него или принятым им на себя обязательствам.
В данном разделе будут рассмотрены некоторые из ценностных ориентации, через которые наиболее характерно отражаются позиции человека в отношении добра и зла — удовольствие, польза, совершенство и человечность.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
II. Учение о долге, нравственный закон и совесть
II. Учение о долге, нравственный закон и совесть Вторым фактом, из которого исходит мышление о человеческой жизни и ее ценностях, является долженствование. Можно его назвать первым фактом, ибо несомненно, что испытываемое противоречие между долженствованием и волением,
Десятисловие как нравственный кодекс
Десятисловие как нравственный кодекс Существует прочная традиция рассматривать Десять заповедей Моисея как первый по времени и один их важнейших по сути нравственных кодексов. Можно назвать, по крайней мере, три признака, в силу которых заповеди Десятисловия можно
Нравственный закон
Нравственный закон Добрая воля — таков ответ Канта: «Нигде в мире, да даже и вне его, невозможно мыслить ничего, что могло бы считаться без ограничения добрым, кроме только доброй воли» (59). С этого утверждения начинается основной текст «Основоположения к метафизике
3. РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ, КАК ОПЫТ О ТРАНСЦЕНДЕНТНОМ, И АКТ ВЕРЫ
3. РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ, КАК ОПЫТ О ТРАНСЦЕНДЕНТНОМ, И АКТ ВЕРЫ Теперь пора обратиться к учтению того, что правильно в упомянутых выше возражениях против намеченного мною понятия веры. Я предвижу, что только что развитые соображения о вере как религиозном опыте могут только
10. Нравственный мир семьи Симпсонов в свете учения Канта Джеймс Лоулер
10. Нравственный мир семьи Симпсонов в свете учения Канта Джеймс Лоулер В статье, посвященной книге Дж. Роулинг «Гарри Поттер и Кубок огня», фантаст Слайдер Робинсон[198] пишет: «Ну хорошо, Гарри, пожалуй, уж слишком добренький… Вообще, давайте признаем: Гарри — это Анти-Барт.
3. Нравственный мир как бесконечность или целостность
3. Нравственный мир как бесконечность или целостность Таким образом, всеобщие нравственные сущности суть субстанция как всеобщее и субстанция как единичное сознание; их всеобщая действительность — это народ и семья, а их природная самость и деятельная индивидуальность
(α) Его нравственный мир
(?) Его нравственный мир Собрание народных духов составляет некоторый круг форм, который теперь охватывает всю природу, как и весь нравственный мир. И они подчиняются в большей мере верховному повелению одного, чем его верховной власти. Для себя они суть всеобщие
Нравственный закон
Нравственный закон Этика Канта не ограничивается лишь положением о том, что совесть человека остается его единственным авторитетом. Больше того, он пытается также установить, что может требовать от нас наша совесть. Кант дает различные формулировки нравственного
Нравственный идеализм
Нравственный идеализм Под выражением «нравственный идеализм» понимают веру человека в существование в этом мире чего-то святого, непоколебимого, значимого для всех честных людей. Нравственный идеализм противостоит «материализму», или меркантилизму, т. е. воззрению,
3.3 Злой нравственный человек
3.3 Злой нравственный человек Я не думаю, что заявление об органическом единстве нравственности и агрессии для кого-то совсем уж полная неожиданность.Например, американские психологи Креч, Кратчфилд и Ливсон не утверждают, что агрессия — это противоположность
2. Экономика и нравственный закон
2. Экономика и нравственный закон Порой люди совершенно серьезно полагают, что могут преуспеть в жизни, живя с двойной моралью. Они думают, что могут действовать в профессиональной жизни, не обращая внимания ни на какие высшие принципы, а в домашнем кругу тем полнее