Что означает внешнеторговая квота
Что такое квотирование экспорта и импорта?
Популярно
Что такое квотирование?
Квотирование — это введение государством ограничений объёма экспорта или импорта некоторых товаров. Ограничение устанавливается натуральном (количество) или стоимостном выражении на определённый промежуток времени.
Квотирование является нетарифным (то есть не в виде пошлин) средством госрегулирования экспортно-импортных операций. Право на операции с квотируемыми товарами оформляется в виде лицензий. Вся нелицензируемая торговля при этом запрещается.
Для чего применяется квотирование
Причиной введения квотирования обычно являются защита интересов отечественных предприятий от иностранной конкуренции (если речь идёт об импорте) или либо защита национального рынка от потери важных товаров, необходимых для внутреннего потребления (если речь идёт об экспорте).
Иногда эта мера применяется при увеличении внешнего долга и ухудшении расчётного баланса страны, либо если товары неблагоприятно воздействуют на жизнь и безопасность граждан или на окружающую среду, либо в соответствии с международными договорами.
В чём преимущество
Квотирование является более гибким и оперативным инструментом политики, так как регламентируется постановлениями правительства, а тарифы устанавливаются федеральными законами, процедура принятия которых значительно сложнее. При этом государство имеет возможность поддерживать конкретные отрасли промышленности или сельского хозяйства.
Виды квот
Квоты могут быть двусторонними — когда предпочтение получает та страна, которая обязуется импортировать продукцию вашей страны, либо пропорциональными — когда объём товаров распределяется между странами-поставщиками пропорционально их доле в импорте, скажем, за предыдущий год. Квоты могут быть сезонными, например, ограничивается ввоз сезонных товаров на определенный временной период. Обычно применяется в отношении группы сельскохозяйственных товаров в тот период, когда у отечественных компаний наблюдается производственный пик.
Как это работает в России
Квотированием и лицензированием в этой сфере в нашей стране занимается Минэкономразвития. Если какой-то товар обладает особой спецификой, то разрешение на импорт нужно будет получать в соответствующем ведомстве.
В целом единая система квотирования и лицензирования распространяется на все субъекты среднего и малого бизнеса. При этом квота может быть введена для конкретной страны, для группы стран или глобально для неопределённого списка государств.
Базовые нормы установлены федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ и Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а конкретная номенклатура товаров определяется, как уже говорилось, постановлениями правительства РФ.
Поделитесь этой статьей
Что еще почитать
Генеральная лицензия №1 Банка России
1) За исключением комиссии, указанной в Главе В Раздела II «Переводы» частей 1 и 2 Тарифов Банка
2) Данная услуга предоставляется по запросу клиента. В части рублевых платежей распространяется только на платежи, не требующие валютного контроля.
3) Данная услуга предоставляется по запросу клиента.
4) Выдача наличных денежных средств на заработную плату и приравненные к ней выплаты, а также на прочие расходы в сумме до 600 000 рублей за каждую операцию, без ограничения по общей сумме операций.
5) Интернет-банк Энтер.ЮниКредит.
6) Сервис СМС-информирования СМС.ЮниКредит.
7) Услуга предоставляется АО «Компания объединенных кредитных карточек» (ucscards.ru). Банк компенсирует затраты клиента при обороте по терминалу до 300 000 руб.; от 300 001 руб. до 600 000 руб. комиссия составит 2%, от 600 001 руб. до 1 000 000 руб. — 1,9%, от 1 000 001 руб. — 1,8%.
8) Сервис по самоинкассации доступен клиентам МСБ при наличии у них корпоративной карты Visa Business и MasterCard Business Card (для карт уровня Gold сервис недоступен). Установлены ограничения по объему взноса наличных денежных средств: до 40 тыс. руб. за операцию, до 80 тыс. руб. в день, до 100 тыс. руб. за 4 дня. Денежные средства поступают только на карточный счет клиента в момент внесения через терминал Московского Кредитного Банка. Услуга предоставляется ПАО «Московский Кредитный Банк» (mkb.ru).
Правила обслуживания АО ЮниКредит Банк юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся частной практикой, по Тарифным планам расчетно-кассового обслуживания.
Ваша заявка успешно отправлена!
Настоящим выражаю свое согласие АО ЮниКредит Банку (г. Москва, Пречистенская наб., д.9) (далее — Банк) на обработку (сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение) моих персональных данных (любой информации, предоставленной мною в настоящем согласии, как с использованием средств автоматизации, так и без использования таких средств, в целях направления мне рекламы продуктов Банка, рекламы продуктов партнёров Банка и совместных продуктов Банка и его партнёров, с даты настоящего согласия на срок 75 лет.
Вышеуказанные персональные данные являются необходимыми для заявленной цели обработки. Банк прекращает обработку персональных данных, а персональные данные подлежат уничтожению через 75 лет.
Настоящее согласие на обработку моих персональных данных может быть отозвано мной путем подачи письменного уведомления в Банк.
Квота на импорт
Зачем устанавливают квоты
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Квота — это специальная защитная мера: ввоз лимитируется, если государство считает, что определенные товары нанесут вред экономическому положению страны или его гражданам, а еще — если на этот счет есть международные соглашения. Чаще всего с помощью квот государство старается защитить местных производителей таких же конкурирующих товаров.
Еще один случай введения квот — ответ на дискриминационные меры иностранных государств или иностранных торговых партнеров. А еще квотирование помогает избегать чрезмерной зависимости от продукции одной страны: ведь ее объем может сократиться из-за неблагоприятных климатических условий или экономической ситуации в этой стране. И если государство грамотно квотирует импорт и “не складывает все яйца в одну корзину”, то граждане лучше защищены.
На какой срок устанавливают квоты
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Квота устанавливается на год, если в ней есть необходимость. Чиновники устанавливают ограничения по ввозу после консультаций с конкретным государством-поставщиком и с учетом его и российских интересов в поставках. Часто импортную квоту распределяют между несколькими странами-поставщиками. Квоту вводят относительно количества товара или его стоимости. Перед утверждением квотирование тщательно рассчитывается.
Связь квот и лицензий
Квоты и лицензии — это меры по ограничению ввоза или вывоза товаров. И чаще всего квотирование работает через лицензирование: на основании квот компаниям выдаются лицензии на ввоз или вывоз товара. Если вы планируете ввозить в страну лицензионный товар, на который распространяются квоты, в ходе оформления лицензии может оказаться, что годовая квота уже исчерпана. Тогда придется отказаться от торговли этим товаром или ждать начала следующего года. Порой квотирование товара сразу подкрепляется выдачей лицензий ряду компаний.
Связь квотирования и внутренней цены на товар
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Импортная квота ограничивает ввоз и влияет на рост цены на товар. Спрос на импортный товар по изначальной цене как правило превышает все внутренние предложения, и продавец поднимает цену. Если подлежит лицензированию, то импортер закладывает во внутреннюю цену также расходы на лицензию. Если квотированный продукт не распределен между несколькими продавцами, а сосредоточен в руках монополиста, внутренние цены на него могут подняться на порядок.
Виды импортных квот
Квотирование вводится с разными целями, так что выделяют несколько его видов:
Распределение права на импорт в рамках квот
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Чиновники распределяют право на импорт квотированных товаров разными способами:
Читайте в нашей статье, как получить лицензию на импорт.
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Что означает внешнеторговая квота
III. Условия и механизм применения тарифных квот
5. Объем тарифной квоты в отношении отдельного вида сельскохозяйственных товаров, происходящего из третьих стран и ввозимого на таможенную территорию Союза, устанавливается Комиссией и не может превышать разницу между объемом потребления такого товара на таможенной территории Союза и объемом производства аналогичного товара на таможенной территории Союза.
При этом если для одного государства-члена объем производства аналогичного товара равен объему потребления такого товара или превышает его, то такая разница может не приниматься во внимание при расчете объема тарифной квоты для таможенной территории Союза.
6. Если объем производства аналогичного товара на таможенной территории Союза равен объему потребления такого товара на таможенной территории Союза или превышает его, установление тарифной квоты не допускается.
7. При принятии решения об установлении тарифной квоты должны быть соблюдены следующие условия:
1) установление тарифной квоты на определенный срок (независимо от результатов рассмотрения вопроса о распределении объема тарифной квоты между третьими странами);
2) информирование всех заинтересованных третьих стран о выделенном им объеме тарифной квоты (в случае принятия решения о распределении объема тарифной квоты между третьими странами);
3) опубликование информации об установлении тарифной квоты, ее сроке действия и объеме, в том числе об объеме тарифной квоты, выделенной третьим странам (в случае принятия решения о распределении объема тарифной квоты между третьими странами), а также о ставках ввозных таможенных пошлин, применяемых в отношении товаров, ввозимых в пределах объема тарифной квоты.
8. Распределение объема тарифной квоты между участниками внешнеторговой деятельности государства-члена основывается на их равноправии в отношении получения тарифной квоты и недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке.
9. Объем тарифной квоты распределяется между государствами-членами в пределах разницы между объемами потребления и производства в каждом из государств-членов, которая принималась во внимание при расчете объема тарифной квоты для таможенной территории Союза в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящего Протокола.
При этом для государства-члена, являющегося членом Всемирной торговой организации, объем тарифной квоты может быть установлен исходя из обязательств такого государства-члена перед Всемирной торговой организацией.
При невозможности распределения объема тарифной квоты по результатам консультаций со всеми значительными поставщиками из третьих стран решение о распределении объема тарифной квоты между третьими странами принимается с учетом объема поставок товара из этих стран в течение предшествующего периода.
В качестве предшествующего периода, как правило, принимаются любые 3 предшествующих года, в отношении которых доступна информация, отражающая реальные объемы импорта.
При невозможности выбрать такой предшествующий период объем тарифной квоты распределяется на основе оценки наиболее вероятного распределения реального объема импорта.
11. При поставках товара в течение срока действия тарифной квоты не устанавливаются условия и (или) формальности, препятствующие любой третьей стране полностью использовать выделенный ему объем тарифной квоты.
12. По просьбе третьей страны, заинтересованной в поставке товара, Комиссия проводит консультации по вопросам:
1) необходимости перераспределения выделенного объема тарифной квоты;
2) изменения избранного предшествующего периода;
3) необходимости отмены условий, формальностей или любых других положений, установленных в одностороннем порядке в отношении распределенного объема тарифной квоты или ее неограниченного использования.
13. В связи с установлением тарифных квот Комиссия:
1) по просьбе третьей страны, заинтересованной в поставке товара, предоставляет информацию, касающуюся метода и порядка распределения объема тарифной квоты между участниками внешнеторговой деятельности, а также объема тарифной квоты, в отношении которого выданы лицензии;
2) публикует информацию об общем количестве или стоимости товара, предназначенного для поставки в рамках выделенного объема тарифной квоты, о датах начала и окончания срока действия тарифной квоты и любых их изменениях.
14. Кроме случаев распределения объема тарифной квоты между третьими странами, Комиссия не вправе требовать, чтобы лицензии использовались для импорта товара из какой-либо определенной третьей страны.
Тема 6. Межстрановая дифференциация мировой экономики и основные модели экономического развития
Цель – выделить группы стран в мировом хозяйстве и проанализировать основные модели их экономического развития.
Задачи:
Оглавление
6.1. Место страны в мировой экономике
Масштабы мировой экономики и экономик отдельных государств, а также место отдельной страны в мировом хозяйстве можно оценить в натуральных или денежных показателях. Для международных сопоставлений и иных целей удобно использовать интегральные показатели масштабов и уровня развития экономики. Такую роль обычно играет денежный показатель, выраженный в долларах – ВВП или ВНП.
ВНП (валовой национальный продукт) – совокупная стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг, созданная резидентами страны, находящимися как на территории данного государства, так и за ее пределами.
Следует подчеркнуть, что к числовым значениям ВВП/ВНП и других макроэкономических показателей следует относиться весьма осторожно. Методики их расчетов, во-первых, различны, а, во-вторых, несовершенны. Прежде всего, различают ВВП в текущих ценах (номинальный) и ВВП в фиксированных ценах базового года (реальный). ВВП в текущих ценах легче сравнивать между собой и использовать для расчетов, связанных с международными валютно-кредитными отношениями.
Сказанное относится, прежде всего, к товарам с невысокой степенью обработки и простым услугам. Цены же на импортируемую из развитых стран продукцию в бедных странах могут оказаться даже выше, чем в странах-производителях вследствие расходов на транспортировку. Импортные пошлины и различия налоговых систем также сказываются на местных ценах. Тем не менее, общий уровень цен, стоимость жизни в бедных странах ниже, а в богатых – выше. Самыми дорогими странами считаются Швейцария, Япония, Норвегия. Пример дешевой страны – Индия. Многие россияне до кризиса 1998 г. оценили относительную дешевизну товаров у соседей по СНГ, а после кризиса – и дороговизну товаров из стран Западной Европы.
Для более точной оценки ВВП той или иной страны в других валютах производится корректировка валютного курса, в ходе которой принимаются во внимание различия в уровне цен между странами. Иначе говоря, проводится сравнение покупательной способности валют. Данный подход был предложен к 1990-м гг. и, начиная с 1992 г., в ООН в рамках Программы международных сопоставлений, а позже в ОЭСР, ЕС, МВФ и Мировом Банке начинается внедрение расчетов с учетом паритета покупательной способности (ППС). Рассмотрим, что же такое ППС.
ППС (паритет покупательной способности) – это соотношение между национальными валютами по их покупательной способности к определенному набору товаров и услуг (т.е. с учетом цен на одинаковый набор товаров и услуг в каждой стране).
В рамках Программы международных сопоставлений ООН при определении ППС берется как можно более широкий круг товаров и услуг (торгуемых и неторгуемых), которые используются потребителями как в одной, так и в другой стране:
При этом производится расчет стоимости «корзины» в национальной валюте каждой из стран и последующее их сравнение между собой для выяснения валютного курса.
Ценовые различия – не единственная причина искажений, возникающая при сопоставлении ВВП. В ВВП также не учитываются теневая экономика и затраты труда в домашнем хозяйстве. Стирка в платной прачечной увеличивает ВВП, а ручная или машинная стирка дома – нет. Крайне сложно правильно отразить в ВВП продукцию, создаваемую в рамках натурального хозяйства. Все сказанное приводит к выводу о необходимости осторожного подхода к результатам международных сопоставлений макроэкономических показателей. Тем не менее, сравнение ВВП разных стран позволяет определить их относительный экономический потенциал (основу и политического, и военного потенциалов); сравнение же среднедушевого ВВП – основа классификации стран по уровню развития и благосостояния.
В табл.1 и 2 проводится сравнение доли групп стран и отдельных стран в мировой экономике с учетом различных подходов к оценке макроэкономических показателей. Как видно из таблиц, подсчет макроэкономических показателей с учетом ППС более точно отражает реальную ситуацию в мировой экономике.
Доля групп стран в мировой экономике (2003 г.)
Группы стран
по валютному курсу
по ППС
Страны с переходной экономикой
Источник: Мировая экономика (экономика мирохозяйственных связей): Рабочая тетрадь-конспект. – СПб., 2005. С.54.
Объем ВВП стран по текущему валютному курсу и по ППС (2003 г.), млрд. долл. США, %
Страна
Текущий валютный курс
Доля в мировой экономике
Доля в мировой экономике
Источник: Мировая экономика (экономика мирохозяйственных связей): Рабочая тетрадь-конспект. – СПб., 2005. С.54.
По абсолютному размеру ВВП первая десятка лидеров мировой экономики в 2003 г. выглядела следующим образом (табл.3).
Место
По текущему валютному курсу
По ППС
Источник: Мировая экономика (экономика мирохозяйственных связей): Рабочая тетрадь-конспект. – СПб., 2005. С.54.
Помимо рассмотренных выше показателей ВВП/ВНП для характеристики уровня экономического развития страны используются также следующие показатели:
Рассмотрим вышеназванные показатели более подробно.
ВВП / ВНП (или национальный доход) на душу населения
Для более точного отражения уровня экономического развития страны часто используются относительные показатели, например, ВВП/ВНП (национальный доход) на душу населения (табл.4).
Величина ВВП на д.н. по ППС, долл. США, 2003 г. (всего 208 стран)
Страна
ВВП на д.н.
Место
Страна
ВВП на д.н.
Место
Источник: Мировая экономика (экономика мирохозяйственных связей): Рабочая тетрадь-конспект. – СПб., 2005. С.55.
Отраслевая структура экономики
Анализ отраслевой структуры экономики производится на основе показателя ВВП, подсчитанного по производству и отраслям. В зависимости от соотношения сфер материального (промышленность, строительство, сельское хозяйство) и нематериального производства (сфера услуг) экономики подразделяются на:
Отраслевая структура экономики отдельных стран (2003 г.) (сельское хозяйство + промышленность + услуги = 100%)
Страна
Сельское хозяйство
Промышленность (+строительство)
в т.ч. обрабатывающая промышленность
Услуги
Источник: Мировая экономика (экономика мирохозяйственных связей): Рабочая тетрадь-конспект. – СПб., 2005. С.56.
Приведем в качестве примера некоторые показатели уровня жизни в ряде стран:
Индекс человеческого развития (HDI) – это комплексный показатель качества жизни в стране, который включает в себя:
Страна
Индекс
Место
Страна
Индекс
Место
Высокий уровень человеческого развития
Средний уровень человеческого развития
Низкий уровень человеческого развития
Источник: Мировая экономика (экономика мирохозяйственных связей): Рабочая тетрадь-конспект. – СПб., 2005. С.59.
Показатели экономической эффективности:
В целом макроэкономические показатели, хотя и не всегда корректно, позволяют сравнивать страны между собой, выявлять закономерности развития их национального хозяйства, выявлять конкурентные преимущества.
6.2. Группы стран в мировой экономике
В мире в настоящее время насчитывается 192 независимые страны и 70 зависимых территорий. Надо помнить, что в рамках мировой экономики странами считаются не только суверенные государства, но и территориальные единицы, не являющиеся государствами, но проводящие самостоятельную экономическую политику и ведущие отдельный статистический учет результатов своей хозяйственной деятельности.
Существует целый ряд вариантов классификаций стран мира в соответствии с различными экономическими критериями. В наши дни наиболее часто используется стандартная классификация.
Стандартная (типологическая) классификация в аналитических целях делит страны мира на три группы:
Критериями данной классификации выступают:
Надо заметить, что стандартная классификация по своей сути весьма противоречива, т.к. в ее основе лежат два разных критерия: первый – уровень экономического развития, второй – тип развития на предшествующем этапе (ибо под термином «страны с переходной экономикой» понимаются не переходящие из «развивающихся» в «развитые», а переходящие из группы стран с централизованно планируемой экономикой в группу стран с рыночной экономикой). Кроме того, невозможно точно определить грань, отделяющую развитые государства от развивающихся, а условность и неадекватность самих этих терминов давно очевидна для всех, и используются они по привычке и в силу отсутствия иных общеприемлемых вариантов.
В частности, предлагаются различные критерии отнесения стран к группе развивающихся. Один – качественный: колониальное прошлое и много количественных, таких как среднедушевой доход, интегральные индексы типа HDI (human development index), степень социального расслоения, рождаемость, внешняя задолженность, распространение коррупции и теневой экономики, энергоемкость единицы ВВП и др. Новейший показатель – уровень информатизации (число компьютеров и пользователей Интернет на тысячу жителей). Поскольку ни один из критериев не универсален, проблема грани между развитыми и развивающимися странами сохраняется для всех количественных показателей. Однако все вместе они дают емкий многомерный портрет. Так, для стран, называемых экономически развитыми, характерны высокий уровень доходов, образования, расходов на НИОКР, высокая средняя продолжительность жизни, широкая информатизация, низкий уровень естественного прироста населения, социального расслоения, коррупции, относительно малое влияние теневой экономики; это страны-нетто-кредиторы (им должны больше, чем они сами должны другим странам). В развивающихся странах картина обратная. Впрочем, многие из них демонстрируют значительный прогресс в экономической и социальной сферах. Иными словами, проблему классификации, фиксирующей фактическое, во многом статическое состояние, не стоит переоценивать: не менее важна и динамика развития.
На практике нередко к развитым странам причисляют государства, входящие в ОЭСР (Организацию экономического сотрудничества и развития) – своеобразный клуб богатых стран. Первоначально в ОЭСР вошли США, Канада, 19 стран Западной Европы, Япония, Австралия и Новая Зеландия; позже – Турция, Мексика, Чехия, Венгрия и Южная Корея. На 1999 г. членами ОЭСР являлись 29 государств.
Рассмотрим стандартную классификацию более подробно.
Промышленно-развитые страны
В эту группу входит около 30 стран мира. Население развитых стран – около 900 млн. человек или 15% жителей Земли. Их роль в мировой экономике выглядит следующим образом:
По роли в мировой политике и экономике промышленно- развитые страны можно разделить на четыре группы:
Развивающиеся страны – самая многочисленная и крайне неоднородная группа (около 130 стран мира). Их роль в мировой экономике можно оценить следующим образом:
Можно выделить следующие подгруппы развивающихся стран:
Страны с переходной (трансформирующейся) экономикой – 28 государств Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР, осуществляющие с конца 1980-х гг. переход от централизованно-планируемой к рыночной экономике. Роль в мировой экономике:
Подгруппы стран с переходной экономикой:
В настоящее время некоторые из стран с переходной экономикой практически уже осуществили переход к рыночной экономике (Чехия, Польша, Венгрия и др. – об этом свидетельствует их вхождение, в частности, в ЕС).
Помимо стандартной классификации достаточно распространена классификация стран мира по уровню доходов.
Данная классификация составляется Мировым Банком. Критерием классификации служит величина ВНП на душу населения, измеряемая по текущему валютному курсу.
Выделяют следующие группы стран в соответствии с уровнем доходов:
Наиболее богатые и наиболее бедные страны мира на 2003 г. (доход на душу населения, долл. США, из 208 стран)
Место
Страна
ВВП на д.н.
Место
Страна
ВВП на д.н.
Источник: Мировая экономика (экономика мирохозяйственных связей): Рабочая тетрадь-конспект. – СПб., 2005. С.64.
Интересно сравнить масштабы разрыва в уровнях развития (по текущему валютному курсу и по ППС). В 2003 г. среднемировое производство ВВП на душу населения по текущему валютному курсу составляло 5500 долларов, в том числе:
Разрыв составил более 63 раз! В 2003 г. среднемировое производство ВВП на душу населения по ППС составляло 8200 долларов, в том числе:
Разрыв составил более 13 раз. Таким образом, картина выглядит весьма печально. Разрыв между наиболее богатой страной мира (Люксембургом) и наиболее бедной страной (Эфиопией) составляет 488 раз (76 раз по ППС).
Хотелось бы отметить, что, несмотря на несовершенство классификаций, деление стран на определенные группы позволяет более точно проводить сравнения, выявлять тенденции и перспективы в их экономическом развитии.
6.3. Открытость экономики
В теме 2 мы уже с Вами касались вопросов, связанных с открытостью экономики, необходимостью интеграции страны в мировое хозяйство. В данной теме мы более подробно разберем особенности открытых и закрытых экономик, их преимущества и недостатки, а также факторы, влияющие на степень открытости страны.
По степени открытости национальные хозяйства можно разделить на два противоположных типа:
Замкнутая (автаркичная) экономика характеризуется следующими особенностями:
Под открытой понимается национальная экономика:
В теме 2 мы уже рассматривали показатели, характеризующие степень интеграции страны в мировое хозяйство. Напомним еще раз, что к ним относятся показатели экспортной, импортной и внешнеторговой квот.
В соответствии с классификацией Мирового банка по уровню открытости экономики страны делятся на:
Россия принадлежит к числу стран с открытой экономикой – ее экспортная квота превышает 35% (табл.8).
Экспортная и импортная квоты отдельных стран (товары и услуги), 2000 г.
Страна
Экспортная квота
Импортная квота
Источник: Мировая экономика (экономика мирохозяйственных связей): Рабочая тетрадь-конспект. – СПб., 2005. С.67.
Помимо различных квот для определения степени открытости экономики используется индекс транснационализации экономики. Данный показатель учитывает приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в процентах от совокупных внутренних капиталовложений, накопленные ПИИ в процентах от ВВП, добавленную стоимость, созданную предприятиями с иностранными инвестициями в процентах от ВВП, долю занятых на предприятиях с иностранными инвестициями в процентах от общей занятости. Так, с учетом всех этих составляющих индекс транснационализации Гонконга в 1999 г. составлял 98,4, Германии – 10,6, США – 8,2, Японии – 0,6, России – 4,6. В целом индекс транснационализации достаточно сильно коррелирует с показателями квот и дополняет общую картину.
Можно выделить факторы, влияющие на уровень открытости экономики. К ним относятся:
При анализе степени открытости экономики прослеживается следующая общая закономерность: крупные страны (США, Япония) с большим экономическим потенциалом открыты меньше, чем небольшие страны (Бельгия, Нидерланды) с высоким уровнем развития, но небольшим внутренним потенциалом, однако страны, специализирующиеся на экспорте минеральных ресурсов (Саудовская Аравия, Кувейт), также часто имеют высокий уровень открытости.
Рассмотрим преимущества и недостатки открытой и закрытой экономики. Характерно, что преимущества открытой экономики будут совпадать с недостатками закрытой модели хозяйственного развития и наоборот.
Преимущества открытой экономики:
Негативное моменты открытости:
Как мы видим и открытая, и закрытая экономики имеют свои преимущества, и недостатки, однако в целом история доказывала нам не раз, что путь экономической изоляции – бесперспективен.
6.4. Национальные модели экономического развития
Современные модели хозяйствования являются моделями рыночной экономики (за исключением кубинской и северокорейской); являются вариантами “смешанной экономики”, поскольку сочетают (в той или иной пропорции) элементы государственного регулирования и рыночной экономики. В современном мире нет ни чистой рыночной экономики как таковой, ни чистой плановой экономики. Есть сочетание больше/меньше рынка/государства.
В группе развитых стран выделяют четыре модели рыночной экономики: либеральную, социально-ориентированную, социал-демократическую и японскую.
Критериями выделения национальных экономических систем служат:
Рассмотрим более подробно вышеназванные модели экономического развития.
Модель социально-ориентированной экономики (Германия, Бельгия, Франция, Италия, Швейцария, Нидерланды, Канада).
Основные параметры этой модели:
Социал-демократическая модель (Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Австрия). Отличие данной модели от предыдущей состоит в еще более высокой степени социальной ориентации государства.
Ее основные параметры:
Японская экономическая модель
Формально роль государства в экономике страны – слабее, чем во многих западных странах. Об этом свидетельствуют следующие показатели:
Однако фактически роль государства в обеспечении предпринимательской активности в стране чрезвычайно велика за счет:
Для японской модели характерны также следующие особенности:
В целом, сравнивая модели экономического развития промышленно-развитых стран, можно выявить как положительные аспекты, так и отрицательные. Ни одна из рассмотренных нами моделей не является идеальной. Выбор модели развития обусловлен спецификой страны, историческими особенностями и т.д.
6.5. Развивающиеся страны: модели догоняющего развития
Развивающиеся страны в погоне за развитыми по уровню жизни и экономического развития используют так называемые стратегии догоняющего развития.
Догоняющим развитием называется экономическая стратегия, преследующая цель преодолеть отставание страны по уровню развития. Можно выделить две основные стратегии догоняющего развития:
Цели развития в странах, использующих ту или иную стратегию, – одинаковы:
Различен лишь механизм достижения данных целей.
Стратегия импортозамещения, базируясь на меркантилистской теории, предполагает создание собственной промышленной базы и соответственно насыщение внутреннего рынка промышленной продукцией, а затем ориентация на экспорт.
Стратегия экспортной ориентации, базируясь на теории сравнительных преимуществ Давида Рикардо, ориентируется на международную специализацию страны и дальнейшую кооперацию и соответственно продвижение местной промышленной продукции на мировой рынок и тем самым насыщение внутреннего рынка.
Целью импортозамещения является формирование национальной промышленности, конкурентоспособной на мировом рынке.
Механизм импортозамещения предполагает:
В результате всех этих мер происходит отделение внутреннего рынка от внешнего. Кроме того, импортозамещающая индустриализация:
В конечном итоге нехватка валюты в стране приводит к свертыванию необходимого импорта, недогрузке производственных мощностей, замедлению темпов роста, росту безработицы, росту инфляции, бегству капитала за рубеж, снижению уровня жизни и, в конечном итоге, к кризису экономики. По мнению экспертов, ущерб национальной экономике от политики замещения импорта составляет примерно 10% национального дохода соответствующих стран.
В целом можно сделать вывод, что страны, которые выбрали индустриализацию через замещение импорта, жили гораздо хуже и развивались намного медленнее, чем те страны, которые с начала 1950-х гг. сделали выбор в пользу стратегии ориентации на экспорт. При этом изначально они имели:
Давайте выделим причины краха модели импортозамещения. На наш взгляд, длительная политика протекционизма в отношении национальных предприятий, отсутствие конкуренции со стороны иностранных компаний не способствует созданию гибкой и эффективной экономической системы. Кроме того, замещение импорта не только не снижает зависимости от внешних факторов, но иногда и увеличивает ее.
Что характерно для стратегии экспортной ориентации?
Особенности реализации политики экспортной ориентации:
Стратегия формирования национальной промышленности включала в себя элементы:
Результаты политики экспортной ориентации весьма впечатляющие:
6.6. Международная конкурентоспособность государств (теория М.Портера)
Базой для теоретического осмысления понятия «международная конкурентоспособность» служит «конкурентный ромб» М. Портера, одного из самых известных исследователей в области конкурентоспособности.
Международная специализация страны связана с теми сферами экономики, в которых ее национальные производители наиболее конкурентоспособны, т.е. обладают наибольшими конкурентными преимуществами.
Международная торговля по сути дела перераспределяет продукцию наиболее конкурентоспособных отраслей различных стран, при этом экспортируются такие товары и услуги, в производстве которых имеют преимущества отечественные компании, а импортируется то, в чем оказались более эффективными иностранные конкуренты. Портер заявляет, что ни одна страна мира не может быть конкурентоспособной абсолютно по всем позициям, поскольку сказывается ограниченность ее ресурсов. Важной задачей становится использование их наиболее рациональным способом. При этом даже в странах с самым высоким уровнем развития обязательно найдутся такие отрасли экономики, национальные производители которых неконкурентоспособны. Важной задачей становится специализация страны на наиболее эффективных и конкурентоспособных сегментах экономики, а менее производительные отрасли национального хозяйства при этом могут быть либо перемещены за рубеж, либо от них стоит вообще отказаться. Все это будет способствовать экономическому процветанию страны.
Общий смысл модели М.Портера состоит в том, что среда может способствовать созданию конкурентных преимуществ, а может и препятствовать их появлению. Согласно модели М.Портера, на международную конкурентоспособность страны влияют следующие параметры:
Перечисленные факторы формирования конкурентных преимуществ взаимодействуют друг с другом, создавая системный эффект (рис.1). Кроме того, можно ввести в анализ дополнительные переменные, влияющие на конкурентные позиции стран:
Каждый детерминант влияет на все остальные. Преимущества в одном детерминанте могут создать или усилить преимущества в других. Наиболее устойчивое национальное конкурентное преимущество возникает в случае, если весь ромб имеет благоприятный характер.
Рассмотрим основные детерминанты конкурентных преимуществ более подробно.
Параметры факторов:
Параметры факторов представляют собой конкретные факторы производства, необходимые для успешной конкуренции в данной отрасли.
Исторически конкурентоспособность страны определялась наличием сырьевых ресурсов. Так, страны, обладающие богатыми запасами природных ресурсов, по сравнению со своими конкурентами располагали большим капиталом, тем самым, имея возможность использовать передовую технологию и более квалифицированную рабочую силу. Все четыре фактора (сырье, финансовые и трудовые ресурсы, технология) определяли успех компаний данной страны. С развитием НТП и государственной системы регулирования предпринимательской деятельности значение этих четырех факторов изменилось. Наличие природных ресурсов перестало иметь определяющее значение. Технологические разработки новых продуктов стали играть меньшую роль по сравнению с созданием новых технологий производства. Основным фактором, определяющим конкурентоспособность страны, все больше и больше в настоящее время становится уровень образования и квалификации трудовых ресурсов. Не случайно Портер классифицировал факторные условия. Во-первых, автор подразделяет факторы на основные (базисные) и развитые. Основные (базисные) факторы – это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила и др. К развитым же относятся современная инфраструктура обмена информацией на цифровой основе, высокообразованные кадры и т.д. При этом основные (базисные) факторы достаются стране даром, или же их создание требует лишь сравнительно небольших частных и государственных капиталовложений. Такие факторы либо не имеют большого значения для конкурентных преимуществ страны, либо создаваемое ими преимущество нестойко. Что касается развитых факторов, то они требуют значительных усилий по их созданию, однако дают более устойчивые конкурентные преимущества. Также Портер делит факторные условия на общие, которые можно применять во многих отраслях, и на специализированные, применяемые только в конкретных областях деятельности. Специализированные факторы образуют более солидную и долговременную основу для конкурентного преимущества, чем общие.
Таким образом, наличие богатых природных ресурсов, т.е. наличие основных факторов производства, совершенно не гарантирует стране высокую конкурентоспособность, а может даже, наоборот, тормозить развитие. Нехватка же природных ресурсов стимулирует поиски альтернативных способов повышения совей конкурентоспособности, что делает эти страны сильнее в борьбе со странами-конкурентами.
Параметры спроса:
Для конкурентного преимущества важнее не количественная, а качественная сторона спроса на внутреннем рынке.
Родственные и поддерживающие отрасли:
Поставщики, уровень которых соответствует мировым стандартам, помогают развивать конкурентоспособность потребляющих отраслей промышленности. Соответственно достичь успеха в той или иной отрасли тем легче, чем больше в стране конкурентоспособных родственных отраслей. Успех на мировом рынке одной отрасли может повлечь за собой развитие производства дополнительных товаров и услуг. Например, продажа американских компьютеров за границей привела к повышению спроса на американские периферийные устройства, программное обеспечение к развитию американских служб, работающих с базами данных.
Стратегия фирм, их структура и соперничество:
Фирмы создаются, организуются и управляются в зависимости от характера конкуренции на внутреннем рынке. В разных странах фирмы организуются по-разному, вырабатываются разные стратегии и цели. Национальные особенности влияют на управление фирмами и на форму конкуренции между ними. Также достижению высокой конкурентоспособности в отрасли может способствовать внутренняя конкуренция. Конкурируя друг с другом, компании повышают качество продукции, снижают издержки, способствуют НТП. Постоянно сравнивая себя с деятельностью конкурентов, фирмы стремятся идти в ногу друг с другом, одновременно двигая прогресс в данной сфере бизнеса. Более того, тесное окружение конкурентов способствует ускорению процесса обмена информацией.
Случай:
Случайные события могут либо усилить, либо ослабить сложившиеся конкурентные преимущества страны.
Роль правительства:
Конкурентоспособность компаний на международных рынках, а, следовательно, и конкурентоспособность страны во многом зависит от поддержки и содействия со стороны государства. Адекватная роль правительства состоит в том, чтобы оно выступало в роли катализатора и искателя нового, оно должно подталкивать компании к движению к более высоким уровням конкуренции. Воздействие на детерминанты «национального ромба» возможно посредством осуществления экономической политики. Основными звеньями экономической политики являются:
Государство может также предоставлять различные льготы, кредиты, субсидии, обеспечивать необходимую информацию о конъюнктуре рынков. При этом действия государства могут как усиливать, так и ослаблять конкурентные преимущества страны.
Для того, чтобы получить и удержать конкурентные преимущества в передовых отраслях экономики необходимо иметь преимущества во всех составляющих «ромба».
Преимущество по каждому детерминанту не является предпосылкой для конкурентного преимущества в отрасли. Таким образом, страны имеют наибольшие шансы на успех в тех отраслях или сегментах, где компоненты национального «ромба» взаимно усиливаются, где каждый детерминант влияет на все остальные, т.е. взаимодействие преимуществ по всем детерминантам позволяет национальным производителям оставаться недоступными для конкурентов. Конкурентные преимущества страны, по мнению Портера, могут носить как ускользающий характер, так и быть устойчивыми. Так, ускользающие конкурентные преимущества создаются на основе 1-2 детерминант – они сохраняются в течение непродолжительного времени, легко «копируются» другими странами и соответственно переходят от одной страны к другой. Устойчивые же преимущества формируются на основе конкурентных преимуществ во всех составляющих «ромба». При этом преимущества во всех детерминантах иностранным конкурентам скопировать трудно.
На основе модели Майкла Портера можно выделить стадии конкурентного развития государства:
Характерно, что первые три стадии приводят к экономическому росту и процветанию, а последняя стадия (на основе богатства) ведет к спаду экономики. При этом каждая стадия развития конкурентоспособности характеризуется своим набором отраслей и своей стратегией деятельности фирм. Стадии существенно отличаются по уровню государственного вмешательства в экономику и основным направлениям экономической политики.
Можно сделать следующие выводы из теории Портера:
Наиболее репрезентативный показатель конкурентоспособности впервые был разработан известной международной организацией – Всемирным Экономическим Форумом (Женева) в 1986 г. До 1996 г. ежегодный доклад по конкурентоспособности стран на мировой арене готовился под эгидой этой организации Международным институтом менеджмента и развития (Лозанна) с привлечением материалов еще 23 национальных и международных экономических институтов.
В 1996 г. Всемирный экономический форум и Международный институт менеджмента и развития подготовили самостоятельные исследования о конкурентоспособности стран мира, используя несколько отличные друг от друга методологии ранжирования стран.
Всемирный Экономический Форум разработал два основных индекса: индекс «конкурентоспособности роста» и индекс микроэкономической конкурентоспособности.
Индекс «конкурентоспособности роста» (с 2000 г.) измеряет влияние факторов, которые способствуют будущему росту экономики (измеряется темпами роста ВВП на душу населения).
На экономический рост в средне- и долгосрочной перспективах влияют три основных фактора:
Индекс конкурентоспособности роста призван определить способность национальной экономики достичь стабильного экономического роста в среднесрочной перспективе, контролируя при этом уровень текущего развития экономики.
Индекс микроэкономической конкурентоспособности (с 1998 г.) выявляет условия, определяющие уровень развития производительности труда, степень эффективности использования ресурсов в стране. Он состоит из двух подындексов:
Этот индекс считается по 95 странам. Как правило, в развитых странах, имеющих благоприятный макроэкономический климат, только микроэкономические реформы могут стимулировать рост экспорта, способствовать решению проблемы безработицы и повышению уровня жизни через стабильный экономический рост. Развивающиеся страны существенно отстают от развитых по уровню макроэкономической конкурентоспособности. С помощью макроэкономических и финансовых реформ, а также иностранного капитала эти страны могут улучшить свое положение, однако без микроэкономических реформ развитие их хозяйства не будет стабильным и устойчивым, так как не будет стимулов для роста экспорта, снижения уровня безработицы и повышения уровня заработной платы.
Первые два места в этом рейтинге также занимают Финляндия и США соответственно. Россия в этом списке заняла 65 место, переместившись с 58 места в 2003 г.
В целом, можно отметить, что национальное благосостояние во многом зависит от уровня конкурентоспособности, фундаментом которой является микроэкономическая политика страны, выраженная в степени «продвинутости» национальных компаний и делового климата. Политическая стабильность, четкая и ясная макроэкономическая политика, либерализация рынка и приватизация – необходимые, но недостаточные условия экономического развития. Реформы на уровне микроэкономики являются не менее, а в некоторых случаях и более важными. Без проведения микроэкономических реформ рост ВВП будет нестабильным, он не будет способствовать повышению объема ВВП на душу населения. В то же время в условиях проведения эффективной макроэкономической политики улучшения в сфере микроэкономики могут происходить автоматически.
Резюме
В теме 6 были рассмотрены основные классификации стран в мировом хозяйстве; раскрыты преимущества и недостатки экономической открытости; проанализировали основные модели рыночной экономики; произведено сравнение моделей догоняющего развития; выявлены факторы конкурентоспособности национальных экономик. К началу XXI в. сложилось несколько наиболее характерных моделей развития ведущих стран мира, основные различия между которыми сводятся к меняющемуся сочетанию государственного и рыночного регулирования социально-экономических процессов. В свою очередь, конкурентоспособность той или иной модели макроэкономического развития определяется конкурентоспособностью национальных компаний-производителей, зависящей от оптимального сочетания факторных условий (желательно наличие развитых и специализированных факторов), условий внутреннего спроса, смежных и обслуживающих отраслей, структуры, стратегии и соперничества компаний, а также от благоприятного для национальной экономики действия случайных событий и дальновидной политики государства.