Что означает внутренняя речь
Внутренняя речь
Полезное
Смотреть что такое «Внутренняя речь» в других словарях:
внутренняя речь — см. речь внутренняя. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. внутренняя речь … Большая психологическая энциклопедия
Внутренняя речь — особая, неосознаваемая, автоматически действующая форма речи, которой человек пользуется, размышляя над решением словесно логических задач. Внутренняя речь: является производной от внешней речи; и представляет собой мысль, не выраженную в… … Финансовый словарь
внутренняя речь — Речь, с помощью которой человек мыслит <. > Есть основание полагать, что процесс ее образования совершается только в школьном возрасте. [1.5.7, 124] <. > Способ мышления, <. > внутренний способ поведения, особая форма… … Словарь Л.С. Выготского
ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ — (англ. inner speech). 1. Беззвучная речь, возникающая, например, в процессе мышления. Особый вид беззвучной речевой деятельности человека, неоформленной в звуковом или графическом коде, характеризующийся предельной свернутостью грамматической… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ — 1) речь, обращенная к самому себе, и т. н. внутренняя программа высказывания, не реализуемые в звучащей речи.2) Артикуляторные движения, не сопровождаемые звуком ( внутреннее проговаривание ). Изучение внутренней речи способствует пониманию… … Большой Энциклопедический словарь
внутренняя речь — Речь непроизносимая, незвучащая, речь “про себя”, обращенная субъектом к самому себе (ср.: внешняя речь). Внутренняя речь может отличаться от внешней лаконичностью, отрывистостью, эллиптическим характером грамматических конструкций II Т. Д … Словарь лингвистических терминов
Внутренняя речь — – беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая в процессе мышления про себя. Является производной формой внешней (звуковой) речи, специально приспособленной к выполнению мыслительных операций в уме. В наиболее отчетливой форме представлена… … Словарь-справочник по социальной работе
Внутренняя речь — 1) речь, обращенная к самому себе, и т.н. внутренняя программа высказывания, не реализуемые в звучащей речи; 2) артикуляторные движения, не сопровождаемые звуком ( внутреннее проговаривание ). Изучение внутренней речи способствует пониманию… … Словарь-справочник по педагогической психологии
Внутренняя речь — 1) речь, обращенная к самому себе, и т.н. внутренняя программа высказывания, не реализуемые в звучащей речи; 2) артикуляторные движения, не сопровождаемые звуком ( внутреннее проговаривание ). Изучение внутренней речи способствует пониманию… … Словарь по педагогической психологии
внутренняя речь — 1) планирование и контроль «в уме» речевых действий; одна из форм реализации мышления. 2) Артикуляторные движения, не сопровождаемые звуком («внутреннее проговаривание»). 3) Один из этапов внутреннего программирования как фазы порождения речевого … Энциклопедический словарь
Внутренняя речь: понятие, особенности, роль в порождении высказывания
Внутренняя речь – это речь, лишенная звукового оформления, направлена, прежде всего, на переработку воспринятой речи и подготовку высказываний.
Широко известна концепция внутренней речи, предложенная крупнейшим отечественным психологом Л. С. Выготским (1896— 1934). По мысли ученого, внутренняя речь происходит из речи эгоцентрической.
Эксперименты Л. С. Выготского обнаружили у младших дошкольников существование непонятной для окружающих формы речи, названной эгоцентрической, или «речью для себя». Эта детская эгоцентрическая речь, по мысли Выготского, и является носителем развертывающихся процессов мышления ребенка. В это время мышление маленького человека только вступает на путь интериоризации (перехода во внутренние, свернутые формы).
Выготский доказывал, что эгоцентрическая речь — это не просто звуковой аккомпанемент внутреннего процесса мышления, который сопровождает движение мысли. Эта странная речевая реальность — эгоцентрическое мышление — и есть единственная форма существования (рождения и развития) мысли ребенка, и другого, параллельного, чисто умственного размышления у ребенка на этом этапе просто нет. Только пройдя стадию эгоцентрической речи, мышление в ходе дальнейших преобразований и интериоризации будет постепенно превращаться в умственный процесс, преобразовываясь во внутреннюю речь.
Внешняя речь Внутренняя речь
Признаки Речь, произносимая вслух Речь «Про себя» (может совершаться вслух, при затруднениях в мышлении, когда мы остаемся наедине)
Функции Коммуникативная (речь является основным средством общения людей;
Обмен информацией Сигнификативная (речь является средством деятельности когнитивных психических процессов и носителем их результатов)
Переработка информации посредством перевода, преобразования, трансформации элементов первой сигнальной системы (образы, представления) в элементы второй сигнальной системы (условные знаки, слова) и наоборот
Экспрессивная (речь является средством выражения эмоций и чувств).
Особенности внутренней речи Характеристика
Особый синтаксис внутренней речи (отрывочность, фрагментарность, сокращенность) Тенденция к сокращению фразы и предложения в направлении сохранения сказуемого и относящихся к нему частей предложения за счет опускания подлежащего и относящихся к нему слов
Предикативность Опускаются подлежащее и связанные с ним слова, остаются предикаты
Редуцирование фонетических моментов Фонетическая сторона речи сокращена, слова понимаются по намерению говорящего произнести их
Преобладание смысла слова над его значением Смысл – субъективная семантика, которая существует в нашем языковом сознании и имеет аффективную окраску;
Значение – общепризнанная семантика, которая существует в обществе.
Модель механизма порождения речевого высказывания
По модели А. А. Леонтьева процесс порождения речевого высказывания включает пять последовательных, взаимосвязанных этапов (или «фаз»).
1 Мотив Потребность выразить, передать определенную информацию.
2 Замысел Впервые происходит выделение темы и ремы будущего высказывания и их дифференциация.
— Операция определения «иерархии» смысловых единиц в «контексте» будущего РВ, определение главного и второстепенного;
— Операция определения последовательности отображения смысловых элементов в речевом высказывании.
4 Лексико-грамматическое развертывание высказывания Этот этап можно, по мнению АА. Леонтьева, соотнести с переходом от плана внутренней речи к семантическому плану (по Л. С. Выготскому).
5 Реализации «во внешнем плане» Этот процесс осуществляется на основе реализации фонационной, артикуляционной, ритмико-слоговой и темпо-ритмической «автоматизированных» программ внешней реализации речи, в основе которых лежат соответствующие речепроизносительные навыки.
В основе предложенной А. А. Леонтьевым модели порождения речи лежит концептуальная идея «внутреннего программирования». Как подчеркивает А. А. Леонтьев, представленная выше схема процесса речепорождения «в более или менее полном виде выступает в спонтанной (неподготовленной)устной монологической речи: в других видах речи она может редуцироваться или существенно изменяться – вплоть до включения первосигнальных (по И. П. Павлову) речевых реакций».
В целом явление внутренней речи в современной психологии изучено недостаточно. Это связано, прежде всего, с тем, что внутренняя речь носит скрытый характер и поэтому является труднодоступной для психодиагностики. Поэтому подробное изучение явления внутренней речи – задача будущих исследований.
2. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М. : Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. – 512 с. – (Библиотека всемирной психологии).
4. Тертель А. Л., Психология. Курс лекций.
Агрессия. Понятие и формы агрессии Что такое агрессия? Понятие агрессии в психологии определяется как форма поведения, нацеленная на причинение другому психологического или.
Понятие и клиника алалии Слайд 2 Алалия — это недоразвитие или грубое нарушение развития речи у ребенка, возникающее в доречевой период, имеющее системный характер.
Понятие и значение обучения рассказыванию Понятие и значение обучения рассказыванию Развитие речи выступает в качестве предмета изучения различных наук, среди которых психология,.
Консультация «Понятие о логопедии» Термины и понятия логопедии Логопедия — наука, изучающая людей с речевыми нарушениями, разрабатывающая методы коррекционно-педагогической.
Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования Как известно, в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать безопасную.
Понятие возраста в психологии КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Тема занятия: «Понятие возраста в психологии». Цель: сформировать систему знаний о категории возраста в психологии. Задачи:.
Понятие и классификация занимательного математического материала В истории развития дошкольной дидактики и методики формирования математических представлений место и роль занимательного материала рассматривались.
Внутренняя оценка качества ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Есаульский детский сад» Аналитическая записка Внутренняя оценка качества.
Внутренняя система оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении Сегодня управленческий функционал руководителя ДОУ определяют новые ценности, категории и понятия, такие как конкурентоспособность, компетентность,.
Внутренняя речь человека и ее особенности
Что такое внутренняя речь
Внутренняя речь – это в психологии диалог человека с самим собой, рассуждения «про себя». Это речь, обращенная внутрь самой личности, обращение к самому себе. Она помогает анализировать, перерабатывать, трактовать чувства, эмоции личности. Мы обращаемся к себе, когда решаем какие-то задачи, что-то вспоминаем или представляем, строим планы, мечтаем, фантазируем.
Большинству людей это известно как мысленное выстраивание диалогов или проигрывание каких-то ситуаций. При помощи рассуждений индивид приходит к осознанию, пониманию внешних явлений. Согласно теории психолога Б.Ф. Баева, рассуждения пронизывают все познавательные процессы: ощущение, восприятие, наблюдение, запоминание, припоминание, внимание, воображение, другие.
Это средство саморегуляции, самовоспитания, самоанализа, саморазвития. Не зря психологи советуют проговаривать проблемную ситуацию вслух. Информация, проговариваемая про себя неполная, обобщенная (подробнее об этом поговорим в пункте «Особенности внутренней речи»). Проговаривание вслух или записывание информации помогает лучше разобраться в происходящем, увидеть общую картину, структуру, детали, причинно-следственные связи.
Говоря о внутренней речи, нельзя не осветить проблему внешней речи, потому что внешняя и внутренняя речь – два взаимосвязанных элемента. Отечественный психолог Л.С. Выготский рассматривал рассуждения внутри человека как связующий элемент между переходом мыслей в слова и наоборот.
Подходы к определению понятия внутренней речи
Внутренняя речь – это явление, которое в настоящее время считается недостаточно изученным и разработанным. Обычно это связывают с отсутствием общепринятого определения внутренней речи.
В современном языкознании выделяют несколько разработанных подходов к определению понятия внутренней речи, основными трактовками которого являются следующие понятия:
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Замечание 1
Таким образом, сейчас недостаточно отчётливо выделено понятие внутренней речи, поэтому различные авторы расходятся в её определении.
Внутренняя и внешняя речь
Внешняя направлена внешний мир, внутренняя обращена к самой личности. Однако это не единственное отличие.
Чем первый тип отличается от второго:
Мысли трансформируются во слова и наоборот. Внешняя речь бывает устной и письменной. Каждый из типов имеет свои психологические особенности, подвиды. Рассмотрим подробнее.
Устная
Самый древний тип. Воспроизводится при помощи звуков, воспринимается слухом. Устная речь упрощает взаимодействие, так как позволяет использовать вербальные и невербальные средства коммуникации. Как правило, общение связано с конкретной ситуацией, условиями, предметом обсуждения. Поэтому люди могут упускать отдельные слова, заменять их жестами. Устное взаимодействие позволяет понимать друг друга с полуслова.
Устный тип коммуникации бывает двух форм: диалогическая, монологическая. Рассмотрим каждую форму подробнее.
Диалогическая форма
Предполагает взаимодействие двух или более людей. Каждый участник по очереди слушает других и говорит сам, то есть выступает то в роли активного лица, то в роли пассивного. Альтернативное название этого типа – поддержанная. Участники поддерживают друг друга, выслушивают, меняются ролями.
Специфика этого типа – непосредственное личное взаимодействие, участники видят, слышат друг друга. Поэтому они могут корректировать подачу информации при помощи тона, тембра голоса, интонаций, скорости, мимики, жестов. Говорящий участник тоже видит реакции других людей, за счет чего может корректировать свои рассуждения, например, если замечает, что его выступление наскучило. В общем, в этом случае вербальное общение сочетается с невербальным.
Монологическая форма
Предполагает воздействие одного человека на другого (других), то есть один говорит, а другие слушают. Это более сложный тип. Активный участник хоть и видит реакции пассивных слушателей, но должен заранее продумать весь текст выступления. Оратор должен обладать хорошо развитой психологической наблюдательностью, культурой речи, активным мышлением. Монолог сложнее и для слушателей. Им приходится долго концентрировать внимание, следить за логикой изложения. Монологический тип по специфике восприятия ближе к письменным рассуждениям.
Письменная
Этот тип развивается на базе устной коммуникации. Выражается через символы письма, воспринимается зрением. Это сложный тип как для человека, преподносящего информацию, так и для человека, воспринимающего ее. Специфика письменного общения в том, что оно позволяет общаться на расстоянии, в разном времени. Сложность в том, что тот, кто записывает свои мысли, не может заранее точно знать особенности читателя. Он не может использовать невербальные средства коммуникации. Как и устная коммуникация, письменная может быть диалогической (например, общение в социальной сети) и монологической (например, написание книги).
Виды речи. Внутренняя речь
Существует много видов речи, выделенных на разных основаниях. В этом разделе мы рассмотрим две видовые оппозиции: речи устную и письменную, внешнюю и внутреннюю.
Устная речь (публичного оратора, разговорная неофициального характера и спонтанная, речь-беседа в условиях непосредственного контакта с собеседником) и письменная, с одной стороны, очень тесно связаны между собой, с другой — существенно отличны. Различия между ними не сводятся к тому, что они пользуются разными техническими (артикуляционными) средствами, они более глубоки. Хорошо известны великие писатели, бывшие весьма слабыми ораторами (М. Горький), и выдающиеся ораторы, выступления которых при чтении (т. е. лишенные интонации, динамики, жестов, мимики и др.) теряют большую часть своего обаяния.
Письменная и устная речь обычно функционируют в разных сферах общения, разных общественных институтах. Речь устная по преимуществу выполняет функции в сфере бытовой, разговорной, диалогической, но может быть и ораторским выступлением, докладом, лекцией. Кстати, заранее написанная речь, зачитываемая устно, не может считаться устной в полном смысле. Письменная речь — атрибут делового общения, научно-технической сферы, она более безлична, часто предназначена не для непосредственно присутствующего собеседника.
Письменная речь, как правило, передает более отвлеченное содержание, между тем как устно-разговорная чаще рождается из непосредственного переживания. Именно отсюда вытекает ряд различий в структуре устной и письменной речи и дополнительных паралингвистических средствах, которыми каждая из них пользуется.
В устно-разговорной речи собеседников объединяет так называемая общая «пресуппозиция», т. е. наличие общей ситуации и общего запаса предварительной доречевой информации, которая шире общих фоновых знаний по теме разговора. В таких случаях люди понимают друг друга «с полуслова», иногда достаточно намека, чтобы быть понятым. В разговорной речи поэтому многое недоговаривается, опускаются моменты, ясные из ситуации. В устной речи-беседе, помимо смыслового содержания, имеется целая гамма выразительных средств (модуляция голоса, интонация, паузирование, голосовые подчеркивания и т. д.), при помощи которых передается то, что недосказано в самом содержании.
В письменной речи, обращенной к отсутствующему или принципиально неизвестному читателю (например, в массовой информации газетно-журнальные тексты обращены к массовой, рассредоточенной в пространстве анонимной аудитории), не приходится рассчитывать на то, что содержание будет дополнено общими переживаниями, порожденными общей с автором ситуацией. Поэтому в письменной речи из-за отсутствия обратной связи (характерной для непосредственного общения) требуется более развернутое, чем в устно-разговорной, построение текста, все существенные для содержания логические связи должны быть явно выражены и раскрыты. В письменной речи все должно быть понятно исключительно из ее собственного смыслового содержания.
По меткому замечанию С. Л. Рубинштейна, разговорная устная речь — ситуативная, а письменная речь — контекстная.
При всех различиях между устной и письменной речью они не отделены друг от друга стеной и они же внутри сами не однородны. Существуют виды устной речи, приближенные к письменной, и стили письменной, значительно приближенные к устной. Например, личная переписка друзей будет резко отличаться от научного трактата; эпистолярный стиль значительно приближен по характеру своих текстов к устно-разговорной речи. С другой стороны, публичная лекция, доклад используют все выразительные средства устной речи, но в некоторых отношениях значительно приближаются к письменной. Вопреки общепринятому выражению о чтении лекций, лекцию нельзя превращать просто в чтение некоторого текста. Произнесенная перед безмолвной аудиторией, она должна быть в какой-то мере лекцией-беседой: сугубо тонкая чувствительность, улавливающая невысказанное состояние аудитории, податливой или сопротивляющейся, увлеченной или скучающей, и умение тут же, как в речи-беседе, учесть по едва уловимой реакции слушателей их внутреннее состояние и отношение к сказанному — все эти особенности устной речи должны сочетаться со строгой систематичностью и логической связанностью изложения, свойственными не разговорной устной, а письменной речи.
Приведенные примеры означают, во-первых, что устная и письменная речь не внешние противоположности, они взаимовоздействуют друг на друга, взаимопроникают. Во-вторых, это означает, что коренные различия между типичными устно-разговорными текстами и письменными научными связаны не просто с техникой письма и устной звуковой речью, но и с различием функций. Устная разговорная речь служит для общения с собеседником в условиях непосредственного контакта и по преимуществу для сообщения по поводу непосредственно переживаемого. Письменная служит обычно для нужд более отвлеченной мысли.
Большие различия, и притом по своему отношению к мышлению, существуют между внешней устной речью и внутренней, которой мы пользуемся, когда, мысля про себя, мы переводим («отливаем») наши мысли в словесные формулировки. Некоторые психологи выделяют в качестве промежуточной между внутренней и внешней речью так называемую эгоцентричную речь. Последняя особенно характерна для детей, когда играющий ребенок разговаривает как бы сам с собой. Иногда при ослабленном самоконтроле эгоцентрическая речь возможна и у взрослых, особенно у пожилых людей. Активность ее возрастает при возникновении каких-либо затруднений в деятельности. Эгоцентрическая речь обслуживает не столько общение, сколько интеллект, она выступает как внешняя по форме и внутренняя по своей функции, по ее психологическому значению.
В качестве внутренней речь как бы отказывается от выполнения первичной функции, ее породившей: она перестает быть средством общения для других, становясь прежде всего формой внутренней работы мысли. При этом она остается социальной генетически: «внутренняя» речь, несомненно, производна от речи «внешней». Она (внутренняя речь) формируется в онтогенезе (у ребенка), когда ребенок достаточно хорошо овладеет речью внешней в результате интериоризации (т. е. перевода, «пересадки» внутрь — в психику) этой внешней речи. Происходит это, когда ребенок для планирования своей игровой и иной деятельности использует проговаривание вслух словесного обозначения, выражения собственных действий. Таким образом, развитие внутренней речи начинается с промежуточного, эгоцентричного этапа. При переходе внешней речи во внутреннюю эгоцентрическая речь постепенно исчезает.
Выполняя иную функцию, по сравнению с внешней речью, внутренняя отличается от нее и по своей структуре. Не предназначенная для другого, она «допускает короткие замыкания» (С. Л. Рубинштейн); она часто эллиптична, фрагментарна. Что же пропускается здесь в первую очередь? Известное, т. е. то, о чем все ясно и понятно (ср. у Л. С. Выготского: «Тема нашего внутреннего диалога всегда известна нам»). Тогда обозначается только то, что утверждается (рема или предикат), возникает предикативность как свойство внутренней речи. Эксперименты Л. С. Выготского и его учеников характеризуют структуру внутренней речи именно как предикативную. Однако С. Л. Рубинштейн полагал, что часто «она строится по типу конспекта или даже оглавления, когда намечается как бы тематика мысли, то, о чем идет речь, и опускается как известное то, что должно быть сказано. Термины «тема» и «рема» взяты нами из лингвистической литературы и относятся к «актуальному членению предложения», их часто заменяют терминами «данное» и «новое», при этом «тема» (данное) может не совпадать с подлежащим грамматического членения, а «рема» (новое) — с грамматическим предикатом.
Итак, во внутренней речи речевая форма выступает как бы редуцированной: от нее остаются лишь некоторые, самые важные элементы, а все то, что «само собой разумеется», не получает речевого оформления. Этот процесс «компрессии» языковых средств напоминает обычную практику в устных диалогах между хорошо знакомыми участниками ситуации («конституцией речи»), с контекстом, когда многое известное опускается. Тем более это естественно в мысленных монологах, или «монологах для себя», т. е. когда нет необходимости заботиться о достижении понимания со стороны собеседника.
Внутренняя речь и ее особенности
Ее можно сравнить со специфическим индивидуальным кодом. Сам человек ее отлично понимает, но это набор отдельных слов, понятии, звуков, букв, образов, ощущений, условностей, которые непонятны и недоступны другим людям. Психологи называют это мысленным кодом.
Психологические особенности внутренней речи:
Несмотря на беззвучность мыслей, в их формировании и развитии всегда участвует речевой аппарат. Всегда сохраняется проговаривание и проработка слов. Невооруженным глазом этого не видно, но специальная техника может зафиксировать движения языка, губ. У людей с подвижным речевым аппаратом движения можно заметить невооруженным глазом. Кроме этого активность движений выше при следующих условиях:
В такие моменты разговоры с самим собой становятся заметнее, громче. Пример: «Ага, так-так-так, надо подумать. Я сделал то-то, потом то-то, и вышло вот что. А если так? Нет, не выходит. А так? Опять не то».
При решении простых задач, по мере оттачивания каких-то навыков упражнениями разговоры «про себя» сужаются, а активность речевого аппарата снижается. Опять же это хорошо видно в быту, особенно в рабочей сфере. Осваивая новые инструкции, многие люди проговаривают вслух или про себя свои действия. Чем чаще они повторяют это, тем меньше нуждаются в проговаривании.
Механизм развития внутренней речи
В психологии до сих пор нет единой теории о том, как происходит формирование внутренней речи. Общепризнанным является тот факт, что начинается это еще в детстве, внутренняя речь ребенка формируется под влиянием взрослых. Противоречие и проблема феномена в следующем: одни авторы считают, что она развивается из внешней. Другие уверены, что она развивается вместе с внешней. Рассмотрим две популярные теории.
По Выготскому
По мнению Л.С. Выготского, разговор внутри личности развивается из внешней речи ребенка, направленной на самого себя (эгоцентрической). Те люди, у которых есть дети, наверняка видели, что во время игры ребенок раннего возраста часто разговаривает сам с собой. Это психологи и называют эгоцентрической речью.
В каком периоде формируется внутренняя речь ребенка: 3–5 лет. По мере взросления ребенка разговоры с самим собой уходят все «глубже» и превращаются в разговоры «про себя». Обычно переход завершается к началу школьного обучения, то есть к 6–7 годам. Дальнейшее развитие происходит в результате освоения письма.
По Блонскому
П.П. Блонский полагает, что внутренний тип коммуникации развивается вместе с внешним. Уже на первом году жизни ребенок беззвучно повторяет те слова, с которыми к нему обращаются взрослые. Дальнейшее развитие происходит вместе с развитием внешней коммуникации.
Внутренняя речь, ее особенности, происхождение
Содержание
2. Внутренняя речь, ее особенности, происхождение
3. Феномен эгоцентрической речи
5. Сравнительная таблица «Взгляды ученых на речь дошкольника»
6. Сравнительная таблица
Список используемой литературы
Введение
Явлениям речи и общения в учебниках по психологии до сих пор не найдено обоснованного места. Многие годы тема «Речь» излагалась в системе познавательных процессов вслед за темой «Мышление». Такая логика ставила речь в зависимость от мышления, и статус «формы мысли» долго был центральным в трактовке речи. В соответствии с ныне действующей программой речь анализируется как одно из средств общения. Тема предшествует анализу познавательной деятельности и поэтому отрывается от нее. Трудности с определением места речи в системе психологии не случайны. Само явление чрезвычайно сложное. Основополагающую роль языка в существовании сознания подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс: «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми».
В учении И. П. Павлова о второй сигнальной системе показано исключительное значение слова как физиологического раздражителя, замещающего любой первосигнальный раздражитель. Обобщая психологическую и физиологическую роль слова раскрытую в современных исследованиях, А. Р. Лурия писал: «Речь и ее следы, составляющие основу второй сигнальной системы, позволяют отвлекать и обобщать сигналы действительности, формулировать намерения, создавать основу для «прогнозирования» будущего. Речь позволяет создавать длительные структуры возбуждения, поддерживающие тонус коры и создающие программы направленного на известную цель поведения человека. Она дает возможность сличать результат действия с исходным намерением и, осознавая свою деятельность, корригировать допускаемые ошибки. В этой регулирующей функции речи и состоит одна их основных особенностей сложного и сознательного поведения человека».
Приведенные высказывания позволяют утверждать, что речь охватывает и биологические, и социальные структуры психики.
Общение, центральным и важнейшим средством которого является речь, выступает не менее важным фактором, формулирующим психику, чем деятельность. Взгляд на общение как на специфический фактор формулирования психики высказал Б. Ф. Ломов: «Когда мы изучаем образ жизни конкретного индивида, мы не можем ограничиться анализом только того, что и как он делает, мы должны исследовать так же и то, с кем и как он общается, т. е. сферу и способы общения, в которые он включается». Обратимся к фактам, которые подтверждают обоснованность такой постановки вопроса.
Подобно потребности в деятельности, человек имеет отличную от нее потребность в общении. Ее удовлетворение является необходимым условием нормального психологического развития. Из дефектологии известно, что в доречевой период развития слепоглухой психически не развивается и лишь овладение речью позволяет ему приобщиться к человеческому опыту.
Подобно продуктам деятельности, речевое высказывание в устной и письменной форме имеет информацию о психологических особенностях автора. По голосу определяется пол и возраст человека, по темпу, эмоциональности речи — особенности темперамента. По стилю, лексике, грамматическим структурам в следственной практике идентифицируется личность. Произношение, лексика помогают определить социальную среду, к которой принадлежит говорящий. Таким образом, речь детерминирует развитие ряда коммуникативных черт характера и служит показателем устойчивых свойств личности.
На чувственной ступени познания речь помогает изменять пороги чувствительности, параметры прохождения стимула, дифференцировку раздражителей. Усваиваемые структуры языка, как подметили лингвисты, организуют восприятие, например:
«Грамматический строй языка нутка вынуждает говорящего каждый раз, когда он упоминает кого-либо или обращается к кому-либо, указывать, является ли это лицо левшой, лысым, низкорослым, обладает ли он астигматизмом и большим аппетитом. Язык нутка заставляет говорящего мыслить все эти свойства совершенно независимо от того, считает ли он соответствующую информацию существенной для своего сообщения или нет».
Для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь с языком, с речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных. Элементарное, примитивное мышление животных всегда остается лишь наглядно-действенным; оно не может быть отвлеченным, опосредствованным познанием. Оно связано лишь с непосредственно воспринимаемыми предметами, которые в данный момент находятся перед глазами животного, и не выходит за пределы наглядно-действенного плана.
Только с появлением речи становится возможным «отделить» от познаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, только в которой она и становится непосредственной действительностью для других людей и для нас самих. Человеческое мышление, в каких бы формах оно ни осуществлялось, невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль. И наоборот, чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи.
Внутренняя речь, ее особенности, происхождение
В отечественной психологии знаниями о внутренней речи мы обязаны главным образом Л. С. Выготскому. Согласно его исследованиям, внутренняя речь образуется из внешней речи путем изменения ее функции к вследствие этого — ее структуры. Из средства сообщения мыслей другим людям речь становится средством мышления „для себя“, Из нее устраняется все, что „я и так знаю“, речь становится сокращенной и прерывистой, „эллиптической“ и — предикативной (последний признак С. Л. Рубинштейн считает не всеобщим). Большей частью внутренняя речь происходит про себя, „внутри“, но может совершаться и вслух, например, при затруднениях в мышлении; когда мы остаемся наедине или забываем об окружающих. Этот естественный выход внутренней речи наружу Л. С. Выготский сделал приемом исследования, который в свое время имел принципиальное значение, показав внешнее происхождение внутренней речи и ее понятные связи с мышлением.
Согласно такому пониманию, внутренняя речь предполагает, с одной стороны, речь-сообщение, с другой — все то, что „подразумевается“ и о чем думают уже без помощи речи, т. е. свободные от речи мысли и мышление. Именно сопоставление с ними дает объяснение и характеристику внутренней речи: по сравнению с „чистым“ мышлением — это еще речь, а по сравнению с речевым сообщением — это особая речь, форма мышления; от внешней речи она происходит, а благодаря скрытому за ней мышлению ее бессвязные частицы выполняют осмысленную роль; и генетически, и функционально внутренняя речь служит переходом от внешней речи к чистой мысли и от нее к внешней речи. Без них обоих и без непосредственной связи с ними внутренняя речь (в понимании Выготского) не может ни существовать, ни быть понята.
Но со времени Выготского наши знания о мышлении и речи и наше понимание их связи намного продвинулись вперед.
Отечественное языкознание и отечественная психология не признают существования „оголенных мыслей“, мышления, свободного от языка1. К этому общему положению психология добавляет ряд специальных фактов. Так, например, оказалось, что даже наглядные представления не могут стать надежной опорой умственного действия, если не будут предварительно отработаны на основе речи2. Вторая сигнальная система является непременным условием формирования отдельного внутреннего плана сознания наряду с планом внешнего восприятия. Во всяком случае, несомненно, что специфически человеческое мышление является полностью речевым. И если оно выглядит „чистым“ от речи (в определённой внутренней своей форме), то это должно получить специальное объяснение.
Мнение, будто существуют „чистое мышление“ и мысли, которые трудно выразить словами, имеет давнее происхождение, и было почти общепризнанным во времена Выготского. Оно опиралось не только на широко распространенное переживание „муки слова“, о котором часто и красочно рассказывают поэты и писатели, но и нa экспериментальные данные. Что касается последних, то они представляли собой результаты исследований, проведенных с применением „систематического самонаблюдения“ над процессом решения задач (даже самых простых и с непосредственно наличным чувственным материалом). Эти результаты подтверждались всякий раз, когда умственный процесс наблюдался „изнутри“ (что считалось равнозначным его изучению „в его собственном виде“). С другой стороны, попытки зарегистрировать участие речедвигательных органов в процессе мышления (см., например, интересные исследования А.Н. Соколова) приводят к заключению, что если задания относятся к хорошо освоенной области, то производимая в уме интеллектуальная работа не сопровождается участием этих органов (по крайней мере, таким, котороё можно уловить современными средствами).
Общий вывод из этих разнородных исследований сводится к тому, что когда интеллектуальная деятельность не встречает затруднений, то ни самонаблюдение, ни регистрация состояния речедвигательных органов не обнаруживают участия речи в процессе мышления.
Формирование умственного действия проходит пять этапов. Первый из них можно было бы назвать составлением как бы „проекта действия“ — его ориентировочной основы, которой в дальнейшем ученик руководствуется при его выполнении. На втором этапе образуется материальная (или материализованная) форма этого действия — его первая реальная форма у данного ученика. На третьем этапе действие отрывается от вещей (или их материальных изображений) и переносится в план громкой, диалогической речи. На четвертом этапе действие выполняется путем беззвучного проговаривания про себя, но с четким словесно-понятийным его расчленением. Это действие в плане „внешней речи про себя на следующем этапе становится автоматическим процессом и вследствие этого именно в своей речевой части уходит из сознания; речевой процесс становится скрытым и в полном смысле внутренним.
Таким образом, речь участвует на всех этапах формирования умственного действия, но по-разному. На первых двух этапах, „перед лицом вещей“ и материального действия, она служит только системой указаний на материальную действительность. Впитав в себя опыт последней, речь на трех дальнейших этапах становится единственной основой действия, выполняемого только в сознании. Однако и на каждом из них она образует, особый вид речи. Действие в плане „громкой речи без предметов“ образуется под контролем другого человека и прежде всего как сообщение ему об этом действии. Для того, кто учится его выполнять, это означает формирование объективно-общественного сознания данного действия, отлитого в установленные формы научного языка, — формирование объективно-общественного мышления о действии. Таким образом, на первом собственно речевом этапе мышление и сообщение составляют неразделимые стороны единого процесса совместного теоретического действия. Но уже здесь психологическое ударение может быть перенесено то на одну, то на другую сторону, и соответственно этому формы речи меняются от речи-сообщения другому до речи-сообщения себе; в последнем случае целью становится развернутое изложение действия, идеальное восстановление его объективного содержания. Затем это „действие в речи без предметов“ начинают выполнять про себя, беззвучно; в результате получается „внешняя речь про себя“. Она и здесь является сначала обращением к воображаемому собеседнику, однако по мере освоения действия в этой новой форме воображаемый контроль другого человека все более отходит на задний план, а момент умственного преобразования исходного материала, т. е. собственно мышление, все более становится главенствующим. Как и на всех этапах, действие во „внешней речи про себя“ осваивается, с разных сторон: на разном материале, в разном речевом выражении, с разной полнотой составляющих действие операций. Постепенно человек переходит ко все более сокращенным формам действия и, наконец, к его наиболее сокращенной форме — к действию по формуле, когда от действия остается, собственно, только переход от исходных данных к результату, известному по прошлому опыту.
В таких условиях наступает естественная стереотипизация действия, а с нею и быстрая его автоматизация. Последняя в свою очередь ведет к отодвиганию действия на периферию сознания, а далее и за его границы. Явно речевое мышление про себя становится скрыто речевым мышлением „в уме“. Теперь результат его появляется как бы „сразу“ и без видимой связи с речевым процессом (который остается за пределами сознания) „просто“ как объект. Согласно глубокому указанию И. П. Павлова, течение автоматизированного процесса (динамического стереотипа) отражается в сознании в виде чувства. Это чувство имеет контрольное значение, и за речевым процессом, получившим указанную форму, как за всяким автоматизированным процессом, сохраняется контроль по чувству. По той же причине, (отсутствие в сознании речевого процесса) это чувство нашей активности теперь относится непосредственно к его продукту, и воспринимается как идеальное действие в отношении его, как мысль о нем. В итоге всех этих изменений скрытое речевое действие представляется в самонаблюдении как „чистое мышление“.
Особый интерес представляет физиологическая сторона этого процесса. Автоматизация речевого действия означает образование его динамического стереотипа, а последний образование непосредственной связи между центральными звеньями речевого процесса, которые прежде были отделены работой, исполнительных органов. До, образования динамического стереотипа нужно было произнести слово, чтобы в сознании отчетливо выступило его значение, — теперь между звуковым образом слова и его значением образуется прямая связь, возбуждение непосредственно переходит от нервного пункта, связанного со звуковым образом слова, к нервному пункту, связанному с его значением, минуя обходный путь через речедвигательную периферию. На это сокращение физиологического процесса обращает особое внимание П. К. Анохин. Очевидно, в таком случае центральный речевой процесс может и не сопровождаться изменениями речедвигательных органов.
Так свойства последней формы умственного действия объясняют те особенности скрыторечевого мышления, которые вызывают столько недоразумений в понимании мышления и речи, когда они рассматриваются без учета их происхождения как готовые наличные явления.
Процесс автоматизации не сразу захватывает весь состав речевого действия, и даже потом, когда этот процесс закончился, действие происходит описанным способом лишь при условии, что его применение к новой задаче не встречает препятствий. Если же они возникают, то ориентировочный рефлекс, внимание переключаются на затруднение и это вызывает на данном участке переход действия к более простому и раннему уровню (в нашем случае — к неавтоматизированному выполнению „во внешней речи про себя“). Этот факт, давно известный в психологии, с психофизиологической стороны хорошо объяснен А. Н. Леонтьевым как результат растормаживания прежде заторможенных участков вследствие отрицательной индукции из нового очага, соответствующего новому объекту внимания. Но так как это касается лишь отдельных участков более, широкого процесса, то соответствующие им частицы „внешней речи про себя“ появляются разрозненно и для наблюдателя представляются бессвязными речевыми фрагментами.
Итак, эти речевые фрагменты представляют собой результат частичного перехода от скрыторечевого и автоматизированного мышления к мышлению явно речевому и „произвольному“, т. е. частичное возвращение от внутренней речи к „внешней речи про себя“. И по функции, и по механизмам, и по способу выполнения они принадлежат „к внешней речи про себя“, одну из сокращенных форм которой они и составляют. Не располагая данными ни об этом виде речи, ни о действительной природе того, что представляется „чистым мышлением“, Выготский считал эти фрагменты особым видом речи — внутренней речью. Но теперь мы видим, что они не составляют ни внутреннюю речь, ни вообще отдельный вид речи.
Внутренней речью в собственном смысле слова может и должен называться тот скрытый речевой процесс, который ни самонаблюдением, ни регистрацией речедвигательных органов уже не открывается. Эта собственно внутренняя речь характеризуется не фрагментарностью и внешней непонятностью, а новым внутренним строением — непосредственной связью звукового образа слова с его значением и автоматическим течением, при котором собственно речевой процесс остается за пределами сознания; в последнем сохраняются лишь отдельные его компоненты, выступающие поэтому без видимой связи с остальной речью и на фоне как бы свободных от нее значений, словом, в причудливом виде „чистого мышления“.
Внутренняя речь: для чего нужна
Внутренняя речь нужна для подготовки внешней коммуникации (письменной или устной). Мы сначала продумываем, что хотим сказать, подбираем наилучшие слова, а потом уже высказываемся. Стоит отметить, что мысленный разговор с самим собой постоянно звучит внутри любого человека. У кого-то это «рой мыслей», у кого-то структурированный анализ ситуаций или просто приятные воспоминания, фантазирование. У одних людей вербализация мыслей выражена сильнее, у других слабее. Это зависит от специфики характера и темперамента, особенностей работы.
Итак, для чего человеку нужна внутренняя речь:
Давайте уделим особое внимание последнему пункту. Рассуждения внутри себя формируют самооценку личности. Происходит это по следующей схеме: разговор с собой, мнение о себе, действия, самооценка. Вспомните, как часто мы думаем одно, а говорим другое, скрываем свои истинные мысли, намерения.
Разговоры с самим собой требует особого внимания, они определяют мышление. Какое мышление у вас: негативное или позитивное? Что вы чаще всего думаете о себе: плохое или хорошее? Вы часто мысленно ругаете себя или чаще хвалите и поддерживаете?
Содержание и состояние внутреннего диалога – истинный показатель психологического здоровья личности. Она же выступает в роли психотерапевта. Важно следить за тем, чтобы ваши мысли оказывали положительное, а не деструктивное влияние на личность, самооценку, самосознание.
Концепция внутренней речи Л. С. Выготского
Над проблемой связи речи и мышления работали и работают до сих пор множество отечественных и зарубежных психологов.
Л. С. Выготский придавал огромную роль словесному значению в развитии человеческой психики и процесса мышления. Описание открытых им феноменов в книге «Мышление и речь» (1934) более чем на 20 лет опережает открытие американскими исследователями Н. Хомским И Дж. Миллером генеративного принципа порождения речи.
Однако для создания речевого сообщения необходим скрытый от внешнего наблюдателя подготавливающий процесс. Для понимания принятого сообщения и адекватной реакции на него также требуется внутренняя психологическая деятельность. Такого рода факты обратили внимание исследователей на особую область психической реальности человека — внутреннюю речь.
Внутренняя речь представляет собой явление, качественно отличное от внешней речи, которое направлено прежде всего на переработку воспринятой речи и подготовку высказываний.
Широко известна концепция внутренней речи, предложенная крупнейшим отечественным психологом Л. С. Выготским (1896— 1934). По мысли ученого, внутренняя речь происходит из речи эгоцентрической.
Эксперименты Л. С. Выготского обнаружили у младших дошкольников существование непонятной для окружающих формы речи, названной эго. Эта детская эгоцентрическая речь, по мысли Выготского, и является носителем развертывающихся процессов мышления ребенка. В это время мышление маленького человека только вступает на путь интериоризации (перехода во внутренние, свернутые формы).
Выготский доказывал, что эгоцентрическая речь — это не просто звуковой аккомпанемент внутреннего процесса мышления, который сопровождает движение мысли. Эта странная речевая реальность — эгоцентрическое мышление — и есть единственная форма существования (рождения и развития) мысли ребенка, и другого, параллельного, чисто умственного размышления у ребенка на этом этапе просто нет. Только пройдя стадию эгоцентрической речи, мышление в ходе дальнейших преобразований и интериоризации будет постепенно превращаться в умственный процесс, преобразовываясь во внутреннюю речь.
Основной особенностью внутренней речи является ее сокращенный характер, как было выявлено в ходе дальнейшего изучения этого явления.
Главными особенностями внутренней речи являются:
Смыслы слов, более динамичные широкие, чем их значения, обнаруживают иные законы объединения и слияния друг с другом, чем словесные значения. Этим и объясняется сложность воплощения мысли во внешней форме «звуковой речи», речи для других.
Итак, внешняя сторона речи (овладение языком как средством общения) развивается у ребенка от одного слова к сцеплению двух или трех слов, затем к простой фразе и сцеплению фраз, еще позже к связной речи, состоящей из развернутого ряда предложений.
Феномен же, который принято называть внутренней, смысловой, семантической речью, развивается в противоположном направлении. Ребенок начинает с целого предложения и только потом переходит к овладению отдельными смысловыми единицами, расчленяя свою слитную мысль на ряд словесных значений.