Что означает воображаемый друг
Воображаемые друзья: угроза для психики или нормальное явление?
Нередко родители сталкиваются с тем, что у ребенка появились воображаемые друзья. Ребенок видит кого-то, кого нет на самом деле. Мало того, он с ним ещё и дружит, разговаривает, делится тем, что не может рассказать маме с папой. Понятное дело, что такие обстоятельства вызывают у родителей шок, непонимание, беспокойство.
Часто взрослые начинают считать, что воображаемый друг у ребенка – это причина будущих психических заболеваний и отклонений. Но современная медицина не считает воображаемых друзей признаком психологической патологии. Но если вас всё-таки беспокоит поведение ребенка, обратитесь к детскому психологу. Он понаблюдает за малышом и даст соответствующие рекомендации.
В юном возрасте у ребенка возникает образ идеального друга. Если малыш не находит его в реальном мире, то он его придумывает. Вымышленный друг может быть кем угодно: героем мультфильма или сказки, животным, волшебным существом. Он приходит тогда, когда захочет ребенок. Они могут вместе играть, обедать, разговаривать.
Причины появления вымышленных друзей
Что делать, если у ребенка есть воображаемый друг
Не нужно подавлять его фантазию. В детстве у ребенка развивается воображение, и не нужно мешать этому процессу. Также не надо смеяться над малышом. Этим вы отстраните его от себя, он закроется в своём мирке, и вам будет трудно расшевелить его.
У ребенка появился воображаемый друг: насколько это опасно и в каких случаях бить тревогу
Родителей может тревожить тот факт, что у их ребенка появился воображаемый друг. На самом деле, ничего страшного здесь нет. Многие дети придумывают себе виртуальных друзей, которых наделяют определенным характером, внешностью, привычками. Они могут ладить или даже поругаться.
Зачем нужен воображаемый друг?
Ребенок может с радостью рассказать о своем воображаемом друге или, наоборот, тщательно скрывать его от родителей. Все зависит от того, насколько доверительные отношения между родителями и детьми. Узнают родители о новом друге или нет, также зависит от темперамента и характера ребенка.
Почему же дети придумывают себе лучшего друга? Причин может быть несколько:
В возрасте от 2,5 до 5 лет основным способом принятия новой информации является игра. Малыш играет со своим воображаемым приятелем, при этом осваивает социальные роли.
Когда родителям нужно бить тревогу?
Существуют и другие причины, когда сын или дочь придумывают воображаемого товарища. Они свидетельствуют о наличии у ребенка переживаний, обид, недопонимания, дефицита внимания.
В этом случае желательно обратиться к психологу, чтобы проработать полученную травму и избавиться от негативных эмоций.
Как себя вести родителям?
Многие мамы и папы испытывают беспокойство, когда понимают, что у ребенка появился придуманный приятель. Особо мнительным родителям может показаться, что это какой-то вид психического заболевания. На самом деле, у многих детей в определенном возрасте появляется воображаемый друг. Это может быть не только мальчик или девочка, но также милый зверек или фантастическое существо. Иногда родителей также вовлекают в игру:
«Смотрите, что Марта натворила! Я ей говорила, что нельзя разбрасывать игрушки, но она не послушалась».
Некоторые дети придумывают себе друга, потому что в реальной жизни у них небольшой круг общения. Но чаще это свидетельствует о богатом воображении ребенка, поэтому родителям волноваться не стоит. Главное, не переубеждать сына (дочь), что приятеля не существует. Пройдет какое-то время, и у ребенка появится настоящий лучший друг.
Важно! Если все мысли ребенка поглощены воображаемым приятелем, он перестал общаться со сверстниками, все время проводит в своих фантастических играх, родителям лучше обратиться к детскому психологу. Он поможет разобраться с причинами, из-за которых ребенок так сильно привязан к вымышленному приятелю.
Алина, мама 6-летнего Влада:
«Мы с мужем много работаем, и как-то никогда не задумывались, что уделяем мало времени сыну. Ежедневные бытовые заботы, проблемы на работе – вечером совершенно нет времени и сил, чтобы поиграть с Владиком. Раньше мы читали на ночь, но потом работы стало так много, что я еле-еле находила силы, чтобы приготовить ужин и уложить сына. Однажды Владик сказал мне, что у него появился друг Коля. Я подумала, в садике появился новый мальчик. Владик как-то утром взял две гоночные машинки в садик: одну себе, вторую – Коле. Когда мы не нашли вторую машинку, попросила воспитательницу, чтобы она забрала машинку у Коли. Выяснилось, что никакого Коли в группе нет. Оказалось, Влад придумал себе друга. Сначала мы реагировали на это спокойно, но потом начались проблемы с поведением. Сын перестал нас слушать, стал агрессивно себя вести, в садике перестал общаться с другими детками. Детский психолог посоветовал больше времени уделять сыну. Я перевелась на неполный рабочий день, муж взял несколько дополнительных выходных. Придуманный мальчик Коля помог нам осознать, что на первое место мы поставили совсем не то, что важно. Никакие деньги не заменят общения с сыном. Теперь мы много играем, гуляем, снова читаем книги на ночь».
Светлана, мама 5-летней Тани:
«Танюша всегда была стеснительной девочкой. Но на площадке иногда играла с другими малышами в песочнице. Когда у нас появился второй ребенок, Танечка совсем замкнулась. И тут у нее появился друг Котик. Нет, это не мягкая игрушка, это просто Котик. Она постоянно с ним разговаривала, пряталась в детскую палатку, приносила туда сладости и молоко. Мы с мужем разрывались между сыном и Танюшей. Было понятно, что ей не хватает внимания. Проблема решилась, когда на помощь приехала моя мама, педагог по образованию и призванию. Когда она сидела с сыном, мы с Таней посещали развивающий детский центр. Там Танечка постепенно познакомилась с другими детьми, ей стало интересно. Потом в соседнюю квартиру переехала молодая семья с дочкой-ровесницей Тани. Мы познакомились, потом стали ходить друг к другу в гости. Девочки подружились, теперь не разлей вода!».
Бояться воображаемых друзей ребенка не стоит. Они помогают справиться с реальностью, а также приобрести жизненно важный социальный опыт. Родителям не нужно препятствовать детским фантазиям, чтобы и дальше отношения были теплыми и доверительными. Чтобы развеять сомнения, можно посетить детского психолога, который поможет определить причину, почему малыш придумал себе воображаемого друга.
Что означает воображаемый друг
Веселый выдумщик с моторчиком, таинственный друг Малыша не раз прилетал к нему, когда родителей не было дома, и каждый раз скрывался, когда они приходили. Карлсон – знакомый всем герой детской писательницы Астрид Линдгрен, пожалуй, самый известный воображаемый друг из тех, что вдруг появляются у ребенка, а через какое-то время так же таинственно исчезают… Проблема не из простых. Почему некоторые дети создают себе воображаемых друзей? Что это — просто богатая фантазия или попытка преодолеть одиночество, результат недостаточного общения в реальной жизни или что-то еще?
Уже не один десяток лет тема воображаемых друзей остается предметом изучения психологов и педагогов.
Рассказы маленьких детей о существовании своих воображаемых друзей, о которых они упоминали вскользь или с подробностями, давно заинтересовали психологов и педагогов.
О наличии воображаемого друга родители, как правило, узнают случайно. Так, один мальчик упоминал некоего Нобби. Когда родители поинтересовались, что это за ребенок, с которым они играют, мальчик сердито ответил, что он общается с Нобби, но уж точно не играет с ним. Ведь Нобби уже 160 лет, он бизнесмен и навещает мальчика между поездками, чтобы «обсудить разные дела».
Мама другой девочки узнала, что дочке очень нравится общаться с Майком Розом. Но когда мама решила наконец познакомиться с ним и подошла к воспитателю в детском саду, выяснилось, что ребенка с таким именем в группе нет. Уже дома, расспросив свою дочь, она выяснила, что у Майка Роза есть амбар с жирафами и много других интересных штук.
Столкнувшись с подобной ситуацией, родители пытаются узнать у ученых и практиков: что это означает? Они спрашивают: «Как нам реагировать? Что делать?». Однако ответить на эти вопросы не так-то просто.
Трудности перевода
Представьте, что вы пытаетесь исследовать феномен под названием «воображаемый друг». Прежде всего вам будет нужно выбрать основного «информатора» и, скорее всего, вы обратитесь к ребенку (интервью с ним считается основным источником получения информации о воображаемых друзьях). Вот тут и начнутся сложности.
Например, дети не всегда понимают, что значит воображаемый друг.
Они искренне хотят ответить на ваш вопрос, но не догадываются, что вы имеете в виду. Даже если у ребенка нет воображаемого друга, он, стараясь ответить на ваш вопрос, может придумать его специально для вас.
М. Тейлор приводит диалоге мальчиком, который рассказывал о том, как он играет с пингвином, который попадает в неприятности, сбивая столбы. А через неделю, повторно разговаривая с исследователем, сказал, что у него нет воображаемых друзей — только настоящие. Как поступить интервьюеру? Поверить в гигантского пингвина? Или счесть его сиюминутной фантазией, порожденной вопросом взрослого? Интерпретация таких данных довольно сложна, поэтому однократной беседы с ребенком недостаточно, чтобы делать выводы.
Если вы захотите поговорить о воображаемых друзьях со взрослыми людьми, расспрашивая их о воспоминаниях детства, то столкнетесь с некоторыми особенностями нашей памяти. Детские воспоминания могут быть очень детализированными, но они крайне избирательны.
Ч. Шафер были опрошены более 800 учеников старшей школы, и лишь 18% из них смогли вспомнить о воображаемых друзьях из своего детства, хотя, по данным ряда исследователей, более 30% людей в детстве имеют воображаемого друга.
Не вредно ли воображать ребенку?
Это — вполне правомерный вопрос для родителей, столкнувшихся с неуемной потребностью ребенка что-то выдумывать и сочинять. Действительно, иногда трудно провести границу между фантазированием и детской ложью. Кажется, что лучше бы ребенок учился чему-то дельному, чем воображал. Автор системы обучения М. Монтессори утверждала, что поощрять воображение в игре недопустимо — это отвлекает от основной задачи и даже может привести к «дефектам в формировании характера».
Современные исследователи придерживаются другой позиции.
Они утверждают, что отсутствие воображения на этапах развития ребенка — это, скорее, патология, которая может указывать на синдром раннего детского аутизма.
И наоборот, развитое воображение означает хорошие познавательные способности, интенсивное развитие эмоциональной сферы. Фактически воображение позволяет успешно решать самые разные задачки «в уме» (будь то пример по математике или проблема во взаимоотношениях).
Показано, что с задачами, которые ребенок не может решить в обычной жизни, он запросто справляется в игровой, воображаемой ситуации.
Рассмотрим феномен детского эгоцентризма, ставший известным благодаря исследованиям Ж. Пиаже. Эгоцентризм характерен для всех детей дошкольного возраста и означает, что им трудно увидеть ситуацию глазами другого человека. Этот феномен можно продемонстрировать простым экспериментом: перед ребенком ставят большую пирамидку («горку»). На той стороне, около которой сидит ребенок, на горке «растет цветочек». С противоположной стороны сажают мишку, и на его стороне горки «растет грибочек».
Ребенок может осмотреть пирамидку со всех сторон, но если вы спросите его, что видит мишка, он ответит: «Цветочек». Если же вы, не меняя положения ребенка, спросите его: «Представь, что ты — мишка. Что ты сейчас видишь?», ребенок сможет в уме «повернуть» пирамидку и дать правильный ответ! То есть с помощью воображения он может решить задачку, которая раньше считалась нерешаемой для детей его возраста.
Отличает ли ребенок вымысел от реальности?
Одно из распространенных опасений заключается в том, что ребенку с богатым воображением будет трудно различать миры — воображаемый и реальный. И действительно, трудно отрицать влияние образов, возникающих в нашей голове, на наше поведение.
Если детям 4-6 лет показать пустую коробку и попросить представить, что там находится страшный монстр, мы увидим, что они подходят к коробке с опаской. Если же попросить их представить, что в коробке сидит милый симпатичный щенок, они с удовольствием потянутся к ней.
И это при том, что им только предложили «представить», но не утверждали, что в коробке кто-то есть.
Более того, психологи описывают множество случаев, когда дети «помнят» о ситуациях, которых никогда не было. Так, Ж. Пиаже упоминал, как няня героически спасла его от незнакомца, а благодарные родители подарили ей за это часы.
Эту историю ребенок неоднократно слышал из уст взрослых, и в его голове сложился отчетливый образ, ставший «воспоминанием». Много лет спустя няня призналась, что придумала эту историю, чтобы «набить себе цену».
Так, может быть, воображение мешает адекватному восприятию реальности — затуманивает его, смешивает вымысел и реальность?
И снова неожиданный ответ ученых: оказывается, именно развивающееся воображение помогает ребенку различать реальный мир и мир образов, существующих в нашем сознании. Ведь чтобы воображать, нужно одновременно удерживать в сознании реальный и вымышленный миры. Приведем несколько классических примеров.
Если ребенок скачет на палке, изображая всадника, он делает вид, что палка — это лошадь. Но действует он именно с палкой – прислоняет ее к чему-нибудь («как будто я поставил лошадь в стойло»), а не ожидает, что она будет стоять сама, то есть он одновременно удерживает в голове оба плана: и реальную палку, и воображаемую лошадь.
Если девочка кормит куклу котлетами-камешками, она не ожидает, что кукла начнет их есть. Более того, если бы кукла вдруг откусила кусочек и принялась его жевать, девочка очень испугалась бы. Значит, она четко понимает, что воображаемое действие совершается «как будто», и никакого смешения реальности и вымышленного мира не происходит.
Почему появляются воображаемые друзья?
Итак, у некоторых детей с развитым воображением появляются воображаемые друзья. Но можем ли мы говорить, что воображение служит причиной их появления?
Или воображение создает нужные условия, а поводом становится что-то другое? Ученые придерживаются последней точки зрения.
Например, воображаемый друг может появиться в сложной для ребенка ситуации, чтобы помочь ему справиться с проблемой. В одном из исследований приводится следующий случай. Тони было около трех лет, когда родился брат. Тони оказался совершенно не готов к этой ситуации. Впервые увидев младенца, он отвернулся и потом постоянно игнорировал его. В это же самое время у Тони появился друг Деки, с которым он часами играл. Деки постоянно находился рядом с Тони, пока ему не исполнилось 5 лет, а затем просто исчез.
А вот другой пример. Дети сложно переживали развод родителей.
Двое старших детей остро отреагировали на эту ситуацию расстройствами сна, ночным энурезом и другими нарушениями. А у младшей сестры появился воображаемый друг, с которым она разговаривала, делилась своими эмоциями, задавала вопросы и просила совета. В свои 5 лет она воспользовалась помощью воображаемого друга, чтобы справиться с переживаниями по поводу развода родителей. Она единственная из всех детей в семье не приобрела психосоматические расстройства. Л. Мерфи описывает такой случай: 3-летний ребенок перенес операцию по пришиванию пальца, лечение было длительным, с болезненными уколами, но врач не разрешал матери присутствовать. Вскоре появился воображаемый эльф Вуди, который постоянно находился рядом с мальчиком и помогал ему. Однажды мальчик устроил настоящую истерику, а когда мама спросила о ее причине, ответил: «Сегодня Вуди не было, у него каникулы». Но как только лечение завершилось и отпала необходимость посещать врачей, Вуди исчез.
Иногда воображаемые друзья появляются, чтобы в чем-то помочь ребенку, мотивировать его на то, чтобы он стал еще лучше (или таким же, как сам воображаемый друг), решиться на что-то новое, справиться с тревогой, поверить в свои силы или приложить больше стараний (одна девочка, игравшая на скрипке, сказала: «Я представляю, что Бетховен, Штраус, Вагнер и другие композиторы живы, и что они со мной катаются на роликах, и мы приглашаем их на ужин…»).
Разница между сверстниками
В основном ученые говорят о том, что наличие воображаемого друга — временное явление, которое либо помогает ребенку справиться с трудной эмоциональной ситуацией, либо указывает на активное развитие воображения.
В некоторых исследованиях, проводившихся среди маленьких детей, у которых существовали воображаемые друзья, такие дети описаны как более замкнутые и меньше общающиеся со сверстниками. Но если исходить из гипотезы, что воображаемый друг помогает справиться с трудностями, такое поведение детей в трудный период жизни вполне объяснимо.
Дж. Мауро с группой исследователей в течение 3 лет наблюдали детей, у которых были воображаемые друзья, и сравнивали показатели их развития с детьми, у которых таких друзей не было. Обнаруженные различия были связаны развитием внимания. Оказалось, что первые были более открытыми, социально активными, кроме того, они лучше концентрировались на задаче, были более усидчивыми и терпеливыми.
В исследованиях М. Тейлор показано, что такие дети лучше демонстрируют действия с воображаемыми объектами, чаще создают сюжеты, разыгрывают их, что очень важно для развития детской игры.
Ч. Шафер провел сравнение среди 400 подростков, получивших хорошие результаты по тестам на креативность (1-я группа), с подростками со средними и низкими результатами (2-я группа). Оказалось, что подростки, у которых в детстве были воображаемые друзья, были отнесены к 1-й группе. Взаимосвязь между наличием воображаемых друзей и креативностью ученые отмечают особенно часто.
Таким образом, в большинстве современных исследований феномен воображаемого друга оценивается положительно, как один из возможных этапов в личностном развитии ребенка, связанный с решением какой-то важной задачи.
Воображаемый друг
Каждый человек в любом возрасте мечтает о верном друге, который всегда будет рядом, всегда выслушает, не обидит и не предаст. Но, не всем везет встретить такого человека в жизни, поэтому некоторые заводят себе воображаемого друга. Принято считать, что это нормальное поведение исключительно для маленьких детей. На самом деле, взрослый человек тоже может создать себе воображаемого друга, и это не означает, что он психически болен. Такой воображаемый друг имеет название тульпа и именно об этом пойдет речь в статье.
Воображаемый друг у детей
С двух лет малыш нуждается в общении и у него активно развивается фантазия. Он мечтает об идеальном друге, придумывает его образ, и не встречая такого человека в жизни, он придумывает его. Родители часто беспокоятся, когда малыш начинает рассказывать о своем невидимом друге. Но, на самом деле причин для беспокойства нет. По статистике 65% детей заводят воображаемого друга.
Им необходим этот друг для того, чтобы общаться и играть с ним. Зачастую к этому прибегают дети, у которых недостаточно друзей в жизни. Не стоит ругать ребенка за такие рассказы, лучше примите его фантазию спокойно, но при этом старайтесь уделять ему больше времени.
Важно: С большой вероятностью с возрастом эта проблема пройдет сама собой.
Воображаемый друг у взрослых
В редких случаях детские фантазии переходят во взрослую жизнь, и человек продолжает общаться со своим воображаемым другом. Этому есть несколько причин:
Воображаемый друг может быть полезен, но важно понимать, что это лишь фантазия.
Как создать воображаемого друга
Люди, у которых не было в детстве таких фантазий, задаются вопросом, как завести воображаемого друга. И на самом деле это возможно, но это уже имеет название «тульпа». Это термин из буддизма. Именно там с давних времен есть практика создавать тульпу, то есть выдуманное существо, которое будет выступать вашим другом.
Это не просто разговор с самим собой. При правильном создании тульпы и долгой практике, со временем вы будете ощущать ее присутствие и получать от нее ответы. Рассмотрим инструкцию, как создать воображаемого друга и видеть его в жизни.
Определите характер
Для начала вы должны подумать, какой характер должен быть у вашего друга, какие черты должны быть ему присущи. Необходимо взять листик и выписать все основные качества, которые должны быть у тульпы. Со временем можно добавлять новые черты, но главное не менять основные.
Придумайте образ
Особое внимание нужно уделить внешнему облику тульпы. Если вы умеете рисовать, то стоит изобразить портрет. Если нет, то вы можете описать на листике словами внешность воображаемого друга. Но, необязательно придумывать облик, можно взять уже готовый образ, например, из фильма, мультфильма, книги. Важно четко представить этот образ и закрепить его в сознании. Также стоит придумать имя, оно может быть абсолютно любым.
Важно уже на этом этапе начать мысленно разговаривать с тульпой. Сначала вам придется самостоятельно придумывать ответы.
Создайте виртуальный мир
Необходимо создать свой виртуальный мир, где первоначально вы и сможете общаться с тульпой. Для этого можно использовать самый распространенный способ. Закройте глаза и представьте перед собой лестницу, ведущую вниз. Представьте, что вы спускаетесь с нее, и с каждой ступенькой все больше расслабляетесь. Так вы сможете погрузить себя в некий транс. В конце лестницы представьте себе дверь, и открыв ее вы попадете в свой виртуальный мир.
Оказавшись там, вы сможете легко общаться со своим воображаемым другом. Но, если вы хотите, чтобы он был в реальности, то стоит перейти к следующему этапу.
Визуализация
На этом этапе нужно убедить свой мозг, что тульпа существует. Для этого нужно разговаривать с пустотой, советоваться, и придумывать ответы. При этом, ответы должны соответствовать характеру тульпы. Со временем при постоянной практике вы начнете получать ответы. Сначала это будут эмоции, а потом вы начнете слышать ответы.
Наличие тульпы позволяет не чувствовать себя одиноким и со стороны посмотреть на собственную жизнь и свои проблемы. Но, проблема в том, что можно потерять грань реальности и воображения, и в таком случае необходимо избавляться от воображаемого друга. Для этого может понадобиться помощь психолога или психиатра. К созданию воображаемого друга стоит подходить осторожно, и не забывать о том, что это ваша фантазия.
Вопрос психологам
Спрашивает: Снежана
Категория вопроса: Дети
Здравствуйте.Меня зовут Снежана мне 14 лет.У меня очень мало друзей,лучшей подруги(друга)нет.И вот вдруг у меня появился воображаемый друг.Мне с ним было очень весело и интересно.Он мне казался очень реальным.Я даже для него создала email в социальной сети.Таким образом я стала обманывать не только себя но и других.Мне даже казалось что он реален и что я реально переписываюсь с ним,хотя на самом деле я разговаривала сама с собой.Однажды одного друга мне стало мало и в моем сознании появилось еще трое.И вот мне это надоело и я удалила их,представила как будто они уехали и больше не вернуться.Можно сказать я решила свою проблему..Но теперь мне еще хуже мне кажется что от меня оторвали частичку моей души,мне плохо и хочется плакать.Что со мной?Я схожу с ума?
Добрый день, милая Снежана.
У меня, как профессионала
в области тяжелых психопатологий
и опытом работы с очень тяжелыми расстройства,
есть две гипотезы про Ваш способ справляться с одиночеством.
Первая гипотеза:
Это фантазия обычного подросткового возраста. Вы одиноки и Вам нужно с кем-то общаться – и Вы выдумываете воображаемых друзей.
И гипотеза звучит так: Вы одинокий подросток и используете целительную силу воображения для того чтобы снизить степень фрустрации от отсутствия социального общения.
Что указывает на эту гипотезу?
Нет друга, нужен друг – и – я его придумываю. Такие фантазии часты в детских домах, когда дети выдумывают себе воображаемых родителей.
Таким образом, первая гипотеза, возможно верна потому что у ВАС есть:
Вторая гипотеза:
Патологическое (бредоподобное) фантазирование.
Для подтвержедения этой гипотезы Ваше поведение должно удовлетворять следующим признакам:
Резюме по второй гипотезе:
В Вашем письме я не увидел ни одного из симптомов, где бы Вы описывали симптом, чтобы можно было поставить более тяжелый диагнох.
По письму –вторая гипотеза не подтверждается.
Вывод:
Если у Вас Снежана нет других симптомов (а я из Вашего письма их не вижу) которые бы указывали на тяжелое психическое заболевание (детская шизофрения), то скорее всего Ваши фантазии в пределах нормы.
Обязательно:
Если у кого-то из Ваших близких есть
странное, неадекватное поведение,
то лучше всего сходить на психодиагностику к опытному психиатру.
Потому что, если не дай бог, ранняя, детская шизофрения очень быстро приводит к инвалидизации человека, разрушению его личности и олигофреническому дефекту.
Шизофрения очень страшное заболевание.
Как говорят в народе – «он стал беспомощным овощем».
В Алма-Ате есть очень хороший психиатр – Фазлеева Татьяна Шамильевна. Вы можете позвонить ей и договориться о психодиагностике по скайпу.
Чем раньше выявлено нарушение, тем эффективнее психотерапия.