Что означает всеобщее священство верующих

Всеобщее священство как вызов и необходимость

Что означает всеобщее священство верующих. Смотреть фото Что означает всеобщее священство верующих. Смотреть картинку Что означает всеобщее священство верующих. Картинка про Что означает всеобщее священство верующих. Фото Что означает всеобщее священство верующих

Данная работа является результатом рефлексии дискуссий о всеобщем священстве на Третьем Евангельском соборе, первой богословской конференции «От греков к варягам», а также в ходе Московского богословского семинара осенью 2012 года. Толчком к этим дискуссиям послужило обсуждение статуса служителей в евангельских церквях и вопросы, связанные с отсутствием в русскоязычном евангельском пространстве понятия о трудовой этике. Дискуссии на Соборе, конференции и семинаре разворачивались вокруг следующих основных тем:

Что вкладывается в понятие «всеобщее священство»?

Как реализовывался или не реализовывался принцип всеобщего священства в истории Церкви?

Какова ситуация относительно всеобщего священства в современной церкви и в чем причина такой ситуации?

Как этот принцип может быть реализован в условиях современной городской общины? Какие изменения в учении и практике современной церкви для этого необходимы?

Всеобщее священство как принципиальная позиция

Известно, что понятие всеобщего священства вводит Мартин Лютер в трактате «К христианскому дворянству немецкой нации», но сама идея укоренена в Писании, причем, еще в Ветхом Завете: Исх.19:4–6. Лишь позже, когда народ отказывается приближаться к Богу, вводится институт жрецов-священников, как посредников между Богом и Божьим народом. Сама эта история показывает, что институт «сугубого священства» не был изначальным замыслом Бога относительно Его отношений со Своим народом. Что косвенно позже подтверждает и Моисей, когда восклицает «О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!» (Числ.11:29)

В Новом Завете происходит обновление и восстановление изначального замысла, что показано в книге Деяний, когда левиты и священники признают власть апостолов, в послании к Евреям в рассуждении о двух видах священства и превосходстве священства Иисуса, а также в послании Петра (1Пет.2:9), в котором, фактически, цитируется текст из Исхода.

Уместно задать вопрос, что есть этот первоначальный замысел? Ведь понятно, что Господь, называя Израиль «царством священников» не имел в виду, что все израильтяне будут только тем и заниматься, что приносить жертвы в Храме!

Кажется, наиболее очевидный (хотя и не обязательно самый верный) ответ на этот вопрос заключается в том, что израильтяне были призваны Богом к тому, чтобы образом своей жизни явить истинного Бога другим народам. Во всяком случае слова Моисея во Второзаконии подтверждают эту догадку:

итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный. Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его? и есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня? (Втр.4:6–8)

Отсюда следует довольно неожиданный вывод, что подлинным священнодействием в глазах Бога является не совершение каких-то ритуалов, а образ жизни, повседневная жизнь людей, верующих в Него. Если это было так задумано еще в Ветхом Завете, тем более это верно для христиан. И подлинный вызов Церкви — воплотить этот замысел в реальность, научить христиан жить так, чтобы сама наша жизнь, наша работа, наши отношения были свидетельством о той Реальности, которую мы зовем Богом…

Всеобщее священство vs апостольское преемство

Понятие «апостольское преемство» формируется постепенно. Приведем наиболее значимые этапы.

Сначала Игнатий Антиохийский (Богоносец) в самом конце I века разделяет позиции пресвитера и епископа, которые до этого полагались как равные; по сути церковной общиной управляла группа лидеров, которые где-то назывались епископами, а где-то — пресвитерами. В пасторских посланиях Нового Завета это равнозначность позиций очевидна даже без глубокого анализа. Игнатий же выделяет епископа как ключевую фигуру, единственного лидера церковной общины города. Пресвитеры и дьяконы ставятся в подчиненное положение, помогая епископу в служении и выполняя те или иные действия по распоряжению или с благословения епископа. Соответственно, в каждом городе может быть только один епископ — так формируются зачатки понятия «каноническая территория». Более того, согласно Игнатия именно епископ несет на себе всю полноту церковности: «где епископ, там и церковь». Уже не община, не собрание народа Божьего является земным выражением Тела Христова, эта функция приписывается одному человеку! Именно этим решением было заложено основание будущих проблем, связанные как с лжеучениями, так и со злоупотреблениями властью.

Второй сюжет связан с именами Иринея, епископа Лиона (конец II века) и Тертуллиана (III век). Именно они вводят понятие апостольского преемства, согласно которому законным является только тот епископ, чье рукоположение можно проследить непосредственно до апостолов. Считается, что сами апостолы рукоположили первых епископов (причем, в том смысле, как это служение понимал Игнатий Богоносец), тем самым передав им особую благодать созидания Церкви. И эта благодать передается через рукоположение последующим епископам. Важно подчеркнуть: поскольку именно епископ на этот момент считается подлинным носителем церковности, то речь идет именно о рукоположении епископов. Пресвитер или дьякон не может передавать эту благодать, они могут служить лишь под руководством и с благословения епископа. Слабое место этой конструкции заключается уже в первом ее звене: понятно, что апостолы не рукополагали епископов в указанном выше смысле, для них носителем церковности являлась община, а список служителей включал куда больше позиций. Но конструкция, введенная Игнатием, обладала мощной притягательностью и ясностью, потому ее основания в тот момент никто не рефлектирует. И апостольское преемство становится нормой церковного строительства на долгое время.

Надо добавить, что Тертуллиан ввел еще один элемент, усиливающий эту конструкцию. Он фактически связал принцип апостольского преемства с ортодоксией, верностью учения. Согласно Тертуллиану верным является учение того епископа, который может показать преемственность своего рукоположения непосредственно от апостолов. В ситуации, когда устному слову доверяют больше, чем письменному, когда еще не произошло официального общецерковного закрепления ни одной из доктрин, когда цепочка передачи еще очень короткая (например, Ириней был учеником Поликарпа, епископа Смирны, а тот, в свою очередь — учеником апостола Иоанна) введение такого принципа было понятным и оправданным. Но на каком основании принцип, рожденный в конкретной ситуации для решения конкретных проблем, стал универсальным для Церкви на все времена? Не свидетельствует ли такой подход о фактическом отступлении от заветов Отцов Церкви, которые не боялись творчески относиться к подученному наследию, прилагая его к конкретной проблеме или ситуации, в то время как их последователи отказались от творческого подхода и возвели ситуативные решения в ранг универсальных принципов?

На эти вопросы еще предстоит найти ответ. Для нас же сейчас важно показать, что введение епископата в его новом понимании и утверждение принципа апостольской преемственности привело к забвению завета о всеобщем священстве верующих. Ведь если благодать на служение передается только в рукоположении, то далеко не каждый может совершать священнослужение. Усиление епископата требовало отказа от «снаряжения святых на дело служения», отказа от того, чтобы считать каждого христианина полноправным священником в том труде, который ему вверен в соответствие с его дарами.

Внимательное чтение Писания дает возможность положить принципиально иной подход к преемственности с апостолами:

От Симео́на Петра, служителя и апостола Иису́са Христа, — тем, кто благодаря оправданию Богом нашим и Спасителем Иисусом Христом, обрел веру, столь же драгоценную, как наша. (2Пет.1:1)

В самом начале своего письма апостол утверждает, что всякий, кто оправдан Иисусом Христом, обрел веру того же качества, что и вера самих апостолов! Иными словами, с апостольской эпохой (и со всей историей Церкви) нас связывает не длинная цепочка епископов, а личная встреча с Воскресшим Христом, благодаря которой произошло преображение наших жизней. Более того, если вера каждого из нас — столь же драгоценна, как и вера самих апостолов, то призвание к священническому служению становится абсолютным императивом для каждого христианина. Новый Завет написан не для епископов как носителей церковности — его книги обращены к каждому христианину и сообществу верующих — церковной общине. Из истории мы знаем, что письма апостолов читались на собраниях церкви, и каждый христианин должен был принимать решения и действовать в соответствие с услышанным. Не апостольская преемственность и епископат, но всеобщее священство и соборность являются новозаветной нормой жизни Церкви. Нормой, за возврат к которой надо бороться, прежде всего, в собственной жизни.

Всеобщее священство vs трудовая этика

В данном разделе мы будем рассматривать примеры протестантской трудовой этики, как наиболее глубоко проработанной. Однако, общие выводы вполне применимы и к другим этическим системам.

Как отмечалось выше, Лютер был первым, кто вновь поставил вопрос о священстве всех верующих. Последующее развитие протестантских стран и США создают впечатление, что принцип всеобщего священства нашел свое воплощение в специфическом отношении к труду и богатству, с легкой руки Макса Вебера получившее название «протестантская трудовая этика». Анализ трудовой этики протестантов, проведенный Максом Вебером, заставляет задуматься о многом. Но для нашего исследования, прежде всего, нужно поставить вопрос, насколько протестантская трудовая этика действительно соответствует духу самой Реформации. Другими словами, вопрос следует поставить так: является ли протестантская трудовая этика адекватным выражением принципа всеобщего священства? На первый взгляд, описанное Вебером отношение к труду и ресурсам есть прямой результат личной веры и ответственности перед Богом за доверенное Им в этой земной жизни. Однако сам Вебер в своей работе неоднократно подчеркивает, что ни у Лютера, ни у других отцов Реформации невозможно найти идей, которые легли в основу подобной этической системы.

Протестантизм, безусловно, поднял достоинство повседневного труда (а также — ценность семейных отношений, домашней работы и воспитания детей) на совершенно новый уровень, тем самым придав высший смысл ежедневной работе. Понимание труда как призвания от Бога дало мощный импульс развитию как отдельного человека, так и целых наций. Но можно ли на этом основании считать, что в этом и был замысел Бога, когда Он говорил о царственном священстве верующих? На этот вопрос мы вынуждены дать отрицательный ответ.

Во-первых, протестантская трудовая этика весьма напоминает этику фарисеев, так ярко переданную в Новом Завете (о чем Вебер прямо говорит в своей работе). Есть четко обозначенные границы, за которые не следует заходить, а в остальном человек волен делать, что угодно. Это может напоминать известное выражение Августина «Люби, и делай, что хочешь», но у Августина призыв любить задает недосягаемую высоту, а потому требует постоянного внутреннего поиска, работы над собой, ежедневного подвига веры. Протестантская этика напротив создавала условия, в которых совесть человека пребывала с спокойном, практически, спящем состоянии. А место поисков запредельного занял идеал спокойной размеренной жизни, приносящей, к тому же, неплохой доход. При таком подходе было легко оправдать эксплуатацию ближнего, несправедливое распределение благ и социальную несправедливость.

Вторая причина, по которой невозможно признать трудовую этику протестантизма подлинным выражением принципа священства всех верующих, заключена в состоянии самих протестантских церквей. Хотя протестантизм формально и отказался от священнической иерархии, изменив и церковное вероучение по этому вопросу, и структуру церковных общин, по факту разделение на священников и мирян осталось. В одних направлениях это может быть менее выражено, чем в других, но в той или иной степени присутствует во всех конфессиях. До сих пор даже протестантизму не удалось реализовать ни призыв к священству всех верующих, ни к соборности жизни церкви. Высота, заданная Евангелием, была сведена до трудовой этики и участия общины в выборах пастора и обсуждении бюджета.

Таким образом, протестантская трудовая этика есть редукция принципа всеобщего священства, сведение его до добросовестного труда и легальной наживы. В этом нет ничего, специфически христианского: чтобы следовать этим этическим нормам, вовсе необязательно иметь личные отношения с Христом. Заметим, что это утверждение в равной мере относится и к любым другим этическим принципам. В христианстве, безусловно, есть и этическое учение, но христианство не может быть сведено к этике. Более того, этика Нового Завета не так уж сильно отличается от других этических систем. Принципиальное отличие христианства в том, что в его основе находятся личные отношения человека с Богом, опыт встречи с Воскресшим, опыт прощения грехов и исполнения Святым Духом. И если мы хотим ответить на вопрос, как вообще возможно всеобщее священство, мы должны искать этот ответ в этом, весьма специфическом направлении.

Источник

Всеобщее священство

Примечание

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Всеобщее священство» в других словарях:

Всеобщее священство — ♦ (ENG universal priesthood) см. Священство всех верующих … Вестминстерский словарь теологических терминов

universal priesthood — Всеобщее священство … Вестминстерский словарь теологических терминов

ДИАЛОГИ БОГОСЛОВСКИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ — постоянно действующие двусторонние или многосторонние встречи и совещания представителей РПЦ с христ. и инославными церквами и конфессиями в XX XXI вв. Формированию этого процесса в 60 70 х гг. XX в. способствовало неск. факторов: вступление РПЦ… … Православная энциклопедия

Мариавитская Церковь — Храм Милосердия и Милости, Плоцк Мариавитская Церковь (польск. Kościół Starokatolicki Mariawitów) независимая христианская конфессия, возникшая … Википедия

БАПТИСТЫ — [греч. βαπτίζω погружать, крестить в воде], одна из крупнейших протестант. деноминаций, возникшая в Англии в 1 й пол. XVII в. Принимая основные догматы Реформации признание Свящ. Писания единственным авторитетом в вопросах веры, оправдание только … Православная энциклопедия

ПРОТЕСТАНТИЗМ — религиозное движение, включающее все те западные вероисповедания, которые не выходят за рамки христианской традиции, но отличаются от римско католической традиции. Слово протестант впервые было использовано на рейхстаге в Шпейере (1529) для… … Энциклопедия Кольера

ЛЮТЕРАНЕ — протестантская конфессия, руководствующаяся вероучительными и организационными принципами, провозглашенными Мартином Лютером в 16 в. Лютеранство старейшая и крупнейшая ветвь протестантизма. Свое происхождение оно непосредственно возводит к… … Энциклопедия Кольера

ЛЮТЕР — (Luther), Мартин (10.XI.1483 18.II.1546) деятель бюргерской Реформации в Германии, основатель нем. протестантизма. Род. в г. Эйслебене (Саксония) в семье б. рудокопа, занявшего затем видное место среди владельцев плавилен и меднорудных разработок … Советская историческая энциклопедия

Баптизм — Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет · Новый Завет … Википедия

Источник

Что означает всеобщее священство верующих

Что означает всеобщее священство верующих. Смотреть фото Что означает всеобщее священство верующих. Смотреть картинку Что означает всеобщее священство верующих. Картинка про Что означает всеобщее священство верующих. Фото Что означает всеобщее священство верующих

Игорь Божко
Служение Иисуса Христа — основание и принцип священства всех верующих

Всеобщее священство — один из главных принципов реформаторской теологии, согласно которому каждый верующий может быть священником, совершать таинства, проводить богослужение, принимать исповедь, проповедовать. Считается, что эта идея была впервые сформулирована в трактате Лютера «К христианскому дворянству немецкой нации». В основе доктрины лежит призыв упразднить искусственно сложившееся в церкви разделение на мирян и духовенство.

— Мартин Лютер. Частная месса и поставление священников. (1533, LW 38:188)

Что означает всеобщее священство верующих. Смотреть фото Что означает всеобщее священство верующих. Смотреть картинку Что означает всеобщее священство верующих. Картинка про Что означает всеобщее священство верующих. Фото Что означает всеобщее священство верующих

Противоположностью такому церковному устройству является широко распространенная в христианстве клерикальная модель, сформировавшаяся еще в ранней церкви, с выделением духовенства в особое сословие и его неизбежным отчуждением от мирян.

В качестве библейской аргументации для «всеобщего священства» чаще всего используют слова апостола Петра: «вы — род избранный, царственное священство» — (1 Пет. 2:9). Но справедливым будет сказать, что все таки главным основанием и живым манифестом этой социо-духовной инновации выступил Сам Основатель христианства — Иисус Христос.

Показательно само по себе уже то, что Всемогущий Бог, имеющий неограниченные возможности, избирает для Своего воплощения на земле провинциальный город, простую, не богатую семью, а в качестве занятия обычное ремесло. Иисус из Назарета не левит, не книжник, не храмовый священник. Он плотник и Сын плотника. Новый Первосвященник приходит родом из народа, как говорится «парень свой».

Молодой мужчина не знатного происхождения, без образования, без статуса раввина или священника, без поддержки семьи и друзей берет на себя ответственность говорить о преобразовании народной веры, предлагает пересмотреть ее богословские основания и перейти на совершенно новый смысловой уровень отношений с Богом, оставив за плечами многочисленные обряды, формальное исполнение закона, тем самым упраздняя целый класс жрецов и связанную с этим индустрию жертвоприношений.

Иисус, будучи простолюдином по происхождению, призывает людей задуматься во что они верят. Он спрашивает как они понимают содержание своей веры, что считают в ней самым важным, а значит спрашивает и о том за кого они почитают Бога? Что думают о Том Кто дал этот порядок вещей, тем самым утверждая право любого человека на такие вопрошания, личные суждения и откровения. Он пробуждает и благословляет само мышление в этом направлении. Личное самостоятельное мышление Иисус провозглашает новой формой познания Бога, называя его поклонением в духе и истине. А прощение и любовь к ближнему провозглашает главными способами служения.

Впервые о церкви и ее основании Иисус заговорил тогда, когда услышал от Петра его личное прозрение, которое Сам и спровоцировал вопросом — «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого». Очевидно, что именно эту, разбуженную и подготовленную Христом, способность каждого человека — воспринимать откровения свыше, непосредственно от Отца, Иисус кладет в основание церкви. «Тогда Иисус сказал ему в ответ: «Блажен ты, Симон, сын Ионы, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах и Я говорю тебе: ты Петр, и на этом камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее.» Мф.16:17-18

Что означает всеобщее священство верующих. Смотреть фото Что означает всеобщее священство верующих. Смотреть картинку Что означает всеобщее священство верующих. Картинка про Что означает всеобщее священство верующих. Фото Что означает всеобщее священство верующих

В новой, основанной Иисусом Христом общине-церкви, никак не обойтись без всеобщего священства. Впредь одно сословие не может поклоняться и приносить жертвы за остальной народ.

Это символизирует и разорвавшаяся в Иерусалимском храме завеса в момент распятия Христа. Отныне доступ во Святое Святых открыт для всех и каждого кто готов принять этот вызов — заглянуть по ту сторону символа, текста, обряда. Слово, а точнее смысл, заменив ритуал, стал главным посредником между Богом и человеком. Новый священник больше не жрец, но прежде всего мистик, богослов и практик иной этики.

Другой, будь он даже «профессиональный священник» не в состоянии замещать меня в молитве, вместо меня думать, прощать, поддерживать отношения любви с окружающими. Не может он вместо меня верить и в конце концов вместо меня спастись! Это могу и должен делать только я сам. Бог становится личным Спасителем, вера становится личной связью, христианство глубоко личной, персональной религией.

Таким образом Сын Человеческий изменяет форму богослужения как Первосвященник, провозглашает волю Божью как Пророк и наделяет новым правом как Царь. Совершая все эти действия Он берет на себя функции священника, пророка и царя.

Иисус Христос — это Евангелие в действии. Он не столько говорит о всеобщем священстве, сколько реализует его, а затем наделяет этим правом Своих учеников. К слову, среди них так же не было «профессионалов культа». Так, главой церкви после Себя Он оставляет Симона — бывшего рыбака, как бы показывая, что на этот раз изначальный замысел Творца о всеобщем священстве для народа Божьего будет не просто вновь предложен, он будет исполнен, только теперь уже во всемирном масштабе.

Быстрое распространение христианства и колоссальный импульс который оно сообщило всей человеческой культуре, можно объяснить тем, что по мимо чувственно-символического восприятия божественного, в нем открываются новые возможности духовного познания: откровенный или смысловой — осуществляемый разумом и экзистенциальный — совершаемый непосредственно волей. Эти два вида богопознания не могут быть удовлетворены посредствам только ритуально символической системы обрядов и церемоний, они требуют вовлеченности всего человека, пробуждения его разума и воли. То есть восприятия и понимания символов христианства, личной теологической рефлексии и участия в служении. Это и есть деятельное священство в его новозаветном понимании.

Для чего это необходимо?

Суть Евангельской вести заключается в том, что Царствие Небесное приблизилось к человекам. Оно намерено проникнуть и освятить собой все аспекты и проявления их жизни: быт, работу, деловые отношения, систему управления, торговлю, брак, образование, политику, одним словом все, а в конечном итоге принять в себя всех принявших его.

Что означает всеобщее священство верующих. Смотреть фото Что означает всеобщее священство верующих. Смотреть картинку Что означает всеобщее священство верующих. Картинка про Что означает всеобщее священство верующих. Фото Что означает всеобщее священство верующих

Но как реализовать такой великий проект через сложившийся класс официального священства, отчужденного от жизни общества, склонного к застреванию в устаревших представлениях об общественной жизни, быстро устающих от движения вперед, не поспевающих за появлением новых культурных форм и явлений, во всем подозревающих кощунство, осуждающих все новое и непонятное? Как говорить с новыми поколениями через священников не знающих их жизни и языка? Кто будет встречаться с людьми в их социальной, экономической и виртуальной реальности, кто приведет современников к глубокой осмысленной вере?

Это возможно лишь в том случае если многие люди, широкие массы поймут идеи Христианства и, пропустив их через себя, реализуют каждый на своем рабочем месте, в семье, в ближнем кругу.

Люди всегда были склонны извлекать выгоду из своих знаний и умений, присваивать и монополизировать те или иные права, закреплять их за собой при помощи законов и институтов. Так было и есть в христианстве. Веру, равно подаренную Богом всем людям, наиболее предприимчивые из рода человеческого во все времена старались структурировать, усложнить и монополизировать с целью последующей перепродажи менее грамотным соплеменникам. Так очень быстро сформировалась клерикальная модель церкви, повторяющая собой ветхозаветную. История России красноречиво свидетельствует против такого подхода. Мы хорошо помним что происходит, когда священство отчужденно от народа, когда церковь не говорит на родном языке, замыкается в монашестве, остается не понятной народному сознанию, стремиться больше к симфонии с властью чем к общению с народом. Когда в 1917 году в России власть поменялась, народное большинство, а это было крестьянство, с поразительным цинизмом и легкостью уничтожало все что было связанно с церковью, отождествляя ее с той самой властью и крепостничеством против которого восстало.

Просуществовавшее на Руси восемь веков православие было забыто за двадцать с небольшим лет. Почему? Потому что оно так и осталось непонятым, принятым лишь поверхностно, формально, как новое суеверие, заменившее собою язычество и растворившееся в нем.

Во Христе мы видим совершенно иную линию поведения. Он понимал, что любая власть условна и временна — реальны только человек и общество. Иисус не искал близости с представителями власти и духовенства — Каиафой, Иродом, Пилатом. Не хотел Он оставаться и элитарным, эксклюзивным обладателем познания о Боге, не замыкался с горсткой избранных в монастырь, не сидел на месте в ожидании приходящих. Не стремился Он и к тому что бы на прямую повлиять на политический или социальный уклад. Не претендовал на власть. Чего он действительно желал, так это изменить «духовную ситуацию времени», внутреннее пространство души человеческой. И поэтому Он не усложнял Откровение, напротив, Он стремился обогатить этим знанием всех и каждого, пытаясь разбудить и научить самостоятельной духовной жизни как можно больше народа. Он искал возможности быть понятым в массах, используя для этого все доступные средства выражения истины. Если мы считаем церковь Телом Христовым значит должны видеть такую же линию и в ее служении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *