Что означает внештатный психолог

Положение о главных внештатных педагогах-психологах

Что означает внештатный психолог. Смотреть фото Что означает внештатный психолог. Смотреть картинку Что означает внештатный психолог. Картинка про Что означает внештатный психолог. Фото Что означает внештатный психолог

Министерство просвещения РФ подготовило проект Положения о главных внештатных педагогах-психологах в системе образования Российской Федерации. Выделены три главных внештатных педагогов-психологов: федеральный при Министерстве просвещения, в федеральном округе и в субъекте Российской Федерации.

Публикация актуальная для слушателей курсов повышения квалификации и професиональной переподготовке по направлениям:

Главный внештатный педагог-психолог

Данная единица функционирует на общественных началах. На эти должности назначаются представители из ведущих специалистов в сфере психологии, организации психологической службы в системе образования Российской Федерации приказом Министерства просвещения Российской Федерации, представлением Федерального ресурсного центра психологической службы приказом Министерства исполнительными органами в субъекте Российской Федерации.

Чем занимается Главный педагог-психолог Министерства просвещения?

Главный внештатный педагог-психолог при министерстве подчиняется непосредственно министру просвещения. Он входит в состав координационного совета Министерства просвещения Российской Федерации по развитию психологической службы в системе образования.

участвовать в определении стратегии развития психологической службы
в системе образования Российской Федерации;

изучать и распространять новые технологии в психолого-педагогическом обеспечении системы образования;

осуществлять координацию работы главных педагогов-психологов в федеральных округах
Российской Федерации.

Функции Главного педагога-психолога Министерства просвещения РФ

анализ информации о состоянии дел в оказании психолого-педагогической помощи, изучение отечественного и зарубежного опыта в области организации психологической службы, технологий и методов по развитию и совершенствованию психолого-педагогического обеспечения системы образования;

подготовка предложений по совершенствованию различных направлений развития психологической службы;

подготовка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты и разработке нормативных правовых актов, в том числе, порядков
и стандартов, квалификационных требований;

методическая помощь главным внештатным педагогам-психологам
в федеральных округах Российской Федерации;

участие в заседаниях коллегии Министерства, Координационного совета
по вопросам организации работы психологической службы системы образования;

подготовка обзоров по состоянию и развитию психологической службы
в системе образования;

ежегодное, до 20 декабря текущего года, предоставление аналитического отчета Министру просвещения Российской Федерации о проделанной работе.

Основные задачи главного внештатного педагога-психолога в федеральном округе Российской Федерации

участие в определении стратегии развития психологической службы
в системе образования субъектов соответствующего федерального округа Российской Федерации;

координация деятельности педагогов-психологов в субъектах Российской Федерации, входящих в состав соответствующего федерального округа Российской Федерации по вопросам развития психологической службы в системе образования округа.

Функционал главного внештатного педагога-психолога в федеральном округе

анализ информации о состоянии дел в оказании психолого-педагогической помощи, изучение отечественного и зарубежного опыта в области организации психологической службы, технологий и методов по развитию и совершенствованию психолого-педагогического обеспечения системы образования в федеральном округе Российской Федерации;

подготовка предложений по совершенствованию различных направлений развития психологической службы, в том числе в части оказания необходимой помощи в федеральном округе Российской Федерации;

подготовка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты и разработке нормативных правовых актов, в том числе, порядков
и стандартов, квалификационных требований;

методическая помощь главным внештатным педагогам-психологам
в субъектах Российской Федерации, входящих в состав соответствующего федерального округа Российской Федерации;

участие в заседаниях коллегии Министерства, Координационного совета
по вопросам организации работы психологической службы системы образования;

подготовка обзоров по состоянию и развитию психологической службы
в системе образования соответствующего федерального округа Российской Федерации;

ежегодное, до 10 декабря текущего года, предоставление аналитического отчета главному внештатному педагогу-психологу Министерства и в Федеральный ресурсный центр психологической службы о проделанной работе.

Функции главного внештатного педагога-психолога в субъекте Российской Федерации

анализ информации о состоянии дел в оказании психолого-педагогической помощи, изучение регионального опыта в области организации психологической службы, технологий и методов по развитию и совершенствованию психолого-педагогического обеспечения системы образования в субъекте Российской Федерации;

подготовка предложений по совершенствованию различных направлений развития психологической службы в системе образования субъекта Российской Федерации;

методическая помощь педагогам-психологам общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного образования детей в субъекте Российской Федерации по вопросам:

сохранения и укрепления психического здоровья и развития обучающихся, оказания им профессиональной помощи и содействия в трудных жизненных ситуациях;

психологического просвещения и консультирования родителей (законных представителей) обучающихся по проблемам обучения, воспитания
и развития;

профилактической работы, направленной на предупреждение эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций педагогических работников и повышения квалификации педагогических работников;

сотрудничества педагогов-психологов с педагогами по вопросам обеспечения достижения личностных и метапредметных образовательных результатов;

создания безопасной и развивающей образовательной среды;

Что означает внештатный психолог. Смотреть фото Что означает внештатный психолог. Смотреть картинку Что означает внештатный психолог. Картинка про Что означает внештатный психолог. Фото Что означает внештатный психолог

психологической экспертизы программ обучения в части определения их соответствия возрастным особенностям и потребностям обучающихся;

мониторинга эффективности программ и технологий обучения;

реализации программ преодоления трудностей в обучении;

диагностики и контроля динамики психического развития обучающихся, оценки индивидуальных траекторий развития;

разработки индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;

создания условий для самостоятельного осознанного выбора обучающимися профессиональной области и построения личных профессиональных планов;

содействия позитивной социализации обучающихся;

профилактики и коррекции отклоняющегося и противоправного поведения обучающихся;

профилактики социального сиротства;

сохранения и укрепления физического здоровья, включая применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе и формирование культуры здоровья и здорового образа жизни;

психологического сопровождения коррекционно-развивающего обучения, воспитания и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в различных образовательных условиях,
в том числе построение для них индивидуальных образовательных маршрутов;

психологического сопровождения обучения, воспитания и социальной адаптации одаренных детей, находящихся в различных образовательных условиях,
в том числе построение индивидуальных образовательных маршрутов
для обучающихся с выраженной мотивацией к обучению;

содействия в обеспечении доступной профессиональной помощи
в преодолении фобических, аффективных и личностных расстройств
у обучающихся;

подготовка обзоров по состоянию и развитию психологической службы
в системе образования субъекта Российской Федерации;

ежегодное, до 1 декабря текущего года, предоставление аналитического отчета в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, главному внештатному педагогу-психологу в федеральном округе Российской Федерации о проделанной работе

Источник

Что означает внештатный психолог

Что означает внештатный психолог. Смотреть фото Что означает внештатный психолог. Смотреть картинку Что означает внештатный психолог. Картинка про Что означает внештатный психолог. Фото Что означает внештатный психолог

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Что означает внештатный психолог. Смотреть фото Что означает внештатный психолог. Смотреть картинку Что означает внештатный психолог. Картинка про Что означает внештатный психолог. Фото Что означает внештатный психолог

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Что означает внештатный психолог. Смотреть фото Что означает внештатный психолог. Смотреть картинку Что означает внештатный психолог. Картинка про Что означает внештатный психолог. Фото Что означает внештатный психологОбзор документа

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 25 октября 2012 г. № 444 «О главных внештатных специалистах Министерства здравоохранения Российской Федерации»

В целях проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, приказываю:

Положение о главном внештатном специалисте Министерства здравоохранения Российской Федерации согласно приложению № 1;

Номенклатуру главных внештатных специалистов Министерства здравоохранения Российской Федерации согласно приложению № 2;

Персональный состав главных внештатных специалистов Министерства здравоохранения Российской Федерации согласно приложению № 3.

МинистрВ.И. Скворцова

Приложение № 1
к приказу Министерства здравоохранения РФ
от 25 октября 2012 г. № 444

Положение
о главном внештатном специалисте Министерства здравоохранения Российской Федерации

3. Деятельность главных внештатных специалистов осуществляется под непосредственным руководством Министра здравоохранения Российской Федерации.

4. Главный внештатный специалист в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами Министерства, а также настоящим Положением.

5. Основными задачами главного внештатного специалиста являются:

участие в определении стратегии развития соответствующего медицинского направления и тактических решений по ее реализации, направленных на совершенствование медицинской помощи;

изучение и распространение новых медицинских технологий.

6. Основными функциями главного внештатного специалиста являются:

анализ информации о состоянии соответствующего медицинского направления, изучение отечественного и зарубежного опыта в области организации здравоохранения, медицинских технологий и методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, медицинской реабилитации;

подготовка предложений по совершенствованию соответствующего медицинского направления, в том числе в части оказания медицинской помощи;

подготовка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты и по разработке нормативных правовых актов, в том числе программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам, номенклатуры специальностей специалистов, имеющих медицинское и фармацевтическое образование;

подготовка предложений по совершенствованию методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, медицинской реабилитации;

методическая помощь главным внештатным специалистам субъектов Российской Федерации и федеральных округов, медицинским организациям;

участие в заседаниях коллегии Министерства по вопросам организации оказания медицинской помощи по соответствующему направлению деятельности;

ежегодное, до 20 декабря текущего года, предоставление отчетов в Министерство о проделанной работе;

подготовка обзоров по состоянию и развитию медицинской помощи по соответствующему медицинскому направлению.

7. Главный внештатный специалист имеет право:

вносить предложения по формированию государственного заказа на подготовку специалистов в сфере здравоохранения;

представлять рекомендации по совершенствованию деятельности медицинских организаций и готовить предложения по обращениям граждан, связанным с вопросами профилактики, диагностики и лечения заболеваний, организации деятельности медицинских организаций;

привлекать главных внештатных специалистов субъектов Российской Федерации и федеральных округов, специалистов образовательных и научных организаций медицинского профиля, медицинских организаций к решению вопросов с их согласия;

оказывать медицинскую помощь (при наличии у главного внештатного специалиста права на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации) пациентам, в том числе осуществлять выезды для консультаций и оказания медицинской помощи;

оказывать консультативную помощь органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья при их обращении;

запрашивать и получать необходимую для работы информацию.

8. Главный внештатный специалист организует свою работу по ежегодному плану, согласованному с департаментами Министерства, в компетенции которых находятся соответствующие вопросы, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, Федеральным медико-биологическим агентством и утвержденному Министром здравоохранения Российской Федерации.

9. Главный внештатный специалист возглавляет профильную комиссию по специальности.

В состав профильных комиссий в установленном порядке включаются главные внештатные специалисты по соответствующим специальностям всех субъектов Российской Федерации и федеральных округов, директора профильных научных организаций, ведущие ученые и специалисты, представители профессиональных медицинских обществ и ассоциаций по специальности.

Главный внештатный специалист определяет ее состав и план работы на год.

Профильная комиссия принимает участие:

в подготовке предложений по совершенствованию соответствующего медицинского направления, в том числе в части оказания медицинской помощи;

в подготовке предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты, в том числе программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам, номенклатуры специальностей специалистов, имеющих медицинское и фармацевтическое образование;

в подготовке предложений по совершенствованию методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, медицинской реабилитации.

Заседания профильной комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Заседание профильной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов профильной комиссии.

Решения профильной комиссии принимаются большинством голосов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя профильной комиссии. Особое мнение члена профильной комиссии излагается в письменном виде и подписывается членом профильной комиссии.

По итогам заседания профильной комиссии оформляется протокол, который подписывает председатель профильной комиссии. Особое мнение члена профильной комиссии прилагается к протоколу заседания профильной комиссии.

Протокол заседания профильной комиссии в 3-дневный срок после проведения заседания направляется в департаменты Министерства по профилю рассматриваемых вопросов.

10. Работа главного внештатного специалиста осуществляется во взаимодействии с департаментами Министерства, Федеральным медико-биологическим агентством, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, главными внештатными специалистами субъектов Российской Федерации и федеральных округов.

Приложение № 2
к приказу Министерства здравоохранения РФ
от 25 октября 2012 г. № 444

Номенклатура
главных внештатных специалистов Министерства здравоохранения Российской Федерации

1. Главный внештатный специалист терапевт-пульмонолог

2. Главный внештатный специалист кардиолог

3. Главный внештатный специалист эндокринолог

4. Главный внештатный специалист общей врачебной практики (семейный врач)

5. Главный внештатный специалист нефролог

6. Главный внештатный специалист ревматолог

7. Главный внештатный специалист гастроэнтеролог

8. Главный внештатный специалист аллерголог-иммунолог

9. Главный внештатный специалист профпатолог

10. Главный внештатный специалист гематолог-трансфузиолог

11. Главный внештатный специалист по медицинской профилактике

12. Главный внештатный специалист по инфекционным болезням

13. Главный внештатный специалист по управлению сестринской деятельностью

14. Главный внештатный специалист по дерматовенерологии и косметологии

15. Главный внештатный специалист невролог

17. Главный внештатный специалист хирург

18. Главный внештатный специалист сердечно-сосудистый хирург

19. Главный внештатный специалист травматолог-ортопед

20. Главный внештатный специалист уролог

21. Главный внештатный специалист нейрохирург

22. Главный внештатный специалист онколог

23. Главный внештатный специалист оториноларинголог

24. Главный внештатный специалист офтальмолог

25. Главный внештатный специалист трансплантолог

26. Главный внештатный специалист колопроктолог

27. Главный внештатный специалист пластический хирург

28. Главный внештатный специалист по челюстно-лицевой хирургии

29. Главный внештатный специалист по анестезиологии-реаниматологии

30. Главный специалист по рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению

31. Главный внештатный специалист по скорой медицинской помощи

32. Главный внештатный специалист психиатр

33. Главный внештатный специалист психиатр-нарколог

34. Главный внештатный специалист токсиколог

35. Главный внештатный специалист стоматолог

36. Главный внештатный специалист по спортивной медицине

37. Главный внештатный специалист клинический фармаколог

38. Главный внештатный специалист диетолог

39. Главный внештатный специалист по медицинской реабилитации

40. Главный внештатный специалист по санаторно-курортному лечению

41. Главный внештатный специалист по судебно-медицинской экспертизе

42. Главный внештатный специалист по патологической анатомии

43. Главный внештатный специалист по клинической лабораторной диагностике

44. Главный внештатный специалист по лучевой и инструментальной диагностике

45. Главный внештатный специалист по медицинской генетике

46. Главный внештатный специалист по акушерству и гинекологии

47. Главный внештатный специалист педиатр

48. Главный внештатный специалист неонатолог

49. Главный внештатный специалист по инфекционным болезням у

50. Главный внештатный детский специалист кардиолог

51. Главный внештатный детский специалист эндокринолог

52. Главный внештатный детский специалист невролог

53. Главный внештатный детский специалист психиатр

54. Главный внештатный детский специалист хирург

55. Главный внештатный детский специалист анестезиолог-реаниматолог

56. Главный внештатный детский специалист онколог

57. Главный внештатный детский специалист стоматолог

58. Главный внештатный детский специалист офтальмолог

59. Главный внештатный детский специалист фтизиатр

60. Главный внештатный специалист гинеколог детского и юношеского возраста

61. Главный внештатный детский специалист гематолог

62. Главный внештатный специалист по гигиене детей и подростков

63. Главный внештатный специалист эпидемиолог

65. Главный внештатный специалист по медицинскому и фармацевтическому образованию

66. Главный внештатный специалист по внедрению современных информационных систем в здравоохранении

67. Главный внештатный специалист по медицине катастроф

Приложение № 3
к приказу Министерства здравоохранения РФ
от 25 октября 2012 г. № 444

Персональный состав главных внештатных специалистов Министерства здравоохранения Российской Федерации

Обзор документа

Регламентирована деятельность главных внештатных специалистов Минздрава России.

Напомним, что указанные лица привлекаются на добровольных началах.

Определены их основные задачи и функции.

Главные внештатные специалисты, в частности, готовят предложения по совершенствованию соответствующего медицинского направления, методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, медицинской реабилитации. О своей работе они отчитываются до 20 декабря текущего года.

Закреплены права главных внештатных специалистов. Например, они могут консультировать региональные органы в сфере охраны здоровья.

Работа главных внештатных специалистов организуется по плану. Они осуществляют свою деятельность под непосредственным руководством Министра здравоохранения России.

Главные внештатные специалисты возглавляют профильные комиссии (в соответствии со специальностью). Регламентирована деятельность последних. Так, заседания комиссии проводятся не реже 2-х раз в год. Они правомочны, если присутствуют не менее 50% членов.

Источник

Главный внештатный специалист: миссия, должность или красивый титул?

Что означает внештатный психолог. Смотреть фото Что означает внештатный психолог. Смотреть картинку Что означает внештатный психолог. Картинка про Что означает внештатный психолог. Фото Что означает внештатный психолог

Немного истории, или Назад в СССР

Институт главных медицинских специалистов (ГВС) при органах здравоохранения – советское изобретение. Как и сам Минздрав. Первое в мире министерство здравоохранения (до 1946 года – Народный комиссариат) было создано в 1918 году в Советской России, строившей «систему Семашко» с ее централизованной, иерархичной и единообразной для всей страны структурой. По первоначальному замыслу все медицинские учреждения должны были расположиться под крылом Наркомздрава, а граждане получать помощь строго по территориальному принципу. Однако почти сразу несколько ведомств сумели вырваться из сети новорожденного наркомата и создали собственные медицинские службы.

Среди них – Рабоче-крестьянская Красная армия. Учрежденное еще в царские времена Главное военно-санитарное управление армии, встав под красные флаги с серпом и молотом и одновременно – под начало Наркомздрава, уже в 1920 году перешло в двойное подчинение: Наркомздрава и Наркомвоенмора (после череды переименований – Министерства вооруженных сил СССР). Такое положение продлилось недолго: в 1929 году военно-санитарную службу изъяли из компетенции Наркомздрава, и департамент, отвечающий за военную медицину, стал элементом исключительно военного ведомства. После чего, начиная с 1930-х годов, в системе руководства армейским здравоохранением стали появляться главные медицинские специалисты. Самым знаменитым из них был, пожалуй, главный хирург Красной Армии Николай Бурденко.

Зачем это было сделано? Советское чиновничество межвоенного периода не всегда отличалось профессионализмом и образованностью, и люди в погонах не были исключением. Высококлассные врачи, обладавшие к тому же управленческим опытом и талантом, назначенные главными специалистами, стали чем-то вроде советников с обширными полномочиями, а при решении сложных организационных задач – правой рукой наркомов.

Во время Великой Отечественной войны сложившаяся система военно-медицинской службы показала высокую эффективность. Некоторые ее элементы было решено перенести в гражданское здравоохранение. В 1949 году Минздрав СССР издал Положение о главных внештатных специалистах, но к тому времени несколько врачей уже выполняли эту работу. Как, например, главный онколог Минздрава СССР Александр Савицкий.

Номенклатура медицинских специализаций ГВС в первое время была достаточно короткой, как и именной список, — порядка двух десятков человек, каждый из которых был весомой фигурой и в профессии, и в структуре министерства. Со временем своими ГВС обзавелись минздравы союзных республик, потом здравуправления краев, областей, города Москвы. Сегодня в одном только Минздраве России насчитывается 90 ГВС, свыше 8 тысяч работают во всех субъектах Федерации, около 800 – в федеральных округах и больше тысячи в административных округах столицы.

Онкологию разделили на двоих

С 2018 года на особом положении находятся кардиология и онкология. Каждое из этих медицинских направлений, в силу их значимости в статистике заболеваемости и причин смертности, Минздрав распределил между двумя специалистами по территориальном принципу.

Главный внештатный онколог Иван Стилиди – д.м.н., профессор, академик РАН, директор НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина – отвечает за Северо-Западный, Южный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Андрей Каприн – д.м.н., профессор, академик РАН, гендиректор НМИЦ радиологии – за Центральный, Приволжский и Северо-Кавказский. (Между двумя главными кардиологами округа распределены иначе.) Мы не знаем наверняка, чем руководствовался Минздрав, поделив округа между главными онкологами именно таким образом. Но по количеству субъектов Федерации и по численности населения «наборы» почти совпадают.

Каждый из главных внештатных онкологов возглавляет свой НМИЦ, в их составе есть Центры координации онкологической помощи регионам. Они заключают договоры с правительствами регионов, на основании которых региональные врачи проходят обучение и получают консультации. Таким образом, в распоряжении Каприна и Стилиди (помимо арсенала, которым они располагают, руководя НМИЦ) имеется штат сотрудников, реализующих обязанности главного внештатного специалиста.

Кнуты и пряники ГВС

Экскурс в историю не случаен. Эволюция компетенций ГВС при органе исполнительной власти идет в русле бюрократической логики. Нестандартное решение экстренной задачи, родившееся в условиях административного стресса, со временем становится бюрократической обыденностью: встраивается в существующий механизм и унифицируется под него.

Судя по годовым отчетам, «федеральные» ГВС сосредоточены на разработке нормативных документов (у иных в годовом багаже по 20-30 инициатив) и на подготовке ответов и заключений по запросам министерства. Некоторую долю их времени отнимают комиссии и экспертные советы. Количество консультаций и командировок в регионы разнится от нескольких единиц до трех десятков.

Федеральный Минздрав, в отличие от региональных, не предписывает своим «внештатникам» параметры отчетности, поэтому на выходе он имеет очень разные документы – по форме и объему.

Чем выше «штатная» должность ГВС Минздрава России, тем насыщеннее проблематика, о которой он сообщает министерству. Руководители Национальных медицинских исследовательских центров (НМИЦ) – операторы своего «рынка», они напрямую, в силу должности формулируют «стратегию развития соответствующего медицинского направления и тактические решения по ее реализации» – это первая задача главного внештатного специалиста, поставленная приказом № 444. Очевидно, ГВС – заведующие кафедрами и деканы – скорее наблюдатели, чем деятели.

Большинство же ГВС, особенно областного уровня, в свободное от основной работы время делают примерно то же, что и сотрудники «их» минздравов: выбивают отчеты от нижестоящих, пишут собственные, собирают статистику, прорабатывают нормативные документы ведомства. Например, на сайте главного внештатного стоматолога одной из областей напоминания низовым медучреждениям о необходимости сдачи отчетов составляет процентов восемьдесят от всех публикаций, посвященных работе этого «внештатника».

Например, приказом Минздрава Рязанской области главным врачам медицинских организаций, в которых трудятся главные внештатные специалисты, предписано установить последним надбавку к должностному окладу в размере 30 % и освобождать их от основной работы на один день в месяц. В Республике Коми ГВС поощряют надбавкой за интенсивность и высокие результаты работы: до 200 % от организации, в которой трудится специалист, плюс дополнительно от Минздрава Коми. В случае некачественного исполнения обязанностей главного внештатного специалиста такой врач лишается этих денег.

Весьма изобретательно подошли к вопросу о стимулировании «своих» ГВС в Астраханской области. Внештатным специалистам, не являющимся руководителями медицинских организаций, назначен повышающий коэффициент к должностному окладу 0,15. Областной Минздрав не отвечает за зарплатные ведомости – это компетенция руководителя организации, поэтому соответствующая строка распоряжения адресована им. Но как стимулировать ГВС, если он, скажем, главврач больницы? Для них свой метод: «Установить, что исполнение функций главных внештатных специалистов, занимающих должности руководителей медицинских организаций, подведомственных министерству, учитывается при оценке показателей эффективности деятельности медицинских организаций, подведомственных министерству, и показателей эффективности работы их руководителей».

Примечательно, что из 91 ГВС Астраханского Минздрава начальников (главврачей больниц и директоров федеральных медицинских центров) только девять человек – это нетипичная ситуация.

Выполняя предписание регионального Минздрава о денежном вознаграждении ГВС, руководитель медицинского учреждения, в котором работает специалист (особенно если он – одно лицо, как в описанном ниже случае), должен тщательно продумать, из какого именно бюджетного кармана можно извлечь средства. В Республике Саха (Якутия) 27 января 2021 года постановлением № 16-316/2021-(16-3967/2020) Девятого кассационного суда общей юрисдикции была привлечена к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств главврач Республиканского центра лечебной физкультуры и спортивной медицины. Она же – главный внештатный специалист соответствующего профиля Минздрава республики. Десятипроцентная надбавка к окладу начислялась из средств государственной субсидии, не предназначенной для таких целей. Незаконно полученные 20 тысяч рублей пришлось вернуть в виде штрафа.

Ответственность только перед «своим» министром

Ответственность за свою деятельность ГВС несет только перед руководителем ведомства, чьим приказом он назначен. Хотя в январе 2021 года между Минздравом России и Национальной медицинской палатой было заключено новое соглашение, в соответствии с которым медицинское сообщество может оказывать влияние на выбор кандидатур, последнее слово все равно остается за министерством. В случае недобросовестного исполнения специалистом обязанностей, Минздрав может отказаться от сотрудничества с ГВС. Или наказать его рублем, как в Коми или в Рязанской области.

ГВС обладают рядом признаков должностного лица, например, в тех субъектах Российской Федерации, где они работают на возмездной основе и при этом в число их функций входят организационно-распределительные. В такой ситуации чисто теоретически их решения могут повлечь уголовную и административную ответственность. Однако, это всего лишь вероятность, судебной практики нет. Даже когда ГВС вносит предложения, влекущие серьезные последствия, – например, по разработке стандарта оказания медицинской помощи или порядка назначения лекарственных препаратов – он не несет ответственности как автор: все претензии к минздраву, выпустившему нормативный документ, и к руководителю, поставившему подпись.

В списке обязанностей ГВС, как и в вопросе оплаты, – такой же парад суверенитетов. Существенная часть задач и функций ГВС разных уровней и регионов схожа: внештатные специалисты работают на цели, поставленные перед государственным здравоохранением. Они оценивают состояние службы и динамику здоровья населения по своему профилю, анализируют кадровую ситуацию, содействуют продвижению новых технологий, методов лечения и диагностики, рецензируют и инициируют нормативные документы и так далее. Но немало и различий. В одних регионах минздравы требуют от ГВС вести личный прием граждан, в других нет. Где-то им напрямую предписывают разбирать жалобы, поступившие в министерство от больных, а где-то такого нет и в помине.

Довольно экзотично выглядит один из пунктов положения о ГВС Республики Коми: «Представлять интересы Министерства здравоохранения Республики Коми во всех органах государственной власти и органах местного самоуправления, административных, судебных и правоохранительных органах, в том числе в органах дознания, предварительного следствия, прокуратуре, подразделениях судебных приставов, во всех судах судебной системы Российской Федерации».

Очень выразителен приказ Минздрава Республики Башкортостан. Положение о главном внештатном специалисте в большинстве регионов – контурный документ, но в Башкирии – инструкция. Например, такой пассаж: «1.8. Для организации практической лечебно-диагностической и консультативной помощи пациентам по направлению Минздрава Республики Башкортостан главный внештатный специалист представляет по единому защищенному домену Минздрава Республики Башкортостан @doctorrb.ru (по персональному электронному адресу, выданному ГКУЗ РБ МИАЦ) в срок до 15 января текущего года график проведения консультативного приема пациентов с указанием дней недели, базы проведения консультативного приема, контактных телефонов (сотовый, рабочий), для обеспечения возможности предварительной записи на консультативный прием. В случае появления изменений в графике проведения консультативного приема, немедленно извещает соответствующий отдел Минздрава Республики Башкортостан, курирующий данную службу».

Тем же приказом утвержден примерный план работы, форма отчета, критерии оценки эффективности ГВС в баллах от минус двух до плюс четырех. Пожалуй, в этой части Башкирии нет равных.

Дублеры минздравов: миссия невыполнима?

Большинство функций ГВС Минздрава России, изложенных в основополагающем для них приказе № 444, по сути дублируют обязанности самого Минздрава: анализировать информацию о состоянии отрасли, разрабатывать нормативные акты, паспорта специальностей, профстандарты и т. д. И только четыре функции из 21 касаются субъектов Российской Федерации.

ГВС Минздрава России предписано «проведение оценки эффективности деятельности главных внештатных специалистов субъектов Российской Федерации и федеральных округов по соответствующей специальности». Но ни «центральный», ни местные приказы не вменяют «регионалам» в обязанность держать ответ перед Москвой.

И как же главным специалистам Минздрава России выполнить приказ министра – провести оценку эффективности деятельности ГВС субъектов Федерации, если «регионалы» подчиняются, напомним, только «своим» министрам? Вот ответ на этот вопрос в приказе № 444: «федерал» имеет право «привлекать главных внештатных специалистов субъектов Российской Федерации и федеральных округов… к решению вопросов» – но с их согласия, а также запрашивать и получать необходимую для работы информацию.

Судя по отчетам «федералов», опубликованным на сайте Минздрава, они все же получают отчеты от коллег из субъектов Федерации – возможно, копии тех, которые первым делом отсылаются местным минздравам.

Отчетность – ключевой индикатор эффективности чего бы то ни было в бюрократической парадигме. Приложением к приказу о ГВС в ряде регионов установлена форма отчета – порой очень детализированная. То есть налицо же подход, что и к оценке деятельности штатных госслужащих.

Одну из ближайших публикаций мы посвятим подробному изучению этого бюрократического жанра: отчетности ГВС. Попробуем отыскать рациональное зерно в канцелярском ритуале, который тысячи ГВС исправно исполняют каждый год.

Иерархия с трещиной: каждый сам по себе

Тенденция к обюрокрачиванию ГВС неизбежна в силу начавшейся в 1990-е годы децентрализации системы здравоохранения и бюджета. Однако экстраполяция административной вертикали «федеральный центр – федеральный округ – субъект Федерации» на институт ГВС будет в целом ошибочной, поскольку он «заточен» на свой Минздрав.

Прямая связь существует только между первым и вторым звеном цепочки: кандидатуру «окружного» специалиста представляет Минздраву «федеральный» ГВС соответствующего профиля, он же является непосредственным руководителем своей креатуры и принимает его отчеты (в соответствии с приказом Минздрава России № 655). Что логично: оба института учреждены одним ведомством – федеральным Минздравом.

19 апреля Минздрав России обновил приказ о ГВС в федеральных округах в части, касающейся функций этих специалистов. Теперь помимо того, что они могут участвовать в разработке порядка и стандартов оказания медицинской помощи, «окружные» ГВС получают право готовить предложения к программе госгарантий бесплатной медпомощи. Кроме того, ГВС в федеральных округах отныне будет составлять методические рекомендации для региональных минздравов. Но станут ли слушать этих докторов республиканские или областные чиновники, коль скоро они не связаны между собой никакими формальными обязательствами?

Сам федеральный Минздрав уже не приказывает, а всего лишь рекомендует в обновленном приказе министерствам субъектов Федерации «обеспечить координацию работы главных внештатных специалистов субъектов Российской Федерации с главными внештатными специалистами в федеральных округах». Встречное движение «снизу вверх» – большая редкость. Нам удалось увидеть его в приказе о главных внештатных специалистах Министерства здравоохранения Республики Башкортостан. В перечне функций ГВС есть строка: «…осуществление взаимодействия с внештатными специалистами Приволжского федерального округа и Министерства здравоохранения Российской Федерации».

Нельзя сказать, что ГВС регионов совсем оторваны от центра. ГВС из Москвы и федеральных округов время от времени наносят визиты в регионы – в перечне функций ГВС это называется «методической помощью». Все региональные ГВС входят в состав профильных комиссий по соответствующим медицинским направлениям. Комиссию формирует и возглавляет ГВС Минздрава России. Правда, заседания проводятся всего лишь два раза в год, а для кворума достаточно присутствия половины членов комиссии. Безусловно, врачу из Хабаровского края должно быть приятно хотя бы раз в году за казенный счет слетать в Москву. Но ради чего? Что происходит на заседаниях комиссий – читайте в следующей публикации.

Случается, «региональные» ГВС саботируют кадровые решения вышестоящих инстанций. Несколько лет назад произошел инцидент на почве назначения ГВС Минздрава России в Северо-Западном федеральном округе по клинической лабораторной диагностике. Насколько можно судить по официальной переписке, «федеральный» ГВС представил тогдашнему министру здравоохранения Веронике Скворцовой одну кандидатуру, но в приказ попала другая, пришедшая откуда-то из регионов. В связи с этим министерству пришлось рассылать в региональные подразделения циркуляр с напоминанием о том, что не следует предлагать «окружных» ГВС в обход «федеральных».

Таким образом, видно, что институт ГВС четко не структурирован, их обязанности различаются от региона к региону, как и права и оплата за труд. И благая идея – «приставить» к чиновникам, которые по закону могут и не иметь медицинского образования, высокопрофессионального врача-советника, понимающего и отстаивающего интересы профессионального сообщества и пациентов, помогающего вывести российское здравоохранение на современный уровень, реализуется в зависимости от авторитета самого ГВС и его понимания своей ответственности.

В дальнейших публикациях мы постараемся ответить на вопрос, возможно, главный в этой теме: решает ли институт ГВС основную поставленную перед ним задачу или же под прикрытием бюрократических атрибутов ГВС устраняют собственные проблемы и упрощают жизнь своих патронов из Минздрава?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *