Что означает виноград в библии
Растения в Библии: Виноград
Наиболее часто упоминаемое в Библии растение и наиболее богато отраженное терминологически (9 древнееврейских и 4 древнегреческих слова). Всего стихов с упоминанием о винограде в Ветхом Завете 189 (из них в неканонических книгах – 17), в Новом Завете – 33.
Vitis vinifera L. – Виноград культурный (дословно – «виноград, несущий вино»). Сем. Vitaceae – Виноградовые. Мощная деревянистая листопадная лиана длиной до 40 м (при отсутствии обрезки) с обоеполыми цветками в соцветии (у диких видов виноградов цветки однополые). Соцветие и цветки имеют невзрачный вид в связи с опадением венчиков цветков при их распускании. Опыляется виноград насекомыми, привлекаемыми нектарником цветка, и/или ветром. При невозможности перекрестного опыления цветки винограда способны к самоопылению. Виноград относительно засухоустойчив и малотребователен к почве.
Уже первое включение винограда в текст Библии – Ной… насадил виноградник (Быт.9:20) подчеркивает важнейшее свойство культурного винограда: он неизвестен в дикой природе (иногда дичает, но быстро погибает). Археологические данные свидетельствуют, что наиболее древние посадки винограда практиковались в зоне восточного Средиземноморья и Междуречья.
Все «виноградные» термины Синодального Перевода относятся именно к Винограду культурному, исключая ядовитый «содомский виноград» Втор.32:32, который невозможно ботанически интерпретировать, и Иез.15:2,6, где речь идет о дикорастущей лиане, возможно, о диком подвиде винограда Vitis vinifera subsp. silvestris Gmel. В настоящее он во флоре Палестины отсутствует, и присутствовал ли он в ней когда-либо, неизвестно.
Начиная с пророка Исаии (Ис. 5:1 слл.) виноград становится символом особой заботы Бога о человеке. Полное развитие эта «виноградная» тема получает у евангелиста Иоанна (Ин 15:1-9), в прощальной беседе Господа с учениками, в той части беседы, которая происходила уже вне Сионской горницы, во время перехода к Елеонской горе. Путь их к Гефсимании проходил вдоль южных окраин Иерусалима, где было много виноградников и догорали костры из срезанных виноградных ветвей. И именно там и было сказано: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают (Иоан.15:5,6).
Виноградная лоза в Библии
Что говорится о виноградной лозе в Библии? Какую роль она играла в жизни Израиля? Символическое значение винограда в пророчествах.
1.Благословение и проклятье
Виноградная лаза являлась одним из основных источников дохода Израильтян. И не удивительно, что Бог, обещая евреям землю обетованную, говорил о ней, как о земле благословленной, приносящей многочисленные урожаи разных плодоносных деревьев, в том числе и виноградной лозы.
Хорошие плодоносные земли служили признаком достатка и одобрения Бога (сравни с Числа 20:5). С другой стороны, неурожай был символом проклятья и неодобрения Бога. Евреи хорошо понимали, что их благосостояние зависит от отношений с Яхве.
Например, они видели осуждение египтян, когда Бог истребил их виноградники:
43. когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан;
46. земные произрастения их отдал гусенице и труд их — саранче;
47. виноград их побил градом и сикоморы их — льдом…
(Псалтирь 77:43,46,47)
см. также Пс. 104:33
О том, как Бог наказывал непослушный Израиль мы читаем в книгах пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Осии, Иоиля, Михея, Аввакума, Аггея, Захарии и Малахии
12. И опустошу виноградные лозы ее и смоковницы ее, о которых она говорит: «это у меня подарки, которые надарили мне любовники мои»; и Я превращу их в лес, и полевые звери поедят их.
(Осия 2:12)
17. И съедят они жатву твою и хлеб твой, съедят сыновей твоих и дочерей твоих, съедят овец твоих и волов твоих, съедят виноград твой и смоквы твои; разрушат мечом укрепленные города твои, на которые ты надеешься.
(Иеремия 5:17)
Бог наказывал Израиль как отец сына, поэтому после наказания и справления было обещано и благословение, одним из элементов которого были обильные урожаи.
Дргие стихи по теме: Псалом 77:47; Псалом 104:33; Исаия 7:23; Исаия 16:8-9; Исаия 24:7; Исаия 32:12; Исаия 34:4; Иеремия 5:17; Иеремия 8:13; Иеремия 48:32; Осия 2:12; Иоиль 1:7,12; Иоиль 2:22; Аввакум 3:17; Аггей 2:19; Захария 8:12; Малахия 3:11;
2. Символ Мира
3. И будет Он судить многие народы, и обличит многие племена в отдаленных странах; и перекуют они мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.
4. Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это.
(Михей 4:3,4)
Другие стихи по теме: 3Царств 4:25; 4Царств 18:31; Исаия 36:16; Захария 3:10;
3. Образ Израиля
Господь неоднократно называет виноградной лозой сам народ Израиль. Этим он указывал на себя как Господина и Творца, того, кто образовал этот народ и имел полное право владеть им.
И как хороший «хозяин», Яхве ожидал увидеть добрые плоды своего насаждения.
Через пророков Господь говорил, что нечестивый Израиль будет отвержен так же, как и выкорчевывают не плодоносное дерево.
Дргие стихи по теме: Псалом 79:9; Иеремия 2:21; Иеремия 6:9; Иезекииль 15:2,6; Иезекииль 17:6-8; Иезекииль 19:10; Осия 10:1; Осия 14:7;
4. Образ дел праведников и грешиков
Наказание человечества за грехи символически представлено в виде сбора урожая.
12. Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.
(Послание Иакова 3:12)
5. Иисус Христос
1. Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь.
2. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
3. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
4. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
5. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. 6. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
(Св. Евангелие от Иоанна 15:1-6)
Будет пить «новое вино» в Царстве
6. Уничтожение и предание заклятью
31. Пусть не доверяет суете заблудший, ибо суета будет и воздаянием ему.
32. Не в свой день он скончается, и ветви его не будут зеленеть.
33. Сбросит он, как виноградная лоза, недозрелую ягоду свою и, как маслина, стряхнет цвет свой.
34. Так опустеет дом нечестивого, и огонь пожрет шатры мздоимства.
(Иов 15:31-34)
Виноград в БИБЛИИ и ХРИСТИАНСТВЕ.
Виноград в БИБЛИИ и ХРИСТИАНСТВЕ. «ВИНОГРАД — это один из главных символов христианской религии. Поэтому неудивительно, что виноградная лоза и виноград в Библии упоминаются неоднократно.
Виноград и пшеница считаются древнейшими среди культурных растений, возделываемых людьми. Виноградная лоза была первым растением, которое Ной посадил, выйдя из ковчега после потопа.В ветхозаветной традиции виноградная лоза представляла евреев в качестве богоизбранного народа.
Крест и Древо Жизни нередко изображаются как виноградные лозы, а сбор винограда — как символ Страшного суда в конце времен.
Символика интерпретируется словами Христа из Евангелия от Иоанна: «Аз есмь виноградная лоза».
Также несколько иконографических композиций, связанных с этим именованием. В одной из них Христос в образе Пантократора окружен лозой, в ветвях которой изображаются апостолы и иногда Богородица и Иоанн Предтеча. Изображение лозы и ее ветвей указывает на Христа и Его Церковь. Ученики-апостолы трактовались в качестве побегов. Лоза и виноградные гроздья символизируют также компоненты Причастия — хлеб и вино, Тело и Кровь Христовы.Церкви.
Чаще всего встречается изображение лозы с гроздьями винограда: это или сбор винограда, или птицы, клюющие гроздья. Такие изображения имеют целью указать христианам на центральное Таинство Церкви — Евхаристию. «Виноград дает вино, как Слово дало Свою кровь»,-пишет Климент Александрийский. Люди,или клюющие гроздь птицы представляют христиан, питающихся Телом и Кровью Христовыми,-членами
В другом варианте из Гроба Господня,или прободенного ребра Христа вырастает лоза, гроздь которой опускается в Его руки. Христос выдавливает из нее вино в потир,и написано:«Пийте от нея вси…».
Это образная форма, соответствует Евангельским словам Спасителя: «Яко же розга не может плод сотворити о себе, аще не будет на лозе: тако и вы, аще во Мне не пребудете.
Аз есмь лоза, вы же рождие и иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног: яко без Мене не можете творити ничесоже»,(Ин.15, 4-5). И слова эти, и соответствующее им изображение имеют двойной смысл, экклезиологический и сакраментальный.
Виноград в Библии- также является и символом возвышения христианина. Ведь среди христиан есть и такие, которые христиане только по имени, внутренне же далеки от Христа. Таких Бог отсекает от общения со Христом. Это отсечение сначала происходит невидимо, а потом совершится и на страшном суде. Наоборот, ветви добрые Бог очищает, удаляя из них всё, что портит чистоту и вкус получаемого из лоз вина: это так называемые водянистые ветви. В отношении к истинным христианам, которые должны приносить только плоды добродетели, Бог действует так же.
Изображение виноградной лозы часто использовалось в качестве декоративного мотива в перво христианских росписях. Она встречается на фресках римских катакомб, на христианских саркофагах, византийских мозаиках, средневековых витражах и каменных скульптурах.Виноградная лоза, в качестве декоративного сюжета украшения храмов продолжает существовать в Церкви и по сей день с тем же символическим значением. »
________________________________________ __________________
ЛОЗА ИСТИННАЯ.
«Аз есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает, и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Ин. 15, 1-2). Так цитируются слова Господни и упоминается виноград в Библии.
Сам Себя Господь и Бог наш Иисус Христос называет Лозой виноградной, а нас всех называет ветвями этой лозы. Слушайте дальше, что говорит Он: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе – так и вы, если не будете во Мне».
Это вам, вполне понятно, что ветвь, которая не сохранила связи со своей лозой, конечно, не может приносить плода.
Она живет и приносит прекрасные виноградные гроздья силой соков, идущих от корня лозы.
И вот говорит Господь Иисус Христос, что и мы должны быть в таком же тесном, неразрывном соединении с Ним, как ветви с корнем лозы.
«Пребудьте во Мне, и Я в вас».
Только при этом условии, если пребудем в Нем, а Он в нас, будем приносить прекрасные, Богу угодные плоды.
Как поймем эти удивительные слова Господа Иисуса Христа: почему называет Он Себя Лозой виноградной, истинной Лозой? Почему говорит Он, если не будем питаться соками этой лозы, то будем ветвями сухими, никаких плодов не приносящими? Почему так преклоненно упоминается виноград в Библии.
Надо для ответа на этот вопрос вдуматься в смысл воплощения Господа Иисуса Христа и крестной смерти Его.
Для чего было необходимо, чтобы Сам Бог, Второе Лицо Святой Троицы, стал истинным Человеком?
Почему было необходимо, чтобы этот истинный Бог и вместе истинный Человек отдал Свою кровь Божественную за спасение мира – для чего это надо было?
Это было нужно для того, чтобы мы стали причастниками естества Божия. Видите, какая страшная, какая великая цель: чтобы стали причастниками естества Божия.
Виноград в Библии и православии многосмыслен и образен. Вы слышите вы на каждой литургии: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Пейте от нея вси; сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов».
А что читаем мы в Св. Писании о крови? Читаем очень страшные и важные слова, ибо написано: «Душа в крови тела». Душа в крови, в крови тела. В Крови Богочеловека пребывала Его Божественная душа. И эту Кровь вместе с Плотью Он отдал нам в снедь и в питие.
Он сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6, 54).
«Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 51).
«Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53).
Жизнь истинная невозможна без усвоения Крови Христовой и Плоти Его. Их можно сравнить с соками лозы. Этими соками Господь питает нас всех.
Когда причащаемся Тела и Крови Христовых, бывает с нами нечто величайшее, нечто воистину страшное – становимся мы воистину причастниками Тела и Крови Его. И Душа Христова, которая в Крови Его, воспринимается нами с Кровью Его.
Мы становимся таким образом причастниками души Христовой.
Понимаете ли, как это велико и страшно?! Вместе с Кровью Христовой, которой причащаемся в великом таинстве Евхаристии, воспринимаем мы молекулы, частицы Тела Его.
Эти частицы Божественного Тела, Божественной Крови становятся частицами нашего собственного тела, мы становимся причастниками и Тела Христова и Крови Его, становимся причастниками и Души Христовой.
Поэтому, именно поэтому сказал Господь Иисус Христос, что если не будем ветвями Лозы, не будем питаться соками Лозы – истинной Кровью Христовой – не можем доброго ничего творить, ибо дальше Он говорил: «Без Меня не можете творить ничего». Только с Ним, с Его благодатью, став причастниками Крови и Тела Христовых, можем творить добро. Без этого ничего доброго не можем творить.
Все остальное, творимое без Христа, ничего не стоит, все это негодно и презренно в очах Божиих.
Истину и добро творим только благодатью Его, истинны и добры только те плоды, которые возращаем, питаясь соками Лозы.
«Пребудьте во Мне и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне».
А если пребудете, если будете сохранять всегда живую связь с Лозой Истинной, тогда будет то, что говорит Христос: «Всякую (у Меня) ветвь, не приносящую плода, Он отсекает, и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода».
«Я есмь Лоза, а вы ветви. Кто не пребудет во мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет, а такие ветви собирают, и бросают в огонь, и горят».
Страшные это слова: страшно, что даже веточки Лозы, т. е. нас, христиан, отсекает Бог, если не сохраняем истинной связи с корнями Лозы. А если приносим плоды, Он очищает каждую плодоносящую ветвь, делая способной приносить больше и больше плодов.
«Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то чего ни пожелаете, просите и будет вам».
Чтобы иметь все, чего в молитве просим мы, необходимо быть плодоносящими ветвями Истинной Лозы Виноградной, необходимо всегда питаться соками этой Лозы.
«Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода, – и будете Моими учениками».
Вы видите – мы даже можем прославить Бога, если будем плодоносными ветвями Истинной Лозы, которая есть Господь и Бог наш Иисус Христос. Чтобы мы прославили Бога, надо только, чтобы были мы живыми ветвями, творящими добро, творящими волю Христову, волю Истинной Лозы Виноградной.
Помните же, что причащаясь Крови и Тела Христовых, вы становитесь причастниками и души Его, пьете животворящие соки Истинной Виноградной Лозы. Аминь.» Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).
Эта икона появилась на основе фрески в храме в Каподокии, в её иконографию было добавлено изображение грозди и благословляющий жест левой рукой. Икона признана Грузинской Церковью, имеет тропарь и акафист, день памяти — 1-ое января(стар. ст.) / 14-ое января (нов.ст.). Эта икона уже прославилась как чудотворная.
Вторая- Пресвятая Богородица Покрывающая.Происхождение: Из Серафимо-Знаменского скита на южной окраине Москвы (село Битягово Домодедовского района).Местонахождение: Новоспасский мужской монастырь г. Москвы.Материал: Дерево.Икона Пресвятой Богородицы «Покрывающая» (Домодедовская) была келейным образом грузинского письма схиигумении Фамари (Марджанишвили, 1868–1936 гг.) – основательницы Серафимо-Знаменского скита на южной окраине Москвы (село Битягово Домодедовского района). Активное участие в создании скита принимала преподобномученица Елисавета Феодоровна (Романова). На иконе, по описанию духовника обители священномученика епископа Арсения (Жадановского) «Божия Матерь головным платком прикрывает и как бы от кого защищает Богомладенца, а Он держит в руке кисть винограда – эмблему Святого Причащения, при котором не страшны никакие невзгоды…»
Можно провести такую интересную параллель, рассматривая тему Виноград в Библии.
При Архиерейском богослужении,перед пением «Святый Боже» исполлатчиками,Архиерей выходит на солею с крестом и трикирием и, созерцая молящихся, верующих в Господа- «духовный ветроград» (сад Божий), обращается к Небесному Ветроградарю со словами: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, его же насади десница Твоя».
Под виноградом подразумеваются присутствующие Христиане. Но виноград существует разного сорта.Следовательно чёрный, красный и белый.
Возникают закономерные ассоциации: чёрный виноград- это монашествующие, а красный и белый-миряне. ИНТЕРЕСНО. Самыми полезными сортами винограда признаны темные сорта. Ягоды окрашиваются в темный цвет из-за содержащихся в нем веществ. Причем чем насыщеннее цвет – тем полезнее виноград.
Как известно из канонов Святой Православной Церкви,глубокий красный цвет символизирует Кровь Христову, поэтому при богослужении применяется только красное вино, полученное из чёрных сортов винограда. 😉 И это важно для понимания того, что такое виноград в Библии и христианстве.
Виноград в Библии — упоминание и толкование смысла его встречается неоднократно. Слово виноград в Библии встречается 24 раза.
ВИНОГРАД, ВИНОГРАДНИК, ЛОЗА (GRAPES, VINE, VINEYARD)
Виноград, одна из основных сельскохозяйственных культур в библейские времена, выращивался в виноградниках для производства вина, и земля с многочисленными виноградниками символизировала изобилие и процветание. В большинстве библейских упоминаний о винограде имеется в виду преуспевающее сельское хозяйство, и самым ярким образом в этом плане служит огромная гроздь, которую двенадцать разведчиков принесли из обетованной земли в качестве доказательства ее плодородия ( Чис. 13:24 ). Когда родственники Гаала решили устроить праздник, они «вышли в поле, и собирали виноград свой, и давили в точилах, и делали праздники» ( Суд. 9:27 ). Суть образа подчеркивается, например, обетом назорея, который «ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод» ( Чис. 6:3 ). Сам вид винограда приятен для глаз: в приглашении невесты, высказанном своему возлюбленному в Песни песней, прозвучали слова: «Поутру пойдем в виноградники, посмотрим, распустилась ли виноградная лоза» ( Песн. 7:13 ). По словам Амоса, в грядущем золотом веке будет такое изобилие, что «топчущий виноград» застанет сеятеля (следующего посева винограда) ( Ам. 9:13 ).
Кроме образа виноградной грозди и собственно ягод, в Библии широко используются образы виноградной лозы и виноградника. Израиль – страна виноградников. Даже сегодня, путешествуя по центральным холмам Израиля в соответствующее время года, можно видеть множество плодоносных лоз. Плод лозы – это, разумеется, виноград, сок которого после ферментации превращается в вино.
Неудивительно, что виноградная лоза и виноградник, столь важные для сельскохозяйственного процветания региона, символизируют саму землю. Не случайно большая часть исследований библейского образа виноградника начинается с Ис. 5:1–7 :
Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его.
У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы.
И Он обнес его оградою, и очистил его от камней,
и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его,
и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды ( Ис. 5:1–2 ).
В притче о винограднике, как часто называют этот текст, Израиль описывается как Божий виноградник. Он принадлежит Богу не только потому, что Бог любит его, но потому что Он приложил усилия для подготовки земли и насадил его. Он также позаботился о его защите. Так, в притче описано избрание Богом народа Израиля ( Втор. 7:7–11 ) и Его провиденческая забота о нем. В случае с виноградником винодел ждет, что его труды приведут к получению обильного урожая.
Пс. 79 – еще один известный пример развития темы виноградника в Библии. В псалме описан исход с использованием образа виноградника:
Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы, и посадил ее.
Очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю. ( Пс. 79:9–10 ).
Израиль, виноградная лоза, был перенесен из Египта в землю обетованную, где быстро распространился по большой территории ( Пс. 79:11–12 ).
Быстрый рост и обильный урожай лозы – символ Божьего благословения, дарованного Его народу. Мы видим эту тему в благословении Иакова, обращенном к потомкам двух его сыновей, Иуды и Иосифа:
[Иуда] привязывает к виноградной лозе осленка своего, и к лозе лучшего винограда
сына ослицы своей. Моет в вине одежду свою,и в крови гроздов одеяние свое.
Блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока.
Иосиф – отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником;
ветви его простираются над стеною. ( Быт. 49:11–12, 22 ).
Испорченная лоза. В притче Исаии о лозе после слов о том, что виноградарь ждет хорошего урожая, делается печальное заявление: «А он принес дикие ягоды» ( Ис. 5:2 ).
Несмотря на усилия Бога, Израиль испортился. Другие пророки поддерживают Исаию, говоря о невероятной греховности Израиля:
Я насадил тебя как благородную лозу, – самое чистое семя;
как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы? ( Иер. 2:21 ).
Осия описывает, как Израиль опустился до поклонения идолам, из-за чего лоза стала приносить плохие плоды ( Ос. 10:1 ).
В том, что лоза приносит плохие плоды, виноват не виноградарь, который старательно посадил растение и заботился о нем ( Иез. 17:5–6 ). Лоза виновата сама. Она принесла плохой виноград, несмотря на все свои преимущества. В результате плохая лоза должна быть уничтожена.
Суд: уничтожение виноградника. В притче Исаии Израиль отождествляется с виноградником, посаженным Богом. Плоды, которые приносит этот виноградник, нехороши, поэтому Бог предпринимает следующие шаги:
Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим:
отниму у него ограду, и будет он опустошаем;
разрушу стены его, и будет попираем,
и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его,
– и заростет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя.
Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды –
любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия,
но вот – кровопролитие; ждал правды, и вот – вопль ( Ис. 5:5–7 ).
Иначе говоря, Бог придет с судом и уничтожит виноградник. Уничтожение виноградника – частый мотив у пророков (напр., Ис. 16:8 ; Иер. 5:17, 12:10 ; Ос. 2:12 ; Ам. 4:9 ).
Предсказание уничтожения виноградника – лишь один из способов использования образа виноградника в контексте суда. В пророчестве против Иерусалима Бог объявляет:
До конца доберут остаток Израиля, как виноград; работай рукою твоею,
как обиратель винограда, наполняя корзины ( Иер. 6:9 ).
Образ обрываемой лозы явно говорит о полном разрушении города.
Михей также использует образ виноградника, описывая разрушение Самарии – когда Самария будет снесена, на освободившемся месте посадят виноград: «За то сделаю Самарию грудою развалин в поле, местом для разведения винограда» ( Мих. 1:6 ).
В одном из пророчеств о суде Софония говорит, что виноградники будут посажены и будут плодоносить, но, несмотря на все старания, народ Божий не сможет насладиться плодами трудов своих, по причине своего греха. Пророк объявляет об Иудее:
И обратятся богатства их в добычу и домы их – в запустение: они построят домы,
а жить в них не будут, насадят виноградники,а вина из них не будут пить ( Соф. 1:13 ).
В одном из наиболее интересных случаев использования образа виноградника в Библии, во Второзаконии, не только подчеркивается идея суда, но прослеживается органическая связь между грехами Божьего народа и грехами печально известного города Содома:
Виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских;
ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие. ( Втор. 32:32 ).
Образ уничтоженного виноградника, разумеется, связан с тем фактом, что при военных вторжениях часто уничтожалась сельскохозяйственная продукция. Иначе говоря, Божий суд часто включал в себя буквальное уничтожение виноградников ( Пс. 77:47 ).
Благословение и возрождение: плодородие лозы. Если Божий гнев и суд представлены в образе уничтоженного виноградника, то Божье благословение и возрождение, что вполне понятно, описываются в образе виноградника плодоносящего. Пророки предвидели не только Божий суд, но и возрождение, возвращение к здоровым и плодоносящим виноградникам. В так называемой «книге утешения» ( Иер. 31–33 ) пророк говорит Божьему народу:
Снова разведешь виноградники на горах Самарии; виноградари,
которые будут разводить их, сами будут и пользоваться ими ( Иер. 31:5 ; см. Иер. 32:15 ).
После резкого осуждения поведения Израиля Амос завершает пророчество обещанием:
И возвращу из плена народ Мой, Израиля,
и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники
и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них ( Ам. 9:14 ).
Особенно запоминается библейская фраза о виноградной лозе, в которой описывается процветание тех, кого благословляет Бог: они живут, «каждый под виноградником своим и под смоковницею своею» ( 3Цар. 4:25 ; 4Цар. 18:31 ; Ис. 36:16 ). Это картина безопасности и мира. Не нужно далеко ходить, чтобы питаться замечательными плодами.
Виноградник в Песни песней. Плодородные лозы приносят прекрасный виноград, приятный на вкус и опьяняющий в перебродившем виде. Если принять во внимание общее использование сельскохозяйственных образов для описания человеческой сексуальности, неудивительно, что образ лозы часто появляется в наиболее чувственной из всех библейских поэм, Песни песней. Неожиданным может показаться лишь многообразие способов, которыми поэт использует данный образ.
В первую очередь, виноградная лоза и ее плоды сравниваются с женским телом. В Песн.1:13 мужчина уподобляет свою любимую цветам лавсонии с виноградников из оазиса в Енгеди. В поэме, описывающей физическую красоту женского тела, мужчина предвосхищает, как высшее благословение, Прикосновение к ее груди: «Груди твои были бы вместо кистей винограда» ( Песн. 7:9 ).
Образ виноградника как метафора женского тела, вероятно, лежит также в основе двух отрывков, которые сначала казались загадочными. В Песн. 1:5 женщина просит дочерей Иерусалима не смотреть на нее, потому что она «собственного виноградника. не стерегла». Потом, в конце книги, заходит речь о «винограднике Соломона», и женщина заявляет: «А мой виноградник у меня при себе» ( Песн. 8:11–12 ). Большинство комментаторов сегодня считает, что женщина говорит этим: только она сама может отдать свое тело кому-либо.
В других местах Песни виноградник символизирует уже не женское тело, но место, в котором мужчина и женщина разделяют свою любовь. Виноградник, наряду с садом, полем и ореховой рощей, – сцена, на которой развивается их страсть ( Песн. 6:11, 7:13 ). Ароматный и цветущий виноградник – это также признак приближения весны, самого подходящего места для эротической любви ( Песн. 2:13, 15 ).
Другие варианты использования в Ветхом Завете. Виноградник предстает как место действия в рассказе об опьянении Ноя. После потопа Ной «начал возделывать землю, и насадил виноградник» ( Быт. 9:20 ). Злоупотребление плодами своего труда привело Ноя к тому, что он напился пьяным и предоставил Хаму, своему младшему сыну, возможность согрешить перед собой. Это привело к проклятию Ноя в адрес Ханаана, сына Хама, в результате чего хананеи, потомки Хама, оказались в подчинении у израильтян, потомков Сима.
В Суд. 9 Авимелех успешно убивает всех своих братьев, кроме Иофама, которому удается бежать. Авимелех провозглашает себя царем. Иофам появляется, чтобы рассказать притчу, как все плодоносящие растения, в том числе виноградная лоза (положительная черта которой – производство вина, Суд. 9:13 ), отказались от предложения стать царем растительного мира. Только бесполезный терновник согласился править. Став правителем, терновник возомнил себя полезным и превосходящим даже могучий кедр.
Из Откр. 14:18–20 видно, что даже в конце канона образ виноградника может использоваться для описания Божьего суда над теми, кто сопротивляется Богу. В отрывке описан Ангел, который собирает «грозды винограда на земле» и бросает их в «великое точило гнева Божия», после чего «потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий».
Возможно, самое впечатляющее из всех использований данного образа в Новом Завете связано с Иисусом. Иисус провозглашает ученикам: «Я есмь Лоза, а вы ветви» ( Ин. 15:5 ). Отождествляя Себя с лозой, Он утверждает, что участие в Царстве возможно только для тех, кто «пребывает в Нем». Те ученики, которые в Нем, принесут много плодов.
В свете этого отрывка вполне уместным представляется обряд Вечери Господней, который Иисус учреждает накануне смерти и который предполагает вкушение «от плода виноградного» ( Мф. 26:29 ; см. также Мк. 14:25 ; Лк. 22:18 ).
См. также: ВИНО, ЖАТВА, ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, КРОВЬ, ОПЬЯНЕНИЕ, ПОДРЕЗКА, ТОЧИЛО, ЧАША.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»