Что означает воспитательная функция семьи

Основные функции семьи

Что означает воспитательная функция семьи. Смотреть фото Что означает воспитательная функция семьи. Смотреть картинку Что означает воспитательная функция семьи. Картинка про Что означает воспитательная функция семьи. Фото Что означает воспитательная функция семьи

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Что такое семья?

Семья — это малая социальная группа, ячейка общества, которая основана на браке и кровном родстве, а ее члены связаны общим бытом и ответственностью друг перед другом.

Есть и второе определение. Семья — это социальный институт, с помощью которого люди удовлетворяют важнейшие человеческие потребности.

В жизни каждой семьи есть несколько этапов. Разберем их в таблице.

Что означает воспитательная функция семьи. Смотреть фото Что означает воспитательная функция семьи. Смотреть картинку Что означает воспитательная функция семьи. Картинка про Что означает воспитательная функция семьи. Фото Что означает воспитательная функция семьи

Важно помнить, что у каждой семьи свой путь, и не обязательно она будет проходить через все этапы. К примеру, бывают бездетные пары, которых не коснется 2,3 и 4 ступени. О них мы поговорим чуть позже.

Какие функции выполняет семья?

Давайте разберемся, почему люди начали создавать семьи и какую пользу обществу приносят главные функции этого союза.

Человек формируется как личность

Репродуктивная (производственная) функция семьи

Родители воспроизводят население и удовлетворяют личное желание продолжить род

Хозяйственно-экономическая (бытовая) функция семьи

Члены семьи вместе ведут домашнее хозяйство, ухаживают за детьми и пожилыми родственниками, распределяют семейный бюджет

Функция первичного социального контроля (регулятивная)

Человек учится жить в обществе на примере родителей

Члены семьи морально поддерживают друг друга, помогают справиться с трудностями

Люди в семье получают одинаковый социальный статус в обществе по их национальности, религии и т. д.

Члены семьи защищают друг друга физически, морально и экономически

Человек перенимает нормы морали и нравственности от родителей

Досуговая функция семьи

Люди в семье проводят время вместе, могут иметь общие интересы

В браке люди удовлетворяют сексуальные потребности друг друга

Какими бывают семьи и отношения в них?

Как мы отмечали раньше, семьи бывают разные. Давайте разберемся в их видах и критериях, которые отличают эти малые социальные группы друг от друга.

Традиционная — решения принимает мужчина.

Эгалитарная — мужчина и женщина вместе принимают решения.

Распределение домашних обязанностей

Патриархальная — домашними обязанностями занимается женщина, но работает и ответственность за семью несет мужчина.

Матриархальная — домашними делами занимается мужчина, но работает и ответственность за семью несет женщина.

Эксплуататорская — работают оба супруга, но домашними делами занимается женщина.

Партнерская — домашние дела, работу и ответственность за семью супруги делят поровну.

Нуклеарная — состоит из супругов и их детей.

Расширенная — состоит из супругов, их детей и родственников, которые живут с ними.

Полигамная — у мужа есть несколько жен, либо у жены — несколько мужей.

Бездетная — у пары нет детей.

Малодетная — у супругов есть 1–2 ребенка.

Многодетная — у пары есть 3 и более детей.

Полная — у детей в семье есть оба родителя.

Неполная — у детей в семье есть только один родитель.

Авторитарная — родители — главный авторитет, дети обязаны выполнять их требования.

Либеральная — интересы одного члена семьи стоят выше интересов других людей и общества в целом.

Демократическая — дети и родители сотрудничают и договариваются.

Открытая — семья общается и проводит время с другими людьми, а не только между собой.

Закрытая — семья проводит досуг в своем внутреннем кругу.

Теперь давайте разберемся в отношениях семей разных типов. То, как люди будут ощущать себя в этом союзе, зависит от его психологического климата.

Психологический климат — это условия, которые возникают в семье и зависят от отношений между ее членами. Они влияют на психологическое самочувствие человека, а также сплачивает членов семьи, либо отталкивает их друг от друга.

Всего бывает 2 вида психологического климата — теплый и тяжелый. Разберем их все в таблице.

Виды психологического климата

Забота, внимание, сотрудничество

Семья наполнена любовью, ее члены доверяют, уважают и понимают друг друга

Безразличие, неуважение чужих границ, эгоизм

В семье напряженная атмосфера, частые конфликты, мало совместных положительных эмоций

Что такое семейный долг?

Семья — это не только опора, защита, но и ответственность людей друг перед другом. Для этого явления есть специальный термин — семейный долг. Разберемся в нем подробнее.

Семейный долг — это нравственные требования к людям внутри семьи и личные правила, которые ее члены договариваются соблюдать.

Виды семейного долга

Долг родителей перед обществом

Долг родителей перед детьми

Долг детей перед родителями

Заботиться о детях и создавать комфортные условия для их развития

Распределить между собой равные права и обязанности в воспитании детей, заботиться об их здоровье, психологическом развитии, защищать и материально обеспечивать до 18 лет

Во взрослом возрасте заботиться о родителях, их благополучии и семейном быте

Как развиваются современные семьи?

Со временем общество меняется, а вместе с ним — и представления людей о том, какой должна быть семья. В XXI веке наметились тенденции, которые меняют привычный взгляд на этот союз.

Положение женщин в семье меняется, т. к. растет их авторитет в обществе.

Традиционных или патриархальный семей становится все меньше.

На первый план выходят партнерские семьи, в которых супруги делят между собой обязанности, вместе принимают решения и поддерживают друг друга.

Разрушается многопоколенная (или расширенная) концепция семьи, когда все родственники живут под одной крышей.

Преобладают нуклеарные семьи, которые состоят из супругов и детей.

Понятия «брак» и «семья» становятся менее связаны. Многие люди годами живут вместе и воспитывают общих детей без штампа в паспорте.

Растет количество разводов, неполных семей и повторных браков.

Проверь себя

Давайте проверим, как хорошо вы усвоили материал об основных функциях семьи и других ее характеристиках. В этом блоке мы собрали 5 заданий, которые помогут узнать это.

Задание 1

Рассмотрим вымышленную ситуацию.

Михаил и Оксана не женаты, но живут вместе уже 10 лет и в строгости воспитывают общего ребенка — 5-летнего Сашу. В одной квартире с ними живет Антонина Васильевна — мать Оксаны. Сама Оксана занимается воспитанием сына, хозяйничает по дому и вечером подрабатывает мастером ногтевого сервиса. Михаил же работает таксистом и не помогает Оксане с домашними делами, потому что это, по его мнению, не мужское дело. Он зарабатывает меньше гражданской супруги, но все равно принимает все решения и считает себя главой семьи.

Подумайте и отнесите эту семью к какому-либо типу по категориям, которые мы изучили в статье. Предположите: какой психологический климат может царить в этом союзе? Аргументируйте свое мнение.

Задание 2

Ниже мы перечислили 5 утверждений об основных функциях семьи в жизни общества и других ее характеристиках. Разделите их на верные и неверные.

Тот или иной психологический климат — это результат отношений между членами семьи.

По количеству детей семьи делятся на 2 группы.

Родители обязаны содержать своего ребенка материально до 16 лет, пока он не найдет работу.

При рождении ребенок перенимает социальный статус своих родителей.

Все семьи проходят одинаковый жизненный цикл.

Задание 3

Еще раз перечитайте раздел о функциях и чертах современных семей. Подумайте, какие из них вы считаете положительными, а какие — отрицательными? Аргументируйте ответ.

Задание 4

Подумайте, почему в наши дни устарела расширенная модель семьи, которая была повсеместной в обществе раньше? Расскажите о своем отношении к этой тенденции.

Задание 5

Расскажите о своем отношении к понятию «семейный долг». Как к нему относятся в вашей семье?

Семья — не только часть жизни каждого человека, но и тема ряда вопросов на экзаменах по обществознанию. Если вы хотите подтянуть знания по этому предмету и получить больше баллов, советуем заниматься с грамотным наставником. Мы создали курсы подготовки к ОГЭ по обществознанию, которые помогут заполнить пробелы, стать увереннее в себе и подготовиться к экзамену без стресса. Попробовать обучение на платформе Skysmart можно на бесплатном вводном уроке.

Источник

Функции семьи. Основные и вторичные функции семьи

Семья представляет собой социальный институт, наделенный различными функциями, которые постепенно изменялись в историческом развитии.

Функции семьи делят на основные и вторичные. Основные функции представлены на всех этапах развития семьи, роль вторичных функций возрастала или уменьшалась в разные исторические периоды.

Основными функциями семьи являются репродуктивная, воспитательная и хозяйственно-экономическая функции.

Репродуктивная функция

Репродуктивная функция отвечает за биологическое воспроизводство населения (деторождение) и является одной из важнейших функций. Так же репродуктивная функция регулирует сферу сексуальных отношений супругов, которая является важной для гармоничных и здоровых отношений. В основе репродуктивной функции должны учитываться индивидуальные запросы и права каждого из супругов.

Социальная политика большинства стран мира направлена на поддержку родительства как цели создания семьи.
Сегодняшняя демографическая ситуации характеризуется следующими аспектами:

В российской семье так же наблюдается снижение рождаемости из-за наличия социальных и экономических проблем, с которыми сталкивается наше общество в последние десятилетия.

Воспитательная функция

Воспитательная функция (функция социализации) направлена на передачу детям общепризнанных социальных ценностей, обучение детей социальным ролям, признанным в обществе.

Социолог Т. Парсонс отмечал, что первичная социализация, которая осуществляется в семье, положительно влияет на весь последующий процесс включения личности в общественные структуры. Именно с детства ребенок усваивает ценности и нормы, которым потом руководствуется в жизни.

В истории известны факты, когда роль первичной социализации возлагали на государство (система общественного воспитания в СССР и культурная революция в КНР, кибуцы в Израиле и социалистические эксперименты в Швеции). Однако все эти попытки показали свою несостоятельность и неэффективность.

Нельзя оставить без внимания факты негативной социализации в неблагополучных семьях. В России особого внимания требуют проблемы беспризорничества, алкоголизма и наркомании в семье, малолетней преступности и детской проституции.

Хозяйственно-экономическая функция

Хозяйственно-экономическая функция семьи связана с ведением домашнего хозяйства, организацией семейного потребления, формированием семейного бюджета, разделением обязанностей по дому и т.д.

В доиндустриальном обществе семья представляла собой основу экономической ячейки общественной жизни. С переходом к индустриальной стадии развития, данная сторона семьи минимизируется, семья превращается из производительной ячейки общества в потребительскую. Члены семьи должны теперь больше работать вне дома, чтобы получать средства для покупки количественно и качественно возрастающего набора товаров и услуг.

Важно отметить, что занятость в общественном производстве одних членов семьи является условием обеспечения жизнедеятельности других (детей, инвалидов, стариков и других). В каждой семье происходит взаимный обмен услугами, именно поэтому необходимо разделение домашних обязанностей между членами семьи.

Так же в хозяйственно-экономическую функцию семьи входит передача имущества и финансовых сбережений детям по наследству. Если в советское время этот аспект не был отражен в законе, то в сегодняшней российской правовой системе он обрел легитимность и отражение в законодательстве.

Функция эмоционального и духовного общения

Функция эмоционального и духовного общения является одной из основных функций, т.к. в семье человек получает помощь и поддержку, удовлетворяет свои потребности в эмоциональном общении и взаимопонимании. Если в семье не хватает тепла, любви и взаимопонимания, то в этой семье чаще будут проявляться поведенческие и эмоциональные трудности.

Семья обеспечивает эмоциональную стабильность не только своих членов, но еще и тех людей, с которыми она взаимодействует. Совместное проведение досуга членов семьи усиливает их сплоченность, способствует пониманию друг друга.Благодаря данной функции в значительной степени создаются благоприятные условия для реализации целей, поставленных семьей.

Функция эмоционального и духовного общения реализуется более успешно, если семья поддерживает широкие контакты и дружественные отношения со своими родственниками (бабушками, дедушками, дядями, тетями, племянниками и т.д.)

Вторичные функции семьи

К вторичным функциям семьи относят статусную функцию, функцию первичного социального контроля, досуговую функцию.

Статусная функция связанна с тем, что принадлежность к семье позволяет человеку подтвердить и закрепить занимаемые им позиции (традиционное общество), либо даже продвинуться в социальной иерархии (современное общество). В некоторых странах наличие семьи служит фактором уважения и престижа не только в глазах общества, но и в собственном понимании.

Функция первичного социального контроля регламентирует поведение семьи через взаимную ответственность и обязательства в отношениях между ее членами, с учетом возраста, занимаемого места в структуре семьи и выполняемых ролей. В случаях нарушения членом семьи общепринятых социальных норм первичный контроль семьи поддерживается правами и моральными санкциями общества.

Досуговая функция обеспечивает организацию досуга в семейной группе, совместное времяпрепровождение членов семьи на основе взаимных интересов.

Этот перечень функций не является исчерпывающим, он может быть продолжен, однако все другие функции будут, в той или иной степени, модификациями уже рассмотренных.

Источник

Воспитательная функция семьи: важность и смысл воспитания

Воспитательная функция семьи — одна из главных функций, определяющих духовно-нравственное и социальное развитие ребёнка. Всё идёт из семьи… Сколько раз каждый из нас слышал эту фразу? Что мы получаем в семье и как формируется личность ребёнка, воспитывающегося в семье?

Что означает воспитательная функция семьи. Смотреть фото Что означает воспитательная функция семьи. Смотреть картинку Что означает воспитательная функция семьи. Картинка про Что означает воспитательная функция семьи. Фото Что означает воспитательная функция семьи

Воспитательная функция в семье рассматривается в отношении как родителей, так и ребёнка. Не только взрослые воспитывают детей, но и те, в свою очередь, заставляют родителей пересмотреть свои взгляды на жизнь.

С появлением детей в жизни человека меняется всё: не только жизненный уклад, но и отношение к жизни. Новый вид ответственности за жизнь и безопасность другого человека приводит к переоценке ценностей и формирует новую картину мира.

В чём заключается воспитательная функция семьи, в чём её особенность и ценностный потенциал?

Воспитательная функция семьи: что это значит?

Говоря о семье как о социальной ячейке общества, мы прежде всего имеем в виду природное родство и общность взглядов, интересов, потребностей детей и взрослых. Речь идёт не просто о совместном проживании на одной территории, а о том, что составляет духовно-нравственную основу личности.

Воспитательная функция семьи реализуется в действии. Эта реализация будет успешной, если слова взрослых совпадают с делом.

Успешность воспитательного процесса зависит от того, какой стиль поведения выбирают родители, выстраивая парадигму общения с ребёнком.

Воспитательная функция семьи: что родители могут дать детям?

Родители — пример для детей

Мама и папа — это те взрослые, которые находятся рядом с ребёнком с момента его рождения. Ребёнок познаёт мир, приобретая собственный опыт и усваивая опыт родителей. Как говорится в известной английской пословице, «Не воспитывайте детей, всё равно они будут похожи на вас». Вы никогда не задумывались над тем, как точно передан смысл воспитательной функции семьи в одном предложении?

Что означает воспитательная функция семьи. Смотреть фото Что означает воспитательная функция семьи. Смотреть картинку Что означает воспитательная функция семьи. Картинка про Что означает воспитательная функция семьи. Фото Что означает воспитательная функция семьи

Родители — первые и самые значимые «учителя» для ребёнка. Он воспринимает близких ему взрослых как идеал, которому нужно подражать, на который он стремится быть похожим. Ребёнок усваивает не только всё хорошее, что есть в родителях, но и вредные привычки и нехорошие дела.

Если с детства ребёнок видит, что его родители курят или употребляют спиртные напитки. Ребёнок воспринимает это как норму. Взрослея, он может перенять эти вредные привычки. И неудивительно, что будучи еще совсем юным, ребёнок попробует сигареты и алкоголь на вкус.

Следует обращать внимание и на то, как проходит общение внутри семьи. Какое оно — доброе, агрессивное или в семье царит душевный холод и равнодушие? Глядя, как относятся родители друг к другу, ребёнок усваивает для себя модель поведения и переносит её во взрослую жизнь. И больших усилий потом стоит ему перебороть свою натуру и изменить поведение, если оно несёт негативный посыл.

Модель поведения в обществе

Родители — это значимые взрослые для ребёнка не только внутри семьи, но и во внешнем пространстве. А вы никогда не замечали, что ребёнок следует очень знакомым моделям поведения, общаясь с окружающими людьми?

Эти поведенческие модели он заимствует у родителей. И чем старше он становится, тем ярче проявляются в его поведении неосознанные родительские установки. Поэтому важно подавать ребёнку правильный пример взаимоотношений с другими людьми, воспитывая в нём такие важные качества личности, как вежливость, чувства такта, уважения и способность сопереживать собеседнику.

Не удивляйтесь, если вдруг услышите, что ваш ребёнок грубо разговаривает со своим другом или пытается дерзить в ответ на ваши замечания или просьбы. А сколько раз вы позволяли себе нелестные высказывания в адрес других людей или просто поругались с кассиром в магазине? Такие ситуации не проходят бесследно, а оставляют в душе ребёнка неизгладимый след.

Модель поведения в обществе формируется под влиянием родительских установок.

Важность родительского авторитета

Что означает воспитательная функция семьи. Смотреть фото Что означает воспитательная функция семьи. Смотреть картинку Что означает воспитательная функция семьи. Картинка про Что означает воспитательная функция семьи. Фото Что означает воспитательная функция семьи

Эта характеристика тесно связана с формированием социальной поведенческой моделью и определяется позицией родителей по отношению к собственным детям, другим людям.

Авторитет, основанный на уважении и взаимопонимании, когда все члены семьи имеют своё мнение и могут свободно высказывать его, является лучшей почвой для воспитания в ребёнке адекватной самооценки, ответственности, уважения к другим людям, способности сопереживать.

В педагогике также упоминается «авторитет любви». Несмотря на позитивное название, эта тактика родительского и детского взаимодействия несёт в себе негативный оттенок. Любовь без меры и воспитание на основе вседозволенности и всепрощения, приводит к тому, что ребёнок вырастает эгоистичным, требовательным, часто безосновательно, к окружающим.

«Авторитет подкупа», когда родители ни в чём не отказывают своему чаду, «доказывая» свою любовь материальными ценностями, также наносит вред и формирует ложное представление об истинных ценностях человека.

Нет ничего страшнее «авторитета подавления», основанного на страхе, угрозах, наказаниях. Дети, воспитанные на эмоциональном терроре, вырастают слабыми, безвольными. Их агрессивность приводит к печальным последствиям.

Эти ложные авторитеты оказывают негативное влияние на воспитательный процесс и способны вызвать необратимые явления в формировании личности ребёнка.

Воспитательная функция семьи: что получают родители?

Что означает воспитательная функция семьи. Смотреть фото Что означает воспитательная функция семьи. Смотреть картинку Что означает воспитательная функция семьи. Картинка про Что означает воспитательная функция семьи. Фото Что означает воспитательная функция семьи

Пока ребёнок маленький и не может самостоятельно обеспечивать свою жизнь (речь идёт не столько о материальных благах, сколько о способах существования в обществе), родители берут на себя ответственность за его жизнь и развитие, воспитывая в нем положительные черты личности. Ребёнок нуждается в них, получая не только удовлетворение жизненно необходимых потребностей, таких как потребность в еде, тепле, безопасности.

Немаловажное значение имеют духовно-нравственные «желания» ребёнка. Он нуждается в любви, вере, понимании и поддержке со стороны взрослых. Если родителям удаётся соединить эти составляющие — физиологическую и духовную, ребёнок растёт в атмосфере любви и счастья. Если возникают проблемы в какой-то одной из этих сфер, то они отразятся и на другой тоже.

Продолжение рода

Дети в семье — это счастье и смысл жизни, которые определяют сущность человеческой жизни. В детях продолжается человеческий род. Это самая высшая награда для человека. Поэтому важно воспитать в ребёнке те качества, которыми можно гордиться и которые нужно транслировать в обществе.

Что означает воспитательная функция семьи. Смотреть фото Что означает воспитательная функция семьи. Смотреть картинку Что означает воспитательная функция семьи. Картинка про Что означает воспитательная функция семьи. Фото Что означает воспитательная функция семьи

Воспитательная функция семьи способствует накоплению и передаче из поколения в поколение человеческого опыта, нравственных ценностей и морально-этических установок человечества.

Сохранение культурных традиций

Что означает воспитательная функция семьи. Смотреть фото Что означает воспитательная функция семьи. Смотреть картинку Что означает воспитательная функция семьи. Картинка про Что означает воспитательная функция семьи. Фото Что означает воспитательная функция семьи

Семья — это настоящий кладезь культурного наследия. Воспитывая ребёнка в духе национальных традиций, родители не только формируют мощную платформу для развития духовно-нравственных качеств личности, но и сохраняют культурную память народа. Сильная культурная составляющая сохраняется в семьях, где чтут традиции рода, нации, соблюдая их в повседневной жизни, тем самым показывая их важность в жизни не только одной семьи, но и целых поколений.

Меняемся местами

Отдавая свои силы, любовь, ласку детям, родители учат их жить в этом мире, воспитывают в них качества, которые станут основой для успешного существования в социуме. Сначала ребёнок воспринимает на веру всё, что родители предлагают ему. Взрослея, он начинает сомневаться и пробует самостоятельно разобраться и найти решение, часто спотыкаясь и «набивая шишки», но приобретая собственный бесценный опыт.

Со временем ситуация меняется, дети взрослеют и общаются с родителями с позиции собственных представлений о жизни. Теперь детям приходится помогать взрослым. И вот здесь важно то, как воспитывали ребёнка в детстве, чем наполнили его душу родители. Это как зеркало: в поведении уже взрослых детей отражается поведение родителей. Что посеешь, то и пожнёшь, поэтому нужно правильно и ответственно подходить к процессу воспитания ребёнка.

Сидяева Кристина Вениаминовна

Магистр педагогики ГАУДО «Оренбургский областной дворец

творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко»

Источник

Воспитательные функции семьи

Семья – многослойное социальное образование и является предметом изучения разноплановых дисциплин. Социальный портрет современной семьи, прежде всего, характеризуется демографическими показателями: численностью, размером и составом семей, коэффициентами брачности, детности и разводимости, числом детей, проживающих в неполных семьях.

Семья сегодня испытывает дефицит компетентности по вопросам формирования у детей позитивных социальных, установок, по взаимодействию со специалистами при необходимости консультативной психолого-педагогической, специализированной медицинской и социально-правовой помощи. Одновременно педагоги, школьные психологи, социальные работники испытывают затруднения в работе с такими семьями, так как слабо разработано методическое обеспечение компетентного отношения к проблемному поведению детей.

Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.

На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: появляются новые функции, отмирают или наполняются иным содержание ранее возникшие.

Воспитательная функции семьи

Воспитательная функция является одной из важнейших функций семьи. Даже самое хорошее дошкольное учреждение, а затем и школа не могут дать ребенку ту гамму чувств и широкий круг понятий о жизни, который дает семья.

Отношения родителей между собой, их отношения к детям, внутрисемейная атмосфера – все это уже само по себе воспитывает личность. Дети переносят стиль семейных отношений в сферу общения с товарищами, в школу, во двор, а потом и повзрослев, в трудовые коллективы.

Воспитать настоящего человека – непростое дело, оно требует и времени, и сил, и знаний, и определенных навыков, и высокой требовательности отца и матери к самим себе.

Между тем жизнь свидетельствует о том, что немало родителей по неопытности, по незнанию, по легкомыслию допускает серьезные, порой неисправимые ошибки в воспитании детей.

Семья являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

· Демографический — структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; бездетная, однодетная, мало- или многодетная).

· Социально-культурный — образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.

· Социально-экономический — имущественные характеристики и занятость родителей на работе.

· Технико-гигиенический — условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Отношения родителей между собой, их отношения к детям, внутрисемейная атмосфера – все это уже само по себе воспитывает личность. Дети переносят стиль семейных отношений в сферу общения с товарищами, в школу, во двор, а потом и повзрослев, в трудовые коллективы.

Воспитать настоящего человека – непростое дело, оно требует и времени, и сил, и знаний, и определенных навыков, и высокой требовательности отца и матери к самим себе.

Между тем жизнь свидетельствует о том, что немало родителей по неопытности, по незнанию, по легкомыслию допускает серьезные, порой неисправимые ошибки в воспитании детей.

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма и интернационализма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент — специфика самого процесса семейного воспитания.

Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитательный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Сама естественная жизнь в семье учит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.

Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все это сильно усложняется. А. С. Макаренко писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребенка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком».

Выходит, воспитательная функция органически сливается с репродуктивной. Тесная взаимосвязь существует и между другими функциями.

Заключение

Воспитательная функция тесно связана с репродуктивной, когда речь идет о социальном воспроизводстве населения. Семья дает первичную социализацию индивиду, ребенку, учит его жить среди людей. Но этими мерами не ограничивается ее воспитательная функция. Семья прививает ребенку основы определенных идейно-политических взглядов, мировоззренческих установок, в семье он познает и осваивает нравственные нормы, здесь же у него вырабатываются первичные навыки и образцы поведения, шлифуются индивидуальные нравственно-психологические черты, особенности. Да и фундамент физического здоровья и развития закладывается в семье. Это происходит, прежде всего, благодаря воспитательной деятельности семьи, то есть целенаправленному воздействию на ребенка с целью привития ему определенных заранее заданных качеств с учетом требований общества. Воспитание осуществляется в процессе повседневного общения ребенка с членами семьи, родственниками, всеми людьми, с которыми семья поддерживает более или менее постоянные отношения. Такая первичная социализация служит как бы соединительным звеном между «малым» миром ребенка, где он получает свои первые впечатления от жизни, с «большим» миром, в который он переходит по мере созревания.

Список литературы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *