Что означает вождь племени
История Древнего Мира 5 класс Вигасин. Вопросы и задания к разделу «Жизнь первобытных людей». Номер №9
Что означают слова и выражения: рубило, копье, гарпун, мотыга, плуг, серп, родовая община, старейшина, племя, вождь племени, знатный, колдовской обряд, жертва, идол, оборотень, душа, “страна мертвых”?
Решение
Рубило – орудия труда, которое представляло собой обработанный камень.
Копье – орудия труда, предназначенное для охоты, представляло собой палку с привязанным заостренным каменным наконечником.
Мотыга – примитивное орудия труда, предназначенное для вскапывания земли.
Плуг – орудия труда, предназначенное для обработки земли; плуг способен рыхлить более твердую землю, чем мотыга.
Серп – орудия труда, предназначенное для срезания колосьев, изготовлялось из дерева или кости.
Родовая община – это человеческий коллектив, главным в котором являлись родственные связи, а жилище, пища, дрова были общими.
Старейшина – это самые опытные и мудрые старики, которые знали повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения.
Племя – это группа людей, объединенных каким−либо признаком (например, верой в единого предка и др.).
Вождь племени – это глава племени, который избирался для ведения военных походов и защиты своих сородичей от врагов.
Знатный – это члены племени (вожди, старейшины), которые приобретали известность, они пользовались почетом, даже если не отличались особой доблестью и умом, им выделяли лучшие участки земли, большую часть военной добычи.
Колдовской обряд – это действия, направленные на то, чтобы вызвать помощь при охоте и др.
Жертва – это подарки (пища, вещи и др.), которые люди преподносили своим богам и духам, чтобы отблагодарить и задобрить их.
Идол – это изображения богов и духов, которые люди высекали из камня, лепили из глины, вырезали из дерева.
Оборотень – это существа, способные превращаться в других существ – людей, камни, животных и любые другие предметы.
Душа – это сверхъестественное существо, которое обитало в каждом человеке, согласно вере первобытных людей.
«Страна мертвых» − это место, куда, согласно древним верованиям, переселялись души предков.
Вождь (племя)
Существовали различные типы вождей:
История
Переход от раннего первобытного общества к позднему был связан с появлением избыточного продукта и системы его перераспределения. Такая система в этнографической литературе получила наименование престижной экономики, так как перераспределение происходило в форме даров. Дарения происходили во время особых торжеств, на которые одна община приглашала членов других.
Чем больше человек дарил, тем выше был его статус как в своей общине, так и за ее пределами. Люди, стремившиеся ко все большему и большему престижу, начали создавать системы отношений, в которых они дарили не только созданное ими самими, но и полученное от других людей. Такие системы могли охватывать всех членов позднепервобытной общины, а люди, стоявшие в центре таких систем, становились единоличными лидерами общины.
Для обозначения мужчин, пользующихся большим авторитетом и влиянием и фактически являющихся предводителями своих общин в этнографической литературе используется термин «бигмен». Статус бигменов сначала не наследовался, но затем в определенных родственных группах возникала тенденция к монополизации бигменства. Однако соперничество между отдельными бигменами (часто между сыновьями одного отца) и связанная с этим сегментация кланов делали такие родственные группы нестабильными.
Но если бигменом в принципе мог стать любой, то вождем мог стать только человек, принадлежавший к определенному узкому кругу, вхождение в который определялось происхождением. Только наследственная передача власти вождя могла обеспечить надежную передчу опыта руководства в бесписьменном обществе и гарантировала, что новый носитель власти будет наделен харизмой. Наследственное лидерство было известно уже на стадии раннепервобытной общины (например, у части аборигенов Австралии и бушменов), но скорее как исключение. Затем наследование власти стало правилом.
Сначала ни бигмены, ни вожди не эксплуатировали своих соплеменников. Но затем они начали использовать свой статус для собственного обогащения. Например, у меланезийцев, когда с ними познакомились европейцы, вожди, как правило, не получали никаких приношений, но, ведая богатствами общин, широко использовали их для собственного обогащения. У маори вожди уже получали от рядовых общинников «дары», и их земельные наделы были больше наделов других общинников. На Фиджи вожди пытались претендовать на земельную собственность общин. На островах Тонга вся земля рассматривалась как собственность вождей, а простым общинники несли в их пользу обязательные повинности и под угрозой смерти им запрещалось переходить от одного землевладельца к другому. Так складывались феодальные отношения.
Таких вождей в литературе обычно называют родоплеменной знатью или родоплеменной аристократией. Власть вождей была особенно велика тогда, когда они одновременно были военными и (или) религиозными лидерами (жрецами). В первом случае в их распоряжении были военные дружины, во втором — религия как средство идеологического и психологического воздействия.
Военные предводители могли происходить из среды как родоплеменной знати, так и прославленных воинов-простолюдинов. С увеличением частоты войн в период разложения родового строя военные предводители нередко оттесняли на задний план или совсем вытесняли других лидеров. Например, у индейцев-ирокезов в XVIII веке два традиционных военных предводителя из племени сенека из второстепенных лидеров сделались главными.
Реже общины возглавляли жрецы, но зато очень часто вожди присваивали себе также и религиозные функции, тем самым освящая, сакрализуя свою власть. Во многих обществах считалось, что вожди обладают сверхъестественной благодатью и являются связующим звеном между высшими силами и простым народом.
Сначала вожди возглавляли лишь одну общину, но затем появились вожди, возглавлявшие вождества, объединявшие несколько общин. Власть в вождестве могла быть как аристократической, так и военной; часто она была сакрализована (так называемые сакральные вожди и вождества), яркий примером чего являются предгосударственные образования Полинезии и Тропической Африки.
Значение слова «вождь»
1. Предводитель войска, племени. [Герри Смит] объявил условия, на основании которых кафрские вожди Британской Кафрарии должны вперед управлять своими племенами под влиянием английского владычества. И. Гончаров, Фрегат «Паллада». Казалось, могилы скифских вождей овеваются дымом жертвенных костров. Первенцев, Испытание.
2. Высок. Руководитель, наставник. [Наталья] повергала на суд его свои мысли, свои сомнения: он был ее наставником, ее вождем. Тургенев, Рудин.
3. Идейный, политический руководитель (общественного движения, партии, класса). Гарибальди являлся для него в ореоле национального героя, и он преклонялся перед гением великого народного вождя. Мамин-Сибиряк, Читатель. Ленин стал основателем, организатором и вождем революционной марксистской партии российского пролетариата. Биография В. И. Ленина.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ВОЖДЬ, я́, м. Предводитель войска (книжн. устар. и ритор.). || Руководитель общественного движения, партии; идейный руководитель. Ленин и Сталин — вожди рабочего класса.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
вождь
1. предводитель, глава племени, родовой общины ◆ Анты создали раннегосударственное образование, во главе которого стоял вождь, возможно, с наследственной властью. В. В. Седов, «Этногенез ранних славян», 2003 г. // «Вестник РАН» (цитата из НКРЯ)
2. общепризнанный идейный, политический и т. п. руководитель ◆ Ведь вождь никого не карает, его дело ― борьба за счастье людей, на всё остальное партией и правительством поставлены другие люди: пусть они сами всё и решают, с них за это и ответ. Ю. О. Домбровский, «Факультет ненужных вещей», часть 5, 1978 г. (цитата из НКРЯ)
3. перен. идейный вдохновитель какого-либо направления в области науки, литературы, искусства ◆ Вдруг кто-то восклицает: «Братцы, так это же Хлебников. Пророк и вождь футуризма!» Александр Иличевский, «Перс», 2009 г. (цитата из НКРЯ)
4. устар. полководец, предводитель войска ◆ Кто в подвигах воинских превосходит // Начальника, тот делается как бы // Вождём вождя У. Шекспир, «Антоний и Клеопатра», (перевод Д. Л. Михаловского)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: крючконосый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
А вождь племени или же вождь является лидером племенное общество или же вождество.
Содержание
Описание
Племенные общества с социальная стратификация под одиночным (или двойной) лидер появился в Неолит [ нужна цитата ] период из более ранних племенных структур с небольшой стратификацией, и они оставались преобладающими на протяжении Железный век.
В случае местный племенные общества, существующие в более крупных колониальных и постколониальных государствах, вожди племен могут представлять свое племя или этническую принадлежность в форме самоуправление.
Этот термин обычно отличается от начальников на более низких уровнях, таких как глава деревни (географически определено) или глава клана (по сути, генеалогическое понятие). Описательное «племя» требует этнокультурной идентичности (расовой, языковой, религиозной и т. Д.), А также некоторого политического (представительного, законодательного, исполнительного и / или судебного) выражения. В определенных ситуациях, особенно в колониальный контекста, самый влиятельный член любого конфедерация или федерация таких вождей племен, кланов или деревень будет называться верховный начальник. Однако этот термин в значительной степени вышел из употребления, и теперь таких персонажей часто называют короли.
Женщину, которая держит вождь по собственному праву или которая унаследовала ее от брака с вождем-мужчиной, также называют вождем. вождь, а старшина или, особенно в случае первого, главный.
История
Антрополог Эльман Сервис различает две стадии племенных обществ: простые общества, организованные ограниченными примерами социального ранга и престижа, и более стратифицированные общества, возглавляемые вождями или племенными королями (вождества). Исторически племенные общества представляют собой промежуточный этап между группа общества из Палеолит этап и цивилизация с централизованным надрегиональным правительством, базирующимся в города. Стратифицированные племенные общества во главе с племенными королями, таким образом, процветали с Неолит этап в Железный век, хотя и в конкуренции с городской цивилизации и империи начиная с Бронзовый век. Важным источником информации для племенных обществ железного века является Греко-римская этнография, который описывает племенные общества, окружающие городскую империалистическую цивилизацию Эллинистический и Римский периоды.
После распада Западной Римской империи племенные царства снова были созданы на большей части Европы в результате Период миграции но они быстро превратились в благородство-основан феодализм после. Посредством Высокое средневековье, они снова объединились в надрегиональные монархии.
Племенные общества оставались преобладающими в большей части Новый мир. Исключениями для племенных обществ за пределами Европы и Азии были общества палеолита или мезолита в Океания и в части К югу от Сахары. Европейцы принудили эти общества к централизованному правительству во время колониализм, но в некоторых случаях племена сохранили или восстановили частичное самоуправление и свой образ жизни.
Условия конкретных племенных вождеств
Америка
К югу от Сахары
Океания и Юго-Восточная Азия
Современные государства или регионы, обеспечивающие организованную форму племенного вождя
Аравия
Арабы, в частности полуостровные Арабов, кочевые бедуины и многие иракцы и сирийцы в основном организованы в племена, многие из которых имеют официальных представителей в правительствах. Вожди племен известны как шейхи, хотя этот термин также иногда применяется как почетный титул к духовным лидерам суфизма.
Боливия
В Афроболивийцы, признанный этнический округ Боливии, во главе с король название которого также признано правительством Боливии.
Ботсвана
В Ботсване правящая кгоз различных племен имеют законные полномочия выступать в качестве советников правительства в качестве членов Нтло я Дикгози, Национальный Дом вождей. В дополнение к этому, они также служат в качестве председателей племенных кготлас, собрания всех членов племен, на которых обсуждаются политические и социальные вопросы.
Канада
Группа является основной единицей управления среди Первые нации в Канаде (раньше назывались «индейцы»). Большинство групп избирают вождей, избираемых либо напрямую всеми членами группы, либо косвенно советом группы, эти вожди признаны канадским государством в соответствии с условиями Индийский закон. Кроме того, могут быть традиционные наследственные или харизматические вожди, которые обычно не входят в официальное правительство, санкционированное Индийским законом. В 2012 году в Канаде было 614 групп. [3] Также существует национальная организация, Ассамблея первых наций, который выбирает «национального вождя», который будет выступать в качестве представителя всех групп коренных народов Канады.
Офисы и традиционные царства нанас Ганы конституционно защищены республиканской конституцией страны. Вожди служат хранителями всех традиционных земель и культур традиционных областей. Они также являются членами ганской Национальный дом вождей.
Нигерия
Хотя как Нигерийские традиционные правители и более широкий вождь не упоминаются в текущих конституция, они получают свои силы от различных так называемых Законы начальников и поэтому юридически признаны. Традиционные правители и избранные вожди обычно входят в состав каждого федеративного государства. Государственный совет традиционных правителей и вождей.
Океания
В Соломоновы острова иметь Закон о местном суде, который уполномочивает вождей заниматься преступлениями в их общинах, тем самым обеспечивая им значительную эффективную власть.
Филиппины
Апо Родольфо Агилар (Кудол I) служит вождем Tagbanwa племена людей, живущих в поселениях Бануанг Даан и Кабугао на острове Корон, Палаван, Филиппины. Его позиция признана филиппинским правительством.
Южная Африка
Такие цифры, как король зулусского народа и королева дождя имеют политическое признание в Южной Африке, потому что они получают свой статус не только из племенных обычаев, но и из пункта о традиционном лидерстве действующей конституции страны.
Уганда
Доколониальные государства, существовавшие на территории современной Уганды, были упразднены после обретения независимости от Великобритания. Однако после конституционных реформ 1993 года некоторые из них были восстановлены в качестве политически нейтральных избирательных округов государства правительством страны. Йовери Мусевени. Такие цифры, как кабака Буганды и омукама из Торо олицетворяют класс угандийских вождей.
Соединенные Штаты
Исторические культурные различия между племенами
Как правило, племя или нация считается частью этническая группа, обычно делятся культурными значения. Например, лесной дом Чиппева исторически построенные жилища из коры деревьев, в отличие от Большие равнины-жизненные племена, у которых не было бы доступа к деревьям, кроме торговли, например, для палки. Таким образом, племена Великих равнин могли обычно жить в покрытых кожей типис а не домики из коры. Но некоторые племена равнин строили свои земные домики, как, например, Пауни. [1] В Народ пуэблотем временем строили свои жилища из камня и земли.
Политическая власть в племени
Можно считать, что вождь обладает всей политической властью, скажем, с помощью красноречия или примером. Но на североамериканском континенте исторически было возможно избежать политической власти другого путем миграции. В Минго, например, были ирокез которые мигрировали дальше на запад в малонаселенные Страна Огайо в течение 18 века. Два Haudenosaunee, или Ирокезы, Гайавата и великий миротворецсформулировал конституция для Конфедерации ирокезов.
Племена были умиротворены частями армии Соединенных Штатов в девятнадцатом веке, а также подвергались принудительному обучению в последующие десятилетия. Таким образом, для сегодняшних племен необычно иметь чисто индейское культурное происхождение, и сегодня коренные американцы во многих отношениях являются просто другой этнической принадлежностью светского американского народа. Поскольку формальное образование сейчас уважается, некоторым нравится Питер Макдональд, навахо, оставили свою работу в основной экономике США, чтобы стать председателями советов своих племен или аналогичных органов самоуправления.
Не всем вождям племен нужны мужчины; Вильма Манкиллер был известным вождем народа чероки. Кроме того, хотя источником власти может быть вождь, он или она, как правило, не вправе владеть властью без согласия какого-либо совета старейшин. Например: Чероки мужчинам не разрешалось участвовать в войне без согласия совета женщин.
Экономическая власть в племени
Поскольку нации были суверенными, с договорными правами и обязательствами, племена Висконсина вводили новшества. Индийская игра в 1988 г. [5] то есть казино с резервациями, которые с тех пор стали АМЕРИКАНСКИЙ ДОЛЛАР$14 миллиардов промышленных предприятий по всей стране. Это имитировали во многих штатах, где до сих пор проживают коренные американские племена. Деньги, которые это приносит, вызвали политический скандал. Например, Тигуа племя, которое покинуло свои исконные земли в Нью-Мексико во время восстания пуэбло в 1680 году, а затем поселились на земле в Округ Эль-Пасо, Техас, заплатил [6] для маловероятного возвращения в племя из-за Джек Абрамофф гласность.
Многие племена за свои деньги пользуются профессиональным менеджментом. Таким образом Мескалеро Апач обновили свою гостиницу горных богов, включив в нее азартные игры, а также прежний туризм, ночлег и катание на лыжах в старой гостинице.
Нация навахо отклонила заявки на открытие казино в 1994 г., но к 2004 г. Шипрок казино было свершившийся факт.
Вождь
Существовали различные типы вождей:
Переход от раннего первобытного общества к позднему был связан с появлением избыточного продукта и системы его перераспределения. Такая система в этнографической литературе получила наименование престижной экономики, так как перераспределение происходило в форме даров. Дарения происходили во время особых торжеств, на которые одна община приглашала членов других.
Чем больше человек дарил, тем выше был его статус как в своей общине, так и за ее пределами. Люди, стремившиеся ко все большему и большему престижу, начали создавать системы отношений, в которых они дарили не только созданное ими самими, но и полученное от других людей. Такие системы могли охватывать всех членов позднепервобытной общины, а люди, стоявшие в центре таких систем, становились единоличными лидерами общины.
Для обозначения мужчин, пользующихся большим авторитетом и влиянием и фактически являющихся предводителями своих общин в этнографической литературе используется термин «бигмен». Статус бигменов сначала не наследовался, но затем в определенных родственных группах возникала тенденция к монополизации бигменства. Однако соперничество между отдельными бигменами (часто между сыновьями одного отца) и связанная с этим сегментация кланов делали такие родственные группы нестабильными.
Но если бигменом в принципе мог стать любой, то вождем мог стать только человек, принадлежавший к определенному узкому кругу, вхождение в который определялось происхождением. Только наследственная передача власти вождя могла обеспечить надежную передчу опыта руководства в бесписьменном обществе и гарантировала, что новый носитель власти будет наделен харизмой. Наследственное лидерство было известно уже на стадии раннепервобытной общины (например, у части аборигенов Австралии и бушменов), но скорее как исключение. Затем наследование власти стало правилом.
Сначала ни бигмены, ни вожди не эксплуатировали своих соплеменников. Но затем они начали использовать свой статус для собственного обогащения. Например, у меланезийцев, когда с ними познакомились европейцы, вожди, как правило, не получали никаких приношений, но, ведая богатствами общин, широко использовали их для собственного обогащения. У маори вожди уже получали от рядовых общинников «дары», и их земельные наделы были больше наделов других общинников. На Фиджи вожди пытались претендовать на земельную собственность общин. На островах Тонга вся земля рассматривалась как собственность вождей, а простым общинники несли в их пользу обязательные повинности и под угрозой смерти им запрещалось переходить от одного землевладельца к другому. Так складывались феодальные отношения.
Таких вождей в литературе обычно называют родоплеменной знатью или родоплеменной аристократией. Власть вождей была особенно велика тогда, когда они одновременно были военными и (или) религиозными лидерами (жрецами). В первом случае в их распоряжении были военные дружины, во втором — религия как средство идеологического и психологического воздействия.
Военные предводители могли происходить из среды как родоплеменной знати, так и прославленных воинов-простолюдинов. С увеличением частоты войн в период разложения родового строя военные предводители нередко оттесняли на задний план или совсем вытесняли других лидеров. Например, у индейцев-ирокезов в XVIII веке два традиционных военных предводителя из племени сенека из второстепенных лидеров сделались главными.
Реже общины возглавляли жрецы, но зато очень часто вожди присваивали себе также и религиозные функции, тем самым освящая, сакрализуя свою власть. Во многих обществах считалось, что вожди обладают сверхъестественной благодатью и являются связующим звеном между высшими силами и простым народом.
Сначала вожди возглавляли лишь одну общину, но затем появились вожди, возглавлявшие вождества, объединявшие несколько общин. Власть в вождестве могла быть как аристократической, так и военной; часто она была сакрализована (так называемые сакральные вожди и вождества), яркий примером чего являются предгосударственные образования Полинезии и Тропической Африки.