Что означает выражение читать человека кратко

Как научиться читать человека: 7 советов от бывшего агента ФБР

Что означает выражение читать человека кратко. Смотреть фото Что означает выражение читать человека кратко. Смотреть картинку Что означает выражение читать человека кратко. Картинка про Что означает выражение читать человека кратко. Фото Что означает выражение читать человека кратко

Умение читать людей сильно влияет на то, как вы с ними взаимодействуете. Когда вы понимаете, что чувствует другой человек, вы можете адаптировать свое поведение, чтобы эффективно влиять на него. Вы сможете понять, когда вам врут или просто скрывают истинные мотивы.

Эти советы мы собрали со страниц блога Лары Кэй. Она 23 года работала в ФБР, а теперь делится своими знаниями и опытом с людьми, которые желают улучшить свои коммуникативные навыки.

Определите базовую линию поведения

Люди очень разны в проявлениях своих эмоций. Будь то радость, спокойствие или дискомфорт — все мы проявляем их немножко по-своему. Между тем, все учебники по профайлингу дают нам стандартизированную картинку.

Кто-то постоянно моргает или чешет голову, потому что волнуется, а у кого это просто безобидная привычка. Это и есть базовая линия поведения: то, как человек ведет себя в привычных условиях, а также его индивидуальные особенности.

Очень важно определить базовую линию поведения человека, перед тем как интерпретировать его поведение. Зная, как он ведет себя в спокойном, расслабленном состоянии, вы сможете легко заметить малейшие отклонения, которые станут ключом к пониманию его мыслей.

Иногда у вас нет достаточного количества времени, чтобы определить базовую линию, например, при знакомстве (тем более, когда вы видите человека впервые, вы понятия не имеете, каков он в обычной жизни). В таком случае нужно с первых же секунд создать человеку максимально комфортную обстановку, которая поможет ему чувствовать себя естественно. И только потом можно переходить к сложным темам, которые эту комфортность (а значит, и базовую линию) разрушат.

Следите за отклонениями

Теперь, когда вы знаете базовую линию поведения, следите за малейшими отклонениями от нее. Например, у человека есть привычка широко раскидывать руки на столе, если у него благодушное настроение. И тут, когда вы начали обговаривать дедлайн проекта, он внезапно скрещивает пальцы, при этом его нога начинает легонько стучать по полу. Его поведение отошло от базовой линии — это сигнал о том, что изменились и его мысли, и внутреннее состояние. Человек явно почувствовал дискомфорт.

Возможно, он понимает, что не успеет к означенному сроку, но не хочет вам отказывать. Это знак, что вам необходимо углубиться в тему, найти причину дискомфорта и разобраться с ней. И точно таким же (аналогичным) образом следует действовать в любых других ситуациях.

Обращайте внимание на группы жестов

Иногда у человека действительно чешется нос, и тогда он его потирает вовсе не из-за волнения или стресса. Иногда собеседник меняет позу не потому, что изменилось его внутреннее состояние, а из-за затекшей ноги. Один невербальный или вербальный сигнал никогда не говорит о чем-то наверняка. Это может быть случайность или исключение из правил.

Обращайте внимание только на комбинации жестов, которые говорят об одном и том же. Если человек заерзал на стуле, при этом почесав шею, а его голос повысился — это уже надежный признак стрессового состояния. Заучите назубок: о состоянии человека говорит только комплекс сигналов.

Сравнивайте и противопоставляйте

Итак, вы заметили, что человек действует немного иначе, чем обычно. Пойдите дальше и посмотрите, повторяет ли он свое поведение с другими людьми в вашей группе или при иных обстоятельствах. Например, оставьте его наедине ненадолго, и последите за ним со стороны.

Это поможет понять искренность его невербального поведения и определить причину. Если с другими людьми он ведет себя нормально, то либо он неискренен с вами, либо причиной его дискомфорта являетесь именно вы или то, что вы говорите.

Посмотрите в «зеркало»

Зеркальные нейроны — это особенные клетки в нашем мозге, которые отвечают за эмпатию. Если собеседник улыбается, зеркальные нейроны срабатывают, и мы улыбаемся тоже. Они помогают нам чувствовать других людей и сопереживать им.

Когда мы видим кого-то, кто нам нравится, наши брови изгибаются, мышцы лица расслабляются, голова наклоняется вперед и кровь притекает к губам, наполняя их. В противоположной ситуации, соответственно, и иные реакции организма.

Если ваш партнер не отвечает взаимностью на такое поведение, значит, его зеркальные нейроны не сработали — что-то более сильное подавило их. Это сигнал, который говорит, что вы (или ваши действия) не понравились партнеру и не вызвали в нем ответных чувств. Неприязнь заблокировала зеркальные нейроны.

Другой человек — это ваше зеркало, и если вы не отражаетесь в нем, что-то идет не так. Обращайте на это особое внимание.

Будьте внимательны к контексту

Контекст определяет все. Никогда не забывайте об этом, иначе ваши попытки чтения человека обречены на провал. Человек может скрещивать руки, по меньшей мере, по трем причинам:

Но популярные блоги о психологии почему-то говорят только об одной причине. Вы должны рассмотреть все и совместить их c контекстом конкретной ситуации.

К этой ситуации можно подойти и с другой стороны. Допустим, вы заметили определенный контекст ситуации, который предполагает появление каких-то чувств и их невербальных знаков у наблюдаемого. Но они почему-то не возникают. Это уже серьезное несоответствие, которое также нуждается в маленьком расследовании.

Обращайте внимание на ключевые слова

На самом деле, невербальные сигналы — это не единственный способ проникнуть «в голову» другой личности. Как считает Лара Кэй, наибольший смысл и значение в человеческой речи несут глаголы. Они предоставляют главную суть выражаемых мыслей и именно на них следует обратить максимум внимания.

К примеру, ваш босс говорит: «Я решил сотрудничать с брендом Х». Ключевое слово здесь «решил». Именно оно в наибольшей степени касается самого босса, его внутреннего состояния и мыслей. Это слово указывает на несколько моментов:

Всего одно ключевое слово помогает сделать немало выводов о внутреннем состоянии человека и его мыслях. Чем больше таких слов вы проанализируете, тем лучше проникнете в цепочку мыслей собеседника.

Резюме

Искусство чтения человека заключается во внимательном наблюдении за его действиями и словами, а также в правильной интерпретации сигналов. Теперь вы знаете один из простейших алгоритмов профайлинга:

Если вам хочется приблизиться в чтении людей к профессионализму, вы можете усовершенствовать свои навыки, пройдя наш курс по профайлингу. Если же полученной информации для вас достаточно, не забывайте применять ее на практике, и ваша коммуникация с окружающими даже за счет этого будет становиться лучше и конструктивнее. Желаем успехов!

Источник

Читать людей, словно открытую книгу: 3 техники, чтобы активировать ваше супервосприятие

Моя работа психиатра предполагает умение «читать» других людей – не ограничиваться тем, что они мне говорят, а понимать, что они чувствуют и кем являются на самом деле. Интерпретируя определенные вербальные и невербальные маркеры, я заглядываю за те маски, которые они демонстрируют окружающему миру.

Полностью понять человека с помощью одной лишь логики практически невозможно, и если вы действительно хотите сделать это, то должны открыть свое восприятие для той важной информации, которую обычно упускаете из виду. Научиться читать наиболее важные интуитивные невербальные «маркеры», с помощью которых люди непроизвольно выдают, что действительно происходит в их сознании и подсознании. Для того, чтобы сделать это, вы должны быть готовы отказаться от изрядной части ваших предубеждений и эмоционального багажа, состоящего из старых обид и столкновений эго, не дающего вам видеть людей такими, какие они есть.

Чтобы научиться «читать» других людей, нужно всегда оставаться объективными и получать из окружающего мира информацию такой, какая она есть, не искажая ее.

Ниже вы найдете краткое описание трех лучших методик, позволяющих добиться этого. Все они потребуют от вас отказаться от чистой логики в пользу альтернативных, нелинейных форм получения информации, но, поверьте, конечный результат стоит того.

Первая техника: Обращайте внимание на язык тела вашего собеседника

Результаты научных исследований указывают на то, что слова отвечают далеко не за всю информацию, передаваемую во время общения. Большая ее часть передается с помощью языка тела (55%), а также тона и тембра голоса (30%). Вы наверняка встречались с ситуациями, когда, казалось бы, добрые и позитивные слова, произнесенные несоответствующим тоном голоса, превращались в свою полную противоположность? А ведь это лишь верхушка айсберга.

При этом вы не должны бросаться и в другую крайность, направляя все внимание на попытки прочесть язык тела собеседника в ущерб всему остальному. Не переключайтесь в аналитический режим и не будьте излишне напряжены. Пусть ваш разум будет расслабленным и текучим. Примите удобную позу, откиньтесь на спинку кресла и просто наблюдайте.

Вот лишь несколько примеров языка тела, на которые нужно обращать внимание во время разговора:

1. Обращайте внимание на внешность собеседника.

Пытаясь «прочитать» других людей, обращайте внимание на то, как они одеты. Что на них? Тщательно выглаженный костюм и начищенные туфли, указывающие на амбиции и стремление достичь успеха? Джинсы и футболка, указывающие на стремление к комфорту и нелюбовь к излишнему официозу? Крест на шее, или, скажем, изображение Будды, указывающее на то, что этому человеку не чужды духовные ценности?

2. Обращайте внимание на его позу.

«Читая» собеседника, задавайте себе следующие вопросы относительно его позы:

Как он держит голову – высоко и уверенно или опустив вниз?
Как он ходит – решительно, широкими шагами или тихо и незаметно, как бы съежившись, что может указывать на низкую самооценку?
А может, он выпячивает грудь вперед, что является практически верным признаком раздутого эго?

3. Присматривайтесь к его движениям.

Наклон корпуса и дистанция

Присматривайтесь к тому, в какую сторону люди наклоняются при разговоре с вами. Как правило, мы наклоняемся в сторону тех, кто нам нравится, и отклоняемся от тех, в отношении кого испытываем неприязнь.

Скрещенные руки или ноги

Эта поза указывает на переход в оборону, гнев или стремление защитить себя от реальных или воображаемых опасностей. А когда люди, сидя, скрещивают ноги, то во многих случаях они направляют большой палец той ноги, которая сверху, в сторону человека, с которым из текущей компании им общаться проще всего.

Попытка спрятать руки

Когда люди прячут руки от чужого взгляда, убирая их на колени, в карманы или, скажем, пряча за спину, это указывает на то, что они, возможно, что-то скрывают.

Покусывание губ или обкусывание ногтей

Когда люди часто покусывают, или облизывают губы, или же обкусывают кутикулу на пальцах, это указывает на то, что они находятся под давлением или в неловкой ситуации и пытаются успокоить себя.

4. Учитесь распознавать выражения лица.

Зачастую те эмоции, которые мы испытываем чаще всего, как бы «впечатываются» в наши лица. Так, глубокие морщины свидетельствуют о том, что мы слишком часто волнуемся или склонны «раздувать из мухи слона». Мимические морщинки в уголках глаз говорят о том, что мы часто улыбаемся и вообще склонны к веселью. Поджатые губы говорят о гневе, презрении или затаенной в душе горечи. Напряженная челюсть и сжатые зубы являются признаками внутреннего напряжения.

Вторая техника: Прислушайтесь к своей интуиции

Вы можете заглянуть в вашего собеседника куда глубже поверхностного впечатления, к которому относится информация, получаемая с помощью языка их тела и слов. Ваша интуиция – это то, что доносит до вас подсознание, которое видит и чувствует куда больше «рационального» сознания.

Интуитивная информация – это, как правило, невербальная информация, которую мы воспринимаем в виде образов, автоматических действий и озарений, а не логических выводов. Если вы хотите действительно понять вашего собеседника – понять, кто он такой за той маской, которую он показывает миру, вы должны довериться своей интуиции. Интуиция позволит раскрыть историю его жизни во всей полноте. Вам ведь нужно именно это, верно?

Вот на какие интуитивные подсказки стоит обращать первостепенное внимание:

1. Прислушивайтесь ко своим инстинктам.

Прислушивайтесь к тому, что говорят ваши инстинкты, к тем ощущениям, которые пытаются что-то сказать вам о человеке еще до того, как он представится и в дело вступит ваше сознание. Наши инстинкты вполне способны сказать, стоит ли доверять этому человеку или же в нем есть нечто сомнительное.

Относитесь к инстинктам, как к встроенному в вашу психику полиграфу – конечно, он не всегда покажет полную правду, но все же к нему стоит прислушаться.

2. Если у вас бегут «мурашки» по коже, это не просто так.

Это замечательный интуитивный механизм, с помощью которого организм дает нам понять, насколько хорошо мы совместимы с людьми, которых повстречали на жизненном пути. Также кожа покрывается «мурашками» тогда, когда мы испытываем дежа-вю, ощущение, будто знаете этого человека уже очень давно, хотя на самом деле только что познакомились.

3. Обращайте внимание на свои озарения.

Иногда во время разговора вы можете испытать мимолетное озарения, в результате которого можете понять что-то очень важное о своем собеседнике. Будьте готовы к его появлению, в особенности во время первого разговора, иначе можете его упустить.

Зачастую мы настолько быстро переходим от одной мысли к другой, что эти критические озарения зачастую просто теряются в потоке. Так что, пытаясь «прочесть» нового знакомого, не забывайте и о собственных мыслях.

4. Следите за интуитивной эмпатией.

Иногда, общаясь с людьми, эмпатия обостряется до такой степени, что вы начинаете чувствовать не только эмоции собеседника, но и его физические ощущения. Так что, пытаясь «прочесть» собеседника, задавайте себе вопросы вроде «А болела ли у меня спина до начала этого разговора? Эти печаль и огорчение мои или они принадлежат моему собеседнику?» Постарайтесь мягко и ненавязчиво расспросить вашего собеседника, чтобы понять, эмпатия ли это.

Третья техника: Почувствуйте эмоциональную энергию собеседника

Любые эмоции являются невероятно сильным проявлением нашей энергии, вибраций нашей души. Мы «ловим» их, словно радиоприемник, с помощью подсознания и интуиции. С некоторыми людьми нам нравится находиться рядом, так как в их присутствии чувствуем себя хорошо. Из компании же других инстинктивно хочется сбежать подальше, так как само их присутствие будто высасывает из нас энергию.

Эту невидимую невооруженным взглядом энергию можно ощутить на небольшом расстоянии от тела, какой бы она ни была – позитивной или негативной. В китайской народной медицине это называется энергией ци, жизненной силой, без которой нельзя быть здоровым.

Чтобы «прочесть» в других людях их эмоциональную энергию, воспользуйтесь следующими приемами:

1. Прочувствуйте, как ощущается присутствие этого человека.

Чувство присутствия – это «сумма» излучаемой нами эмоциональной энергии, и она далеко не всегда соответствует словам и поведению. Это своего рода эмоциональная атмосфера, окружающая нас, словно грозовое облако или солнечные лучи. Так что, пытаясь «прочесть» собеседника, ответьте себе на один простой вопрос: привлекает ли вас чувство присутствия этого человека, или, напротив, вы стараетесь любой ценой его избежать?

2. Смотрите людям в глаза.

Наши глаза – мощные передатчики эмоциональной энергии. Мозг вырабатывает электромагнитное поле, простирающееся далеко за пределы нашего тела, и то же самое относится к глазам. Так что, общаясь с другими людьми, всегда обращайте внимание на их глаза. Что вы в них видите? Заботу? Желание? Спокойствие? Злость? Гнев? Также постарайтесь определить, чувствуете ли вы уверенность в себе в глазах собеседника, или же вам кажется, что он почему-то настороже, или, скажем, ушел в себя, заняв глухую оборону?

3. Обращайте внимание на то, что вы чувствуете во время рукопожатия или объятий.

Мы делимся своей эмоциональной энергией, в том числе, и с помощью физического контакта – она передается примерно так же, как и электричество. Так что спросите себя, как вы ощущаете рукопожатие или объятия с собеседником – теплыми, удобными, уверенными? Или рукопожатие настолько противно, что хочется побыстрее выдернуть руку? Возможно, его рука холодная и липкая, что свидетельствует о тревожности, или мягкая и безвольная, что указывает на его нежелание развивать отношения и пассивность?

4. Прислушивайтесь к тону голоса и смеху собеседника.

Тон и тембр голоса может сказать очень многое о наших эмоциях. Голос создает вибрации, не все из которых воспринимаются нами на сознательном уровне. Во время общения с людьми подмечайте, как на вас воздействует их голос. Возможно, он успокаивает и даже немного повышает настроение? Или кажется, что этот голос проходится по вашим нервам, словно терка? А, может быть, он излишне насмешливый или жалобный?

Новое видео:

Источник

Общение как коммуникация

Что означает выражение читать человека кратко. Смотреть фото Что означает выражение читать человека кратко. Смотреть картинку Что означает выражение читать человека кратко. Картинка про Что означает выражение читать человека кратко. Фото Что означает выражение читать человека кратко Что означает выражение читать человека кратко. Смотреть фото Что означает выражение читать человека кратко. Смотреть картинку Что означает выражение читать человека кратко. Картинка про Что означает выражение читать человека кратко. Фото Что означает выражение читать человека кратко Что означает выражение читать человека кратко. Смотреть фото Что означает выражение читать человека кратко. Смотреть картинку Что означает выражение читать человека кратко. Картинка про Что означает выражение читать человека кратко. Фото Что означает выражение читать человека кратко Что означает выражение читать человека кратко. Смотреть фото Что означает выражение читать человека кратко. Смотреть картинку Что означает выражение читать человека кратко. Картинка про Что означает выражение читать человека кратко. Фото Что означает выражение читать человека кратко

Что означает выражение читать человека кратко. Смотреть фото Что означает выражение читать человека кратко. Смотреть картинку Что означает выражение читать человека кратко. Картинка про Что означает выражение читать человека кратко. Фото Что означает выражение читать человека кратко

Что означает выражение читать человека кратко. Смотреть фото Что означает выражение читать человека кратко. Смотреть картинку Что означает выражение читать человека кратко. Картинка про Что означает выражение читать человека кратко. Фото Что означает выражение читать человека кратко

Коммуникативная сторонаобщения проявляется во взаимном обмене информацией между собеседниками, передаче и приеме знаний, мнений и чувств. Обратите внимание, что информация в общении не просто передается от одного партнера к другому (лицо, передающее информацию, называется коммуникатором, а полу­чающее эту информацию — реципиентом), а именно обменива­ется. Обмен информацией между участниками общения осуществ­ляется как на вербальном (речевом), так и невербальном (нерече­вом) уровне.

На вербальномуровне в качестве средства передачи информа­ции используется человеческая речь. Нередко можно слышать мнение, что речь скрывает истинное лицо человека, но вместе с тем, речь может демонстрировать его, вопреки воле говорящего (см. разд. 1.3).

Эффективность общения чаще всего связывают с коммуника­тивной стороной. Основной целью обмена информацией является выработка единой точки зрения между общающимися, установ­ление согласия по поводу ситуаций и проблем, при этом важно, чтобы передаваемая информация была правильно понята. Умение точно выражать свои мысли и умение слушать являются составля­ющими коммуникативной стороны общения.

На понимание сообщения, которое поступает от коммуника­тора к реципиенту, влияют форма и содержание сообщения, за­висящие от личностных особенностей говорящего и его отношения к слушающему, а также от ситуации, в которой протекает общение. Например, разговор с другом будет отличаться от ваше­го разговора с преподавателем или, в будущем, с клиентами. Кроме того, при общении должен учитываться набор ценностей вашего собеседника, поскольку, рассматривая мир через свое «видение», партнер по общению иначе, чем вы, слышит, видит и размышля­ет. Отсюда непонимание детьми и взрослыми друг друга, так как окружающим предметам и обстоятельствам они придают разное значение.

Помимо этого, посланное сообщение претерпевает изменение под влиянием качеств личности слушающего, а также от его от­ношения к говорящему, содержанию и ситуации общения.

Информация проходит фильтр «доверия — недоверия», вот почему нередко истинная информация может оказаться неприят­ной, а ложь — приятной. В большей степени мы доверяем инфор­мации, полученной от близких людей, и в меньшей — от незна­комых.

Во многих ситуациях общения человек сталкивается с тем, что его слова и побуждения неправильно воспринимаются собесед­ником, «не доходят» до него, т.е. на пути передачи информации возникают какие-то затруднения и препятствия. В этом случае го­ворят о коммуникативных барьерах,которые подразделяются на барьеры непонимания, барьеры социально-культурного различия и барьеры отношения.

Барьеры непонимания.В психологии выделяется четыре уровня непонимания.

Фонетическое непонимание появляется в результате использо­вания непонятного языка, невыразительной речи, речи-скорого­ворки или речи с большим количеством звуков-паразитов (гм-м, э-э. ). Неполное понимание возникает из-за невнятной речи, пло­хой дикции и речи с дефектами. Поэтому, чтобы быть правильно понятым, надо учиться говорить внятно, разборчиво, достаточно громко и избегать скороговорки. Например, быстрая или медлен­ная речь людьми воспринимается по-разному: это зависит от воз­раста, образования, индивидуальных особенностей. Так, пожи­лые люди поймут хуже быструю речь, а молодые — медленную.

Семантические барьеры непонимания связаны с многозначно­стью слов любого языка, когда участники общения используют различные значения слов, имеющие иной смысл.

Использование жаргона, «тайного языка» также приводит к воз­никновению семантического барьера. Кроме этого существует мно­жество специальных профессиональных терминов, которых непро­фессионал не поймет. Так, в книге Ю.С.Крижанской и В.П.Тре­тьякова «Грамматика общения» описывается такой случай:

«Бригадиру строителей надо было поправить балконную стойку, покривившуюся на самом видном месте. Он влез туда с молодым взрослым парнем — новичком на стройке, поддел стойку ломом и приказал:

Парень удивился и спросил:

— Ты что, с ума сошел?

— Бей по ребру. — закричал бригадир и добавил несколько «разъясняющих» слов. Тогда парень размахнулся и ударил бригадира ку­валдой по ребрам. Бригадир птицей полетел с третьего этажа, к счас­тью, в сугроб».

Что означает выражение читать человека кратко. Смотреть фото Что означает выражение читать человека кратко. Смотреть картинку Что означает выражение читать человека кратко. Картинка про Что означает выражение читать человека кратко. Фото Что означает выражение читать человека кратко

Очевидно, бригадир не представлял, что человек может пони­мать слово «ребро» только как ребро человека, а молодой специ­алист, в силу малого профессионального опыта, не имел пред­ставления о том, что у балки тоже могут быть ребра.

Стилистический барьер непонимания возникает при несоот­ветствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля речи и состояния того, кто в данный момент слушает. В этом пла­не поучительна история с иностранцем, который выучил несколь­ко фраз и применил их, но был избит и изгнан. Произошло это потому, что он перепутал слова, которые выражают соболезнова­ния, со словами, которыми желают счастья на свадьбе.

Логический барьер непонимания возникает в тех случаях, когда логика рассуждения говорящего либо слишком сложна для пони­мания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противо­речит присущей ему манере доказательств. Каждый человек живет и действует по своей логике, поэтому при отсутствии представле­ния о логике партнера по общению «срабатывает» барьер непони­мания. Ведь не секрет, что существует «детская», «женская», «муж­ская» логика, влияющая на процесс общения. Преодолеть логи­ческие барьеры непонимания можно при помощи правильных аргументов (подробнее см. разд. 6.1).

Барьеры социально-культурного различияоснованы на социальных, политических, религиозных и профессиональных различиях, кото­рые приводят к отличиям в интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе общения. Так, например, известная по­говорка «сытый голодного не разумеет» характеризует социальное различие. Иногда препятствием в общении может быть профессия, пол и возраст партнера. Психологи доказали, что барьер общения тем меньше, чем выше авторитетность говорящего в глазах слуша­ющего. Иначе говоря, чем выше авторитет, чем легче происходит усвоение предлагаемого сообщения. Пословица «яйца курицу не учат» показывает отношение к партнеру, не имеющему авторитета у собе­седника, т. е. он не авторитет, его можно не слушать.

Барьер отношениясвязан с неприязненным отношением к парт­неру, с недоверием к говорящему, которые «переносятся» на по­лучаемую информацию.

Невербальные средства общениядополняют речевое общение. Психологами установлено, что от 60 до 80 % информации чело­век получает за счет невербальных (неречевых) средств общения. Выделяются следующие виды невербальных средств общения:

1.Кинесика изучает внешние проявления человека, включаю­щие в себя: мимику (движение мышц лица), пантомимику (дви­жение тела — осанка, походка, позы), жесты и взгляд.

2. Экстралингвистика исследует речевые паузы, кашель, плач, смех, а паралингвистика — громкость, тембр, ритм, высоту звука.

3. Такесика изучает прикосновения в процессе общения (руко­пожатие, поцелуй, дотрагивание и пр.).

4. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении (расстояние до собеседника, персональное простран­ство и т.п.).

Количество и качество невербальных сигналов зависит от воз­раста человека, например, у детей невербальные сигналы чита­ются легче, чем у взрослых. Кроме того, на них влияет пол, тип темперамента, социальный статус, национальность. Так, по дан­ным английского психолога, на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции один раз, итальянец — 80, фран­цуз — 120, мексиканец — 180 раз.

От принадлежности человека к той или иной культуре зависит значение одного и того же жеста. Например, «большой палец пра­вой руки, опущенный вниз» у англичан означает неодобрение, у римлян — наказание, а у русских такой жест отсутствует. Покачи­вание головой из стороны в сторону у русских означает «нет», у болгар — «да».

Для правильной трактовки невербального общения специали­сты рекомендуют руководствоваться следующими правилами:

• «читать» следует не отдельные жесты (они, как и некоторые слова, могут иметь несколько значений), а их совокупность;

• жесты следует трактовать в контексте их проявлений («руки скрещены на груди» — при общении этот жест выражает недове­рие, закрытость; при холодной морозной погоде человек со скре­щенными руками попросту замерз);

• необходимо учитывать национальные особенности;

• при «прочтении» жестов не следует приписывать свой опыт и свое состояние другому человеку;

• необходимо помнить о формально-ролевом общении (см. разд. 2.2), т.е. если человек играет роль высокомерного, то и жесты будет использовать соответствующие;

• нужно учитывать факторы здоровья: к примеру, у близоруких людей зрачки всегда расширены, у дальнозорких — сужены.

Рассмотрим некоторые типы невербального общения. В книге Дж. Ниренберга и Г. Калеро «Читать человека как книгу»* (* Ниренберг Дж., Калеро Г.Читать человека как книгу. — М., 1990. — С. 4.) приво­дится пример, показывающий как продавец может понять, что у покупателя на самом деле на уме:

«Если глаза возможного покупателя опускаются на землю, а лицо отворачивается в сторону — вам откажут. Напротив, если рот расслаб­лен, без механической улыбки, подбородок выставлен вперед, то поку­патель, вероятно, обдумывает ваше предложение. Если взгляд встречает­ся на несколько секунд с вашим, одновременно с легкой боковой улыб­кой, доходящей, по крайней мере, до уровня носа, то он склоняется на вашу сторону. И, наконец, если опускается голова на тот же уровень, что и ваша, улыбка расслаблена и энтузиастична, — покупка действи­тельно будет сделана».

Мимикатесно связана с эмоциями (см. разд. 3.4) и позволяет человеку догадаться о переживаемых собеседником чувствах радос­ти, печали, напряжения или покоя. Мимика помогает человеку передавать настроение, отношение к тому, о чем он говорит; ра­дость, гнев, печаль — самые распространенные эмоциональные состояния лица. При выражении радости мускулы лица приходят в движение, и все черты лица кажутся приподнятыми кверху. Носогубные складки резко изменяют форму, дугообразно расходясь от крыльев носа сначала кверху, а потом вниз. Уголки губ оттягивают­ся назад и кверху, щеки также поднимаются вверх, образуя под глазами, у наружных углов мелкие морщины. Брови принимают изогнутый вид. Чувство гнева выражается в мимике нахмуриванием лба, брови сдвигаются. В межбровном пространстве появляются вер­тикальные складки, губы при этом плотно сжаты.

Выражение лица играет важную роль в общении, обеспечивая эмоциональный контакт между собеседниками. Немецкий писатель, литературный, театральный критик Георг Кристоф Лихтенберг (1742—1799) отмечал, что самая замечательная для нас поверхность на земле, — это человеческое лицо. Выражение лица очень сильно зависит от движения губ. Плотно сжатые губы выдают внутреннее напряжение, расслабленные «говорят» о мягкости и открытости.

Улыбкаявляется универсальным средством невербального об­щения. Первоначально улыбка была символом угрозы, но в наше время означает потребность в одобрении, доброжелательность. Некоторые психологи придерживаются мнения, что человек улыба­ется не только потому, что рад чему-либо, но и потому, что улыбка помогает чувствовать уверенность и быть счастливее. Возможно, эта точка зрения спорная, но все же при встрече улыбка снимает насто­роженность первых минут, способствует спокойному, уверенному общению и создает положительный настрой. Улыбка украшает че­ловека, выражает радость встречи, говорит о расположении и дру­желюбии партнера по общению. Психологи рекомендуют слова при­ветствия и благодарности сопровождать улыбкой.

Люди улыбаются по-разному; существуют дружелюбная, иро­ничная, заискивающая, презрительная, насмешливая и другие виды улыбок. При общении с собеседником всегда надо помнить, что улыбка должна выражать дружеское расположение. Улыбка, при которой немного обнажается верхний ряд зубов, выражает большее дружеское расположение, чем обычная улыбка. Однако такую открытую улыбку специалисты не рекомендуют использо­вать при первой встрече, так как она может породить недоверие. Широкая улыбка, когда рот приоткрыт и обнажены оба ряда зу­бов, не используется при знакомстве, она характерна при шутках между друзьями.

Американцы любят повторять: «улыбайтесь». Однако следуя этому принципу, помните, что улыбка должна соответствовать ситуации и не должна вызывать раздражение собеседника.

Взгляд— это первый шаг на пути к собеседнику. Взгляд очень красноречив и выражает самые различные чувства и состояния. Он может быть жестким, колючим, добрым, радостным, откры­тым, враждебным, ласковым, вопрошающим, блуждающим, зас­тывшим и т.д.

Взгляд выражает отношение к собеседнику, люди смотрят друг на друга от 30 до 60 % времени беседы. Зрительный контакт помо­гает регулировать разговор. Когда человек говорит, он обычно реже смотрит на собеседника, чем когда он его слушает. Если говорящий переводит взгляд с партнера на что-то другое и обратно, это озна­чает, что он еще не закончил говорить. Если мысль говорящего закончена, то он, как правило, смотрит в глаза собеседника, как бы сообщая: «Я все сказал, слово за вами». Взгляд в сторону или искоса воспринимается как выражение подозрения и сомнения.

Больше всего нас раздражают люди, которые во время разго­вора опускают веки. Таким способом человек пытается убрать вас из поля своего зрения, потому что вы ему надоели, стали неинте­ресными, или он выражает чувство превосходства над вами (в сочетании с откинутой назад головой).

Зрительный контакт зависит от дистанции между собеседни­ками. Мы больше смотрим на говорящего, когда он находится на некотором расстоянии, и избегаем зрительных контактов, когда он находится вблизи. Чем ближе находится собеседник, тем меньше нужно смотреть ему прямо в глаза, чтобы не вызвать у него неприятного чувства.

Статистики подсчитали, что в произведениях Л.Н.Толстого (1828— 1910) описано восемьдесят пять оттенков выражения глаз и девяносто семь оттенков улыбки.

Мимические выражения лица можно сознательно контроли­ровать для того, чтобы «скрыть» информацию о психологическом состоянии. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если наблюдать за телом человека, за его дви­жениями.

Жесты.В беседе мы часто сопровождаем слова действиями, в которых главную роль играют руки, причем даже простое рукопо­жатие несет информацию о собеседнике. Например, рука для ру­копожатия, поданная ладонью вниз, как правило, означает пре­восходство партнера, рука, поданная ладонью вверх, — согласие на подчинение, а рука поданная вертикально, — партнерское ру­копожатие. Каждый жест человека подобен слову в языке, он не­разрывно связан с ходом мысли и с движением чувств человека.

Для определения понимания информации в психологии ис­пользуют механизм обратной связи,который проявляется в том, что в процессе обмена информацией она помимо своего первона­чального содержания несет сведения о том, как собеседники вос­принимают и оценивают поведение друг друга. Обратная связь подразумевает наблюдение за партнером по общению и оценку его реакций, а также последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения.

В общении специалиста любого профиля с клиентом или кол­легой обратная связь является важным и необходимым условием установления доверительных отно­шений. Благодаря обратной связи мы можем понять, как встречено то, о чем мы говорим, — с одоб­рением или враждебно, открыт со­беседник или замкнут. «Бессловес­ная» обратная связь помогает дос­тичь нужного нам результата.

В общении чаще всего встреча­ются следующие виды жестов:

жесты оценки, при которых человек оценивает информацию: почесывание подбородка, вытяги­вание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание;

жесты самоконтроля: руки сведены за спину, при этом одна сжимает другую или когда человек, сидящий на стуле, вцепился руками в подлокотники;

жесты доминирования: жесты, связанные с выставлением боль­ших пальцев напоказ, а также резкие взмахи сверху вниз;

жесты расположения: прикладывание руки к груди, означающее честность, и прерывистое прикосновение к собеседнику.

Поза— это положение человеческого тела; от умения правильно держаться и двигаться в значительной степени зависит ваш внешний вид. Наша манера стоять, ходить и сидеть яв­ляется дополнительным источником инфор­мации. Очень информативны плечевой пояс и верхняя часть тела человека. Например, высоко поднятые плечи со слегка сутулой спиной и втянутым подбородком свидетель­ствуют о беспомощности, боязливости и не­уверенности, а плечи, спадающие вперед, указывают на чувство подавленности. Свобод­но опущенные плечи «говорят» о внутрен­ней свободе, уверенности, а отжимание плеч назад указывает на активность, решительность (но нередко — на переоценку собствен­ных возможностей).

Человеческое тело способно принимать около тысячи различ­ных положений, из которых в силу культурной традиции каждого народа одни позы являются запретными, а другие — норматив­ными. Позы свидетельствуют об уровне культуры общества. Так, сидеть, развалившись на стуле или положив ноги на стол, в при­сутствии партнера в нашем обществе не принято. Нужно учиться сидеть красиво, удобно и естественно, при этом не следует «плю­хаться» на стул — нужно садиться спокойно и красиво. Не следует также разглаживать юбку после того, как усядетесь. Когда собе­седник сидит, слегка наклонившись вперед, то он выражает вни­мание и сосредоточенность; если же он откинулся назад и поло­жил ногу на ногу, то его вид «говорит» о незаинтересованности, «выключении» из разговора.

В ходе общения можно наблюдать наиболее «читаемые» позы:

открытую, характеризующую искренность и правдивость: открытые ладони рук, развернутых навстречу собеседнику; руки и ноги не скрещены; расстегнутый пиджак;

закрытую, или защитную, означающую реакцию на возмож­ные угрозы или конфликтные ситуации: скрещенные руки; по­садка на стуле верхом, при этом спинка стула является щитом, защитой; а также когда человек сидит на стуле, закинув ногу на ногу или скрестив их;

поза готовности, характеризующая желание активных дей­ствий, энтузиазм в достижении цели: руки лежат на бедрах; туловище наклонено вперед, руки опираются на колени, а ноги опи­раются о пол так, что одна нога выступает чуть-чуть вперед, ос­тавляя другую позади.

Важное значение для общения имеет голос,который является выразителем наших чувств. Тихим голосом разговаривают люди робкие и неуверенные в себе; очень громкая, «взвинченная» речь может восприниматься как резкость и агрессия. В обычной обста­новке нужно говорить с нормальной громкостью, чтобы вас все хорошо слышали. Каждому человеку необходимо работать над по­становкой голоса, особенно это относится к тем, кто постоянно вступает в общение, чья профессия связана со звучащим словом.

Существенное значение имеет гибкость, пластичность голоса, умение легко изменять его в зависимости от содержания речи. Кроме того, очень важен тон речи, т.е. окраска голоса человека, с помощью которой он передает свои чувства и мысли. Ведь тон может изменить содержание речи, придать ей противоположный смысл. Хорошо поставленному голосу свойственно богатство тембральной окраски. Тембр — это окраска звука, яркость, теплота, мягкость и индивидуальность. Не случайно есть голоса, которые привлекают нас и надолго запоминаются.

Одним из важнейших средств может стать умелое использова­ние пауз, которые помогают доносить и воспринимать смысл высказывания. Длительность пауз различна и зависит от причи­ны, которой она вызвана. Голос и жест в сочетании с мимикой помогают человеку создать свой образ.

Проксемиказанимается нормами пространственной и времен­ной организации общения. Выделяют четыре пространственные зоны, или дистанции в общении:

1) интимная (от 0 до 45 см). Из всех дистанций в общении является самой важной и охраняемой человеком; проникнуть в эту зону позволяется самым близким людям;

2) личная (от 45 см до 120 см). Это расстояние используется в повседневном общении среди знакомых людей;

3) социальная (от 120 см до 400 см). Это дистанция официаль­ных встреч с посторонними людьми, людьми, которых мы не очень хорошо знаем (новичок в группе, новый сотрудник в коллективе);

4) общественная, или публичная (от 400 см до 750 см). При общении с большим количеством людей, например лектору, удоб­нее передавать информацию, а слушателям — воспринимать.

Интересно, что определяющим фактором расстояния между общающимися являются социально-возрастные различия. Иссле­дователи отмечают, что чем больше разница в возрасте у общаю­щихся людей, тем больше расстояние между ними. То же проис­ходит при общении людей с разным социальным статусом.

Исследования также показали, что между ростом собеседника и дистанцией общения существует связь: чем выше мужчина, тем более он старается приблизиться к собеседнику, и наоборот. У женщин прослеживается противоположная зависимость, поэтому специалисты рекомендуют учитывать в общении данную законо­мерность.

Задавались ли вы вопросом: почему в местах общественного скопления (кинозал, транспорт, эскалатор и т. п.) чаще всего возникают конфликтные ситуации? Это может быть объяснено втор­жением людей в интимные зоны друг друга. В книге «Психология общения» Е.И.Рогов* (* Рогов Е.И. Психология общения. — М., 2001. — С. 111.) приводит правила, которые А.Б.Добрович сформулировал как неписаные правила поведения современного человека в условиях скученности людей, например, в автобусе или лифте.

1. Ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми.

2. Не рекомендуется смотреть в упор на других.

3. Лицо должно быть совершенно бесстрастным — никакого проявления эмоций не разрешается.

4. Если у вас в руках книга или газета, вы должны быть полно­стью погружены в чтение.

5. Чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть ваши движения.

6. В лифте следует смотреть только на указатель этажей над го­ловой.

Жан де Лабрюйер (1645—1696), французский писатель, мас­тер афоризмов, говорил, что в любом самом мелком, самом не­значительном, самом неприметном нашем поступке уже сказыва­ется весь наш характер: дурак и входит, и выходит, и садится, и встает с места, и молчит, и двигается иначе, нежели умный чело­век.

Вопросы для самопроверки

1. Почему эффективность общения связывают с коммуникативной стороной?

2. Какие коммуникативные барьеры вам известны? Раскройте сущ­ность каждого барьера и приведите примеры из повседневной жизни.

3. Что означает выражение «читать человека»?

4. Какова роль невербального общения в межличностном взаимодей­ствии?

5. Назовите виды невербальных средств общения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *