Что означает воздействие в речевой ситуации

Речевое воздействие

Изучение скрытых способов достижения эффективного речевого воздействия: убеждения, внушения, принуждения, заражения, психического подражания. Определение понятия косвенного воздействия, как употребления языковых форм для выражения иллокутивной силы.

РубрикаИностранные языки и языкознание
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления27.05.2014
Размер файла27,1 K

Что означает воздействие в речевой ситуации. Смотреть фото Что означает воздействие в речевой ситуации. Смотреть картинку Что означает воздействие в речевой ситуации. Картинка про Что означает воздействие в речевой ситуации. Фото Что означает воздействие в речевой ситуации

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Природа речевого воздействия

2. Способы достижения эффективного речевого воздействия

3. Прямые и косвенные средства речевого воздействия

Под речевым воздействием понимается «использование особенностей естественного языка с целью построения сообщений, обладающих повышенной способностью воздействия на адресата».

В настоящее время происходит активное расширение сфер человеческого общения, все большее значение приобретает речевое воздействие, при помощи которого решаются различного рода задачи, такие, например, как организация бизнеса, поиск клиентов, успешное ведение переговоров, извлечение прибыли и т.п. Поэтому, по словам Е.Г. Гришечко, «передача речевых сообщений никогда не является конечной целью общения, это передача всегда есть только средство достижения других целей, конечной из которых является цель управления деятельностью собеседника». Гришечко Е.Г. Определение понятия речевого воздействия и виды этого воздействия / Гуманитарные и социальные науки, 2008, № 4 С. 33

Целью данной работы является изучение понятия речевого воздействия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— изучить природу речевого воздействия;

— изучить способы достижения эффективного речевого воздействия;

— рассмотреть прямые и косвенные средства речевого воздействия.

1. Природа речевого воздействия

Чтобы пояснить соотношение широкого и узкого пониманий речевого воздействия, необходимо заметить, что потребность в языковом общении между людьми возникает в том случае, если они должны в дальнейшем каким-то образом взаимодействовать друг с другом.

Например, одному из собеседников предстоит выполнить приказ или просьбу другого; или ответить на его вопрос; или поддаться на его увещевания; или, допустим, собеседникам предстоит где-то встретиться, и они обмениваются по этому поводу обещаниями быть в условленное время в условленном месте; или один из собеседников сообщает о чем-то другому и рассчитывает на то, что другой будет в дальнейшем поступать в соответствии с полученным им знанием; и так далее.

Столь широкое понимание речевого воздействия, однако, оказывается малосодержательным. Для обоснования узкого понимания необходимо указать на то, что слушающий имеет какие-то свои интересы и не всегда бывает готов занять то место, которое уготовано ему в планах говорящего. Мало кто, не размышляя, готов выполнить приказ прыгнуть с пятнадцатого этажа; далеко не всякий человек гарантированно отреагирует на призыв голосовать за «Блок Жириновского» или согласится считать колготки «Omsa» лучшими от Москвы и до Находки; и даже просто прослушать выпуск новостей или хорошо запомнить и в дальнейшем отличать название какой-нибудь фирмы склонен не каждый.

Что же касается «просачивания», то именно оно традиционно представляет основной интерес для теории речевого воздействия, хотя, конечно, границы между перечисленными подходами и соответствующими дисциплинами весьма относительны. В частности, так называемые «приемы управления людьми», перечисляемые в многочисленных практических пособиях, обычно написанных психологами, соединяют в себе разные принципы эффективного преодоления защитных барьеров сознания.

Тот факт, что предметом теории речевого воздействия являются прежде всего те ситуации, в которых объект воздействия не осознает, что является таковым, обусловил большую популярность такой категории, как языковое манипулирование. В общем случае она описывает именно такую ситуацию, и неспроста в этом термине используется определение «языковое», явно указывающее на узкое понимание, однако термин «манипулирование» обладает одним неприятным свойством: он сам по себе манипулятивен. Прототипическая ситуация манипуляции предполагает, что манипулируемый не просто не осознает воздействия, но к тому же действует в его результате во вред себе (а манипулятор преследует преимущественно неблаговидные цели). Такое развитие значения понятно и оправданно: коли я не ведаю, что творю, то мною могут воспользоваться в целях, вовсе не соответствующих моим собственным. Однако если термин «манипулирование» начинает употребляться как родовой, то навязываемая им неявная оценка приводит к заведомо негативной интерпретации таких ситуаций, которые, быть может, ее не требуют или не заслуживают. Называя кого-то умелым манипулятором, вы не только делаете утверждение об эффективности речевого воздействия, осуществляемого эти лицом, но и негативно и при этом неявно оцениваете его: словоупотребление, ничем не лучшее, чем хрестоматийные примеры смысловых пар типа шпион/разведчик или опаздывать/задерживаться, основное различие между которыми является оценочным.

2. Способы достижения эффективного речевого воздействия

Теория речевого воздействия включает следующие основные проблемы: понятие общения, понятие речевого воздействия, понятие эффективного речевого воздействия, способы речевого воздействия.

Перечислим скрытые способы достижения эффективного речевого воздействия:

Речевое воздействие как наука об эффективном и цивилизованном общении учит нас обходиться без принуждения.

Помимо внушения и убеждения, к способам речевого воздействия, по мнению ряда исследователей, относятся заражение (Е.Ф. Тарасов, В.Н. Панкратов, М.Р. Желтухина) и подражание (В.Н. Панкратов, М.Р. Желтухина).

5. Психическое подражание следование некоему примеру, образцу; самостоятельное копирование действий, воспринятых у других. У подростков и взрослых подражание выступает элементом научения в некоторых видах деятельности, либо служит цели идентификации с референтной личностью (группой). Очевидно, в ракурсе речевого воздействия подражание следует отнести либо к отсроченному речевому, внутреннему голосу «суперэго», либо к следствию внушения.

6. Способ применения различных факторов:

3. Физического поведения во время речи (движение, жесты, позы).

4. Манеры (дружелюбие, искренность, эмоциональность, немонотонность, воодушевление).

5. Размещения в пространстве.

7. Количества участников.

9. Жанра (приказ, просьба, спор и т.д.)

Разъяснение и информирование, согласно Федоровой, включают в себя сообщения и суждения; они могут изменять образ мыслей и степень осведомленности собеседника и тем самым оказывать воздействие на него, «не обладая, однако, большой силой воздействия». Мельник Г.И. Схемы и способы речевого воздействия. Санкт-Петербург: Изд-во Феникс, 2004. С. 91

3. Прямые и косвенные средства речевого воздействия

По характеру взаимодействия субъекта с объектом различается прямое воздействие, когда субъект открыто предъявляет объекту воздействия свои притязания и требования, и косвенное воздействие, непосредственно направленное не на объект, а на окружающую его среду. Желтухина М.Р. Специфика речевого воздействия тропов в языке СМИ: Автореф. дис. доктора филол. наук. М., 2004. С.13

Русский язык обладает настолько богатыми и выразительными средствами, что позволяет одно и то же явление, предмет и одни и те же ситуации описывать по-разному. А это приводит к возможности создавать свои манипулятивные картины действительности. Ни для кого не секрет, что в различных сферах общества (политической, медийной, бизнес-коммуникациях и т.п.) все чаще используют косвенные средства речевого воздействия, которые скрыто воздействуют на собеседника, принуждая его к определенному действию. Использование различных средств речевого воздействия, при котором происходит манипулирование личностью, как в повседневной жизни, так и в других сферах жизни общества, стало довольно распространенным явлением.

Когда говорят о средствах речевого воздействия, очень часто упоминают термин «манипулирование», которое используется практически во всех сферах человеческого общения: в политике, психологии, рекламе, образовании и воспитании, бизнесе и т.д. Речевое манипулирование можно определить как использование языковых средств, воздействующих на собеседника. речевой языковой воздействие убеждение

Необходимо различать манипулирование общественным сознанием, которое производится через средства массовой информации и распространяется на большое число людей, и межличностную манипуляцию, использующуюся людьми в их непосредственном общении друг с другом для достижения личных целей.

Речевые манипуляции можно отнести к скрытой манипуляции. Выделим некоторые речевые приемы, которые используются в речевом воздействии.

1. Замена убеждения внушением.

2. «Перетасовка», то есть упоминание только положительных или отрицательных (в зависимости от ситуации) фактов и доводов и умалчивание противоположных.

3. Неожиданность», то есть использование в речи какой-либо неизвестной или неожиданной информации.

4. «Да-да-да». Это такая тактика, когда собеседнику задается несколько вопросов подряд, на которые он обязательно ответит «да», и есть большая вероятность, что на следующий, важный для вас вопрос, собеседник ответит также «да».

5. Использование повторов. Повторение обладает сильным средством воздействия, так как повторение наиболее важных положений закрепляет их в сознании и приводит к тому, что собеседник к ним привыкает и начинает принимать ваши доводы и рассуждения, соглашаться с вашей точкой зрения.

6. Использование эвфемизмов, то есть слов, представляющих действительность в более выигрышном и благоприятном свете, нежели она есть на самом деле, а также метафор, которые создают красочный образ. Такие слова могут оказать мощное эмоциональное воздействие.

7. Акцентировка. Монотонность речи может «усыпить» собеседника, поэтому в своей речи необходимо делать логические ударения, паузы, выделять голосом отдельные, наиболее значимые, слова и фразы, изменять темп речи.

8. Упрощение, то есть использование конструкции «или-или».

9. Использование иностранных слов, терминов, а также общеупотребительных штампов (хорошо известно, что…, имеет огромное теоретическое или практическое значение…, сегодня каждый знает и т.п.) 13

10. Выборный подбор информации. Этот прием состоит в том, что используются только те факты, которые являются выгодными для информационно-психологического воздействия.

11. «Информационный шум». В основе этой манипулятивной уловки лежит принцип, когда основная информация добавляется множеством других материалов, не относящихся к рассматриваемой теме (сложные теоретические выкладки, заумные выступления специалистов). В результате главная тема как бы размывается, теряется ее основной смысл.

Искусство речевого воздействия заключается в умении говорящего усилить свою коммуникативную позицию, защитить ее от давления собеседника. С этой целью используются различные вербальные и невербальные приемы коммуникации.

Безусловно, раскрытие значений наиболее частых поз и жестов не является универсальным; их воздействие на аудиторию может оказаться противоположным в различных ситуациях и будет зависеть от состава аудитории, темы и места выступления, личных качеств говорящего. Наличие у оратора тихого голоса не указывает на провал выступления. Тем не менее, по моему мнению, рациональное и умелое пользование средствами речевого воздействия поможет установить необходимую атмосферу общения и создаст приятное впечатление о человеке как собеседнике.

Таким образом, выполнив работу, мы достигли поставленной цели изучение понятия речевого воздействия. Для достижения поставленной цели решили следующие задачи:

— изучили природу речевого воздействия;

— изучили способы достижения эффективного речевого воздействия;

— рассмотрели прямые и косвенные средства речевого воздействия.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Парадигма ведущих подходов к изучению речевого воздействия. Проблема разграничения прямого и косвенного речевого воздействия. Специфика репрезентации тактик, реализующих макростратегии манипулирования и суггестии. Тактики рациональной аргументации.

дипломная работа [261,3 K], добавлен 13.11.2017

Стратегии и тактики речевого общения в рамках речевой коммуникации, приемы воздействия на партнера по коммуникации, приемы манипуляции и операции над высказываниями. Речевое общение и взаимодействие, речевое воздействие с точки зрения когнитивистики.

реферат [35,8 K], добавлен 14.08.2010

Определение понятия стратегии в междисциплинарном аспекте. Сущность коммуникативных стратегий в лингвистике. Процесс речевого воздействия, составляющие структуры деятельности и ее классификация. Собственная и чужая мысль как предмет речевой активности.

реферат [115,4 K], добавлен 10.08.2010

Речевое взаимодействие в агональном жанре политического дискурса, как предвыборные теледебаты, организованого вокруг конфликта целей участников. Взаимодействие в агональном диалоге, речевого воздействия. Интродуктивная, варьирующая, аддитивная стратегии.

реферат [40,9 K], добавлен 10.08.2010

Определение понятия «ирреальность». Современная классификация форм ирреальности. Выделение и описание различных способов выражения ирреальности в английском языке. Анализ употребления средств выражения ирреальности в художественных текстах Конан Дойла.

курсовая работа [47,8 K], добавлен 23.06.2009

Источник

Виды речевого воздействия

Что означает воздействие в речевой ситуации. Смотреть фото Что означает воздействие в речевой ситуации. Смотреть картинку Что означает воздействие в речевой ситуации. Картинка про Что означает воздействие в речевой ситуации. Фото Что означает воздействие в речевой ситуации Что означает воздействие в речевой ситуации. Смотреть фото Что означает воздействие в речевой ситуации. Смотреть картинку Что означает воздействие в речевой ситуации. Картинка про Что означает воздействие в речевой ситуации. Фото Что означает воздействие в речевой ситуации Что означает воздействие в речевой ситуации. Смотреть фото Что означает воздействие в речевой ситуации. Смотреть картинку Что означает воздействие в речевой ситуации. Картинка про Что означает воздействие в речевой ситуации. Фото Что означает воздействие в речевой ситуации Что означает воздействие в речевой ситуации. Смотреть фото Что означает воздействие в речевой ситуации. Смотреть картинку Что означает воздействие в речевой ситуации. Картинка про Что означает воздействие в речевой ситуации. Фото Что означает воздействие в речевой ситуации

Что означает воздействие в речевой ситуации. Смотреть фото Что означает воздействие в речевой ситуации. Смотреть картинку Что означает воздействие в речевой ситуации. Картинка про Что означает воздействие в речевой ситуации. Фото Что означает воздействие в речевой ситуации

Что означает воздействие в речевой ситуации. Смотреть фото Что означает воздействие в речевой ситуации. Смотреть картинку Что означает воздействие в речевой ситуации. Картинка про Что означает воздействие в речевой ситуации. Фото Что означает воздействие в речевой ситуации

Под воздействием понимается «действие, направленное на кого-то или что-то с целью добиться чего-нибудь и внушить что-нибудь» (по С.И. Ожегову).

Различаются два основных вида речевого воздействия: вер­бальный (при помощи слов) и невербальный.

Все эти факторы сопровождают и дополняют речь и рассмат­риваются в речевом воздействии исключительно в их соотноше­нии с речью, что и позволяет использовать термин «невербальное речевое воздействие».

В нашем внешнем поведении проявляется то многое, что у нас происходит и есть внутри. Только эти проявления нужно уметь распознать.

За отдельными, едва заметными проявлениями рук, глаз, позы (т.е. невербальными средствами коммуникации) важно увидеть настроение, желание, помыслы вашего партнера по общению, чтобы на основе полученной информации постичь характер человека и установить взаимосвязь черт его личности. И уже, исходя из этого, начинать процесс воздействия на его мысли, чувства и т.п.

Иными словами, совокупность средств невербального воздействия призвана выполнять следующие функции:

Что же невербальные средства вносят в общение? Они:

Владея невербальными средствами, человек может:

Остановимся более подробно на каждом виде невербального воздействия.

Что означает воздействие в речевой ситуации. Смотреть фото Что означает воздействие в речевой ситуации. Смотреть картинку Что означает воздействие в речевой ситуации. Картинка про Что означает воздействие в речевой ситуации. Фото Что означает воздействие в речевой ситуации

Выразительное движение перестает быть просто органической реакцией; в процессе общения оно само становится действием и притом общественным действием, существеннейшим актом воздействия на людей». (Пример значения жестов см. в статье «Виды коммуникации» (см. Приложение 7) и статье Д. Ниренберга, Г. Калеро «Как читать человека, словно книгу» (см. Приложение 8).

Паралингвистическая (или акустическая) и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальному воздействию.

Паралингвистическая система – это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон, тональность.

Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, связанных со звуком, например, покашливаний, плача, смеха, сам темп речи.

Проксемика— это особая область психологии, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Пространство и время организации процесса выступают в качестве особой знаковой системы, несут смысловую нагрузку, являются компонентами коммуникативных ситуаций.

Так, размещение партнеров по общению лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, что влияет на процесс воздействия на общающихся.

Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по общению, так и в массовых аудиториях. Точно так же некоторые нормативы, разработанные в различных культурах, относительно временных характеристик общения выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации. Ряд исследователей (Э. Холл, Дж. Трейджер и др.) занимаются изучением специфических наборов пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций. Эти вычлененные наборы получили название «хронотопов». Описаны, например, такие хронотопы, как хронотоп «больничной палаты», «вагонного попутчика» и др. Специфика ситуации общения создает здесь иногда неожиданный эффект воздействия: например, не всегда объяснимую откровенность по отношению к первому встречному, если это «вагонный попутчик»).

Э. Холл в своих работах отмечает, что у каждого народа существует свое представление о дистанции, которая должна разделять собеседников.

Экспериментальным путем были выделены четыре межличностных расстояний, каждое из которых имеет ближнюю и дальнюю фазы.

Визуальное общение – это контакт глазами, первоначальное изучение которого связывали с интимным общением.

Для специалиста, работающего в системе субъект-субъектных отношений, знание особенностей контакта глазами важно, ибо от этого зависит установление взаимодействия с людьми. Именно поэтому специалист должен помнить следующие правила:

Тактильные средства невербального воздействия – это прикосновения, которые делятся на приятные и неприятные, вынужденные и специальные. В профессиональной деятельности важным тактильным средством является рукопожатие, осуществляемое при приветствии людей.

Чтобы постичь характер человека, нужно обладать и некоторыми методическими приемами изучения личности в процессе коммуникации, которые строятся на невербальном восприятии внешнего облика человека.

Первым таким приемом является изучение внешнего облика незнакомого человека при встрече с ним лицом к лицу. Будет ли это попутчик в поезде, рабочий (служащий) на приеме по личным вопросам у руководителя, пациент на приеме у врача, устраивающийся на работу человек в отделе кадров.

Джозеф Белл заметил Конан Дойля, выделил его из массы студентов и сделал кем-то вроде лаборанта во время демонстрации больных. «Так я,- писал Конан Дойль,- получил прекрасную возможность изучить его методы и заметил, что он, бросив острый взгляд на пациента, часто узнает больше за несколько секунд, чем я из всех своих вопросов. Иногда он ошибался, но большей частью его прозорливость была поразительной. Его догадки казались чудом для сборища Ватсонов, окружающих его, но как только он давал объяснения, оказывалось, что все очень просто. Неудивительно, что, повстречавшись с таким человеком, я позже, пытаясь создать образ сыщика-ученого, использовал и широко разработал его метод».

Видимо, нет нужды пересказывать способности Конан Дойля замечать мельчайшие детали во внешнем облике человека, его одежде, манере держаться, которые позволяют сделать некоторые предпо­ложения о его характере, профессии и привычках. Иными словами, важное место в определении характера человека, его настроения и помыслов принадлежит одежде.

То, что в этом наблюдении действительно кроются определенные закономерности, свидетельствует, в частности, тест Люшера, который строится на особенностях восприятия человеком цветовой гаммы, в частности, в одежде.

Швейцарский психолог М. Люшер (родился в 1923 году) пред­ложил в наше время цветовой тест, который явился не только методом исследования личности, но и целым направлением в науке о цвете.

Тестом Люшера и его модификациями пользуются не только психологи и психиатры, но и специалисты в области рекламы, дизайнеры, гигиенисты. Суть цветовых тестов заключается в том, что испытуемому предлагается из набора разноцветных карточек выбрать наиболее нравящиеся и ранжировать их, а затем проделать то же самое с теми, которые не нравятся.

Исследования показали, что с помощью цветных тестов можно выявить некоторые особенности личности.

Красный цвет обычно предпочитают физически здоровые, сильные люди, они живут сегодняшним днем и испытывают желание получить все, что хотят, тоже сегодня. Дети, выбирающие из палитры карандашей красный, легко возбудимы, любят шумные подвижные игры. Красный цвет давно стал символом любви и силы. И видимо, не случайно в 1337 году во Франции вышел указ, запрещающий, простолюдинам носить красную одежду. Этой привилегией пользовались только короли, кардиналы и сенаторы.

Отвергают красный цвет, как правило, астенизированные, уставшие люди.

Но некоторые мечтатели, одаренные богатым воображением, вошли в большое искусство. Преобразуя убогую действительность в волшебную сказку, они доставляют радость не только себе, но и людям, создавая прекрасные идеалы. К неистовым мечтателям относился А. Грин.

Нелюбовь к желтому может означать нереализованные надежды, истощение нервной системы.

Людям, выбирающим зеленый цвет, обычно свойственны само­уверенность, настойчивость. Они стремятся к обеспеченности.

Предпочтение синего цвета отражает потребность человека в стабильности, порядке. Синий цвет чаще выбирают флегматики.

Коричневому цвету часто отдают предпочтение люди, неустроенные в жизни.

Цветовые тесты позволяют четко фиксировать динамику эмоциональных состояний в той или другой экстремальной ситуации.

Однако И. Гете в «Годах странствий Вильгельма Мейстера» отмечает еще и следующее:

Хотя склонность следовать моде, примеру других очень сильна в людях, но тем не менее по тому, как человек одевается, можно судить, в какой степени он подвержен психической заражаемости, давлению группы и насколько самостоятелен в самооценке. Одни одеваются как можно незаметнее, стараются ничем не обращать на себя внимание. Другие предпочитают носить яркие, броские, экстравагантные наряды. Третьи умеренны в следовании за модой.

Итак, одежда способна многое «говорить» о содержании духовной сущности людей. Но конечно, лишь по ней делать окончательные выводы о личности нельзя. Для того чтобы лучше понять, Что тот или иной человек из себя представляет, необходимы общение с ним, беседы.

Для того, чтобы одежда поддерживала ваш имидж, характеризовала вас как успешного человека следует соблюдать некоторые правила, связанные с одеждой и умением её носить в определенных жизненных ситуациях. (См. подробнее в статье Т. Моллой «Одежда для успеха» в Приложении 9).

Таким образом, краткий анализ всех систем невербального воздействия показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.

Знание видов коммуникации поможет специалисту, работающему в системе субъект-субъектных отношений, сделать свое общение с людьми интересным, нескучным, многообразным и воздействующим.

Функции вербальных и невербальных сигналов в общении со­впадают. Как те, так и другие:

Правильно построенное вербальное и невербальное речевое воздействие обеспечивает эффективность общения.

1.3.2.2 Факторы, правила и приемы речевого воздействия

Факторы речевого воздействия — совокупность типовых вер­бальных и невербальных сигналов, влияющих на эффективность общения.

Основными факторами речевого воздействия являются:

Примеры нормативных правил: знакомого надо приветствовать, за услугу благодарить, за причиненное неудобство надо извиниться, пострадавшему выразить сочувствие и т.д.

Примеры правил речевого воздействия: чаще обращайтесь к собеседнику, снижайте себя в глазах собеседника, укрупняйте со­беседника, индивидуализируйте собеседника в разговоре, сокра­щайте дистанцию до собеседника и др.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *