Что означает ворон в скандинавской мифологии
Ворон в мифологии
27.11.2017
Ворон (Corvus corax) широко распространен в Северном полушарии. Он является героем множества мифов и легенд, занимая особое место в мифологии народов Северной Америки, Скандинавии и Сибири. По мнению Клода Леви-Страуса, французского этнографа и создателя структурной антропологии, ворон и койот приобрели свой столь популярный статус мифологических персонажей, так как издревле считались посредниками между жизнью и смертью.
Первое письменное упоминание о вороне было создано около 5 тысяч лет назад. В шумерском клинописном «Эпосе о Гильгамеше» рассказывается о Утнапиштиме, единственным уцелевшем после всемирного потопа человеке. Он поочередно выпускал со своего корабля голубя, ласточку и ворона. Два первых пернатых вернулись назад, и только последняя птица нашла землю.
Ворон в скандинавской мифологии
Викинги часто использовали изображение ворона, чьи крылья у них символизировали паруса. Живший в IX веке Рагнар Лодброк, датский конунг и выходец из рода Инглингов, своим победам и поражениям был обязан чудесному знамени под именем Реафан, на котором был изображен ворон Одина. Когда знамя развевалось на ветру, доблестный воитель неизменно побеждал, а когда оно оставалось без движения, сражение было проиграно.
У верховного германо-скандинавского бога Одина на плечах сидели два ворона Хугин и Мунин.
Их имена на древнеисландском языке означают «мыслящий» и «помнящий». Они умели говорить, были посланниками Одина и его главными информаторами. На основе их донесений он часто принимал судьбоносные решения. Бог ежедневно выпускал утром птичек в кругосветное путешествие. За день они облетали всю землю и к вечеру возвращались обратно с обстоятельным докладом.
Ворон изображается на правой стороне геральдического герба Острова Мэн, бывшей колонии викингов. Он стал неизменной частью фольклора островитян, ассоциируясь со смертью и потерянными душами. В Швеции вороны олицетворяют призраки убитых, а в Германии души проклятых людей.
Кельтская мифология
Ирландцы ассоциируют черных птиц с военными действиями и полем боя под предводительством богинь войны Бадб и Морриган. Богиня Морриган в образе ворона сидит на плече Кухулина, легендарного ирландского героя с семью зрачками и семью пальцами на ногах. При жизни он отверг ее любовь, в итоге лишился ее поддержки и был убит собственным копьем.
Бран Благословенный был величайшим королем Британии в мифах валлийцев. Его птицами были вороны, которые по традиции до сих пор охраняют Лондонский Тауэр и всю Великобританию.
Германское язычество
По одной из легенд Фридрих I Барборосса заснул в одном из пивных подвалов у подножья горы в Тюрингии вместе со своими рыцарями после обильного возлияния. Он никак не мог проснуться несколько суток подряд. Подданные короля очень опечалились, так как все попытки его разбудить оказались безуспешными. Многие уже думали, что их властелин скончался.
К счастью, прилетевшие вороны стали кружиться над горой и сильно кричать. Спустя несколько часов их крики возымели действие на уснувшего богатыря и вернули его из царства Морфея. После этого случая он во время сна закрывал глаза, но всегда поднимал руку, чтобы молодой слуга посмотрел, летают ли еще вокруг него шумные пернатые или нет.
Древняя Греция
Аполлон был очарован красотой царевны Корониды, дочерью Флегия, царя Орхомена. Олицетворяющий собой Солнце бог приставил к ней белого ворона, который охранял ее от любых напастей. Однажды пернатый страж потерял бдительность. Воспользовавшись удобным случаем, смертный по имени Исхис незамедлительно соблазнил царевну.
В качестве наказания за халатное отношение к своим обязанностям белый ворон навсегда превратился в черную птицу.
Ворон в мифологии эскимосов
Эскимосы относятся к ворону с явным благоговением. Они считают, что именно он является прародителем вселенной. Будучи всесильным существом, он создал людей, принес им дневной свет, научил их пользоваться огнем, строить каноэ, плести рыбные сети, использовать шкуры для одежды, петь, танцевать и делать прочие полезные вещи. Само собой разумеется, ворон сотворил животных, птиц и растения, чтобы у любимых им эскимосов всегда было вдоволь еды.
Подобные верования сохранились у чукчей, коряков, ительменов и североамериканских индейцев. У многих народов Востока ворон является символом мудрости и долголетия, а в Японии и Китае покровителем семейной любви. Он был эмблемой китайской династии Шу (221-263) и изображался с тремя лапками, символизировавшими восход солнца, его зенит и закат.
Вороны Одина — Хугин и Мунин
Мыслью и Памятью их называем, как символы Одина их признаем. Две древние птицы над миром летают, не скрыться от них нам ни ночью ни днем.
Вороны Одина кратко
В этой записи я с большим удовольствием расскажу тебе о воронах Одина. Один — это верховный бог в скандинавской мифологии. Отец легендарного Тора и побратим коварного Локи.
Вороны Одина — Хугин и Мунин
Одина называет всезнающим. А знаешь ли ты кто сообщает новости о произошедшем во всех девяти мирах? Но я думаю ты уже догадался. Каждое утро два древних чёрных ворона Хугин — Мысль и Мунин — Память, покидают покои Одина в Асгарде. Направляются они во все остальные миры.
Какие еще миры? Спросишь у меня ты. Разве он не один? А вот и нет, друг мой. Всего их девять. Если ты путаешься в мирах, богах, богинях и существах скандинавской мифологии. Я хочу предложить тебе краткие удобные списки с небольшими описаниями. Я бережно составил их для твоего удобства.
В общем, ты наверное уже понял. Что у меня в дневнике очень много интересного и не только о скандинавской мифологии. Впереди будет еще лучше — ведь я только начал его вести. Ладно, что хотел — предложил. А теперь вернёмся к нашим воронам.
Хугин и Мунин с молотом Тора — Мьёльниром
За день облетают вороны все девять миров. Запоминают они каждое событие. Узнают о всех победах и поражениях. Смертях и рождениях. Бедах и радостях. Ничто не может укрыться от их взора.
Вечером, вороны возвращаются в Асгард. Садятся на плечи Всеотца. Рассказывают ему обо всем что видели и слышали за день прошедший. Поэтому люди считают воронов символом мудрости бога Одина и символом всезнания.
Еще немного о воронах Одина
А на этом у меня все. Большое спасибо за то, что дочитал запись до конца. Надеюсь я смог рассказать тебе что-нибудь новое и интересное — это действительно очень важно для меня. Я уважаю своих читателей и их время.
Эту запись украшают работы талантливых художников:
Кстати, о художниках, я очень люблю красивые и качественные арты рисунки и эскизы. Если ты тоже, то в разделе северные арты я познакомлю тебя со многими интересными и талантливыми художниками и их работами на тему средневекового севера.
Вороны Одина
Вороны Одина – это персонажи германо-скандинавской мифологии и спутники верховного бога этой мифологии – Одина, о котором можно почитать в «Старшей Эдде» и «Младшей Эдде» (собрания древнеисладских песен о богах и героях, записанных в середине 13 века, уникальные культурныйе и художественные памятники).
Один – главный скандинавский бог
В некоторых источниках Одина называют еще Вотаном (хотя в целом имен и прозвищ у Одина в «Старшей Эдде» насчитается более двух десятков), но суть не менятется – это главный бог согласно германо-скандинавской мифологии, отец асов (основная группа скандинавских богов), бог войны и победы, супруг Фригг (согласно мифологии провидица, богиня любви, брака и деторождения). Древние римляне отождествляли Одина с Меркурием и Гермесом, а славяне с Велесом.
Про Старшую Эдду уже упоминалось выше, поэтому именно в этом источнике можно найти своеобразный кодекс морали викингов (в нем речь идет о бесстрашии, сдержанности гнева и тд.), созданный якобы Одином. Также по утверждению этой рукописи, когда Один был среди людей, он не называл своего имени и обычно представлялся беспомощным стариком и ждал от своих почитателей мудрых слов и действий.
Вороны Одина Хугин и Мунин
Вороны Одина Хугин и Мунин (с древнеисландского мысль и память, или мыслящий и помнящий) согласно Старшей и Младшей Эддам, служащие Одину и сообщающие ему о происходящем во всем мире (в древнескандинавском языке мир — Мидгард). Почему иследователи мифологии считают, что именно воронов Один наделил речью и взял в помощники? Скорей всего по причине того, что вороны в древности всегда отображались и представлялись источником тайн, мистических знаний и тд. Обычно вороны Хугин и Мунин изображаются на плечах Одина.
Хотя не все исследователи считают, что Хугин и Мунин – это вороны, по крайней мере немецкий историк и филолог Рудольф Зимек утверждает, что это всего лишь умственные способности отца асов.
Занимательным является тот факт, что в честь Хугина и Мунина шведы назвали два транспортных самолета, переоборудованных для разведки за советскими средствами противовоздушной обороны в своих интересах и в интересах НАТО в годы холодной войны.
Хугин и Мунин: вороны Одина
Согласно «Старшей Эдде» (песнь «Речи Гримнира») у Одина помимо двух волков (Гери и Фреки) есть два ворона, которых зовут Хугин и Мунин. Их имена в переводе с древнеисландского означают «думающий» (Huginn) и «помнящий» (Muninn). Также существует альтернативный перевод имен Хугина и Мунина, по этой версии вороны Одина называются «мысль» и «память».
Хугин и Мунин упоминаются не только в Старшей и Младшей Эддах, но и во многих других средневековых памятниках скальдической поэзии. Также о воронах Одина Хугине и Мунине говорят авторы «Круга Земного» (Снорри Стурлусон) и «Третьего грамматического трактата» (Олав Тордарсон).
С точки зрения «функциональности» вороны Хугин и Мунин представляют собой достаточно любопытные мифологические образы. В песни «Речи Гримнира» Один говорит о том, что Хугин и Мунин располагаются у него на плечах. Каждое утро Всеотец отправляет птиц странствовать по Девяти Мирам (не только по Мидгарду), и каждый вечер они возвращаются, чтобы поведать великому асу о том, что творится во Вселенной. Это не посланники богов, как полагали ранние исследователи скандинавских мифов. Вороны Хугин и Мунин не показываются ни людям, ни етунам, они лишь наблюдают, слушают и запоминают, это, образно выражаясь, личные «шпионы» Одина, которые собирают для него необходимую информацию.
Мотив общения людей (или богов) с птицами является традиционным для европейского оккультизма. При этом нет никаких упоминаний о том, как именно Один внимает Хугину и Мунину, вероятно, вороны говорят на языке асов (в «Круге Земном» Стурлусон упоминает, что Один сам обучил своих птиц). Это вполне логично, если брать в расчет древний, но ошибочный миф о том, что вороны живут очень долго и за свою жизнь могут многому обучиться. В действительности вид Corvus corax живет от 10 до 30 лет в дикой природе, а в неволе – не более 75-80. Тем не менее, экспериментально подтверждено, что вороны действительно способны изучить человеческую речь, хоть и на уровне пятилетнего ребенка (на этот счет данные различных исследований расходятся). А если учесть, что вороны Хугин и Мунин имеют «божественное» происхождение, и служат Одину, потенциально бессмертному существу, то вполне вероятно, что срок их жизни (а, следовательно, и опыт) также неограничен.
Вороны Одина – эзотеризм образа
Немецкий филолог и историк Рудольф Зимек говорит о том, что образ воронов Хугина и Мунина – это символическое воплощение ментальной (умственной) силы Одина. Это прямое указание на то, что владыка Асгарда знает все обо всем, ибо он настолько велик и непостижим в своем величии. В связи с этим не ясна трактовка образа Хлидскьяльва, престола Одина, который также позволяет видеть все уголки Девяти Миров.
Бог воронов, бог повешенных…
Хугин и Мунин – популярные образы в средневековой поэзии, известны скандинавские кеннинги «слуга Одина», «путешественник по мирам», «незримо присутствующий», и все это метафорические определения ворона. В связи с этим и самого Одина часто называют богом воронов. Возможно, именно поэтому в позднесредневековом скандинавском фольклоре Один стал богом висельников, ведь вороны – падальщики, и они всегда присутствуют там, где можно отыскать гниющую плоть.
С этой чертой воронов образ Хугина и Мунина приобретает оригинальный колорит и особую значимость для скандинавоведов. В «Третьем грамматическом трактате» Тордасон пишет: «Вспорхнули вороны с плеч Хникара, к повешенным – Хугин, к мертвецам – Мунин». Этот момент очень важен, ведь во многих средневековых текстах говорится о том, что в жертву владыке Асгарда нередко приносили людей. Несмотря на то, что с высокой долей вероятности это лишь эффектный речевой оборот, образ получается довольно ярким и запоминающимся, он вновь отсылает нас к висельникам (ведь сам Один висел на Иггдрасиле вниз головой, как повешенный, чтобы «открыть» руны) и воронам.
И здесь стоит развеять всякие мифы относительно «жертвоприношений Одину». В Стурлусоновской «Саге об Инглингах» упоминается, что князь Уппсалы Аун «принес своего старшего сына в жертву Одину». Однако эту фразу не стоит воспринимать буквально. Современные фольклористы считают, что в этом эпизоде говорится о том, что Ауну пришлось сделать своего первенца жрецом Одина. По сути это и есть жертва, ведь традиционно старший сын должен наследовать трон, но, будучи жрецом, он не может этого сделать.
Любопытно отметить, что вороны Хугин и Мунин настолько полюбились скандинавам, что во время холодной войны шведы назвали их именами разведывательные зонды. В 1952 году самолет-разведчик Хугин был сбит пилотом МиГ-15, это важный исторический эпизод, который теоретически мог привести к началу полноценных военных действий.