Что означает время как философская категория время

Время глазами философов

Когда мы говорим о вечности, чаще мы имеем в виду не бессмертие, а время.

Каждый человек хотя бы раз задумывался о значении данного понятия. Первоклассник, шагая за знаниями, рассуждает, когда ему возвращаться домой. Беременная женщина мечтает о моменте встречи с долгожданным малышом. Взрослый с внутренней дрожью боится той минуты, когда уйдут из жизни родители. Старец, уставший от забот, вспоминает свои счастливые дни и уже не боится конца. Такие мысли есть рассуждения о времени.

Философы пошли дальше – решили изучить его сущность, разработать концепции.

Как философия объясняет время

Что означает время как философская категория время. Смотреть фото Что означает время как философская категория время. Смотреть картинку Что означает время как философская категория время. Картинка про Что означает время как философская категория время. Фото Что означает время как философская категория времяПонятие имеет неопределенную, неосязаемую сущность. Оно подобно точке отсчета. Если говорить об определении, то время в философии – это безвозвратное чередование прошлого, настоящего, будущего. В границах чередования заключаются события человеческого бытия. Но даже настолько понятными словами невозможно дать точное описание. Веками человечество гадает о природе понятия, различные поколения, культуры высказывали предположения на этот счет. По сей день не существует конкретного доказанного определения.

Некоторые мыслители считают время объективным понятием, другие субъективным. Древние цивилизации заметили цикличность. Восход — закат (день), весна – зима (год). Позже мыслительный человеческий процесс констатировал его линейность, взаимосвязь с пространства. Средневековые мудрецы открыли междисциплинарное направление – темпорологию. Существовала даже Международная исследовательская организация, президент которой (Дж.Т. Фрезер) выдвинул теорию универсальности понятия. В стенах общества, основываясь на теоритических междисциплинарных материалах, происходили колоссальные исследования. Опыты только подтвердили невозможность однобокого изучения.

История развития общества прослеживает четыре концепции: реляционную, субстанциальную, статическую, динамическую.

Концепции разнятся выражением взаимосвязи между объектами и временем.

Представление времени в литературе

В литературе понятие определяется, как временное построение, передаваемое разными ракурсами перевоплощения, действия и понимания через литературные произведения, как разновидности искусства. Искусство выступает информационным средством.

В литературном произведении действие происходит между тремя субъектами – автор, главный герой, читатель. Из этого следует, что текст связан с временем следующими координатами:

Время нахождения литературного издания никак не связано с временем, которое оно отображает, так как произведение есть объект эстетического осмысления. Он показывает временное расстояние: изображение реальности, как целостной картины; передача условий существования предмета; отображение прошедшего, настоящего, будущего; изменения одного и того же художественного образа. Объект не эстетического осмысления не передает динамику.

Существует четвертая координата – художественное время (внешний событийный фон художественной реалии произведения). Фабульное (возможность действий, реакции, жесты персонажа) выступает его частью. Оно необходимо для конкретной датировки действий, ощущения реальности созданной действительности.

На самом деле для автора понятие выступает способом изображения главного персонажа жизни.

Свойства времени

Свойства разнообразны. Но их легко получится свести к следующим понятиям:

Вечность. Никто не знает, когда произошел мир. О том, было ли начало устали спорить гениальные умы. Поэтому проблема «начала» остается нерешенной. Существует теория «Большого взрыва», последствием которого стало возникновение Вселенной. Взято за основу, что мир всегда был, есть, будет, то есть констатируется вечность бытия.

Длительность. Она характеризуется продолжительностью бытия, сроком бытия от его начала до конца. Длительность воспринимается, как событийный процесс, определяющий собственную жизнь человека. Ее отражает мгновение, но оно же является ее антиподом. Длительность — универсальное свойство времени, которое можно измерить часами. Суть измерения заключается в сравнении разных длин.

Необратимость. Это не универсальное свойство отражает цикличность, которую удобно рассмотреть на примере «Колеса фортуны» — когда удача сменяется неудачей, а судьба требует терпеливости.

Упорядоченность. Упорядоченность характеризуется полярностью, которая гласит, что прямое и обратное направления не совпадают, потому что стрела часов имеет четкий курс на будущее, но не обратно.

Непрерывность. Парадоксальное качество, подразумевающее, что стрела времени способна хотя бы на мгновение находиться в покое. Миф был развеян Аристотелем: «существует момент бытия, не его остановка», а из этого следует вывод, что парадокса нет.

Специфичность. Свойство характеризуется качеством, количеством. Качество времени отражает состояние объекта, его изменения. Количество является отношением определенного момента (события) к общему.

Временные концепции

Практика трехтысячелетнего изучения времени разработала четыре основные концепции, о которых уже упоминалось выше. Рассмотрим их подробнее.

Реляционная(относительная). Время не существует отдельно от объектов, поскольку является проявлением их свойств. Ввел реляционную концепцию Аристотель на основании передвижения физических тел во времени. Его высказывание детализирует: «время – количество движений по отношению к прошлому, будущему». Теория относительности подтверждает сущность концепции, согласно которой оно является отношением между физическими моментами и объектами.

Субстанциальная. Ее определяет время независимо существующей действительностью, так же как пространство и материя. Декарт считал его пустотой, содержащей все разнообразие Вселенной. Ньютон видел понятие независимым от объектов, событий фоном.

Что означает время как философская категория время. Смотреть фото Что означает время как философская категория время. Смотреть картинку Что означает время как философская категория время. Картинка про Что означает время как философская категория время. Фото Что означает время как философская категория время

Статическая. Принимает события действительности реальными моментами настоящего. Временная стрела отсутствует. Писатель Лайтман на основании статической концепции предположил существование большого количества Вселенных.

Динамическая. Динамическая концепция предполагает временную шкалу, которая содержит прошлое, настоящее, будущее. Система подтверждает четкую их взаимосвязь, сохранение цельности на фоне изменений, влияние прошедшего на грядущее. Динамическая тенденция вносит в концепцию большую фундаментальность, чем материя и пространство за счет линейной формы.

Физика, ее нерешенные проблемы

Философствование о времени затронуло и научную сферу. Поскольку сущность его тесно связана с физическими процессами, детальным изучением явления занялась физика. Исследования привели к ряду проблем, которые то решались, то снова имели место быть.

Проблема абсолютности. Свойство абсолютности, то есть состояния везде, всегда быть одной и той же длинны, заметил Ньютон. Из него вытекает следующее правило – движение в обратном направлении не повлияет на уравнение механики. Но Эйнштейн своей теорией относительности доказал его неразрывность с пространственным измерением. Солнце своей огромной массой, искажает временное пространство, из-за чего Земля совершает эллиптические вращения вокруг светила.

Что означает время как философская категория время. Смотреть фото Что означает время как философская категория время. Смотреть картинку Что означает время как философская категория время. Картинка про Что означает время как философская категория время. Фото Что означает время как философская категория время

Проблема сингулярности. Но теория относительности тоже оказалась спорной, она породила проблему сингулярности – состояния Вселенной в период начального расширения. Хокинг имел на данный аспект такой взгляд: «Общепринятое определение времени заменяется понятием мнимого. Оно входит в уравнение наряду с пространственными координатами, поэтому исчезает разница между временной осью, направлениями координат». По-другому проблему сингулярности решает теория гравитации – сущность пространства и времени применима только до минимальных планковских масштабов.

Проблема свойств. В теории физического вакуума возникает понятие временного кванта, который с помощью бюонов формирует трехмерное пространство. Это противоречит концепции многомерных пространств.

Временной отсчет

Философия отсчета времени предполагает – все системы зависят от него, происходят в нем, поэтому возникла необходимость отсчета. Для этого ввели единицы измерения: секунды, минуты, часы. А также сутки (день, ночь), месяцы, годы.

Позже появилось понятие собственного времени, которое измеряется часами передвигающимися вместе с физическим телом, то есть в собственной системе отсчета.

Источник

Время как философская и общенаучная категория

ВРЕМЯ — философская и общенаучная категория, в которой нашло выражение разнообразие представлений о В.: длительность существования и мера изменений материи (Аристотель, Декарт, Гольбах); внутренняя характеристика души, фиксируется только настоящее, окруженное небытием (Августин); форма проявления абсолютной вечности, преходящая длительность (Платон, Гегель); однородная для всей Вселенной абсолютная длительность (Ньютон); относительное свойство вещей, порядок последовательности состояний (Лейбниц); форма упорядочивания комплекса ощущений (Беркли, Юм, Мах); априорная форма чувственного созерцания (Кант); форма бытия материи, выражающая длительность и последовательность изменений (Энгельс, Ленин). Большинство представлений о В. можно свести к двум основным концепциям: субстанциальной и реляционной. Первая рассматривает В. как длительность, вторая — как особого рода отношение между объектами и процессами.

Большое влияние на становление современных представлений о В. оказал Ньютон. Построенная им концепция пространства и В. явилась мировоззренческой основой классического естествознания. Вернувшись к первоначальному Аристотелеву определению В. как меры движения, Ньютон утверждал, что его ход равномерен и синхронен во всех точках пространства и ни от чего не зависит. Часы, по Ньютону, идут совершенно одинаково во всех уголках Вселенной, начиная с того самого мгновения, когда их запустил Создатель. «Абсолютное, истинное, математическое время само по себе и в самой своей сущности, — писал Ньютон, — без всякого отношения к чему-либо внешнему протекает равномерно и иначе называется длительностью».

Современники не без сопротивления приняли идею Ньютона об абсолютном В. С резкой критикой выступили Г. Лейбниц, Дж. Беркли. Позднее И. Кант объявил В. субъективной формой, необходимой для познания объективного мира. По А. Шопенгауэру, В. — это форма мышления, воли, а по К. Марксу — форма существования материи.

Основное свойство абсолютного В. Ньютона — быть всегда и везде одной и той же длительностью. Из уравнений движения, сформулированных Ньютоном, вытекало и другое свойство: уравнения классической механики оказались нечувствительными к направлению В., в них не изменится ничего, если В. начнет течь в обратную сторону.

Ответ на вопрос, почему В. течет только в одном направлении, был получен, когда были сформулированы законы термодинамики. Из второго начала термодинамики следовало, что энтропия — мера беспорядка системы — во всех реальных процессах может только увеличиваться. На этом основании А. Эддингтон сформулировал следующий закон: «Ничто в статистических свойствах совокупности не может выделить направление времени, если этого не может сделать энтропия». «Стрела В.», согласно концепции Эддингтона, есть свойство энтропии и только ее одной.

Положение изменилось после того, как в 1929 г. Э. Хаббл открыл эффект разбегания галактик. Тем самым было получено экспериментальное подтверждение модели расширяющейся Вселенной А.А. Фридмана. Это послужило основанием говорить еще об одной «стреле В.» — космологической. С этой точки зрения направление хода В. определяется расширением Вселенной. Если когда-нибудь расширение сменится сжатием, то космологическая стрела В. получит направление, противоположное современному.

Кроме термодинамической и космологи-ческой существует также и третья «стрела В.» — психологическая. О ее специфике немало сказано философами. М. Хайдеггер, угадывая его глубокие и парадоксальные свойства, писал о В. как о «протяжении просвета четырехмерной области». О загадочных свойствах психологического В. размышляли поэты: «Мгновенье длится этот миг, но он и вечность бы затмил» (Шекспир в переводе Пастернака). По поводу этого поразительного свойства психологического В. писал В.И. Вернадский: «Процессы в живом веществе идут резко по-иному, чем в косной материи, если их рассматривать в аспекте времени. В этом одна из своеобразных отличительных черт биосферы».

От абсолютного В. физику освободила созданная Эйнштейном теория относительности. Из этой теории следовало, что пространство и В. образуют неразрывное единство, а геометрия мира в присутствии гравитирующих масс перестает быть плоской. Масса Солнца, например, искривляет про- странство-В., и в результате мы видим, что Земля движется вокруг него по эллиптической орбите. В. утрачивает также и свойство абсолютной, ни от чего не зависящей дли-тельности. Теория относительности предсказывает парадокс близнецов: если один из них отправится в космическое путешествие с околосветовой скоростью, то, вернувшись, окажется значительно моложе своего брата. Этот парадоксальный эффект получил экспериментальное подтверждение в опытах с частицами высоких энергий. А в 1960 г. в США Р. Паунд и Г. Ребка подтвердили это предсказание теории относительности, сравнив с помощью прецизионных приборов ход В. на вершине башни и у ее подножия.

Устранив некоторые прежние парадоксы в проблеме В., теория относительности привела к появлению новых. Наиболее трудной для теоретической физики среди этих новых парадоксов оказалась проблема сингулярности, т.е. состояния Вселенной в момент начала расширения, когда математические значения плотности энергии и кривизны пространства—В. обращаются в бесконечность.

Оригинальный способ обойти эту трудность предложил английский физик С. Хокинг. Он записал уравнения относительности, заменив в них обычное В. на мнимое. Мнимое В. получается, если обычное В. умножить на мнимую единицу — корень квадратный из минус единицы. В уравнения, записанные с мнимым В., оно входит точно так же, как пространственные координаты. В этом Евклидовом пространстве четырех измерений исчезает различие между осью В. и направлениями координат. Такое про-странство—В. напоминает поверхность Земли с тем отличием, что имеет на два измерения больше. Поверхность Земли имеет конечную протяженность, но не имеет ни границ, ни сингулярностей. Роль «точек отсчета» играют Северный и Южный полюса.

Другой способ снятия проблемы сингу-лярности подсказывает квантовая теория гравитации: наши понятия пространства и В. можно использовать только до очень малых масштабов, называемых планковскими: I 10″33 см, t

10″43 с. В области масштабов меньше планковских современные физические теории оказываются неприменимыми, поэтому именно их принимают за границу космологической сингулярности.

В области очень малых пространственных масштабов характер течения В. меняется. Из соотношений неопределенностей Гейзенберга следует, что в этой области В. оказывается тесно связанным с энергией. Эта связь проявляется, например, в случае слабых взаимодействий между элементарными частицами. Переносчиками этих взаимодействий являются испускаемые частицами бозоны, которые в 100 раз массивнее протона, причем действуют они на очень малых расстояниях — порядка 1016 см, т.е. в 1000 раз меньше атомного ядра. Оба свойства переносчиков слабых взаимодействий как раз и являются следствием квантовых свойств В., связанных с соотношениями неопределенности: квантовые флуктуации В. служат источником возникновения больших квантов энергии, ответственных за возникновение бозонов.

В модели вакуума Г.И. Шипова фундаментальную роль играет поле инерции, или торсионное поле, описываемое уравнениями физического вакуума с геометрией Римана. Исходным состоянием в рамках этой модели оказывается абсолютный вакуум, представляющий собой пустое однородное и изотропное Евклидово пространство. Этот вакуум является базовым уровнем реальности, абсолютным Ничто. Переход из этого состояния на более высокие уровни реальности осуществляется спонтанно либо под действием внешнего торсионного поля.

Литература:

Пригожин И. От существующего к возникающему. М., 1985;

Новиков И. Д. Куда течет река времени? М., 1990.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 92-94.

Источник

Категория времени в философии. Свойства времени.

В истории философии было две основных точки зрения:

1. Объективность: время атрибут объективной материи.

2. Длительность: выражена в фактах возникновения каждого последующего момента за предыдущим. Нет мгновенного процесса. Материя существует последовательно.

4. Перцепция: выражается в том, что субъективное восприятие длительности времени зависит от психоэмоционального состояния человека (перцептуальное время).

Свойствами времени являются следующие.

1. Объективность – поскольку материя объективно движется, а время атрибут материи, то соответственно оно тоже объективно.

2. Длительность как свойство В. проявляется в фактах возникновения каждого последующего момента вслед за окончанием предыдущего. Никакой процесс не может происходить мгновенно – он длится во времени. длительность обусловлена сохранностью материи и последовательным пребыванием материи в разных качествах.

Субъективное восприятие длительности времени не совпадает с объективной длительностью и в связи с этим появилось понятие психологического (перцептуального) времени. Так, субъективное время зависит от смысла д-ти человека, его настроения и способности к восприятию информации. Если д-ть человеку нравится и у него нормальная переработка информации, то время течет быстро и наоборот, а от процесса и скорости усвоения информации зависит интеллект человека.

3. Время однонаправленно и необратимо, т.е. прошлое порождает настоящее и будущее, но возвратить прошлое невозможно: оно недоступно воздействию, как и будущее. Эти свойства обуславливают ассиметрию причинно-следственных отношений: действие всегда направлено от причины к следствию и не наоборот. Если бы следствие порождало причину, то все следствия должны были исчезать в породивших их причинах. Однако в жизни имеют место такие явления, которые ставят под сомнение данное свойство времени.

Так, существует такое понятие, как «петля времени», т.е. случаи перемещения во времени из прошлого в настоящее или из настоящего в прошлое – эти перемещения противоречат свойству однонаправленности времени.

Однако так или иначе, но объективно в данный момент времени существует только настоящее, а прошлое и будущее существуют только через настоящее: прошлое в виде культурного наследия, а будущее в виде возможностей.

При этом однонаправленность времени не означает, что у движения есть какая-то конечная цель или состояние, т.к. время вечно.

Дата добавления: 2015-01-10 ; просмотров: 12 ; Нарушение авторских прав

Источник

Время как философская категория

Раскрытие сущности времени как формы протекания физических и психических процессов. Представление категории времени в трудах философов. Статус времени в механических системах и системах с саморазвитием. Необратимость законов природы и стрела времени.

РубрикаФилософия
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления01.04.2014
Размер файла24,6 K

Что означает время как философская категория время. Смотреть фото Что означает время как философская категория время. Смотреть картинку Что означает время как философская категория время. Картинка про Что означает время как философская категория время. Фото Что означает время как философская категория время

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство Образования Российской Федерации

Самарский государственный университет

Кафедра Радиофизики, Электроники Твердого Тела и Нано технологий

по специальности философия

«Время как философская категория»

Выполнил: Щербаков А.Н.

Руководитель: Шестаков А.А.

Статус понятия времени в механических системах и системах с саморазвитием

Необратимость законов природы и стрела времени

«Что есть Время? Когда меня спрашивают о нем, я знаю, о чем идет речь. Но стоит мне начать объяснять, я не знаю, что и сказать!» Аврелий Августин

Мы не можем увидеть время, но именно с его помощью мы измеряем нашу жизнь. Получается, что время существует, но его нельзя потрогать руками.

Аналогично его нельзя замедлить и ускорить, сжать по собственной воле. Но иногда нам кажется, что время идет очень медленно! Например, когда ждешь конца рутинного трудового дня. А веселый день, полный развлечений, проходит слишком быстро и не заметно! Поэтому мне трудно поверить, что часы и минуты всегда одинаковы.

Считается, что мы не можем управлять временем. Например, я не могу отправиться в средневековье и пообщаться там с рыцарями. Та эпоха уже в прошлом.

Но все равно я могу управлять временем или распоряжаться, хотя бы частично. Можно запланировать свои дела и успеть все, что запланировал. Можно провести время с пользой: в учебе, спорте, чтении книг и других важных занятиях, хотя это уже отдельная тема. А можно потратить его впустую. Люди часто сетуют о нехватке времени, а сами тратят его на сплетни, пустые развлечения. Кто-то смотрит по телевизору все подряд, а кто-то каждый день с головой погружается в компьютерные игры, и это не считая того, что треть нашей жизни мы тратим на сон.

Зато все люди чувствуют ценность минут, секунд и каждого мгновения, когда, например, ждут «Скорую помощь», вызванную к больному. Или когда на место пожара спешат сотрудники МЧС. Человек также ценит время, когда опаздывает на поезд, не успевая что-то сделать. Иногда не хватает какой-то одной минутки! Вот бы забрать эту минуту у того, кто ее потратил бы впустую! И передать тому, кому она очень нужна! Но, к сожалению, так не бывает. Поэтому все мы должны помнить о ценности времени. Ведь каждая минута нам дана лишь один раз. Зря потерянное время уже не вернется, его заново не проживешь. Поэтому время надо беречь и тратить на то, что имеет смысл.[1]

саморазвитие механическая система стрела времени

«Одно сегодня стоит двух завтра.»

В количественном (метрологическом) смысле понятие время имеет три аспекта:

· координаты события на временной оси. На практике это текущее время: календарное, определяемое правилами календаря, и время суток, определяемое какой-либо системой счисления (шкалой) времени (примеры: местное время, всемирное координированное время);

· относительное время, временной интервал между двумя событиями;

· субъективный параметр при сравнении нескольких разно частотных процессов.

Одним из первых философов, которые начали размышлять о природе времени, был Платон. Время он характеризует в своем трактате «Тимей» как «движущееся подобие вечности». Оно является характеристикой несовершенного динамического мира, где нет блага, но есть лишь стремление им обладать. о Время, таким образом, обнаруживает момент неполноты и ущербности (никогда нет времени). Вечность, напротив, является характеристикой статического мира богов. Аристотель развил это понимание времени, определив его как «меру движения». Такое толкование было закреплено в его «Физике» и оно заложило основу естественнонаучного понимания времени.

Статус понятия времени в механических системах и системах с саморазвитием

«Но в чем состоит сущность первых двух времен: т. е. прошедшего и будущего, когда и прошедшего уже нет, и будущего еще нет? А если настоящее остается действительным временем при том только условии, что через него переходит будущее и прошедшее, то как мы можем приписать ему действительную сущность, основывая ее на том, чего нет? Разве в том только отношении, что оно постоянно стремится к небытию, каждое мгновение, переставая существовать…»

По существу, понятие времени отсутствовало в классической физике в том виде, в каком оно рассматривается в реальной жизни и в науках, изучающих процессы, протекающие во времени и имеющие свою историю. Хотя в качестве переменной время входит во все уравнения классической и квантовой механики, тем не менее, оно не отражает внутренних изменений, которые происходят в системе. Именно поэтому в уравнениях физики его знак можно менять на обратный, т.е. относить его как к будущему, так и к прошлому. Положение существенно изменилось после того, как физика вплотную занялась изучением тепловых процессов, законы которых были сформулированы в классической термодинамике. Если прежняя динамика описывала законы движения тел под воздействием внешних сил, сознательно не обращая внимания на внутренние изменения, происходящие в механических системах, то термодинамика вынуждена была исследовать физические процессы при различных преобразованиях тепловой энергии.

Термодинамика впервые ввела в физику понятие времени в весьма своеобразной форме, а именно необратимого процесса возрастания энтропии в системе. Чем выше энтропия системы, тем больший временной промежуток прошла система в своей эволюции. Поскольку об изменении систем в классической термодинамике мы можем судить по увеличению их энтропии, то последняя и выступает в качестве своеобразной стрелы времени. В механических системах ни о каком реальном времени говорить не приходится. Задав в них начальное состояние (координаты и импульсы), можно согласно уравнениям движения как характеристику однозначно определить любое другое их состояние в будущем или прошлом. Поэтому время в них выступает просто как параметр, знак которого можно менять на обратный, и, таким образом, вернуться к первоначальному состоянию системы. Ничего подобного не встречается в термодинамических процессах, которые являются необратимыми по своей природе.

Необратимые процессы стали изучаться в термодинамике, которая начала исследовать принципиально отличные от механических тепловые явления. Тепло передается от нагретого тела к холодному, а не наоборот. С течением времени оно равномерно распределяется в теле или окружающем пространстве. Все эти простейшие явления нельзя было описывать без учета фактора времени.

Необратимость законов природы и стрела времени

«Чудо противоречит не законам природы, а лишь нашим представлениям о законах природы…»

Впервые выражение «стрела времени» было введено в 1928 г. Эддингтоном в его книге «Природа физического мира». В своей книге Эддингтон прозорливо предсказал конец господства в физике «первичных» (детерминистических) законов и наступление эры «вторичных» (статистических) законов, описывающих необратимые процессы. В том виде, как оно входит в фундаментальные законы физики от классической динамики до теории относительности и квантовой физики, время не содержит в себе различия между прошлым и будущим![5]

Классическая физика представляет пространство-время как прямое произведение одномерного времени на трёхмерное пространство. Преобразования Галилея всегда сохраняют временную координату. Таким образом, ось времени является прямой, а точки её параметризуются одной временной координатой.

Парадокс времени ставит перед нами проблему центральной роли «законов природы». Отождествление науки с поиском «законов природы», по-видимому, является самой оригинальной концепцией западной науки. Прототипом универсального закона природы служит закон Ньютона, который кратко можно сформулировать так: ускорение пропорционально силе. Этот закон имеет две фундаментальные особенности. Он детерминистичен, и он обратим во времени.

Понятие «закон природы» заслуживает более подробного анализа. Мы настолько привыкли к нему, что оно воспринимается как нечто само собой разумеющееся. А в отличных взглядах на мир такая концепция «закона природы» отсутствует. По Аристотелю, живые существа не подчиняются никаким законам. Их деятельность обусловлена их собственными автономными внутренними причинами. В Китае господствовало мнение о спонтанной гармонии космоса, своего рода статическом равновесии, связывающем воедино природу, общество и небеса. Немаловажное значение сыграли христианские представления о Боге как о всемогущем Вседержителе, устанавливающем законы для всего сущего.

Подобные теологические воззрения, казалось, полностью подкреплялись открытием динамических законов движения. Теология и наука достигли согласия. Таким образом, открытие неизменяющихся детерминистических законов сближало человеческое знание с божественной, вневременной точкой зрения.[5]

Сложилось устойчивое мнение, что об однонаправленности времени свидетельствуют фундаментальные физические процессы, протекающие в одном направлении. Они якобы и определяют соответствующие стрелы времени. Наиболее часто выделяют три стрелы: термодинамическую, космологическую и волновую. На самом же деле никакой однонаправленный процесс не может определить ход, течение и направленность времени; необходимо четко отделять направленность времени от направленности процессов.

Поучительно рассмотреть гипотезу Л. Больцмана о возможности таких эпох (“эонов”) в развитии Вселенной, когда энтропия на протяжении больших интервалов времени (космических масштабов) в среднем уменьшается, а не увеличивается, как в нашем теперешнем эоне. В таких эонах термодинамическая стрела времени должна быть направлена в противоположную сторону по сравнению с направлением стрелы в нашем эоне. Однако для того чтобы представление о двух разнонаправленных стрелах времени имело смысл, необходимо ввести некое “сверхвремя”, в котором протекают времена в разных эонах [5]. Это и делает Рейхенбах. Он пишет: «Сверхвремя не имеет направления, но только порядок, однако оно содержит индивидуальные участки, которые обладают направлением, хотя эти направления и изменяются от участка к участку» [8]. По нашему мнению, это “сверхвремя” и есть истинное время, время как универсальная форма движения. Оно действительно не имеет направления (см. ниже). Направление же “стрел времени” на индивидуальных участках отражает направление течения определенных процессов, а вовсе не направление времени.

3. Существует ли «стрела времени?», А. И. Гулидов, Ю. И. Наберухин.

4. П.П.Гайденко. Философская энциклопедия в 4-х томах. М. 2001. С. 451-457.

5. Пригожин И., Стенгерс И. «Время, хаос, квант».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *